Генератор для велосипеда — всё о велоспорте

Выбор генератора для велосипеда — виды и особенности

26.12.2017

Существует специальное устройство, которое может вырабатывать энергию питания. Таким аппаратом является велогенератор. Получаемая электроэнергия абсолютно бесплатная. Процесс выработки происходит путем прокрутки педалей. По разновидностям генераторов велосипедного происхождения существует 4 типа:

  • Бутылочный.
  • Втулочный.
  • Бесконтактный.
  • Кареточный.

Довольно тесно и практически неразрывно связано учащенность педалирования с выдачей силы тока, а также напряжения. Данное воспроизведение присуще для всех разновидностей генераторов. Выдается ток велосипедным генератором только переменный.

Чтобы был ток постоянный, необходимо установить выпрямительный мост. Он состоит из специализированных ламп диодного происхождения. Или же можно установить выпрямитель из двух полупериодов.

Купить генератор на велосипед можно в специальных магазинах, а также на авторынках.

Генератор бутылочный для велосипеда

Данный тип генератора называют шинным. По типу он является генератором второстепенного значения. Состоит бутылочный генератор велосипедный из корпуса, который полностью изолированный. Снаружи на нем есть специальный ролик, который предназначен для вращения.

Он плотно прикреплен к корпусу, то есть на вилку. Также начинка данного генератора состоит из обычной медной обмотки и магнита. Движение поля магнитного происхождения возникает вследствие контакта ролика с покрышкой колеса велосипеда.

Исходя из этого, идет передача энергии от колеса к механике.

Чем быстрее вращается колесо, тем быстрее прокручивается валик на генераторе. Достигается максимальная полярность в самом генераторе, воспроизводится напряжение.

Положительной стороной данного вида генератора является:

  • Небольшая цена относительно других видов.
  • Легкость в установке на велосипед.
  • Аппарат можно без труда отключить или включить, путем отдвижки от велосипеда.

Что касается недостатков, то они не так уж и весомы:

  • Покрышка со временем начинает изнашиваться.
  • Занимает время установка уровня наклона.
  • Появление звука из-за трения об покрышку, особенно при высоких скоростях.
  • Незначительный перекос колеса из-за веса генератора, который колеблется от 200-250 грамм. Это связанно за счет его крепежа на одну сторону.
  • Если дождливая погода, то генератор не работает на полную мощность. Трение по колесу неполноценно из-за скольжения.

Генератор бесконтактный для велосипеда

Производится выдача электроэнергии путем работоспособности бутылочного генератора. Кареточный также выдает ток. По-другому данный вид велогенератора называют динамо-втулка.

Название происходит из-за того, что никакого соприкосновения генератора к колесу не наблюдается. Ток появляется в результате тесного контакта обода к генератору.

Из-за чего формируется намагниченное поле ободка колеса.

Диод освещения непосредственно установлен в аппарат. Напряжение идет напрямую, без каких-либо дополнительных устройств стабилизации. Положительными сторонами данного аппарата является:

  • Отсутствие факторов трения об колесо.
  • Компактность и маленький  вес, до 70 грамм.
  • Кабелей соединения нет.

Фара, которая находится спереди, устанавливается на вилку. Задняя фара – сзади. Исходя из этого, данные фонарики сами по себе самостоятельны. Они горят не за счет аккумуляторов, а за счет прокручивания колеса в поле магнетизма.

Качество выдачи освещения на достаточном уровне. При замедленном движении на велосипеде лампочки по идее должны гаснуть, но это не так. Это не происходит из-за того что установлен специальный конденсатор.

По сути его можно назвать аккумулятором, который набирает энергию при езде на велосипеде.

Вывод

Использование генератора для велосипеда является выгодным. Во-первых, абсолютно бесплатная выработка электроэнергии. Во-вторых, удобное и комфортное освещение дороги в темное время суток.

Велогенератор 12 вольт постоянный ток является удобным в использовании и в легкости установки. Также его практически быстро можно собрать. При транспортировке не занимает много места.

Генератор для велосипеда не приносит никакого вреда.

Источник: https://ProVelik.ru/vybor-velosipeda-i-aksessuarov-dlya-nego/generator-dlya-velosipeda.html

Как выбрать генератор для велосипеда?

Далеко не каждому велосипедисту приходилось слышать о таком устройстве как генератор для велосипеда. Но даже те, кто он нем что-то слышал, не всегда знают, на каком принципе построенная его работа и для чего он нужен. Вместе с тем, он предоставляет массу возможностей для экономии энергии, на которые стоит обратить внимание.

Большинство людей, слыша слово «генератор», представляют собой довольно массивное устройство, имеющее большой мотор и предназначенное для того, чтобы создавать высокое напряжение.

Все это, разумеется, никак не связать с небольшим по размеру велосипедом, для движения которого вовсе не нужна электрическая энергия.

В таких условиях будет нелишне обратить внимание на велосипедный генератор, начав с вопроса о том, для чего он вообще нужен.

Для чего он нужен?

Пожалуй, ни для кого не секрет, что велосипед движется за счет усилий ног, вращающих педали, которые, в свою очередь, приводят в движение колеса. Следовательно, это устройство нужно не для того, чтобы сдвинуть железного коня с места. У генератора в этом случае есть другое назначение. С его помощью работают лампы на фарах, освещающих дорогу.

Это очень удобно, поскольку позволяет обеспечивать энергией фары без зарядного и дополнительного источника энергии. Устройство просто позволяет использовать часть энергии, вырабатываемой велосипедистом во время движения, для того, чтобы поддерживать горение лампы в фарах.

Какие бывают?

Среди всего этого множество вариантов можно выбрать несколько основных типов:

  • Динамо-втулочные генераторы;
  • Бутылочные;
  • Беспроводные;
  • Сделанные своими руками.

У каждого из них есть свои отличительные черты, преимущества и недостатки, поэтому будет нелишне обратить внимание на каждый из них в отдельности.

Первый вариант представляет собой особенный интерес, работа этого типа устройств отличается своей простотой и незаметностью. В отличие от других, динамо втулка не закрепляется на колесо, поэтому не создает ни ненужного трения, ни каких-либо других проблем. Напряжение создает работа встроенного во втулку магнита и передается цепями переменного тока прямо к фарам.

Среди преимуществ этого варианта можно выделить надежность, универсальность и незаметность динамо втулок. Вместе с тем, нельзя не сказать о том, что использование такого устройства оказывает влияние на скорость реакции переднего колеса и на общий вес велосипеда. Правда, последнюю проблему можно решить с помощью использования магнита полегче.

Бутылочным этот генератор, обеспечивающий заряд в фарах, назван не столько из-за схемы работы, сколько из-за своего внешнего вида.

Он удобен тем, что закрепляется снаружи на колесо, а это значит, что при необходимости можно своими руками осуществлять его регулировку, также его можно без особых усилий снять при необходимости или же просто временно отодвинуть, если его работа сейчас не требуется.

У этого устройства есть свои определенные преимущества и недостатки, на которые стоит обратить особое внимание. Среди сильных его стороны можно выделить следующие несколько пунктов:

  • Доступная цена;
  • Легкость в использовании и настройке руками без использования дополнительных инструментов;
  • Возможность отключить, снять, заменить при необходимости;
  • Незначительное влияние на общий вес велосипеда.

Однако есть у «бутылки» и свои определенные недостатки, которых также достаточно:

  • Покрышки колес могут затираться от его работы;
  • Генератор висит с одной стороны колеса, таким образом, создается перевес;
  • На высоких скоростях при использовании создается шум;
  • Эффективность снижается в дождливую погоду.

Этот вариант достаточно удобен и практичен, речь идет о том, что нужно создать постоянное электрическое напряжение в комфортных для езды на небольшие дистанции условиях.

В случае же с теми велолюбителями, которым нравится кататься по любой местности и при любой погоде, использование «бутылки» может повлечь за собой определенные трудности.

То же самое касается и тех, кто любит гонять на больших скоростях.

Беспроводной или бесконтактный генератор – это, пожалуй, самый интересный вариант из всех, рассматриваемых в этой статье. Можно с уверенностью сказать, что он обладает главными преимуществами тех, которые уже были описаны выше, и при этом практически лишен всех их недостатков.

Разумеется, беспроводное устройство сложнее и технологичнее, поэтому и стоить оно будет заметно дороже.

Зато весит оно очень немного, и фары встроены прямо в него, что существенно упрощает его работу и экономит немало энергии.

Помимо того, такой электрический мотор не имеет никаких проводов и кабелей, он, к тому же, никак не соприкасается с колесом, а значит, не создает никакого трения и сопротивления.

Собрать генератор руками самостоятельно будет под силу далеко не каждому. Однако те, кому уже приходилось работать с механикой, смогут справиться не только своими силами, но и своими ресурсами, находящимися под руками и доступными в любое время. Для сборки понадобятся следующие элементы:

  • Шаговый мотор – он будет служить основой;
  • Маленький двигатель, выдающий напряжение до трех ватт;
  • Передаточное кольцо, которое можно сделать самостоятельно;
  • Электрический блок.

Все эти элементы нужно объединить в общую электрическую цепь, соблюдая последовательность.

Источник: http://yvelo.ru/zapchasti/kak_viibrat_generator_dlya_velosipeda.html

Велосипедный педальный генератор большой мощности для подзарядки аккумуляторов

Как вырабатывать электричество крутя педали? Один киловатт-час стоит 5 центов. Для получения такого количества энергии необходимо вращать педали 10 часов. Нет никакого смысла говорить о промышленных масштабах производства электроэнергии с помощью педальных генераторов.

Читайте также:  Со скольки лет можно кататься на велосипеде - всё о велоспорте

Тем не менее такой способ получения электрического тока требуется достаточно часто, потому что с помощью мускульной силы мы можем вырабатывать электричество где угодно без потребления топлива, днём и ночью. Оборудование дешёвое и практически не требует технического обслуживания.

В основном они требуются в двух случаях:

Педальные велогенераторы предназначены для получения электричества в отдалённых районах, где неудобно использовать солнечные батареи неудобны. Генератор для велосипеда может вырабатывать до 300 Вт электроенерги (в среднем 40-150 Вт в зависимости от велосипедиста).

В интернете дано много рекомендаций, как своими руками сделать велосипедный генератор, работающий за счёт вращения педалей. Самодельные генераторы не лучший выбор, так как они содержат много редких ненужных деталей или требуют много работы по адаптации генератора к велосипеду, страдают от проблем с трением, проскальзыванием ремня и быстрого износа.

С ростом популярности электрических велосипедов купить педальный втулочный электрогенератор стало проще. Сейчас хороший выбор вело-мотор-генераторов китайского производства, которые уже можно купить менее чем за 100 евро. В них магниты перенесены на ротор, а медная обмотка неподвижна. Достаточно неплохие динамо-машины.

Как правильно выбрать велогенератор

  • Мотор устанавливается на неподвижный велосипед — это задний втулочный мотор (переднее колесо неподвижного велосипеда не вращается).
  • Для хорошей производительности в моторе должны использоваться современные редкоземельные постоянные магниты, велогенератор должен быть бесщёточной конструкции.
  • Для получения хорошего эффекта инерции, он должен быть тяжёлым и представлять собой электрическое велосипедное колесо.
  • Для уменьшения механических потерь мотор должен быть прямоприводным/не использовать передач на шестерёнках.
  • Чтобы человек мог справится с педалированием в течении длительного времени, мотор должен давать мощность не менее 200 Вт. Чем больше — тем лучше (снижаются потери, возрастает масса).
  • Напряжение мотора должно превышать заданное выходное напряжение, чтобы оно не падало ниже критического значения, даже во время педалирования не на полную мощность.

На рисунке вверху показано внутреннее устройство мотор-колеса, исполненного в виде втулочного генератора на 24 В, 500Вт производства Golden Motor / Jiangsu, заряжающего аккумулятор 12 В.

Установка генератора на велосипед

  1. Найдите велосипед — любую рухлядь, но с работающими передней осью, педалями, цепью, седлом и желательно задним переключателем.
  2. Замените заднее колесо на втулочный мотор.
  3. Установите велосипед на опору так, чтобы заднее колесо могло свободно вращаться.

    Также можно подвесить зад велосипеда, чтобы он совсем не касался земли, взять подставку из металлических кронштейнов, установленных на деревянное основание.

Вернуть велосипед в его исходное состояние можно очень быстро — нужно лишь снять с опоры и поставить колесо назад.

Электрическая схема подзарядки аккумуляторов с помощью педального генератора

Мотор-генератор расположен слева схемы, выходящее напряжении (+/-12 В) — справа. К выходу можно подсоединить любую нагрузку: лампочки, люминесцентные лампы, светодиодное осветительное оборудование, радио, портативное зарядное устройство для мобильного телефона, телевизор, спутниковый ресивер, инвертор. Все подключённые устройства должны быть рассчитаны на 12 В.

Разберём схему более детально. Велосипедный генератор производит 3-трёхфазный переменный ток, который перед использованием необходимо преобразовать в постоянный. Трёхфазный выпрямитель можно сделать из шести диодов или приобрести в готовом виде (используется в ветроэнергетике).

Он выглядит как обычный мостовой выпрямитель, только снабжён пятью клеммами вместо четырёх. Выпрямитель должен быть рассчитан не меньше чем на 100 В и 35 А. Каждый из диодов должен выдерживать такое же напряжение, но только половину тока (20 А).

Для выпрямителя требуется некоторое охлаждение — поэтому прикрепите его к большой металлической детали.

Выходная мощность выпрямителя не может напрямую подаваться на лампочку или телевизор, так как при педалировании не вырабатывается стабильное напряжение. Оно будет колебаться между нулём и максимумом и может повредить оборудование.

Данная проблема решается подсоединением аккумулятора параллельно к выходу выпрямителя, который будет поглощать лишнюю мощность вырабатываемую генератором и заполнять промежутки времени, когда генератор не вырабатывает достаточно мощности или даже останавливается на короткое время.

Аккумулятор не обязательно должен быть большим или каким-то особенным — подходит любой свинцово-кислотный аккумулятор. Если он имеет большую ёмкость это тоже неплохо. Можно использовать старый аккумулятор компьютерного ИБП на 12 В 16 А·ч.

Для домашнего применения рекомендуются герметичные аккумуляторы, не выделяющие газов.

На схеме есть и другие компоненты. Один из них это плавкий предохранитель, который нужен на случай короткого замыкания. Аккумулятор производит настолько сильный ток, что даже может воспламенится кабель. Рекомендуется кабель 2.5 мм2 и плавкий предохранитель на 30 А. Также на схеме есть два измерительных прибора (нет на фотографии).

Один вольтметр (со своим плавким предохранителем) и один амперметр. Несмотря на то что педальный генератор работает и без них, вольтметр крайне рекомендуется ради исправности аккумулятора. Лучше брать цифровой вольтметр. Как только на нём высветится 14 В (для систем на 12 В) нужно прекратить вращать педали. Никогда не превышайте 15 В. Напряжение также не должно падать ниже 10.5 В.

Аналоговый амперметр (с нулевой отметкой в середине шкалы) не очень важен, но он показывает идёт ли закачка энергии в аккумулятор (в итоге ведущая к полной зарядке аккумулятора) или потребление (ведущее к разряду аккумулятора). В схеме не может использоваться цифровой амперметр, так как ток меняется слишком часто, что не позволяет стабильно считывать показания.

Диапазон амперметра зависит от отводимого нагрузкой тока. Лучше всего купить с диапазоном +/- 20 А.

Взаимосвязь напряжения аккумулятора, напряжения генератора, размеров передней и задней звёздочек

Напряжения аккумулятора и генератора, размер передней и задней звёздочек влияют на затрачиваемые человеком усилия и его каденс. При правильном подборе данных параметров на выбранной мощности система выдаёт требуемое выходное напряжение при адекватном каденсе (50 — 60 об/мин).

Возрастание напряжения аккумулятора (без изменения других параметров) -> Увеличение каденса и уменьшение затрачиваемых усилий для достижения такой же выходной мощности
Возрастание напряжения генератора (без изменения других параметров) -> Уменьшение каденса и увеличение затрачиваемых усилий для достижения такой же выходной мощности
Возрастание размера передней звёздочки (без изменения других параметров) -> Уменьшение каденса и увеличение затрачиваемых усилий для достижения такой же выходной мощности
Возрастание размера задней звёдочки (без изменения других параметров) -> Увеличение каденса и уменьшение затрачиваемых усилий для достижения такой же выходной мощности

Чтобы проверить эту зависимость на практике необходимо установить напряжение генератора выше, чем напряжение аккумулятора, а также попробовать использовать разные передачи (потребуется велосипед с исправным переключателем).

По мере зарядки аккумулятора каденс возрастает и только своевременная смена звездочек переключателем позволяет поддерживать стабильный каденс. Наличие передач также необходимо для индивидуальной настройки педального генератора под каждого отдельно взятого человека.

Технические характеристики системы на базе Golden Motor / Jiangsu: генератор на 24 В, аккумулятор на 12 В, передняя звезда на 42 зуба, задняя звезда на 14 зубьев (18 зубьев, если напряжение аккумулятора ниже 11 В).

Источник: http://velofun.ru/led/velosipednyy-pedalnyy-generator-bolshoy-moshchnosti.html

Динамо-машина (Велогенератор). Виды и особенности. Работа

Генератором электрической энергии называется устройство, преобразующее химическую, механическую или тепловую энергию в электрический ток. Таким генератором, использующимся на велосипедах для питания задних фонарей и передней фары, является динамо-машина.

Разновидности

Рассмотрим существующие виды велосипедных динамо-машин заводского исполнения.

Бутылочная

Этот вид велосипедного генератора наиболее доступный и простой. Однако его мощность не самая большая из всех видов. Приводной ролик генератора вращается за счет касания к протектору шины колеса во время движения.

Втулочная динамо-машина

Динамо-втулка по своему устройству является осевой динамо-машиной. Исполнения таких моделей могут быть различного вида. Стоимость втулочного генератора довольно высока. Установка более сложная, по сравнению с бутылочным вариантом.

При приобретении необходимо проверить число спиц и метод фиксации установочного колеса. К достоинствам втулочного генератора относится его защищенность от влаги, в отличие от бутылочного генератора, приводной ролик которого в сырую погоду проскальзывает по покрышке велосипеда. В этой конструкции все устройство заключено внутри втулки колеса, и работа происходит от его вращения.

К недостаткам такого устройства относится то, что выключить работу втулочного генератора не получится.

Цепная

Цепной вариант велосипедного генератора встречается достаточно редко. Однако есть несколько разных исполнений этого вида. Устройство может оснащаться USB портом для зарядки мобильных гаджетов.

Недостатком такой конструкции является малый срок службы, так как при эксплуатации происходит воздействие металлической велосипедной цепи на пластиковые элементы генератора.

Бесконтактная

Это оригинальная динамо-машина с бесконтактным принципом действия. Колесо велосипеда играет роль ротора. На колесо фиксируется специальный обруч, на котором закреплены 28 магнитов. Они расположены поочередно, с разными полюсами.

Статором является индукционная катушка, в которой вырабатывается электрический ток. В эту систему включена также аккумуляторная батарея для накопления энергии. По заверениям производителя для обеспечения нормального светового потока достаточно двигаться со скоростью 15 км в час.

Достоинствами этой конструкции является:

  • Отсутствие трущихся элементов.
  • Бесшумная эксплуатация.
  • Неограниченный срок эксплуатации (кроме батареи аккумуляторов).

Недостатком бесконтактной модели является малая емкость аккумуляторов. Ее хватает всего на несколько минут. Однако многие умельцы легко исправляют этот недостаток различными способами, в том числе заменой батареи на более мощную.

Другие конструкции

В настоящее время очень популярны различные интересные устройства, которые изготовлены в Китае. Иногда видишь такие устройства, которые раньше нигде не производили. Даже их принцип действия не всегда понятен, однако они работают.

Такое китайское устройство можно смело назвать велогенератором будущего. Динамо-машина из поднебесной выглядит по аналогии фантастических фильмов. Судя по внешнему виду, для ее функционирования нет необходимости в контакте с шиной колеса или цепью. Также нет никаких магнитов.

Принцип ее работы не совсем понятен. Возможно, это является технологическим секретом завода изготовителя.

Конструктивные особенности и работа

Наиболее популярной моделью динамо-машины на велосипедах является ее бутылочная конструкция, за ней идет динамо-втулка. Остальные виды используются значительно реже. Поэтому рассмотрим самые распространенные модели.

Динамо-бутылка

Динамо-машина бутылочного вида работает на боковой части передней шины велосипеда. Она выполнена в виде небольшого генератора электрической энергии, и служит для работы заднего фонаря и передней фары велосипеда, а также зарядки электронных мобильных устройств.

Такой мини-генератор может монтироваться как на переднее колесо, так и на заднее. В первом случае устройство может совмещаться со встроенным фонарем. Для отключения генератора предусмотрен специальный откидной механизм, фиксирующий корпус генератора в том положении, когда нет соприкосновения с шиной колеса велосипеда.

Название этого устройства происходит от внешнего сходства формы с бутылкой. Бутылочный велогенератор имеет и другое название – боковое динамо. Приводной резиновый или металлический ролик приводится во вращение на боковой стороне шины колеса. При движении велосипеда шина придает вращательное движение ролику велогенератора, который вырабатывает электрический ток.

Достоинства

  • Отключенный привод генератора не оказывает сопротивления движению велосипеда. При включенном генераторе велосипедисту приходится прикладывать больше силы для движения. Динамо-втулка в отличие от бутылочного велогенератора, всегда оказывает сопротивление вращению колеса, хотя значение этого сопротивления незначительно. Если бутылочный велогенератор включен, но фонари и фара не подключены к питанию, то сопротивление движению велосипеда меньше.
  • Легкая и простая установка. Такое устройство легко установить на любой велосипед, в отличие от втулочного генератора, для установки которого необходима сборка всего динамо-колеса со спицами.
  • Небольшая стоимость. Такие модели обычно стоят дешевле других видов велосипедных генераторов, хотя бывают и исключения из этого правила.

Недостатки

  • Сложная настройка. Требуется тщательная настройка и регулировка соприкосновения с покрышкой колеса под определенным углом, давлением в шине, высотой. Если велосипед упадет, либо ослабнут фиксирующие винты, генератор может быть поврежден. Неправильно отрегулированное устройство генератора будет издавать много шума, создавать чрезмерное сопротивление, проскальзывать по колесу. Если винты крепления слишком ослабнут, то механизм может сдвинуться с места и попасть в спицы колеса, что приведет к поломке спиц и выходу колеса велосипеда из строя. Некоторые велогенераторы оснащены специальными петлями, предохраняющими их попадание в спицы.
  • Для переключения требуется физическое усилие. Чтобы привести в действие генератор, необходимо переместить его корпус до соприкосновения с колесом. Втулочные генераторы могут включаться автоматически или с помощью электроники. Для этого не нужно прикладывать усилия.
  • Повышенный шум. При эксплуатации слышен шум в виде жужжания, в то время как динамо-втулки не создают шума.
  • Износ шины колеса. Для эксплуатации генератора требуется соприкосновение с шиной, в результате происходит трение и износ покрышки. Если сравнить с динамо-втулкой, то там трение с покрышкой отсутствует.
  • Сопротивление движению. Бутылочный вид генератора оказывает значительно больше сопротивление движению велосипеда, чем втулочная модель. Однако при правильной настройке сопротивление незначительное, а в отключенном виде отсутствует.
  • Проскальзывание. При сырой дождливой погоде приводной ролик бутылочного генератора будет скользить по шине колеса, что уменьшает выработку электрического тока и снижает яркость света фары и заднего фонаря. Втулочные генераторы не требуют для работы хорошего сцепления с покрышкой, и не зависят от погоды и других неблагоприятных условий.

Динамо-втулка

Втулочная конструкция велогенератора разработана в Англии, а производится различными фирмами во многих странах. Мощность такой конструкции может достигать 3 ватт при напряжении 6 вольт.

Технологии их изготовления постоянно совершенствуются, размеры конструкции становятся меньше и мощнее.

Современные фары для велосипеда стали излучать более эффективный свет, так как применяются светодиоды и галогенные лампы.

Динамо-втулки при работе не создают шума, но их масса больше, чем у других моделей. Трущиеся части во втулочном варианте устройства отсутствуют.

Они функционируют за счет магнита, имеющего множество полюсов, и выполненного в виде кольца. Он находится в корпусе втулки и вращается вокруг неподвижного якоря с катушкой, зафиксированной на оси.

Сопротивление вращению такой конструкции очень незначительное.

Динамо-втулки вырабатывают переменный ток. На малых скоростях вырабатывается больше электричества, по сравнению с бутылочной моделью, за счет низкой частоты тока. Существуют схемы выпрямителей для динамо-машины. Они выполнены по простой схеме моста из четырех диодов.

Динамо-втулка вырабатывает низкое напряжение, поэтому при применении кремниевых диодов потери составляют значительную величину – 1,4 вольта. С германиевыми диодами потери снижаются, и составляют всего 0,4 вольта.

Принцип работы динамо-машины

Динамо-машина вырабатывает электрический ток с помощью эффекта электромагнитной индукции. Устройство генератора тока показано на рисунке. Ротор вращается в магнитном поле, в результате чего в обмотке возникает электрический ток. Концы обмотки ротора подключены к коллектору, выполненному в виде колец. Через них с помощью прижимающихся щеток электрический ток поступает в сеть.

Ток в обмотке имеет максимальное значение, если ротор находится перпендикулярно по отношению к магнитным линиям.  Чем больше угол поворота обмотки, тем ток меньше. Вращение обмотки в магнитном поле изменяет направление тока за один оборот два раза. Поэтому ток называют переменным.

Подобный генератор для постоянного тока изготавливается на этом же принципе. Разница в некоторых деталях. Концы обмотки соединяют не с кольцами, а с полукольцами, которые изолированы друг от друга. При вращении обмотки щетка контактирует поочередно с каждым полукольцом. Поэтому ток, поступающий на щетки, будет иметь только одно направление и будет постоянным.

Похожие темы:

Источник: https://electrosam.ru/glavnaja/jelektrooborudovanie/jelektropitanie/dinamo-mashina/

Я бы такое купил: велосипед – электростанция

На сегодняшний день помимо самых различных велофонарей и фар, теми или иными производителями выпускается преогромное множество различных полезных (и не очень) гаджетов для применения на велопрогулках: MP3-магнитолы, навигаторы, различная иллюминация и так далее.

Самым полезным, пожалуй, является GPS-навигатор, который, будучи автомобильным, как известно, имеет внутри довольно слабый аккумулятор и потому разряжается достаточно быстро. Впрочем, даже специализированные велосипедные и туристические навигаторы, хоть и живут подольше, но все равно имеют определенный предел заряда, а значит нуждаются в источнике питания для его пополнения.

Где же его можно взять в путешествии, когда до ближайшей розетки могут быть десятки или даже сотни километров? Да у вас под седлом!

Сегодня, когда буквально во всех мобильных приборах и устройствах энергия берется от аккумуляторов и батареек, рядовые обыватели стали просто забывать об альтернативных источниках получения энергии.

Стыдно сказать — велосипедные фары теперь питаются от батарей, хотя в дальних путешествиях такой источник питания может оказаться крайне непрактичным. Решением может стать активный генератор электроэнергии, работающий прямо в процессе езды на велосипеде.

Сегодня существует два основных типа велосипедных генераторов. «Бутылочные», получившие свое название из-за характерной формы корпуса, являются самыми распространенными и простыми в применении. Они знакомы отечественным велолюбителям уже не один десяток лет и отличаются высокой надежностью и простотой эксплуатации.

Просто прикрепив такой генератор за специальную проушину на вилку переднего или заднего колеса так, чтобы в рабочем положении крутящийся ролик получал вращательное усилие непосредственно от боковой части велосипедной покрышки, вы получаете постоянный ток, питающий велофару, сила которого непосредственно зависит от скорости движения.

Недостаток бутылочных генераторов лишь один – в мокрую погоду ролик генератора часто проскальзывает по влажной резине покрышки, что сказывается на его эффективности и функциональности.

Второй тип генераторов – втулочные, то есть встроенные непосредственно во втулку переднего колеса.

Они вообще не зависят от погоды, имеют показатели кручения, то есть поворачиваются лишь немного тяжелее, чем обычный подшипник во втулке и вообще не зависят от погодных условий.

Из недостатков таких генераторов можно отметить ощутимо более высокую стоимость (по сравнению с «бутылочными»), невозможность легкого демонтажа, так как генератор является частью переднего колеса, и небольшой, но все-таки дополнительный вес на переднем колесе.

Оба типа генераторов выдают на выходе переменный ток с напряжением 12 или 6 вольт (зависит от модели генератора) и средней силой тока в «районе» 1-го ампера при крейсерской скорости движения велосипеда 10 километров в час.

Некоторые производители сегодня выпускают адаптеры, позволяющие преобразовать переменный ток генератора в постоянный и снизить напряжение до приемлемых пяти вольт, позволяя заряжать от обычного порта USB MP3-магнитолы, мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и другие типовые гаджеты, вплоть до вышеупомянутых GPS-навигаторов.

Так в свое время поступила компания Nokia, выпустив на рынок собственный преобразователь и стабилизатор напряжения в комплекте с «бутылочным» генератором, но снабдив разъемами для зарядки исключительно своих телефонов.

Впрочем, о нем чуть позже, а пока давайте познакомимся с тем, что еще предлагают сегодня безымянные китайские и брендовые мировые производители подобных устройств.

Данный генератор не так давно создал нидерландский дизайнер Тьеерд Веенховен. По своей конструкции и техническим параметрам он является, пожалуй, одним из самых простых и удобных в применении.

Генератор работает на энергии проходящего воздушного потока, который можно легко создать, разогнавшись на велосипеде даже до сравнительно невысокой скорости от 10-ти километров в час.

Вентилятор в корпусе, закрепленном на руле, раскручивается, а iPhone, установленный в специальный отсек, заряжается.

Важным достоинством данного генератора является способность работать даже на привалах, но с условием достаточно ветреной погоды.

Можно также заряжать гаджет, просто высунув генератор из окна движущегося автомобиля или поезда, только в этом случае стоит побеспокоиться, чтобы случайно не выпустить его из рук вместе со смартфоном.

Стоит отметить, что ушлые китайцы мгновенно скопировали концепцию идеи Веенховена и выпустили на рынок несколько вариаций данного гаджета, которые можно поискать на западных интернет-аукционах.

Еще одна зарядная «приблуда» появилась сразу на китайских «развалах» под разными именами и, признаться, внушает мало доверия к своей надежности, подкупая оригинальностью конструкции и приятной ценой всего около 5-10 у.е.

С помощью специального хомута небольшая коробочка с шестеренкой крепится на заднюю вилку велосипеда рядом с ведомой звездочкой, причем цепь пропускается в паз коробочки через шестеренку.

Идея проста до гениальности – цепь движется, шестеренка крутится, динамка внутри коробочки генерирует ток до 1 Ампера.

КПД гаджета кажется очень высоким, однако пластик в деталях не внушает доверия с учетом огромных нагрузок, которые предстоит им испытать от быстро движущейся стальной велосипедной цепи.

Единственное, что успокаивает – доступная цена, так что когда гаджет разлетится в клочья, горевать по потерянным деньгам особо не придется.

Другой, намного более надежный зарядник, работающий совместно с велосипедом, можно назвать самым оптимальным из всех существующих на рынке, если бы не его цена под 150 и выше у.е.

Пока он встречается с двумя названиями на «борту» и потому очень сложно идентифицируется в плане производителя: BikeCharge и ECOXGEAR.

Гаджет надевается на переднее колесо велосипеда, прижимаясь к боковой части его вращающейся втулки.

Втулка вращается во время движения, сообщая усилие кольцу внутри крепежа устройства, которое в свое очередь передает генерируемый переменный ток на преобразователь.

На выходе мы имеем два полноценных USB-порта, закрытых от непогоды заглушками, к которым можно подключить любой гаджет, заряжаемый от USB.

Еще один тип зарядных устройств – на солнечных батареях, сложно отнести к велосипедным зарядным устройствам хотя бы потому, что пользоваться ими без всяких ограничений могут буквально все туристы: вело-, мотто-, авто- и пешие. Более того – даже не туристы могут подзарядить свой гаджет на природе с помощью такой батареи.

Но, помимо дороговизны, недостатком зарядников на солнечных батареях является необходимость располагать их в прямых солнечных лучах, чего в движении не смогут обеспечить никакие туристы, даже пешие. Если они, конечно, не пересекают пустыню.

В наших широтах оптимальны зарядные устройства на основе аккумуляторов и генераторов. И если первые сегодня можно приобрести в огромном ассортименте и ценовом диапазоне, то вторые пока являются экзотикой.

Кроме того, у любого «пауэрбанка» есть одно важное ограничение – если вы уже зарядили гаджет от внешнего аккумулятора, и путь до ближайшей розетки предстоит еще долгий, вы рискуете оказаться в щекотливом положении – с непреодолимо «умирающим» устройством и уже истощенным внешним аккумулятором.

Этого недостатка лишены велогенераторы, но их особенность генерировать только переменный ток не позволяет использовать их для зарядки обычных устройств.

Возвращаясь к конструкции компании NOKIA, можно отметить, что нечто подобное на самом деле может собрать любой, кто умеет просто спаять пару проводов паяльником.

Вам потребуется всего ничего: диодный мост, который «выпрямит» переменный ток с генератора в постоянный, и понижающий стабилизатор, который, уже готовый, стоит меньше доллара на китайских аукционах.

Диодный мост можно выдрать из старого блока питания на 12 Вольт, при условии, что перегорел не сам мост, а, скажем – трансформатор, или просто спаять самостоятельно из четырех пол-амперных диодов FR407 (или любых выпрямительных на пол ампера) и 25-тивольтового конденсатора на 1000-2000 мкФ.

Понижающий стабилизатор можно купить за полдоллара на китайских интернет-аукционах или за 20 тысяч – на отечественных.

Дальше просто припаиваем нужные проводки, замеряем напряжение на выходе и снижаем его регулятором на плате выпрямителя до, нужных вам, 5-ти вольт. Потом остается только припаять USB-разъем от USB-удлинителя или старого USB-хаба.

Теперь, где бы вы не находились, главное – чтобы переднее колесо вашего велосипеда крутилось, а динамка работала. Стабильными пятью вольтами для зарядки любых гаджетов – телефонов, GPS-навигаторов, медиаплееров и т.д. вы обеспечены.

Ну, а какой генератор выбрать для своего зарядного устройства – бутылочный или втулочный, уже решать вам.

Иван Ковалев

VanoID@tut.by

Источник: https://www.kv.by/content/335646-ya-takoe-kupil-velosiped-elektrostantsiya

Самодельный генератор для велосипеда (бесконтактный)

В сети встречаются в основном контактные варианты велогенераторов, основанные на использовании трущихся частей. Электроэнергия, вырабатываемая такими устройствами достаточна для зарядки аккумулятора, который питает передний и задний фонари велосипеда.

Недостатками таких заводских и самодельных генераторов для велосипеда являются сопротивление, которое они создают при езде и шум. Поэтому идея бесконтактного велогенератора представляется полезной и перспективной. Интересную идею такого приспособления для велосипеда представлена на видео, которое вы можете посмотреть в статье ниже.

На заднее колесо автор идеи установил катушку, мимо которой при езде пролетает постоянный магнит.

При вращении колеса магнит движется мимо катушки, в результате вырабатывается импульсный электрический ток довольно высокого напряжения, но с очень малой величиной тока, который можно использовать для питания светодиодной лампочки.

Если вам нужен готовый магазинный велогенератор или неодимовый магнит, приобретайте в этом китайском магазине. Генераторы для велосипеда, тоже в нём.

Катушка использована от небольшого аквариумного компрессора на 220 вольт. Магнит неодимовый — шайба толщиной 4 мм и диаметром 1,5 см.

Две светодиодные ленты на 12 вольт включены последовательно для предотвращения сгорания ламп, так как напряжение, генерируемое в импульсе может доходить 40 вольт, при этом величина тока очень мала.

Если в схему включить конденсатор более 1000 мф, то светодиоды могут гореть постоянно, но число их необходимо в этом случае сократить в несколько раз.

Magnic Light

Отдадим должное смекалке автора интересной инновации для велосипеда, но должны отметить, что идея бесконтактного велогенератора не нова. Более того, существует оригинальная промышленная разработка такого устройства.

Magnic Light является первым бесконтактным источником питания для фонарей велосипеда без дополнительных компонентов в колесах.

Энергия берется из вращающихся колес велосипеда без каких-либо физических контактов и, таким образом, без трения.

Электричество преобразуется в свет за счет использования вихревых токов, создаваемых сильных магнитов (International Patent Pending PCT/EP/2012/001431). С помощью этого нового технического решения электричество могут подаваться на источники света полностью без батарей и без внешних кабелей, и в то же время с высокой эффективность.

Механизм действия на официальном сайте описывается так: «с перемещением колеса вращаются магниты внутри крошечного генератора весом 60 грамм и встроенным конденсатором, который держит свет, даже когда велосипедист останавливается».

 Видео, датированное 2014 г., показывает некоторые свойства генератора Magnic Light.

Идея изобретения генератора электроэнергии, или динамо-машины, как его сначала называли, принадлежит венгерскому физику и электротехнику Аньошу Иштвану Йедлику, который с 1827 года успешно занимался разработкой концепции динамо-машины,  но не стал патентовать его, так как думал, что его идея не нова. Патент на электрогенератор принадлежит Вернеру Сименсу.

Более мощный самодельный генератор тут.

Источник: http://izobreteniya.net/samodelnyiy-generator-dlya-velosipeda-beskontaktnyiy/

Ссылка на основную публикацию