Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию

Активное катание на двухколесном транспорте требует наличия начальных навыков быстрого ремонта. При сборах в длительную поездку нужно продумать возможные поломки, взять с собой необходимый набор инструментов.

Многие спортсмены интересуются, как снять каретку с велосипеда своими руками для регулировки, восстановления элемента.

Благодаря подробному описанию можно разобраться, как обслуживать механизм, устранять поломки, проводить сборку. 

Назначение детали 

Каретка велосипеда представляет собой вал, который помещается в полость рамы — стакан. К данному элементу крепятся шатуны, а на них фиксируются педали. Располагается деталь в нижней части конструкции. Механизм состоит из корпуса, чашки, кареточного стакана и оси, вращающейся на подшипниках.

Велосипедная каретка служит для соединения шатунов, их кругового передвижения во время проворачивания педалей. В зависимости от модели транспортного средства подбирают оптимальные детали, которые классифицируют по нескольким параметрам: 

  1. Размеру. Самыми популярными считаются узлы 68 мм. В профессиональной среде чаще используют детали длиной 110, 113 или 122,5 мм.
  2. Возможностью проведения ремонта. Картриджные велосипедные каретки служат до первой поломки. Если появляется люфт, неприятный скрип, придется заменить деталь. Разборные модели подлежат обслуживанию.
  3. Материалами. Бюджетные каретки дополняют чашкой из пластика, который легко ломается при разборке. Сальники защищают подшипники от влаги, поэтому должны быть качественными. 

Велосипедные каретки бывают открытыми и закрытыми. Первые нуждаются в частом техническом обслуживании, подлежат ремонту, разборке, перекрашиванию. Вторые надежно защищены от ржавчины, попадания воды, грязи, пыли, неприхотливы в эксплуатации, однако после поломки испорченную деталь придется заменить новой.

Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию

Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживаниюОткрытая каретка
Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживаниюЗакрытая

Как выявить неисправность 

Механизм прослужит дольше, если обеспечить ему грамотный уход. Замена каретки производится по разным причинам: 

  • сезонное обслуживание, состоящее из очищения, смазки, переборки;
  • устранение люфта;
  • тугое поворачивание оси;
  • заклинивание механизма;
  • появление посторонних звуков в педалях при работе устройства. 

Первые тревожные признаки, свидетельствующие о повреждении задней каретки, — характерные звуки. Скрип возникает при недостаточном количестве смазки, хруст — при попадании грязи в подшипники. При наличии подобных особенностей проводится разбор механизма.

Визуально определить неисправность невозможно, проблемы проявляются только во время езды. Даже незначительные поломки не позволяют полноценно разгоняться, вызывают затруднения при поворачивании педалей. Проведение ремонта каретки велосипеда потребуется при наличии люфтов, которые свидетельствуют об износе подшипников, перекосе оси.

В некоторых случаях для диагностики проблем используют метод «стоячей езды». Для этого необходимо набрать большую скорость, затем встать, опираясь на педали. Если раздается громкий треск, шум, каретку велосипеда придется заменить либо отремонтировать.

Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию

Необходимые инструменты 

Интенсивная эксплуатация транспорта приводит к тому, что конструкция регулярно подвергается воздействию внешних факторов. В связи с этим на поверхности деталей появляется ржавчина, возможны механические повреждения. Устранить негативные признаки можно при помощи систематического, грамотного обслуживания каретки велосипеда.

Любой механизм, независимо от типа, устанавливается в специальный стакан. Именно поэтому для проведения ремонтных работ требуется выполнить его демонтаж. Эта процедура должна производиться в оборудованном помещении с использованием подходящих приспособлений. Если поломка произошла в дороге, снять каретку можно при помощи стандартного набора инструментов. Понадобятся: 

  • гаечные ключи с оптимальными размерами и формами;
  • выжимка для шатуна;
  • отвертка с плоским наконечником;
  • съемники для выпрессовки подшипников;
  • небольшой легкий молоток. 

Предварительно рекомендуется произвести тщательную мойку всех элементов велосипеда, что значительно облегчит выполнение работы. Раму необходимо надежно закрепить для снижения риска получения травм. Демонтаж производят в соответствии с инструкциями компании-производителя, обозначенными в технической документации. 

Несмотря на разнообразие требуемых инструментов, процесс снятия, разборки каретки на велосипеде производится одинаково, независимо от типа механизма. Главное — не забыть, что с правой стороны используется левая резьба.

Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживаниюГаечные ключи
Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживаниюВыжимка для шатуна
Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживаниюОтвертка с плоским наконечником
Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживаниюСъемники для выпрессовки подшипников

Инструкция по демонтажу 

Прежде чем снимать каретку на велосипеде следует подготовить рабочую площадку, убрать все лишнее. Мягкой тряпкой удаляют пыль, грязь, чтобы в процессе разборки посторонние вещества не попали внутрь конструкции. Далее процедура проводится поэтапно: 

  1. Снимают заглушку с шатуна. Обычно этот элемент представлен пластиковой крышечкой, поэтому достаточно слегка поддеть ее отверткой.
  2. Откручивают гайку, закрепляющую шатун на каретке. Потребуется использование подходящего ключа.
  3. Выжимку надевают на крепеж, прикладывают физические усилия. В результате шатун постепенно отделяется от конструкции.
  4. Каретку фиксируют кольцами и специальной чашечкой. Крепежи проворачивают на посадочном месте при помощи легких ударов.
  5. Подшипник, вставленный в каретку, извлекают отверткой. Подтянуть вал каретки можно только с использованием специальных съемников. Обычным инструментом сделать это практически невозможно. 

Сложности могут возникнуть с велосипедами, рамы которых выполнены из алюминия. Откручивание чашек в этом случае требует больших физических усилий. При этом важно выполнить процедуру правильно и аккуратно, иначе ключ сорвется, повредит детали конструкции либо ударит по рукам. Удобны в использовании инструменты с длинными рукоятками.

  • Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию
  • Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию

Обслуживание и устранение поломки 

Своевременный ремонт каретки позволяет продлить срок эксплуатации механизма. Состояние элемента во многом зависит от количества грязи, проникшей внутрь конструкции. Даже незначительное количество посторонних веществ может стать причиной интенсивного износа.

При длительном использовании транспортного средства приходит в негодность подшипник. Незначительные дефекты могут негативно отразиться на качестве езды. Восстановить этот элемент довольно сложно, поэтому самым верным решением станет замена. После того как каретка была снята с велосипеда, проводят следующие манипуляции: 

  1. Оценивают состояние детали. Узлы проверяют на наличие дефектов, неисправностей, обязательно осматривают подшипник.
  2. Оценивают состояние каретки, чашки с фиксатором. Даже незначительные недостатки этих элементов ускоряют износ всего механизма.
  3. Моют изделие. Почистить поверхность можно любым растворителем, подойдет керосин. С обработкой подшипников придется повозиться. Грязь внутри каретки удаляют мягкой тканью, используют спрей.
  4. Смазывают подшипник. Оптимальны составы с густой консистенцией: Солидол, Литол, моторное масло. Подходящее средство наносят тонким ровным слоем на подшипник для предотвращения перегрева и быстрого износа. Смазывают также вал — несущий элемент, который выдерживает высокие нагрузки в процессе эксплуатации транспортного средства. 

Если на велосипед устанавливают новую каретку, механизм предварительно промывают, смазывают. Кареточный узел рамы проверяют на наличие повреждений, мусора. Если внутрь детали попадут опилки, стружки, камешки, это негативно повлияют на ход велосипеда. Концы оси справа и слева отличаются, главное — не перепутать, какой стороной крепится элемент.

Сборка каретки 

Предварительно все части механизма обрабатывают смазкой для продления срока эксплуатации. Только после этого выполняется сборка каретки. Процедура осуществляется следующим образом: 

  1. Кареточную ось нужно установить в правую чашку. Закрутить ее необходимо до упора, чтобы не было люфтов.
  2. Те же манипуляции провести с левой чашкой.
  3. Далее следует собрать шатуны. Действовать нужно аккуратно, иначе надежность крепления снизится. Заглушки необходимо ставить на прежнее место. 

После сборки проводится регулировка механизма. Для этого ось крутят рукой, покачивают из стороны в сторону. В идеале не должно быть люфтов и заеданий. Если наблюдаются даже незначительные недостатки, следует потуже затянуть чашки, стопорные гайки. 

Снять каретку для обслуживания, а затем установить обратно можно только при наличии опыта подобной работы. Необходимо соблюдать предельную осторожность, поскольку незначительные ошибки негативно отразятся на прочности конструкции. 

Разобравшись, как следует откручивать каретку в домашних условиях, можно самостоятельно выполнять ремонт и обслуживание собственного байка. Перед проведением работ велосипед надежно фиксируют, тогда рама не будет болтаться, а конструкция не упадет в самый неожиданный момент. Своевременное обслуживание значительно продлевает срок эксплуатации транспорта.

    Видео

    Как самостоятельно разобрать и снять каретку велосипеда

    Возможно, любители простых периодических велопокатушек не знакомы с таким термином, однако те, кто часто использует велосипед в качестве транспортного средства и уж, тем более, профессионалы в области вело, в курсе, что такое кареточный механизм.

    Читайте также:  Где покататься в Уфе на велосипеде?

    Как и любой механизм, эта деталь со временем подвергается внешнему воздействию, изнашивается или вовсе приходит в негодность, что требует обслуживания, полной или частичной замены. В любом случае, сначала необходимо снять каретку, установить пригодность детали, а затем уже решать, ремонтировать ее или менять на новую.

    Велосипедная каретка: что это и зачем?

    Каретка – это узел, расположенный в средней части рамы, помещенный в специальную полость – стакан. Где искать? Все просто: она спрятана там, где находятся шатуны с педалями и звездами. Основные функции каретки – это соединение шатунов с остовом велосипеда и обеспечение крутящего момента при педалировании.

    Может возникнуть вполне резонный вопрос: а что, без этого приспособления совсем не обойтись? Велосипеда без каретки не бывает. Если такой все же попался, это означает, что он сейчас не в ходу.

    В зависимости от модели велосипеда, каретки отличаются по размерам и ремонтопригодности. Наибольшее распространение получили 68-миллиметровые узлы, но можно встретить и другие диаметры. Диапазон длин кареточного вала: 110мм, 113мм и 122.5 мм.

    Типы кареточных узлов:

    • картриджные (одноразовые);
    • разборные, которые подлежат ремонту.

    К первому виду относятся каретки, устанавливаемые в раму и не подлежащие разборке. Очевидно, что срок службы такого механизма равен времени полного износа подшипников или оси. Полная герметизация узла позволяет эксплуатировать его длительное время даже в экстремальных условиях, не говоря уже о размеренной езде.

    Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию Неразборная каретка

    Разборные механизмы потребуют от владельца периодического осмотра и обслуживания. Последнее заключается в замене изношенных подшипников и смазке всего узла. О них как раз и поговорим далее: как снять каретку, устранить неисправность и снова собрать узел.

    Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию Детали разборной каретки

    Определение неисправности

    О том, что каретка стала «глючить», можно узнать только при вращении педалей. Визуально проблемы узла определить трудно, поэтому лучше навострить уши и переместить внимание в область нижней части рамы. Слишком заслушиваться не стоит, особенно, если движетесь по оживленной дороге. Впрочем, если состояние каретки неважное, она о себе «прокричит» без промедлений.

    Неисправная каретка не даст быстро ехать на велосипеде. Забившаяся грязь, изношенные подшипники и отсутствие смазки будут постоянно затруднять движение. Все это сопровождается неприятным скрипом и характерным стуком снизу. Также узел может начать люфтить (разбитые подшипники и перекос оси).

    Окончательно проверить, действительно ли стоит разбирать каретку, можно методом «стоячей езды». Для этого надо немного разогнаться, привстать с сиденья и покрутить педали. При заклинивании кареточного механизма звуки и ухудшение хода педалей только усилятся.

    Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию В таком положении нужно проверять состояние каретки

    Снятие каретки: делаем правильно!

    Абсолютно логично, что для устранения неисправности сначала нужно снять узел с велосипедной рамы. Если быть точным, то вытащить его из стакана. Как раз о том, как сделать это своими руками, и пойдет разговор.

    Итак, прежде чем приступить к процедуре снятия, понадобится комплект инструментов:

    • Шатунная выжимка.
    • Гаечный ключ. Если размер гайки неизвестен, то пойдет разводной ключ.
    • Плоская отвертка.
    • Небольшой молоток.
    • Съемник каретки для извлечения из стакана.

    Велосипедные шатуны и их разновидности

    Прежде чем приступить к разборке, следует очистить все пространство вокруг каретки. Влажной тряпкой убирается вся грязь и пыль с рамы, области кареточного стакана и шатунов. Этого будет достаточно, чтобы при разборе внутрь не попадала лишняя грязь. Но лучше будет, если помыть велосипед целиком. Чистота – лучший помощник в ремонте. Доказано!

    С шатунов снимаются заглушки. В основном это пластиковые крышки, которые легко поддеваются отверткой и также легко вставляются обратно. Далее необходимо открутить гайки крепления шатунов к каретке. В этом деле и поможет выжимка: одеваем ее на гайку, затем берем ключ и отвинчиваем.

    В зависимости от типа резьбы, направление ослабления и затяжки гаек может меняться. Существует вариант, где на левой стороне резьба правая (против хода часовой стрелки – ослабление), а на правой – левая (против ЧС – затяжка).

    Может быть на обеих сторонах только правая резьба, разобраться будет несложно.

    Следующий этап – снятие шатунов. Выжимка вставляется другим концом и закручивается в шатун. Болт выжимки с усилием ввинчивается в шатун, в результате чего он постепенно сходит с оси. Начинать снятие рекомендуется с той стороны, где нет трансмиссионных звезд.

    Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию Инструмент для снятия шатунов с оси

    Каретка велосипеда держится с помощью специальных чашечек, зафиксированных кольцами. К кольцу приставляется отвертка таким образом, чтобы ее конец смотрел влево. Легкими постукиваниями молотка по отвертке колечко плавно проворачивается влево и соскакивает. Аналогично поворотом влево, ударным методом, извлекается и чашечка.

    Итак, наконец-то подобрались к кареточным подшипникам. Эти маленькие детальки можно снять все той же отверткой: подденьте, и они выскочат.

    Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию Подшипники каретки в чашечках, кольцо-фиксатор

    И, наконец, съемным устройством из стакана вытаскивается вал каретки – вращающаяся деталь, которая играет главную роль в подвижности шатунов велосипеда.

    Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию Кареточная ось

    Устранение неисправностей: обслуживание, чистка, замена

    Разобрали каретку, вытащили ее из рамы и что видим? Состояние кареточного стакана зависит от того, насколько много грязи попало в него и как сильно износились подшипники. Иногда подшипники просто разбиваются вдребезги и необходима их полная замена. Такое часто бывает, если кареточный узел эксплуатировался более трех-пяти лет.

    Сначала все детали нужно проверить на дефекты. В первую очередь, это относится к подшипникам. Затем осматриваем каретки, чашечки с фиксаторами. Если какая-либо составляющая имеет видимые повреждения, то нужно поменять ее на новую. Остальные детали очищаются в растворителе. Сложнее всего будет прочистить подшипники: грязь очень прочно держится между шариками.

    Пространство внутри стакана каретки чистится при помощи тряпки. Мелкую грязь лучше сбрызнуть смазывающим спреем (WD-40, например) и обтереть стенки мягкой сухой салфеткой.

    Смазка и сборка каретки

    При помощи отвертки обрабатываются стенки стакана. Наносить средство следует ровным тонким слоем. Не нужно класть внутрь горы смазки. Это ни к чему.

    Затем смазка наносится на подшипник, который вставляется со стороны звезд. Плоская рамка должна смотреть наружу.

    Затем необходимо смазать вал каретки и вставить его так, чтобы длинный конец был со стороны трансмиссии. В общем, сборка каретки происходит в обратном порядке.

    Подшипник с другой стороны вставляется наоборот, рамкой в стакан. Чашечки смазываются изнутри, а потом одеваются. Закручивать необходимо до полного устранения осевого люфта. При этом вращение вала должно быть немного стеснено. Как только будут монтированы крепящие кольца, чашечка слегка отодвинется, и ось будет крутиться свободно.

    Осталось собрать шатуны. Здесь самое главное – это надеть их так, чтобы при педалировании они, не дай бог, не отвалились. Процедура эффективной сборки шатунов:

    1. Квадрат смазывается небольшим количеством смазки, это поможет глубже насадить его на ось.
    2. Обработка винта резьбовым фиксатором.
    3. Закручивание шатунной гайки с максимальным усилием до упора. Можно даже удлинить ключ – резьба не сорвется.
    4. Вставка заглушек.

    Велосипед – крайне неустойчивый агрегат, поэтому при проведении любых ремонтных работ его необходимо тщательно зафиксировать. Рама не будет болтаться туда-сюда, что исключит риск падения велосипеда на ноги или руки.

    Каретка собрана и пригодна к эксплуатации. В целом, процедура несложная даже для первого раза, а уж в дальнейшем разобрать и установить механизм вообще не составит труда.

    Читайте также:  Как выбрать цепь для велосипеда: типы систем и хитрости - всё о велоспорте

    Обслуживание и ремонт каретки велосипеда

    Каретка – это велосипедный узел соединяющий шатуны с рамой и обеспечивающий свободное вращение. Механизм ввинчивается или впрессовывается в кареточную чашу, из-за низкого расположения подвержен загрязнениям мешающим нормальному вращению. Чтобы предотвратить поломку необходимо постоянно производить техническое обслуживание каретки.

    Разновидности детали

    • Каретки бывают открытого и закрытого вида:
    • Закрытые – картриджи или капсульные конструкции, с внутренней осью и подшипниками.
    • Закрытая модель не разбирается и обслуживанию не подлежит (за исключением нескольких), при любой поломке деталь заменяют.
    • Преимущество модели – низкий уровень загрязнения.
    • Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию
    • Открытая каретка отличается ввинчиваемыми чашами с подшипниками в кареточной трубе рамы и вращающемся валом.
    • Этот тип механизма требует точных параметров рамы, в случае неточностей возникают перекосы и понижается степень защиты относительно воздействия извне.
    • Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию
    • Модель можно разбирать и очищать, надлежащее обслуживание каретки велосипеда продлевает работу механизма на длительное время.
    • Недостаток открытых деталей в том, что они требуют постоянное техническое обслуживание и периодически перекашивают кареточный вал.

    Диагностика поломок или загрязнения

    Определить неисправность каретки можно по слишком явному скольжению или заеданию, скрипам, тяжелой езде.

    Стуки и заедания сигнализируют о повреждении шариков подшипника или сепаратора. Скрипы могут обозначать слабую затяжку клина шатуна. Если при езде педаль в верхнем положении проскакивает, это также говорит о слабом натяжении клина.

    Неисправная деталь не даст возможности быстрой езды, изношенные подшипники, грязь и отсутствие смазки будут постоянно препятствовать движению.

     

    Велосипедный узел начинает постепенно расшатываться из-за разбитых шариков подшипника и перекоса вала. Для исправления необходимо почистить или заменить кронштейн.

    Тщательное обслуживание каретки велосипеда обязательно перед любой длительной поездкой.

    Свинчивание механизма с рамы

    Для работы с капсульной кареткой требуется шлицевой ключ. В работе с разборными механизмами понадобится набор инструментов для разных модификаций детали.

    Инструменты для съёма каретки:

    • Выжимка шатунов – функциональный ключ для выжимки шатуна с кареточной оси и съёма фиксирующего болта (правый отрезок для выжимки шатуна, левым снимается болт);
    • Шлицевые гаечные ключи;
    • Съёмник для механизма;
    • Гаечный ключ с рожками;
    • Отвёртка.

    Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию

    Инструменты также пригодятся при дальних велопутешествиях.

    Поэтапное извлечение механизма

    Снятие деталей начинается с левостороннего участка. Для каждого типа шатуна есть определенный съёмник. Одним модификациям подходит съёмник для интегрированных чашей каретки, другие можно откручивать стандартным ключом.

    Часто в комплекты съёмников входят рукоятки для работы вместо разводного ключа.

    1. В начале зафиксировать байк в устойчивой позиции, лучше перевернуть его на сидение.
    2. Стянуть на педалях отверткой заглушки педальных рычагов.
    3. Вставить внутрь полости съёмник и выкрутить фиксирующий болт.
    4. Если он плохо поддается, можно смазать участок любой смазкой. При имбусовых креплениях подбирается соответствующий ключ.

    5. Установить съёмник другим концом в полость шатуна и ввинчивать в резьбу детали до упора.
    6. Закручивать болт инструмента с помощью гаечного ключа до выдавливания шатуна со стороны вала.
    7. Освободить ось, очистить керосином или WD-40 места крепления.
    8. Отвинтить стопорную шайбу гаечным ключом.

    Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию

    Шлицевым ключом или съёмником откручивается левая чаша-адаптер против хода часов, по ходу – правая:

    • Съёмник вставляется с левой стороны в шлицевое отверстие механизма и выкручивается рукояткой или разводным ключом против хода часов (влево);
    • При работе следует не допускать перекашивания, иначе каретная чаша повредится;
    • После выкручивания чаши те же манипуляции произвести на правую сторону с другого бока;
    • Снимаются каретки только на левую сторону, при съёме учитывать, что у открытой каретки подшипники могут выпасть из полости.

    Очистка открытой каретки

    После съема механизма диагностируется состояние подшипников в чаше, все места крепления протираются бензином от грязи:

    • Поврежденные детали заменяются на новые.
    • Резьбовая часть каретки прочищается бензином или WD-40 и протирается сухой салфеткой.
    • Места крепления замазываются смазочным средством.
    • Подшипники вставляются на свои места и покрываются новым слоем смазки.

    Обслуживание капсульной каретки

    При повреждении каретки капсульного типа ее необходимо заменить на новую. При выборе модели следует уточнить параметры вала и тип соединения с рычагами шатунов.

    Сборка и установка механизма

    Установление кареточного механизма происходит обратно процессу снятия.

    Во время работы важно не спутать отрезки оси: на концах или пластиковом кожухе выбиты соответствующие сторонам буквы. Каретные чаши различаются между собой резьбовой направленностью, левая с правой и наоборот.

    1. Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию
    2. Резьба кареточного механизма и чаши смазывается тонким слоем смазочного средства для обеспечения скольжения при последующем выкручивании.
    3. На ось крепится пластиковый кожух, в чаши укладываются подшипники: если есть разделители, то детали укладываются разделителями наружу и шариками внутрь.
    4. Сбор механизма начинается справа: стержень оси вставляется в правую чашу с левым поворотом резьбы и вкручивается в раму до конца, идентичным способом вкручивается левая чаша с правым поворотом резьбы.

    Регулирование работы кареточного механизма

    Для начала снимается левый рычаг шатуна и стопорная шайба. Левая чаша отвинчивается шлицевым ключом так, чтобы стержень оси каретки беспрепятственно крутился без люфтов и заедания:

    • Чаша ослабляется ключом для шлицевых гаек на четверть поворота;
    • Удерживая чашу завинчивается до упора стопорная шайба;
    • Регулируется вращение: ослабляется или подтягивается чаша;
    • Когда кареточный механизм будет крутиться без помех можно устанавливать шатуны.
    • Если после всех произведенных работ каретка заедает, следует заменить подшипники или всю каретку.
    • Подробнее об обслуживании каретки смотрите в видео:

    Советуем почитать:

    Как правильно разобрать каретку на велосипеде?

    Большинство велосипедистов не знакомы с конструктивными особенностями велосипеда. Примером можно назвать каретку, которая со временем выходит из строя и доставляет серьезные неудобства.

    Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию

    Знание конструкции каретки и умение ее ремонтировать самостоятельно позволяет существенно увеличить эксплуатационный срок.

    Конструкция велосипедной каретки

    Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию

    Прежде чем приступать к непосредственному ремонту, следует рассмотреть то, что такое каретка и какими конструктивными особенностями она обладает.

    Каретка – элемент, расположенный в средней части рамы вместе с педалями и звездочками, а также шатунами. Основное предназначение заключается в соединении шатунов с остовом велосипеда, за счет которых обеспечивается передача крутящего момента.

    Каретка может существенно отличаться. Среди особенностей отметим следующее:

    • Самое большое распространение получил узел 68 миллиметров. Он подходит для многих велосипедов.
    • Диапазон длины кареточного вала составляет 110 мм, 113 мм, 122,5 мм.

    Встречается несколько различных кареточных узлов, самое большое распространение получили следующие:

    • Разборные. Подобная конструкция характеризуется тем, что может разбираться для обслуживания или ремонта.
    • Картриджные или одноразовые. Этот вариант обходится намного дешевле, однако даже при несущественной поломке приходится проводить полную замену.

    Полная герметизация конструкции позволяет использовать ее в самых различных условиях. Разборный вариант исполнения следует периодически обслуживать, для чего проводится добавление смазки.

    Как определить неисправность каретки?

    Определить то, что каретка неисправна можно исключительно при вращении педалей.

    Среди особенностей отметим:

    1. Неисправность определить визуально практически невозможно. Как правило, дефекты приводят к появлению шума, который слышен при движении.
    2. Даже незначительный дефект не позволит двигаться на высокой скорости. При этом даже грязь или отсутствие смазки приводит к затруднению движения.
    3. В некоторых случаях появляется сильный люфт. Это указывает на разбитие подшипников и перекос оси.

    В некоторых случаях окончательная проверка проводится при применении метода «стоячей езды». Он предусматривает набор высокой скорости, после чего нужно стать на педали.Если каретка повреждена, то появится серьезный шум и треск.

    Читайте также:  Китайские велосипеды, развитие велосипедной промышленности в Китае

    Как разобрать каретку на велосипеде?

    Необходимые инструменты

    Провести разбор каретки можно самостоятельно, однако для этого требуется определенный набор инструментов.

    Он выглядит следующим образом:

    1. Специальная выжимка для шатуна.
    2. Набор ключей.
    3. Отвертка с плоским наконечником.
    4. Легкий молоток.
    5. Специальный съемник для каретки, который подходит для извлечения стакана.

    Порядок действий

    Подобный набор не всегда встречается в наборе велосипедиста, поэтому придется приобретать некоторые инструменты отдельно.

    Порядок действий следующий:

    • Прежде чем приступать к замене каретки следует освободить пространство вокруг.
    • При помощи мягкой тряпки проводится удаление грязи. Это делается для того, чтобы во внутрь конструкции при разборе не попадала грязь.
    • С шатуна снимается заглушка. В большинстве случаев в качестве заглушки применяется пластиковая крышка, которую достаточно задеть отверткой.
    • Следующий шаг заключается в откручивании гайки, которая обеспечивает фиксацию шатуна на каретке.
    • Далее применяется специальная выжимка, для чего она надевается на крепежный элемент.
    • Следующий шаг заключается в снятии шатуна. Для этого также применяется специальный выжимной инструмент. В результате прикладывания усилия узел постепенно сходит со своего места.
    • Стоит учитывать, что каретка фиксируется за счет специальной чашечки и колец. Легкими движения и ударами кольца проворачиваются на посадочном месте. Аналогичными действиями проводится снятие чашечки.
    • Кареточный подшипник можно снять обычной отверткой, для чего осуществляются несильный удары.
    • Специальный съемный инструмент применяется для вытягивания вала каретки. Обычным инструментом провести демонтаж практически невозможно.

    После удаления каретки проводится установка нового узла. Не стоит забывать о том, что монтаж требует добавления определенного количества смазывающего вещества в зону трения. В противном случае каретка не сможет прослужить в течение длительного периода.

    Обслуживание и ремонт каретки

    Своевременное обслуживание позволяет существенно продлить эксплуатационный срок узла.

    Ключевыми особенностями отметим следующее:

    1. Состояние каретки во многом зависит от того, сколько грязи попадает внутрь конструкции. Даже незначительная примесь может стать причиной повышенного износа.
    2. Длительная эксплуатация велосипеда становится причиной, по которой изнашивается подшипник. Даже незначительный дефект может стать причиной снижения эксплуатационных характеристик каретки. Восстановить подшипник практически невозможно, его только заменяют на новый.
    3. В некоторых случаях кареточный узел может прослужить в течение 3-5 лет. Если неправильно провести монтаж и не добавить требуемое количество смазки конструкция не прослужит в течение длительного периода. Поэтому дорогостоящие велосипеды рекомендуют отдавать в обслуживание специалистам.
    4. Обслуживание предусматривает проверку узла на дефекты. В большинстве случаев проверяется состояние подшипника.
    5. Следующий шаг предусматривает проверки состояния каретки, а также чашечки с фиксатором. Даже незначительный дефект может стать причиной быстрого износа конструкции.
    6. Очистить поверхность можно при помощи растворителя. Больше всего трудностей возникает с очисткой подшипника.
    7. Пространство внутри каретки очищается при помощи мягкой тряпки. Мелкая грязь удаляется при помощи смазывающего спрея.

    Смазка и сборка каретки

    Смазка механизма позволяет существенно продлить эксплуатационный срок.

    Провести подобную процедуру можно следующим образом:

    • Отверткой обрабатывается стенка стакана.
    • Применяемое средство наносится ровным слоем. В продаже встречается просто огромное количество смазывающих веществ, в большинстве случаев применяется солидол или моторное масло.
    • Следующий шаг заключается в нанесении смазки на подшипник. Этот узел не может прослужить в течение длительного периода без смазки, так как вращение становится причиной нагрева и повышенного износа.
    • Далее тщательно смазывается вал каретки. Он является несущим элементом, на который оказывается высокая нагрузка на момент эксплуатации.

    После того как все элементы были тщательно промазаны, нужно приступить к сборке.

    Рекомендации по проведению работы следующие:

    1. Подшипник вставляется обратной стороной.
    2. Чашечка смазывается изнутри.
    3. Закручивание проводится до полного устранения люфта. Вращение вала при этом должно быть с натягом.
    4. Далее проводится сбор шатунов. На данном этапе нужно быть аккуратным, так как в противном случае надежность крепления снижается.
    5. Проводится вставка заглушек.

    Сборку провести можно самостоятельно, при этом следует быть осторожным, так как даже незначительная ошибка приводит к снижению прочности.

    При знании конструкции каретки есть возможность провести разборку и повторную сборку детали самостоятельно. Подобный качественный узел может прослужить в течение длительного периода после обслуживания своими руками.Обслуживание каретки велосипеда: рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию

    Вам также может понравиться

    Самостоятельное обслуживание каретки велосипеда

    Большинство велолюбителей привыкли самостоятельно обслуживать и ремонтировать свой транспорт. Это не так затратно и человек уверен, что все работы произведены грамотно и аккуратно. Конечно, некоторые любители велопрогулок предпочитают обслуживаться в специализированных мастерских, но лучше иметь собственные представления и навыки об оказании необходимой помощи своему велосипеду.

    Из тех комплектующих, которые наиболее часто подвержены износу и требуют систематического вмешательства, можно выделить каретку. Именно на этой детали мы остановимся более подробно.

    Что собой представляет велосипедная каретка?

    Под термином каретка подразумевается узел, который расположен посередине рамы. Он необходим для соединения шатунов с состовом велосипеда.

    Велосипедная каретка MicheВелосипедная каретка Miche

    Особенности и конфигурация каретки напрямую связаны с маркой вашего байка. Если говорить о диапазоне кареточного вала, то встречаются такие варианты:

    • 68 миллиметров (самый распространенный)
    • 110 миллиметров
    • 113 миллиметров
    • 122,5 миллиметров

    Различаются каретки и по типу узла. Это:

    • Одноразовые картриджного типа
    • Разборные

    Разборной узел подлежит ремонту, поэтому владелец велосипеда должен будет систематически снимать такую каретку, смазывать механизм и заменять изношенные подшипники.

    Как определить неисправность каретки?

    Специалисты категорически не рекомендуют затягивать с ремонтом этой комплектующей, поэтому в случае выявления неисправности постарайтесь ликвидировать ее как можно быстрее. На проблемы с кареткой обычно указывают следующие тревожные симптомы:

    • Стук снизу велосипеда
    • Люфт
    • Заклинивание кареточного механизма

    Как правильно снять каретку?

    Для того чтобы осуществить процесс снятия данной комплектующей вам потребуется необходимый набор инструментов. В него должны входить:

    • Гаечный ключ
    • Шатунная выжимка
    • Молоток
    • Отвертка
    • Съёмник каретки

    Съёмник каретки

    Первоначальный этап — это мойка велосипеда. Категорически нельзя снимать комплектующие с покрытого грязью байка. Если частицы земли, травы и песка попадут внутрь механизмов, вас будут ждать более серьезные проблемы, чем обычный ремонт каретки.

    Далее снимите заглушки с шатунов. Достаточно слегка поддёрнуть пластиковую покрышку отверткой, и она легко снимется. Теперь откручиваем гайки, которые обеспечивают крепление шатунов к каретке. Для этого одеваем на гайку выжимку и отвинчиваем ее с помощью ключа. Направление движения напрямую зависит от типа резьбы.

    Теперь приступаем к снятию шатунов. Закручиваем выжимку в шатун, в результате чего болт должен сойти с уровня своей оси. Начинайте со стороны, где нет трансмиссионных звезд.

    Сама каретка имеет крепление в виде чашей, которые фиксируются кольцами. Если аккуратно простучать по кольцу отверткой, оно повернется влево и отскочит. Аналогичным движением извлекается чашечка.

    И вот перед нами наконец-то кареточные подшипники. Их очень легко снять при помощи небольшой отвертки. Затем берем съёмник и аккуратно извлекаем вал каретки – механизм, который собственно обеспечивает подвижность шатунов велосипеда.

    Обслуживание кареточного узлаОбслуживание кареточного узла

    После того как вы смазали кареточный механизм и заменили в нем необходимые детали, нужно в правильной последовательности собрать все обратно. Если вы проводите такие манипуляции первый раз, внимательно изучите всю конструкцию еще перед разборкой.

    Если сомневаетесь в своей памяти, осуществите фото фиксацию. На самом деле процесс снятия каретки достаточно прост, поэтому совершив его несколько раз вы набьете руку и будете с легкостью осуществлять необходимый ремонт своего двухколесного друга.

    Все необходимое для обслуживания велосипеда вы можете найти на нашем сайте в разделе «Велоинструменты».

    Оригинал статьи находится здесь.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector