Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?

Катание на велосипеде – отличное времяпрепровождение с семьей или друзьями, а также польза для здоровья. Но во время прогулки можно случайно наехать на кочку или угодить в яму.

Основная мощь ударов приходится именно на колесо, в результате оно может деформироваться, что приведет к возникновению различных проблем с ободом. Не все пользователи знают, как исправить «восьмерку» на колесе велосипеда самостоятельно.

 Существует несколько основных способов. Освоить методику не составит большого труда.

Определение проблемы

«Восьмерка» – деформация велосипедных колес из-за нарушений и отклонений обода от плоскости. Итог – нарушение правильной формы.

 Если колесо вращать по оси, траектория будет напоминать форму восьмерок.

Кататься на транспортном средстве можно, но при езде будет чувствоваться виляние и постукивание, колеса велосипеда становятся непрочными, продолжат дальше искривляться и придут в негодность.

Существует несколько разновидностей «восьмерки»: между двумя спицами, напротив одной из спиц, напротив соседних элементов.

Чтобы определить проблему, велосипед следует перевернуть, затем зафиксировать. Оценить степень деформации можно такими методами:

  1. Визуальный. Для определения искривления нужно быстро крутить колесо и на скорости можно увидеть деформированный участок. Заметив дефект, надо запомнить его месторасположение или схватиться рукой. Такой способ не очень точный, особенно если поврежденных участков несколько.
  2. Контактный. Подобная методика точнее, она основана на отмечании зоны искривления. Колесо нужно освободить от покрышки, медленно покрутить. В момент прокручивания – поднести мел или маркер к тыльной стороне обода. Ту часть, которая искривлена, он заденет, автоматически отметив деформированное место.

Если обнаружена «восьмерка» заднего колеса, для кручения колеса лучше воспользоваться педалями.

Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?

Причины возникновения и профилактика

Появление деформации возможно из-за длительной эксплуатации. Основными причинами возникновения «восьмерки» являются:

  • при движении транспортного средства на конструкцию действует вертикально направленная нагрузка, которая зависит от веса велосипедиста;
  • неаккуратная, неосторожная езда, падения, наезды на неровности, попадания в ямы повлияют на симметрию и приведут к деформации;
  • качественный обод в несколько раз снижает вероятность появления «восьмерки», в бюджетных моделях уже в момент приобретения может присутствовать дефект;
  • регулярная активная езда, резкие торможения, рвущие разгоны, крутые повороты под сильным углом способствуют искривлению обода.

Искривления обода возникают не только от лихой езды. Даже при правильной эксплуатации велосипеда, деформации неизбежно появляются со временем.

Лучший совет специалистов для профилактики – это регулярный осмотр обода, спиц, центральной втулки, покрышек на предмет неисправностей или изношенности. Необходимо проводить своевременную замену узлов и деталей велосипеда. Это позволит избежать лишних проблем и дорогостоящего ремонта.

Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?Неосторожная езда, падения, наезды на неровности
Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?Некачественный обод
Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?Регулярная активная езда, резкие торможения

Методы устранения

Даже если нет опыта в подобных делах, действуя аккуратно и следуя правилам, исправить «восьмерку» на колесах велосипеда можно своими руками в домашних условиях. Перед началом работ необходимо подготовить инструменты:

  • ключ для спиц;
  • мел или маркер для отметки дефектов;
  • пластиковые монтажки для монтажа и демонтажа покрышек.

Применяют два метода правки велосипедного колеса: силовой и подтяжка спиц. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны.

Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?Ключ для спиц
Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?Веломонтажки

Силовой

Основа данного способа – выровнять обод с применением грубой физической силы. Исправить на велосипеде «восьмерку» можно, следуя пошаговой инструкции:

  • снимаем колесо с рамы, шину не демонтируем;
  • обхватываем шину с двух сторон, колесо деформированным участком поворачиваем к себе;
  • прикладываем колено к самому центру «восьмерки» и с силой надавливаем от себя.

Оптимальный захват – 60 градусов с обеих сторон от центра искривления. 

Чтобы выпрямить таким методом обод, нужно обладать физической силой. Для исправления большой деформации лучше позвать помощника, который будет удерживать велосипедное колесо, прижимая его к полу. Если приложить достаточную силу, искривление сгладится.

Такая правка отлично подойдет в дороге, вдали от населенного пункта. Однако, у способа много недостатков:

  • устранить маленькие искривления не получится;
  • не все обода исправляются методом силы;
  • неудобство в работе;
  • случайно можно перегнуть обод колеса в противоположную сторону.

Нужно действовать аккуратно и умело, иначе можно добиться обратного эффекта.

Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?

Подтяжка спиц

Метод заключается в регулировке спиц: подтяжка или ослабление. Работы по исправлению «восьмерки» на колесе выполняют с помощью спицевого ключа:

  • при «восьмерке» между спицами – первую спицу слегка подтянуть, а второю пропорционально ослабить;
  • искривление напротив одной спицы – спицу, которая находится напротив дефекта, подтягивают на четверть, а соседние ослабляют на одну восьмую;
  • если «восьмерка» на колесе находится напротив нескольких спиц – ближнюю к центру спицу подтягивают в половину оборота – чем дальше от центра, тем больше стоит ослаблять или подтягивать другие спицы.

При регулировке не рекомендуется пользоваться плоскогубцами, так как ими можно случайно стереть грани ниппеля.

Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?

В случае значительной деформации обода колеса лучше начать проверку всех спиц на предмет натяжения. Провести профилактику: подтянуть или ослабить элементы. Исправление «восьмерки» проводят методом регулировки:

  • отметить искривленный участок мелом;
  • найти центральную спицу, которая находится в самой большой точке искривления;
  • ослабить сторону, где выгнут обод, и единовременно натянуть противоположную сторону;
  • ослабить центральную спицу на половину оборота – повернуть ее на три четверти, а обратно вернуть на одну четверть;
  • рядом находящиеся спицы натянуть настолько же, насколько была ослаблена центральная спица и, понемногу сдвигаясь, подобраться к краю «восьмерки»;
  • следующие спицы – настраивать с меньшим количеством оборотов.

Когда ремонт завершен, нужно проверить колесо на искривление контактным методом.

Устранение «восьмерки» на велосипеде методом регулировки спиц новичкам может показаться сложным и длительным процессом. Однако, этот способ очень точный и позволит избавиться даже от самых сложных дефектов.

В результате тренировок работа не будет занимать много времени.

Следует помнить, что «восьмерка» образуется даже у самых аккуратных и опытных велосипедистов, поэтому нужно знать, как отремонтировать колесо своими руками.

Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?

Видео

Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?

Вам также может понравиться

Как исправить восьмерку на колесе велосипеда

Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?Интенсивная езда на велосипеде не обходится без ударов и падений. Большинство из них, к счастью, остается без последствий, как для велосипедиста, так и для транспортного средства. Однако некоторые неприятные ситуации приводят к тому, что велосипед повреждается. Колесо наиболее подвержено деформации, так как именно оно испытывает максимальные нагрузки. Чаще всего оно приобретает форму восьмерки, что не препятствует передвижению, но делает велосипед менее комфортным и быстрым. Исправить этот дефект не является слишком сложной задачей, поэтому знать, как исправить восьмерку на колесе велосипеда, следует каждому райдеру.

Что представляет собой восьмерка

Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?Колесо для любого велобайка должно иметь идеально круглую форму. Восьмерка представляет собой отклонение обода от плоскости вращения. Это значит, что когда колесо вращается, его обод повторяет форму восьмерки. При этом нередко раздается характерный щелкающий звук, повторяющийся всякий раз, когда обод делает полный оборот.

Восьмерка возникает в случаях, когда при повреждении велобайка на ободе появляется изгиб, и происходит его отклонение от плоскости. Наличие такого повреждения позволяет эксплуатировать велосипед, однако езда на нем не будет слишком приятной.

Искривление вызывает толчки и специфические колебания рамы, что со временем приведет обод в полную негодность, и на велосипед придется устанавливать другое колесо.

К тому же искривление не позволяет в полную силу разогнать велосипед, так как этот дефект подтормаживает вращение.

Причины возникновения дефекта

Чаще всего восьмерка возникает при неудачном наезде на препятствие или падении велобайка с высоты. Изгиб может появиться как непосредственно после происшествия, так и спустя некоторое время. В результате удара велосипед повреждается, дефект, незаметный сразу, может обнаружить себя после того, как велосипед проедет несколько километров.

Однако и при абсолютно безаварийном передвижении по идеально гладкому дорожному полотну на ободе может образоваться восьмерка. Следует учитывать, что на колесо постоянно оказывают влияние следующие нагрузки:

  • вертикальные – колесо испытывает их постоянно под воздействием веса райдера и самого велобайка;
  • поперечные – им велосипед подвергается при интенсивном разгоне и резком торможении;
  • осевые – воздействуют на колесо при совершении резких маневров и при поворотах.
Читайте также:  Выбор велосипедных передач - всё о велоспорте

Со временем эти нагрузки приведут к тому, что колесо утратит свою изначальную форму и приобретет изгиб. Как скоро появится восьмерка, зависит от ряда факторов:

  • стиля езды;
  • вида дорожного покрытия;
  • наличия на трассе препятствий (актуально при езде по бездорожью);
  • соответствия веса велосипедиста заявленному при подборе двухколесника;
  • материала, из которого изготовлен обод.

Типы изгибов

Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?Новое колесо всегда имеет идеально круглую форму. Однако велосипед не может долго стоять на месте. Различные факторы приводят к тому, что колесные обода со временем деформируются. Наиболее часто встречаются следующие дефекты:

Восьмерка представляет собой изгиб части обода, в результате которого плоскость вращения деформированной части перестает совпадать с тем, как вращается остальное колесо.

Именно этому дефекту колесо, установленное на велосипед, подвергается наиболее часто.

И хотя непосредственной угрозы для работоспособности велобайка этот дефект не представляет, он требует устранения в самое ближайшее время, чтобы без опасений эксплуатировать транспортное средство.

Зонтом называют такое положение обода, когда он не находится непосредственно в середине втулки, а имеет смещение в одну из сторон. Некоторые райдеры придерживаются мнения, что если зонт не оказывает негативного воздействия на колесо и не ухудшает скоростных характеристик, которыми обладает велотранспорт, то такая деформация не нуждается в исправлении.

Яйцо чаще всего возникает, когда велосипед приземляется с большой высоты. Колесо деформируется, приобретает изгиб и из круглого становится овальным. Использовать велосипед с деформированным яйцеобразным ободом также не рекомендуется ввиду возможных более серьезных повреждений транспортного средства.

И хотя велосипед с изгибом обода вполне может продолжить движение, деформацию обода следует устранить как можно скорее, чтобы избежать дорогостоящего ремонта в недалеком будущем.

Как выявить наличие дефекта

Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?Чтобы устранить дефект, в первую очередь следует выявить место изгиба обода. Для этого велотранспорт необходимо перевернуть вверх колесами и надежно зафиксировать на седле. Опытные райдеры выявляют повреждение, комбинируя визуальный и контактный способы.

Визуальный способ заключается в определении повреждения без использования подручных средств.

Велоколесо следует раскрутить до максимально возможной скорости, чтобы получить возможность определить место, где находится деформация. На малой скорости выявить изгиб невозможно.

При необходимости частоту вращения можно увеличить при помощи педалей. Восьмерка будет явно отличаться от основной плоскости вращения.

Контактный способ предполагает использование мела в качестве маркера. Когда колесо раскрутится до приемлемой скорости, к ободу следует поднести мел и с силой прижать. Рука при этом должна оставаться неподвижной. В том месте, где присутствует деформация, появится отчетливая белая линия, становящаяся еле заметной к краям восьмерки.

Какой инструмент используется для устранения восьмерки

Чтобы отремонтировать велоколесо, не требуется специальный сложный инструмент. Искривление исчезнет только при наличии терпения и ловкости велосипедиста, взявшегося за ремонт. Для устранения повреждения необходимы:

  • мел;
  • спицевой ключ;
  • станок для центровки – необходим для сложных случаев при наличии на велобайке трех — четырех мест искривления.

Как устранить восьмерку

После того, как место расположения дефекта установлено, можно начинать ремонт. Существует два способа, при помощи которых искривление гарантировано устраняется – это силовой метод и регулировка путем подтяжки спиц.

Силовой метод

Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?Силовой метод используется лишь тогда, когда проблема возникла в походных условиях и срочно устранить ее необходимо, чтобы добраться до дома. Для этого необходимо перевернуть велотранспорт и снять колесо, повернув обод к себе поврежденным местом. Нажимая коленом на изгиб, следует оказывать максимальное усилие на область деформации, благодаря чему восьмерка исчезает.

Этот метод считается не слишком удачным, так как существует вероятность:

  • выгнуть обод в противоположную сторону;
  • сломать его, значительно повредив велосипед.

Также следует учитывать, что небольшой дефект таким способом практически не устраняется, а при изготовлении некоторых ободов для велобайков используются такие сплавы, которые невозможно деформировать при помощи физической силы человека.

Метод подтяжки спиц

Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?Регулировка методом подтяжки спиц является более результативной, позволяя полностью восстановить обод и сделать велосипед работоспособным. В тех случаях, когда повреждение возникло не в результате удара или падения, основной причиной деформации называется ослабление спиц. Велосипед для ремонта необходимо перевернуть на седло.

После определения места деформации, необходимо подтянуть каждую спицу на участке изгиба при помощи спицевого ключа на один оборот. Начинать устранять повреждение следует примерно с середины искоивления, вращая ключ в сторону от выпуклости.

Если восьмерка образовалась между двумя спицами, одну из них следует подтянуть примерно на треть оборота, вторую – на столько же ослабить.

Если изгиб возник напротив какой-либо спицы, ее следует подтянуть на четверть оборота спицевого ключа, а две соседние — ослабить на 1/8 оборота.

Отрегулировав спицы, следует проверить, удалось ли устранить деформацию. Для этого колесо нужно раскрутить, чтобы определить осталась ли проблема. Если изгиб увеличился, необходимо ослабить те спицы, которые затягивались, и наоборот. При отсутствии дефекта велосипед можно эксплуатировать дальше.

При исправлении восьмерок важно соблюдать баланс – нельзя перетягивать спицы, а также излишне ослаблять их, чтобы избежать их поломки и повреждения обода.

Итоги

Эти несложные рекомендации помогут не впадать в панику при виде восьмерки на колесе и научат быстро справляться с такими дефектами своими силами.

Как убрать восьмерку на колесе велосипеда: 2 способа исправления, причины появления

В весенне-осенний период велотранспорт является основным средством перемещения большого количества людей. Один едет на дачу, другой, на работу, а третий просто прогуливается. Находясь в движении, колесо подвергается постоянной нагрузке, под воздействием которых происходят некоторые изменения.

Одно из них – восьмёрка. Поговорим о том, как убрать на колесе велосипеда восьмёрку более подробно.

Деформация типа восьмерка, что это

Деформация типа восьмерка – изменение плоскости обода колеса. Проще говоря, поверхность обода теряет первоначальную форму круга.

Наиболее распространённый вариант – отклонение части обода от заданной траектории.

При вращении деформированные области описывают траекторию, напоминающую восьмёрку. Езда на велосипеде с таким дефектом сопровождается существенным биением либо вилянием по сторонам во время движения.

Перемещаться на восьмёрке можно, но это не комфортно.

Также важно понимать, что деформированное колесо больше подвержено нагрузке, которая может вывести его со строя.

Проблема решаема, она может быть устранена как самостоятельно, так и с помощью специалиста. Несомненно, если вы делаете это первый раз, то лучше воспользоваться услугами профессионала, а если есть опыт, то можно сделать самостоятельно.

Определение искривления на колёсах

При подозрении на образование такого дефекта или ощущении биения при движении, можете не сомневаться – колесо восьмёркой. Для того чтобы понять так ли это, следует определить участок, в котором образовалось искривление.

Ставим велосипед на руль, колёсами вверх и выполняем проверку одним из двух способов:

  1. Визуальный. Он может быть применён для определения средних и крупных отклонений. Колесо следует сильно раскрутить руками и выявить повреждённый участок. Если это заднее колесо, то ему можно предать ускорение путём вращения педалей. Участок колеса с искривлением при вращении виляет в сторону. Необходимо подобрать момент и ухватиться рукой за это место. Да, это небезопасно, поэтому лучше использовать описанный ниже способ. Он немного сложнее в выполнении, но полностью безопасный и эффективный.
  2. Контактный. Его суть в нанесении отметки на контактную область. Для индикатора можно использовать обычный маркер или мелок белого цвета. Не спеша подводим мелок к ободу колеса. В том месте, где точка обода колеса велосипеда и мелка соприкоснутся, будет вершина дефекта. Далее придаём колесу ускорение и подводим мелок ещё ближе. Место контакта будет областью искривления. Восьмёрка на колесе будет чётко видна. Её белая полоса значительно толще. Начальная и конечная нанесённого рисунка будут концом и началом изгиба, которые должны учитываться при выполнении регулировки спиц.

Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?

Причины появления дефекта

Во время движения на велосипеде основная нагрузка приходится на колёса. Любой камень или глубокая ямка может деформировать обод и стать причиной образования восьмёрки, которая может повлечь за собой ряд последствий.

Читайте также:  Велосипед с одним колесом: название, конструкция, разновидности

Существует два вида нагрузок – постоянные и динамические.

Постоянные нагрузки

Стабильное состояние колеса обеспечивается статической нагрузкой, которая регулируется силой натяжения спиц.

Оно зависит от ряда факторов, среди которых: одинаковый уровень натяжения спиц по всему ободу, целостность и работоспособность фланцев втулки, отсутствие признаков усталости, трещин и деформаций.

Немаловажным показателем является давление в шине. Данный фактор зависит от модели велосипеда и от типа его колёс.

При неравномерном натягивании спиц после накачивания шин обод может погнуться, образовав восьмёрку.

Довольно часто, для исправления сложившейся ситуацию необходимо перетягивать все спицы на колесе.

Динамические нагрузки

Данный вид нагрузок оказывает воздействие на колесо в момент его вращения, что в результате делает его непригодным к использованию. Пример динамических нагрузок:

  • Торможение. Выполнение такого действия вызывает торсионный тип нагрузки, вследствие которого выполняется её перераспределение.
  • Преодоление любого вида препятствий. Радиальный вид нагрузки, под воздействием которого верхняя часть спиц испытывает увеличенную нагрузку, а нижняя ослабляется ещё больше.
  • Вес велосипедиста. В любом случае даже при езде по идеально ровной поверхности возникает усталость металла. Даже при простом сидении на велосипеде две нижние спицы оказываются в повышенном напряжении, а две верхние, наоборот – расслаблены. Чем выше вес ездока, тем больше возникающий дисбаланс.
  • Поперечные нагрузки. Возникают при выполнении манёвров и поворотах. Значительно увеличиваются при торможении с заносом.

Все указанные выше факторы являются причинами образования восьмёрки. С задним колесом следует быть особо внимательным, так как конструкции с параллельным переключателем могут принести ряд неудобств.

Для его правильной установки необходимо разместить систему звёзд в соответствии с существующими нормами и расположить спицы в асимметрическом порядке.

Необходимые инструменты для ремонта

  • Исправить восьмёрку на колесе велосипеда можно используя ключ для спиц.
  • Он может быть двух вариантов – штампованный и фрезерованный.
  • Второй вариант применяется более часто, так как имеет чёткие грани и является более качественным.

Также может быть использована стойка для велосипеда, позволяющая надёжно зафиксировать необходимую для выполнения работы позицию. При её отсутствии достаточно поставить велотранспорт на руль.

Как выправить восьмёрку на колесе

После того как был определён участок искривления, необходимо его выровнять.

Как выпрямить колесо? Нет ничего сложного, решить эту проблему может абсолютно каждый.

Устранение данного дефекта выполняется одним из двух способов:

  1. Путём ослабления и подтяжки спиц.
  2. Силовое выпрямление.

Поговорим о каждом из них подробнее.

Силовое выпрямление

Для того чтобы устранить дефект данным способом, следует демонтировать колесо с рамы.

Камера с покрышкой – не снимается.

Ставим обод выпуклостью к себе.

Руки размещаем на цифры 10 и 14 (относительно часового циферблата) и давим от себя.

Если у вас достаточно сильные ноги, то можно выполнять действие на весу.

Если же нет, то нужно позвать напарника, который зафиксирует поставленное дефектом вверх колесо и прилагая усилие, выровнять обод. Далее нужно монтировать колесо обратно и проверить наличие восьмёрки методом вращения.

Существует ряд причин, по которым этот метод считается неэффективным. К ним относятся:

  • Невозможность устранения небольших дефектов начальной стадии;
  • Возможность перегиба обода на другую сторону.
  • Неудобство и низкий уровень точности (всё делается наугад).
  • Не каждый качественный обод может быть выгнут путём применения ручной силы.

Этот метод больше подходит для нештатных ситуаций, когда восьмёрка образовалась из-за попадания в большую яму или наезда на препятствие, а движение должно быть продолжено до приезда в пункт назначения.

Регулировка колёсных спиц

Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?

Применение второго варианта устранения восьмёрки на велосипеде более практично. Процесс регулировки спиц заключается в их попеременном ослаблении и подтягивании. Для выполнения данной работы будет необходим ключ для спиц.

Он представляет собой небольшой железный круг с квадратными отверстиями разного размера для регулировки разного размера спиц. Он продаётся в любом веломагазине.

Для ремонта колеса велосипеда данным способом необходимо снять шины.

Далее следует выполнить проверку натяжения абсолютно всех спиц. Довольно часто восьмёрка образовывается из-за того, что они расслаблены.

Выполнить проверку довольно просто. Нужно взяться пальцами за спицу и пошатать её.

Если она двигается, то нужно выполнить подтягивание на один оборот ключа по всему колесу. Если люфта нет, то можно ничего не делать, чтобы не сделать ещё хуже.

Далее определяем область дефекта и начинаем с центральной спицы относительно начала повреждённой области.

Вращаем её в противоположную от выпуклости сторону. Находящиеся сбоку от неё спицы пока что не трогаем.

При ремонте восьмёрки на колесе в три спицы необходимо выполнить следующий порядок действий:

  • Центральную спицу подтянуть на 1/4 оборота ключа.
  • Соседние единицы ослабить на восьмую часть.

Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками? Как исправить восьмёрку на 7 спиц:

  • Натянуть центр на 1/2 оборота.
  • Ослабить 2 и 3 боковые спицы на 1/4 оборота.
  • Пятую и четвёртую затянуть на 1/8 оборота.
  • Ослабить крайние – 6 и 7 на 1/8 оборота.
  1. Восьмерка на колесе велосипеда: какие инструменты нужны, чтобы убрать восьмерку своими руками?
  2. Натяжение и ослабление следует делать так, чтобы по завершении ремонтных работ крайние спицы были ослаблены.
  3. Для проверки полученного результата колесо монтируется на своё место в рабочее положение и проверяется путём вращений вокруг своей оси.
  4. Если восьмёрка появилась с другой стороны, то необходимо повторить вышеуказанную очерёдность, только с применением меньшей силы.

Профилактика

Как-то повлиять на образование восьмёрки на колесе велосипеда невозможно, но оттянуть его до более поздних сроков – реально.

При появлении дефекта не стоит паниковать, важно понимать, что всё ремонтируется, так же как и пробитая покрышка.

Но, несмотря на это, всё равно рекомендуются профилактические меры для минемализации шанса появления восьмёрки, которые подразумевают:

  • Спокойную и аккуратную езду.
  • Спешивание при преодолении таких препятствий, как ступеньки или бордюры.
  • Использование качественных материалов при выполнении спицовки больших колёс.
  • Использование двойного обода.
  • Регулярное выполнение ТО, позволяющее заметить отклонение на ранних стадиях.
  • Если вы любите агрессивный стиль езды, запрыгиваете на бордюры и съезжаете по ступенькам, то проводите подтяжку спиц как минимум один раз в месяц, а лучше каждые две недели – при регулярном использовании.
  • В случае, если куда-то врезались, на что-то наехали, то осмотрите колесо сразу же и при необходимости выполните регулировку.
  • Также важно помнить, что образование восьмёрки на заднем или переднем колесе имеет ряд последствий как для самого велотранспорта, так и для вашего здоровья.
  • Езда на колёсах с деформированным ободом имеет ряд последствий, среди которых:
  • Поломка тормозов в самый неподходящий момент.
  • Расшатывание втулки колеса, что впоследствии может привести к серьёзным техническим проблемам.
  • При длительной езде может стать причиной поломки всех спиц.

Устранить самостоятельно восьмёрку на велосипеде путём регулировки спиц довольно сложно, так как нужно разобраться, как определить точку обода колеса велосипеда, куда и насколько крутить спицы.

Поэтому, при возникновении такого отклонения следует сходить в мастерскую, где работают квалифицированные специалисты, которые помогут вам и расскажут, как выправить восьмёрку на колесе самостоятельно.

Как исправить восьмёрку на колесе велосипеда

Такое повреждение, как восьмёрка, преследует всех велосипедистов. Особенно сильно от этого страдают владельцы больших колёс – 28 и 29 дюймов.

Исправлять их желательно научиться самому, так как обращаться каждый раз в мастерскую и накладно, и займёт много времени.

Для обычного исправления, если у вас не клещевые спортивные, а обычные ободные тормоза, можно обойтись без станка для балансировки или иных приспособлений, достаточно будет спицевого ключа.

Виды восьмёрок

В зависимости от характера, можно условно поделить все искривления колёс на два вида – восьмёрка и яйцо.

  • Восьмёрка – это искривление обода колеса, при котором он во время вращения создаёт биение в направлении оси вращения.
  • Яйцо – искривление обода, при котором он будет создавать биение в радиальном направлении, вдоль спиц.

По степени тяжести можно также выделить несколько групп:

  1. Лёгкие искривления – спицы целы, сам по себе обод находится в хорошем состоянии, необходимо лишь исправить натяжение спиц. Возникает это в результате длительной, но аккуратной езды, когда со временем растягиваются спицы, крепёжные отверстия во втулке. Обычно биение при этом не превышает 3 мм.
  2. Средние искривления – когда геометрия колеса отклонилась от нормального положения более чем на три миллиметра, спицы целы, обод не деформирован. Биение – более 3 мм. Такая ситуация происходит при ударах о бордюр, неаккуратном съезде, столкновении с другим велосипедом, падения с мостика через ручей и т.д.
  3. Сильные искривления — спицы повреждены, обод деформирован, отклонения от нормального положения во время вращения составляет более 3 мм. Это происходит при сильных ударах, столкновении с машиной, падении с большой высоты или столкновениях на скорости с препятствием. Для больших колёс сильные искривления могут наступать в случаях, описанных в п.2 этого списка. 
Читайте также:  Крепление на стену для велосипеда своими руками за раму и колесо - вертикальное, кронштейн, фото и видео

В первых двух случаях не потребуется выполнять каких-то дополнительных закупок материала, новых спиц или обода. В последнем случае придётся докупить спицы, выбраковать деформированные, при деформации обода – заменить его. Придётся также полностью переспицовывать колесо вне зависимости от того, целы ли все спицы или нет.

Инструменты и материалы для работы

  1. Спицевой ключ
  2. Динамометр или безмен
  3. Смазка типа «Солидол» или «Литол 24»
  4. Монтировка для покрышки
  5. Ключи, съёмники и отвёртки для того, чтобы снять колесо и трещотку – они могут быть разными для разных моделей.

     

  6. Небольшая отвёртка для ниппелей с прямым шлицем
  7. Спицы нужной длины
  8. Обод
  9. Ступица

Далеко не все инструменты и материалы являются обязательными. К примеру, если спицы не нуждаются в замене, то исправить восьмёрку можно и без них. Если обод в порядке – новый не понадобится.

Если не нужно снимать трещотку или звезду – никаких съёмников не нужно. Если вообще никаких замен не надо, только перетянуть спицы – понадобится один спицевой ключ.

Как выбрать спицевой ключ

Этот инструмент – самый важный. От него зависит, сколько восьмёрок выдержат ваши ниппеля и комфорт работы. Существуют ключи двух типов: фрезерованные, в виде круглой штучки с прорезями под различные гайки ниппелей спиц, и штампованные, с одним-двумя пазами под гайку.

Выбирать надо фрезерованный. Пусть он стоит и дороже, но и прослужит дольше, и работать с ним удобнее.

К тому же им можно спицевать не только колёса обычного велосипеда, но и колёса скутеров, мопедов, мотоциклов, велосипедов для шоссейных гонок с малыми ниппелями, велосипеды для экстремальной езды.

Техника

Процесс исправления малой восьмёрки

Малая восьмёрка – это искривление, которое было описано в п.1 списка о степени тяжести искривлений. Сюда также относится и «яйцо», которое затрудняет езду, но восьмёрки доставляют больше неприятностей – с ними не будут работать ободные тормоза.

При исправлении осевого биения обода (восьмёрки) выявляется участок обода, на котором биение существует:

  1. Велосипед переворачивают и ставят на руль и седло.
  2. Колесо остаётся в рабочем положении, можно даже не снимать покрышку. К ободу приставляют неострый твёрдый предмет, опирая на заднюю вилку с одной стороны обода. Можно использовать гаечный ключ
  3. Выявляют участок, на котором есть биение. Удобно приставлять ключ с одной и с другой стороны, биения типа «выпуклости» обнаруживать проще – если с одной стороны это впадина, с другой будет выпуклость.
  4. Подсчитывают количество спиц, формирующих участок с биением. 
  5. Спицы с той стороны, от которой обод во время биения отдаляется, подтягивают. С противоположной стороны – ослабляют. Ослабление и натяжку проводят неодинаково для всех спиц – с краёв участка с восьмёркой тянут меньше, в середине восьмёрки – больше. За один проход максимальное натяжение или ослабление – не более четверти оборота ключа.
  6. Проверяют радиальное биение («яйцо»). Если оно есть – исправляют, как будет описано далее. При шинах с глубоким «горным» рисунком их лучше снять – иначе «яйцо» нельзя будет определить. Биение определяют по отклонениям при вращении обода. 
  7. Проверяют результат, при необходимости – повторяют п.1 – п.6
  8. Когда биение достигает минимума, проверяют натяжение спиц. Они должны быть натянуты с усилием по динамометру не более 8 кг и не менее 5. Чем длиннее спицы – тем более одинаково они должны быть отрегулированы. Проверяют так – натягивают динамометром спицу в середине и смотрят, при каком усилии она начнёт видимо отклоняться от положения. 

При перекрёстной спицовке, если спицы переплетаются друг через друга, настоящее натяжение проверить очень сложно, поэтому такую спицовку применять нежелательно. Никаких преимуществ по прочности она не даёт, а работу затрудняет.

После натяжения спиц опять проверяют биение, при необходимости исправление повторяют. Когда всё нормально – восьмёрка исправлена.

Процесс исправления средней восьмёрки

Отличается от процедуры исправления малой восьмёрки тем, что предварительно ослабляют все спицы до того состояния, когда они начинают «висеть», затем их подтягивают, повторяя те же операции, что и при исправлении малой восьмёрки – пока не достигнут желаемого результата.

При подтягивании спиц до нужного усилия делают так – в начале подтягивают спицы от ниппеля шины в одном направлении через четыре, затем доходят до начальной и смещаются на одну. После этого также через четыре тянут в другом направлении.

Смещаются в том же направлении на одну и дальше тянут через четыре в том направлении, что и в начале, затем ещё раз смещаются и дотягивают остальные в противоположном. Такой способ обеспечит равномерное натяжение и минимум исправлений.

Если число спиц отличное от 36 – подтягивают с шагом в 3, 2, 5 спиц или другим подходящим. 

Большая восьмёрка

При повреждениях обода и спиц, при сильных искривлениях, затрудняющих езду нужно разбирать колесо полностью. Снимают колесо, покрышку и камеру. Ослабляют все спицы и проверяют, деформировался ли обод. Если деформировался – его заменяют.

Не пытайтесь исправлять обод. Всё равно не получится – вы только сомнёте его края, и он будет непригоден для использования. Просто купите новый.

После этого выбраковывают сломанные спицы, проверяют целые, не деформировались ли они. Обращают внимание на состояние изгиба возле ступицы – он должен быть одинаковым на всех спицах. Те, что отличаются – заменяют.

Проверяют состояние отверстий ступицы. Если имеются растянутые до овала отверстия – ступицу также заменяют на новую

Спицы смазывают по всей длине, колесо собирают обратно. Сборка колеса – тема отдельной большой статьи. После этого производят подтяжку спиц до нормы, исправляют биение. Смазку со спиц убирают тряпочкой после сборки, иначе на них будет прилипать грязь. Смазка нужна, чтобы спицы не «тормозились» друг об друга и на резьбе, не задевали в отверстиях ступицы.

Исправление «яйца» 

«Яйцо» – это искривление колеса в виде овала, при котором нет выраженной восьмёрки. Его исправляют в том же порядке, что и восьмёрку – находят нужный участок, стягивают спицы. В случае яйца необходимо подтягивать спицы равномерно, на восьмую часть оборота ключа, от краёв к середине. Если результат не достигнут – процедуру подтягивания повторяют. 

Как избежать восьмёрки

  1. Ездить аккуратно
  2. Для больших колёс лучше использовать более дорогие спицы. Они не сильно превосходят дешёвые по механическим свойствам, но более равномерны по этим свойствам и меньше ржавеют. Дорогие спицы делают из нержавеющей стали.
  3. Если восьмёрка постоянно возникает – стоит попробовать поставить двойные обода; когда это не помогает – двойные стальные обода. Хоть они тяжелее и со временем ржавеют, однако комфорт езды и общее «здоровье» велосипеда этого стоят.
  4. Нужно отрегулировать работу механизмов велосипеда так, чтобы колесо не болталось и было надёжно закреплено на оси, чтобы педали также были жёстко закреплены и каретка не болталась в гнезде. Устранение люфтов значительно сокращает вероятность восьмёрки на колесе.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector