Тур де Франс — соревнование для команд спортсменов на велосипедах

Предлагаем вашему вниманию велосипеды, на которых гонщики побеждали на разных этапах Тур де Франс 2021 года. От легких скоростных шоссейников до еще не представленных официально новинок!

В этом году Тур де Франс завершился убедительной победой Тадея Погачара, однако, помимо словенца, еще 12 спортсменов проявили себя лучше остальных на определенных этапах самой популярной веломногодневки.

Какие велосипеды приводили к победе на Тур де Франс? В тени каждого гонщика скрывается высокотехнологичный байк, каждый из которых представляет собой сплав самых современных технологий.

Давайте же разберемся более обстоятельно…

На велосипедах какого бренда выиграли больше всего этапов Тур де Франс 2021?

1 этап: Жюлиан Алафилипп – Specialized S-Works Tarmac SL7

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

В прошлом году Алафилипп выиграл на клинчерных шинах, и в этом году все его товарищи по команде последовали этой тенденции – покрышки Turbo Cotton от Specialized установлены на колесах Roval Rapide CLX.

В основе велосипеда лежит сверхлегкая и оптимизированная для аэродинамики рама. Облегченный групсет Shimano Dura-Ace R9170 Di2 и другие компоненты делают Tarmac SL7 самым быстрым гоночным велосипедом в истории. Велосипед, достойный чемпиона мира – именно так описывают своё детище в Specialized.

2 этап: Матье ван дер Пул – Canyon Aeroad CFR

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

Матье ван дер Пул из Alpecin-Fenix стал следующим человеком в желтой майке. Он нашел в себе силы достигнуть того, чего не смог его дед Раймон Пулидор, который так же был профессиональным велогонщиком, однако так и не добился такого же результата за свою выдающуюся карьеру (в отличие от внука).

Флагманский аэровелосипед Canyon укомплектован колесами Shimano Dura-Ace C65, покрышками Vittoria и оборудованием Dura-Ace R9150.

3 этап: Тим Мерлир – Canyon Aeroad CFR

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

Спринтерский состав команды Alpecin-Fenix был настолько доминирующим, что успеха добился и другой член команды – Тим Мерлир. Одержав убедительную победу, бельгийцу удалось подтвердить потрясающее реноме Canyon.

Своими велосипедами Canyon также снабжает Movistar и Arkea-Samsic, но на первых этапах именно гонщики Alpecin-Fenix лучше всего проявили себя на Aeroad.

4 этап: Марк Кавендиш – Specialized S-Works Tarmac SL7

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

Canyon не стал единственным велосипедным брендом, который праздновал многочисленные успехи своих гонщиков в первую неделю, так как Deceuninck-Quick-Step очень быстро начали достигать высоких результатов и оправдывать новое шестилетнее продление контракта со Specialized.

Победа Марка Кавендиша на четвертом этапе восхитила многих! А помог ему в этом Specialized S-Works Tarmac SL7. Кавендиш, как и другие его товарищи по команде Deceuninck-Quick-Step, использовал клинчерные покрышки Turbo Cotton и аэроколеса Roval Rapide.

5 этап: Тадей Погачар – Colnago K.One (TT)

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

Первая из трех побед Тадея Погачара была одержана не на его Colnago V3R, а на K.One, который так хорошо послужил ему ещё в 2020 году.

Первый в истории словенский победитель Тур де Франс высоко оценивает итальянское мастерство: UAE Team Emirates предпочли групсеты и колеса Campagnolo, а также покрышки Vittoria.

Велосипед Погачара на 5 этапе слегка необычен тем, что здесь используется 11-скоростная система Campagnolo Super Record EPS, а не 12-скоростная. Он также поменял дисковые тормоза на ободные.

6 этап: Марк Кавендиш – Specialized S-Works Tarmac SL7

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

Когда стало очевидно, что к Марку Кавендишу вернулся вкус к победе, казалось, что его уже ничто не остановит, ведь британец одержал свою 32-ю победу на этапе Тур де Франс.

Жесткая, аэродинамическая и агрессивная конструкция велосипеда Кавендиша была дополнена седлом S-Works Power Mirror от Specialized. Это давало больше комфорта, когда не было необходимости рваться в спринт.

7 этап: Матей Мохорич – Merida Reacto Disc Team

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

Merida, возможно, больше не является титульным спонсором команды Bahrain-Victorious, однако она по-прежнему поставляет велосипеды для неё. Так, именно на аэровелосипеде Merida Reacto Матей Мохорич выиграл седьмой этап Тур де Франс 2021 года.

Новинкой этого года стали более широкие обода вилсета Vision Metron SL Disc, и на седьмом этапе Мохорич использовал 60-миллиметровую версию.

Vision и FSA также поставляют компоненты для команды, а колеса Vision Metron SL Disc обуты в трубчатые покрышки Continental Competition Pro ALX Ltd.

8 этап: Дилан Тёнс – Merida Scultura 5

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

Другим оружием в арсенале Bahrain-Victorious стал велосипед Merida Scultura, и Дилан Тёнс быстро выиграл восьмой этап на еще не выпущенной новой модели этой линейки.

Названный Merida Scultura 5 в списке одобренных UCI рам, велосипед стал ближе к Reacto, чем предыдущие реинкарнации.

Легкие велосипеды становятся более аэродинамичными (а рама Scultura действительно легкая – прямо на нижней границе весового предела UCI). Scultura 5 точно в тренде!

Как и Reacto Мохорича, Scultura Тёнса также оснащена новыми, немного более широкими колесами Vision Metron. Для горных этапов были выбраны колеса Metron 45 SL Disc.

9 этап: Бен О'Коннор – BMC TeamMachine SLR01

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

Бен О'Коннор – не первый австралийский гонщик, выигравший этап Тур де Франс на BMC TeamMachine SLR01.

Но спустя 10 лет после победы Кейдела Эванса на Тур де Франс лучший легкий гоночный велосипед в арсенале BMC претерпел множество изменений.

Последняя версия, обновленная к 2021 году, легче, чем когда-либо – 820г (по словам BMC). Модель доступна только с дисковыми тормозами.

BMC также заявляет об улучшении аэродинамики – опять же в соответствии с тенденцией к облегченным, но аэродинамичным гоночным велосипедам.

Велосипед О'Коннора был оснащен Campagnolo Super Record EPS, но для победы на горном этапе австралийский гонщик использовал более узкие колеса Campagnolo Bora One.

10 этап: Марк Кавендиш – Specialized S-Works Tarmac SL7

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

  • Марк Кавендиш вновь оказался на вершине подиума, а компания Specialized, в свою очередь, праздновала очередную победу велосипеда S-Works Tarmac SL7.
  • Когда Марк в последний раз выиграл зеленую майку на Тур де Франс в 2011 году, у Specialized было только третье поколение Tarmac.
  • Тогда это был первый год, когда Кавендиш выступал на Specialized, но во время Тура того года его успех был связан именно со Specialized McLaren Venge с его агрессивными аэродинамическими профилями.

11 этап: Ваут ван Арт – Cervélo R-Series

  1. Бельгийский гонщик Ваут ван Арт показал себя с наилучшей стороны на Тур де Франс 2021 года, одержав потрясающую победу на 11-м этапе.

  2. Новый флагманский легкий гоночный велосипед команды Jumbo-Visma еще не представлен, несмотря на то, что впервые был замечен еще в апреле.

Название пока не подтверждено – возможно, он сохранит название R5 Disc, что было бы логично, учитывая, что изменения будут незначительными. Самое очевидное – интегрированные тросики.

Однако, как бы он ни назывался, Ваут ван Арт явно в восторге от своего нового велосипеда.

12 этап: Нильс Политт – Specialized S-Works Tarmac SL7

  • Не только Марк Кавендиш и Жюлиан Алафилипп одержали победу на Specialized S-Works Tarmac SL7, но и другая команда (Bora), спонсируемая Specialized, – также снискала успех.
  • Нильс Политт выступал на таком же велосипеде, когда в одиночку вырвался из отрыва на 12-м этапе.
  • Как и гонщики Deceuninck-Quick-Step, Bora-Hansgrohe тоже использует легкую и аэродинамичную раму в паре с группой оборудования Shimano Dura-Ace Di2 и колеса Roval Rapide.

13 этап: Марк Кавендиш – Specialized S-Works Tarmac SL7

  1. Рекордная победа на этапе – 34-я в карьере Марка Кавендиша на Тур де Франс – стала продолжением доминирования в Туре, когда дело дошло до спринтов в группе.
  2. Если у Specialized были какие-то сомнения по поводу отказа от Venge в пользу более аэродинамичного Tarmac, они были полностью развеяны величайшим спринтером современности.

14 этап: Бауке Моллема – Trek Emonda SLR

  • TREK Emonda SLR – это еще один сверхлегкий велосипед, который в последние годы был модернизирован.
  • В TREK считают новую модель «одним из самых быстрых велосипедов в истории», и Бауке Моллема ничем не опроверг эти заявления, одержав одиночную победу на 14-м этапе на длинной дистанции.

Велосипед Emonda уже давно входит в линейку шоссейных велосипедов TREK, но легкая рама, вес которой составляет заявленные 698г, визуально сильно отличается от предыдущих версий. Рама имеет улучшенный аэродинамический профиль, а технологии позаимствованы у Madone.

15 этап: Сепп Кусс – Cervélo R-Series

Улучшенный R5 или новый R6; что бы это ни было, новые велосипеды от Cervélo для команды Jumbo-Visma – это настоящие гоночные машины-победители этапа Тур де Франс.

Ваут ван Аерт оказался не единственным успешным гонщиком команды. Сепп Кусс также победил на 15-м этапе.

Помимо полностью интегрированных тросиков, велосипед также может похвастаться обновленной вилкой и измененной формой головной трубы – более широкой в верхней части для размещения кабелей.

Все велосипеды команды Jumbo-Visma имеют командную раскраску – матовую черную раму и желтую вилку.

16 этап: Патрик Конрад – Specialized S-Works Tarmac SL7

Как и Жюлиан Алафилиппе, Марк Кавендиш и Нильс Политт, Патрик Конрад также выиграл этап Тур де Франс 2021 года на велосипеде Specialized S-Works Tarmac SL7.

Когда бренд позиционирует свой велосипед, как «самый быстрый гоночный байк», это обычно воспринимается как типичное маркетинговое преувеличение. Но 7 побед на этапах Тур де Франс – с этим уже не поспоришь!

17 этап: Тадей Погачар – Colnago V3Rs

Как уже упоминалось выше, Тадей Погачар настолько доминировал на Тур де Франс 2021 года, что в Colnago выпустили желтый велосипед для словенца еще задолго до фактической победы.

Однако, когда он выиграл на Коль де Порте, были внесены некоторые заметные изменения. Дисковые тормоза, которые он обычно предпочитал в этом году, были заменены на ободные. Кстати, версия с ободными тормозами была уже не желтого цвета, как дисковый аналог.

18 этап: Тадей Погачар – Colnago V3Rs

Словенский гонщик продолжил свой успех и одержал победу на 18-м этапе.

V3Rs Погачара оснащен компонентами Super Record EPS от Campagnolo и катится на колесах Bora Ultra WTO 45 с бескамерными покрышками Vittoria Graphene 2.0.

Читайте также:  Сегвей без ручки, двухколесный, одноколесный, детский, самодельный, модели и фирмы-производители

Низкий вес – это главный залог успеха (и вероятная причина перехода на ободные тормоза).

19 этап: Матей Мохорич – Merida Reacto

  1. В преддверии финальной недели Merida подарила Матею Мохоричу совершенно новый Reacto, отдавая дань уважения его словенской национальности.

  2. И Мохорич отплатил Merida тем, что на новом велосипеде одержал победу на 19-м этапе.

  3. Разумеется, в середине трехнедельного Гранд-тура изменения оказались чисто косметическими, но в результате получилось привлекательное цветовое исполнение (синий, белый и красный).

20 этап: Ваут ван Арт – Cervélo P5 (TT)

  • Как мы уже говорили, Ваут ван Арт – невероятный гонщик, и после первой победы в гонке 2021 года на новом велосипеде Cervélo R-Series, вторая была одержана уже на модели P5.
  • P5 – это результат многолетнего опыта Cervélo и испытаний в аэродинамической трубе, который, вне всяких сомнений, полностью оправдал возложенные на него ожидания.

21 этап: Ваут ван Арт – Cervélo S5

Три победы на этапах и три разных велосипеда… Ваут ван Арт поставил жирную точку на 21-м этапе, спринтерским рывком одержав победу на Елисейских полях.

Cervélo утверждает, что S5 – это самый быстрый шоссейный велосипед в истории компании. Он легкий, аэродинамичный, создан для максимальной передачи энергии и, как доказал ван Аерт, безусловно, быстрый.

Велосипед оснащен компонентами Shimano Dura-Ace Di2 и соответствующими колесами Dura-Ace C60.

Команда Jumbo-Visma явно довольна своими результатами. И переход на Cervélo в этом сезоне – удачное решение. Стороны продлили сотрудничество на неопределенный срок!

«Тур де Франс»: технический обзор. Карбон, дисковые тормоза, бескамерные шины. Насколько ваш велосипед далек от самых совершенных байков современности?

26 июня стартовала самая престижная велогонка мира «Тур де Франс». Эта гонка – витрина новых технологий в мире велоспорта. И хотя в этом году принципиальных новинок немного, все же разберем, чем выделяются шоссейные велосипеды «Тура».

Карбон во всем

Все велосипеды, представленные на «Тур де Франс» 2021 года, сделаны из углеродного волокна (карбона). Это касается как крупных узлов вроде рам и колес, так и большинства мелких компонентов, включая рули и подседельные штыри. Первым серийным велосипедом из углеродного волокна был Kestrel 4000, выпущенный в 1986 году. 

Kestrel 4000

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

В том же году карбоновый байк одержал первую победу на «Тур де Франс»: Грег Лемонд выиграл абсолют на Look KG 86. Последнюю победу на стальном велосипеде добыл в 1994 году Мигель Индурайн на Pinarello Banesto. Алюминий продержался чуть дольше – Марко Пантани выиграл в 1998 году на Bianchi Mega Pro XL Reparto Corse.

Look KG 86

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

С тех пор в «Туре» побеждает только карбон. Почему карбон? Потому что рамы из этого материала на 32 % легче, на 25 % жестче и на 20 % более аэродинамичные, чем их металлические предшественники.

По оценкам экспертов карбон делает гонщика на 0,5 км/ч быстрее при той же мощности педалирования.

Может показаться, что это немного, но за счет продолжительности гонок «Тура» карбоновый велосипед выиграет более 1 часа при прочих равных.

Для лучшего понимания: чемпионский стальной Pinarello весил 9 кг, алюминиевый Bianchi – 8,1 кг,  а для современных карбоновых велосипедов еще в 2000 году было введено ограничение на минимальный вес в 6,8 кг. Международный союз велосипедистов (UCI) руководствовался тем, что производители в гонке за весом начинают жертвовать безопасностью гонщиков, и с тех пор данная цифра неизменна.

Дисковые тормоза

Международный союз велосипедистов (UCI) одобрил дисковые тормоза (вдобавок, а не вместо ободных) для шоссейных велогонок только в 2018 году.

Несмотря на то, что все участники единогласно приняли данный переход, одна команда на «Туре» 2021, Ineos Grenadiers, все же поедет на классических ободных тормозах.

Команда поддерживает движение «Спасем ободные тормоза» (#savetherimbrake) и пытается бороться за сохранение устаревающей технологии, которая постепенно уходит из профессионального спорта.

Дисковый тормоз

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

При этом не все велогонщики одобряют данное нововведение.

Например, четырехкратный победитель «Тур де Франс» Крис Фрум до сих пор чувствует себя некомфортно на дисковых тормозах, откатав 10 лет на Pinarello с ободными тормозами в Team Sky: «Недостатки дисковых тормозов – постоянное трение, возможность механического повреждения, перегрев, небольшая деформация дисков на длительных спусках или при интенсивных торможениях».

Бескамерные шины

Стандартом для шоссейных велогонок являются трубчатые покрышки (или просто «трубки»). Покрышка является камерной и у нее отсутствует удерживающий борт, поскольку она приклеена непосредственно к ободу. Главное преимущество такой шины – вес. Плюс выигрывает она и по конструкции обода колеса: за счет отсутствия высоких бортов обод получается легче, чем у колес для других типов резины.

Сравнение типов шин

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

Клинчер – стандартная покрышка, используемая в привычных нам велосипедах. Она также является камерной и у нее есть выступающий борт, который цепляется за ответные выступы на ободе колеса.

Клинчер в сборке чуть тяжелее трубки, но это разница с каждым годом становится все меньше. В 2020 году Жюлиан Алафилипп выиграл второй этап «Тур де Франс» как раз на клинчерах, что стало историческим событием в мире велоспорта.

И следующим шагом к переходу на бескамерные шины.

Сравнение ободов колес для разных типов шин

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

Бескамерные шины стали стандартом для профессионального сегмента горных и гравийных велосипедов. Приближаются они и к шоссе.

Бескамерка является логичным продолжением клинчера, но, исходя из названия, полностью лишена внутренней камеры.

В этом есть свои плюсы (лучшая устойчивость к проколам и возможность ехать на меньшем давлении) и минусы (требование к высокой точности посадки колеса на обод).

В 2019 году команда UAE-Emirates проехала первый этап «Тура» на бескамерных клинчерах. И некоторые эксперты полагают, что бескамерки станут стандартом в течение 5 лет: благодаря развитию технологии шины становятся более безопасным и по расчетам уже быстрее трубок.

Shimano Dura-Ace

На смену предыдущей 11-скоростной версии групсета R9100 Shimano представила новую 12-скоростную R9200, которую ранее успела обкатать Team DSM, а всего в рамках «Тура» Shimano используют 17 команд. Задний переключатель приобрел новую гладкую форму, передний – уменьшился в размерах по сравнению с предшественником.

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

В отличие от конкурентов из SRAM, у которых групсет работает в полностью беспроводной системе, Shimano сохраняет приверженность классике – провода сохранились.

Неизвестно, будет ли Dura-Ace доступен с ободными тормозами. Пока что была представлена только версия групсета с дисковыми тормозами, но это связано с тем, что их использует команда Team DSM, для которой Shimano обновляла комплект.

Бренды велосипедов

«Тур де Франс» – это, помимо прочего, широкое разнообразие представленной техники. На 23 команды приходится 18 различных брендов велосипедов:

  • Bianchi (Команда – Team BikeExchange)
  • BMC (AG2R Citroën Team; Team Qhubeka Assos)
  • Cannondale (EF Education-Nippo)
  • Canyon (Movistar Team; Alpecin-Fenix; Team Arkéa-Samsic)
  • Cervélo (Jumbo-Visma)
  • Colnago (UAE Team Emirates)
  • Cube (Intermarché-Wanty-Gobert Matériaux)
  • De Rosa (Cofidis)
  • Factor (Israel Start-Up Nation)
  • KTM (B&B Hotels p/b KTM)
  • Lapierre (Groupama-FDJ)
  • Merida (Bahrain Victorious)
  • Pinarello (Ineos Grenadiers)
  • Specialized (Bora-Hansgrohe; Deceuninck-Quick-Step)
  • Ridley (Lotto-Soudal)
  • Scott (Team DSM)
  • Trek (Trek-Segafredo)
  • Wilier (Astana-Premier Tech; Team TotalEnergies)

Новинки 2021

Прямо перед стартом «Тур де Франс» 2021 бренд Pinarello представил новую модель шоссейника – вместо предыдущей версии Dogma F12 на велогонке поедет Dogma F.

Тур де Франс - соревнование для команд спортсменов на велосипедах

Какие узлы претерпели изменения:

  • Рама и вилка Dogma F стали на 9 % и 16 % легче, чем у F12.
  • Полный комплект рамы в сборке теперь на 265 г (21 %) легче.
  • В области каретки рама стала на 12 % жестче.
  • Версия с дисковыми тормозами на 4,8 % более аэродинамична, чем аналог Dogma F12.
  • Версия с ободным тормозом на 3,2 % аэродинамичнее, чем F12.
  • Dogma F размера 53 с дисковыми тормозами, групсетом Shimano Dura-Ace Di2 (9100) и колесами DT Swiss ARC1400 весит 6,8 кг (без педалей).

Рама поступит в продажу на британский рынок в декабре этого года по цене 5400 фунтов (около 500 тысяч рублей). Полная сборка с колесами и групсетом ожидается в районе 11000-12000 фунтов (1,1-1,2 млн рублей).

Больше о велоспорте, беге, питании, спортивной медицине – в разделе «Здоровье»

Подписывайтесь на телеграм-канал Sports.ru о здоровье

reddit.com; forzabikes.co.nz; unsplash.com/Tower Electric Bikes, VELOBAR+; cyclingtips.com; pinarello.com

Напоминаем, что у нас есть раздел со скидками, в котором вы сможете найти промокоды Яндекс Маркет.

«Смысл “Тура” — чтобы бренды на футболке получили больше времени на экране»: как устроена экономика гонки «Тур де Франс» — Истории на vc.ru

Соревнование стало гонкой не только велосипедистов, но и брендов — они платят огромные суммы, чтобы их заметила миллиардная аудитория. Пересказ материала The Hustle.

{«id»:328786}

«Тур де Франс» в 2021-м Bicycling

Велогонка появилась из-за финансовых проблем французской газеты L’Auto. В начале 20-го века, находясь в поиске новых источников дохода, руководство издания попросило сотрудников придумать, как привлечь новых читателей.

26-летний спортивный журналист Гео Лефевр предложил устроить самую грандиозную велогонку из всех, что были во Франции. Идея всем понравилась, и в 1903 году успешно прошёл первый «Тур де Франс». Тогда тираж L’Auto вырос с 25 до 65 тысяч экземпляров в день.

Главная страница журнала L’Auto от 19 июля 1903 года со статьей о начале «Тур де Франс» L’Equipe

Во время Второй мировой войны проведение гонок приостановили. После войны права на «Тур» перешли журналу L’Équipe.

К 1960 году он зарабатывал на велогонках так:

  • Города, где будут остановки, выбирались по принципу аукциона.
  • Компании, желающие следовать за велосипедистами в брендированных фургонах, должны были заплатить.
  • Рекламные места на обочинах вдоль маршрута сдавались в аренду на время соревнований.
  • Бренды могли спонсировать гонку.

Несмотря на доходы от рекламы, «Тур» был убыточным. Однако всё изменилось в 1965 году, когда права на гонку приобрел её нынешний владелец — частная компания по организации спортивных шоу Amaury Sport Organisation (ASO). Она сосредоточилась на глобальной аудитории и начала транслировать соревнования по ТВ. Благодаря этому с 1980 по 2010 год выручка «Тура» увеличилась в 20 раз.

Читайте также:  Какие самые дорогие велосипеды в мире - всё о велоспорте

По данным за 2020 год, гонка зарабатывала на:

1. Выплатах городов-участников — 5% от выручки. Желающие стать частью маршрута должны платить организаторам «приличные суммы», пишет The Hustle. Сколько стоит стать частью маршрута «Тур де Франс», неизвестно. Однако для примера, издание приводит стоимость участия в другом вело-соревновании Giro d’Italia — Дания отдала $3,9 млн, чтобы её города участвовали в трёх этапах.

2. Спонсорских выплатах — 40%. Среди них:

  • Рекламные грузовики. Около 33 брендов, которые платят от $250 до $600 тысяч за возможность следовать за велосипедистами во время соревнования. За 21 день гонки компании раздают зрителям около 15 млн товаров: одежду, чистящие средства, брелки и протеиновые колбаски.
  • Футболки четырёх типов, выделяющие достижения спортсменов. Жёлтая — лидеру гонки, зелёная — лучшему спринтеру, в крапинку — лучшему по восхождению на высоту, и белую — лучшему молодому атлету. Французский банк LCL тратит примерно $12 млн в год, чтобы его название оставалось на жёлтой майке, а автопроизводитель Skoda — $4 млн за зелёную.
  • Партнёрства. Например, с агентством недвижимости Century 21 или производителем часов Tissot.

3. Продажи прав на телетрансляции — 55%. В 2020 году её купили 186 стран из 195. Для трансляции гонки необходимо около 260 операторов, 35 транспортных средств и 6 вертолётов. Одна сделка с французской сетью телевещания France Televisions приносит около $25 млн в год.

Сколько ASO зарабатывает на «Тур де Франс», неизвестно. Однако французские СМИ оценивают выручку в $60–150 млн в год — около 50% годовых денежных поступлений ASO. Журнал по велоспорту The Inner Ring изучил данные компании по годам и высчитал её примерную маржу — 21%. Чистая прибыль от «Тура» может составлять $12–30 млн в год.

«Тур де Франс» существует, чтобы приносить деньги. Это коммерческая гонка, и ей владеют люди, главная цель которых — заработать на ней.

В 2020 году в «Туре» участвовали 178 велосипедистов из 22 команд. Сколько уходит на их содержание, неизвестно, но в 2016 году исследователи опубликовали доклад с деталями по трём командам:

Инфляция не учитывалась The Economics of Professional Road Cycling, 2016

Team Sky (теперь Ineos Grenadiers) в 2016 году опубликовала видео, где показала список необходимых вещей для девяти гонщиков на время «Тура». В него вошли:

  • Персонал — 34 человека: механики, водители, спортивные доктора и нутрициологи.
  • 55 велосипедов по $13 тысяч за штуку.
  • Запасные механизмы: 80 колес, 82 звёзды и 57 цепей.
  • 4360 энергетических гелей и батончиков и 3300 бутылок воды.
  • 40 бутылок массажного крема.
  • 100 рулонов обмоток для руля — их меняют каждые четыре дня.
  • 5 воздухоочистителей, 9 кондиционеров и 9 осушителей воздуха.

Так, бюджет современной команды может составлять более $20 млн в год. Однако они ничего не получают от участия в гонке: не продают билеты, так как для зрителей соревнование бесплатно, и у них нет собственного мерча. Вместо этого у команд странная и уязвимая финансовая модель, пишет The Hustle, — они полностью полагаются на пожертвования и спонсоров.

У них может быть много партнёрств с производителями снаряжения, но около 70% бюджета идёт от титульных спонсоров, которые ежегодно платят $5–15 млн за право выбрать название команды и разместить свои логотипы на их форме.

Это хороший способ повысить узнаваемость бренда за счет эфирного времени, пишет The Hustle. Компания по спортивной аналитике Repucom проанализировала 325 спонсоров профессиональных команд в 2012 UCI WorldTour (серия из 38 гонок, включающая в себя Tour de France) и выяснила, что спонсоры оценивают среднюю команду в $88,4 млн в рекламном времени и медийной огласке.

«Тур» в 2019-м Skoda

Спонсорами выступают крупные корпорации и конгломераты: страховые и телекоммуникационные фирмы или государственные организации, например, суверенный фонд Казахстана.

Влияние и желания крупных инвесторов могли повлиять на судьбу команды. Например, в 2015 году Олег Тиньков прекратил финансирование команды, которую купил в 2013-м, и её распустили.

Олег Тиньков и велогонщик Альберто Контадор Welovecycling

Некоторые считают, что такая зависимость от спонсоров создает соревновательный дисбаланс, который плохо влияет на интерес к велоспорту в целом, пишет The Hustle.

Они по сути покупают возможность победить. Чем больше у тебя денег, тем лучше и опытнее члены твоей команды. Другой вопрос — интересно ли будет зрителям, если все лучшие спортсмены окажутся в одной команде?

Общий призовой фонд Tour de France составляет €2,3 млн. Победитель — лидер гонки, получает €500 тысяч, лучшие спринтеры, молодые атлеты и другие — €20–25 тысяч.

Однако призовые не играют особой роли, пишет The Hustle, и победитель обычно делит их со всей командой. Основной заработок они получают от спонсоров.

Минимальная зарплата, которую команды могут платить спортсменам на «Туре» — $35 тысяч в год. Но многие получают в 5–10 раз больше, а зарплаты самых успешных атлетов, таких как четырёхкратный победитель «Тура» Крис Фрум, могут достигать $6 млн в год.

Зависимость от спонсорских денег накладывает и обязанности — спортсмены должны выбирать стратегию, которая позволит им лучше представлять свой бренд. Для этого они могут отделяться от группы, привлекая внимание камер на себя, но при этом теряя время. Тут уже не так важна победа, сколько внимание камер, пишет издание.

Смысл «Тура» в том, чтобы бренды на твоей футболке получили как можно больше времени на экране. Потому что если твои спонсоры недовольны, они перестают быть спонсорами.

В период пандемии Covid-19 спонсоры прекратили финансирование, а велосипедисты урезали свои зарплаты в два-три раза, чтобы сохранить команду.

«В итоге организаторы и спонсоры зарабатывают деньги в любом случае, а вот командам остаётся просто выживать», — говорит австралийский велогонщик Крис Уильямс.

В 2021 году «Тур» проходил с 26 июня по 18 июля, его выиграл словенский гонщик Тадей Погачар.

«Тур де Франс»: за кулисами велогонки

Увидеть своими глазами Тур де Франс — это мечта каждого велосипедиста. В моем случае, она сбылась благодаря журналу GEO, который отправил меня во Францию — сделать репортаж с пятого этапа Тура. К сожалению, запланированной съемки с вертолета не случились по причине плохой погоды, но зато удалось увидеть гонку из машины сопровождения. Мои впечатления, облеченные в умеренное количество букв и множество картинок — под катом!

30 секунд — примерно столько зрители велогонки «Тур де Франс» видят спортсменов вживую. Пелотон появляется из ниоткуда, проносится мимо со скоростью под 50 километров в час и исчезает в дымке.

Все остальное время для стоящего на трассе зрителя эта многодневная гонка существует только на экранах телевизора или планшета.

Но именно ради этих «живых» мгновений сотни тысяч людей со всего мира приезжают во Францию, за неделю становясь лагерем на обочине трассы.

Ни дождь, ни отсутствие бытовых удобств не останавливает тех, кто влюблен в велоспорт. И на это есть весьма убедительные причины.

Проводящаяся уже 102-й раз многодневка «Тур де Франс» — самое важное в мире состязание, для поклонников велоспорта затмевающее даже Олимпийские игры. 3630 километров, разделенных на 21 этап.

22 дня гонки, из них всего два дня отдыха. Без малого две сотни спортсменов.

А также тысячи других участников, чью работу крупным планом редко показывают телекамеры — тренеров, механиков, массажистов, врачей, судей, волонтеров.

Оказавшись в закрытом парке, где перед стартом появляются вереницы из командных трейлеров и автомобилей с велосипедами на крыше, видишь, как работают шестеренки отлаженного механизма гонки. В том числе, и в буквальном смысле — тут и там механики готовят велосипеды к старту, смазывая цепи и настраивая бортовые компьютеры. Техники устанавливают спутниковые чипы.

Командный автобус — святая святых. Тут гонщики готовятся к старту. Доступ прессы в автобус строго запрещен. Но владелец российской команды Tinkoff Saxo Олег Тиньков сделал исключение для GEO.

  1. Когда видишь на расстоянии вытянутой руки смущенного молодого человека в велотрусах, примеряющего новую веломайку, вовсе не представляешь себе, что это тот самый Петер Саган, признанный одним из сильнейших велогонщиков современности и фаворитом нынешнего Тура.
  2. Но очень скоро он преобразится — сядет на свой байк и промчит 189 километров за 4 часа 39 минут, показав второй результат на этапе Аррас — Амьен Метрополь.

Наблюдать за стартом гонщиков — значит, не оказаться раньше них на финише. Поэтому дожидаться старта мы не стали — и вслед за «рекламными» автомобилями отправились на дистанцию на автомобиле сопровождения Skoda.

  • Чешская марка уже 12 лет является спонсором Тура, предоставляя организаторам 250 машин!
  • Возглавляющий пелотон «красный автомобиль» директора гонки Кристиана Прюдомма отличается от стандартных моделей: 190-ти сильный дизельный Superb нового поколения оборудован специальными обтекателями, мощной четырехканальной радиостанцией, а также большим люком с электроприводом над задними сиденьями.
  • Большинство команд также выбирают автомобили чешской марки.
  • На «Тур де Франс» славное велосипедное прошлое Skoda и ее грандиозное автомобильное настоящее слились воедино.
  • С просторного заднего сиденья нового Superb гонка выглядит совсем не так, как по телевизору — особенно в тот момент, когда автомобиль оказывается между основной группой гонщиков и ушедшим в отрыв Пьер-Люком Перишо.

На протяжении почти сотни километров, французу удавалось возглавлять гонку в одиночестве. Если, конечно, это слово применимо к спортсмену, окруженному машинами сопровождения и мотоциклистами с видеокамерами, едущими сквозь толпы зрителей под одобрительные крики. Которые, впрочем, совершенно не слышны самому гонщику — настолько высок градус его внутренней концентрации.

Читайте также:  Камера гоу про отзывы

«Проще не будет, ты просто будешь быстрее». Трехкратный победитель Тура Грег Лемонд знает, о чем говорит. Для спортсменов выступление в Туре является главным шансом в жизни, а победа — пиком карьеры.

По словам велосипедного амбассадора Skoda, победителя Тура 1987 года Стивена Роша, в былые годы тренировочный процесс спортсменов меньше зависел от тренеров и докторов, было больше самостоятельности.

Но все равно — в момент прохождения дистанции любой спортсмен, как и прежде, находится наедине с самим собой, своим телом. Подсказки от тренеров по радио могут быть полезными в тактическом плане, но вряд ли помогут ехать быстрее.

Несмотря на статус важнейшей мировой велогонки, «Тур де Франс» — мероприятие скорее не спортивное, но культурное, социальное. Не меньшую роль, чем спортсмены и их команды, в нем играют болельщики. Они стоят на протяжении всей трассы, проходящей через уютные городки и пшеничные поля.

  1. Когда-то здесь грохотали танки, и это не фигура речи — эти места были ареной сражений Первой мировой. Как хорошо, что сегодня тут гремят только мирные баталии…

От мала до велика, зрители полны энергией и охотно делятся ей со всеми, проезжающими по трассе. Будь это разбрасывающий сувениры «рекламный» автомобиль в виде плюшевой собаки или гигантской покрышки, либо машина с журналистами.

Для болельщиков «Тур де Франс» — важная часть жизни. Поэтому подходят они к этому основательно: готовят специальные костюмы и строят тематические инсталляции.

Вот местные крестьяне собрали гигантский велосипед из стогов сена. Вот расстелили полотном по поле гигантские буквы, которые в прямом эфире покажет камера с вертолета телеканала «Евроспорт».

Вот пенсионеры выкатили надраенный до блеска ретро-кар.

Вот на обочине стоит детский велосипедный клуб — в полном составе, начиная с пятилеток, на велосипедах BMX, в полной экипировке, включая шлемы-фулфейсы.

    Стоят у первого в мире танка МК-1 подростки в форме английских солдат времен Первой мировой. Их матери — неподалеку, в облачении сестер милосердия. Вот смешной толстяк размахивает французским флагом…

    • Те, кто приехал издалека, разбивают рядом с трассой палатки, или, что встречается чаще, приезжают на автофургонах, внутри которых живут на протяжении всей гонки, ночами переезжая с места на место, вслед за очередным этапом.

    Ни большие перегоны, ни неизбежные на узких дорожках пробки не останавливают истинных поклонников велоспорта. 12 миллионов зрителей на трассе — такой посещаемостью не могут похвастаться даже Олимпийские Игры!

    1. Финиш этапа традиционно собирает максимальное количество зрителей, оккупировавших не только трибуны, но и столбы светофоров.
    2. Возможность своими глазами увидеть на лицах гонщиков эмоции финишного спринта — бесценна!

    И совсем неважно в этот момент, какой ракурс и какой момент попадет в объектив вашего фотоаппарата или смартфона. Ты сам — часть праздника жизни под названием «Тур де Франс», важный винтик этой грандиозной машины.

    А что касается самой гонки, которую невозможно толком увидеть, будучи зрителем… Для этого есть планшеты и телевизоры, не правда ли?

    В качестве пост-скриптума — небольшой бонус, а именно — короткое интервью с ирландцем Стивеном Рошем, ставшим в 1987 году победителем Тур де Франс, Джиро д'Италия и Чемпионата Мира. В истории велоспорта есть всего два гонщика, которым удавалось подобное достижение — первым был Эдди Меркс.

    — Велогонщикам приходится часто бывать на выездах. Как к этому относятся их семьи?

    — Это бывает непросто, но это часть работы. Если ты космонавт, и летаешь на Луну, ты месяцами находишься вдали от семьи. Если ты дальнобойщик — у тебя те же проблемы, как и в случае, когда ты журналист. Когда ты велогонщик, очевидно, что тебе придется проводить большое количество времени на гонках и тренировках, и семьи относятся к этому пониманию.

    — Мы много говорим о спорте, давайте теперь поговорим об отдыхе. Как отдыхают профессиональные велосипедисты?

    — Отдых — это не ездить на велосипеде. Но этот период не превышает две недели в году, после чего тренировки возобновляются.

    Для велосипедиста сегодня очень трудно полностью перестать кататься даже на такой период времени. В наше время мы отдыхали 4-5 недель в октябре и ноябре.

    Но сейчас сезон начинается раньше, в январе, поэтому необходимо возобновлять тренировки раньше, чтобы успеть набрать форму.

    — Какие реальные отличие между современными гонщиками и спортсменами вашего поколения?

    — В прошлом велогонщики были гораздо круче. Все они были очень крутыми парнями. Но сейчас все изменилось — оборудование, велосипеды, не только с точки зрения цены, но и с точки зрения качества. Изменилась и скорость, и тактика, сильно изменилась и коммерческая сторона вопроса.

    Правда ли, что сейчас гонщики стали быстрее?

    — Нет-нет-нет, ни в коем случае. Гонщики моего поколения были намного быстрее. Мы ездили на велосипедах весом 9 кило, а сейчас байки весят 6.8 кг. Колеса, которые были у нас, и карбоновые сегодняшние колеса. Это совершенно разные вещи. То есть мы ездили быстро в наше время — но достаточно быстро, чтобы побеждать.

    Наша тренировочная программа составлялась в ноябре, и обновлялась в следующем ноябре. Сегодня тренировочная программа модифицируется в реальном времени, каждый день. Сегодня тренеры ориентируются на показатели пульса и мощности, и сами говорят гонщику, когда он устал, а когда ему надо поднажать.

    У нас не было ничего подобного, и мы ориентировались на сигналы, исходящие от нашего тела.

    — То есть, в прежние времена процесс тренировок был более самостоятельным?

    Именно, все было более естественно, исходя из наших собственных ощущений. Сейчас все исходит из интерпретации показаний компьютера. Все топ-райдеры имеют собственных тренеров, которые всегда рядом.

    И райдеры всегда слушают команды тренеров. Если мы использовали воображение, слушали свои ноги. Устал — ноги пустые. В форме — есть силы.

    Сейчас ты можешь чувствовать себя хорошо, но тренеру не нравятся твои ватты или пульс, и ты должен прекратить тренировку.

    — Я знаю, что вы работаете комментатором на Eurosport. Почему ватты и пульс райдеров не транслируется в реальном времени?

    Техническая возможность для этого есть уже сейчас. Такие разговоры ходят, но пока все наталкивается на нежелание райдеров и команд делиться подобной информацией с конкурентами по ходу гонки. Но скорее всего, им все же придется это сделать в недалеком будущем.

    — А что касается медицины, изменилась ли ее роль со временем?

    — Несомненно. Сейчас от докторов зависит гораздо больше, чем в наши времена. Сегодняшние райдеры едут быстрее в том числе и потому, что они лучше подготовлены в медицинском плане, физически. Например, когда я выступал в Туре, процент жира в моем теле составлял 8%, сейчас у моего сына Николаса, выступающего за Sky, этот показатель 5%.

    — Что вы думаете о дистанционном тренинге?

    Раньше разница между спортсменами была очень значительной — были сильные ребята, те кто еще сильнее, силачи и слабаки. Сейчас райдеров разделяют десятые доли секунды. Любая тренировка полезна в спортивном плане, если она дает возможность улучшать результат.

    — Что бы вы посоветовали спортсменам-любителям, желающим улучшить свои результаты?

    Любители катаются прежде всего для удовольствия, и только потом, возможно, для карьеры. Если спортивные результаты выходят на первый план, то удовольствие от катания заканчивается.

    Поэтому главное тут — не терять радость от катания. Если вам это удается, то мотивация для совершенствования получается гораздо более сильной.

    Поэтому если вы чувствуете, что удовольствие от катания куда-то уходит, прекращайте наращивать темп.

    — Стивен, расскажите про свой лагерь на Майорке.

    В моем лагере мы тренируем райдеров любого уровня, от новичков до профессионалов. Про лагерь можно найти всю информацию на сайте StephenRoche.com. Кто-то приезжает просто хорошо провести выходные, кто-то хочет улучшить форму. В неделю к нам приезжает 60-70 райдеров. Будем рады и гостям из России!

    — В 1987 году вы выграли Тройную Корону. Какая из побед была для вас наиболее значимой?

    — Это был лучший год в моей карьере. Каждая из побед очень важна для меня, и каждая — по разным причинам.

    — Велоспорт изменил вашу жизнь?

    — Конечно, ведь если бы я не стал спортсменом, то и сейчас сидел бы в каком-нибудь офисе. Мои дети тоже стали велоспортсменами. Велосипед позволяет мне сохранять форму.

    • Также я задал несколько вопросов Олегу Тинькову:
    • — Олег, ваша команда готова к победе на Туре?

    — Да! Мы выиграем с Альберто Контадором! Наша команда самая сильная, поэтому мы должны выиграть.

    — Расскажите про новый аэродинамичный Specialized Петера Сагана. Российские инженеры приняли участие в разработках Specialized?

    — Нет, ну это американская компания. Наши недруги разрабатывают:)

    — И как вам этот байк? Когда такие будут у остальных гонщиков Tinkoff Saxo?

    — Сейчас все в тестовом режиме проходит, потом они все поедут. Мне он не очень нравится, я традиционалист.

    — Почему среди ваших гонщиков нет россиян?

    — Когда будут гонщики в России.. Я сам начинал заниматься велоспортом в Ленинск-Кузнецком, и даже там у нас были сильные велосипедные секции. Долгое время в России не было ничего подобного, поэтому нет и гонщиков. Вроде, сейчас федерация что-то начинает делать.

    — То есть, все сильные гонщики остались среди ветеранов?

    — Ну да, Конышев там, Екимов. Хотя например Трофимов в прошлом году этап Тур де Франс выиграл. Да и просто выиграть Тур де Франс — для любой нации считается почетным.

    — Как вы считаете, ваш успех — это успех России в целом?

    — Я так думаю, не знаю, для России как будет…

    Текст и фото: Артем Ачкасов, специально для GEO

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector