Велоспорт. Велосипедный спорт. История велоспорта.
Велоспорт.
Велосипедный спорт — это гонки на велосипедах по различным трассам на выявление победителя.
Велосипедный спорт (велоспорт) включает в себя такие дисциплины, как гонки на треке, шоссе, пересеченной местности, горный велосипед, соревнования в фигурной езде и игре в мяч на велосипедах — велополо и велобол и др. Велоспорт также является частью такого вида спорта как триатлон. Основная цель гоночных дисциплин — наиболее быстрое преодоление определённой дистанции на треке или на местности на велосипеде.
- На международном уровне регулятором и организатором соревнований по велосипедному спорту является Международный союз велосипедистов.
- На национальном уровне такие функции выполняют соответствующие национальные организации (в России — Федерация велосипедного спорта России).
- История велоспорта.
- В отличие от многих олимпийских видов спорта, история которых исчисляется тысячелетиями, велосипедный спорт возник сравнительно недавно — в конце XIX века.
Но прежде, чем рассказать о зарождение и развитии велосипедного спорта, уместно будет вспомнить историю возникновения самого велосипеда.
Летописцы велосипедной истории считают родоначальником современной веломашины изобретение немца Карла фон Драйса из Мангейма.
В 1814 году он построил свой деревянный двухколесный велосипед, который имел управляемое переднее колесо и мог двигаться в любую сторону.
В 1817 году Карл фон Драйс получил патент в Германии на изобретение велосипеда. Дальнейшее усовершенствование велосипеда происходило в Западной Европе и Америке.
Официальной датой начала проведения соревнований по велосипедному спорту принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована гонка на велосипедах на 2 000м.
Ее победителем стал англичанин Дж. Мур, который в следующем году триумфально финишировал на первой шоссейной велогонке Париж-Руан на 120км. Победитель англичанин Мур прошел дистанцию за 10 час 45 мин, т.е.
практически со скоростью спортсмена-пешехода.
Изобретатели начали работать над увеличением скорости велосипеда и довели её до 30км/ч. Для этого увеличили переднее колесо и уменьшили заднее.
Велосипеды «Паук».
Эти машины получили название «пауков». Однако езда на них была не безопасна. При малейшем толчке велосипед опрокидывался и седок совершал прыжок через руль. В 1885 году на таком велосипеде Томас Стивенс совершил кругосветное путешествие, передвигаясь со скоростью 60 км в день.
Одновременно с «пауками» стала распространяться другая модель велосипеда, названная «кенгуру». Впервые была применена цепная передача, а увеличение скорости достигалось соотношением шестерен.
Велосипед «Кенгуру».
Дальнейшее совершенствование велосипеда шло очень быстро. Настоящий переворот в этом деле произошел в 1885 году, когда шотландским ветеринаром Денлопом была изобретена и применена полая пневматическая шина. Пневматические шины были тем самым новшеством, которого не хватало велосипеду для окончательного признания его удобным средством передвижения.
- Велосипеды с пневматическими шинами.
- Начиная с 1870 года в различных городах Франции, Италии, Великобритании и других странах начинается строительство велотреков.
- В 1890 году в велосипедном спорте наметилось несколько категорий гонщиков: профессионалы, любители и независимые.
- В 1891 году было положено начало традиционной дорожной гонке Бордо-Париж (600км).
Первый чемпион мира по велогонкам на треке для спортсменов любителей был организован в Чикаго в 1893 году. С 1895 года начинают проводиться чемпионаты мира для спринтеров-профессионалов.
В конце XIX века особой популярностью пользовались шестидневные гонки на треке. Первая такая гонка была устроена в 1896 году в Америке.
Чемпионаты мира по шоссе для любителей стали проводиться с 1921 года на 190км; для гонщиков-профессионалов — с 1927 года на 185км; среди женщин — в 1958 году.
Наиболее известной дорожной гонкой является гонка для профессионалов вокруг Франции — «Тур де Франс». Впервые она состоялась в 1903 году, общая протяженность — 5.000км. Условия этой сверхдальней гонки меняются каждый год, подвергаются изменению и этапы.
Велосипедный спорт — одна из немногих дисциплин, которая была представлена на всех Олимпийских играх современности. Причем для участников Игр I Олимпиады в Афинах был построен трек, во многом отвечающий современным стандартам.
8 апреля 1896 года были проведены первые олимпийские старты спортсменов велосипедистов, в которых приняли участие велосипедисты из 5 стран Европы. В программу соревнований было включено 5 видов гонок на треке и один на шоссе.
Во время проведения I Олимпиады еще не было Международного Союза велосипедистов (УСИ), он возникнет лишь в 1900 году, но завидную настойчивую инициативу по включению велогонок в программу проявили представители Международного союза рабочих велосипедистов «Солидарность».
Долгое время организаторы Олимпийских игр составляли программу соревнований по своему усмотрению иногда устраивая гонки только на треке, как это было в 1900 году и 1904 году, или только на шоссе, как в 1912 году.
Современный регламент олимпийских соревнований в общих чертах стал определяться с 1928 года. Женщины впервые начали участвовать в Олимпиадах начиная с 1984 года.
На первых Олимпийских играх лидировали велосипедисты Франции и Великобритании, затем к ним присоединились спортсмены Дании, Италии, Германии, СССР.
На Олимпийских играх в Атланте в 1996 году велосипедисты крутили педали в погоне за медалями на шоссе, на треке и по дорогам Атланты. Впервые в истории Олимпийских игр присоединился горный велосипед, для которого характерны широкие колеса.
Горный велосипед был изобретен американским хиппи из северной Калифорнии, и в прошлом американцы были лучшими в этом виде спорта. Гонка по пересеченной местности проходила по холмам и рощам парка для верховой езды. Впервые к участию в Играх допущены профессионалы.
Шоссейные велосипеды имеют переключение передач, их может быть 14 и более, кроме того они снабжены первоклассными тормозами.
Трековый велосипед имеет только одну передачу и не имеет тормозов. Скорость велосипедистов на треке на закругленных бортиках может достигать 64,5км в час.
- К началу 1990-х годов приобрели массовую популярность новые виды велосипедного спорта — маунтенбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований.
- На XXVII Олимпийских играх в Сиднее в 2000 году программа соревнований по велосипедному спорту была расширена до 18 видов, из них 7 комплектов медалей разыгрывались между женщинами.
- Появление и развитие велосипедного спорта в России.
- Первые велосипеды, появившиеся в России в конце 1860-х годов, были продукцией заводов Англии и Германии.
В 1880 году Петербургская городская управа зарегистрировала около 100 велосипедов, а через 2 года они появились в Москве. Для булыжной мостовой они были мало пригодны. К тому же езда на них в городе была строжайше запрещена.
Уже в 1882 году в Петербурге было создано первое русское велосипедное общество. Вскоре возникло и Московское общество велосипедистов-любителей и Московский клуб велосипедистов.
1883 год считается датой рождения велосипедного спорта в России. Так как, первое официальное состязание на велосипедах было проведено в Москве 24 июля 1883 года на двух дистанциях 1,5 и 7,5 верст. В этих состязаниях участвовали также американский, австрийский и английские спортсмены.
- Вторым по значению для развития отечественного велоспорта было соревнование, состоявшееся 23 сентября 1884 года на Царском Лугу (Марсовом поле) в Петербурге.
- Эти выступления ускорили создание Петербургского общества велосипедистов-любителей.
- Уже к концу 1880-х годов велосипедные общества были созданы и в других городах России, а велосипедные кружки были во многих губернских и уездных городах.
В 1896 году среди любителей велосипедной езды москвичи увидели Л.Н. Толстого.70-летний писатель прекрасно владел машиной. Почитатели подарили ему велосипед с серебряными спицами.
В 1886 году появилась первая конструкция современного велосипеда с колесами одинакового диаметра и цепной передачей на заднем колесе. Центрами велосипедной жизни стали города Рига, Киев, Одесса.
Вначале состязания проводили на ипподромах и шоссе. В дальнейшем на средства общества и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки).
В 1891 году в Москве был построен трек, покрытый цементом. В Петербурге действовал деревянный трек длиной 250м, который собирался за полчаса. В Одессе в 1894 году был построен первый велотрек с асфальтовым покрытием длиной 360м.
Важнейшим событием в спортивной жизни России явился розыгрыш в 1891 году звания «Первый ездок России». Его назвали первым «Всероссийским чемпионатом». В Москву съехались сильнейшие гонщики Петербурга, Киева, Одессы. В программе была гонка на дистанции 7,5 версты, считавшейся тогда классической. Подобные соревнования были проведены в Москве и в 1892-1894 годах.
В 1894 году впервые был проведен интереснейший вело-марафон от Москвы до Нижнего Новгорода, но шоссе оказалось таким разбитым, что только двое спортсменов смогли доехать до Волги.
В 1895 году появляется самая тяжелая и длительная гонка Петербург — Москва. Победителем ее стал волевой и выносливый гонщик М. Дзевочко. Так, с первенства мира 1896 года, состоявшегося в Копенгагене, он вернулся вторым призером в лидерской гонке на 100км и занял первые места в гонках на 1 и 10миль.
Велосипедная лихорадка гонок, охватившая в конце XIX века Западную Европу и Америку, перекинулась и в Россию. Зритель охотно шел на велогонки. Велосипедный спорт был в расцвете популярности.
На олимпийской трассе впервые русские велосипедисты выступили в Стокгольме в 1912 году. Из 12 гонщиков только один велосипедист закончил 320-километровую гонку, он был 60-м.
После Октябрьского переворота (1917 года) велосипедный спорт в России продолжил активно развиваться.
В 1918 году Тульский губернский олимпийский комитет совместно с Московским кружком велосипедистов организовали в Туле розыгрыш первого чемпионата Советской России. Этим было положено начало развития велосипедного спорта в РСФСР.
В 1920-х годах прошли: первая гонка по Московскому Садовому кольцу, тогда еще вымощенному крупным булыжником, первая встреча гонщиков Москвы и Петрограда, первый чемпионат Сибири, всеукраинская олимпиада в Харькове, первый чемпионат страны, проведенный в 1923 году на Московском ипподроме: соревнования на треке. Чемпионат СССР на шоссе – был проведен в 1928 году.
Резкий толчок развитию советского велосипедного спорта дала Всесоюзная спартакиада 1928 года. (Победитель спринтерской гонки А. Куприянов в течение многих лет занимал пост вице-президента УСИ и ФИАК).
12 августа 1937 года в Москве стартовала первая советская многодневная гонка.
В 1926 году российские гонщики впервые участвовали в матчах с зарубежными спортсменами — членами рабочих спортивных организаций. Тогда советские велосипедисты убедительно победили на состязаниях в Париже и Бермене.
Однако официальный счет выступлениям на международной арене был открыт лишь в 1950-е годы, после признания наших гонщиков Международным союзом велосипедистов в 1952 году. А в Международную любительскую федерацию велоспорта СССР вошел в 1965 году.
Первым советским рекордсменом мира в гонке на треке на 1км с ходу стал Р. Варгашкин.
Олимпийский дебют советских велогонщиков состоялся в 1952 году, но был неудачным. За горечью первых неудач пришла радость первых побед. Первым советским олимпийским чемпионом по велосипедному спорту стал В. Капитонов.
В 1976 и 1980 годах сборная СССР стала олимпийским чемпионом в шоссейной командной гонке, а в групповой гонке на 189км победу праздновал С. Сухорученков.
На Олимпийских играх 1988 года советские велосипедисты завоевали 4 золотые медали, причем А. Кириченко победил в гите — номере программы, в котором наши мастера никогда прежде не поднимались на верхнюю ступень олимпийского пьедестала почета.
- Современный велоспорт.
- Современный велосипедный спорт включает в себя много самых разных дисциплин:
- Шоссейный велоспорт.
- — групповая гонка;
- — индивидуальная гонка;
- -командная гонка;
- — многодневная гонка;
- — гонка в гору (горный тур);
- — критериум;
- — парная гонка.
- Трековый велоспорт.
- — спринт — гонка на треке на два или три круга, в которой принимают участие от двух до четырёх гонщиков. Победителем в каждом конкретном заезде считается тот, кто первым пересёк финишную черту;
- — командный спринт;
- — индивидуальная гонка преследования;
- — командная гонка преследования;
- — гонка по очкам;
- -гит (индивидуальный заезд на 1 км, 500 м или 200 м);
- — мэдисон (парная гонка);
- — кейрин;
- — скрэтч (групповая гонка);
- — омниум (многоборье);
- — гонка на выбывание.
- Велокросс.
- — групповая гонка;
- — гонка с индивидуальным стартом.
- Горный велосипед.
- — Кросс-кантри XC:
- — Олимпийский кросс-кантри: XCO.
- — Марафонский кросс-кантри: XCM.
- — Кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого: XCP (от одного пункта до другого).
- — Кросс-кантри по короткой кольцевой трассе: XCC (критериум).
- — Кросс-кантри гонка на время: XCT (гонка на время).
- — Кросс-кантри командная эстафета: XCR (командная эстафета).
- — Кросс-кантри многодневная гонка: XCS (многодневная гонка).
— Кросс-кантри елиминатор: XCE. Спринт в несколько этапов с выбыванием.
- — Скоростной спуск (даунхилл).
- — Скоростной подъём (апхилл).
- — Байкер-кросс.
- — Свободная езда (фрирайд).
- BMX.
- — BMX-рейс.
- — BMX-дёрт.
- — BMX-верт.
- — Флэтленд.
Велоспорт. Велосипедный спорт. История велоспорта.
Модный женский сайт: Я-самая-красивая.рф (www.i-kiss.ru)
ТОП-20 мировых велорекордов
Велосипед — это давно уже не только вид транспорта, но и целая культура.
Наиболее продвинутые велосипедисты не просто передвигаются из точки А в точку Б, а пускаются в целые путешествия, участвуют в соревнованиях, показывают невероятные трюки и всячески проверяют предел своих возможностей как в велоспорте, так и в производстве байков. А самые отчаянные из них и вовсе ставят рекорды. Мы подготовили для вас ТОП-20 мировых рекордов велогонщиков, путешественников, инженеров и просто любителей велосипеда.
Рекорды скорости
- Самый невероятной скорости на велосипеде умудрился достичь швейцарец Франсуа Жисси. Он установил на свой байк супермощный двигатель в 560 лошадиных сил и решил посостязаться со спорткаром Ferrari F430 Scuderia в соревнованиях по драгрейсингу, чтобы определить, кто первым одолеет дистанцию в 402 метра на французской трассе «Поль Рикар». В итоге, Жисси без труда «уделал» машину уже на старте, умудрившись разогнаться до скорости в 333 км/ч за 4,8 сек. На всю дистанцию у него ушло 6,8 секунд. Свое чудо техники Жисси создал из крепчайших материалов с использованием новейших технических разработок, а мотор сконструировал его друг, специалист в области квантовой оптики. Он придумал и построил компактный и легкий реактивный двигатель, работающий на перекиси водорода. В дальнейшем ученый планирует усовершенствовать свою разработку, чтобы в следующий раз Жисси удалось достичь скорости 400 км/ч.
- Недостижимый на сегодняшний день рекорд скорости на велосипеде без мотора принадлежит Фреду Ромпельбергу из Нидерландов. Этот безумец в 1995 году в свои 50 лет смог разогнаться на соляной равнине штата Юта до 268,83 км/ч. Такой невероятной скорости он достиг благодаря «воздушному колоколу» от идущей впереди машины, рассекающей поток воздуха перед ним. А в качестве «стенки» в этом эксперименте выступали профессиональные драгрейсеры. Велосипед, у него, разумеется, тоже был необычный: Ромпельберг разработал его сам, установив на байк двойную систему. Большая передняя звезда крутила маленькую, к которой была приварена вторая большая звезда с цепью, ведущей к заднему колесу. Это достижение в итоге вошло в Книгу рекордов Гиннеса в категории «самая высокая скорость, развитая человеком на велосипеде».
- Еще один мировой рекорд, на этот раз на горном велосипеде, принадлежит австрийцу из команды Red Bull Маркусу Штоклу, который в сентябре 2007 года разогнался на горнолыжном склоне Ла Парва в Чили до скорости 210,4 км/ч. Длина спуска, расположенного под углом 45 градусов, составляла почти два километра, и Маркусу, экипированному в обтягивающий костюм, на своем байке Intense M6 пришлось задержать дыхание на все 40 секунд заезда, чтобы избежать запотевания смотрового окошка его аэродинамического шлема. Погодные условия (почти растаявший мокрый снег с местами оголенной землей) не позволяли Штоклу совершить более одного спуска. У него был всего один шанс, чтобы выложиться по максимуму, и он им воспользовался.
- Абсолютный же рекорд скорости при спуске на велосипеде с горы принадлежит французу Эрику Бароне, который 28 марта 2015 года разогнался до 223,3 км/ч, побив свой собственный мировой рекорд скорости по самой крутой скоростной снежной трассе в мире. Разница между Штоклем и Бароне заключается в том, что австриец использовал серийный велосипед, а Бароне ехал на единственном на Земле прототипе – карбон, продувка в аэродинамической трубе, 29'' — заднее колесо, 27,5'' — переднее, новая подвеска, 200 мм дисковые вентилируемые тормоза. Костюм гонщика также разрабатывался с целью достижения максимальной эффективности.
Рекорды на расстояние
- Самое большое расстояние, которое проехал человек на велосипеде без остановок ровно сутки, составляет 890,2 км. Рекорд установил Марко Бало из Словении 6-7 сентября 2008 года.
- Один из последних мировых рекордов принадлежит британскому спортсмену Брэдли Уиггинсу. На его счету 4 олимпийских медали и 6 мировых побед на треке, а в 2012 году он выиграл соревнование Тур де Франс. 7 июня 2015 года гонщик стал 6-кратным обладателем рекорда в дисциплине, которая считается одной из наиболее сложных в велоспорте, преодолев на велотреке за час 54,526 км. Причем после финиша он даже смог поднять над собой свой велосипед.
- Еще один сумасшедший рекорд на расстояние установил Майкл Секрест на международных соревнованиях «Финике Интернэшнл Рейсэвэй» в Аризоне (США) в апреле 1990 г. Задним ходом он преодолел рекордное расстояние в 1958,196 км!
- Рекорд можно установить даже на одноколесном велосипеде! Так, с этой задачей прекрасно справился Сэм Уэкелинг, проехав за сутки 453,6 км в Аберистуит, Уэльс, с 29 по 30 сентября 2007 года.
- Приятно, что и наш соотечественник засветился в числе мировых рекордсменов. Например, профессиональные спортсмены-триатлонисты Андреас Фукс и Анатолий Нестеров добрались на велосипедах от Москвы до Владивостока за 13,5 дней во время гонки Транссибирской экстремальной велогонки в 2014 году — самой сложной и продолжительной гонки в мире, проехав в общей сложности 9254 км со средней скоростью 28,3 км/ч. Причем Фукс и Нестеров стали первыми спортсменами-экстремалами, преодолевшими этот маршрут в режиме нон-стоп. Один из них всегда находился в пути — 24 часа в сутки, при любой погоде (причем температура по ночам достигала 4 градусов, временами шел дождь). Их сопровождала команда из 20 человек, каждый из которых имел свои задачи в рамках проекта: делал массаж, готовил еду, вел машину, организовывал, снимал фото и видео и т. д.
- Еще один подобный рекорд установил австрийский велогонщик Вольфганг Фашинг в рамках масштабного велопробега Russia C2C. 3 августа 2014 г. он прибыл в Санкт-Петербург из Владивостока, в одиночку преодолев это расстояние за 21 день 19 часов 36 минут. Чтобы успеть проехать такое расстояние за столь короткий срок, Фашингу пришлось преодолевать до 500 км в день, а на сон у него уходило всего по три-четыре часа в сутки.
Рекорды инженеров
- Дэйв Мур из Роузмида (штат Калифорния, США) спроектировал самый большой в мире велосипед «Франкенсайкл». Его высота составляет 3,40 м, диаметр колеса — 3,05 м. Велосипед был закончен 4 июня 1989 г., и первым на нем проехал Стив Гордон из Мурпарка (Калифорния).
- Самый длинный велосипед без третьего стабилизирующего колеса создал Терри Тессман из Пахиатуа (Новая Зеландия). Его изделие имеет 22,24 м в длину и весит 340 кг. Велосипед был спроектирован и построен 27 февраля 1988 г., четыре велосипедиста проехали на нем 246 м.
- Збигев Розанек из Польши сконструировал самый маленький велосипед в мире и проехал на нем 5 метров. Переднее колесо этого веломалыша – 11 мм в диаметре, а заднее – 13 мм.
- Еще один рекорд установил Николай Алдунин, создав самый маленький в мире велосипед, на котором на практике ездить, конечно, нереально, но в теории возможно, то есть он имеет все те же функции, что и велосипед традиционного размера. Только размер этой модели — всего 2 миллиметра. Причем весь велосипед сделан из золота.
Прочие рекорды
- Чисто рекламный, и все же рекорд, установил колумбийский велосипедист Марко Антонио Навас. На парижском треке «Сипаль» он ездил без остановки 102 ч. А через четыре месяца уже на треке в Риме он превысил свое достижение, крутя педали непрерывно 104 ч 1 мин. Километраж при этом не учитывался.
- Есть и вовсе невообразимые велорекорды. Например, самая большая подводная глубина, на которой человек проехал на велосипеде, – 66,5 метров. Это сделал итальянец Витторио Инносенте 21 июля 2008 года.
- Мировой рекорд на самом маленьком велосипеде установил Питер Розендаль (Швеция). 28 июля 1996 г. в Университете физического воспитания в Будапеште (Венгрия) он проехал 4м на одноколесном велосипеде высотой 20 см и диаметром колеса 18 мм. При этом на устройстве не было никаких насадок или удлинителей.
- Еще одно очень любопытное достижение принадлежит немецкому музыканту Кристиану Адаму из Любека (Германия). Он научился кататься на велосипеде в 4 года, а позже начал играть на скрипке. И вот ему в голову пришла странная мысль совместить эти два занятия, и он стал играть на скрипке, передвигаясь на велосипеде в обратную сторону. Его рекорд – 60,45 километров за 5 часов 9 минут по скоростному шоссе Святого Галлена в Швейцарии. И все это время он играл на скрипке произведения Иоганна Себастьяна Баха, сидя на руле и расположив ноты на седле. Но на этом музыкант-велосипедист не остановился. После многочисленных тренировок он установил новый рекорд: отложив скрипку, он проехал задом наперед 113,3 км всего за 6 часов – у себя на родине, в Германии, по трассе, расположенной недалеко от города Любек. А мог проехать еще, если бы в него не врезался другой велосипедист, совмещавший спорт с наслаждением природой.
- Первый рекорд в прыжках в длину на велосипеде установил Михаэль Прукнер. На ISPO BIKE 2012 Прукнер прыгнул на двухподвесе Kona CoilAir с электродвигателем и пролетел в воздухе аж 22,5 м.
- Француз Роберт Маршан в ноябре 2014 года установил новый мировой велорекорд в категории старше 100 лет. В свои 102 года он преодолел за час 26 км 927 м. Примечательно, что данную категорию Международный союз велосипедистов ввел специально для Маршана в 2012 году — тогда столетний велосипедист проехал за час 24 км 251 м. Теперь Маршан побил свой собственный рекорд, улучшив результат почти на 10%. К слову, в категории от ста и выше французский долгожитель держит первенство и на дистанции 100 км — в 2012-м он преодолел это расстояние за 4 часа 17 минут и 27 секунд.
Возникновение и развитие велоспорта в России и мире ⚽ FreeTips.top
История велоспорта началась более 100 лет назад. За это время появились новые дисциплины, разработаны правила проведения состязаний. Велосипедные гонки также стали частью Олимпийских игр — самых известных международных соревнований.
Велоспорт
Официальная история велоспорта начинается в 1817 году, когда первый патент на выпуск такого устройства зарегистрировал немец Карл Дрез.
Когда и где возник
Нельзя точно сказать, когда возник велоспорт. Первые велосипеды назывались «костотрясами» за деревянные рамы. Кататься по улицам на них было нельзя из-за запрета властей и булыжных мостовых. Проблемой было и общественное мнение, ведь любители этого развлечения считались чудаками.
Велоспорт
Все изменилось, когда в Париже состоялась первая велогонка. Произошло это 31 мая 1868 года. История велоспорта в тот день получила первого победителя в этой дисциплине — английского подданного Дж. Мура. Он успел проехать 2 км быстрей остальных участников.
Развитие велоспорта
Год спустя после первого состязания состоялось новое соревнование — велопробег от Руана до Парижа на расстояние 120 км. В этом же году модернизируют велосипедное колесо, его вид приближается к современному. Деревянную раму меняют на стальную для повышения прочности, а колеса обтягивают резиной. Это уменьшает тряску и позволяет сильней ускоряться, а также выполнять различные трюки.
Развитие велоспорта
В 70-х годах 19-го века по всей Европе массово возводятся бетонные велосипедные треки. В каждой стране проводятся соревнования, принять участие в них может любой желающий. Но при этом существует разделение всех участников на 3 группы: профессионалы, любители и независимые.
История возникновения и развития велоспорта выходит на новый уровень в 1893 году, когда прошло соревнование на первенство не отдельной страны, а мира. Принимающей стороной был американский город Чикаго.
С 1895 года такие велогонки становятся ежегодной традицией, при этом для проведения чемпионата каждый раз выбирается другая трасса.
Первое появление на Олимпийских играх
Впервые велоспорт появился на Олимпийских играх в 1896 году. Программа состояла из 5 видов трековых гонок и одной шоссейной. Участие приняли спортсмены из 5 стран.
Велоспорт на Олимпийских играх
После этих соревнований велоспорт включили в обязательную программу Олимпийских игр.
Становление велоспорта в России
Основная история развития велоспорта в России начинается в 20-х годах 20-го столетия. После революции, с началом развития автопрома, стоимость производства велосипедов снизилась, что сделало их доступным транспортом для всего населения.
История развития велоспорта в России
Советский Союз впервые заявил о себе на международных велосипедных соревнованиях в 1926 году. В Международном союзе велосипедистов гонщики получили признание только к 1952 г. Членом Международной любительской федерации велоспорта СССР стал в 1965 г.
В современной России есть команды для участия в международных соревнованиях. В 2008 г. создана «Катюша», в 2011 году зарегистрирован «Газпром-РусВело». Последний обладает статусом континентальной команды и является участником второго дивизиона.
Строение современного спортивного велосипеда
Современные спортивные велосипеды отличаются от предшественников:
- Конструкцией рамы. Она изготавливается из титана, высокопрочной стали.
- Диаметром колеса и шириной шин. Для гонки по шоссе выбирают конструкции с диаметром 28 дюймов, у горного велосипеда этот параметр чуть ниже — 24-26 дюймов.
- Выносом руля. Основное отличие спортивных велосипедов от обычных — посадка наездника. «Прогулочный» транспорт предполагает размещение тела вертикально с небольшим наклоном вперед. Для успешного участия в гонках нужно горизонтальное положение, которое снижает сопротивление воздуха и позволяет развить большую скорость.
- Сложной системой управления, которая закреплена на рулевой колонке. Переключение скоростей осуществляется с помощью рычагов — манеток. Нажатие на них активирует систему тросов, которая обеспечивает переброс цепи с одних звезд на другие.
- Ободными тормозами. Несколько десятилетий назад единственным способом затормозить транспорт было кручение педалей в обратном направлении, что приводило к остановке и преждевременному износу цепи, поэтому теперь тормоза ручные. При нажатии на рычаг с помощью тросов активируется механизм, который с обеих сторон зажимает обод заднего колеса.
Строение современного велосипеда
Все механизмы разборные, при желании можно заменить вышедшие из строя амортизаторы или тормоза, установить новое седло и отрегулировать его высоту. Починке не подлежит только рама. При ее поломке потребуется приобретать нового «железного коня».
Правила современного велоспорта
В велоспорте есть несколько дисциплин и разные типы гонок. Правила для каждой из них определяются отдельно, но часть нарушений недопустима на любых соревнованиях. Велосипедистам нельзя:
- Объединяться в группы на велогонке с раздельным стартом.
- «Срезать» дистанцию.
- Сталкиваться с другими участниками гонки.
При нарушении этих правил спортсмена удаляют с трассы. В профессиональном велоспорте могут наложить запрет на участие в соревнованиях на несколько месяцев или лет.
Дисциплины велоспорта
Трек, шоссе и маунтинбайк — основные разновидности гонок. Есть еще соревнования, которые требуют выполнения сложных трюков, самыми известными являются Всемирные экстремальные игры.
Трек
Велогонщики участвуют в соревнованиях:
- Индивидуальных на дистанции 200, 500, 1000 м. Задача — преодолеть это расстояние как можно быстрей. Результаты всех спортсменов записываются, побеждает тот, кто потратил меньше времени на прохождение дистанции.
- Групповых на время. Также нужно прийти к финишу первым, но при этом движение по треку усложняется из-за присутствия других участников.
- Гонка по очкам. Заезд, в котором есть много промежуточных финишей. За пересечение каждого из них участнику, пришедшему на промежуток первым, начисляются очки. Побеждает не тот, кто первым пересек финишную черту, а набравший суммарно большее количество очков.
Трек для велоспорта
Соревнования проходят в крытом треке, где угол поворота составляет 42 градуса, а уклон трассы — 12 градусов.
Шоссе
История шоссейного велоспорта получила свое развитие, когда дороги приобрели вид, приближенный к современному. Дисциплина входит в программу Олимпийских игр, есть групповые и одиночные заезды.
История шоссейного велоспорта
Гонка проводится по автомобильной дороге, маршрут включает подъемы и спуски. Дистанция пробега может достигать нескольких десятков километров. Движение по участку, где проводится заезд, перекрывается. За ходом гонки следят с машин, которые едут позади велосипедистов.
Маунтинбайк
Состязания на горных велосипедах проводятся на пересеченной местности с подъемами и спусками. Спортсменам приходится противостоять не только друг другу, но и «капризам» трассы. В этой дисциплине присутствуют:
- Гонка на время.
- Заезд на выбывание.
- Фрирайд — езда по бездорожью с выполнением эффектных трюков, прыжков со склонов и преодолением извилистых тропинок, мостков.
Маунтинбайк
Последний вид спорта финансируется производителями снаряжения. Зрелищные гонки являются основой сюжета фильмов, предназначенных для любителей велоспорта.
Кросс
Соревнования проводятся на пересеченной местности с естественными и искусственно созданными препятствиями. Заезд может быть групповым или с отдельным стартом для каждого участника. Побеждает в соревнованиях тот, кто преодолел большее расстояние за отведенный промежуток времени.
Популярные соревнования
Помимо Олимпийских игр, история возникновения и развития велоспорта насчитывает большое количество гонок. Самыми популярными являются:
- «Тур де Франс» — трехнедельная гонка с финалом в Елисейских Полях. Протяженность трассы от 3 до 4 тыс. км. Победителю в качестве приза полагается желтая майка.
- Трехнедельная «Вуэльта». Испанский тур, аналогичен французским соревнованиям, но проводится в другой стране. Победитель получает красную майку.
- Всемирные экстремальные игры. После своего появления велоспорт сразу приобрел репутацию травматичного вида спорта. Эти соревнования делают его еще более опасным, поскольку спортсмены демонстрируют различные трюки, в том числе на большой высоте.
«Тур де Франс»
Для участия достаточно обладать специальным велосипедом, соответствующей подготовкой и суммой на оплату вступительного взноса.
Польза и вред велоспорта для организма спортсмена
Велосипедный спорт позволяет развить разные группы мышц, натренировать выносливость и избежать проблем с лишним весом.
Но есть и негативные последствия: повышенный риск травм во время гонок, проблемы с суставами ног при избыточном напряжении. Избежать их помогает соблюдение техники безопасности.
Также спортсменам нужно регулярно проходить обследование у врача для своевременного лечения полученных травм и выявления профессиональных заболеваний.
Рекордсмены и рекорды
Самым известным победителем гонки «Тур де Франс» является Лэнс Армстронг. Этот гражданин США занимал первое место 7 раз подряд, с 1999 по 2005 г.
Часовой рекорд езды установил Виктор Кампенартс, гражданин Бельгии. За отведенное время он успел преодолеть расстояние в 55 км.
Часовой рекорд среди женщин принадлежит Виттории Бусси. Женщина из Италии на гонках в 2018 г. смогла проехать за указанный срок 48 км, в последующие годы ни одна из спортсменок не смогла «перебить» эти результаты.
Суточный рекорд принадлежит австрийцу Кристофу Штрассеру. Он установил его 21 марта 2015 г., «накатав» за 24 часа 896,173 км.