Как устроен велосипед — всё о велоспорте

Обслуживание шоссейного велосипеда: теория и практика

Постоянный автор НБ Юрий Ганусяк делится советами о том как ухаживать за велосипедом чтобы он долго служил верой и правдой. Отметим, что материал этот рассчитан на опытного «наездника». Потому если, изучая обзор, вы откроете для себя неизвестные до этого понятия или детали, смело оставляйте вопросы в комментариях.

Лучше научиться самостоятельно работать с каждым узлом велосипеда. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд, и навыки обслуживания велосипеда никогда не будут лишними в поездке.

Для начала составим список частей велосипеда, которые нуждаются в обслуживании, а после разберемся с каждым пунктом детальнее.

  1. Трансмиссия: звезды системы, цепь, кассета. Эти детали подвергаются наибольшей нагрузке и требуют наиболее тщательного ухода для продления срока эксплуатации. Их нужно чистить, смазывать, время от времени менять. По разным оценкам, ресурс набора – 5-20 тыс. километров.
  2. Резина: покрышки и камеры. И то, и другое, по сути, является расходниками. При должном уходе покрышки нуждаются в замене каждые 5-7 тысяч километров.
  3. Тросы и рубашки. Эти расходники, о которых все почему-то забывают, нуждаются в регулярной замене, чтобы Dura Ace работал, как Dura Ace (SHIMANO DURA-ACE – высококачественные комплектующие механического переключения скоростей и торможения японского производителя SHIMANO – авт.), а не как дерьмо. 5-10 тыс. км между заменами в зависимости от условий эксплуатации.
  4. Обмотка. Можно, конечно, по 100500 раз перематывать одну и ту же, но лучше менять при каждой замене рубашек или после завала.
  5. Подшипники в каретке, рулевой и втулках. При длительной эксплуатации нужно доходить и до них. Рабочий период – 10-20 тыс. км между заменами.
  6. Подстройка переключателей. Подстраивать их нужно будет так же часто, как вы меняете тросы. Или обращать на них внимание при замене колес.
  7. Педали – аналогично каретке и втулкам.
  8. Проверка затяжки всех болтов.
  9. Замена тормозных колодок.

И перед тем, как приступить к перечислению основных узлов и особенностей их обслуживания, запомните главное правило, которое звучит так:

Приступая к обслуживанию сложного узла, запаситесь всеми инструментами, расходниками и т.п., указанными в мануале к этому узлу!

И ещё:

  • никогда не используй сомнительные «заменители» типа плоскогубцев вместо шестигранной головки!
  • не придумывай, какой тип солидола ты будешь использовать вместо спецкомпаунда!
  • если ты делаешь все по мануалу, используя правильные инструменты и расходники, у тебя все получится!
  • если ты решил заняться самодеятельностью, занимай очередь у хорошего механика и молись, чтобы последствия твоей самодеятельности были обратимыми!

Трансмиссия

Цепи имеют свойство растягиваться от износа. Причем растягиваются не сами щёчки цепи, как можно было подумать.

Стираются соединительные штифты, из-за чего цепь не только становится длиннее, но и разболтаннее. Удлиненная цепь начинает хуже работать с кассетой и звездой системы, пазы которой рассчитаны на определенный шаг.

При этом все компоненты испытывают ненормальную нагрузку, от чего изнашиваются еще быстрее.

Чтобы продлить срок службы всего этого добра используют стратегию круговой замены цепей. Кроме неё существует еще один достаточно простой способ ухода за механизмом, разработанный автором этих строк – назовем его «Чистка-смазка». Начнем с последнего.

Итак, вы купили новый велосипед, либо новую кассету и цепь. Разворачивайтесь и снова идите в магазин за двумя новыми цепями (чтобы всего их было 3). Купите «калибр» – простое устройство, измеряющее износ, и запаситесь терпением.

— Чистка-смазка цепи

Регулярность выполнения – один раз в 50-200 км, в зависимости от типа смазки, погодных условий и т.п.

Алгоритм: тряпкой очень тщательно протереть цепь чтобы она блестела, как новая. Затем нанести смазку так, чтобы она попала внутрь пинов. Сделать пару десятков оборотов шатунами, чтобы смазка распределилась внутри цепи. И снова протереть цепь тряпкой. Цепь после смазки должна быть чистой и сухой!

Опционально – можно протереть зубчики большой звезды системы, чтобы минимизировать загрязнение цепи. Рекомендую использовать смазку Finish Line Teflon Lube.

— Круговая замена цепи

Регулярность – раз в 500-700 км. Базовый набор состоит из трёх чистых сухих цепей.

Алгоритм: цепи вывешиваются на гвоздик, по их длине определяется наименее растянутая. Эта цепь устанавливается на срок в две недели, остальные — на неделю-полторы.

По истечении 2-х недель использования (помним про регулярное смазывание в этот период! — авт.) производится замена цепи на следующую из оставшихся двух.

После того, как все три цепи проходят свой цикл, производится «генеральная уборка» (см. далее).

Таким образом, выравнивается износ всех цепей, а значит и трансмиссии в целом.

После цикла все цепи необходимо проверить «калибром». Если какая-либо из них достигла износа 1.0, её следует исключить из цикла. После того, как отметку 1.0 проходят все 3 цепи, набор трансмиссии считается условно изношенным и заменяется новым.

— «Генеральная уборка»

После того как все 3 цепи отжили свой цикл (примерно 1 500-2 000 км), стоит провести более глубокую чистку всех компонентов.

Алгоритм: снять кассету, вымыть ее до блеска и высушить. Для этого отлично подходит старая зубная щетка и моющее средсвто «Fairy». Затем вычистить звезды системы, ролики перекидки.

Цепи погрузить на ночь в раствор «White Spirit» (бензин-растворитель, смесь жидких алифатических и ароматических углеводородов – авт.), после чего тщательно протереть тряпкой.

Теперь трансмиссия готова к следующему циклу использования!

Специфические инструменты для «генеральной уборки»: съемник кассеты, хлыст, «калибр».

Покрышки

Есть одна маленькая хитрость, которая может продлить срок службы резины.

Из-за этого задняя покрышка, если они одинаковые, изнашивается быстрее передней. Если во время «генеральной уборки» вы не будете лениться менять местами переднюю и заднюю покрышку, они будут изнашиваться более равномерно и прослужат дольше.

Напомню, средний ресурс хорошей резины – 5-7 тысяч километров, а на хорошем асфальте под легким гонцом может достигать 10К и более.

Также критерием изношенности резины может быть частота проколов. Если покрышка начинает колоться раз в неделю – в печь её.

Проблема в том, что они имеют свойство отклеиваться в самый неподходящий момент. Если прокололись в дороге и нет нормальных латок и клея, используйте самоклейку, но после этого стоит заменить камеру на новую или заклеить качественными латками.

Тросы и рубашки

Пожалуй, не существует более недооцененного компонента, влияющего на качество переключения, чем рубашки и тросы. Спортсмены покупают топовое оборудование, карбоновые рамы и высокопрофильные колеса, но вообще не задумываются о том, что с изношенными тросами и рубашками Dura Ace работает плохо.

Залог успеха – шлифованные тросы, не обязательно тефлонированные, хотя последние имеют некоторое преимущество. Ну и качественные рубашки.

Оптимально менять тросы и рубашки вместе с полной заменой трансмиссии, т.е. примерно один раз на 10 000 километров.

Подробный алгоритм этой процедуры достаточно громоздкий, приводить его в этом обзоре не буду. Желающие заморочиться могут найти его по этой ссылке.

Подшипники

Шоссейный велосипед имеет огромное преимущество над МТБ в плане долговечности компонентов. По шоссе обычно ездят в сухую погоду и не купают велосипед в грязи по самые втулки. Тем не менее, время от времени подшипники умирают и на шоссере.

Из моей практики случается это с такой регулярностью:

  • подшипники в роликах заднего переключателя: меняются раз в год-два вместе с роликами;
  • каретки: являются условно неразборными и меняются один раз в пару лет интенсивной езды;
  • ходят слухи, что каретки BB30 мрут как мухи. Не могу это подтвердить. У меня был байк с BB30, реализация защиты каретки была хорошая и спокойно прожила пару лет, даже выдержала испытание грязью;
  • втулки, если не макать в грязь, стоит обслуживать раз в год.

Теперь подробнее о каретках и втулках. Все они условно делятся на два типа: резьбовые, они же BSA и модели «press fit».

BSA — слева, «press fit» — справа

В первом случае две чашки каретки вкручиваются в раму на резьбе, во втором – подшипники или кассеты с ними запрессовываются в посадочные места рамы.

Читайте также:  Какие колеса принято устанавливать на современные модели велосипедов?

— BSA (резьбовые)

Обслуживание первых — достаточно простая задача, но имеет определенные риски. Опасно не только перетянуть резьбу (её банально можно сорвать, хотя это нужно быть очень сильным и увлеченным). Еще опаснее – недотянуть. В таком случае, резьба быстро ослабляется, чашка начинает люфтить и разбивать резьбу. Катастрофические последствия наступают за 1-2 дня езды с раскрученной чашкой каретки.

Если всё же вы решитесь заняться этим делом, то рекомендую вооружиться качественным мануалом по замене резьбовых кареток и следующим специфическим инструментом: съемник каретки типа ParkTool BBT-19 или BBT-09; специальный компаунд типа ASC-01, чтобы каретка не осталась в резьбе на веки вечные; динамометрический ключ, чтобы затянуть до нужного момента.

— Каретка типа «press fit»

Я бы не рекомендовал самостоятельную замену кареток, в которых подшипник непосредственно прессуется в раму, если у вас нет достаточного опыта (например, BB30 или BB90).

В теории, замена подшипников проста – выпрессовал-запрессовал, но существуют высокие риски.

Минимальный перекос подшипника при запрессовке может привести к заклиниванию, а в случае приложения сверхусилия – к повреждению посадочного места под подшипник. Последствия – необратимы!

Отличные мануалы по замене таких кареток: BB30; BB92, BB90 и подобные.

— Рулевая колонка

В большинстве современных шоссейных велосипедов подшипники рулевой устанавливаются без специального инструмента. Нужно лишь знать нужный артикул подшипников и иметь их в запасе на черный день, а также уметь затягивать рулевую колонку.

На тему затяжки рулевой можно рассуждать долго. Главная рекомендация: усилие затяжки должно быть таким, чтобы при зажатом переднем тормозе не было никакого люфта в рулевой. Достигнув такого состояния, ещё чуть-чуть дожимаем болт, стягивающий рулевую, но так, чтобы не перетянуть её.

После этого затягиваем болты на выносе. А не наоборот!

— Втулки

Существует достаточно много типов и конструкций втулок, чтобы описать их в этом коротком обзоре. Обслуживание подшипников колес лучше доверить опытному механику, либо внимательно читать мануалы, либо оставить интересующий вопрос в комментариях к статье. Выбирайте.

Тормозные колодки

На колодках есть индикатор износа. Регулярно проверяйте их состояние и меняйте при необходимости.

У тех, кто катается по равнинной местности, один комплект колодок может служить годами, как у меня, например. Жители Крыма меняют их чаще. Из инструментов для этого необходим шестигранник на 2.5 мм, в случае с Shimano, и 5 минут времени.

В противном случае вы получаете, во-первых, слишком сильный износ тормозной поверхности дорогих колес, а во-вторых, отсутствие торможения под дождём. Лучшее, что вы можете ожидать – снижение скорости с 40 до 37 при экстренном торможении.

Проверка затяжки всех болтов

Раз в пару недель стоит потратить 5-10 минут времени и проверить, не разлюфтился ли какой-либо болт. Обычно, при правильном использовании динамометрических ключей и тредлоков, такого не происходит, однако, как гласит известное правило, «если что-то может пойти не так, оно обязательно пойдет не так».

Возьмите в руки набор шестигранников и пройдитесь по всем болтам. Если какой-либо из них ослаблен, затяните до паспортных значений. Для этого вам понадобится динамометрический ключ. Для карбонового велосипеда это не роскошь, а абсолютная необходимость.

Оптимально иметь набор из двух ключей: для малых моментов типа 5-25 нм, для больших моментов типа 20-100 нм, и набор головок для каждого из них. Больше о специфике работы с динамомтерическим ключом можно узнать по ссылке.

Итоги

Некоторый набор инструментов и навыков его использования умножаем на знания, выложенные в этом обзоре, после чего прибавляем к полученному значению запас свободного времени для «рукоделия», и получаем значительно увеличенный срок службы своего велосипеда.

Если остались вопросы — добро пожаловать в комментарии!

Источник: https://nogibogi.com/obsluzhivanie-shossejnogo-velosipeda/

Устройство современного велосипеда

Знать устройство велосипеда не только интересно, но и необходимо, например, чтобы правильно подобрать к нему запчасти или аксессуары. Если посмотреть на современный велосипед издалека, то может показаться, что он мало чем отличается от своего прародителя — те же два колеса, педали и руль. Однако,

технический прогресс и инженерная мысль шагнули за 100 лет так далеко, что при ближайшем рассмотрении велосипед сегодняшнего дня — например, горный — представляет из себя довольно сложный и насыщенный технологиями механизм.

1. Рама;2. Рулевая колонка; 3. Вынос; 4. Ручки-грипсы; 5. Рога;6. Тормозные ручки;7. Манетки;8. Тросики;9. Крыло;10. Вилка передняя; 11. Покрышка;12. Обод;13. Спицы;14. Тормозной диск;15. Передняя втулка (ось);16. Тормозной суппорт;17. Шатун;18. Педали;19. Передний переключатель;20. Каретка; 21. Система;22. Цепь;23. Амортизатор задней вилки;24. Вилка задняя;25. Седло;26. Подседельный штырь (глагол);27. Задний переключатель;28. Кассета (трещётка);29. Суппорт заднего тормоза;30. Задний дисковый тормоз.31. Петух.

Рама велосипеда

Рамы современных велосипедов изготавливают из различных стальных сплавов (HiTen, Cromo, Cr-Mo), сплавов алюминия (Al 6061, Al 7005, Al U6), реже титана, и в последнее время всё более широкое распространение получают рамы из полимерных материалов, например, карбона.
Универсальные крепления на раме Чтобы смонтировать/закрепить на раме насос, флягу для воды и др. аксессуары используются крепления. На дорогих «продвинутых» рамах предусмотрены разьемы для крепления дисковых тормозов.

Петух

Петух это специальный металлический кронштейн, на который крепится задний переключатель. На «продвинутых» рамах петух обязательно съемный.

Рулевая колонка

Руль велосипеда может быть прямым, выгнутым и шоссейным (бараньи рога). На прямой обычный руль часто устанавливают “рога” — ручки по краям.
Грипсы Грипсы — это то, за что велосипедист держит руль — надеваемые на руль ручки для надёжного и комфортного хвата. Грипсы могут изготавливаться из резины, поролона, гелевых материалов и т.д.

Вынос руля

Вынос руля в большой степени определяет посадку велосипедиста, его расположение относительно рамы. Варьируя подъем и длину выноса можно занять как верикальную прогулочную, так и скоростную низкую (для меньшего сопротивления) посадку. Существуют модели выносов руля, которые можно отрегулировать «под себя» и «под ситуацию».

Система переключения передач

Манетки (моноблоки) Своеобразным пультом управления велосипедом являются тормозные ручки и ручки переключения скоростей.

Передний переключатель

Передний переключатель обеспечивает переход цепи по звездам системы (педальный узел: шатуны, шестерни, каретка). С помощью системы тросов он подсоединен к моноблокам-манеткам. Передний переключатель отличается надёжностью и неприхотливостью.

Задний переключатель

Это устройство обеспечивает переход цепи на разные звезды кассеты (звёзды на втулке заднего колеса). Задний переключатель подсоединен к манеткам также с помощью тросов, но в отличие от своего переднего собрата, он в силу конструктивных причин более подвержен воздействию воды и грязи, поэтому требует внимания и ухода.

Система тросов

Тросики передают усилие от моноблоков (рук велосипедиста) к переключателям скоростей и тормозной системе.

В современном велосипеде обычно установлено четыре троса: к заднему и переднему тормозам, к заднему и переднему переключателям скоростей.

Существует модели тормозов, где тросы заменены на тонкие гидравлические шланги, в которых находится специальное масло, передающее усилие за счет давления поршня в моноблоках.

Ролик заднего переключателя

Это также сильно нагруженный внешними воздействиями элемент, требующий внимания, чистки и смазки.

Система торможения

Один из важнейших узлов велосипеда — тормоза. Существуют три основных вида систем торможения:

  1. тормоза на основе тормозного барабана — торможение начинается тогда, когда велосипедист крутит педали в обратную сторону. Часто применяется в самых обычных дорожных 1-скоростных велосипедах.
  2. ободные тормоза — тормоза клещевого типа, это V-brake или кантилеверные тормоза, зажимающие колодками обод колеса велосипеда и тем самым снижающие скорость его вращения.
  3. дисковые тормоза — тормоза, обеспечивающие торможение за счет сжатия колодками специального тормозного диска (как на схеме выше), закрепленного на втулке колеса (аналог мотоциклетных тормозов).

V-brake и дисковые тормоза по типу передачи усилия могут быть: обычными механическими (тросик оказывает воздействие на колодки), гидравлическими (жидкостная система) и гибридными.

Система амортизации (подвеска)

Колёса велосипеда крепятся к раме через вилки — переднюю и заднюю.
Вилка бывает двух типов — амортизационная и жесткая.

Читайте также:  Велосипеды на аккумуляторах - всё о велоспорте

Жесткую вилку чаще ставят на велосипеды, нацеленные на высокую скорость — шоссейные-спортивные, туристические и спортивные трековые модели, а амортизационную вилку, напротив, ставят на горные велосипеды и гибриды, где максимальная скорость не так важна, поскольку амортизатор поглощает не только удары, но и часть энергии от педалирования, а кроме того придаёт конструкции лишний вес. Амортизационные вилки различают по длине хода (от 40 мм. до 300 мм.) и типу амортизирующего элемента — воздушные, маслянные, эластомерные и смешанные.
Задний амортизатор Заднюю вилку оборудуют амортизатором для горных и некоторых туристических моделей. Установить задний амортизатор можно лишь на специальную раму, рассчитанную на это. Задний амортизатор также «сьедает» часть усилий велосипедиста и добавляет веса велосипеду, но даёт дополнительный комфорт на плохих и очень плохих дорогах.

СИСТЕМА

Системой называется совокупность комплекта передних звезд и шатуна. Обычно система состоит из трех, двух или одной звезды. У шоссейных велосипедов обычно две звезды: на 52 и 32 зуба.

У горных велосипедов количество зубцов на звездах обычно 48, 38, 28 или 42, 32, 22. Некоторые системы снабжены пластиковым кольцом, предохраняющим одежду от попадания между зубьями и цепью.

Шатуны Шатуны насаживаются на вал каретки (т.е. системы), а к шатунам крепятся педали.

Педали

Педали бывают двух принципиально разных типов — туклипсы (педали с ремешком для крепления ноги), обычная платформа, с которыми можно ездить в любой обуви; — и контактные педали, требующие специального крепления на велотуфлях.

Последний тип педалей значительно улучшает эффективность педалирования, поскольку усилие передается не только при нажатии на педаль, но и при подьеме ноги — педаль пристегивается к ноге особым контактом на ботинках.

Езда в велотуфлях требует определенного опыта.

Цепь

Цепь это самое нагруженное механическое устройство в велосипеде. Она постоянно подверженна износу и подлежит постоянному уходу, смазке и своевременной замене.

Кассета

Задний набор звездочек называется кассетой или трещёткой. У горных велосипедов количество зубьев на задних звездах обычно находится в промежутке от 11 до 34. Число зубьев на системе относительно зубьев на кассете называют “передаточным отношением”.

На современном велосипеде в кассете может быть от 6 до 10 звёзд. Большее количество звезд дает заметный прирост возможных передаточных отношений, что позволяет выбрать оптимальную передачу для любого уклона дороги, т.е.

обеспечивает велосипедисту возможность забраться на очень крутой склон.

КОЛЁСА

Обод колеса От прочности обода зависит долговечность колеса в целом и, во многом, скорость велосипеда. Для горного велосипеда стандартный диаметр колеса 24-26″ (но есть модели и с 28″), для шоссейного или гибрида — 28 дюймов.

Покрышка

От покрышки напрямую зависят скорость и устойчивость велосипеда на разных типах дорожного покрытия. Покрышки различают по плотности резины, виду протектора и ширине.

Покрышки без протектора или с маловыраженным рисунком называют “слик”, с чистым верхом, но боковыми шипами — “полуслик” и, наконец, “шиповка” — у которых рабочая поверхность имеет ярко выраженный протектор (покрышки для горных велосипедов).

Втулки колеса

Это закрытый от грязи и влаги подшипниковый узел, который обеспечивает вращение колеса, путём передачи усилия через спицы (“держит” спицы). Втулки подвергаются большим нагрузкам, поскольку на них и приходится вес велосипеда и седока. Существует множество видов втулок, рассчитанных на разные нагрузки, разные типы тормозов и разное число спиц.

Спицы

Спицы являются очень уязвимым элементом велосипеда — помимо условно статической нагрузки от веса байка и велосипедиста, они постоянно подвергаются ударам на дорожных неровностях. Обычно колеса спицуют накрест (”в три креста”) или радиально (”солнышком”). Для горного велосипеда наиболее распространена спицовка 32-мя или 36-ю спицами на 3 “креста”.

Ниппель

Простой механизм, через который происходит накачивание камеры, и который удерживает в ней воздух. В современном велосипеде используются автомобильный тип и велосипедный тип ниппеля (специализированный высокий нипель “френч”).

Седло и глагол

Седло Часть велосипеда, на которой сидит велосипедист вро время поездки. Правильный выбор седла под индивидуальный стиль катания крaйне важен.

Шоссейные седла узкие и длинные, седла для горных велосипедов более широкие, а у городских велосипедов они очень широкие, подпружиненные, ориентированные на полностью вертикальную посадку.

Существует разделение на мужские и женские сёдла. Материал: кожа, кожзам и т.д.

Подседельный штырь — глагол

От высоты подседельного штыря прямо зависят посадка велосипедиста и расстояние ног до земли. Подседельные штыри бывают: * жесткие — алюминиевая, стальная или углепластиковая трубка с креплением для седла * и амортизационные (с пружиной).

Эксцентрик

Подседельный хомут — зажимает подседельный штырь в раме. Бывает конструктивно выполнен с эксцентриком или на обычном болте (дешевые модели).

Актуальное наличие велосипедов (кроме STELS) на 14 июля.

Выдача заказов на Юноне:
8(981) 170-88-60.

Пн.- Пт: с 10:00 до 18:00.

Суббота: с 10:00 до 19:00. Воскресенье: с 10:00 до 19:00..

Источник: http://www.VelKomspb.ru/biblio/kak-ustruen-bike.html

Подробно об устройстве велосипеда: из чего состоит велосипед

2016-04-04 Велосипед знакомство 4133

Содержание:

Нет таких людей, которые не любили бы кататься на велосипеде. Но есть и такие, для которых путешествие на этом виде транспорта, является частью жизни.

Сегодня велосипед – больше хобби, хотя еще не так давно ими были переполнены городские улицы.

Те, кто заинтересовался этим мобильным устройством, должны знать: какие модели выпускают, для чего предназначена каждая из них, и из каких частей он состоит, т.е. устройство велосипеда.

Устройство велосипеда, или из каких деталей он состоит

Деталей механизмов много:

  • рама, состоит которая из головной, верхней и средней трубок;
  • подседельная трубка и штырь подседельный;
  • седло;
  • руль;
  • вынос руля;
  • рулевая колонка и грипсы;
  • тормозная рукоятка;
  • переднее колесо и тормоз;
  • вилка передняя, втулка и фиксатор тормоза;
  • задние колесо и тормоз;
  • комплект звездочек втулки задней и гайка крепления колеса;
  • задние переключатель и перо вилки;
  • торса переключателя передач;
  • обод;
  • шины и спицы;
  • переключатель передний:
  • звездочка ведущая;
  • вентиль;
  • шатуны;
  • каретка;
  • цепь и педали.

Подробно об устройстве велосипедной рамы

Говоря об устройстве велосипеда, правильно начать с рамы — главного элемента и основы транспортного средства. По конструкции она бывает закрытого типа или открытого. Закрытый — классика: в нем прямая верхняя труба. В открытом варианте она изогнута и расположена внизу. Раму такую придумали специально для женщин. Разные производители видоизменяют рамы, подгоняя их под конкретную модель.

О трубе подседельной

В далекие времена труба играла в устройстве мобильного средства передвижения основную роль: от ее размера отталкивались, выбирая транспортное средство. Позже критерием выбора стала верхняя рама, без которой транспортное устройство не может существовать.

Не относится к главному элементу и подседельный штырь – еще один элемент, устройства байка, предназначенный для настройки под рост конкретного человека велосипедного седла.

Седло – важный элемент в устройстве велосипеда

Седло подразумевает частичную нагрузку, т.е. человек не садится на него полностью, как на сидение. Во время езды масса велосипедиста равномерно распределяется на седло, педали и руль. У всех моделей эта деталь практически одинакова (разве что, в женских вариантах оно может быть шире).

Чтобы не испытывать дискомфорт во время поездок, не рекомендуются большие перерывы. Если же такое случилось, по разным причинам, велопрогулки начать нужно с минимального времени, которое постепенно увеличивают до привычного.

Чтобы не чувствовать боли после катания, седло «покрывают» специальными накладками, выпускать которые начали в последние годы.

Руль, как часть устройства велосипеда

Устройство руля следующее: элемент, соединяющий рулевой штырь с трубкой руля, называется выносом руля. Различают нерегулируемый вынос и регулируемый.

От этого элемента зависит многое, поэтому низкого качества он не может быть.

Помимо технических моментов, на которых отражается неправильно выбранный вынос руля, это негативно воспринимается райдером, который быстро устает во время поездок на велосипеде.

Читайте также:  Велосипеды для дрифта и их отличия - всё о велоспорте

Устройство колонки рулевой

Она вращает в головной раме велосипедную вилку, а устройство ее такое: две чаши — нижняя и верхняя, пара подшипников и упорные кольца. По конструкции различают резьбовые и безрезьбовые рулевые колонки.

Несмотря на то, что первый тип давно устарел, его продолжают использовать отдельные производители. Модели такие стоят недорого и не являются надежными. Резьба нарезана на вставляемой вилке и чашке верхней. Для крепления вилки сверху на нее накручивают прижимную чашку.

Всю эту конструкцию фиксируют контргайками. Без разводного ключа разобрать ее не получится.

Современные безрезьбовые колонки установлены на многих моделях байков. Их устройство позволяет легко вставить вилку в трубу рулевой рамы и зафиксировать. Разобрать и собрать узел — важный элемент устройства велосипеда, можно, используя стандартный набор велосипедных ключей.

Что представляют собой грипсы

Это насадки на руль велосипеда, важные для комфортной езды райдера а, кроме этого, повышающиеся безопасность. Изготавливают их из пластика, кожи, пены, геля.

Зачем нужна рукоятка тормозного привода и ее устройство

Ей в устройстве байков отводится важнейшая роль — торможение. С тормозным рычагом она соединяется специальным стальным тросиком, который прижимается к корпусу велосипеда фиксатором.

Что полезно знать о колесах

Диаметр колес в современных велосипедах одинаков, для детских конструкций они имеют разные размеры, чтобы можно было легко управлять велосипедом детям разного возраста. Минимальный размер колес велосипедов детских – 14 дюймов. С 24 дюймов начинаются модели подростковые.

Для велосипедов горных размер составляет 26 дюймов. Эти велосипеды отличаются жесткостью, необходимой при езде по неровным поверхностям. Самыми большими считаются 28-дюймовое, которыми оборудуют гибридные и шоссейные велосипеды, развивающие большие скорости.

В последнее время выпускают 29-дюймовые колеса, спрос на которые возрастает.

К ним предъявляются определенные требования.

Колеса должны быть:

  • легкими, прочными;
  • сбалансированными;
  • выдерживать удары и неровности покрытия.

Устройство втулки велосипедной

В устройстве велосипеда ей отведена центральная часть колеса. Втулка вращается вокруг неподвижной оси подшипников, которые бывают закрытыми и разборными. Для крепления спиц к ободу, на втулках делают фланцы.

Если втулка для переднего колеса, у нее предусмотрены крепления для тормозного барабана и тормоза дискового. Задние планетарные втулки обычно ассиметричные. В середине у них установлена система переключения передач.

Различают их по следующим признакам:

  • прочности;
  • устойчивости к внешним воздействиям;
  • типу подшипников;
  • наличию специальных устройств.

Втулка соединяется с ободом с помощью спиц, основное назначение которых – обеспечение жесткости, прочности и амортизации. У спиц имеется резьба с одной стороны, другой конец заканчивается загнутым кольцом. К ободу крепятся они при помощи ниппеля.

Чтобы эта деталь устройства велосипеда не поддавались коррозии и отличались продолжительным сроком службы, ее изготавливают из стали нержавеющей. Более высокое качество у спиц из титана. Хуже себя зарекомендовали оцинкованные, хромированные и спицы из углепластика. Они хрупкие, следовательно, опасные.

Прочность спиц зависит от нанесенной резьбы, которая бывает накатанной и нарезной. Для первой характерно то, что диаметр вершины резьбы больше, чем у стержня. В этом случае тело спицы прочнее. Велосипеды с такими спицами стоят дорого, поскольку накатка – дорогостоящий процесс.

Назначение обода

Прочность колеса велосипеда зависит от обода, поэтому он должен соответствовать характеристикам, перечисленным ниже:

  • быть легким;
  • прочным;
  • эстетичным;
  • обеспечивать крепление достаточного количества спиц.

Если на этом транспортном средстве установлены тормоза ободные, то для них присутствует ободная дорожка. Если такой нет, то тормоза стоят дисковые.

На обод приходятся мощные удары, поэтому при низком качестве обода, тормозные дорожки протираются, появляются трещины и «восьмерки». Чтобы этого избежать, обращайте внимание на качество и конструкцию этой составляющей устройства велосипеда при покупке.

Среди всех видов, надежными, райдеры считают обода, изготовленные из алюминия. Хотя выпускаются и пластиковые, стальные, карбоновые.

Что важно знать о шинах

Покрышки накачивают воздухом. И сделать это можно по-разному, т.е. есть возможность регулировки жесткость шин. Различаются покрышки рисунком и размером, зависящим от диаметра колеса.

Рисунок же выбирают, исходя из типа покрытия дорог, по которым предполагается ездить. Для твердого покрытия подойдут узкие покрышки без рисунка. Шины большей ширины, называемые «грязевыми» подойдут для мягкой почвы.

Покрышки с выраженным рисунком предпочтительны для катания по неровным поверхностям.

Еще один тип покрышек представляет нечто среднее. В них грунтозацепы расположены по краям, поэтому не мешают передвигаться по асфальту и по почвам мягким.

Трансмиссия

Задача трансмиссии — передавать колесу усилие ног. При выборе транспортного средства внимание обращайте на качество шатунов, каретки и звездочек.

Как выбрать качественную цепь

О качестве цепи судить можно по внешнему виду, поэтому при покупке на него нужно обращать внимание. О низком качестве свидетельствует желтый отлив и черные боковые пластины. К цепям среднего качества относятся никелированные цепи. К высоконадежным относят цепи серого цвета матовые. Это устройство требует периодической смазки, подтяжки, замены, промывки

Педали

Выбирают их индивидуально, согласно предпочтениям. Если этот элемент, установленный на байке, не нравится, заменить его не составит проблем.

Видео: Устройство велосипеда

Интересные материалы:

Источник: https://motocarrello.ru/znakomstvo/1310-ustrojstvo-velosipeda.html

velo-travel.com |

Вы знали, что велосипед состоит из сотни разных деталей? И так как в велосипедном мире очень часто используются все эти непонятные простому человеку термины – я решил написать данную статью.

Она будет крайне полезна тем, кто только собирается купить первый велосипед.

Ведь очень часто опытные продавцы, используют жаргонные слова, перечисляя компоненты велосипеда, что бы ввести Вас в заблуждение.

Вы уже наверное заметили, что чем дороже велосипед, тем более точно описываются все его компоненты, и наоборот. Это делается с той целью, что бы Вы, не впадали в ужас при покупке ашан-байка. Я имею не малый опыт в продажах, и я знаю, о чем говорю.

Из чего состоит велосипед?

1. Рама велосипеда

Рама велосипеда состоит из таких частей:

— верхняя труба рамы;

— нижняя труба рамы;

— шарниры подвески;

— линки подвески;

— задний треугольник рамы.

Именно за счёт рамы, все велосипедные компоненты соединяются между собой. Рамы бывают разных размеров: от маленьких, и до больших. Рамы делятся по трем классам:

1. Состав рамы: хром-молибденовые, алюминиевые, титановые, карбоновые, бамбуковые.

2. Геометрия рамы: для шоссейных велосипедов, горных, гибридных.

3. Рамы бывают с подвеской и без таковой.

Кроме того рамы можно поделить на мужские и женские. Их главное отличие – это наличие, либо отсутствие верхней трубы рамы. Самыми лучшими считаются карбоновые рамы.

2. Подвеска

Подвеска создана с целью гасить колебания, которые вызваны неровным дорожным покрытием.

Стоит сказать, что подвеска подвеске рознь, и если Вы собираетесь покупать дешёвый велосипед до 100 долларов, и на нем установлена передняя подвеска (тип хард-тейл), то, скорее всего такая подвеска добавит Вам проблем в процессе эксплуатации.

Хорошие передние амортизаторы марки Rock Shoх стоят от 150 долларов. А если же Вы будете в основном ездить по асфальтовому покрытию, то берите велосипед с жесткой рамой.

3. Тормозной диск

Этот компонент представляет собой часть дискового тормоза. При торможении об диск трутся тормозные колодки, которые могут быть выполнены из разных сплавов.

Сам диск может быть разного диаметра, начиная от 140-ка миллиметров, устанавливаемых на Ашан байки и заканчивает 203-мя миллиметрами, устанавливаемые на велосипеды спортивных квалификаций Down-hill.

Помните, что чем больше диаметр диска, тем легче затормозить колесо.

4. Передний, задний переключатель

Основная их задача заключается в том, чтобы перебрасывать цепь с одной звезды на другую путем расслабление либо натяжение тросика. Задний переключатель крепится двумя способами: за счет так называемого «петуха» либо болтом. Петух изготовляется из мягкого алюминия, и призван спасти сам переключатель в случае удара об любой предмет. Но я бы рекомендовал ставить защиту переключателя. Получается недорого и сердито

Источник: http://velo-travel.com/velosipednye-sostavnye/iz-chego-sostoit-velosiped.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector