Семейный ключ для каретки, втулки и спиц

Велосипеды оборудованы педальным узлом с центральной осью, установленной на подшипниках качения в раме. В процессе езды по пыльным дорогам и грязи происходит естественный износ колец и шариков.

Для корректного снятия узла необходим съемник каретки. Владелец техники может выполнить ремонт с помощью подручного инструмента, но увеличивается риск повреждения новых деталей и стакана рамы при монтаже.

семейный ключ для каретки, втулки и спицСъемник каретки.

Приспособление состоит из рабочей части с профилированными зубцами, входящими в зацепление с выемками на гайке и кожухе велосипедной каретки. Для прокручивания инструмента используется мускульная сила человека. Оборудование подбирается в соответствии с профилем гайки, удерживающей каретку в раме велосипеда.

Характеристики и назначение

Съемник предназначен для откручивания или затягивания гайки, регулирующей натяжение шарикоподшипников каретки, и резьбовой втулки, удерживающей узел в стакане рамы велосипеда.

Приспособление выточено на токарном и фрезерном станках или получено по технологии штамповки из легированной инструментальной стали. Для передачи усилия, необходимого для отворачивания или затяжки гайки, по отношению к головке используется гаечный ключ; штампованные съемники имеют интегрированный рычаг.

Велосипедная каретка состоит из вала и 2 шарикоподшипников, натяжение которых регулируется металлической чашкой с резьбой. С противоположной стороны оси предусмотрена резьбовая втулка с упором, ограничивающим подвижность колец подшипника. Каретка и чашка ввернуты в металлический стакан, приваренный к раме велосипеда.

Для откручивания элементы необходимо повернуть в сторону вращения педалей (по левой стороне элемент крутят против часовой стрелки, а с правой стороны велосипеда — по часовой стрелке).

 

Разновидности съемников

Существуют несколько типов приспособлений:

  1. Узел, состоящий из полого металлического цилиндра (головки). На его торцевой поверхности расположены рабочие зубья.

    На задней части корпуса съемника имеется 6-гранный выступ под гаечный ключ; предусмотрено дополнительное отверстие под квадрат, обеспечивающее центрирование приспособления относительно оси резьбовой втулки.

    Упрощенный съемник без 4-гранного канала при приложении усилия срывается и сминает выступы на чашке каретки, затрудняя ремонт узла.

  2. Штампованный из стального листа инструмент, состоящий из рабочей головки с профилированными выступами и рукоятки с резиновым защитным чехлом. Для отворачивания крепления картриджа не требуется дополнительного гаечного ключа: велосипедист прижимает съемник к гайке, одновременно прикладывая усилие к рычагу.

  3. Регулируемый ключ со сменными штифтами, рассчитанный на снятие кареток разных производителей. Металлические контактные стержни вворачиваются в рабочие губки инструмента; предусмотрен механизм плавной корректировки расстояния между штифтами. Рукоятка с защитным резиновым чехлом жестко соединена с захватом. Инструмент изготавливается по технологии штамповки.

семейный ключ для каретки, втулки и спицКлюч шкивов универсальный.

Среди велосипедистов распространение получили съемники нескольких брендов:

  1. Универсальный съемник Bike Hand, рассчитанный на демонтаж гаек и корпусов узлов производства компаний Shimano, Hollowtech II, Race Face, Campagnolo и Truvativ. На корпусе головки предусмотрено рифление для захвата рукой. Для откручивания используется гаечный ключ или вороток 1/2″.

  2. Головка Park Tool BBT-79, имеющая внутренний диаметр 46 мм. Применяется при работе с продукцией брендов Race Face Cinch, Rotor BSA30 и Zipp Vuma. Для захвата гайки и корпуса предназначены 12 полукруглых выступов. На внешней части корпуса инструмента нанесено рифление.

  3. Универсальный съемник Super B, поставляемый с набором сменных штифтов 2,2х2 мм и 2,8х2 мм. Аналогичный инструмент (но с фиксированными штифтами) поставляется компанией Bike Hand.

  4. Головка компании Kenli с поверхностным воронением. Гайка для вращения имеет увеличенные габариты граней, обеспечивая надежный захват инструмента ключом.

  5. Накидные ключи (например, YC-27BB от Bike Hand). Используются для снятия или установки картриджей выносного типа от компании Shimano. В зеве предусмотрены профилированные выступы, входящие в зацепление с гайкой.

  6. Съемник от английской компании Cyclo, изготовленный из легированного стального листа. Отличается замкнутой головкой, рассчитан на повышенные нагрузки. При дополнительном усилии зев не расходится, обеспечивая захват гайки или корпуса картриджа.

  7. Ключ, состоящий из штампованной обрезиненной рукоятки и приваренной головки. Оригинальный инструмент компании Super B рассчитан на работу с узлами фирм ISIS Drive splined, FSA, Race Face и Truvativ. Для работы с каретками других производителей (Shimano) предусмотрена установка переходника.

семейный ключ для каретки, втулки и спицГоловка Park Tool BBT-79.

Преимущества съемника:

  • открученная чашка каретки может использоваться повторно;
  • инструмент защищает резьбу в стакане рамы от повреждений;
  • съемник обеспечивает снижение трудоемкости ремонта.

Недостатки инструмента, отмечаемые ремонтниками велосипедов:

  • съемник подходит для откручивания только 1 типа гаек;
  • при использовании накидного инструмента возможно повреждение рабочих кромок чашки каретки;
  • для работы со съемником с головкой необходим дополнительный гаечный ключ.

Где приобрести

Съемник для кареток реализуется через магазины велосипедных комплектующих и инструмента для обслуживания 2-колесной техники.

Оборудование можно приобрести через торговые точки, работающие онлайн с доставкой до пункта выдачи заказов.

В сетевых магазинах представлены инструменты на любые вкус и размер, велосипедист подбирает приспособление по модели машины или каретки.

семейный ключ для каретки, втулки и спицНакидной ключ YC-27BB от Bike Hand.

Признаки поломки деталей каретки:

  • появление постороннего шума или заклинивание педалей, указывающее на износ или неправильную регулировку подшипников;
  • циклический стук, возникающий при вращении педалей, загрязнении или износе шарикоподшипников;
  • люфт педалей, который не устраняется подтягиванием гайки и указывает на повреждение беговых дорожек подшипников.

Пошаговая инструкция по снятию каретки

Последовательность действий:

  1. Установить велосипед на горизонтальной поверхности шинами вверх или зафиксировать на стойке.

  2. Отвернуть винты отверткой или гаечным ключом и демонтировать кривошипы педалей и ведущую звездочку с вала каретки. Шатуны снимаем вручную или с помощью молотка; удары наносим через деревянную прокладку, предотвращающую повреждения хромированной поверхности.

  3. Надеть съемник, совместив выступы с углублениями на чашке.

  4. Притянуть инструмент к левому наконечнику оси винтом, который вкручивается в отверстие с резьбой, просверленное в торцевой кромке вала. Болт удерживает съемник на гайке, предотвращая срыв приспособления при отворачивании или затягивании каретки. Винт подбирается в соответствии с габаритами головки и резьбой в оси каретки.

  5. Провернуть съемник против часовой стрелки, выкручивая чашку из посадочного гнезда. При повышенном сопротивлении вращению нанести на резьбу жидкость WD-40, снижающую силу трения и удаляющую загрязнения.

  6. Отвернуть корпус каретки с помощью съемника, надетого на правую часть кожуха. Поскольку резьба затягивается в процессе эксплуатации велосипеда, для выкручивания необходим удлиненный рычаг (например, отрезок стальной водопроводной трубы длиной 300-400 мм), обеспечивающий дополнительное усилие.

семейный ключ для каретки, втулки и спицОткручиванием гайку съемником.

Для ремонта каретки велосипеда потребуются:

  • комплект ключей для 6-гранных болтов;
  • молоток и деревянный брусок;
  • съемник каретки;
  • ветошь и жидкость типа WD-40;
  • запасные детали или новая каретка;
  • специальная смазка.

семейный ключ для каретки, втулки и спицНовая каретка для замены.

После снятия подшипникового узла необходимо промыть отверстие в стакане жидкостью WD-40, а затем удалить остатки масла и песок из резьбы. Посторонние предметы разрушают нарезку и не позволяют корректно закрепить каретку или отрегулировать шарикоподшипники.

Перед закручиванием стаканов нового узла необходимо нанести на резьбу слой специальной смазки.

Если велосипед оснащен рамой из легкого алюминиевого сплава, то использование защитной смазки обязательно.

Можно ли выкрутить без ключа

Если у владельца отсутствует специальный инструмент, то каретка разбирается подручными средствами:

  1. Разводным или газовым ключом или специальными клещами. Чашка зажимается губками с усилием, а затем предпринимается попытка прокручивания детали.

    Для снижения силы трения в резьбу предварительно заливается раствор WD-40. Затем по аналогичной методике из стакана извлекается корпус с шарикоподшипниками и валом.

    Способ подходит для снятия кареток Hollowtech 2 или аналогов, имеющих гайки с внешними выемками.

  2. Стальным слесарным зубилом. Наконечник упирается в паз гайки, а затем по инструменту наносятся легкие удары молотком. Резьба предварительно очищается от загрязнений и обрабатывается составом с повышенной проникающей способностью (WD-40).

Читайте также:  Где покататься в Челябинске на велосипеде?

Обе методики приводят к деформации чашки и корпуса каретки. Повторно использовать деталь невозможно. При неаккуратной работе возможно повреждение внешней части рамы или смятие кромки стакана: в этом случае возникнут сложности при установке нового узла.

Если у владельца нет съемника, то рекомендуется отдать велосипед в специализированный сервисный центр или приобрести инструмент, поскольку корректно завернуть чашку и кожух подручными приспособлениями невозможно.

семейный ключ для каретки, втулки и спицРазводным ключом пользуемся с осторожностью.

Алгоритм сборки узла:

  1. Распаковать новую каретку и вставить деталь в стакан рамы в соответствии с маркировкой (на корпусе наносятся стрелки и информация, позволяющая определить левую и правую стороны узла).

  2. Ввернуть кожух в стакан рамы ключом. При обнаружении заедания прикладывать дополнительное усилие запрещается, поскольку возможно повреждение резьбы.

  3. Закрутить чашку, периодически проверяя легкость вращения вала и осевое биение.

  4. Установить на место шатуны с педалями, а затем затянуть крепежные болты.

  5. Проверить натяжение цепи и провернуть привод руками. Не допускаются осевой люфт и заклинивание. При обнаружении некорректной работы каретки произвести дополнительную регулировку натяжения шарикоподшипников.

Схема сборки зависит от производителя картриджа. Стандартные узлы состоят из корпуса с резьбовой втулкой и прижимной чашки. Для монтажа не требуется дополнительной оснастки.

Каретки Shimano состоят из центральной части и 2 втулок, которые требуется запрессовать в стакан рамы. Для установки применяют винтовой пресс Press Fit, состоящий из 2 симметричных металлических болванок и болта. Торцевые крышки равномерно прижимают чашки с подшипниками качения, обеспечивая корректную сборку узла.

семейный ключ для каретки, втулки и спицЗакручиваем болты.

Владелец велосипеда может сделать самостоятельное приспособление для снятия каретки. Например, для демонтажа оборудования японской компании Shimano используется обрезанная с 2 сторон стальная шайба, которая укладывается в корпус узла.

Затем в торец стакана рамы велосипеда упирается отрезок трубы с внутренним диаметром, превышающим размер шарикоподшипника на 1-1,5 мм. Усилие создается шпилькой, которая воздействует на шайбу и плавно вытягивает чашку из посадочного гнезда.

Чертежи и схемы

Велосипедисты публикуют схемы съемников для картриджей кареток, сделанных из подручных средств. При использовании самодельного инструмента увеличивается риск необратимого повреждения стакана в раме велосипеда (восстановить деталь невозможно).

Металлический корпус высверливается из штатного отверстия или сохраняется как переходная втулка для установки каретки с уменьшенными размерами. Оригинальные съемники не допускают разрушения деталей, ускоряя процедуру ремонта велосипеда.

семейный ключ для каретки, втулки и спицСхема съемника каретки велосипеда.

Советуем почитать:

Про велосипед. Кареточный узел. — DRIVE2

Продолжаем вести рубрику про велосипед Stels navigator 610 v (2016). Как я писал ранее проблемы начались уже через 150 км пробега. Было обращение по гарантии, протяжка, после чего проехал ещё 200 км и проблема повторилась.

В целом это гарантия, но пришлось бы бадаться с розничным магазином, но в паспорте на велосипед четко прописаны обязанности всех сторон. Но не захотелось. Поэтому в межсезонье было решено привести велосипед в порядок.

Начитавшись всяких форумов и прочего барахла так и не смог понять что у меня за каретка, помогло только снятие оной. Для этого нам понадобилось аж 2 ключа/приспособления (ссылка на китай)

семейный ключ для каретки, втулки и спиц

Полный размер

Без них никак, вообще никак. Правый для снятия шатунов, левый для откручивания каретки

Забегая далеко вперед скажу, что для велосипеда мтб для каждого узла нужен спец ключ и без него не получится. Снял, теперь всё стало понятно, на Stels navigator 610 v (2016) каретка Feimin FP-B902/2s 122,5×68.

И это на смотря на то, что на самой каретке написано, что она 124,5 мм — это длинна вала. А 122,5 получено путём измерения штангенциркулем. При вращении вала Отчётливо чувствовалась неравномерность усилия при прокрутке.

Ну чтож, вскрываем подшипники, прям на валу, разбирать тогда не решился. Но фотки приложу уже снятых подшипников, позже поясню почему.

Ну как картинка? Хорошая для промышленных подшипников закрытого типа, которые и воды то не видели, а эксплуатировались лишь 350 км по асфальту и проселочным дорогам? Вот и я тоже офигел. Повторю, эту картину я увидел на 1-м подшипнике не разобрав втулку.

Дальше полез опять на форумы и там все как один твердили, мол что проще купить сразу каретку, нет смысла их перебирать и всё такое. Ну я и повёлся. Купил каретку NECO SQR 68×122. Длинна вала короче на 0,5мм, но это не страшно, допустимо.

Можно ставить и короче валы, но тогда либо перенастраивать передний переключатель (перекидку цепи), либо утапливать левую гайку и ловить расстояние справа.Дальше поднял все аналы интернета и оказалось, что каретка разбирается всего лишь с помощью одного молотка и в руках.

Лишь для одного подшипника потребуется выколотка. Для сборки так же молоток и тиски. Кстати о ценах: Новая каретка обошлась мне в 750р.

Мысль о восстановлении старой каретки не давала мне покоя и я решил найти эти злосчастные подшипники. Индекс у них 6002-RS. Долбанутые подшипники, очень сложно найти в рознице из-за размеров 16x31x10. Полно всяких, но таких нет. Но есть в китае заменитель 163110-2RS.

Получив новые подшипники из китая, кстати тоже Neco смазал их и собрал, теперь у меня в запасе каретка Feimin с подшипниками Neco

По установке показывать что-то бессмысленно, ибо в инете этой чуши полно. Итого потрачено 300р на ключи, 750р на каретку и 250р на подшипники — 1300, а мог бы потратить на 750р меньше при условии ожидания только подшипников.

Вот такой первый урок по велосипеду получил. Скоро второй урок, который обноружен при устранении первого, но тут затраты существенно бальше… Ибо там пойдут уже чисто прихоти и хотелки

Съемники каретки

Ключ для каретки Bikehand YC-155

Подробнее…

Ключ для выкручивания чашек каретки начального уровня Bikehand YC-171

Подробнее…

Съемник для PRESS-Fit BB Shimano

Подробнее…

Алюминиевая проставка Bikehand YC-29BB-3AP для ключа-съемника каретки YC-29BB-3A

Подробнее…

Съемник каретки Bikehand YC-29BB-5A

Подробнее…

Ключ-съемник каретки Bikehand YC-303BB

Подробнее…

Ключ для кареток Bikehand YC-304BB

Подробнее…

Насадка на YC-25BB для снятия PRESS-Fit BB30 Shimano

Подробнее…

Съемник каретки электробайка Bikehand YC-33BB

Подробнее…

Съемник каретки электробайка Bikehand YC-38BB

Подробнее…

Ключ для 12-шлицевой каретки Bikehand YC-41BB-ST

Подробнее…

Ключ хлыст Bikehand YC-502A (3 в 1)

Подробнее…

Цены

Пакеты услуг

  • Регулировка передач и тормозов1200 руб.Регулировка тормозов, переключателей
  • ТО колес2300 руб.Исправление радиальных и фронтальных биений, устранение люфтов втулок, сборка на новую смазку
  • Комплексное ТО4000 руб.Регулировка передач, тормозов, чистка кассеты и цепи, сборка на новую смазку рулевой колонки, кареточного узла, колёсных втулок, устранение биения ободов
  • Чистка привода1000 руб.Демонтаж кассеты/трещётки, цепи, промывка, продувка, установка, смазка, регулировка
  • ТО задней подвескиот 2000 руб.Чистка шарниров, замена втулок скольжения, замена подшипников по необходимости, устранение люфтов
  • Сборка велосипеда из заводской упаковки1000 руб.Сборка, регулировка всех узлов, дефектовка компонентов
  • Сборка велосипеда4000 руб.Установка и регулировка всех узлов велосипеда
  • Прокачка тормозов800 руб.Снятиезамена тормозных колодок, прокачка тормоза, регулировка калипера, регулировка хода тормозной ручки
  • Подбор и регулировка линии цепи1000 руб.Расчёт длинны вала каретки, комплексная подборка компонентов
  • Сборка после покраски хардтейл2500 руб.
  • Сборка после покраски двухподвес4500 руб.
  • Подбор компонентов для кастомной сборки4000 руб.

Настройка компонентов

  • Тормоз V-brake400 руб.
  • Тормоз кантиливерный400 руб.
  • Тормоз дисковый500 руб.
  • Переключатель передач400 руб.
  • Регулировка вилки500 руб.
  • Регулировка взаимодействия передней и задней подвескиот 800 руб.
  • Регулировка дисковых гидравлических тормозов(пара)1500 руб.
  • Регулировка хода ручки гидравлического тормоза600 руб.
Читайте также:  Как настроить и отрегулировать дисковые тормоза на велосипеде - всё о велоспорте

Установка или замена компонентов

  • Тормоз V-brake600 руб.
  • Тормоз кантиливерный600 руб.
  • Тормоз дисковый800 руб.
  • Кассета трещётка цепь500 руб.
  • Переключатели800 руб.
  • Рулевая колонка800 руб.
  • Тросики рубашки600 руб.
  • Каретка800 руб.
  • Система500 руб.
  • Укоротить гидролинию (в цену входит запчасть «оливка»)1000 руб.

Колёса

  • Спицовка1000 руб.
  • Переспицовка1200 руб.
  • Исправление биений600 руб.
  • Переборка втулки800 руб.
  • Шиномонтаж200 руб.
  • Шиномонтаж безкамерной резиныот 600 руб.
  • Шиномонтаж безкамерной резины Фэт байк1000 руб.
  • Исправлению подлежат не все колёса, нюансы оговариваются при осмотре и диагностике.

Вилки и амортизаторы

  • Установка вилки/амортизатора1000 руб.
  • Регулярный сервис вилки1000 руб.
  • Сервис маслянного демпфера вилки1000 руб.
  • Сервис воздушной пружины1000 руб.
  • Сервис заднего амортизатораот 2000 руб.
  • Замена втулок скольжения заднего амортизатора600 руб.
  • Нарезка резьбы на штоке800 руб/см
  • Цена устранения неисправностей вилок и амортизаторов оговаривается при осмотре и диагностике.

Покраска

  • Разборка — сборка велосипеда для покраски:
  • 1 тип2500 руб.Классические велосипеды без переключателей и тормозов
  • 2 тип3000 руб.Хардтейл велосипеды с переключателями и тормозами
  • 3 тип5000 руб.Двухподвесные велосипеды с переключателями и тормозами
  • Разборка-сборка колеса для покраски ободов800 руб.
  • Разборка-сборка амортизационной вилки для покраски1200 руб.
  • Покраска велосипедной рамы:
  • Рама (любая кроме двухподвеса)7000 руб.Пескоструйная обработка, покраска в один цвет (глянец, металлик)
  • Двухподвес11000 руб.В один цвет (глянец, металлик, матовый лак)
  • Кастомная покраскаот 25000 руб.
  • Покраска вилки велосипеда:
  • 1 типот 2500 руб.Жёсткая (глянец, металлик)
  • 2 тип7000 руб.Амортизационная-ноги и корона (глянец, металлик)
  • 3 тип2500 руб.Жёсткая (матовый лак)
  • 4 тип5000 руб.Амортизационная-ноги и корона (матовый лак)
  • Покраска велосипедных запчастей:
  • Обод велосипеда2000 руб.Глянец, матовый лак

Рама велосипеда: ремонт и модернизация

  • Пайка стальных рамот 1000 руб.
  • Изготовление втулок скольжения800 руб.
  • Ремонт трещины алюминиевых рамот 1500 руб.
  • Ремонт трещины карбоновой рамыот 3000 руб.
  • Правка перьев рамыот 1000 руб.
  • Восстановление соосности переднего треугольника800 руб.
  • Правка жёсткой вилкиот 1000 руб.
  • Правка петуха (кронштейна крепления переключателя)500 руб.
  • Восстановление резьбы петуха на стальной раме1000 руб.
  • Восстановление сорванной резьбы каретки2000 руб.
  • Восстановление подседельного зажима3000 руб.
  • Установка бонок крепления фляги или багажника500 руб.
  • Пайка упора под тросик1000 руб.
  • Установка креплений под v-brake1500 руб.
  • Установка креплений под дисковый тормоз2000 руб.
  • Замена трубыот 3000 руб.
  • Токарные работыДоговорная
  • Торцовка рулевой колонки500 руб.
  • Торцовка кареточного узла500 руб.
  • Перенарезка советской резьбы 1000 руб.
  • Пескоструйная обработкаот 1500 руб.
  • Антикоррозийная обработка рамы велосипеда (без разборки)1500 руб.
  • Кастомные решения разной сложностиДоговорная
  • Цены на эти услуги определяет мастер при осмотре и диагностике.

Ремонтные работы

  • Правка тормозного диска400 руб.
  • Переточка конуса втулки800 руб.
  • Переточка вала каретки500 руб.

Реставрационные работы

  • Нанесение цировокот 8000 руб.
  • Нанесение надписей-трафаретовот 6000 руб.
  • Восстановление каретки с переточкой дорожек подшипников800 руб.
  • Обслуживание переключателя500 руб.
  • Обслуживание тормоза400 руб.
  • Обслуживание рулевой колонки с переточкой дорожек подшипников800 руб.
  • Обслуживание педалей800 руб.
  • Обслуживание механизма задних звёзд (трещётки)600 руб.
  • Восстановление кожаного седла велосипедаот 3000 руб.
  • Отрисовка графики2000 руб.
  • Пошив нового чехла на седло(кожзам)3500 руб.
  • Отрисовка деколей цена договорная, в зависимости от сложности рисунка. Диагностика состояния классической рамы велосипеда возможна только после пескоструйной обработки

Доставка велосипеда

  • Доставка велосипеда в мастерскую и обратно1990 руб.

Велосипедные каретки. Ликбез по совместимости

Велосипед, как и любой сложный механизм, состоящий из множества частей, подверженных естественному износу в процессе эксплуатации, а также различным повреждениям в результате падения, время от времени требует замены компонентов.

А учитывая то, что современный велосипед является, по сути, конструктором, иногда приходится часами искать в интернете данные о совместимости тех или иных компонентов. Персонал велосипедного магазина Велобазар.ком решил облегчить Вам задачу и написать серию статей о различных стандартах и совместимости компонентов.

Первая ласточка — статья о наиболее распространенных типах велосипедных кареток и шатунов, а также совместимости данных компонентов.

Данная статья также является реакцией на довольно частый диалог продавца (Прод.) и покупателя (Пок.):Пок.: Добрый день. У меня люфтит/скрипит/стучит/сломалась (нужное подчеркнуть) каретка. Хочу купить новую.Прод.: Здравствуйте. Какая каретка Вам нужна?

Пок.: Обычная…

На удивление многих покупателей, существует много стандартов вполне себе обычных велосипедных кареток с большим количеством типоразмеров, хотя в случае такого диалога в 70% случаев выясняется, что нужна каретка с резьбой BSA, под квадрат, размером 68×123 мм.

По конструкции каретки бывают разборными (система конус-чашка с шариковыми подшипниками (как правило, помещенными в сепаратор) и неразборными, собранными на промышленных подшипниках закрытого типа. Каретки на пром.

подшипниках имеют гораздо лучшую пылезащиту и, как следствие, значительно бОльший срок службы.

«Неразборность» кареток, заявленная производителем в некоторых случаях является весьма сомнительной, но не это является темой данной статьи.

Шатуны. Стандарты.

Тип каретки, устанавливаемой на велосипед зависит как от рамы велосипеда, так и от системы шатунов. Наиболее распространены следующие стандарты шатунов:

1. Шатуны под клинья. Стандарт, используемый в старых велосипедах, а также в наиболее дешевых современных велосипедах. Шатуны одеваются на вал и фиксируются при помощи клиньев. Преимуществом данного стандарта является дешевизна компонентов, а недостатком — очень малая жесткость крепления, в результате чего клинья и посадочные места разбиваются и требуется частая замена компонентов.

2. Шатуны под квадрат. Это, наверно, наиболее часто встречающийся тип шатунов на современных велосипедах низкого и среднего ценового диапазона. Шатун имеет посадочное отверстие квадратной формы с слегка скошенными углами и напресовывается на вал каретки.

Сам вал имеет форму усеченной пирамиды и расширяется ближе к раме. В зависимости от модели шатунов может потребоваться каретка с различными длинами вала.

Из ассортимента Shimano в Украине доступны каретки Shimano BB-UN26 с валом квадратного сечения длиной от 110 до 127 мм.

3. Shimano Octalink. Существует 2 различных стандарта: Octalink V1 и Octalink V2. Каретка Octalink V1 имеет 8 шлицов длиной 5 мм и шириной 2 мм, а Octalink V2 — также 8 шлицов, но их длина составляет 9 мм, а ширина — 2.8 мм.

На сегодняшний день шатуны стандарта Octalink V1 не производятся, а стандарта Octalink V2 не поставляются в Украину как запчасть, а только установленными на готовые велосипеды. Официальный поставщик Shimano в Украине поставляет каретки Shimano BB-ES25 стандарта Octalink V2.

Наиболее известные производители шатунов данного стандарта — это Shimano, FSA и Ritchey. Длина вала каретки подбирается под конкретную модель шатунов.

Ниже приведена таблица выбора длины вала каретки для актуальных моделей шатунов под квадрат и Octalink V2.

4. ISIS. Вскоре после запуска компанией Shimano стандарта Octalink, в противовес ему компания Race Face разработала открытый стандарт — ISIS (который также поддержали Truvativ, FSA). Данный стандарт также предусматривает шлицевое соединение каретки с шатунами, но при этом форма и количество шлицов отличаются от предыдущего стандарта.

Шатуны и каретки данного стандарта выпускаются (или выпускались) компаниями Controltech, FSA, Gusset, RaceFace и Truvativ. Особенностью данного стандарта является одинаковая длина вала для всех систем шатунов: если Вам нужен чейнлайн 48.5 мм — нужно устанавливать каретку с валом 113 мм.

Установив каретку с длиной вала 118 мм, Вы увеличите чейнлайн на 2.5 мм.

5. Truvativ PowerSpline. Вариации на тему шлицевого соединения от компании Truvativ. Каретки данного стандарта имеют большее количество шлицов (12 шлицов против 10) и меньший диаметр вала, чем ISIS. Каретка совместима с двумя системами шатунов — IsoFlow и FiveD.

6. Truvativ Howitzer. Еще один вариант шлицевого соединения. Внешне посадочные места на шатунах похожи на ISIS, но данные два стандарта между собой не совместимы. Каретки Truvativ Howitzer имеют внешние подшипники и отдельную ось. За счет такого конструктивного изменения достигается бОльшая жесткость соединения.

7. Интегрированная ось. Существует несколько стандартов шатунов с интегрированной осью, особенности которых будут описаны ниже. Общей чертой является интегрированная в один из шатунов.

Читайте также:  Как перевозить велосипед поездом и на машине, можно ли везти в самолете и в метро?

7.1 Shimano Hollowtech II. Это первый стандарт шатунов, в котором ось каретки (увеличенного до 24 мм диаметра) впрессована в правый шатун. Данная конструкция в сочетании с кареткой с увеличенным диаметром подшипников снижает вес системы шатуны-каретка, а также повышает жесткость соединения. Левый шатун одевается на шлицы вала, притягивается пластиковым прижимным болтом и фиксируется двумя болтами, расположенными перпендикулярно оси вращения.

На текущий день все шатуны Shimano серии Deore и выше (для шоссейных велосипедов — Sora и выше), а также некоторые несерийные модели и модели для экстремальной езды — Saint и Zee изготавливаются именно по данному стандарту. 

7.2 FSA Mega EXO. В целом повторяет стандарт Hollowtech II — та же интегрированная в правый шатун ось и выносные чашки каретки. Каретки и шатуны стандартов FSA Mega EXO и Shimano Hollowtech II в своем большинстве совместимы между собой (исключение составляют шатуны FSA с 19-миллиметровой осью, например FSA Omega).

Есть 2 типа крепления левого шатуна: как видно на установочной схеме, первый тип полностью повторяет конструкцию японцев, во втором же случае шатун просто притягивается к валу каретки без дополнительных фиксирующих болтов, расположенных перпендикулярно оси вращения.

Автору статьи встречались отзывы людей, пользовавшихся обоими типами крепления, в которых говорилось, что второй тип гораздо менее надежен и иногда при большой нагрузке случается повреждение резьбы, в которую вкручивается прижимной болт.

7.3 RaceFace X-Type. Аналог предыдущих двух стандартов от канадской компании RaceFace. Дабы отличаться, ось интегрирована не в правый, а в левый шатун. Правый устанавливается точно так же, как и у FSA второго варианта крепления. Шатуны и каретки полностью совместимы с компонентами от Shimano и FSA.

7.4 Truvativ GXP (Giga-X-Pipe). В целом, данный стандарт очень похож на три предыдущих, но с ними не совместим. Диаметр вала также составляет 24 мм, но сам вал ступенчатый, из-за чего в каретке используются подшипники с разным внутренним диаметром (справа — 24 мм, а слева — 22 мм). Шатуны и каретки данного стандарта не совместимы с подобными продуктами других производителей. Левый шатун одевается на вал и притягивается прижимным болтом.

7.6 BB30. Хотя BB30 — это стандарт кареточного узла, разработанный компанией Cannondale, его, все-же, будет целесообразно рассмотреть в главе, посвященной стандартам шатунов, так как под данные каретки необходимы не совместимые ни с чем другим системы шатунов.

Данные шатуны также имеют интегрированную ось, но ее диаметр значительно больше — 30 мм. Такое изменение позволило изготовлять оси не из стали, а из алюминия, тем самым заметно снизить вес без потери прочности.

Еще одной полезной особенностью данного стандарта является уменьшение Q-фактора шатунов (расстояние между плоскостями в которых расположены отверстия крепления педалей).

Существуют еще различные экзотические стандарты, но, ввиду их малой распространенности, рассматривать в этой статье мы их не будем.

Многие считают, что все резьбовые кареточные узлы одинаковые, но это далеко не так. На сайте Великого и Могучего Шелдона Брауна можно увидеть 7 различных стандартов резьб. Здесь мы рассмотрим только наиболее распространенные:

1. Английская резьба (BSA или I.S.O.). Размер резьбы составляет 1.37″x24 tpi. Ширина кареточного узла составляет 68 или 73 мм для горных и кроссовых велосипедов и 68 мм для шоссейных велосипедов (также встречаются кареточные узлы 83 мм у экстремальных велосипедов и 100 мм у фэтбайков). Левая чашка имеет правостороннюю резьбу, а правая — левостороннюю. В большинстве современных велосипедов используется именно данный стандарт резьбы. Под данный стандарт производятся каретки для всех шатунов типов от №1 до №7.5.

2. Итальянская резьба (ITA, italian). Резьба M36x24 tpi. Ширина кареточного узла 70 мм. Обе чашки каретки имеют правостороннюю резьбу. Существуют каретки под те же стандарты, что и в случае с BSA, но они менее распространены и найти данные компоненты сложнее.

3. Французская резьба. 35 мм x 1 мм (25.4 tpi). Ширина кареточного узла 68 мм. Обе чашки имеют правостороннюю резьбу. Такой стандарт встречается в старых стальных рамах, в наш дни найти каретки соответствующего стандарта весьма проблематично. Но Вы можете обратиться в велосипедную мастерскую, в которой эту резьбу перережут под стандарт BSA.

4. Швейцарская резьба. Как и в кареточном узле французского стандарта используется резьба 35 мм x 1 мм (25.4 tpi). Ширина кареточного узла также составляет 68 мм. Единственным отличием является то, что левая чашка имеет правостороннюю резьбу, а правая — левостороннюю. Также, как и при французской резьбе, при наличии инструмента возможно перенарезать резьбу под стандарт BSA.

В последние годы на велосипедах высокого класса все чаще начали встречаться кареточные узлы, которые не имеют резьбы. В такие рамы каретки просто впрессовываются. Нам известно 9 стандартов таких рам. Ниже приведено изображение с размерами кареточных узлов различных стандартов.

1. BB92. Стандарт для Shimano и совместимых шатунов MTB велосипедов. Ширина 89.5 или 92 мм. Компенсируется проставочным кольцом 2.5 мм, поставляемым в комплекте с кареткой.

2. BB86. Стандарт для Shimano и совместимых шатунов шоссейных велосипедов.

3. BB30. Открытый стандарт, разработанный компанией Cannondale. Используются шатуны с 30-миллиметровой интегрированной осью. Подшипники запрессовываются в раму.

4. PF30. Также используются шатуны с 30-миллиметровой осью. В раму запрессовываются чашки, в которые вкладываются подшипники.

5. BBRight. Конструктивно — аналог двух предыдущих стандартов, но кареточный узел имеет бОльшую ширину и асимметричную форму. По конструкции BBRight Direct Fit повторяет стандарт BB30, а BBRight Press Fit — PF30.

6. 386Evo. Более широкая версия PF30.

7. BB90/BB95. Cтандарт с запрессовываемыми прямо в раму подшипниками. Предназначен для работы с осями 24 мм. Ширина — 90 или 95 мм.

В некоторых случаях, если стандарт рамы и каретки/шатунов не совпадают, подружить их действительно невозможно.

Но для некоторых пар кареток и кареточных узлов существуют переходники, благодаря которым, приобретая новую раму, Вам не обязательно покупать новые шатуны, а достаточно только установить соответствующий переходник.

Например, на изображении слева Вы можете видеть переходник с кареточного узла стандарта BB30, позволяющий установить каретку с резьбой BSA производства компании FSA.

Затратив несколько дней на поиски в интернетах различных адаптеров и кареток, персонал магазина Велобазар.ком составил сводную таблицу совместимости различных стандартов рам и шатунов. В соответствующих ячейках Вы сможете увидеть поля «полная совместимость», «совместимо после перенарезки резьбы», «совместимо через адаптер» и «не совместимо».

Если с первыми тремя вариантами все понятно, то четвертый требует уточнения: поле «не совместимо» может означать как конструктивную несовместимость по причине большей ширины кареточного узла рамы чем длина вала, так и то, что нам не удалось найти соответствующих адаптеров.

Если Вы владеете информацией отличающейся от данной таблицы — пожалуйста, свяжитесь с нами и мы добавим в нее Ваши данные.

Но если Вы не хотите вникать во все эти совместимости — Вы всегда можете обратиться к нашим консультантам и мы с радостью Вам поможем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector