Настройка переднего переключателя — всё о велоспорте

Простой мануал: как отрегулировать скорости на велосипеде с переключателями

Модуль переключения скоростей, способный обеспечить комфортное передаточное отношение в любых условиях передвижения, является самой уязвимой системой велосипеда.

Плавная и быстрая работа заднего и переднего переключателей, в зависимости от условий эксплуатации, наблюдается лишь в течение нескольких десятков-сотен километров, после чего требуется квалифицированная настройка узлов.

Чем будет полезна читателю эта статья и что в ней найдем:

  1. Подготовка к наладке
  2. Как отрегулировать задние скорости на велосипеде
  • Настройка ограничителей
  • Регулировка качества переброса
  • Настройка натяжителя
  • Как настроить передний ряд скоростей
  • Рекомендации по эксплуатации
  • Заключение и подведение итогов
  • Подготовка к наладке

    Заранее, перед тем как отрегулировать скорости на велосипеде, нужно очистить от грязи  и смазать цепь и переключатели. Также целесообразно произвести:

    • осмотр приводного троса на предмет наличия грубых изгибов, нарушающих плавность его перемещения по внутренней поверхности рубашки, расплетений и монолитности соединения с упором, базирующимся в манетке;
    • контроль состояния рубашек – при сильном износе внутренней, зачастую силиконовой вставки, или наличии усталостных изломов требуется их замена;
    • осмотр заднего переключателя и ответного элемента рамы (петуха) на предмет отклонения от вертикального расположения – ролики и ответная звездочка кассеты должны лежать строго в одной плоскости.

    Также перед тем, как настроить скорости на велосипеде, необходимо ослабить натяжение троса и настоятельно рекомендуется завернуть до упора регулировочные барабаны.

    В уже настроенном состоянии наблюдается следующая зависимость: чем меньше выкручен барабан, тем точнее работает система, а также сохраняется гарантированный запас вылета, необходимый для мгновенной компенсации удлинения троса в процессе поездки.

    Операция №1: как отрегулировать задние скорости на велосипеде любого типа

    Приступая к процессу наладки заднего переключателя, следует ознакомиться с его конфигурацией. Стандартный модуль имеет пять регулировочных элементов:

    • гайка, фиксирующая трос;
    • барабан натяжения троса;
    • ограничительный винт для самой низкой передачи (Low);
    • ограничительный винт для самой высокой передачи (High);
    • винт, регулирующий натяжение цепи.

    Методика «как отрегулировать задние скорости на велосипеде» состоит из трех этапов.

    Настройка ограничителей

    Выполняется, как правило, один раз – при установке нового переключателя и с целью предотвратить цепь от соскакивания на крайних звездах кассеты. Последовательность действий такова:

    • спереди устанавливается самая большая звезда, сзади – самая маленькая;
    • высвобождается трос;
    • наладка выполняется вращением винта H по или против направления движения часовой стрелки (рамка дерейлера движется соответственно к спицам или к перу рамы) до момента, когда ролики с самой маленькой звездой кассеты будут лежать в одной плоскости;
    • после осуществляется натяжка и закрепление троса, перевод переключателя на самую большую звезду сзади и самую маленькую спереди;
    • вращением винта L добиваются аналогичного положения роликов по отношению к звездочке.

    Регулировка качества переброса

    Является ключевой операцией в процессе, как настроить задний ряд скоростей на велосипеде как шоссейного, так и горного типа. Технология процесса проста: спереди и сзади устанавливаются самые маленькие звездочки; вращением регулировочного барабана добиваются, чтобы переброс срабатывал четко и мгновенно:

    • при недостаточном натяжении троса переключатель плохо (медленно) переходит на низшие передачи (большие звездочки) – необходимо повернуть барабан против часовой стрелки;
    • при излишнем натяжении – дерейлер задерживается на прежней позиции (плохо переходит на верхние передачи – маленькие звездочки), издавая цокот (металлические лязги) при работе (барабан необходимо завернуть по часовой стрелке).

    Регулировка натяжителя (высоты направляющего ролика или угла наклона цепи)

    В технологии «как отрегулировать сзади скорости на велосипеде» данная наладка имеет целью при прочих равных условиях улучшить качество переключения скоростей.

    Спереди устанавливается самая маленькая звездочка, сзади – самая большая. Вращая винт, направляющий ролик приближается или удаляется от звездочки. Задача – добиться зазора между роликом и звездочкой в 3-5 мм.

    Операция №2: как настроить передний ряд скоростей на велосипеде с двумя или тремя ведущими звездами

    Наладка переднего дерейлера происходит только после отладки заднего переключателя. Перед началом процесса здесь следует обязательно проверить два параметра:

    • параллельность внутренней рамки цепи;
    • зазор между наибольшей звездой и внешней рамкой дерейлера (должен составлять около 2 мм).

    Процедура, ответственная за задачу, как настроить передние скорости на велосипеде, включает три ключевых перехода.

    Регулировка ограничителя низких передач (L)

    Процедура выполняется в следующей последовательности:

    • цепь устанавливается на самую большую звездочку спереди и самую маленькую – сзади;
    • от дерейлера отсоединяется трос;
    • вращением винта L необходимо добиться, чтобы цепь, при вращении педалей, перемещалась как можно ближе к внутренней рамке, но не задевала ее;
    • натягивается и закрепляется трос.

    Регулировка ограничителя высоких передач (H)

    Выполняется следующим образом:

    • цепь устанавливается на самую большую звездочку спереди и самую маленькую сзади;
    • вращением винта Н следует отыскать оптимальное положение, при котором цепь будет находиться как можно ближе к наружной рамке переключателя, не задевая ее.

    Настройка качества переброса

    Ответ на вопрос, как отрегулировать плавность переключения скоростей на велосипеде, весьма прост.

    Вращением регулировочного барабана отыскивается мертвая зона, при которой движение дерейлера как от верхних к нижним передачам, так и наоборот, будет происходить мгновенно и без задержек.

    Выкручивая барабан, переключатель более качественно будет переходить с маленьких на большие звезды. При закручивании барабана наблюдается совершенно противоположная динамика.

    Эксплуатация трансмиссии: как грамотно переключать скорости на велосипеде в различных условиях

    Сохранение крейсерской частоты вращения педалей при движении по ровным равнинным участкам или уверенное и легкое педалирование на пересеченной местности – трансмиссионный узел современного велосипеда способен поддерживать наиболее подходящее для спортсмена передаточное отношение.

    Читайте также:  Выбор педалей - всё о велоспорте

    По поводу того, как правильно переключать скорости на велосипеде, специалисты дают следующие рекомендации:

    • менять передачу только в процессе движения;
    • переходить на требуемую звездочку только в условиях, когда на цепь действует минимальная нагрузка (желательно воспроизводить этот процесс при высокой частоте педалирования);
    • не переключать передачу при преодолении подъемов/ спусков (подходящие звезды необходимо выбирать заранее);
    • на грязевых, песчаных и скользких участках следует двигаться на более высоких передачах (преднамеренно повысить крутящий момент во избежание потери сцепления).

    При грамотной реализации последовательности действий в процессе, как настроить переключение скоростей на велосипеде, к главным ограничениям процесса перебора передач следует отнести следующее требование – исключить перекос цепи, существенно сокращающий ее срок службы. Избегать последнего, на примере 24-х скоростной системы, можно следующим образом:

    • спереди устанавливается маленькая звездочка (1), сзади: 1 – 4;
    • спереди – средняя (2), сзади: 4 – 6 (7);
    • спереди – большая (3), сзади: 6 – 8.

    Резюме

    Настройка велосипедной трансмиссии заключается в наладке переднего и заднего переключателя за счет:

    • настройки ограничителей больших (Н) и малых (L) передач соответствующими винтами (выполняется лишь один раз – при установке нового переключателя);
    • регулировки усилия натяжения тросика, влияющего на плавность переключения передач;
    • наладки натяжения цепи, обеспеспечивающей качественное и быстрое переключение (только у заднего дерейлера).

    Основы грамотного переключения передач – минимальный перекос цепи и отсутствие существенной нагрузки на цепь непосредственно перед сменой передачи.

    Источник: http://autoclub.su/kak-otregulirovat-skorosti-na-velosipede/

    Настройка переднего переключателя

    Регулировать передний переключатель можно только после того, как будет полностью настроен задний. Несмазанный трос может стать причиной нечеткого переключения передач.

    Элементы регулировки переднего переключателя:

    1. Болт крепления переключателя передач.
    2. Болт крепления управляющего тросика.
    3. Ограничительный винт низшей передачи (малая звезда, L ).
    4. Ограничительный винт высшей передачи (большая звезда, H ).

    Натяжение тросика регулируется бобышкой на манетке.
    Необходимые инструменты:

    • Шестигранник 5 мм.
    • Плоская или крестовая отвертка.

    Основные настройки переднего переключателя: высота, угол вращения, ограничительные винты и натяжение троса. Не все переключатели имеют эти настройки – поэтому просто пропустите соответствующий шаг, если нет такой возможности.

    Первый шаг. Настраиваем высоту.

    Необходимо отрегулировать высоту крепления переключателя так, чтобы когда рамка переключателя проходит над самой большой звездой зазор был не более 1-2 мм. (Можно проверить зазор с помощью монетки).

    Второй шаг. Настраиваем угол.

    Если смотреть сверху, то рамка переключателя должна быть параллельна цепи.

    Третий шаг. Ограничительные винты.

    Обычно L-винт регулирует положение на самой маленькой звездочке, H-винт – на самой большой (L=Low — младшие передачи, H=High — верхние).
    Настраиваем следующим образом: — Ослабляем болт, который держит тросик.

    Можно перед этим завернуть барабан натяжения троса на манетке по максимуму и отвернуть его на 1 оборот.

    — Переводим переключатель в положение в крайнее левое положение (вид сверху — малая звезда), крутим винт L (Low) так чтобы зазор стал около 1 мм (цепь находится на самой маленькой звезде). Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к средней звезде.

    — Потом переводим в крайнее правое и регулируем зазор (цепь находится на самой большой звезде). Вращая ограничитель H, установите, держа тросик в натяжении, рамку так, чтобы цепь располагалась в 1 мм от наружной пластины. Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к средней звезде.

    Для проверки полезно повращать педали и посмотреть не задевает ли цепь за рамку.

    Если цепь плохо сходит с больших звезд на маленькие, необходимо ослабить тросик, вращая барабан регулировки натяжения тросика по часовой стрелке. В противном случае — наоборот.

    При регулировке винта ”Н” сзади должна стоять наименьшая звезда, а при регулировке винта “L” — наибольшая, таким образом, чтобы цепь находилась в одной плоскости между звездами системы и кассеты!.

    Внимание! Начиная с оборудования Shimano FD-M510 Deore регулировочные винты поменялись местами! Теперь винт H находится слева (ближе в раме). Настройка Deore M510 (для увеличения — нажмите): — Винт L

    — Винт H

    Четвертый шаг. Настраиваем натяжение троса.

    Закрепляем трос. Следите за тем чтобы трос был прямым.

    С помощью винта регулируем натяжение троса. Это удобно делать когда цепь на средней звездочке (и стоит соответственно средняя передача). Если рамка задевает – необходимо ослабить или натянуть трос – в зависимости от того, с какой стороны задевает.

    В качестве проверки пробуем переключение передних передач при вращении педалей. Если цепь трудно забрасывается – увеличиваем натяжение. Если трудно сбрасывается – уменьшаем.

    Если троса не хватает, чтобы включить ту или иную звезду — проверяем натяжение троса (Регулируется как на переключателе, так и на манетке).

    Источник: http://spbvelo.ru/content/nastroika-perednego-pereklyuchatelya

    Лайфхак: как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде с системой Шимано?

    Механизм селектора передач маунтинбайка только на первый взгляд кажется сложным, на самом деле его наладка выполнима даже без помощи специалиста.

    Оборудование среднего уровня Alivio имеет оптимальное соотношение качества и цены, поэтому меньше подвержено износу, что облегчает юстировку его узлов.

    Сломать агрегат переключения в процессе работы у вас вряд ли получится – конструкция системы проста и надежна, а вот моральное удовольствие от самостоятельно проделанной операции гарантировано.

    Устройство перебрасывателя и причины его функциональных сбоев

    Перед тем, как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде, нелишним будет узнать причины сбоев в работе механизма. Суть неполадок заключается в следующих пунктах:

    • Повреждения троса или отсутствие на нем смазывающего вещества.
    • Нарушение целостности рубашки троса.
    • Изогнутый петух – крепление механизма к раме веломашины.
    • Износ цепи или кассеты со звездочками.
    • Заклинивание роликов цепного натяжителя.
    • Неполадки манетки смены передач на руле.
    Читайте также:  Почему велосипед не падает при езде - всё о велоспорте

    Винты для регулировки заднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде: технический минимум

    Несмотря на многообразие перебрасывателей параллелограммного типа от японского производителя, их конструкция и принцип работы похожи. В процессе юстировки устройства принимают участие пять элементов:

    • 1 – крепление троса в виде закладного болта с гайкой.
    • 2 – винт для натяжения троса с барабаном.
    • 3 – винт для корректировки натяжения цепи.
    • L – ограничительный винт для юстировки низких передач.
    • H – ограничительный винт для корректировки высоких передач.

    Специальные винты L и H, с помощью которых выполняется регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда с Shimano Alivio, физически ограничивают перемещение механизма, чем предотвращают соскакивание цепи. На практике ими пользуются в основном только при отладке нового перебрасывателя, впоследствии процедура не нужна.

    В случае, когда погнут петух или сам механизм, то корректировка ограничительными винтами может на короткое время решить проблему. Их чувствительность не очень высока, поэтому 1-2 оборота за один раз вполне оправданны.

    Методика: как правильно настроить на велосипеде задний переключатель скоростей Шимано?

    Процедура ремонта и отладки узлов цепной передачи должна проводиться на чистой веломашине. Обязательно следует поднять заднее колесо, для чего подвешивают раму на крючке или же готовят специальную подставку.

    Подготовительный процесс

    Как сказано выше, грамотную настройку предваряет тщательная очистка. Иногда даже такая процедура способна благотворно повлиять на работоспособность механизмов. Технологические моменты подготовительных работ заключаются в следующем:

    1. Почистить переключатель и кассету звездочек.
    2. Очистить от старой смазки ролики натяжителя.
    3. Вымыть и смазать цепь.

    Далее нужно освободить торос, для чего винты натяжения у манетки и на заднем перебрасывателе вкручивают до упора. Тросик из зажимного винта следует вытянуть, но снимать его вовсе не обязательно. Не помешает осмотреть его с целью обнаружения повреждений и при необходимости обработать смазкой.

    Как наладить ограничитель высоких передач?

    Для юстировки цепь устанавливают в положение высокой передачи, когда задействованы самая малая звезда сзади и большая спереди.

    Для тех, кто интересуется, как на горном велосипеде настроить задний переключатель скоростей, важно запомнить – суть юстировки заключается в установке задней маленькой звезды в одну линию с роликами натяжителя.

    Реализация этой задачи осуществляется за счет вращения регулировочного винта H:

    • по часовой стрелке – рамка отклоняется в сторону большой звездочки;
    • против часовой стрелки – рамка смещается к внешней стороне.

    Как отрегулировать ограничитель низких передач?

    Функционал ограничительного винта L состоит в предотвращении переброса цепи за пределы большой звезды. Неправильная наладка может привести к заклиниванию цепи в промежутке между звездой и спицами или невозможности включения низкой передачи.

    Перед процедурой наладки нужно установить цепь так, чтобы она находилась сзади на большой звездочке, а спереди – на маленькой. Винт L максимально выкручивается, чтобы переключатель двигался без ограничений. Цель настройки – выставить ролики натяжителя и большую заднюю звезду в одну плоскость. Задача выполняется при помощи вращения винта L:

    • по часовой стрелке – узел перебрасывателя смещается в сторону малой звездочки;
    • против часовой стрелки – узел перемещается в сторону колеса.

    Как отладить натяжение троса?

    Технологический процесс прост – достаточно отладить переход между двумя соседними звездами, индексная система смены передач устроена так, что переключение будет отрегулировано на всех звездах кассеты:

    • натянуть трос рукой и зафиксировать его крепежным болтом;
    • окончательная наладка осуществляется вращением пустотелого винта с барабаном (позиция 2 на рисунке), цепь должна легко переходить с одной звезды на другую и обратно при одном нажатии на манетку.

    По завершении регулировки заднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде следует надежно натянуть и закрепить тросик. Важно, чтобы он лег в направляющую канавку. Если работы выполнены правильно, то при вращении педалей цепь работает бесшумно и не соскакивает в сторону.

    Настройка натяжителя цепи

    Натяжитель представляет собой узел перебрасывателя, который обеспечивает оптимальную жесткость цепной передачи. Чрезмерное натяжение не только затрудняет передвижение цепи, но и изнашивает систему переключения передач. Ослабленное же состояние препятствует четкому переходу.

    Отладка узла натяжителя выполняется по схеме:

    • Установить цепь сзади на самую большую звездочку, а спереди – на самую малую.
    • Если при передвижении цепи ролик натяжителя задевает кассету, то нужно закрутить винт натяжения (позиция 3 на рисунке) так, чтобы зазор между ними составлял около 5 мм.
    • Установить цепь сзади на самую маленькую звездочку, а спереди – на самую большую, и повторить операцию, описанную в пункте 2.

    Возможные нюансы

    Иногда поразительные результаты дает обычная промывка и смазка тросов и их рубашек. Практика показывает, что после этой операции делать переходы становится значительно легче. При обнаружении порванного тросика с частью расплетенных проволочек его следует немедленно заменить. Такая же ситуация с рубашкой, у которой наблюдаются повреждения.

    Причиной неожиданных сбоев при перебросе передач могут быть две причины:

    • Вырвало трос из фиксирующего болта механизма.
    • На одном из концов рубашки продавилась заглушка.

    Перед тем, как настроить на горном велосипеде задний переключатель скоростей, нужно проверить состояние петуха. Он может погнуться в результате падения или при езде по неровной поверхности. Выпрямлять деталь непосредственно на веломашине категорически нельзя, потому что рамка узла хрупкая, лучше демонтировать погнутый петух и выровнять его на металлической плите.

    Читайте также:  Какие переключатели скоростей лучше использовать на велосипеде? - всё о велоспорте

    Также следует обратить внимание на степень изношенности цепной передачи, которая возникает по причине долгой езды на нестандартных комбинациях передач. Ролики натяжителя цепи нуждаются в периодическом обслуживании – их необходимо минимум раз в год очищать и смазывать.

    Источник: http://autobann.su/nastroyka-zadnego-perekluchatelya-skorostey.html

    Настройка переключателей скоростей | по кочкам

    Переключатели скоростей на первый взгляд могут показаться сложным механизмом хоть и имеют довольно примитивную конструкцию. Переключение скоростей происходит из-за ослабления и натяжения тросика, двигающего переключатель. Т.е.

    по сути переключатели являются простейшей механической конструкцией, и в их регулировке нет ничего сложного.

    Начинается настройка всегда с заднего переключателя, за исключением случаев когда требуется регулировка только одного из переключателей велосипеда.

    Настройка заднего переключателя

    Убедитесь, что переключатель не погнут. Если натяжитель цепи (лапка с двумя роликами внизу заднего переключателя) параллелен звездам кассеты, то все ок. Если нет, то скорее всего погнут не сам переключатель, а петух — крепление переключателя к раме.

    Его легко выпрямить, потянув за переключатель, но не тяните за один натяжитель цепи! – он согнется раньше, чем выпрямится петух, а его уже не так просто выпрямить.

    Но лучше перестраховаться и выпрямить его так, как написано об этом в статье Выпрямляем погнутый петух.

    Приступаем к регулировке. Выбираем бОльшую скорость, при которой цепь стоит на самой маленькой звезде кассеты (блок звезд на заднем колесе). На переключателе есть 2 винта с маркировками H и L (см. картинку).

    Крутим винт H (High) так, чтобы ролик переключателя стоял на одной линии с меньшей звездой. Теперь выбираем меньшую скорость – самая большая кассеты.

    И теперь крутим винт с маркировкой L (Low) до выравнивания ролика с большой звездой.

    После этого надо натянуть трос, при этом на манетке заднего переключателя должна стоять максимальная скорость. Убедитесь, что тросик четко лег в канавку у фиксирующего болта (на картинке обозначен цифрой 1) и затяните его. Закрепить трос надо с хорошей натяжкой.

    Если плохо включаются высокие передачи (при наборе скорости на велосипеде), ослабьте натяжение троса регулятором (на картинке обозначен цифрой 2). Если плохо сбрасываются (при снижении скорости езды), то нужно натянуть трос, выкручивая регулятор натяжения.

    Если обвеска байка по-дороже, то регулятор есть и на манетке, что позволяет регулировать натяжение тросика на ходу.

    Теперь последняя регулировка. Поставьте цепь спереди на маленькую, а сзади на самую большую звезду и прокрутите педали назад. Крутя винт натяжения (на картинке обозначен цифрой 3) добейтесь того, чтобы верхний ролик заднего переключателя находился как можно ближе к звезде, но не касался ее.

    Это нужно для наиболее плавного переключения скоростей. Теперь поставьте максимальную скорость – спереди большая звезда, сзади самая маленькая и убедитесь, что и в таком положении ролик не касается звезды кассеты. На дешевых переключателях этой регулировки может и не быть.

    Как улучшить работу дешевого переключателя читайте статью Тюнинг заднего переключателя.

    Передний переключатель отрегулировать будет еще проще чем задний. Но важно чтобы он был правильно закреплен на раме велосипеда. Когда цепь стоит на самой большой звезде, от звезды до рамки переключателя должно быть от 1 до 3 мм. И рамка должна быть параллельна звездам. Если все так, то можно начинать настраивать.

    Выставьте минимальную скорость – сзади самая большая, а спереди маленькая звезда.

    Ослабьте натяжение тросика и крутите винт с маркировкой L (Low (где он находится видно на картинке) пока между цепью и рамкой переключателя не останется миллиметровый зазор.

    После этого закрепляем тросик винтом (на картинке обозначен цифрой 4) с хорошим натяжением. Нужно следить, чтобы он лег в специальную канавку возле винта.

    Теперь выставляем максимальную скорость, когда спереди цепь на самой большой звезде, и на меньшей кассеты, и крутим винт с маркировкой H (High), чтобы зазор между цепью и внутренней плоскостью рамки составил миллиметр. Если после этого цепь все равно неохотно залезает на большую звезду отверните немного винт H.

    Теперь садимся на байк и пробуем как работает переключатель на ходу. Если цепь плохо переключается на пониженную скорость (меньшие звезды) покрутите регулятор натяжения тросика, расположенный на монетке переднего переключателя на руле, чтобы ослабить натяжение тросика. Когда цепь вяло залезает на большие звезды, натяните тросик этим же регулятором.

    Проблемы

    Если при кручении педалей с усилием цепь проскакивает, это означает, что она растянулась и ее пора менять. Если вы ее давно не меняли, возможно придется поменять еще и звезды с кассетой, т.к. изношенная цепь быстро приводит в негодность звезды.

    Если плохо включаются какие-то определенные скорости, проверьте свободно ли ходит тросик в рубашках и нет ли надломов, а также мест с расплетенной обмоткой тросика. Рубашки с надломами и те, в которых трос проходит с трудом подлежат замене, как и поврежденный тросик. Эта же проблема может быть вызвана погнутым петухом.

    Если переключатель внезапно вообще перестал работать, то проблема однозначно в тросике: либо он плохо закручен фиксирующим болтом, либо порвался.

    И еще важный момент. При переключении скоростей следите за тем чтобы не было перекоса цепи, из-за расположения ее одновременно на противоположных звездах шатуна и кассеты, а так же на средней звезде и крайних звездах кассеты. Неправильное расположение цепи показано схематически на картинке. Из-за этого происходит быстрый износ как цепи так и звезд.

    Источник: http://pokochkam.ru/about/nastrojka-pereklyuchatelej/

    Ссылка на основную публикацию