Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

Итак,  сегодня мы рассмотрим тему велосипедных вилок с амортизацией — именно они позволяют нам ездить дольше, смягчают удары и повышают комфорт езды.

Если вы уже знаете какой — тип вилки вам нужен, тогда вам будет интересна статья про недорогие вилки на велосипедах до 50 000 рублей. 

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

            Амортизационная вилка — это сложная велодеталь, включающая в себя “штаны” — часть к которой крепится колесо и “корону-ноги-шток” — часть, крепящаяся к раме и рулю. Так же она включает в себя картриджи отскока, компрессии, пружины, масло.

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

            То есть, вся обработка неровностей должна происходить как раз между штанами и короной — “ноги” двигаются по направляющим внутри штанов вилки, смазываемые маслом. Масло при сборке вилки наливается в штаны, снизу вилки.

Если ноги работают двигаясь по направляющим в штанах вверх и вниз, то что-то должно это движение смягчать и задавать ему характеристики “мягкости” — на какое давление со стороны колеса вилка отзовется сжатием (гашением удара) и скорости сжатия и разжатия (это называется “отскок”). Скорость отскока регулируется, а в качестве демпфирующего элемента в современном веломире выступают три элемента: стальная (титановая) пружина, обычная пружина, воздух.

Ход вилки обычно от 65 мм до 203 мм. Чем больше хода тем более вилка раскачиваеся и сложнее ехать по ровным поверхностям, но при этом лучше ехать по неровным. 

            Теперь подробнее об этих элементах. Они задают конструкцию и цену вилок. От этого же зависит и плавность работы и качество вилки в целом.

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

Пружинные вилки (в качестве пружины — используется стальная пружина, демпфер отсутствует) — почти полностью отсутствует амортизация. Самый бюджетный вариант, отличительная черта — загиб штанов у дропаутов, как на жестких вилках.

Эластомерные вилки (в народе “эластомерки”). (в качестве пружины — стальная пружина, демпфером является элластомер) Вместо картриджа отскока тут находится эластомерная вставка (похожа на плотную резиновую вставку).

Вилка сжимается так быстро, как позволяет мягкость пружины, а разжимается умеренно быстро, отскок на таких вилках не регулируется. Скорость отскока предустановлена и зависит от характеристик эластомерной вставки. . Как пример — RST Launch.

Вилки такого типа буду смягчать неровности, но высокого качества работы от них сложно ожидать. Позиционируются как “бюджетные, любительские модели”

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

Пружинно-масляные вилки. (пружиной является стальная или титановая пружина, демпфером является масляная система (картридж)). В такой вилке стоит стальная или титановая пружина, подбираемая под вес велосипедиста. Такие вилки не считаются бюджетными.

В данном случае качество вилки значительно выше  — это вилки могут быть как “продвинутого любительского уровня”, так и “профессионального”. Здесь за сжатие отвечает пружина, за скорость отскока отвечает отдельный масляный картридж.

Данный картридж представляет набор шайб с отверстиями разного сечения, вращением рычажка настройки отскока площадь сечения этих отверстий снижается или увеличивается, замедляя или ускоряя отскок.

По сути отскок зависит от скорости прохода масла через отверстия картриджа. Например, Rock Shox Sektor TK.

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

Масляно-воздушные вилки (часто назыются просто воздушные) (в качестве пружины — воздух, в качестве демпфера — масло). Тут роль стальной пружины выполняет поршень, закрепленный в штанах и герметичная воздушная камера в ноге вилки. Поршень двигается в камере, сжимая накачанный в нее воздух.

Конечно же, данная воздушная камера имеет ниппель для подкачки. Давление воздуха внутри камеры определяет мягкость вилки. За отскок, как и с пружинно-масляной вилкой отвечает картридж с маслом. Это вилки также “полупрофессионального-профессионального уровня”.

Примером данных вилок является Rock Shox Revelation Solo-air.

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

           Вцелом, мы разобрались с общей конструкцией вилки. Существует множество технологичных разновидностей:

  • различные покрытия ног вилки(это позволяет снизить трение и улучшить чувствительность вилки);
  • различные картриджи компрессии (компрессия помогает точнее настроить работу вилки — чувствительность к раскачке от педалирования или от проседания в повороте);
  • различные стандарты крепления колеса.

Все это — удорожает конечный продукт, и, соответственно, улучшает пользовательские характеристики.

Но, как это обычно бывает, что-то хорошее стоит дорого — так и вилки: воздушная вилка с регулировкой двух компрессий, под самый современный стандарт крепления колеса, с самым гладким покрытием ног стоит неприлично много. Средняя цена вилки профессионального уровня варьируется от 40 до 150 тысяч рублей, в зависимости.

Обслуживание вилок.

            Уровень технологичности вилки напрямую диктует и условия ее обслуживания. Так, эластомерную вилку можно не обслуживать в течении сезона, при повседневном катании по парку. А вот сложную, но очень чувствительную, жесткую и технологичную воздушную вилку для скоростного спуска надо обслуживать каждые 20-30 часов наката, с использованием специальных масел и инструментов.

Проще говоря, в разрезе сферы велосипедных амортизационных вилок, цена указывает лишь на “профессиональный уровень” нагрузок вилки, с частотой сервиса и его тщательностью дела обстоят лучше у эластомерной или пружинно-масляной вилки. Обслуживание вилки тем сложнее, чем больше опций у вилки: дополнительные настройки, карбоновые элементы, новомодные стандарты.

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

            И, конечно, логично предположить, что чем вилка дороже, тем приятнее она работает (при правильной настройке).

Сразу хочется сказать, что покупать новичку вилку самой последней модели — вовсе необязательно: органичное улучшение техники катания велосипедиста должно идти в ногу с апгрейдом его велосипеда.

Начать лучше с обычной эластомерной вилки, или с простенькой воздушной/пружинно-масляной. Переход на улучшенные модели должен происходить исходя из потребности в более качественной работе вилки.

Какую вилку выбрать?

            Лучше купить вилку хотя бы полу-профессионального уровня, чтобы в ней была стальная/титановая/воздушная пружина, чтобы была регулировка отскока и компрессии. Это, можно сказать, стандартная классика — относительно недорого, но прибавит комфорта и уверенности в езде. С такой моделью вы будете получать максимум удовольствия от езды, прикладывая минимум лишних усилий!

  • На затравку — пример работы вилки для даунхилла.
  • Вам также может быть интересно:
  • Выбор бюджетной RST, Suntour, RockShox вилки до 50 000 руб. 
  • Об авторе: Дамир Сафин 

12 лет в маунтинбайке, перепробовал все типы велосипедов и их подвесок — от обычных кросс-кантри моделей до тяжелых даунхильных велосипедов. Истинный фанат своего увлечения. Способен подбирать комфортную высоту руля в течении 1,5 месяца. 

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

Велосипедная вилка

Отредактировано 5.01.2022

Велосипедная вилка — часть велосипеда, удерживающая переднее колесо и обеспечивающая возможность менять направление езды во время движения. Это вторая по важности деталь после рамы и по цене, и по стоимости, и по весу. От качества вилки зависит, насколько удобным будет катание. Важны не только амортизационные свойства, но и гибкость настроек, соответствие типа и класса стилю катания

  • Шток – это ось вилки, которая неподвижно соединена с короной. Эта деталь необходима для установки вилки на раму велосипеда (в рулевую колонку), а также для закрепления в нёй выноса вместе с рулём. Шток может быть изготовлен из стали, алюминия или карбона.
  • Корона – элемент, в котором закрепляется шток и ноги веловилки. У однокоронных вилок шток и ноги неразделимо соединёны с короной. У двухкоронных вилок шток жестко соединён только с нижней короной, верхняя корона подвижно надета на шток, при этом ноги можно регулировать по длине. Короны изготавливаются литьём из алюминия, с возможной последующей ковкой (для вилок среднего и высшего класса) или карбона (для вилок полностью изготовленных из карбона).
  • Нога – деталь, которая подвижно входит в штаны у амовилки или непосредственно удерживает переднее колесо у жесткой вилки. В ногах амортизированных вилок (внутри труб) находятся пружины и демпферы, регулятор жесткости, блокиратор амортизации. У жестких вилок ноги принято называть перьями. Ноги вилок изготавливаются из твердой углеродной стали, их поверхность хромируется. Качество обработки поверхности и толщина хромирования выше у более дорогих вилок.
  • Штаны – цельная деталь, состоящая из двух стаканов и соединяющей их вместе жесткой скобы (гориллы). Данная деталь имеется только у амортизированной вилки. Штаны у вилок перевёрнутого типа представляют собой деталь объединяющую стаканы и корону воедино.Штаны для большинства вилок среднего и высшего класса изготавливаются из сплава алюминия с магнием. Чем выше процент магния в сплаве с алюминием, тем прочнее отлитая деталь. Более дорогие модели имеют большее содержание магния в алюминиевых деталях, и они соответственно надежнее. Штаны у некоторых вилок высшего класса производятся многослойным построением из алюминиевого сплава и карбона.
  • Крепление дискового тормоза – две полые стойки с внутренней резьбой для неподвижного закрепления каллипера (велосипедного суппорта).
  • Брейк боссы – две оси с внутренней резьбой, на которые подвижно надеваются рычаги кантилеверных тормозов или типа V-brake (ви-брейки).
  • Наконечники — плоский кусок металла с пазом или прорезью для размещения оси колеса. Одна пара наконечников пера располагается внизу передней вилки, другая — на пересечении верхних и нижних перьев заднего треугольника. Наконечники низкого качества выполнены путём простой штамповки, более качественные — кованные.В 1930 году появился новый тип наконечников, которые стали называться «дропаутами» (см. ниже).Старый тип наконечников сейчас иногда можно встретить на односкоростных велосипедах, стилизованных под старину. Технически же их использование сейчас совершенно неоправданно. Трековые велосипеды и BMX используют простые наконечники вместо дропаутов, но это обусловлено спецификой данных дисциплин.
  • Дропауты – крепления для оси в виде ушек на нижних концах штанов. Пазы дропаутов направлены вниз и вперёд (горизонтальные) или строго вниз (вертикальные). Преимущество такой системы заключается прежде всего в возможности легко сменить заднее колесо (лишь ослабив гайки или эксцентрики на оси), не требуя при этом переключение скоростей на задних звёздах для ослабления натяжения цепи.Применяются различные стандарты дропаутов: QR9 введен для обычных тонких осей диаметром 9 мм, QR15 – закрытые ушки для вставной полой оси диаметром 15 мм, QR20 – закрытые ушки для вставной полой оси увеличенного диаметра 20 мм.Дропауты на большинстве вилок отливаются цельно со штанами. А если штаны выполнены из карбона, тогда эти крепления являются отдельными деталями из алюминиевого сплава. На некоторых моделях высокого класса дропауты изготавливаются из нержавеющей стали, чтобы они в дальнейшем не ржавели. Отлитые из алюминиевого сплава дропауты при повреждении лакокрасочного покрытия ржавеют из-за коррозии магния.Задние дропауты бывают двух видов:
    • Горизонтальные дропауты позволяют варьировать положение колеса. Такой тип дропаутов необходим для велосипедов без заднего переключателя скоростей, поскольку в этом случае ось заднего колеса должна быть подвижной для регулировки натяжения цепи.При установке колеса в дропауты горизонтального типа нужно быть предельно аккуратным и следить, чтобы болты или эксцентрик были надёжно закреплены во избежание последующего перекоса колеса за счёт натяжения цепи.
    • Вертикальные дропауты — с пазом, расположенным строго вертикально. В этом случае нет возможности варьировать положение колеса, и даже в случае ненадёжного крепления ось колеса не изменит своего положения.Данный тип дропаутов в основном используется в велосипедах с системой переключения скоростей. Из-за того, что положением колеса в данном случае невозможно регулировать натяжение цепи, необходимо либо использовать переключатель скоростей с системой натяжения, либо отдельный внешний натяжитель.
Читайте также:  Idol rasta велосипед - описание, технические характеристики, оборудование, модели, отзывы

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение
Основные геометрические размеры велосипедных вилок приведены на рисунке ниже

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

  • Общая длина вилки. Оказывает влияние на геометрию велосипеда. При замене вилки (особенно амортизационной на жесткую) следует учитывать разность их длин. В общем случае, не рекомендуется ставить вилку с длиной, отличающейся более, чем на 20 мм, от рекомендуемой производителем.
  • Общий вылет вилки. Складывается из вылета короны и вылета дропаутов. Оказывает влияние на управляемость велосипеда — чем больше вылет, тем выше стабильность при движении по прямой, но хуже управляемость. Стандартное значение — около 45 мм для горных велосипедов и около 35 мм для гибридов
  • Ход вилки. Чем больше ход, тем более крупные препятствия может отрабатывать вилка, тем большие удары может гасить вилка, тем выше скорость может быть на трамплинах, тем меньше возможности полететь через руль, так как передняя часть велосипеда выше задней, тем удобное положение велосипедиста при скоростных спусках со склона. Чем меньше ход, тем ниже центр тяжести велосипеда, выше точность управления, меньше вилка раскачивается при силовом педалировании, лучше приспособлена для езды в гору. Считается, что чем ровнее дорога, тем меньше должен быть ход вилки. Типичные значения хода, в зависимости от предполагаемого стиля езды, такие:- Гибриды: 50-70 мм.- Кросс-кантри: 80-100 мм.- Велотуризм, катание на велосипеде, приключенческие гонки: 80-120 мм.- Дёрт: 80-100 мм.- Марафоны/эндуро/трейл: 120—150 мм.- Фрирайд: 180—250 мм- Даунхилл: 170—200 мм- Хардкорный фрирайд: 250—300 мм
  • Диаметр ног. Диаметр ног рассчитывается в зависимости от нагрузки вилки и влияет на ресурс направляющих подшипников скольжения, в которых движутся ноги вилки. Чем жестче использование вилки, тем большая площадь соприкосновения ноги и направляющего подшипника требуется для уменьшения трения между ними и повышения их ресурса.Диаметр ног так же влияет на общий вес вилки и на торсионную жесткость.

Велосипедная вилка бывает жесткой и амортизационной.
Жесткая велосипедная вилка состоит из: штока; короны; ног (перьев); дропаута; брейк босса; крепления для дискового тормоза. Жесткая вилка позволяет развивать большую скорость по асфальту, т.к. отсутствуют затраты энергии на движения амортизаторов

Материалом изготовления жестких вилок служит высококачественный и технологичный алюминий, карбон, сталь или титан. На первом месте по долговечности стоит карбон, а на втором сталь и алюминий. Иногда производители совмещают несколько металлов для снижения стоимости при высокой надежности и безопасности. Детали из титана возможно приобрести исключительно под заказ. Их цена очень высока.

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

Амортизационная велосипедная вилка

Амортизационная велосипедная вилка состоит всего из 2 элементов: штанов (представляет собой специальные трубчатые стаканы для крепления с ногами) и заглушку (служат для закрывания ног, иногда заменяют блокировкой или регулятором подвески).

Для них необходимо постоянное обслуживание, заключающееся в осмотре, устранении дефектов, смазке. Такой уход будет способствовать хорошей работе и долговечности механизма.

Материалами для изготовления служит хромированная сталь, карбон или алюминий. Возможно совмещение металлов.
От особенностей этих штанов и заглушек существуют разновидности амортизационных вилок:
Данный тип не содержит демпфера (из-за чего они не эффективны при движении по пересеченной местности). Имеется лишь очень мощная и прочная стальная пружина, выступающая в качестве самого основного элемента детали.
Используется на городских велосипедах для увеличения комфортности при езде.

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

Пружинно-эластомерные велосипедные амортизаторы

Состоит из пружины из прочной стали и демпфера, выполненного из качественного эластомера (резины).
Такой может активно применяться при движении по мелким и средним неровностям.

К существенному недостатку эластомерных амортизаторов относится низкая холодостойкость резинового демпфирующего штыря: при понижении температуры способность гасить колебания существенно снижается.

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

В качестве 2 элементов здесь выступает воздух, закаченный в вилку при помощи насоса высокого давления. Такая конструкция имеет весьма маленький вес. Главным недостатком является изменения воздушного потока в холоднее время года, а также отсутствие какой-либо настройки.

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

Такой тип более востребован, нежели другие. Пружину в такой конструкции заменяет воздух, а демпфер масло. В процессе сжатия происходит перетекание масла из одной полости в другую до полного восстановления. В наличии огромное количество настроек. К плюсам можно отнести и небольшой вес вилки.

Данный механизм работает благодаря пружине из высокотехнологичной стали и масла. Он имеет весьма большой вес, что считается существенным недостатком. Главными же достоинствами являются: высокий уровень амортизации, достигаемый в результате взаимодействия масла и стали; высокий уровень плавности хода (во время поездок чувствуется комфорт и легкость вождения).

Особенности конструкции амортизационных вилок

По особенностям амортизационных вилок выделяют:

  • однокоронные (обычные)
  • двухкоронные
  • перевернутого типа
  • одноногие

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

Однокоронные используются на многих велосипедах, предназначенных для велотуризма, покатушек по грязи, марафонов по пересеченной местности , гонок на выносливость (эндуро).

Двухкоронные нужны для скоростных спусков вне подготовленных трас, спусков с гор.

Перевернутого типа амортизаторы применяются для прыжков с высоты.

Одноногие вилки удерживают ось только с одной стороны консольным закреплением, поэтому для ремонта пробитой камеры не понадобится снимать переднее колесо.

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение Тип крепления велосипедной вилки обусловлен различными типами рулевых колонок и способом их крепления.

  • Резьбовые (headset) вилки предусматривают прижимание подшипника при помощи гаек. Одна гайка имеет конусовидную форму, затем идёт шайба с усом и завершает всё контргайка. Устойчивость такого механизма оставляет желать лучшего, он имеет склонность к разбалтыванию и образованию люфта.
  • Безрезьбовые (aheadset) вилки являются более распространёнными. В этом случае вынос руля удерживается подшипником. За фиксирование рулевого механизма отвечает якорь, который надёжно прижимает вынос и предупреждает разбалтывание. Затягивание выноса происходит при помощи двух больших винтов. Такая конструкция характеризуется более высокой надёжностью.
Читайте также:  Как стартовать и останавливаться на велосипеде?

В соответствии с ходом велосипедной вилки выделяют:

  • короткоходные имеют ход в пределах 25–40 мм, подходят для кроссовых, городских велосипедов
  • средние обладают ходом в пределах 50–75 мм или 75–100 мм, могут использоваться для занятий велотуризмом, гонками и активным велокатанием
  • длинноходные имеют ход в пределах 120–300 мм (иногда больше), актуальны для двухподвесных велосипедов, на которых совершаются скоростные спуски.

Существуют велосипедные вилки, которые могут регулироваться по желанию велосипедиста. При этом существует несколько видов регулирования:

  • Preload, или предварительная нагрузка, заключается в настройке жёсткости пружины. Если выбор падает на недорогую модель Preload, то надеяться на широкие возможности регулирования не стоит. Для изменения жёсткости пружины предусматривается два варианта: внешний регулятор или замена пружин. А также Preload предусматривает изменение скорости отскока вилки или возврата её в исходное положение и скорости сжатия, или compression. Все эти регулировки являются важными и полезными.
  • LockOut, или блокиратор, является полезной, но вместе с тем и опасной функцией, которой можно пользоваться со знанием дела.
  • Extension Control, или регулирование длины хода, также требует аккуратного обращения. Если экспериментировать и действовать наугад, то можно серьёзно покалечить вилку.

Важным типом регулирования является первый вариант. Две другие регулировки требуются не всем и не всегда, поэтому за них не стоит переплачивать.

Виды велосипедных вилок

Всем привет, сегодня мы расскажем вам об амортизационных вилках и их типах. Вы узнаете, из чего они состоят, какие на них могут быть регулировки и на что нужно обращать внимание при выборе вилки. Поехали!

Большинство современных велосипедов оборудуется амортизационными вилками. Этот элемент просто незаменим при катании по бездорожью, поскольку он:

  • Позволяет с легкостью преодолевать любые препятствия на пути.
  • Сглатывает неровности, повышая управляемость велосипеда.
  • Делает поездку комфортнее, оберегая руки велосипедиста от ударов. 

В настоящий момент существует множество вариантов вилок, каждая из которых ведет себя совершенно по-разному. Поэтому попробуем разобраться с тем, как устроены такие амортизаторы и какими характеристиками они обладают.

Конструкция вилки

Самая распространенная конструкция вилок состоит из штока, короны, ног, запрессованных в корону, а также штанов, в которые входят ноги.

Для дополнительной жесткости штаны бывают соединенными перемычкой, которую называют гориллой. В нижней части штанов расположены дропауты, в которые вставляется ось колеса. Также на вилке имеются крепления для тормозов.

Все эти элементы могут быть выполнены из стали, алюминия или карбона. 

Говоря о конструкции, следует упомянуть о диаметре ног вилки. Стандартом сегодня является 32 миллиметра, но встречаются и другие размеры. Также вилки могут отличаться:

  • Ходом (от 40 до 200 миллиметров).
  • Типом крепежа (ось или эксцентрик).
  • Внутренними компонентами.

В зависимости от последних, все вилки делятся на:

  • Пружинные.
  • Пружино-элластомерные.
  • Пружино-масляные.
  • Воздушно-масляные. 

И рассматривать их стоит отдельно друг от друга.

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

Пружинные вилки 

Велосипедные вилки данного типа встречаются редко, и устанавливаются только на самые бюджетные велосипеды. Они изготавливаются из стали, и поэтому самые тяжелые и неудобные.

Работа такого амортизатора также оставляет желать лучшего – он отстреливает в руки велосипедиста на каждой неровности, а о плавности хода здесь не стоит даже говорить.

Единственным плюсом таких моделей является их цена.

Пружинно-элластомерные вилки 

Вилки такого типа являются улучшенной версией предыдущих. Из отличий стоит отметить:

  • Больший ход.
  • Плавное сжатие пружины.

Поэтому такие вилки обычно устанавливают на велосипеды начального класса. Что же касается материалов, то тут также используется сталь, но вот штаны чаще всего делают из алюминия. Тем не менее, эти амортизаторы все равно считается тяжелыми, но новичков они полностью устраивают. 

Что же касается минусов таких вилок, то это:

  • Отсутствие регулировки жесткости.
  • Малый срок службы (обычно он не превышает нескольких лет).
  • Плохая работа при низких температурах. 

Из-за чего они не пользуются уважением со стороны профессиональных велосипедистов.

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

Пружино-масляные вилки

Переходим к амортизатором следующего уровня. Ключевым отличием этого типа от предыдущего является наличие масляного картриджа, позволяющего настраивать скорость отскока вилки после сжатия.

Для этого здесь внизу правой ноги предусмотрен вращающийся переключатель. В этом типе вилки за амортизацию по-прежнему отвечают пружины, но на некоторых моделях можно встретить регулировку жесткости, которая сможет сделать ваши поездки более комфортными.

Из недостатков представителей данной категории стоит отметь:

  • Большой вес.
  • Слабую регулировку жёсткости.
  • Проблемы при температурах ниже 5 градусов.

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

Воздушно-масляные вилки

Представители данного типа считаются лучшими на сегодняшний день. В конструкции такой вилки нет пружин, вместо которых была установлена воздушная камера, где можно установить давление индивидуально под ваш вес. Чтобы пользователи не путались, производители обычно клеят на нее наклейку с таблицей значений. 

В правой ноге воздушно-масляной вилки вы найдете регулировку отскока, который можно варьировать в довольно широком диапазоне. За счет того, что все элементы таких амортизаторов изготавливаются из алюминия, а в топовых моделях шток и корона и вовсе выполняется из карбона, они имеют минимально возможный вес среди всех типов велосипедных вилок, представленных на рынке. 

Велосипедные вилки: типы, отличия, устройство и назначение

Настройки

Осталось лишь рассказать о возможных настройках амортизационной вилки. Помимо вышеупомянутых регулировок жесткости и отскока, в некоторых моделях можно управлять компрессией и осуществлять блокировку хода.

Блокировка хода встречается даже на некоторых пружинных вилках. Обычно она выглядит как синий рычажок, расположенный в верхней части правой ноги, но в дорогих моделях эта регулировка бывает вынесенной на руль.

Блокировка полезна при поездках по асфальту, поскольку она:

  • Уменьшает раскачивание велосипеда при педалировании.
  • Способствует улучшению наката.

Но делает велосипедиста уязвимым перед серьезными ударами.

Что же касается компрессии, то это регулировка, позволяющая менять жесткость вилки прямо во время движения. Это очень полезная функция для тех, кто часто катается в смешанных условиях, поскольку жесткость вилки можно изменять плавно, адаптируя под то или иное покрытие.

Вилки с конусным штоком и их установка в обычный стакан / О горном велосипеде / Twentysix

Функция у передней вилки велосипеда де-факто одна, это поглощение неровностей дороги от мелких дефектов асфальта до бортиков и ступенек при прыжках. Конечно, это не относится к фиксированным вилкам, знакомым нам с детства по советским велосипедам и нынешним шоссейным моделям, но они особого внимания к себе не требуют.

Вилка – вторая по важности деталь после рамы и по цене, и по стоимости, и по весу. От качества вилки зависит, насколько удобным будет катание.

Важны не только амортизационные свойства, но и гибкость настроек, соответствие типа и класса стилю катания.

Например, жёсткая пружинная вилка отлично подходит для катания в городе, но кратковременный выезд в лес может оказаться фатальным и для механики, и для велосипедиста.

Основные детали

Условно переднюю вилку можно разделить на четыре составляющих блока:

  • амортизатор – часть, принимающая на себя основную нагрузку по амортизации неровностей и хода велосипеда, в части моделей это пружина, в другой – герметичная камера;
  • демпфер – амортизация мелких неровностей, которые должны быть отработаны быстро;
  • корпус – то, что несёт основную нагрузку: рулевая труба, внутренние трубы (шатуны), корона,соединяющая рулевую и внутренние трубы, ноги (нижний амортизационный блок, в который входят шатуны), горилла (перемычка, соединяющая ноги);
  • фурнитура – переключатели и настройки на короне, ногах, набор креплений для оси колеса и тормозов, пыльники и манжеты для защиты механизмов.

Названия частей передней вилки велосипеда

Данная структура немного изменяется в нестандартных компоновках вилки. Например, перевёрнутые передние вилки имеют шатуны, направленные вниз, и такая структура позволяет амортизировать больше мелких неровностей, но увеличивает вес и время на обслуживание — такой механизм быстрее загрязняется.

Жёсткие

Такая разновидность отличается простым строением конструкции, в которой не предусмотрено наличие движущихся элементов. Такую вилку не желает выпускать ни один из существующих производителей. И совсем скоро жёсткие конструкции канут в Лету и станут историей.

Серьёзным недостатком является низкая скорость прохождения дороги с неровным покрытием. К преимуществам можно отнести небольшой вес, прочную конструкцию, морозоустойчивость и долговечность. Такие модели продолжают устанавливаться на некоторые шоссейники.

Хоть у этой вилки и нет будущего, но есть случаи, когда её установка является преимущественной:

  1. Езда исключительно по ровным дорогам.
  2. Стиль катания прогулочный, а высокие скорости являются редкостью.
  3. Использование велосипеда ребёнком.
  4. Занятие велотриалом, суть которого заключается в спортивном преодолении препятствий.
Читайте также:  Где можно ездить на велосипеде: рекомендации для начинающих вело-байкеров и правила дорожного движения

Жёсткая велосипедная вилка

Только в этих случаях целесообразно устанавливать жёсткую модель вилки. Если ваш стиль катания не похож ни на один из вышеперечисленных, то выбор вилки для велосипеда должен быть направлен на амортизационные модели. Здесь есть где разгуляться и даже потеряться.

Типы вилок

Пружинные

Базовый уровень амортизационных вилок. Ставятся на дешёвые модели велосипедов, и в рознице продаются по остаточному принципу. Они обычно используются в качестве запасных частей для ремонты. Из-за своей конструкции не выполняют роли демпфера, пропуская мелкие неровности в полном объёме.

В основе такой вилки — обычная пружина, закрытая в шатуне под резиновой или иной защитой. Обычно собирается достаточно грубо и в процессе эксплуатации портится от попадающей грязи. Возможности для обслуживания невелики — обычно только замена самой пружины. Настроек тоже не бывает, только блокировки.

Разобранная вилка пружинного типа

Рекомендуется для начального уровня или в ситуациях, когда другие варианты недоступны по финансовым или иным причинам.

Пружинно-эластомерные

Механикой не отличаются от предыдущих, но вместо пружины используется полимерный стержень, выполняющий функцию демпфера. К сожалению, всё зависит от свойств материала, но обычно они далеки от совершенства. Амортизационная функция ненамного заменяется демпферной, сохраняя общий низкий комфорт от использования вилки.

Пружинные и эластомерные передние вилки не рекомендуются для использования зимой, так как деградация свойств на низких температурах слишком сильна.

Воздушные

Конструкция с исключительно воздушной амортизацией очень выгодна и в плане стоимости, и в плане обслуживания. Сжатый воздух, накачиваемый насосом в герметичную камеру, работает и как амортизатор, и как очень хороший демпфер. Катание очень комфортное, сравнимое со многими более дорогими конструкциями, но в случае покупки горного велосипеда стоит выбирать более выносливый механизм.

Минус воздушных — подготовка и срок эксплуатации. Настройка производится только давлением в камере, поскольку она достаточно узка, подкачивать приходится очень часто, да и общий срок службы такого механизма, особенно при агрессивном катании, невелик.

Масляно-воздушные

В масляно-воздушных вилках функции амортизатора и демпфера разделяются между воздушной камерой и масляным картриджем. Если поведение воздушной «пружины» понятно и аналогично воздушной вилке, то от масляного блока зависит очень многое. Основной выбор идёт по строению картриджа и марке масла.

Разобранная вилка масляно-воздушного типа

  Мопед Pegas (Пегас) FK50-C9 50cc

Такой тип конструкции отлично подходит для кросс-кантри и постоянного катания, но пасует при больших нагрузках на горных спусках. Кроме того, срок службы ожидаемо ниже, чем у пружинных механизмов.

Масляно-пружинные

Признанный профессиональный тип передней вилки — устройство, сочетающее масляный картридж и стальную пружину. Именно такие вилки стоят на лучших спортивных велосипедах, но, в зависимости от стоимости, масляно-пружинные конструкции заменяются на масляно-воздушные.

Обычно возможности для настройки ниже, чем у воздушных, но пружина, особенно из современных материалов, позволяет работать очень долго и с требуемой жёсткостью.

И масло, и амортизационные пружины прошли огромный путь совершенствования и вместе дают наилучшее спортивное сочетание. На текущий момент возможных конкурентов велосипедная индустрия этой комбинации предложить не может.

Настройка

Набор настроек зависит от типа и производителя. Рассмотрим все возможные. Единого типа переключателей так и не выработано, потому настраивать каждую переднюю вилку придётся по инструкции производителя.

LockOut – блокировка хода

Блокировка есть практически на любой вилке. Этот переключатель используется чаще всего не при подготовке, а в процессе катания, например, перед горкой или скоростным участком на асфальте.

Злоупотреблять функцией не стоит. Значительно сэкономив силы, легко получить серьёзный удар по рукам на малейшей кочке и сломать при этом переключатель.

Кроме того, для велосипеда такой ход тоже не сулит ничего хорошего.

Вилка Manitou Black Elite со включенным LockOut

Preload – предварительная нагрузка

Предварительная нагрузка обычно настраивается внешним переключателем, но бывает (на самых дешёвых и самых дорогих моделях) — простой заменой пружин. Влияет на амортизацию, а конкретно — на реальную жёсткость пружины, путём её докручивания. В спортивных комплектах при настройке заменой пружины различный уровень жёсткости отмечается цветом.

Compression & Rebound – скорость сжатия и возврата

Настройка встречается у вилок хорошего уровня. Отвечает за скорость возврата и сопротивление сжатию переключатель обычно с двух сторон — на ногах. Чаще всего регулируется именно возврат — для прыжков и даунхилла помедленнее, чтобы не вылетала быстрее, для катания побыстрее, дабы не терялось сцепление, и энергия педалирования не уходила в перекос рамы.

Extension control – длина хода

Расширенный вариант блокировки — добавляются несколько позиций, фиксирующих уход по определённой длине. Например, на уровне 100 мм при максимальном ходе в 150 мм для прямых участков вместо прыжков.

Риски использования таких переключателей аналогичны блокированию. При активной нагрузке переключатель можно сломать.

В любом случае, настройка востребована достаточно мало, поэтому она встречается только на единичных моделях.

Компоненты и терминология

В стандартном комплекте и амортизации вилка для велосипеда включает:

  • Трубку руля или шток – соединительный участок вилки, руля и рамы, как правило, производится по стандартным параметрам, бывает конусовидный и прямой.
  • Корона – деталь для соединения независимого участка. Может производиться с одной или несколькими деталями для соединения. Элемент всегда изготавливается из особо прочных сплавов, так как на него направляется основная не амортизационная нагрузка. Корону можно приспосабливать и под крепление дополнительных деталей и крыльев.
  • Нога или поршень – трубка проходящая под прессом в механизм амортизатора.
  • Штаны или внешний кожух амортизаторов с широким поршнем, который с одного конца оснащён дропаутом, а с другой скрепляет трубку руля.
  • Дропаут – кронштейн для прикрепления втулки заднего обода.
  • Вилки различаются и креплениями, всё зависит от предназначения велосипеда, фиксированные модели содержат только шток, корону, поршень и дропауты, двух коронные – вилку с двум коронами, а некоторые байки имеют единую конструкцию без второго поршня и половины штанов.

    Обслуживание вилки

    Снимаем

    Снять переднюю вилку несложно.Есть всего два типа крепления:

    Безрезьбовые — сейчас де-факто стандарт, который поддерживают все производители. Вынос руля держит верхний подшипник, якорь (расширяющаяся трубка), закреплённый выносом, входит в рулевую трубу вилки и закрепляется двумя винтами. Собственно, для снятия достаточно раскрутить два винта, и вся сборка практически не разбалтывается при использовании.

    Безрезьбовое крепление вилки

    Резьбовые — знакомые по старым и детским велосипедам механизмы, верхний подшипник зажимается с помощью гайки, конуса, шайбы с усиком и контргайки. Снимать ещё легче, но и зафиксировать надолго сложно, особенно при больших нагрузках — быстро появляется люфт.

    Чистим

    Установка заднего переключателя скоростей велосипеда

    Все пыльники, кожухи и поверхности труб, которые работают во время движения, должны быть чистыми, потому постоянно проверяем их и приводим в порядок. Грязь на изоляции постепенно приводит к повреждениям, а через них уже начинается загрязнение внутреннего механизма с последующей поломкой.

    При чистке важно заметить следующее: если в механизме вилки используется масло, оно ни в коем случае не должно оказываться снаружи. Если заметны подтёки масла, переднюю вилку срочно требуется ремонтировать. Дальнейшая эксплуатация, скорее всего, приведёт к поломке и полной замене.

    Меняем

    Замене подлежит три составляющих.

    Во-первых, это масло. Смена сезона, стиля катания, любой ремонт и большая часть перенастроек — повод для смены масла. Масло рекомендуется подбирать фирменное, от производителя.

    Например, Marzocchi поставляют в Россию достаточно хорошо. В крупных городах приобрести его не составляет проблем. Тем не менее, вполне годится, хотя и не так хорошо, более вязкое масло для амортизаторов мотоциклов.

    Оно точно есть в любом регионе.

    Ниппель для подкачки воздушного амортизатора

    Во-вторых, это пружины. При активном катании, трюках, даунхилле пружины всё равно теряют свои свойства, их требуется менять. В зависимости от типа конструкции — замена от элементарной до «лабораторной» — здесь следует ориентироваться на рекомендации и инструкции от производителя.

    Третьим элементом для «замены» является воздух. Подкачивать масляно-воздушные и воздушные вилки придётся немного реже, чем камеры. Благо, нет ничего сложного, главное — контролировать давление и знать, что делаешь.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector