Велосипеды ХВЗ: Турист, Украина, Спутник, Старт шоссе — спортивные харьковские велосипеды

Двухколесная безмоторная техника во времена СССР пользовалась популярностью у населения благодаря низкой стоимости, надежности и доступности.

В отдельную категорию выделяют «ХВЗ Старт-шоссе», велосипед, который привлекает многих ценителей и сейчас. Это был первый серийный байк, способный на то время развивать до 45 км/ч.

Сегодня любители раритетной техники восстанавливают подобные модели, модернизируют, экспериментируют в создании гибридов.

Отличительные особенности

Пару десятков лет назад велосипед «Старт-шоссе» от ХВЗ считался одним из лучших в своем классе и был популярен на всей территории Советского Союза. Потребители оценили его отличительные технические характеристики:

  • стальную раму с тонкостенными трубками;
  • наличие 10 рабочих скоростей;
  • размер колес велосипеда — 2,7 х 60 мм;
  • колесную базу — от 0,99 до 1,025 м;
  • пластиковые седла на стальной основе;
  • вес велосипеда— от 10,4 до 11,0 кг.

В масштабное производство пустили две модификации — «Старт В-553» и «В-555». Между собой они отличались незначительными изменениями в геометрии и параметрах. Велосипеды были доступны не только профессиональным спортсменам, но и рядовым людям. Цвет ретро-байков преимущественно был зеленым.

Только в 1967 году выпускалась юбилейная модель велосипеда «В-553». Эту серию приурочили к 50-летию Октябрьской революции. Агрегат отличался эксклюзивным дизайном, имел соответствующую отметку на рамной части. В остальном различий между серийными аналогами велосипедов не было.

Велосипед со стальной рамой «ХВЗ Старт-шоссе» выпускался заводом имени Петровского в Харькове. Разработка легковесных и спортивных моделей началась в послевоенное время конструкторами Гладким и Майбородой. Среди первых модификаций велосипеда — «Турист», «Харьков», «Спутник» (с 1949 года). Они и стали предшественниками линейки «Старт-шоссе».

Велосипедный комбинат внедрил ряд доработок, использовал новые технологии. В результате на свет появился «первенец» в категории Старт-шоссе — «Харьков В-552».

Завод в серию эту модификацию не пустил, заменив ее в 1966 году усовершенствованным вариантом «В-553». С конвейера указанные вариации велосипедов сходили вплоть до 2002 года.

Шоссейники постоянно модернизировались, всегда пользовались популярностью у любителей, профессионалов.

Наилучшие времена предприятие ХВЗ пережило в 60-80-е годы ушедшего столетия. Ключевая роль в этом досталась подготовке к Олимпиаде-80.

В честь этого события выпустили небольшим тиражом две модификации: «Рекорд», «Чемпион-шоссе», сегодня представляющие собой коллекционную ценность.

Сейчас Харьковский велосипедный завод специализируется на производстве бюджетных велобайков под наименованием «Водан».

В отличие от велосипеда «Спутник», «Старт-шоссе» ориентирован на шоссейные гонки. Его основные преимущества:

  1. Рама из металла, что упрощает ее ремонт при поломках.
  2. Езда на велосипеде комфортнее по сравнению с предшественниками.
  3. Доступная стоимость восстановления указанной техники. Работа обойдется около 10 тысяч рублей даже с использованием самых современных деталей.
  4. Увеличенный параметр скорости по сравнению с велосипедами «Турист» и «Спутник» (плюс 10-12 км/ч).

Среди недостатков отмечают то, что велосипед от ХВЗ «Шоссе-старт» уже давно снят с производства. Это затрудняет поиск комплектующих элементов и запасных деталей. Особенно проблема актуальна для жителей небольших городков и поселков, где велосипеды данной марки можно найти в большом количестве. Там они просто гниют в сараях и гаражах.

Приводные системы, включая манетки и переключатели, морально устарели, хоть и выполняют свои прямые задачи. При тюнинге велосипеда от ХВЗ «Шоссе-старт» возникают затруднения при модернизации.

Это связано с заменой заднего колеса, поскольку втулки больше по размеру, чем у современных байков.

Часто приходится выгибать перья, что при самостоятельном вмешательстве без соответствующего оборудования приводит к нарушению геометрии велосипеда.

Велосипеды ХВЗ: Турист, Украина, Спутник, Старт шоссе - спортивные харьковские велосипеды«Турист»
Велосипеды ХВЗ: Турист, Украина, Спутник, Старт шоссе - спортивные харьковские велосипеды«Харьков»
Велосипеды ХВЗ: Турист, Украина, Спутник, Старт шоссе - спортивные харьковские велосипеды«Спутник»
Велосипеды ХВЗ: Турист, Украина, Спутник, Старт шоссе - спортивные харьковские велосипеды«Рекорд»
Велосипеды ХВЗ: Турист, Украина, Спутник, Старт шоссе - спортивные харьковские велосипеды«Чемпион-шоссе»
Велосипеды ХВЗ: Турист, Украина, Спутник, Старт шоссе - спортивные харьковские велосипеды«Старт-шоссе»

Разновидности

Модификации «В-552» и «В-553» велосипедов «ХВЗ Старт-шоссе» идентичны по характеристикам. Юбилейная модель, а также «В-555» немного отличаются от них. В любом случае, каждый из велосипедов достоин внимания коллекционеров.

В-552 и В-553

Характеристики модификаций «В-552» и «В-553»:

  • материал рамы/втулок/основных узлов — сталь 30ГСА/30Л/10;
  • база колес — 104–106 мм;
  • руль — лежачей конфигурации;
  • ростовое деление — 560/580/600 мм;
  • тормоза на ободах — клещевой разновидности;
  • втулки — дюралевые с цельной проточкой;
  • спицы — баттированные с утолщением на концах;
  • ободья колесные — из дюралюминиевого сплава;
  • тормозная трещотка — с 5 скоростями, 13-21 зубцом;
  • пластиковая «сидушка» на стальном каркасе;
  • педальная втулка — 2-скоростная с парой звездочек на 47–50 либо 48–51 зубьев.

Велосипеды ХВЗ: Турист, Украина, Спутник, Старт шоссе - спортивные харьковские велосипедыВ-552
Велосипеды ХВЗ: Турист, Украина, Спутник, Старт шоссе - спортивные харьковские велосипедыВ-553

В-555

Отличия модификации «ХВЗ Старт-шоссе В-555» от предшественников:

  • база колесная — 102 мм;
  • ростовой показатель — от 540 мм;
  • вынос руля по высоте — 75 или 130 мм;
  • наличие двойных ободов.

Вес велосипеда «В-555» — не менее 11 кг.

Велосипеды ХВЗ: Турист, Украина, Спутник, Старт шоссе - спортивные харьковские велосипеды

Олимпиада (Москва)80 155-412

Отличительная характеристика юбилейной версии велосипеда «Старт-шоссе» от ХВЗ:

  • рамные трубы из сплава титана и алюминия;
  • конфигурация стенок элементов — с переменной толщиной;
  • рулевая вилка получила иную геометрию с увеличенным выносом;
  • колеса с однотрубными покрышками;
  • облегчение массы агрегатных элементов за счет использования титана;
  • общая масса — 8,25 кг.
Читайте также:  Как подобрать перчатки для велосипедистов, обзор моделей

Изготовление модели «Олимпиада (Москва)-80 155-412» приурочено к Олимпийским играм в столице. Велосипед относился к улучшенной категории, должен был выступать в соревнованиях, что так и осталось в планах.

Велосипеды ХВЗ: Турист, Украина, Спутник, Старт шоссе - спортивные харьковские велосипеды

Советы по выбору

От серии «Старт-шоссе ХВЗ» на действующих моделях из оригинальных запчастей остались преимущественно рамы, вилки, рулевые колонки. Именно на аутентичность этих деталей нужно обращать внимание при выборе велосипеда. Они не просто подтверждают оригинальность изделия, но и позволяют создать настоящий шедевр с «родными» запчастями.

Поскольку указанную технику можно найти только в состоянии б/у, ее дополняют современными парными ободами коробчатой конфигурации, покрышками известных фирм с беговой конструкцией без протекторов, под которой предусмотрено мощное усиление против проколов. Кроме того, обновленные велосипеды «Старт-шоссе ХВЗ» комплектуют педальной кареткой с втулкой, которая крепится по системе «квадрат». Такая переделка превращает шоссейник в гибридную версию.

Призывы за возобновление выпуска рассматриваемого велосипеда были проигнорированы. Выбирая модель под восстановление, не стоит забывать проверить степень коррозии рамы, ободов, руля, прочих металлических элементов.

Варианты тюнинга

Степень модернизации велосипеда «Старт-шоссе ХВЗ» зависит от состояния техники и желания умельца его реанимировать или осовременить.

Минимум сил и вложений потребуется, если исходное состояние байка приближено к заводскому исполнению. Колеса менять придется в большинстве случаев. Ободья подвержены износу, вряд ли сохранятся в хорошем состоянии.

Современные аналоги значительно улучшат не только внешний вид элементов, но и общие характеристики.

Самыми сложными деталями при тюнинге велосипеда «ХВЗ Старт-шоссе» считаются манетки и каретки. Правильный подбор этих элементов — только полдела. Необходимо собрать весь узел так, чтобы не наблюдались люфты и разбалтывания сопряженных деталей. Специалисты рекомендуют заменить штатную каретку современным вариантом с картриджем. Для этого нужно:

  • подрезать резьбу под новую заготовку; иногда требуются переходники с одного на другой размер;
  • на раму наварить добавочные бонки, служащие для фиксаторов тормозов V-break, креплений тросиков;
  • если внешний вид ключевой роли не играет, лучше приварить кантилевры с удлиненными лапками.

Правильный и грамотный тюнинг велосипеда «ХВЗ Старт-шоссе» порадует владельца и окружающих изяществом тонкой стальной рамы, узкими колесами, хорошим ходом по асфальту. Реставрированные модели однозначно не подходят для соревнований, они ориентированы на визуальное любование и неспешную туристическую прогулку. Иногда можно встретить реплики с высокой посадкой и прямым рулем.

    Видео

    Интернет-магазин «ХВЗ»

    предлагает ознакомиться в режиме онлайн с широким модельным рядом взрослых, подростковых и детских велосипедов собственного производства одного из старейших и крупнейшего по производственной мощности велозавода в Украине — Харьковского велосипедного завода (ХВЗ).

    История завода началась со слияния 2-х крупных заводов в 1923 году. Уже через год было изготовлено и выпущено более 1000 велосипедов.

    Среди широко известных моделей «Украина», «Спутник», «Турист», «Ласточка», для особых спортивных соревнований выпускалась модель «Рекорд» и двухместный велосипед «Тандем» для спортивных туристических поездок вдвоем, спортивные модели с 10 скоростями и дорожные с мотором.

    Завод постоянно развивает велостроение, позволяя модернизировать производство для использования велосипеда как в городе, так и на пересеченной местности и предлагает к продаже велосипеды, велотовары и запчасти к ним разной ценовой категории.

    Предложение нашего магазина

    • В нашем каталоге Вы найдете:
    • Более 50 моделей велосипедов собственного производства:
    • горные, дорожные, многоскоростные, детские, подростковые, спортивные, туристические, трехколесные, 
    • Комплектующие для велотсипедов и запасные детали:
    • колеса, велорезина, обода, втулка, педали, механизм поворота руля, багажная корзина, и пр.
    • Мы не пытаемся просто продать товар, а помогаем пользователям подобрать нужную модель и купить наиболее подходящий велосипед для конкретного вида использования.

    7 причин обратиться именно в наш интернет-магазин Харьковского велозавода

    • Качество. У нас максимально качественные велосипеды собственного производства, соответствующие мировым стандартам качества.
    • Сборка. Колеса собраны нашими специалистами на алюминиевом ободе производства завода, который в свою очередь также выпускается здесь.
    • Запчасти. Наши товары имеют информативные описания, поэтому Вы сами сможете подобрать нужную запасную деталь или получить помощь специалиста.
    • Скидки и акции. Выгода при покупке велосипедов, велоаксессуаров — у нас постоянно работает гибкая система скидок и сезонные распродажи.
    • Надежный и оперативный сервис. Каждый велосипед проходит контроль качества перед отправкой покупателю. Мы стараемся, чтобы каждый клиент получил свой заказ в кратчайшие сроки.
    • Удобный интернет-магазин. Мы еженедельно анализируем и улучшаем качество сайта, чтобы покупки были удобными и быстрыми.
    • Достоверность и доступность информации. У нас всегда актуальные цены, описание и наличие товара на сайте.
    • Заводская гарантия и сервис. На территории завода имеется свой собственный сервисный центр, поэтому мы можем предложить своим клиентам гарантийное и постгарантийное обслуживание велосипедов, которые куплены на нашей интернет-площадке.
    Читайте также:  Подседельный штырь с амортизатором - зачем он нужен, типы, фирмы-производители, отзывы

    Как заказать товар

    Для заказа велосипеда в интернет-магазине в разделе меню «Велосипеды» перейдите на нужную категорию. Возможные варианты, которые соответствуют по росту, размеру колес, с желаемым количеством передач и подходят под ваш стиль катания, представлены в списке. Делая покупку с нашего сайта, Вы становитесь не только другом, но и партнером.

    Если Вы — руководитель интернет-продаж или имеете выставочный магазин велотоваров, то мы вместе с Вами создадим такие условия, при которых наше сотрудничество будет наиболее взаимовыгодным. Подберем выставочные образцы и предоставим необходимую и достоверную информацию о велотоварах.

    А также розничным покупателями наши специалисты помогут разобраться в представленных моделях, изучить ассортимент продукции и помочь в выборе подходящего велосипеда в зависимости от пожеланий. Оформить заказ можно в режиме онлайн на сайте, а покупку мы доставим любым удобным для Вас способом.

    Регулярно в нашем магазине проходят акционные дни и сезонные распродажи всей линейки велосипедов с выгодными условиями приобретения.

    У наших менеджеров можно получить консультацию о технике езды, подборе геометрии и спецификации велосипедов, по росту и параметрам подобрать детские, подростковые, мужские и женские модели, узнать всю необходимую информацию о выборе и покупке подходящего туристического снаряжения.

    По всем интересующим Вас вопросам, в том числе и приобретения велотоваров обращайтесь по телефону +38 (050) 309-16-54 или напишите нам в форме обратной связи.

    Советские спортивно-туристские велосипеды ХВЗ — «Спорт», «Спутник»

    Недавно я обзавелся винтажной рамой Старт-шоссе В-553 1966 года выпуска, о чем в цвете и в картинках расписал в предыдущей записи, поэтому мне волей-неволей пришлось найти архивные материалы по всем спортивно-туристским велосипедам производства ХВЗ той эпохи.

    Возможно, буду лепить крокодила, а может быть, займусь реставрацией. В любом случае, приведенный ниже материал помог мне разобраться с классификацией и особенностями спортивных велосипедов, которые выпускал в советское время Харьковский велосипедный завод.

    Надеюсь, поможет он и вам — всем тем, кому нечего делать и кто решил заняться разведением семейства Crocodylia.

    Итак, выкладываю действительно ценную информацию. Не забудьте добавить эту страничку себе в закладки — еще пригодится.

    Велосипеды спортивного типа начали изготовлять в СССР впервые в 1949 году.

    Тогда на Харьковском велосипедном заводе было организовано производство специальных велосипедов для гонок на шоссе и треке, а также легкодорожных велосипедов – облегченных, легких на ходу, с многоступенчатой передачей, используемых для туризма и начинающими заниматься велосипедным спортом для тренировок.

    Спортивные велосипеды выпускали следующих видов: спортивно-туристские, шоссейные, трековые и кроссовые. Ниже приведена конструктивная схема спортивно-туристских велосипедов.

    где 1 — задний переключатель передач; 2 — втулка заднего колеса; 3 — задний щиток; 4 — заднее колесо; 5 — задний тормоз; 6 — седло; 7 — сумка; 8 — рама; 9 — руль; 10 — передний тормоз; 11 — передний щиток; 12 — передняя вилка; 13 — переднее колесо; 14 — втулка переднего колеса; 15 — насос; 16 — педали; 17 — передний переключатель передач; 18 — кареточный механизм; 19 — цепь; 20 — задний багажник.

    Спортивно-туристский велосипед модели В-301 «Спутник» был предназначен для езды по дорогам с улучшенным покрытием, а также для туристских поездок.

    Особенности В-301 «Спутник»:

    • уменьшенная база, улучшенная геометрия рамы с более крутым наклоном головной и подседельной труб и облегченные колеса с коробчатыми ободьями из алюминиевого сплава;
    • втулка заднего колеса бестормозная с четырехступенчатой трещоткой;
    • переключатель передач – параллелограммного типа;
    • тормоза ручные, клещевые с центральной тягой на оба колеса;
    • руль спортивного типа алюминиевого сплава;
    • педали – облегченные с литым корпусом, допускающие установку туклипсов;
    • щитки колес – узкие;
    • седло с мягкой покрышкой;
    • оснащен удлиненным щитком цепи, задним и передним багажником.

    Спортивно-туристский велосипед В-542 «Спорт» Харьковского велосипедного завода предназначался как для туристских поездок, так и для спортивных целей.

    Особенности В-542 «Спорт»:

    • в отличие от велосипеда В-301 он имел 8 передач с четырехступенчатой трещоткой и двумя ведущими звездочками в блоке;
    • передний и задний переключатели передач – параллелограммного типа, задний – усовершенствованной конструкции;
    • седло – с твердой кожаной покрышкой на стальном каркасе;
    • педали пластинчатые с туклипсами;
    • при использовании велосипеда В-542 для спортивных целей рекомендовалось заменить в нем колеса, имеющие коробчатые ободья с бортовыми шинами, на колеса с ободьями из профилированных труб и однотрубными шинами (как в спортивно-шоссейных велосипедах).

    Спортивно-туристский велосипед В-542-01 «Спорт» производства ХВЗ предназначался как для спортивных соревнований, так и для туристских поездок.

    Особенности В-542-01 «Спорт»:

    • передний и задний переключатели передач – параллелограммного типа усовершенствованной конструкции;
    • тормоза ручные, клещевые с центральной тягой на оба колеса, с улучшенными колодкодержателями;
    • руль спортивной формы, из алюминиевого сплава с новым креплением при помощи односкосного клина;
    • седло мягкое, удобной формы;
    • велосипед был оснащен:
    1. защитными дисками – на втулке заднего колеса для предохранения от возможного попадания переключателя в спицы, на каретке для защиты от попадания одежды между цепью и ведущей звездочкой;
    2. педалями со световозвращателями;
    3. удлиненными рукоятками манеток переключателей передач, закрепленными на стержне руля;
    4. узкими хромированными щитками колес и откидной подставкой;
    • стержни руля и подседельный имели указатели ограничения высоты подъема седла и руля;
    • для использования велосипеда В-542-01 в спортивных соревнованиях на шоссе необходимо было заменить колеса, имеющие коробчатые ободья, на колеса с ободьями из профилированных труб и однотрубными шинами (как в спортивно-шоссейных велосипедах).
    • велосипед был окрашен лессирующими эмалями;
    • велосипеду В-542-01 в свое время был присвоен Знак качества.
    Читайте также:  Как заклеить камеру велосипеда в домашних условиях правильно с помощью ремкомплекта - видео

    Позже постараюсь найти фотографии спортивно-туристских велосипедов ХВЗ и размещу под этой записью. Возможно, кто-то из читателей сможет поделится своими фото — буду очень признателен за помощь. А пока — читайте обзор о спортивно-шоссейных велосипедах ХВЗ здесь.

    Тарас Пасичник, только для dnipro.bike

    Велосипеды ХВЗ (Украина)- купить в официальном магазине VELIK-SHOP

    Велосипед ХВЗ — продукция харьковского завода, которая была особо востребованной во времена Советского союза и не утратила свою привлекательность в наши дни. Основная причина такой популярности — доступность, качество, легкость в эксплуатации и обслуживании.

    ???? Страна производства Украина, город Харьков
    ???? Год основания 1923
    ???? Ценовой сегмент Бюджетный ценовой сегмент (3000 грн – 7 000 грн)
    ✅ Типы велосипедов  Городские
    ???? Гарантия 12 мес. на раму

    В течении всего время работы завода в Харькове создано около 30 модификаций великов, которые были рассчитаны на людей из разных социальных категорий. Определенные модификации стали весьма востребованными среди велосипедистов, прочие — изготавливались в ограниченном количестве. 

    К наиболее популярным линейкам велосипедов можно отнести:

    1. Спутник;
    2. Турист;
    3. Украина;
    4. Старт-шоссе.

    Характерные черты модификаций велобайков от ХВЗ

    Этот тип двухколесного транспорта представлен в шести модификациях. Модельный ряд был рассчитан на взрослых, поскольку детям было бы весьма трудно управится с такой габаритной рамой. Наиболее достойно оценили Спутник велотуристы, поскольку велосипеды имели превосходные технические характеристики, незначительный вес и были совершенно неприхотливы.

    Спутник не утратил своей популярности и в наши дни. За последнее годы, реставрирование и усовершенствование двухколесного транспорта увлекает все больше райдеров.

    Несложно угадать, что этот вид транспорта был изготовлен непосредственно для велопутешествий и прохождение значительного расстояния. Велосипед был укомплектован багажником для заднего и переднего крыла, что позволило свободно нагружать велик рюкзаками и иным важным багажом. Четырехскоростная коробка передач и тонкие дорожные шины позволяли с легкостью преодолевать большую дистанцию.

    Эта модификация стала первой производится Харьковским заводом и сразу же полюбилась всем без исключения. На данном байке велосипедист мог одолеть любую дорогу, невзирая на тип покрытия, ведь он отлично справляется и с грунтовкой и с асфальтированной дорогой. Рама производилась из стали, а шины имели характерный для того времени размер – 26 дюймов.

    Эта модификация — воплощение скорости в продукции ХВЗ. Она была нацелена, как правило, на спортсменов, при этом не всегда на профессиональных. Масса велосипеда была немного больше 2 кг, а технические параметры ничем не уступали иностранным аналогам. Также велик может похвастаться наличием 7 скоростей и клещевыми тормозами для шоссейников.

    Если говорить о сильных сторонах велобайка, нужно упомянуть о практичности посадки и наличии двух передач в заднем узле и пяти — в переднем.

    Помимо этого, наличие покрышек однотрубной системы в дополнение упрощает модификацию и больше приспосабливает ее для спортивных дисциплин. Комфорт гарантирует каркасное сиденье, а безопасность использования — клещевые тормоза.

    Утяжеленные педали из металлического сплава дает возможность сэкономить усилие велосипедиста во время езды.

    Главное различие с современными подобными велосипедами – это стальная рама, что упрощает ее восстановление в случае неисправности. Масса (благодаря тонкостенным трубным элементам) подобна современным великам.

    При апгрейде байков ХВЗ появляются определенные затруднения. В частности – смена заднего колеса, поскольку его втулки меньшего размера, в сравнении с современными байками, потому в случае полной замены необходимо гнуть задние перо, что без особого оснащения самостоятельно лучше не совершать: есть риск нарушения геометрии велика.

    Велосипед ХВЗ – важный этап в истории формирования современного двухколесного транспорта. А большинство модификаций можно и сегодня купить в интернет-магазине “Velik-Shop”. На нашем сайте, помимо каталога с описанием товаров, вы найдете отзывы о продукции и работе магазина, что поможет сделать правильный выбор.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector