Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипеда

С течением времени любителями велосипедов была создана терминология, которая понятна в основном только им. И если вы увлекаетесь велоспортом, стоит разобраться в ней. Кроме того, это поможет вам при покупке велосипеда или ремонте у веломехаников.

 Давайте разберём основные элементы горного велосипеда. Не будем рассматривать слишком уж подробно, а разберём только те элементы, которые видим, просто посмотрев на велосипед. Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипеда Все стандарты, виды и размеры учесть в данной статье не получится — их очень уж много. Но разберём примеры. Описывать каждую деталь подробно нет смысла для тех, кто только начал кататься. 

Элементы управления.

Руль. Эта деталь может иметь диаметр крепления 25.4 мм или 31.8 мм. Второй вариант дает большую жесткость. Недавно появился стандарт крепления 35 мм, но он для экстремального катания. Рули могут быть прямыми (флэт) или с подъемом (райзеры). Для кросс-кантри чаще всего используют райзер шириной в 600 мм и более. Его делают из карбона или алюминия.Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипеда Вынос руля. Так как диаметр крепления руля фиксированный, то и стандарты выносов идентичны упомянутым выше. Также стандарт выноса зависит от диаметра штока вилки, к которому крепится (самый распространенный вариант — 1-1/8″). Остальные отличия состоят лишь в длине или углах подъема. Делается он из карбона (редко), а так же алюминия. Не стоит покупать алюминиевые выносы, которые покрыты карбоном — это просто деньги на ветер.  Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипеда Подседельный штырь. Раньше доминировал стандарт в 27.2 мм, сейчас используются более широкие штыри. Штырь изготавливают из стали, титана, карбона или алюминия. Лучше всего использовать карбон, так как он поглощает микровибрации, хотя стоит дороже. Есть штыри амортизационные (поглощают удары, но больше весят) и есть регулируемые (с изменяемым ходом — чаще всего используется в дисциплинах с часто меняющимся рельефом). Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипеда Седло.

Существует несколько стандартов крепления седла к подседельному штырю, помимо рамок из титана, карбона или хроммолибдена (Pivotal, I-beam, комбо-сёдла). Сталь среди упомянутых — прочнейший материал, позволяющий седлу выдержать большой вес.

 Все они зависят от типа велосипеда и дисциплины, в которой велосипед будет использоваться.

Сами сёдла делятся на категории: прогулочное (мягкое), спортивное (легкое, жесткое, тонкое), туристическое (часто кожаное), есть и другие разновидности в зависимости от дисциплин.

Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипеда Грипсы. Это ручки из резины, неопрена или силикона, которые располагаются на по обеим сторонам руля, за которые вы и держитесь. Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипеда

Элементы трансмиссии.

Система. Пара шатунов, соединённых осью и крепящаяся к ним звезда. Бывают двух- и трёхкомпонентные. Дешёвые системы выпускаются сразу с тремя звёздами, дорогие чаще всего вообще без них. Шатуны установливаются в раму при помощи каретки. Системы бывают сделаны из алюминия, стали или карбона. Существует несколько стандартов систем, выпускаемых разными производителями. Поэтому перед ремонтом или модернизаций нужно обязательно удостовериться, что вы знаете, какой стандарт у вашей. В данным момент вытесняются старые стандарты (квадрат, ISIS, Octalink) и приобрели популярность BB30, PF30. Шатуны имеют разную длину, но чаще всего выпускают деталь в 175 миллиметров. Такие подходят для высоких людей и людей среднего роста. Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипеда Педали Первый тип (справа) — «топталки» или педали, которые внешне выглядят как платформы с вкрученными шипами или без них.  Второй тип (слева) — контактные педали, с механизмом, необходимым для фиксации специальной обуви и повышения эффективности педалирования. Некоторые до сих пор используют «туклипсы» — педали с ремешками, фиксирующими носок каждой ноги.Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипеда Цепь и кассета. Это набор задних звёзд, часть которых может быть закреплена на «пауке». Маркировку производят согласно диапазону прередаточного значения звездочек и их количеству. Кассеты с горного велосипеда и шоссейного взаимозаменяемы. Стандартным диапазоном в шоссе считается 11-32t. Для местности с большим количеством подъёмов можно воспользоваться кассетой 11-36t, набрали популярность и большие кассеты с диапазоном 10-42 и подобными. Что касается цепей, то их различают по числу передач (1, 7-12). Они не взаимозаменяемые.  Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипеда Переключатели. Всё чаще на рынке появляются компоненты с электронной системой переключения передач. Обычные системы предполагают соединение переключателя с манеткой посредством троса. Передний переключатель нужен для перекидывания цепи между двумя или тремя звёздами системы. Есть несколько типов крепления данного элемента к раме: Down Swing, E-Type, Top Swing, Conventional. Это нужно учесть при ремонте или модернизации. Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипеда Задний переключатель помогает перебросить цепь между звёздами кассет. Цепь движется по роликам, расположенным в лапке переключателя. Самые популярные переключатели для горных велосипедов выпускают компании Sram и Shimano. Кронштейн заднего переключателя может быть предусмотрен в раме или съёмный, его часто называют петухом. Съёмные кронштейны гораздо практичнее — их можно заменить после неудачных падений, которые привели к деформации петуха и неточной работе переключателя.

  • Тормозная система. 
  • Элементы подвески.
  • Колёса.

Шифтеры (манетки). Существует два вида манеток: поворотные (gripshift, надеваются на руль как и грипсы) и триггерные. Последние можно переключить при помощи рычажков под пальцами, а первые — вращением механизма вокруг руля. Более привычными считаются триггерные. Они удобные, но всё дело в привычке. Поворотные позволяют быстро переключаться с последней на первую скорость. Но не исключены случайные срабатывания.  Ободные тормоза. Также называются V-brake. Соединяются с тормозной ручкой тросом. Последний зажимается болтом на одном из рычагов. Благодаря конструкции, оба рычага сводятся и прижимают колодки к ободу. Дисковые механические тормоза. Тормозная ручка соединяется с калипером тросом. В калипере находятся поршни, которые сводят колодки. На более дорогих тормозах положение колодок регулируется. Дисковые гидравлические тормоза. Похожа на ту, что устанавливается в автомобили. На тормозной ручке располагается бачок с тормозной жидкостью (в зависимости от производителя это DOT или минеральное масло). На раму же или вилку крепится тормозной калипер с поршнями, а с ручкой его соединяет гидролиния. Такую систему имеет смысл обслуживать, когда вы заметили ухудшение в работе тормозов (но перед этим обязательно проверить износ колодок!). Ротор для тормозной системы может быть размером от 160 и 200 мм (зависит от области использования).   Вилка. Чаще всего сегодня производятся вилки под рулевой стакан стандарта 1.1/8″ или под конусный рулевой стакан. Ещё совсем недавно были вилки со штоком 1-1/2″. Шток впрессовывается в так называемую корону, с другой стороны которой расположены ноги. Ноги помещаются в штаны. От длины ног зависит ход вилки. Как в штанах, так и в ногах дорогих вилок могут располагаться картриджи, способствующие лучшей работе вилки. У подобных же вилок имеется несколько регулировок: отскока, низко- и высокоскоростной компрессии и т.д. Незаменимой для отдельных дисциплин является блокировка хода. Некоторые вилки оснащены воздушной камерой вместо пружины — последние на порядок тяжелее.  Задний амортизатор. Бывают, подобно вилкам, пружинные и воздушные. Воздушные так же имеют меньший вес, однако, слишком длительная непрерывная работа приводит к ухудшению их эффективности. Амортизаторы оснащаются различными регулировками: от блокировки до более тонких настроек.  Обод. Бывают одинарными или двойными. Предпочтительнее, разумеется, второй вариант, ввиду большей прочности. Немаловажной является и ширина — она тоже влияет на общую прочность и стабильность покрышки на ободе. Обода делают из сплава алюминия или карбона. Обода бывают стандартов 26, 27.5 и 29 дюймов. Стоит обратить внимание на то, что есть специальные обода, предназначенные для использования с бескамерными покрышками.   Спицы. Длина необходимых велосипедисту спиц зависит это от расстояния между фланцами втулки и ободом. Стоит учитывать их размер при замене. Спицы делаются с различным уровнем жёсткости и могут быть переменной толщины. Современные технологии позволяют производить втулки для установки прямых спиц — они прочнее обычных. Втулки.

Выпускаются с насыпными, промышленными или конусными подшипниками. Конусным чаще требуется подтяжка или смазка, а насыпные способствуют наилучшему накату (более длительному вращению колеса после заданного импульса).

Промышленные подшипники наиболее универсальные и долговечные. Важно знать, что от типа тормозов зависит тип втулки (она может быть под дисковый тормоз). Другая разница заключается в креплении тормозных роторов.

Тут может быть 6 болтов или же технология CenterLock. 

Покрышки. На сегодняшний день разнообразие покрышек поражает. Можно подобрать покрышки практически на каждый каприз погоды. Высота протектора и компаунд, из которого сделана покрышка, влияет на накат и область использования. Существуют зимние модели, различающиеся количеством рядов металлических шипов.

Устройство горного велосипеда (терминология) | Сайт Котовского

В велосипедном хобби устоялась своя терминология, обозначающая, так сказать, строение велосипеда, советую придерживаться её в разговорах с механиками, продавцами, да и просто с катающимися коллегами.

В этой статье я попробую перечислить основные компоненты горного байка, не слишком углубляясь в нюансы, чтобы не смущать начинающих. В основном всё то, что видно невооруженным взглядом. Список узлов и их частей, а снизу картинка с  подписями. Надеюсь, кому-то это будет полезно.

Статья ни в коем случае не претендует на справочный формат:  я не вижу смысла (да и не имею возможности) перечислить все возможные стандарты, размеры или разновидности веложелеза. Также примеры производителей, указанные в тексте — не более, чем примеры. Их больше, гораздо больше. Писать о всех них в заметке  для начинающих —  бессмысленно и даже вредно.

Читайте также:  Как выбрать рюкзаки для велосипедистов, обзор моделей, их цены

Если моим читателям нужна более точная информация по велосипедным запчастям, тогда имеет смысл проследовать на тематические форумы, и там внимательно изучить вопрос.

  • Палки:
  • Трансмиссия:
  • Тормоза:
  • Амортизация:
  • Колеса:

Палки:

  • Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипедаРуль. Бывают стандартного диаметра 25,4мм и оверсайз 31,8мм. Последние обеспечивают большую жесткость. По конфигурации различают рули флет (прямые) и райзеры (с подъемом). Типичный руль для велосипеда класса кросс-кантри (пересеченная местность без экстрима) — это райзер 600мм длиной. Материал: алюминий или карбон (второе лучше). Производители: Ritchey, FSA, Easton, RaceFace и другие.
  • Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипедаВынос руля. Размер привязан к диаметру руля: 25,4 или 31,8мм. Отличаются длиной и углом подъема. Материал: алюминий или карбон (второе сильно дороже, встречаются покрытые карбоном алюминиевые выносы — не покупать). Производители: Ritchey, FSA, Easton, RaceFace и другие.
  • Подседельный штырь. Наиболее типичный размер 27,2мм, но сейчас почти каждый брендовый производитель делает раму под свой размер штыря. Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипедаМатериал: алюминий, карбон, титан. Предпочтительнее карбон из-за поглощения микровибраций, несколько высокая цена. Штырь закрепляется при помощи соответствующего по размеру зажима.
  • Производители: Ritchey, FSA, Easton, RaceFace и другие.

Ни в коем случае не покупать амортизационные штыри, сделанные по телескопическому принципу, они крайне ненадежны, много весят и плохо амортизируют.

Дополнения:

  • Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипедаСедло. Не имеет крепежных особенностей, подходит ко всем современных подседельным штырям. Различают спортивные седла — жесткие, тонкие и легкие, прогулочные — с большим количеством мягкого материала и туристические — кожаные, яркий представитель Brooks.
  • Спортивные седла могут иметь особую эргономику, например отверстие посередине, якобы служащее для защиты простаты от передавливания.
  • Также различают женские и мужские седла. Материал рамок: сталь, титан и карбон. Предпочтительнее первое, остальное подвержено поломкам, особенно под большим весом. Производители: Selle Italia, Fizik, Selle San Marco, WTB, Brooks
  • Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипедаГрипсы. Резиновые или неопреновые ручки, одевающиеся на концы руля. Обычные грипсы натягиваются с силой и так же тяжело снимаются. Более удобные в установке оснащены винтами для крепления на руле.

Трансмиссия:

  • Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипедаСистема. Набор передних звезд с шатунами, устанавливающихся на ось — каретку. Материал звезд — сталь, сталь-карбон и алюминий. Последнее не желательно из-за быстрого износа. Существует очень много стандартов систем и кареток, перед апгрейдом или ремонтов нужно быть внимательным. Сейчас старые не интегрированные системы (квадрат, ISIS, Octalink) в вытеснены в пользу интегрированных (Hollowtech, BB30).
  • Шатуны различаются по длине, но основным размером принят 175мм, он подходит людям среднего и высокого роста.
  • Производители: Shimano, SRAM, RaceFace, FSA, Truvativ.
  • Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипедаКассета и цепь. Набор задних звезд, материал — сталь. Маркировка кассет производится по диапазону передаточных значений звезд и их количеству. Шоссейные и мтб кассеты взаимозаменяемы.
  • Оптимальный диапазон для горного велосипеда в наших широтах: 11-32. 11-36 нужна для форсирования крутых горок. Цепи различаются по количеству скоростей, не взаимозаменяемы. Производители: Shimano, SRAM.
  • Переключатели. Передний под действием троса перебрасывает цепь на звезду большего диаметра. Существуют различные виды крепления переключателя к раме: Conventional, Top Swing, E-type, Down Swing, при апгрейде или ремонте это необходимо учитывать. Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипеда
  • Задний переключатель также работает под действием троса, перебрасывая цепь на большую звезду, на малые звезды цепь возвращается пружиной. Цепь крутится по направляющим роликам в рамке, называемой лапкой.
  • Подводка троса к переключателю бывает обычная (с петлей) или прямая. Второе значительно лучше, так из-за отсутсвия петли трос испытывает меньшую нагрузку при вытягивании, а также ликвидируется возможность зацепиться за что-то тросовой петлей. Впервые прямую подводку использовала компания SRAM, сейчас на нее перешла и Shimano.
  • Задний переключатель крепится к раме не на прямую, как это было раньше, на стальных рамах, а через держатель, называемый петухом. В случае неудачного падения меняется только петух, а рама остается невредима.
  • Производители: Shimano, SRAM.
  • Манетки (шифтеры). Различают триггерные и барабанные (grip-shift) манетки. Первые переключаются рычажками под пальцами, вторые — барабаном, который крутится всей ладонью. Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипеда
  • Триггерные манетки более привычны и для многих удобнее, но у грип-шифтов есть хорошая особенность, можно почти мгновенно перейти с первой на последнюю передачу. Есть и минус — случайное срабатывание.
  • Производители: Shimano, SRAM.

Тормоза:

  • Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипедаГидравлический тормоз представляет из себя замкнутую систему: тормозная ручка, в которой находится расширительный бачек, гидролиния и калипер (суппорт).
  • Гидравлика не требует обслуживания при условии исправности системы — жидкость не нужно подливать, а колодки подводятся автоматически по мере износа.
  • Тормозные роторы бывают размеров 160 и 185мм для кросс-кантри и более 200мм для экстремального использования.
  • Производители: Shimano, SRAM.

Амортизация:

  • Вилка. Большинство современных амо-вилок производятся под стандарт рулевой 1.1/8″. Ноги вилки скользят по направляющим в штанах вилки, а внутренние сальники не позволяют маслу вытечь наружу.
  • В отличии от имитаторов вилок, рабочие амо-вилки имеют масляные картриджи отскока и системы, снижающие раскачку при педалировании. Более универсальны вилки с воздушными камерами вместо пружины, чтобы можно было настроить работу под любой вес ездока.
  • Задний амортизатор также должен иметь систему, уменьшающую раскачку, так как задняя амортизация поглощает энергию педалирования еще сильнее. И передние, и задние амортизаторы различаются по глубине хода подвески. Чем более экстремальный вид езды, тем больший ход.
  • Производители: RockShox, Fox, Marzocchi, Manitou.

Колеса:

  • Обод должен быть двойным, из жесткого алюминиевого сплава. Для мтб более предпочтителен широкий обод, для гибридов узкий. Типичный размер ободов — 26 и 28″. 29″ — это маркетинговое название, на самом деле найнеры имеют реальный размер 28″. Производители: Mavic, WTB, Alex rim.
  • Спицы различаются по размерам, это зависит от расстояния от фланца втулки до обода. Обращайте внимание при замене спиц на это. Чем тоньше и легче спица, тем проще она ломается под нагрузкой, но нужно сказать, что здесь очень важна грамотная работа сборщика колес. В любом случае, для больших нагрузок лучше более прочные спицы. Производитель: DT Swiss.
  • Втулки существуют с конусными и промышленными подшипниками. Первые требуют большего внимания: подтяжки, смазки и тд. Промышленные подшипники может быть имеют немного меньший ресурс, но гораздо проще в обслуживании: все что нужно — просто переставить старый картридж на новый.
  • Есть разница в креплении роторов дисковых тормозов. Есть стандарт 6 болтов, а есть шимановский CenterLock.
  • Производители: Shimano, Hope.
  • В некоторых случаях удобнее покупать заводской вилсет.

На этой картинке указаны основные компоненты, из которых состоит велосипед.

Устройство велосипеда, кликабельно

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке  — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.  

Анатомия горного велосипеда

Основными особенностями горного велосипеда являются широкие (1.5 — 2.5 дюймов, вместо обычных 20-40 мм) колеса, чуть меньшего, чем у дорожных велосипедов, диаметра (26 дюймов вместо 700 мм).

Рама специальной геометрии с кареткой, приподнятой для езды по пересеченной местности до 29-33 см и большое (21-27) количество передач с широким диапазоном передаточного соотношения, пригодным для любого перепада высот, при котором еще можно ехать.

Горные велосипеды могут эксплуатироваться в экстремальных условиях, при этом требования удобства и эффективности управления играют не меньшую роль, чем снижение веса. Отчасти именно поэтому гидравлические тормоза, амортизационные вилки и прочие новые разработки появились именно в классе MTB.

Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипеда

Анатомия горного велосипеда на примере модели Stels Navigator 910. В этой статье Вы сможете узнать из каких узлов и деталей состоит горный велосипед. Для увеличения картинки нужно кликнуть на нее.

Вилка

Один из основных элементов конструкции велосипеда, предназначенный для крепления к раме переднего колеса и выноса руля и обеспечивающий управление велосипедом. Может снабжаться амортизатором для повышения комфорта при езде по пересеченной местности.

Втулка

Часть колеса велосипеда, обеспечивающий его (колеса) вращение. На задней втулке крепится кассета для обеспечения привода колеса от системы посредством цепи. Крепится на передней и задней вилке велосипеда при помощи эксцентриковых стяжек.

Вынос руля

Соединительная часть руля и рамы. В зависимости от выбранного стиля катания и роста велосипедиста может иметь различную длину и угол подъёма. 2 основных вида крепления: цанговый и безрезьбовой. Последний вид является более современным и распространенным, хотя и исключает возможность регулировки руля по высоте. В этом случае применяется вынос с регулируемым углом подъёма.

Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипеда

Грипсы

Резиновые ручки для более лучшего и удобного хвата руля.

Задний амортизатор

Элемент, обеспечивающий работу заднего треугольника двухподвеса. В зависимости от выбранного стиля катания З.А. в основном подразделяются на пружинно-масляные и воздушные (с воздушным или масляным демпфированием). Крепится между передним и задним треугольником рамы.

Каретка

Подшипниковый механизм, закрепленный в узле рамы, служит для крепления шатунов.

Кассета

Система задних звезд. Включает в себя набор от 7 до 9 звезд разного диаметра, закрепленных на втулке заднего колеса. Служит для увеличения или уменьшения передаточного числа при движении на велосипеде для скоростного или силового движения, путем переброски цепи с большей звезды на меньшую или, наоборот, при помощи манеток.

Читайте также:  Основные обязанности велосипедиста, права и запреты согласно ПДД, ответственность за нарушения

Из чего состоит велосипед? Подробно о запчастях колес, педалей горного велосипеда

Манетки

Механизм для переключения передних и задних передач, закрепленный на руле велосипеда. Бывают поворотные и рычажками (Easy Fire). Также могут быть выполнены моноблоком с тормозными ручками.

Обод

Внешняя часть колеса, являющаяся каркасом для покрышки. По своему размеру и параметрам, так же, как рама, подразделяется на различные виды. Для лучшего сочетания веса и прочности выполняется из алюминия и может иметь 1-2-3-слойную структуру. С втулкой соединяется спицами.

Переключатель скоростей

Механизм для перевода цепи с большего диаметра звезд на меньший или, наоборот, для повышения мощности педалирования или скоростного движения. Бывает передний и задний.

Педали

Элемент ходовой части велосипеда, давлением на который осуществляется вращение передней системы звезд. Основные виды педалей — АТБ (обычные стальные или алюминиевые рамки, могут комплектоваться туклипсами), ВМХ (более широкий и мощный вид рамок, рассчитанный на прыжки и трюковое катание) и контактные (Clipless).

Передние звезды

Включает в себя до 3 звезд разного диаметра, закрепленные и вращаемые посредством шатунов.

Служит преобразователем мышечной силы ног велосипедиста в энергию качения, при этом увеличение или уменьшение нагрузок при движении на велосипеде осуществляется путем переброски цепи со звезды большего диаметра на меньшую или наоборот, при помощи механизма переключения на системе ведущих звезд. В обиходе комплект передних звёзд и шатуны именуют коротко — Система.

Подседельный штырь

Предназначен для крепления седла (сидения). В зависимости от вида и класса рамы могут подразделяться по весу и диаметру. Параметры замка крепления седла — универсальны.

Покрышки

Элемент колеса велосипеда, обеспечивающий комфортное и безопасное движение. Кроме этого, является защитой камер колес от повреждений. В зависимости от обода могут подразделяться по размерам. В зависимости от условий, стиля катания и состояния покрытия — по весу, ширине и рисунку протектора.

Рама

Самая важная часть велосипеда, определяющая его класс и назначение. Виды и классы рам такие же, как и велосипедов (смотри разделы горный велосипед, двухподвес, хардтейл, комфорт).

Рулевая колонка

Подшипниковый механизм как элемент управления велосипедом. Соединительный узел вилки и рамы. Состоит из верхней и нижней чашки запрессованой в рулевом стакане рамы, а также набора конусов и подшипников. Также как и вынос руля бывает резьбовая и нерезьбовая.

Руль

Элемент управления велосипедом. В зависимости от стиля катания бывает прямым или с подъёмом. Различается также по ширине. На нем крепятся манетки, тормозные ручки, грипсы, а также некоторые аксессуары.

Седло

Предназначение очевидно. Различается по ширине, мягкости, виду амортизации, обшивке. Подбор производится с учетом посадки и параметров велосипедиста. Также подразделяется на мужское и женское. Крепится на подседельном штыре.

Спицы

Соединительный элемент втулки и обода, определяющий в зависимости от количества и типа сборки жесткость и вес колеса. Количество спиц в колесе может меняться от 24 до 48. Для горного велосипеда наиболее распространена спицовка 32-мя или 36-ю спицами на 3 «креста».

Тормоза гидравлические

У гидравлических тормозов вместо тросиков используются гидролинии. Самые мощные тормоза из существующих. Позволяют полностью заблокировать колесо при минимальных усилиях. Способны работать в любых погодных условиях.

Такие тормоза идеально подходят для экстремальных дисциплин, когда нужна надежность и мощность торможения. Бывают ободные и дисковые. Дисковые тормоза получили огромное распространение в последние 2-3 года. Основное назначение — даунхил, фрирайд.

Однако довольно часто встречаются на слаломных и кросс-кантрийных велосипедах.

Тормоза механические

Это тормоза, у которых усилие от тормозной ручки передается на тормоз с помощью тросика.

Кантеливерные — имели распространение на горных велосипедах первой эпохи, сейчас очень редки и встречаются только на дешевых велосипедах, которые горными-то можно назвать только по внешнему сходству — эффективность таких тормозов слабая.

V-brake (векторные тормоза) — имеют самое широкое распространение и массу разновидностей… Самые легкие из существующих типов тормозов. Отличная эффективность при простой настройке и в хорошую погоду. Однако заметно хуже работают в мокрую погоду и грязь.

Дисковые тормоза. Плюсами любых механических дисковых тормозов перед ободными являются: работоспособность в любых погодных условиях при такой же простоте в установке и регулировке. А так же некоторая способность ездить с поврежденным ободом.

Устройство велосипеда

На первый взгляд, велосипед — простейшее, даже можно сказать примитивное транспортное средство, состоящее из двух колес, рамы, руля, педалей и сиденья. Так, да не так…

На самом деле «велик» состоит в среднем из 50 элементов, каждый из которых выполняет ему отведенную функцию. Самые сложные в техническом отношении и достаточно дорогостоящие — фэт-байки, предназначенные для езды по песку и снегу.

А самое простое устройство — у велосипедов для детей.

Меж тем знания об устройстве велосипеда очень пригодятся при его выборе. Вы сможете без проблем обработать информацию, которую узнаете от продавцов консультантов. Сориентируетесь в ассортименте любого масштаба и без труда подберете оптимальный для собственных требований велосипед. Рассмотрим здесь основные элементы самого экологически безопасного в мире транспорта.

«Скелет» велосипеда

Это металлическая рама, сваренная из нескольких элементов:

  • главных передних труб,
  • подседельной трубы,
  • верхних и нижних перьев.

Подавляющее большинство рам для велосипедов делают из алюминия. Этот легкий материал обеспечивает байку неплохую маневренность и пассивную амортизацию, наделяет его отличной динамикой.

Особо прочные стальные рамы встречаются во многих городских велосипедах, из-за чего они не отличаются хорошей динамикой. Ну, это требование к ним и не предъявляется. Самые дорогостоящие рамы — из карбона. Используются на продвинутых моделях спортивного, шоссейного и горного типа.

Карбон совмещает в себе прочностные качества стали, но при этом весит не больше алюминия.

Рамы бывают закрытого и открытого типа. Первый — классический вариант, когда верхняя труба (от рулевой оси к сиденью) находится в горизонтальном положении. В открытом типе труба изогнута и располагается внизу. Такая конструкция была в свое время изобретена, чтобы скрасить женщинам неудобство из-за езды в юбках и платьях.

Колеса и его составляющие

За долгие годы существования устройство колес велосипедов не претерпело каких-либо кардинальных изменений. Колеса бывают разного диаметра и ширины протектора — в зависимости от вида байка. Но традиционно ведущим является заднее колесо, а ведомым (отвечающим за управление) — переднее. Колеса состоят из следующих частей:

  • Втулка. Удерживает спицы и обеспечивает вращение колесу. На задние втулки крепятся трансмиссионные звездочки, которые принимают непосредственное участие в раскручивании при наборе скорости. В дорожные моделях, помимо этого, устройство втулки велосипеда дополнено тормозной системой.
  • Обод. Круглое кольцо, которое крепится на втулку через спицы.
  • Спицы. Один из самых уязвимых в устройстве колес велосипедов элементов, который подвергается и нагрузке от велосипедиста, и ударам от дорожных неровностей. Спицы устанавливают в обод крест-накрест, либо радиально. Их количество зависит от диаметра колеса, но в среднем составляет 32-36 шт.
  • Шины, состоящие из покрышки и камеры. Камеры во всех моделях одинаковые. А покрышки бывают различных типов: слики, полуслики, агрессивные, гибриды и дорожные. Они отличаются рисунком протектора и непосредственно шириной.
  • Катафот. Это небольшой «маячок оранжевого цвета, который делает велосипедиста заметным в темное время суток, т.к. отражает свет.

 

Рулевая система

Это устройство велосипеда, которое состоит из элементов управления велосипедом. К ним относятся:

  • Руль. Вытянутый руль дает больше контроля над управлением, но не позволяет устанавливать рекорды скорости, поэтому устанавливается на МТВ и гибриды. Бывает также бараний(на шоссейниках) и прямой (на МТВ и гибридах).
  • Грипсы. Это ручки на руле. Они нужны, чтобы руки велосипедиста не соскальзывали с руля, и для смягчения ударов от неровностей.
  • Вынос руля. Это короткая труба, соединяющая руль и рулевой стакан. Эта деталь определяет посадку байкера: в спортивных моделях, к примеру, она низкая.
  • Рулевой стакан. Часть рамы, соединяющая вынос с вилкой.
  • Рулевая колонка. Деталь, которая позволяет вилке беспрепятственно вращаться при поворотах. Устанавливается на рулевой стакан

 

Амортизационная система

Детали, которые смягчают ударные нагрузки и делают езду комфортной и приятной.

  • Вилка. Бывает амортизационной и жесткой. Устройство амортизационной вилки велосипеда гораздо сложнее, чем у второго типа. А ставят ее на гибриды и горные байки для максимального смягчения ударов. В шоссейных моделях вилка жесткая, т.к. не препятствует сильному ускорению.
  • Задний амортизатор. Этот элемент сглаживает колебания рамы и добавляет веса велосипеду, поэтому ставится на горники и туристические байки.

 

Трансмиссия и тормоза

Трансмиссия — это система элементов, в комплексе передающих усилие от ног человека к колесам. В нее входит:

  • Каретка. Подшипниковый узел, обеспечивающий крутящий момент при педалировании.
  • Шатуны. Соединяют педали с кареткой и рамой.
  • Педали. Про эту деталь в устройстве детского и взрослого велосипеда рассказывать, наверное, нет смысла. При кажущейся простоте педали бывают 5-ти видов, и от них очень зависит устойчивость и уверенность велосипедиста при педалировании.
  • Передние и задние звезды. Обеспечивают переключение скоростей велосипеда и подвижность цепи.
  • Цепь. Связующее звено между передним и задним колесом. Передает крутящий момент на переднее, крепится на звезды.
  • Тормоза. Различают ободные (клещевые и V-brake), дисковые и барабанно-втулочные.
Читайте также:  Велосипеды "Кона" (kona) - модельный ряд, преимущества велосипедов этого бренда, цена, отзывы

 

Система переключения передач

Это механизмы, которые позволяют регулировать скорость байка и передвигаться в оптимальном темпе:

  • Манетки. Это ручки тормоза и переключения скоростей, с помощью которых байкер без усилий перебрасывает цепь между звездами.
  • Передний переключатель. Обеспечивает перемещение цепи по звездам.
  • Задний переключатель. Перебрасывает цепь между звездами.
  • Тросы. Передают сигнал от манеток к тормозной системе.

Это лишь краткий список важнейших составных элементов велосипеда. А ведь мы еще не рассказали про седло, подседельный штырь, колодки и многое другое!

показать

Подробно об устройстве велосипеда: из чего состоит велосипед

{ ArticleToC: enabled=yes }

Нет таких людей, которые не любили бы кататься на велосипеде. Но есть и такие, для которых путешествие на этом виде транспорта, является частью жизни.

Сегодня велосипед – больше хобби, хотя еще не так давно ими были переполнены городские улицы.

Те, кто заинтересовался этим мобильным устройством, должны знать: какие модели выпускают, для чего предназначена каждая из них, и из каких частей он состоит, т.е. устройство велосипеда.

Знание устройства велосипеда поможет самостоятельно справиться с несложной поломкой, даже модернизировать «железного коня», да и просто нужно для общего развития.

Устройство велосипеда, или из каких деталей он состоит

Деталей механизмов много:

  • рама, состоит которая из головной, верхней и средней трубок;
  • подседельная трубка и штырь подседельный;
  • седло;
  • руль;
  • вынос руля;
  • рулевая колонка и грипсы;
  • тормозная рукоятка;
  • переднее колесо и тормоз;
  • вилка передняя, втулка и фиксатор тормоза;
  • задние колесо и тормоз;
  • комплект звездочек втулки задней и гайка крепления колеса;
  • задние переключатель и перо вилки;
  • торса переключателя передач;
  • обод;
  • шины и спицы;
  • переключатель передний:
  • звездочка ведущая;
  • вентиль;
  • шатуны;
  • каретка;
  • цепь и педали.

Подробно об устройстве велосипедной рамы

Говоря об устройстве велосипеда, правильно начать с рамы — главного элемента и основы транспортного средства. По конструкции она бывает закрытого типа или открытого. Закрытый — классика: в нем прямая верхняя труба. В открытом варианте она изогнута и расположена внизу. Раму такую придумали специально для женщин. Разные производители видоизменяют рамы, подгоняя их под конкретную модель.

О трубе подседельной

В далекие времена труба играла в устройстве мобильного средства передвижения основную роль: от ее размера отталкивались, выбирая транспортное средство. Позже критерием выбора стала верхняя рама, без которой транспортное устройство не может существовать.

Не относится к главному элементу и подседельный штырь – еще один элемент, устройства байка, предназначенный для настройки под рост конкретного человека велосипедного седла.

Седло – важный элемент в устройстве велосипеда

Седло подразумевает частичную нагрузку, т.е. человек не садится на него полностью, как на сидение. Во время езды масса велосипедиста равномерно распределяется на седло, педали и руль. У всех моделей эта деталь практически одинакова (разве что, в женских вариантах оно может быть шире). Чтобы не испытывать дискомфорт во время поездок, не рекомендуются большие перерывы. Если же такое случилось, по разным причинам, велопрогулки начать нужно с минимального времени, которое постепенно увеличивают до привычного. Чтобы не чувствовать боли после катания, седло «покрывают» специальными накладками, выпускать которые начали в последние годы.

Руль, как часть устройства велосипеда

Устройство руля следующее: элемент, соединяющий рулевой штырь с трубкой руля, называется выносом руля. Различают нерегулируемый вынос и регулируемый. От этого элемента зависит многое, поэтому низкого качества он не может быть. Помимо технических моментов, на которых отражается неправильно выбранный вынос руля, это негативно воспринимается райдером, который быстро устает во время поездок на велосипеде.

Устройство колонки рулевой

Она вращает в головной раме велосипедную вилку, а устройство ее такое: две чаши — нижняя и верхняя, пара подшипников и упорные кольца. По конструкции различают резьбовые и безрезьбовые рулевые колонки. Несмотря на то, что первый тип давно устарел, его продолжают использовать отдельные производители. Модели такие стоят недорого и не являются надежными. Резьба нарезана на вставляемой вилке и чашке верхней. Для крепления вилки сверху на нее накручивают прижимную чашку. Всю эту конструкцию фиксируют контргайками. Без разводного ключа разобрать ее не получится.

Современные безрезьбовые колонки установлены на многих моделях байков. Их устройство позволяет легко вставить вилку в трубу рулевой рамы и зафиксировать. Разобрать и собрать узел — важный элемент устройства велосипеда, можно, используя стандартный набор велосипедных ключей.

Что представляют собой грипсы

Это насадки на руль велосипеда, важные для комфортной езды райдера а, кроме этого, повышающиеся безопасность. Изготавливают их из пластика, кожи, пены, геля.

Зачем нужна рукоятка тормозного привода и ее устройство

Ей в устройстве байков отводится важнейшая роль — торможение. С тормозным рычагом она соединяется специальным стальным тросиком, который прижимается к корпусу велосипеда фиксатором.

Что полезно знать о колесах

Диаметр колес в современных велосипедах одинаков, для детских конструкций они имеют разные размеры, чтобы можно было легко управлять велосипедом детям разного возраста. Минимальный размер колес велосипедов детских – 14 дюймов. С 24 дюймов начинаются модели подростковые. Для велосипедов горных размер составляет 26 дюймов. Эти велосипеды отличаются жесткостью, необходимой при езде по неровным поверхностям. Самыми большими считаются 28-дюймовое, которыми оборудуют гибридные и шоссейные велосипеды, развивающие большие скорости. В последнее время выпускают 29-дюймовые колеса, спрос на которые возрастает.

Ведущим является заднее колесо, а рулевым — переднее.

К ним предъявляются определенные требования.

Колеса должны быть:

  • легкими, прочными;
  • сбалансированными;
  • выдерживать удары и неровности покрытия.

Устройство втулки велосипедной

В устройстве велосипеда ей отведена центральная часть колеса. Втулка вращается вокруг неподвижной оси подшипников, которые бывают закрытыми и разборными. Для крепления спиц к ободу, на втулках делают фланцы. Если втулка для переднего колеса, у нее предусмотрены крепления для тормозного барабана и тормоза дискового. Задние планетарные втулки обычно ассиметричные. В середине у них установлена система переключения передач.

Материал, из которого изготавливаются оси втулок: сталь, алюминий и титан.

Различают их по следующим признакам:

  • прочности;
  • устойчивости к внешним воздействиям;
  • типу подшипников;
  • наличию специальных устройств.

Втулка соединяется с ободом с помощью спиц, основное назначение которых – обеспечение жесткости, прочности и амортизации. У спиц имеется резьба с одной стороны, другой конец заканчивается загнутым кольцом. К ободу крепятся они при помощи ниппеля.

Чтобы эта деталь устройства велосипеда не поддавались коррозии и отличались продолжительным сроком службы, ее изготавливают из стали нержавеющей. Более высокое качество у спиц из титана. Хуже себя зарекомендовали оцинкованные, хромированные и спицы из углепластика. Они хрупкие, следовательно, опасные.

Прочность спиц зависит от нанесенной резьбы, которая бывает накатанной и нарезной. Для первой характерно то, что диаметр вершины резьбы больше, чем у стержня. В этом случае тело спицы прочнее. Велосипеды с такими спицами стоят дорого, поскольку накатка – дорогостоящий процесс.

Назначение обода

На него монтируют покрышки.

Прочность колеса велосипеда зависит от обода, поэтому он должен соответствовать характеристикам, перечисленным ниже:

  • быть легким;
  • прочным;
  • эстетичным;
  • обеспечивать крепление достаточного количества спиц.

Если на этом транспортном средстве установлены тормоза ободные, то для них присутствует ободная дорожка. Если такой нет, то тормоза стоят дисковые.

На обод приходятся мощные удары, поэтому при низком качестве обода, тормозные дорожки протираются, появляются трещины и «восьмерки». Чтобы этого избежать, обращайте внимание на качество и конструкцию этой составляющей устройства велосипеда при покупке.

Среди всех видов, надежными, райдеры считают обода, изготовленные из алюминия. Хотя выпускаются и пластиковые, стальные, карбоновые.

Что важно знать о шинах

Покрышки накачивают воздухом. И сделать это можно по-разному, т.е. есть возможность регулировки жесткость шин. Различаются покрышки рисунком и размером, зависящим от диаметра колеса.

Рисунок же выбирают, исходя из типа покрытия дорог, по которым предполагается ездить. Для твердого покрытия подойдут узкие покрышки без рисунка. Шины большей ширины, называемые «грязевыми» подойдут для мягкой почвы.

Покрышки с выраженным рисунком предпочтительны для катания по неровным поверхностям.

Еще один тип покрышек представляет нечто среднее. В них грунтозацепы расположены по краям, поэтому не мешают передвигаться по асфальту и по почвам мягким.

Трансмиссия

Задача трансмиссии — передавать колесу усилие ног. При выборе транспортного средства внимание обращайте на качество шатунов, каретки и звездочек.

Как выбрать качественную цепь

О качестве цепи судить можно по внешнему виду, поэтому при покупке на него нужно обращать внимание. О низком качестве свидетельствует желтый отлив и черные боковые пластины. К цепям среднего качества относятся никелированные цепи. К высоконадежным относят цепи серого цвета матовые. Это устройство требует периодической смазки, подтяжки, замены, промывки

Педали

Выбирают их индивидуально, согласно предпочтениям. Если этот элемент, установленный на байке, не нравится, заменить его не составит проблем.

Видео: Устройство велосипеда

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector