Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда

Двухколесные байки сегодня используются повсеместно: на них ездят на работу, прогулки, просто катаются.

Некоторые модели имеют богатую историю, например, велосипед «Турист», разработанный в Советском Союзе. В настоящее время он тоже выпускается, но в обновленном, усовершенствованном виде.

Современные конструкцию имеют высокие технические характеристики, предназначены для преодоления больших расстояний. 

История создания 

Деятельность Харьковского велосипедного завода оказала сильное влияние на производство велотранспорта в странах бывшего СССР. «Туристом» называлось самое популярное его творение. Модель привлекала пользователей отличным качеством, высокими характеристиками, доступной стоимостью.

Первые «Туристы» были выпущены в 1949 году, производили эту модель до 1961 г. За этот период было разработано 3 модификации: 

  1. В-31. Односкоростной байк, оснащенный механизмом свободного хода. В связи с простотой конструкции модель быстро вышла из производства, сегодня практически не встречается.
  2. В-32. Велосипед очень похож на предыдущий вариант, но имел 3 скорости, которые переключались при езде. Со временем модель претерпела некоторые изменения: конструкция вилки стала иной, оригинальные манетки были заменены телескопическими.
  3. В-33. Рама этого байка состояла из хромированной стали, а не из алюминия. Стандартные втулки были заменены элементами, которые встречаются во всех туристических моделях. Дизайн тоже преобразился, изменилась эмблема. 

Главной особенностью В-33 стали детали. Одна из них — специальная цепочка, которая предотвращала потерю колпачка от камеры. 

С 1961 года туристические велосипеды получили новое название — «Спутник». Это было связано со значительными достижениями в сфере освоения космоса. Первая модель В-34 имела алюминиевый руль, гребни на крыльях отсутствовали. В последующих вариациях менялись только внешний вид байков, материалы изготовления некоторых деталей.

Со временем «Спутник» стал отдельной линейкой и выпускался до 1983 года. В начале 80-х годов появилась новая модель — 153-424. Назвать успешной ее нельзя, поскольку рама не отличалась прочностью из-за использования некачественного металла.

Последними «Туристами», выпущенными в советский период, стали модели 153-452, которые имели обновленную тормозную систему и крепление багажника. Именно эти конструкции считаются основоположниками современных дорожно-туристических байков.

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипедаВ-31
Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипедаВ-32
Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипедаВ-33
Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипедаСпутник

Технические характеристики 

Первые три модели «Турист», разработанные ХВЗ, были изготовлены из хромированной стали, что делало их долговечными и неприхотливыми в уходе. Кроме того, конструкции имели схожие параметры: 

  • наличие трех передач, четвертая появилась у последней модификации;
  • облегченные литые педали;
  • жесткое либо мягкое сиденье, которое устанавливалось выборочно;
  • размер колес — 622 см, 28 дюймов в диаметре, ширина — 25 мм;
  • высота рамы варьируется в пределах 540–600 мм с шагом в 20 мм;
  • вес — около 14 кг. 

Характеристики байков призваны снижать физические нагрузки во время поездок за счет уменьшения трения колес.

По сравнению с шоссейными моделями, «Туристы» имели увеличенную колесную базу, покрышки стали более качественными, что позволяло ездить по неровным дорожным покрытиями, пересеченной местности, лесам. Харьковский байк комплектовался фонарями на колесах, звонком, насосом.

На заводе устанавливали багажник, раму дополняли небольшой сумочкой для хранения инструментов. Некоторые модели оснащали прожектором с электрическим генератором. Задние звездочки имели 16-24 зубчика, передние — 21. Велосипеды оснащали ручным и задним тормозом.

Отличительная характеристика «Туриста» — интересная форма руля. Именно такая конфигурация является наиболее эргономичной, позволяет подниматься в гору, затрачивая при этом меньше сил. 

На многие модели устанавливали подножки, багажники, выполненные из проволоки, светоотражатели красного цвета для заднего щитка, желтого — для спиц.

  • Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда
  • Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда
  • Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда

Современные модели 

В наши дли «Турист» не утратил своей актуальности. На официальной страничке Харьковского завода можно увидеть новые модификации, которые соответствуют современным требованиям. Каждая модель имеет свои особенности: 

  1. 48 SH. Диаметр колес составляет 28 дюймов, высота рамы — 54 см. Длина базы достигает 1095 мм. Байк оснащен 7 скоростными передачами. Педали производят из легкого алюминия, сиденье мягкое, удобное для длительных путешествий. В комплектацию входят подножка, классический велосипедный багажник, специальная защита для цепи. Конструкция состоит из прочной стали, которая при необходимости легко поддается ремонту.
  2. 49 BA SH. Главная особенность модели — необычная рама, напоминающая открытую двойную. Это обеспечивает максимальное удобство эксплуатации. 

Завод в Харькове выпускает отличные байки с современным дизайном, однако многие райдеры предпочитают использовать дополнительный тюнинг. Самый популярный способ — установка светодиодной подсветки на колеса. Внедрить это новшество можно абсолютно на любую модель. Наиболее эффектно выглядит такой декор в темное время суток.

Возможны разнообразные эксперименты со звонками. Сегодня эти элементы представлены в огромном количестве, поэтому без труда можно обзавестись оригинальным сигнальным устройством. Спицы часто модернизируют при помощи всевозможных вставок, наклеек, обмоток.

Некоторые пользователи вешают на велосипеды «номера» с именами, крепятся они впереди на руль, либо сзади на сиденье. Существует огромное количество вариантов тюнинга, которые позволяют сделать байк неповторимым, достаточно лишь использовать собственную фантазию.

 

Велосипед «Турист» по праву считается легендой советского велотранспорта XX века.

Модель пользовалась огромной популярностью не только у путешественников, но и у любителей активного образа жизни, прогулок по паркам, пересеченной местности.

Благодаря универсальным техническим характеристикам, доступной стоимости байк был распространенным, общедоступным средством передвижения.

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда48 SH
Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда49 BA SH

Видео

Хвз турист . подарок или подачка?

Всем привет, как и обещал рассказываю о самом массовом легкодорожном советском велосипеде — ХВЗ Турист .

Начать хотел бы с цифр с даты начала и конца выпуска ХВЗ Турист с 1950-го(ХВЗ В-32)

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда

Качество. простота. надежность. ХВЗВ -32

до окончания выпуска до 1991 (ХВЗ В-153-611 )

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда

Снаружи интересно, а внутри…

Внушительная цифра(41год!) товарищи, так чем же привлекал Турист ? Чем он завоевывал сердца миллионов советских граждан ?

Разберемся что есть Совесткий Турист 50го года серединный Турист 80го года и перестроечный Турист 89-90 года ?

Благо мне удалось прокатиться и подремонтировать каждый из них .

1. Турист Советский, настоящий 52гв . Отличная, добротная рама, тяжелые, мощные переключатели, тяжелый до ужаса, однако накат отличный, хорошо подобранные передачи . чувствуется, что за халтуру могли и «пожурить» . Качество чувствуется везде, даже в таких мелочах как обод колеса — для того что бы колпачок камеры не пропал -была сделана цепочка .

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда

Красота в мелочах .

После такого велосипеда действительно чувствуется «за что» любили Турист — за надежность и неприхотливость .

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда

Красиво. а какая цветовая гамма…

Теперь перейдем к Туристу из 80-го года, велосипед заметно «полегчал» все стало легким, воздушным, однако обода стали из пластилина, но рама не площает, качество окраски конечно удручает, однако, вц елом- велосипед приемлимый, хотя, из 10 дней проведенным на нем от рассвета до заката, 2 я точно посвятил повторным регулировкам…

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда

Красавец.

Здесь тоже можно понять любовь советских граждан — дефецит, по сравнению с тем что было — турист, считавшийся полуспортивным, был чем то вроде Ракеты по сравнению с ПО-2 .

Ну а теперь перейдем к «кульминации» нашего рассказа — вот такой вот велосипедик

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда

Красив и необычен.а качество ?

В целом, выглядит интересно- это следствие того, что завод поменял способ нанесения надписей- вместо краски- наклейки на целофане, однако рама- пластилиновая! Крашено без грунта, тормоза гнутся …это, если честно- был один из самых плохих моих велосипедов, хотя я предпринимал попытки к улучшению технических характеристик

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда

поставлены новые обода, тормоза, резина, руль…

  • Гнущяяся рама, втулки, руль сделали свое дело- я не смог его на нем ездить- вернулся к своим «старичкам».
  • Здесь уже любви не было — после развала СССР на рынок хлынули американские -китайские-немецкие велосипеды, и родной харьков, за убогость 40летней конструкции, ненадежность, дичайщее качество просто вытеснили с рынка, в результате чего завод, как истинный «наш» прекратил свое сушествование .
  • Какой же мы можем сделать вывод, товарищи ?
Читайте также:  Велосипеды для триатлона - всё о велоспорте

Несомненно, в начале своего выпуска ХВЗ В-32 Турист был подарком завода любимому народу, об этом горит все, качество, красота, надежность, однако в конце же, велосипед был явно «отпиской», своеобразным «плевком», почему нельзя было сделать нормальный велосипед, сделать хорошее качество изделия ? Почему не применить хоть некоторые наработки которые копились в течени всего(!) производства ?

К сожалению эти вопросы остались без ответа, завода уже нет, однако эти велосипеды до сих пор колесят просторы родной страны . Страны, которой подарила им жизнь, но которой уже тоже нет…

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда

Ну как?

Велосипеды «Турист» производства ХВЗ

Харьковский велосипедный завод внес большой вклад в велосипедную историю стран бывшего Советского Союза. Самым популярным его творением был «Турист», который привлекал не только своими техническими характеристиками, но и хорошим качеством, и небольшой ценой.

Обзор моделей «Турист»

«Туристы» – это не единственные велики, которые выпускались на Харьковском заводе. Основное, что отличало именно эти велосипеды, – это облегченная рама, по отношению к другим дорожным моделям ХВЗ.

Помимо этого, велосипед Турист ХВЗ был оснащен системой переключения передач, которая было очень кстати велотуристам, которые преодолевали большие расстояния на великах. Узкие шины – еще один плюс для длительных дорожных покатушек.

Их качество позволяло без ущерба передвигаться не только по шоссе, но и по пересеченной местности.

В 1950 году выпустилась первая модель с одной скоростью – В 31. Выпустили данные велосипеды небольшой партией, поскольку чуть позже стала пользоваться бОльшей популярностью следующая модель – В 32, которая была на голову выше своего предшественника.

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда Турист В 31

Турист В 32 был оборудован трехскоростной трансмиссией. Изначально за переключение передач отвечал оригинальный переключатель с интересным названием «Костяная нога». На последних моделях В 32 он был заменен на телескопический, а также немного изменена геометрия.

С каждой новой моделью «Турист» все совершенствовался. В 33 хоть и не сильно отличалась геометрически от предшественника, но была оснащена полезными «фишками».

К ним можно отнести измененные узлы стакана, втулки, тросики теперь крепились к раме не с помощью металлических штрапсов, а специальных бонок. Главным изменением стала смена материала рамы с алюминия на хромированную сталь.

Это в свою очередь значительно увеличило прочность, а значит, и долговечность велика. Трещотка сменилась на кассету, а вместе с ним и переключатель.

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда Турист В 33

После В 33 «Туристы» не выпускались около 17 лет. В 1977 году была выпушена модель 153-411. Она обзавелась более ярким дизайном, защитой передней и задней звезды. Переключение передач на этой модели добралось и до передней звезды. В целом модель сильно напоминала «Спорт» 452-01, которая выпускалась параллельно «Туристу».

Следующая модель 153-421 обзавелась багажником. Однако это не спасло эту линейку велосипедов от провала из-за низкого качества. Было принято решение сменить материал рамы со стали на алюминий обратно, что и привело к снижению прочности и качества. Модель была признана бракованной.

Технические характеристики «Туриста»

Первые «Туристы» от В 31 до В 33 хоть и имели различия, но основные характеристики различались не сильно и были следующими:

  1. Материал рамы – хромированная сталь (для В 33)
  2. База – 1090 мм
  3. Руль и вилка так же были изготовлены из стали, как и рама;
  4. Обода из алюминиевого сплава, размер покрышек 32×622 мм, что примерно соответствует диаметру 28 дюймов;
  5. Облегченные литые педали;
  6. Седла могли быть как жесткие, так и мягкие;
  7. 3 передачи;
  8. Вес – 14 кг.
  9. В комплект могло входить различное снаряжение, такое как звонок, фонари, насос со шлангом.

Тюнинг

Многие хотят затюнинговать старые советские велосипеды или просто дать им новую жизнь. «Турист», как один из самых популярных советских велосипедов, нередко попадает в руки таких умельцев.

Основные составляющие, которые будут необходимы к замене, — это:

  1. Шатуны и система;
  2. Кассета или трещотка;
  3. Цепь;
  4. Переключатели и шифтер;
  5. Обода и покрышки.

Практически все эти комплектующие лучше выбрать зарубежные. Однако те же переключатели можно приобрести и от Харьковского велосипедного завода. Обода и покрышки подойдут от любых других современных шоссейных велосипедов. Что касается тормозной системы, то привести в чувство стандартные тормоза будет несложно.

Что касается современного улучшения внешнего вида «Туриста», то в первую очередь многие его перекрашивают. Это не самый тяжелый процесс, и заняться им можно и в домашних условиях.

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда Тюнинг «Туриста» в современном стиле

Многие умудряются переделывать «Туристы» и под вид современных шоссейных велосипедов. В таком случае придется заменить седло, тормозные ручки, переключатель.

Чтобы выделяться на улице в темное время суток, можно поэкспериментировать и с освещением. Можно установить подсветку на колеса и на раму. В качестве источника питания можно использовать как батареи, так и небольшие динамо-машины. Это будет не только красиво, но и безопасно при езде вечером и ночью.

Заключение

Подводя итог, то можно сказать, что в ХХ веке на Харьковском заводе начали выпускать настоящую легенду советской велоиндустрии.

ХВЗ «Турист» был популярным байком не только среди велопутешественников, но и среди других любителей активного отдыха на великах. Его технические характеристики и цена сделали «Туриста» общедоступным средством передвижения.

Нельзя не отметить тот факт, что даже сейчас у такого велосипеда есть свои поклонники.

Советский велосипед «Турист»: история создания и современные трансформации

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипедаВелосипед «Турист» ХВЗ. Характеристики и тюнинг.

Велосипед «Турист» — самое популярное произведение Харьковского велосипедного завода. Под этим названием выпускался целый ряд байков для дорожно-спортивных путешествий.

Он привлекал будущих веловладельцев не только приятным внешним видом, но и своими техническими характеристиками.  А отличное соотношение цены и качества окончательно развеивало все сомнения даже у самого пристрастного покупателя.

В настоящее время Харьковский Велосипедный завод продолжает выпускать «Туриста», оснащая его современными технологиями. Но стоит узнать, как началась история популярного туристического велосипеда в СССР.

История

ХВЗ (Харьковский велосипедный завод) был учрежден в 20-х годах прошлого столетия. В 1923 году появился первый образец байка.

Факт! два студента факультета физической культуры Государственного университета – А.Князев и И. Фрейдберг —  были первыми, кто решили испытать творение ХВЗ.

И уже в 1924 году молодые люди решили отправиться в кругосветное путешествие на этих двухколесных транспортных средствах.

Студенты пересекли всю Сибирь, добравшись до Китая, затем посетили Японию и несколько стран Латинской Америки. И, спустя три года, вновь вернулись в Москву.

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда

До Великой Отечественной войны, велозавод выпустил более одного миллиона байков. В военное время предприятие было эвакуировано в Бухару, а ХВЗ был переориентирован на производство военной техники.

В 1945 году предприятие вернулось в родные стены и изготовление велосипедов небольшими шагами стало налаживаться. А уже спустя четыре года с конвейера сошла модель байка под названием «Турист».

Читайте также:  Велосипеды на аккумуляторах - всё о велоспорте

Интересно! В истории велосипеда «Турист» принято выделять два периода:

  1. С 1949 (год начала выпуска) по 1961
  2. С 1978 и до настоящего времени.

За время первого периода было выпущено три вариации велобайка «Турист». Первый тип – В-31. Это был первый и последний велосипед завода с одной скоростью.

В-32 приобрел бОльшую популярность, чем его предшественник. Все благодаря трехскоростной трансмиссии. Кстати, механизм переключения скоростей в то время получил очень неординарное имя – «костяная нога». К последним моделям, этот переключатель стал телескопическим.

В-33 конструктивно практически не имел существенных различий с предыдущими версиями. Главным преобразованием стало изменение материала велосипедной рамы: с алюминия на сталь. Этот переход сделал «Туриста» более прочным, что позволяло преодолевать еще большие расстояния и трудные дистанции.

Факт! Именно эта модификация стала основой классической конструкции дорожно-туристического велобайка.

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда

В 1961 году, благодаря космическим достижениям СССР, было принято сменить название «Турист» на символичное «Спутник». И первая модель В-34 под космическим названием стала проникать на рынок с небольшими преобразованиями: руль стал алюминиевым, был трансформирован задний переключатель, конструкция выноса тоже претерпела незначительные изменения.

Название «Турист» вернулось только спустя 17 лет. Модель под серийным номером 153-411 появилась в совершенно новом, ярком дизайне. Добавилась защита как до передней, так и до задней звезды. Однако, эта версия «Туриста» слишком напоминала модель «Спорт» того же Харьковского велосипедного завода.

К следующей версии «Туриста» под номером 153-421 был добавлен багажник. Но даже это нововведение не спасло велосипед от краха.

Дело в том, что было принято решение велосипедную раму, втулки, вынос производить не из хромированной стали, а из алюминия, как было с первыми модификациями «Туриста».

Это изменение сыграл злую шутку и существенно испортило качество «Туриста». Поэтому модель признали браком.

Интересно! Чем был так привлекателен «Турист»? По сравнению с другими велосипедами этого завода, конструкция «Туриста» была облегчена.

Главный велосипед для путешествий всех советских граждан

Технические характеристики «Туриста»

Велосипед «Турист» имел ряд характеристик, которыми обладали все три модели, независимо от имеющимися между ними отличиями.

  1. Вес велосипеда составлял всего 14 кг.
  2. Длина рамы – 1090 мм.
  3. Диаметр колес – 28 дюймов или 622 мм
  4. Втулочно-роликовая цепь
  5. Литые облегченного формата педали
  6. Сидения были как мягкие, так и жесткие

В комплектацию велосипеда входил также звонок на рулевом штурвале, фонарь, насос для подкачки шин, а на раме имелась небольшая сумка для инструментов.

Тюнинг велосипедов

Многие коллекционеры и любители раритетной техники с удовольствием скупают «Туриста», чтобы вдохнуть в него новую жизнь или немного осовременить его.

И первым делом, при покупке советского велосипеда, многие смотрят на его состояние. Фактически, этот велосипед не только несколько лет простоял в гараже, без должного ухода и обслуживания, но и в свое время мог провести в дороге не одну сотню километров. Поэтому естественно, что многие детали подлежат замене.

И первое, на что обращают внимание: это шатуны, цепь, переключатели и обода. Несмотря на то, что многие составляющие можно приобрести и в Харьковском автомобильном заводе, многие мастера предпочитают использовать при реконструкции зарубежные детали.

А вот покраска – одно из любимых занятий веломехаников. Благодаря простой конструкции, процесс окраски проходит весьма просто. Выбрав нужный цвет, можно изменить велосипед и в домашних условиях.

Многие умельцы трансформируют велосипед «Турист» и под вид современных дорожных байков, прикрепляя более удобное сидение, и меняя всю тормозную систему.

А для путешествий в ночное время суток, многие дополняют велосипед и различные световые источники: от фонарей до подсветки всего велосипеда. Источники питания также могут быть разными: как обычные батареи, так и динамо-машины. Такого рода тюнинг делает поездку не только более привлекательной, но и безопасной.

Велосипед «Турист» — это настоящая легенда среди всех велосипедных марок советского времени. Благодаря своей конструкции, характеристикам и привлекательной цене, он моментально завоевал любовь всех советских граждан. И даже в настоящее время найдутся любители байков Харьковского велосипедного завода.

Турист — велосипед для любых дорог

Большинство любителей прогулок на велосипедах предпочитают спортивно-туристские или легкодорожные велосипеды, основным преимуществом которых — универсальность. Сегодня даже есть компании, которые занимаются организацией спортивно-туристических поездок на велосипедах. Для такого спорта многие велосипедисты выбирают именно Турист велосипед.

И не удивительно, ведь главное его преимущество – это универсальность. Велосипед Турист обладает хорошей проходимостью, развивает хорошую скорость на дорогах, имеет малый вес и легкость в управлении, поэтому велосипедист не будет быстро уставать.

Турист — велосипед, который, выпускался Харьковским велосипедным заводом имени Петровского Г.И.. Самыми первыми моделями этого велосипеда были: В-31, В-32 и В-33, выпускались в период с 1949 года по 1961.

Несмотря на то, что столько лет назад были спроектированы эти велосипеды, они популярны и по сегодняшний день. Многие выбирают именно «Турист», так как доверяют качеству этого велосипеда.

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда

Эти велосипеды, в основном, предназначены для спортивно-туристических и дорожно-туристических целей. Если сравнить с велосипедом типа «Украина», «Турист» имеет другую конструкцию рамы с более легкого сплава, который называется дюраль алюминиевый сплав в отличие от металлической рамы велосипеда «Украина».

Велосипед так же имеет 4 скорости, соответственно 4 звезды на заднем колесе, узкие шины, ручные передние и задние тормоза.

Если сравнивать с велосипедами сегодня, то главным отличием велосипеда Турист является то, что у них вовсе не было покрышек, а была толстая камера, которая служила покрышкой и камерой одновременно.

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда

Создатели этого велосипеда таким способом облегчили его вес для более эффективной езды, в свою очередь это отразилось и на его устойчивости к повреждениям, которая конечно за счет этого только увеличилась.

Велосипед «Турист» имел стальной багажник, светоотражатели на колеса желтого цвета, а задний щеток был красного цвета. Так же в заводскую комплектацию входила сумка с инструментами, которая крепилась к раме и насос.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ВЕЛОСИПЕДА «ТУРИСТ» 153-421

  • Рама выполнена из стали и тонкостенных трубок;
  • Тормоза выполнены по кантилеверному типу (ободные);
  • Руль выполнен из стали;
  • Вилка передняя выполнена из легированых сплавов стали, трубы круглого сечения
  • Седло полужесткое;
  • Колеса: коробчатое сечение обода, облегченные щитки колес;
  • Задняя втулка безтормозная;
  • Педали выполнены из стали.

Велосипед Турист ХВЗ, характеристики, рама спортивного харьковского велосипеда

ВЕЛОСИПЕД «ТУРИСТ» 153-421 И ЕГО ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • 14,5 кг — масса велосипеда;
  • Высота рамы: 0,54, 0,56, 0,58, 0,6 см;
  • 1060 мм — расстояние между центрами втулок колёс;
  • 4 скорости передачи;
  • 622 на 32 мм – размер шины;
  • 51 — количество зубьев передних звезд;
  • 16, 20, 22, 24 – количество зубьев задних звезд;
  • Втулочно-роликовая цепь (12,7 / 3,3 мм).

Напоследок хочется отметить, что по популярности в СССР «Турист» был на втором месте, а вот на первом месте был велосипед «Украина».

Велосипед Спорт Турист: особенности модели — Все о велосипедах

В советское время велосипеды считались популярным средством передвижения, поэтому имелись практически у каждого человека.

Но люди сталкивались со сложностью выбора, поскольку производители предлагали ограниченное количество моделей. Популярным считался велосипед «Турист», выпускаемый Харьковским заводом.

Он являлся спортивным и туристическим велосипедом, который мог использоваться даже при сложных условиях или во время езды по бездорожью.

Читайте также:  Как правильно сидеть на велосипеде при езде? Посадка на горном байке и для ребенка, фото

История

Выпуск велосипедов «Спорт Турист» начался еще в 1927 году. Основателями завода стали Фрейдберг и Князев, которые вернулись в СССР после длительного путешествия по разным странам. Во время поездки они получили массу новых эмоций, поэтому приняли решение заняться выпуском байков разных серий. Для этого они выбрали завод, который уже функционировал в это время.

Внимание! Сборка велосипедов «Турист» на ХВЗ началась в 1949 году.

За весь срок существования завода было разработано несколько моделей, отличающихся не только внешним видом, но и техническими параметрами. Во время экономических кризисов производство великов приостанавливалось, но завод все равно принимал решение о возобновлении деятельности.

Велики первого этапа

Начальная серия ХВЗ «Турист» состоит из трех моделей:

  • В-31. Данная модель выпущена ограниченным тиражом, поэтому в 2021 году найти велик данной серии в хорошем состоянии практически невозможно. Велосипед оснащался одной скоростью, а также во время эксплуатации применялся холостой ход, который отсутствовал на других моделях. Отказ от выпуска этого велосипеда обусловлен низкой функциональностью.
  • В-32. Рама данного оборудования похожа на велосипед В-31. Основное отличие в характеристиках ХВЗ «Турист» В32 заключалось в наличие трех скоростей. Для переключения применялся механизм, называвшийся «костяная нога», но через несколько лет после первого выпуска производитель стал пользоваться телескопическим устройством. Дополнительно была немного изменена геометрия рамы.
  • В-33. Основное отличие от предыдущей модели заключалось в наличии специфической эмблемы. Технические характеристики остались практически одинаковыми, но немного изменилась вилка и узлы стаканов. На таком велике устанавливались кассеты вместо трещотки, а также все детали из алюминия были заменены на хромированные изделия.

Вышеуказанные модели выпускались до 1961 года, но поскольку руководство СССР ориентировалось в первую очередь на освоение космоса, то руководство компании приняло решение изменить название велосипедов на «Спутник». Но в 1977 году возвращено оригинальное наименование байков, поэтому данный период времени считается вторым этапом выпуска велосипеда «Туриста» в СССР.

Параметры первых великов

Свойства великов В-31, 32 и 33 обладают многими схожими чертами:

  • длина базы составляла 109 см;
  • вес оборудования не превышал 14 кг;
  • для создания рамы, вилки и руля применялась сталь;
  • покрышки обладали диаметром в 28 дюймов;
  • для созданиям колесных ободов использовался алюминий;
  • педали делались облегченными, поэтому для их создания применялся литый сплав;
  • рама закрытого типа обладала высотой в 56 см;
  • для торможения велика использовалась бесклещевая тормозная система, находящаяся на переднем колесе;
  • устанавливалась закрытая вилка, для изготовления которой применялись трубы из стали;
  • передняя звезда оснащалась 48 зубьями;
  • монтировалась безтормозная втулка, а также трещотка, рассчитанная на три звездочки.

Внимание! Устанавливалось как жесткое, так и мягкое сидение, но если человек проехал на велосипеде «Турист» несколько километров, то он испытывает болевые и неприятные ощущения за счет жесткой посадки, плохой амортизации и низкой комфортности.

К дополнительным элементам, устанавливаемым на этот велосипед, относится звонок и фонарь, а также в комплекте шел специальный насос, оснащенный шлангом и предназначенный для накачки колес.

Вторая серия

Новые модели начали выпускаться с 1977 года. Первым был выпущен велосипед под названием 154-111, причем его технические параметры были очень похожи на первые модели завода. Основное отличие заключалось в дизайне, а также устанавливалась надежная защита для звездочек. Механизм, необходимый для переключения скорости, присоединялся не только к задней звезде, но и к передней.

Внимание! Если человек преодолел пешком, а затем на велосипеде «Турист» значительное расстояние, то он не почувствует сильного дискомфорта от поездки, но если сравнить эту модель с современными байками, то легко почувствовать значительные отличия в амортизационной, тормозной и иных системах.

Следующей моделью стал велик «Спорт Турист» 153-421, который выпускался до 1987 года. Но этот байк не пользовался особым спросом, поскольку его основные элементы были некачественными.

Это обусловлено тем, что снова для изготовления рамы и других деталей стал применяться алюминий.

Поэтому если человек едет на велосипеде «Турист» 3 часа, то у него появляются болезненные ощущения в мышцах спины и ног.

Устройство модели 154-111

Данный байк состоял из следующих элементов:

  • для изготовления рамы применялись трубы из стали небольшой толщины;
  • высота рамы варьировалась от 52 до 60 см;
  • база обладала длиной от 99 до 103 см;
  • для создания руля применялся алюминиевый сплав, причем по форме он был похож на спортивные байки тех времен;
  • для формирования передней вилки применялась сталь, причем данная конструкция обладала необычной и усовершенствованной формой;
  • велик весил 10,5 кг;
  • обод колес делался из алюминия;
  • для колес применялись стальные и редуцированные спицы;
  • для изготовления седла использовался твердый пластик, поэтому не предусматривалась возможность для установки мягкого сидения;
  • устанавливалась втулочно-роликовая цепь, а также челночные педали из стали.

Вам будет интересно  Что входит в триатлон: виды спорта в триатлоне

Хотя такие модели считались усовершенствованными по сравнению с великами первой серии, но они по-прежнему не могут сравниться с современными байками. Поэтому если человек на велосипеде «Турист» проехал за один день значительное расстояние, то он сильно устанет, а также у него появятся болезненные ощущения в мышцах.

Особенности модели 153-421

К характеристикам этого велика относится:

  • для создания рамы использовались тонкие трубы;
  • высота рамы варьировалась в разных партиях от 55 до 60 см;
  • длина базы составляла 106 см;
  • устанавливался роль дорожного вида;
  • вес велика составлял 14,5 кг;
  • колеса для ХВЗ «Турист» 153-421 делались довольно большими, а также монтировались специальные щитки;
  • применялись стальные спицы, резьба которых обладала размером 2,1х0,4 мм;
  • ставилась кантелеверная ободная тормозная система;
  • для создания сидения применялся каркас средний жесткости, к которому прикреплялся мягкий материал, покрываемый кожзаменителем.

В комплекте к данном велосипеду шло несколько дополнительных элементов, к которым относится съемная подножка и багажник, а также ремонтный набор, насос и катафорты, позволяющие выделить велосипедиста на дороге, что предотвращает аварийные ситуации во время движения.

Самостоятельное усовершенствование

Если у человека остался старый велосипед марки «Турист», то он может эффективно пользоваться этим байком, если немного его переделает. Даже сейчас можно купить велик данной марки, но он все равно обладает многими минусами по сравнению с зарубежными аналогами. Для улучшения основных характеристик можно выполнить простые действия для усовершенствования. Процесс делится на этапы:

  • для улучшения ходовых свойств осуществляется замена звездочек, цепи и шатунов;
  • покупаются новые задние переключатели, причем желательно выбирать трещотку, оснащенную задней звездочкой существенного размера;
  • устанавливаются двойные обода, но их придется выбирать у иностранных компаний;
  • монтируется более удобное и мягкое сидение, повышающее комфортность поездки на значительные расстояния;
  • формируется яркая подсветка с помощью светодиодов или неоновых трубок;
  • монтируется багажник, велокомпьютер, держатель для бутылки или другие аналогичные приспособления.

Такие простые действия позволят улучшить как ходовые параметры велика, так и его внешний вид.

Заключение

Велосипеды «Спорт Турист» выпускались еще в СССР, но даже сейчас на рынке предлагаются более современные модели. Они уступают зарубежным аналогам, но по-прежнему считаются надежными, доступными по стоимости и крепкими изделиями. Их можно улучшить путем установки дополнительных приспособлений или замены комплектующих.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector