Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Качество двухколесного транспортного средства определяется его комплектующими. Одним из главных элементов является вилка велосипеда, которая фиксирует колесо, соединяя его с рулем. От ее характеристик напрямую зависит маневренность и устойчивость на дороге. Очень важно подобрать деталь, полностью соответствующую нагрузке на байк.

Устройство и назначение детали

Современные вилки отличаются высокими амортизационными свойствами, что позволяет передвигаться на велосипеде не только по ровным дорогам, но и по проселочной местности. Устройство передней вилки довольно простое. Деталь состоит из следующих элементов:

  1. Шток (рулевая труба) – соединитель между рулем и вилкой. Бывает прямым или в форме конуса.
  2. Корона – деталь, в которой зафиксирована рулевая труба и ноги вилки. Изготавливают ее из алюминия либо карбона. Вилки делят на 2 вида – однокоронные и двухкоронные.
  3. Ноги (внутренние трубы, перья) – элементы, которые с одной стороны крепятся в коронку, с другой – вставлены в штаны. Внутренняя часть труб у амортизационных велосипедных вилок заполнена демпферами, пружинными механизмами, регулятором жесткости. 
  4. Штаны – элемент, характерный для амортизированных вилок. Изготавливают его из сплава алюминия с магнием. Прочность конструкции напрямую зависит от содержания магния в составе.
  5. Крепление дискового тормоза – две полые стойки, предназначенные для фиксации велосипедного суппорта.
  6. Дропауты – крючкообразные элементы внизу штанов, предназначенные для крепления колесной оси.

Чтобы дропауты не ржавели, для их изготовления применяют нержавеющую сталь. Такими деталями комплектуют дорогостоящие модели. Дропауты из сплава алюминия подвержены появлению ржавчины в случаях повреждения лакокрасочного покрытия.

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Плюсы и минусы

Среди плюсов велосипедной вилки стоит отметить:

  1. Исключается возможность получения травм при катании на неровных поверхностях благодаря отсутствию тряски, снижению ударного воздействия на руль.
  2. Благодаря амортизационной вилке для велосипеда сохраняется скорость транспортного средства при движении по ухабистой дороге. Тем самым велосипедист экономит физические силы, направленные на преодоление большего расстояния.
  3. При контакте колеса с неровностями и различными препятствиями появляется вибрация, которая должна передаваться от колеса на раму, руль. Пружинная вилка подавляет эту нагрузку во время эксплуатации велосипеда.
  4. Повышается маневренность, что особенно заметно на труднопроходимых участках.

Из недостатков можно выделить один – чем функциональнее и качественнее вилка, тем сложнее ее строение, больше вес и выше стоимость. Масса некоторых деталей составляет чуть меньше половины веса всего велосипеда.

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Разновидности

Классификация велосипедных вилок осуществляется по функциональности, строению и амортизационным свойствам. Каждую из них используют для определенного вида катания, модели байка. По типу конструкции выделяют следующие виды детали:

  • жесткие;
  • амортизационные;
  • двухкоронные;
  • одноногие;
  • «перевертыши».

Жесткие вилки не наполнены амортизационными элементами, поэтому являются самыми простыми и недорогими. Тем не менее спрос на данный тип элемента довольно высок. В зависимости от конструкции рамы велосипеда вилка может быть алюминиевой либо стальной. Ригидная вилка отличается высокой прочностью, небольшим весом и простотой установки. Ее можно установить на любую модель байка.

Ригид – велосипед, который используют для езды по ровной территории на небольшой скорости. На неровной поверхности транспорт будет сильно трясти.

Амортизационная вилка оснащена специальным механизмом для гашения колебаний и толчков. В этом качестве в основном используют пружину, масло, воздух. Амортизация делится на одинарную (пружинную) и комбинированную (воздушно-масляную).

Транспортные средства, оснащенные подобными деталями, комфортны для езды по бездорожью. В основном используют для горных велосипедов.

Недостаток конструкции заключается в том, что ей требуется периодическое техническое обслуживание – не реже 1 раза в год по причине множества комплектующих деталей.

Один из облегченных вариантов комбинированной амовилки – воздушная вилка, где амортизатором является воздух. Это довольно эффективное устройство по доступной стоимости.

Во время движения велосипеда основная нагрузка приходится на коронку вилки, которая в дальнейшем направляет давление на внутренние трубы.

Чтобы снизить нагрузку и рационально ее распределить, была создана конструкция с двумя отдельными коронками. Такая модель надежна, прочна, долговечна.

Естественно, это влияет на некоторые параметры детали: тяжелая, удлиненные «ноги», высокая стоимость. Не каждый велосипед подходит для установки данного приспособления.

Вилка велосипеда с одной внутренней трубой для крепления колеса называется одноногой. Такие модели не очень востребованы, они только набирают популярность. Наличие амортизационных элементов снижает давление на внутреннюю трубу. В целом конструкция облегченная и надежная за счет использования прочных материалов при изготовлении.

«Перевертыши» получили такое название, потому что штаны детали расположены сверху и соединены короной, а ноги – внизу, они фиксируют ось колеса. Подобные вилки отличаются наличием большого количества регулировок и доступностью амортизационного механизма, но за ними требуется постоянный уход, и стоят такие модели в разы дороже остальных.

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройствоЖесткая
Вилка передняя для велосипеда, типы, устройствоАмортизационная
Вилка передняя для велосипеда, типы, устройствоДвухкоронная
Вилка передняя для велосипеда, типы, устройствоОдноногая
Вилка передняя для велосипеда, типы, устройствоПеревернутая

Размеры изделия

Вилки бывают разной длины в зависимости от конкретной модели байка. Если на транспорт устанавливают зимой воздушно-масляную вилку, а летом сменяют ее жесткой, то их размер не должен отличаться более, чем на 2 см.

Управляемость байка зависит от общего вылета вилки. Стандартный показатель для горных велосипедов составляет 4,5 см, для гибридов – 3,5 см. Большое значение для амортизационных вилок имеет ход. Чем он больше, тем выше возможности у конструкции. Ход вилки определяется стилем езды:

  • гибрид – 5–7 см;
  • кросс-кантри – 8–10 см;
  • велотуризм – 10–12 см;
  • марафон – 12–15 см;
  • фрирайд – 18–25 см;
  • жесткий фрирайд – 25–30 см;
  • даунхилл – 17–20 см.

В зависимости от будущей нагрузки на велосипед выбирают определенный диаметр внутренних труб:

  • вилки низкого уровня – 2,8 см;
  • легкие вилки – 3 см;
  • для легкого экстрима – 3,2 см;
  • фрирайд, даунхилл – 3,6–4 см;
  • хардкор-фрирайд – 3,7–4,2 см.

Амовилка должна быть оснащена блокировкой амортизации, чтобы во время езды по ровной местности уменьшить и зафиксировать ее ход.

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Советы по выбору

При выборе вилки рекомендуется учитывать несколько факторов:

  1. Собственный вес – если он не больше среднего, можно выбирать любую модель. Лучше обратить внимание на облегченные модели. Велосипедистам с большой массой придется выбирать прочный байк из карбона или титана.
  2. Местность для катания – для передвижений по ровным дорогам вполне можно ограничиться велосипедом с жесткой вилкой. В этом случае не требуется специальных смягчающих механизмов. Для горного велосипеда стоит выбрать амовилку, например, пружинно-масляную, чтобы обеспечить максимальный комфорт во время поездки.
  3. Финансовые возможности – любителям и новичкам не стоит тратиться на амортизационную вилку. Приобретение потребует дальнейших вложений на обслуживание, которое данному виду конструкции необходимо постоянно.
  4. Рекомендуется приобретать велосипеды известной марки, чтобы в дальнейшем не возникло проблем с ремонтом и поиском запасных деталей.

Если для агрессивного катания используется жесткая вилка, это нанесет вред здоровью. Сильная вибрация будет передаваться в руки, негативно влияя на суставы.

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройствоЕсли вес владельца велосипеда не больше среднего, можно выбирать любую модель вилки
Для передвижений по ровным дорогам вполне можно ограничиться велосипедом с жесткой вилкой
Для горного велосипеда стоит выбрать амовилку

Лучшие производители

Чтобы произвести замену детали на велосипеде, необязательно искать тот же бренд. Часть фирм занимается непосредственно производством комплектующих. По мнению пользователей, хорошо зарекомендовали себя:

Наименование Характеристика
Fox Велосипедные вилки высокого качества с долгим сроком службы, отличаются высокой стоимостью. Американский производитель, ориентируясь на запросы спортсменов, постоянно повышает функциональность детали за счет внесения дополнений в конфигурацию. С такой амовилкой обеспечены легкость и маневренность
SR Suntour Прочные, надежные устройства по приемлемой стоимости. Одно из последних изобретений – титановые модели
Zoom Одна из самых бюджетных компаний. Выпускает пружинные, пружинно-эластомерные вилки без демпферов. Ассортимент включает разновидности деталей от самых простых до прочных и тяжеловесных 
Manitou Известный американский производитель дорогих, высококачественных передних вилок для велосипеда. Большой выбор комплектующих для профессионального катания. Репутация бренда подкреплена многочисленными положительными отзывами пользователей

Велосипедная вилка – один из определяющих элементов при выборе байка. Она влияет на многие показатели – от веса транспорта до удобства эксплуатации. Чтобы в дальнейшем не разочароваться в приобретении, очень важно знать назначение детали, ее строение и разновидности.

Fox
Zoom
SR Suntour
Manitou

Видео

Вилка на велосипед: устройство, ремонт, регулировка :

Велосипедная вилка – часть рулевой системы велосипеда, отвечающая за надежное крепление колеса к раме и соединяющая его с рулем. При наличии встроенной амортизационной системы она также может выполнять функции подвески. Сегодня мы с вами узнаем, как работает велосипедная вилка и из каких элементов она состоит.

Общая характеристика

Иногда часть рамы (задний треугольник), отвечающую за крепление заднего колеса, также называют вилкой, но это не совсем правильно. Главная функция вилки – соединение переднего колеса с рамой. При этом она должна обеспечивать возможность руления. Шток вилки, проходящий через рулевую колонку, которая расположена в колодце рамы, крепится к рулю через вынос.

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Классификация

Существует множество разных вилок на велосипед. Они классифицируются по ряду признаков, главным из которых являются: наличие амортизаторов (жесткие, амортизируемые) и поддерживаемый диаметр колеса.

С точки зрения последнего показателя, наибольшей популярностью пользуются такие вилки для велосипеда: 26″, 29″ и 27,5″ – для горных моделей; 28″ – для дорожных; 20″, 24″ и 26″ – для велотриала; и наконец, 20″ для BMX.

Выбор типа вилки зависит от предназначения байка.

Такие вилки применяются на городских, шоссейных, дорожных, прогулочных и просто бюджетных велосипедах, которые, как правило, представляют собой некий гибрид из разных типов. Байки, которые передвигаются по ровному асфальту, не нуждаются в амортизации. Что для них действительно важно, так это скорость. Кстати говоря, такие велосипеды называют ригидами.

Жесткая вилка гораздо меньше весит, чем амортизационная, что сказывается на общей массе велосипеда и его скорости.

Подвеска поглощает часть энергии, передаваемой велосипедистом своему байку, что также негативно сказывается на скорости движения.

Из-за того, что жесткая вилка не может отрабатывать неровности дороги, велосипед оснащенный ею менее комфортен. Большая часть энергии удара поглощается колесом, что увеличивает риск его повреждения.

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

В состав жесткой вилки входят такие элементы:

  1. Шток. Элемент, который через вынос крепится к рулю. Шток вилки для велосипеда проходит через рулевую труду рамы, в которой с помощью колодки реализовано его свободное вращение.
  2. «Корона». Элемент вилки, соединяющий ее перья («ноги») со штоком. Как правило, «корона» цельнолитая с «ногами». Однако иногда их запрессовывают в нее.
  3. «Ноги» или «перья». Представляет собой элемент, соединяющий вилку с осью колеса.
  4. «Дропаут». Часть вилки, выступающая точкой крепления «ног» к оси втулки.
  5. «Брейк боссы». Приваренные к вилке крепления для ободного тормоза типа V-brake.
  6. Крепления для дискового тормоза. Приваренные к вилке элементы, служащие для крепления суппорта дискового тормоза.
Читайте также:  Обзор складных велосипедов - всё о велоспорте

Материалы для жестких вилок

В производстве жестких передних вилок для велосипеда используют сталь, карбон, титан и сплавы алюминия. Наиболее доступными считаются стальные и алюминиевые модели. Стоит отметить, что использование этого материала для вилок, в отличие от рам, нежелательно. Дело в том, что он практически не поглощает неровности дороги.

Шоссейные вилки делают в основном из карбона. Они стоят гораздо дороже алюминиевых и стальных. Наиболее дорогостоящим элементом таких вилок являются «дропауты». Поэтому часто на рынке встречаются карбоновые вилки с алюминиевыми дропаутами. Что касается титана, то в наших широтах он встречается крайне редко. Титановые вилки изготавливаются преимущественно на заказ.

Их цена стартует с двух сотен евро.

Амортизационная вилка

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Если тип велосипеда предполагает наличие переднего амортизатора, то он обычно интегрируется в вилку. Такие байки используются для езды по пересеченной местности, с преобладанием бугристых дорог. Амортизационная вилка призвана сглаживать мелкие неровности и смягчать крупные. Чем сложнее устроен амортизатор и чем он дороже, тем качественнее он справляется со своей работой. Если обычные вилки в силу своей простоты не нуждаются в обслуживании, то за амортизационными постоянно нужно ухаживать. И даже если велосипед основное количество времени просто стоит, обслуживать его амортизаторы нужно хотя бы раз в год.

Внешне такие изделия отличаются от своих жестких налогов лишь двумя деталями:

  1. «Штаны». Они состоят из двух трубчатых стаканов, которые соединяются в одну деталь с помощью «гориллы». «В штаны» задвигаются «ноги» вилки. Именно в них и происходит процесс амортизации, на котором мы с вами остановимся ниже.
  2. Заглушки. Закрывают трубы «ног» с верхней стороны. В более дорогих моделях, вместо заглушек установлены регуляторы жесткости подвески и блокировка.

Материалы амортизационных вилок

В изготовлении подрессоренных вилок используются те же материалы, что и при производстве жестких аналогов. Часто разные материалы могут применяться в различных сочетаниях.

Причина тому проста – амортизационная вилка состоит из ряда отдельных элементов, каждый из которых может быть выполнен из того или иного металла. Идеальными считаются изделия, в которых широко применяются карбоновые детали.

«Ноги» амортизационных вилок обычно делают из алюминиевых сплавов или хромированной стали.

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Типы амортизационных вилок

Вилки горных велосипедов бывают нескольких типов:

  1. Обычная. Наиболее распространенная модель. Ею, как правило, оснащают велосипеды, предназначенные для легкого передвижения по пересеченной местности. Вилки такого типа довольно просты в производстве и надежны. Они обеспечивают неплохую амортизацию.
  2. Двухкоронная. Считается, что самым слабым местом горного велосипеда является «корона». Поэтому на некоторые вилки ставят сразу две короны для пущей жесткости. Байки с двухкоронными вилками используют для скоростного спуска с гор.
  3. Перевернутая. Конструктивно такая вилка является зеркальной копией обычной – «штаны» прикреплены к штоку, а «ноги» вставляются в них снизу. Эта конструкция с одной стороны выдерживает большую нагрузку, а с другой – отлично нивелирует неровности. Чаще всего, перевернутые вилки горных велосипедов используются для прыжков с большой высоты.
  4. Одноногая. Это наименее распространенный вариант конструктивного исполнения вилки на велосипед, тем не менее он имеет место. Установить ободной тормоз на такую вилку невозможно, зато она позволяет менять камеру без демонтажа колеса.

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Амортизация

Данный процесс осуществляется в вилке при помощи пружины и демпфера. Несложно догадаться, что при наезде колеса на препятствие, пружина сжимается, нивелируя удар. Ну а демпфер играет противоположную роль.

Он необходим для того, чтобы после удара не произошло отскока – резкого возврата пружины на исходное положение. Оба элемента названы условно. То есть пружина, к примеру, — это не всегда металлическая спираль.

Ее функции могут выполнять различные вещества, в том числе и воздух.

В зависимости от типа пружины и демпфера, велосипедные вилки бывают:

  1. Пружинные. В таких вилках на велосипед, демпфер отсутствует. В качестве основного элемента здесь выступает простая стальная пружина. Несмотря на простоту конструкции, ездить с такой вилкой по неровной дороге, гораздо комфортнее, чем с жестким аналогом.
  2. Пружинно-эластомерные. В этих вилках, в тандеме со стальной пружиной работает демпфер. В качестве последнего используется эластомер – элемент, выполненный из мягкой пластмассы. Такой демпфер неплохо выполняет свои задачи, но мало служит. Из-за быстрого стирания, эластомера хватает всего на сезон боле или менее активной езды.
  3. Воздушные. В таких вилках, воздух выступает одновременно пружиной и демпфером. Малый вес такой конструкции является ее главным достоинством. Недостатки у воздушных амортизаторов также присутствуют. Среди них отмечают подтравливание воздуха в холодную погоду и отсутствие настройки. Накачка воздуха в вилки такого тип производится с помощью велосипедного насоса высокого давления.
  4. Масляно-воздушные. Этот тип вилок считается самым лучшим. Роль пружины играет воздух, а роль демпфера – масло. Благодаря плавному восстановлению воздуха после сжатия, масло перетекает из одной секции в другую. Такие вилки считаются оптимальными в плане веса и отличаются большим количеством настроек.
  5. Масляно-пружинные. Как можно понять из названия, в этих вилках пружинным элементом является стальная пружина, а демпфером – масло. Амортизаторы такой конструкции имеют наибольший вес. Есть у них и весомое преимущество – отличные амортизационные показатели и плавность хода.

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Регулировка вилки велосипеда

В зависимости от типа и качества вилки, количество ее регулировок может варьироваться. Так как в жестких моделях регулировать нечего, речь здесь идет сугубо про подрессоренные модели. Итак, рассмотрим основные регулировки вилки на велосипед:

  • Preload. С английского языка данный термин переводится как «предзагрузка». Масса велосипедистов бывает разной, а изначальная нагрузка на пружину у всех одинакова. Выставить ее можно с помощью этой регулировки.
  • Rebound. Данная регулировка позволяет задавать скорость восстановления (возврата) пружинного элемента в исходное состояние.
  • Compression. Этот тип настройки амортизатора противоположен предыдущему – задает скорость сжатия пружины.
  • Lockout. Дает возможность блокировки амортизатора. Эта регулировка очень полезна, так как она делает из подрессоренной вилки жесткую. Данная функция реализовывается разными путями. На самых дорогих вилках блокировка автоматически отключается при сильном ударе колеса о препятствие. Неавтоматические системы предполагают дезактивацию блокировки с помощью специального переключателя, выведенного через тросик на руль.
  • Длина хода амортизатора. Полезная регулировка для тех, кто эксплуатирует свой байк на разных дорогах и умеет ездить в разных стилях. Чем активнее езда и хуже дорога, тем более нужно выставлять ход вилки. Переключатели, отвечающие за такую настройку, как правило, устанавливаются на «ногах».

Ремонт вилки велосипеда

Работы по замене сальников, уплотнительных деталей, масла, а также по устранению поломки одного из компонентов вилки, сопровождаются ее полной или частичной разборкой.

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Прежде чем приступить к разборке, нужно разобраться, как снять вилку с велосипеда. Делается это довольно просто. Сначала нужно перевернуть байк колесами вверх и снять с него переднее колесо. Затем можно демонтировать руль, вместе с выносом и рулевой трубкой.

Теперь пришло время снять саму вилку. Важно проследить, чтобы в процессе ее демонтажа не потерялись шарики из подшипников. Опорный конус со штока вилки снимается любым острым предметом. Пришло время выяснить, как разобрать вилку велосипеда.

Рассмотрим эту процедуру на примере пружинно-эластомерной подвески.

Разборка включает такие этапы:

  1. С помощью шестигранников выкручиваются нижние крепежные болты.
  2. Выкручивается болт, регулирующий силу пружины (важно запомнить его ход).
  3. Извлекается эластомер.
  4. Откручиваются болты и отделяются «штаны».
  5. Из «штанов» с помощью отвертки извлекаются пыльники и выкручиваются башинги.

Промыв все компоненты керосином их нужно проверить на целостность. Затем поврежденные элементы заменяются, а нуждающиеся в смазке – смазываются. Сборка вилки производится в обратном порядке.

Профилактика и уход

Профилактический осмотр вилки производится для того чтобы предупредить серьезные поломки.

Он включает в себя проверку:

  1. Состояния «дропаутов».
  2. «Ног» на предмет вмятин и других повреждений.
  3. Пыльников на предмет повреждений и течей.
  4. Давления в воздушных камерах.
  5. Состояния всех крепежей.

Кроме того, за вилкой нужно ухаживать, а именно:

  1. Чистить и смазывать «ноги» через каждые 100-150 км.
  2. Разбирать и полностью смазывать сальники каждые 500-1000 км.
  3. Менять масло (если его наличие предполагает конструкция) каждые 4000-5000 км.

Как устроена велосипедная вилка?

Устройство передней вилки горного велосипеда, регулировка амортизационной пружины и демпфера. Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Велосипедные вилки появились практически сразу с изобретением велосипеда, так как именно таким способом было удобно крепить управляемое колесо, однако изначально она была просто местом крепления колеса, сейчас же с ее помощью доступна настройка амортизации велосипедного хода. Со временем они модернизировались и улучшались, но принципиально не менялись. Сегодня велосипедные вилки делаются из разных материалов от алюминия и карбона до титана и магниевого сплава.

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Амортизационные или мягкие вилки позволяют колесу аккуратно приспосабливаться к неровностям трассы с максимальной сохранностью конструкции велосипеда.

В отличие от амортизационной модели ригид, жесткая не предназначена для сглаживания серьезных неровностей, а стало быть велосипеды с ней на очень неровных трассах будут подвержены поломкам.

В статье будет боле подробный разбор каждой из типов вилок.

Модели различаются по размеру колеса, так что выбор вилки определяет диаметр колес. Для колес разного диаметра нужны разные вилки. Так как диаметры колес для горных, городских и триальных велосипедов различается, то и устройства для них нужны разные.

Для амортизационных вилок важна амплитуда хода. Чаще от 80 до 200 мм. Для фрирайда и даунхилла достигает 300 мм.

Разбор этого параметра не является основной целью нашей статьи, стоит лишь указать, что он важен для профессионалов, связывающих свою жизнь с велосипедом.

Обычному городскому пользователю вряд ли эти тонкости пригодятся, но для спортсменов, которым важна тонкая настройка велосипедов, этот параметр очень важен.

Читайте также:  Туристический велосипед - дорожные женские модели

Еще одно важное отличие в устройстве велосипедных вилок — тип крепления тормозов.

Большинство современных вилок оснащены устройством тормозов типа PM (Post Mount), так что тут пользователю почти не предоставляется выбор.

Для ободных: стандартное крепление «под 2 болта», менее распространенное «под 4 болта» (используется в велотриале) и крепление «на 1 болт» для клещевых тормозов (устанавливаются на дорожные велосипеды).

Штоковое расстояние колеблется у передней вилки от 1 до 1,8 дюймов. Это еще одно отличие вилок для городских и горных велосипедов, так как вторые обладают большими шинами, а значит, узкая модель просто не даст возможности нормально двигаться колесу. Вам не удастся спокойно поменять вилку одного велосипеда на устройство другого, если диаметр их колес и тип различаются.

Так как в условиях российских направлений всегда есть шанс оказаться на трассе сравнимой с горной, то при покупке велосипеда хорошо бы ориентироваться на приобретение велика с амортизационным механизмом и во всех случаях при возможности делать выбор в пользу таких вилок, особенно, если планируете поездки на большие расстояния, когда хорошая настройка велосипеда улучшает качество жизни его водителю. Это позволит вам сберечь не только велосипед, но и собственные суставы, которые принимают ударные нагрузки при движении по неровным дорогам.

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

В чем основное отличие жесткой велосипедной вилки от мягкой по устройству? Прежде всего, жесткая модель — это грубо говоря, три трубки, которые скреплены жестким креплением сварки, при таком устройстве настройка работы велосипеда в условиях неровностей дорог минимальна. Весьма популярная модель — шоссейная.

Отлично подходит для ровных европейских дорог, но очень неудачный выбор для неровных трасс, так как в силу тонких изогнутых “ног” болезненно реагирует на любые перепады дорожного покрытия. Так что при езде по российским дорогам запросто можно сломать и “ноги” вилки и вследствие аварии собственные конечности.

Если выбирать жесткую модель для наших условий, то стоит ориентироваться на прямую вилку, сваренную из более толстых труб. В силу конструкции она менее подвержена поломке при попадании в ямы и канавы. В общем-то, эту модель фактически невозможно убить. Она не требует сложной переборки или иного обслуживания.

Деталь из разряда “поставил и забыл”. Правда, собственный скелет вы при такой вилке, конечно, не убережете, так как амортизировать будете собственным телом. И дрожащие руки в конце поездки станут наименьшим из зол путешествия.

Хоть сколько-то позволяет скомпенсировать несовершенство устройства этой модели карбоновый руль, который дает небольшую амортизацию.

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Амортизационные вилки велосипеда устроены более сложно, но в отличие от жестких вилок им доступна регулировка. Выбор этой модели предполагает, что вы планируете активно заниматься велоездой по неровным трассам.

Во-первых они бывают разными по типу: пружинные, пружинно-эластомерные, воздушные.

Для того, чтобы вилка имела возможность “проглатывать” препятствия используются материал способные к сжатию и материалы, которые не дают возможность после преодоления препятствия резко принимать исходное положение.

Для плавного проседания в конструкции мягкой модели используется либо пружина, либо воздушный или воздушно-масляный поршень.

Для плавного выхода в исходное положение используют эластомер — специальный картридж или воздушную камеру.

Устройства сжатия и возврата в исходное положение ставятся в разные “ноги” вилки, создавая, таким образом, корректно работающую конструкцию. Таким образом, осуществляется плавная регулировка “хода”.

  • Самая простая амортизационное устройство, очевидно, пружинное. Дешево и сердито.

Устройство ее — попросту две витые пружины, которые работают по принципу пружинного дивана. Вполне бюджетный вариант. Проблема только одна. Эти устройства относительно быстро теряют свои амортизационные качества, так как в них попадают грязь с дорог, которая уничтожает эффект пружины, заполняя пространство. Таким образом, со временем вилка неизбежно превращается из мягкой в жесткую. При наличии умелых рук и навыка такую модель можно почистить, но так как общее устройство не изменится, то через некоторое время она снова станет неэффективной.

  • Следующие по степени простоты — пружинно-эластомерные модели. Они неприхотливы. Неплохо работают на очень неровных трассах (для любителей езды по бордюрам очень интересный вариант), но при этом на брусчатке или гравийной трассе такая модель мало чем будет отличаться от жесткой.

Устройство пружинно-эластомерных просто не успевает активно реагировать на мелкие препятствия, так что регулировка тряски при мелких неровностях ей доступна слабо.

Нужно сказать, что большая часть велосипедов, продаваемых в наших магазинах оснащены или пружинными, или пружинно-эластомерными вилками. Такая модель помогает удешевить конструкцию велосипеда, но она требует ухода и сезонного ТО с чисткой и заменой масла.

Воздушный тип, в основном относится к спортивному типу. Эти модели отлично реагируют на все неровности покрытия, по которому движется велосипед. Однако, это верно только для тех, кто весит меньше 100 кг. При большем весе вилка может не отреагировать адекватно на особенности дорожного полотна.

В принципе, воздушная модель может быть настроена для любого типа езды и практически любых особенностей ездока и эта регулировка позволяет ей быть оптимальным выбором для большинства велолюбителей и профессионалов. Так же, как и пружинные, воздушная требует ухода и ТО хотя бы раз в сезон.

Модель удобная, но явно не бюджетная.

Если велосипед вам нужен только для поездок по городу и небольших загородных прогулок, то качество вилки и ее тип не так уж важен. В принципе даже на самой простой вилке нетрудно и удобно ездить по этим маршрутам. Кроме того, при желании и сам велосипед, и вилку на нем можно поменять.

Для турпоездок, езды по загородным не асфальтированным трассам, спортивных маршрутов, амортизационная подвеска весьма желательна. Пружина будет работать более линейно чем воздушная.

В поездках не придется беспокоиться о том, что вилка травит воздух, не нужно будет возить насос для вилки. Ведь в туристических маршрутах не всегда возможна доступная качественная регулировка.

Если же вы нацелены на спорт, берите пружинную или воздушную, жесткую модель можно использовать как правило только в триале.

Аксессуары: устройство велосипедной вилки

Облако тегов:

велосипедные вилки велосипеда

Типы велосипедных вилок: виды, особенности

Вилка – неотъемлемая деталь велосипеда. Основные ее задачи – удержание переднего колеса и его поворот на угол поворота руля, а также гашение вибраций при езде по неровностям.

Чтобы понять, велосипеду с какой вилкой отдать предпочтение, необходимо определиться в каком стиле и где Вы планируете кататься, а также разобраться в видах и особенностях самих вилок.

Для этого мы, специалисты магазина VeloMajor, подготовили данную статью.

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Разновидности велосипедных вилок

Все вилки делятся на два основных вида:

  1. Ригидные (жесткие)
  2. Амортизационные (мягкие)

Если взглянуть в историю эволюции велосипеда, жесткая вилка — это самый первый вид вилок, который использовался во всех типах велосипедов.

Со временем развитие маунтинбайка привело к созданию амортизационных вилок для горного велосипеда, которые со временем обрели конструктивные особенности в зависимости от требований спортивной дисциплины к велосипеду. В наше время оба вида вилок актуальны. Рассмотрим подробнее.

Ригидные вилки и их особенности

Устанавливаются в основном на детские, городские, складные, шоссейные, велосипеды, а также BMX.

Такой вариант представляет собой стандартную вилку, к виду которой все привыкли еще со времен советских велосипедов. Жесткие вилки менее требовательны к уходу и обслуживанию. Но при этом они на порядок меньше компенсируют отдачу при езде по лесным маршрутам.

Жесткие вилки изготавливаются из различных материалов:

  • Hi-ten сталь – стандартный сплав высокого качества, используется в детских, городских и дорожных велосипедах.
  • Cro-mo — хроммолибденовые вилки в основном используются на специализированных велосипедах для трюковых дисциплин и в профессиональных туристических моделях.
  • Алюминиевые – вилки более легкие, чем стальные. Устанавливаются в велосипедах для снижения его веса. Есть различные алюминиевые сплавы, в зависимости от используемого рассчитывается нагрузка на вилку. Применимы во всех видах велосипедов.
  • Карбоновые – изготовлены из высокотехнологичных максимально облегченных композитных материалов. Используются в спортивных скоростных велосипедах.

Обладают жесткие вилки рядом преимуществ, а именно:

  • Низкий вес в сравнении с амортизационной вилкой.
  • Четкое управление велосипедом.
  • Обеспечивают высокий накат и разгон.
  • Менее прихотливые в обслуживании.
  • Длительный эксплуатационный период.
  • Относительно невысокая стоимость.

Велосипеды с жесткой вилкой рассчитаны для езды по асфальтированным поверхностям. Не подходят для езды по песку, горным массивам и лесным маршрутам, поэтому если Вы планируете покорять бездорожье и горные спуски – обратите внимание на велосипеды с амортизационной вилкой.

Вилки с амортизацией и их особенности

Даже исходя из названия понятно, что эти разновидности велосипедных вилок гарантируют амортизацию, т.е. компенсируют (сглаживают) неровности дороги. Амортизационные вилки имеют различные конфигурации и конструкции. Рассмотрим наиболее популярные модификации:

Основные виды амортизационных вилок:

  1. Пружинные. Самый простой вид вилок с небольшим запасом хода, срабатывает под весом велосипедиста при наезде на неровность. На велосипеды с такой вилкой рекомендуем обратить внимание, если вы планируете прогулочные велопоездки в парковых зонах без больших нагрузок на вилку. Не подходят для экстремальной езды. Из недостатков: короткий срок службы, неремонтопригодные, в сервисах не обслуживаются, поэтому в случае поломки – будет необходима замена.
  2. Пружинно-эластомерные. Наиболее популярный вид вилок. Отличное сочетание цена-качество. Возможно наличие регулировок: механической блокировки хода и регулировки жесткости хода. За счет своих конструктивных особенностей недолговечны. Не рекомендуем нагрузки на вилку данного вида в зимнее время года: на морозе эластомер твердеет и теряет свои качества. Велосипеды с пружинно-эластомерной вилкой не подходят для спортивного катания. Отличный вариант для прогулок по парку, грунтовым дорогам и легким лесным маршрутам.
  3. Воздушные. Вилка максимально облегченная. Амортизация происходит за счет наличия внутри воздуха под давлением, которое необходимо регулярно контролировать и подкачивать до необходимого значения. Используется в велосипедах для езды в стиле кросс-кантри и даунхилл. В большинстве, предусмотрено несколько видов регулировок: блокировка хода, скорость отскока и предварительная нагрузка. При интенсивных нагрузках рекомендуем регулярно проходить ТО вилки.
  4. Масляно-воздушные. В таких вилках используется два демпфера: в одной штанине воздушный, во второй масленый. Воздушный выполняет роль пружины, а масленый за счет своей вязкости позволяет отрегулировать скорость возврата. Основные преимущества – сравнительно небольшой вес и возможности настройки, обладают повышенной морозостойкостью. Регулировки: блокировка хода, низкоскоростная компрессия, высокоскоростная компрессия, скорость отскока, давление воздуха. Из недостатков – необходимость часто проверять и подкачивать давление. Рекомендуем регулярно проходить ТО вилки, чтобы вовремя заменить изношенную деталь и заменить ее. Своевременное обслуживание значительно продлит срок службы вилки.
  5. Масляно-пружинные. Один из наиболее надежных вариантов вилки, разработан для экстремальных видов езды. Для амортизации используется специальная металлическая пружина и масленый демпфер, который позволяет регулировать скорость отскока. Вилка имеет различные виды регулировок: скорость сжатия(компрессия), гидравлическую блокировка хода, регулировку предварительной нагрузки и скорость отскока. Легко настраивается. Вес относительно большой.
Читайте также:  Как выбрать четырехколесный велосипед для ребенка?

Классификация амортизационных вилок по ходу:

Ход вилки – та величина, на которую происходит амортизация, измеряется в миллиметрах. Отвечает за уровень сложности препятствий, которые вы сможете проходить. Чем больше ход, тем более мощное поглощение ударов, возникающих при наезде на неровность, и выше скорость движения по пересеченной местности.

Передняя часть велосипеда будет выше задней за счет конструкции вилки, что обеспечит наиболее удобную посадку райдера на скоростных спусках с крутого склона. При небольшом ходе повышается точность управления, велосипед с такой вилкой более устойчив при силовом педалировании, например при подъеме в гору.

Выделяют три типа:

  1. Короткоходовые — до 50 мм. Используются в основном в кроссовых, гибридных, прогулочных и городских велосипедах.
  2. Средние –ход от 50 до 100 мм. Амортизационные вилки для туризма, активного катания и гонок в стиле кросс-кантри.
  3. Длинноходовые – от 120 до 300 мм. Используются в велосипедах для скоростного спуска в дисциплине дайнхилл.

Виды вилок по типу короны

Корона – элемент между штоком и ногами вилки, который позволяет правильно распределить остаточную инерцию после гашения удара ногами вилки. По типу короны вилки подразделяются на:

  • Однокоронные – это все ригидные вилки и амортизационные с небольшим ходом.
  • Двухкоронные – разработаны для агрессивной экстремальной езды в стиле фрирайд и даунхилл; распределяют нагрузку между двумя коронами, уменьшая отдачу в руки.
  • Двухкоронные перевернутого типа – по сути те же вилки, но перевернутые: штаны вилки находятся в верхней части, а ноги снизу. Отличаются принципом работы амортизации. Используются в экстремальном фрирайде.

Одноногие вилки

Говоря о вилках, нельзя обойти стороной одноногую вилку Cannondale Lefty. Выглядит такая вилка эффектно и необычно. Однозначно привлекает внимание. В велосипедных кругах вызывает горячие дискуссии по поводу ее эффективности и функциональности.

Одни считают данную разработку грамотным маркетинговым ходом велосипедного гиганта с мировым именем, другие отстаивают ее высокую эффективность и точности работы.

Отметим, что данный вид вилок очень сложен в обслуживании и на порядок превосходит в цене своих двуногих собратьев. Встречается редко.

Как выбрать вилку для велосипеда?

Иногда возникает ситуация, когда необходимо приобрести вилку отдельно. Подбор этого узла достаточно сложный, каждый тип вилок для велосипеда имеет свои особенности, которые необходимо учесть. Чтобы не ошибиться, советуем проконсультировать со специалистом.

Менеджеры нашего магазина VeloMajor ежегодно проходят обучение у ведущих российских производителей и готовы помочь с выбором.

Мы обязательно уточним ваши ожидания от вилки и велосипеда в целом, в каком стиле и где вы планируете ездить, и, ориентируясь на ваши пожелания и модель велосипеда, предложим наиболее подходящие варианты.

Амортизационные вилки

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Вилка – это узел, обеспечивающий соединение переднего колеса с рамой велосипеда и передачу поворотов руля к колесу для управления велосипедом. Все велосипедные вилки делятся на жесткие и амортизационные.

Жесткие вилки устанавливаются на гравелбайки, шоссейные и циклокроссовые велосипеды. Нередко встречаются на городских велосипедах и гибридных велосипедах шоссейной направленности. Почти всегда на складных и всегда на BMX.

В зависимости от необходимой прочности и цены жесткие вилки могут быть стальными, алюминиевыми или карбоновыми. Стальные устанавливаются или на дешевые велосипеды, или на те, где требуется очень высокая прочность и легкость: на BMX и байки для стрита и дёрта, изготовленные из хромомолибденовой стали.

Алюминий – материал для велосипедов подешевле, карбон – прерогатива недешевых шоссейных байков.

Амортизационные вилки в первую очередь предназначены для использования на не самых хороших дорогах. Ими комплектуются почти все горные велосипеды, существенная часть гибридных велосипедов и ряд городских.

Но почему не на все велосипеды устанавливают амортизационные вилки?

Во-первых, конструкция амортизационной вилки ощутимо сложнее, а цена выше. Во-вторых, любая амортизационная вилка будет тяжелей жесткой минимум на килограмм. В-третьих, при интенсивном педалировании может возникать раскачка велосипеда, съедающая часть затраченной велосипедистом энергии.

И если для горных велосипедов на пересеченной местности передняя амортизация жизненно необходима, то у ситибайков она служит лишь для некоторого увеличения комфорта, а на шоссе амортизатор противопоказан вовсе.

Для чего нужна амортизация

Амортизационная вилка на велосипеде выполняет две основные функции: улучшение управляемости на неровной дороге и снижение ударной и вибрационной нагрузки на велосипедиста и велосипед.

При быстром движении по неровной поверхности благодаря работе амортизационной вилки переднее колесо почти всегда остается в контакте с дорогой, улучшая маневренность, что будет положительно сказываться на скорости передвижения. При преодолении препятствий велосипед движется легче, так как центр тяжести меньше колеблется по вертикали.

При движении по неровной дороге и преодолении ям велосипед получает удары и испытывает вибрацию. Причем от переднего колеса они прямиком передаются на руль велосипеда.

И если спортсмены привыкли гасить их руками, то у не подготовленного велосипедиста очень быстро начинают болеть плечи, запястья и шея.

Гашение ударов и вибраций амортизационной вилкой снижает нагрузку на верхние конечности и предотвращает рассеивание внимания велосипедиста.

Основные элементы амортизационной вилки

Конструкция жесткой вилки относительно проста. Она состоит из рулевой трубы, вращающейся в раме, и присоединенных к трубе перьев, к которым крепится ось переднего колеса.

Телескопическая амортизационная вилка состоит из рулевой трубы (штока), короны, ног и штанов, которые движутся вдоль ног.

Внутри обязательно есть стальная витая или газовая пружина, жесткий или масляный демпфер, которые отличаются по уровню сложности, направляющие, по которым скользят ноги в штанах, сальники и пыльники.

Снаружи располагаются элементы для крепления тормозов, крыльев и прочего.

Вилка передняя для велосипеда, типы, устройство

Ход амортизационной вилки

Ситибайки и гибриды обычно комплектуются если не жесткими вилками, то простыми амортизационными с ходом 40-60 мм. Такой диапазон вполне сносно нейтрализует удары и вибрации, которые могут возникнуть на обычной дороге, и при этом не будет сильно скрадывать скорость передвижения.

Горные велосипеды для обычных поездок или XC (Cross country) имеют ход в районе 100 мм. Для трейлов и XC-марафонов используются чуть более длинноходные вилки – порядка 120 мм. Длинноходные вилки (150-300 мм) в паре с задним амортизатором устанавливаются на экстремальные MTB. По мере увеличения хода это, соответственно: бэккантри, эндуро/фрирайд, скоростной спуск. 

Типы амортизационных вилок

Любой амортизатор должен состоять из двух главных элементов: упругого, противодействующего сжатию при наезде на препятствие, и демпфирующего, гасящего колебания.

Самый недорогой тип вилок – пружинные или пружинно-эластомерные. В первых демпфирование осуществляется исключительно за счет низкого качества обработки деталей, во вторых – за счет эластомерных вставок.

Из-за отсутствия жидкой смазки чувствительность у таких вилок невысокая. Со временем они начинают закисать и превращаться в жесткие. Или, наоборот, начинают откровенно люфтить из-за разбитых направляющих. Запчастей к ним вы никогда не найдете.

Единственный способ продлить их жизнь – профилактика в виде периодической чистки и смазки. При отрицательных температурах застывают до жесткого состояния. Регулировок или нет совсем, или есть лишь предварительное нагружение пружины.

Безымянные вилки лучше обходить стороной, а такие, как недорогие модели RST или SR Suntour, вполне пригодны для любительского катания.

Пружинно-масляные вилки подразделяются на вилки с масляным картриджем и с открытой масляной ванной. Первые могут не столь существенно отличаться по характеристикам от хороших пружинно-эластомерных вилок. Вторые по причине наличия жидкого масла уже весьма чувствительны в работе.

К регулировкам добавляется скорость сжатия вилки, а иногда и скорость отскока. Раньше такие вилки вовсю использовались в XC и прочих спортивных дисциплинах, но сейчас понемногу уступают место воздушным амортизационным вилкам, исключая экстремальные дисциплины, где требуется повышенная надежность, а минимальный вес не столь важен.

Воздушные вилки, в отличие от пружинных, в качестве упругого элемента используют воздух под давлением. Воздушные вилки достаточно легкие, за что их и ценят велосипедисты. Меняя давление, можно регулировать вилку под ездоков самого разного веса. За гашение колебаний, как и в предыдущем типе, отвечает или масляный картридж, или открытая масляная ванна.

Из минусов – простые модели несколько хуже отрабатывают «мелочь» на дороге, чем пружинно-масляные вилки. И приходится постоянно следить за давлением внутри.

На данный момент воздушные вилки – выбор XC спортсменов и продвинутых любителей. В силу сложности конструкции и высокой цены они ставятся на велосипеды, цена на которые стартует от $1000.

Изредка встречаются пружинно-воздушные вилки.

Существуют также амортизационные вилки с параллелограммным, а не телескопическим механизмом, и отдельным амортизатором. Есть телескопические вилки с перевернутой, как у мотоциклов, конструкцией: внутренние ноги снизу, штаны сверху. Встречаются и одноногие вилки.

Самые известные из производителей высококачественных вилок: RockShox, Marzocchi, Manitou, Fox. Среди бюджетных неплохое качество у вилок RST и SR Suntour.

Регулировки вилок

Как уже упоминалось, простейшие амортизационные вилки не имеют никаких регулировок. Почти на всех есть предварительное нагружение пружины (на воздушных оно регулируется давлением воздуха).

По мере усложнения конструкции добавляется возможность блокировать ход вилки, часто совмещенный с регулировкой скорости сжатия, затем регулировка скорости отскока.

На некоторых вилках есть вынесенное на руль дистанционное управление и изредка ограничитель хода.

Уход за вилкой

Открытые части ног вилки требуется регулярно чистить от грязи во избежание ее попадания внутрь щеточкой или мягкой тряпкой. Недорогие вилки стоит изредка перебирать с заменой смазки, а на дорогих необходимо обязательно регулярно менять масло.

Вводите промокод access5при оформлении заказа на сайте, чтобы получить скидку5% на аксессуары.

Перейти в каталог велосипедных вилок

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector