Как правильно переключать скорости на велосипеде — выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

Скоростной велосипед был специально разработан для горного рельефа, но для него нашлось применение и в обычных поездках по городу. Кататься на такой модели могут как новички, так и профессиональные спортсмены.

Многие начинающие не знают, как переключать скорости на велосипеде, имеют расплывчатое понимание механизма работы и не пользуются его преимуществами.

Незнание элементарных правил может привести к поломке, поэтому каждый должен ознакомиться с ними.

Назначение и устройство переключателя скоростей

Два переключателя скоростей на велосипеде находятся на руле — это шифтеры (манетки). Они отвечают за перемещение цепи с одной «звездочки» на другую. Шифтер, находящийся слева, осуществляет переключение на велосипеде скоростей между передними звездами. Их считают от малой к большей. Второй шифтер, который расположен справа, отвечает за перекидывание цепи между задними звездами.

Существует два типа переключения передач на велосипеде — внешний и внутренний. Городские модели чаще всего оборудуют вторым, он находится в планетарной втулке. Такие велосипеды имеют от 3 до 7 передач.

Данный механизм выдерживает неблагоприятные условия, правильное переключение происходит без вращения педалей.

У планетарных втулок есть пара минусов — большой вес и невозможность ремонта в полевых условиях из-за сложного устройства.

На горном велосипеде производители часто используют механизм внешнего переключения. У левой манетки есть рамка, внутри которой находится цепь. Она сдвигает ее на нужную звезду, и передачи на велосипеде переключаются. Правая манетка оборудована возвратной пружиной. В одном направлении переключение происходит благодаря тросику, а в противоположном — пружиной.

Натяжитель цепи автоматически устраняет провисание и препятствует ее слету со звезд. Плюсы такого строения в том, что оно простое, дешевое, мало весит и имеет большее количество передач по сравнению с внутренним механизмом переключения. Существенный минус — ездить под дождем или по грязи на велосипеде нельзя.

Время от времени приходится регулировать и обслуживать механизм, опасность поломки у него выше, чем у внутреннего.

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемыПереключатели на руле — шифтеры, или манетки
Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемыВнешний
Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемыПланетарная втулка с внутренним переключателем

Выбор передачи

Некоторые владельцы не знают, как определить, сколько скоростей на велосипеде. Правильно считать количество ведущих и ведомых звезд, а затем перемножить цифры. Получится искомое значение, оно зависит от выбранной модели. К примеру, у «Стелса» 3 звезды спереди и 6 сзади. Значение 18 для этой модели максимально.

Но надо учитывать, что фактически число используемых передач меньше. Для комфортной езды по всем видам поверхностей количество скоростей на велосипеде не должно превышать 12. Комбинации звезд, которые приводят к перекосу цепи, использовать не стоит, ведь элемент может слететь или деформироваться.

Варианты переключения передач не обязательно заучивать, достаточно следить за положением цепи и избегать ее перекрещивания.

Главное, на что стоит обратить внимание при выборе скорости, это особенности модели, рельеф местности и личные предпочтения велосипедиста. Чтобы было проще, стоит ознакомиться с таблицей. В ней приведены рекомендованные значения на примере модели «Стелс» с 18, 21, 24 скоростями соответственно.

Рекомендации для велосипеда с 18 скоростями

Действие Левый шифтер Правый шифтер
Подниматься в гору на велосипеде 1 1-3
Ехать по ровной дороге 1-2 2-4
Спускаться с горы 2-3 3-6

Рекомендации для велосипеда с 21 скоростью

Действие Левый шифтер Правый шифтер
Подниматься в гору 1 1-3
Ехать по ровной дороге 1-2 3-5
Спускаться с горы 2-3 6-7

Рекомендации для велосипеда с 28 скоростями

Действие Левый шифтер Правый шифтер
Подниматься в гору 1 1-4
Ехать по ровной дороге 1-2 3-6
Спускаться с горы 2-3 7-8
  • Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы
  • Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы
  • Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

Инструкция по регулировке

В процессе активной эксплуатации велосипеда могут проявиться проблемы с переключением скоростей. Бывают случаи, когда цепь не перекидывается на нужную звездочку или, наоборот, соскакивает с выставленной передачи. Пользоваться велосипедом становится опасно. Решить такую проблему возможно в домашних условиях, главное, четко следовать этапам инструкции.

Рекомендуется настраивать сразу оба переключателя.

Этапы настройки заднего переключателя:

  1. Перемещение цепи на меньшую звезду.
  2. Ослабление троса методом откручивания винта фиксации.
  3. Поиск винта с пометкой в виде буквы «H».
  4. Регулировка до положения, когда меньшая звезда находится напротив рамки с роликами.
  5. Затягивание троса.
  6. Выполнение перемещения цепи на большую звезду кассеты.
  7. Поиск винта с пометкой в виде буквы «L».
  8. Регулировка до положения, когда звезда находится напротив рамки.

Этапы настройки переднего переключателя:

  1. Перемещение цепи на меньшую звезду.
  2. Ослабление троса откручиванием винта фиксации.
  3. Поиск винта с пометкой в виде буквы «L».
  4. Регулировка до положения, когда цепь находится между пластинами рамы, но не касается их.
  5. Затягивание троса.
  6. Выполнение перемещения цепи на большую звезду кассеты.
  7. Если цепь все равно касается стенок рамки, повтор шага 4 с использованием винта с пометкой «H».

Особые рекомендации и правила переключения скоростей от самих производителей:

  1. Скорость должна переключаться во время движения, при вращении педалей надо ослабить нагрузку. Так перемещение цепи произойдет плавнее.
  2. Не все переключения скоростей на велосипеде безопасны. Нельзя менять скорости левой манеткой во время подъема куда-либо. При этом крутить педали станет очень тяжело или, наоборот, слишком легко, и байк перестанет ехать вверх. Оба исхода приведут к падению.
  3. Катаясь по холмистой местности, велосипедист должен выставить скорости перед тем как заедет на возвышенность, чтобы взгляд во время спуска лишний раз не отводился от дороги.
  4. Выставить значения переключателей желательно перед началом движения.
  5. Нельзя перебрасывать цепь через несколько звезд сразу, она может слететь.

Посторонние звуки во время переключения говорят о том, что цепь не перебросилась и нужно дожать шифтер.

Следует регулярно проводить оценку состояния двухколесного транспорта. Перед поездкой на горном велосипеде обязательно нужно проверять наличие всех креплений, при необходимости подтянуть их и смазать. Также важно убедиться, что исправно работает система тормозов.

Проверка надежности рулевой вилки, седла и амортизаторов тоже должна войти в привычку. После каждого заезда рекомендуется проводить осмотр спиц, звездочек и ободьев. Протирать втулки колес нужно даже в том случае, если все остальные части на скоростном велосипеде чисты.

Для ухода за цепью рекомендуется приобрести цепомойку, но можно обойтись без нее и использовать щетки. После мытья деталь обязательно нужно смазать. Каждая звездочка после дождливой погоды должна быть очищена.

При соблюдении этих простых рекомендаций велосипеды со скоростями прослужат верой и правдой не один год.

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемыНюансы настройки заднего переключателя
Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемыСхема регулировки переднего переключателя
Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемыВыставить все нужные значения требуется перед началом движения
Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемыСкорость правильно переключать уже во время езды

Видео

Как правильно переключать скорости на велосипеде

Современные модели велосипедов предполагают наличие сложного механизма трансмиссии.

Тем, кто первый раз садится на многоскоростной агрегат, процесс переключения может показаться технически сложным, а вот опытный велосипедист сможет правильно переключать скорости на велосипеде интуитивно.

Читайте также:  Ламборджини велосипед трехколесный -технические характеристики, достоинства модели, отзывы

Попытаемся объяснить простым языком, как правильно переключаться и какие основные правила следует соблюдать, чтобы не угробить трансмиссию в первый же сезон.

Для чего нужны скорости на велосипеде

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

Выбирая горный велик, покупатель непременно поинтересуется, сколько в нем скоростей. Тут нельзя применять принцип: чем больше, тем лучше. Все зависит непосредственно от велосипедиста, а точнее – от его умения правильно переключать скорости. А вот это уже – целое искусство, которое позволяет максимально использовать ресурсы двухколесного транспорта.

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

Раньше все было просто: у велика была одна-единственная скорость. И она зависела от физической подготовки велосипедиста на равнинной местности.

Если нужно было подняться в гору, приходилось прилагать усилия и ослаблять их, спускаясь с возвышенности.

В настоящее время многоскоростные велосипеды заняли лидирующие позиции на рынке, поэтому их потенциальным владельцам в любом случае придется научиться грамотно использовать функции трансмиссии.

Каждая конкретная передача соответствует определенной манере катания. Разработан целый свод правил по поводу того, как правильно переключать скорости на велосипеде (1 или 21 – не имеет значения):

  1. Переключаться на ходу без серьезной нагрузки на цепь (на планетарки данное правило не распространяется).
  2. Управлять скоростью, используя трансмиссию вместо физических усилий.
  3. Придерживаться рекомендованных комбинаций звезд.
  4. Ухаживать за великом, регулярно чистить и смазывать все механизмы (важно: для смазки трансмиссии лучше использовать силиконовые составы).
  5. Менять передачу необходимо при неподвижных педалях.
  6. Если вы только учитесь правильно переключать скорости на горном велосипеде, щелкайте по порядку, не перепрыгивая через передачи.

Возникает вполне логичный вопрос: а зачем такому простому транспорту, как велосипед, несколько скоростных режимов? Все просто: для более комфортного движения, экономии силы и сбалансированного распределения нагрузки.

Исходя из этого, можно сделать краткий вывод: вариации скорости необходимы в той ситуации, когда велосипедисту нужно регулировать нагрузку зависимо от некоторых факторов.

Принцип работы

Суть переключения сводится к последовательному перебрасыванию велосипедной цепи с одной звездочки на другую. Комбинирование передних и задних шестеренок позволяет наилучшим образом распределить нагрузку на основные узлы транспортного средства. Здесь не лишним будет иметь хотя бы малейшее представление об устройстве трансмиссии.

  Перевозка велосипеда в поезде дальнего следования

Она состоит из комплекса взаимосвязанных элементов, среди которых можно выделить систему шатунов, каретки, звездочки, велосипедной цепи, переднего и заднего переключателей скоростей и шифтеров (их еще называют манетками).

Виды

Их всего два: устройства внешнего и внутреннего переключения.

Внутреннее

Механизм находится внутри задней планетарной втулки. Преимущества:

  • стойко переносят воздействие неблагоприятных погодных условий (механизм вместе со всеми деталями расположен в практически герметичном корпусе);
  • скорости переключаются без вращения педалей.

Недостатки:

  • ощутимый вес;
  • технически трудный ремонт, который нереально осуществить вне ремонтной мастерской.

Внешнее

Такой тип используют на многих моделях многоскоростных велосипедов. Преимущества:

  • простой механизм;
  • незначительный вес;
  • относительно невысокая стоимость;
  • значительный диапазон передач.

Недостатки:

  • восприимчивость к внешним неблагоприятным воздействиям;
  • необходимость постоянного тех.обслуживания и внимания со стороны велосипедиста;
  • высокая вероятность поломки при падении велосипеда;
  • нельзя переключить передачу, если байк находится на одном месте.

Каденс

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

Этот момент нельзя оставлять без внимания, когда речь заходит о правильном переключении передач. Для начала не мешало бы дать определение этому красивому термину. Каденс – это количество оборотов педалей за одну минуту. Поскольку все мы разные, и велосипеды у нас отличаются друг от друга – вывести единый параметр каденса невозможно. У каждого велосипедиста он индивидуальный. Но здесь есть один момент: подбирать каденс нужно тщательно, чтобы не получить травму, но при этом скорость вращения была комфортной.

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

Крутить педали слишком быстро или слишком медленно не имеет смысла. Только ориентируясь на свои ощущения, можно правильно вывести каденс.

Соответственно, на этот параметр влияют такие факторы, как физическая подготовка велосипедиста, погодные условия, состояние дорожного покрытия, сила встречного ветра и даже уровень глюкозы в крови.

Да, некие формулы все-таки существуют, но равнозначно использовать их в отношении к начинающему велосипедисту и профессиональному спортсмену нецелесообразно. Большое значение имеет каденс для:

  • шоссейников (средняя скорость вращения педалей составляет 90-110 об/мин);
  • кросс-кантри (от 70 до 90 об/мин).

  Что делать, если украли велосипед — инструкция

Эти значения применимы к профессиональным спортсменам. Новичкам лучше начинать с малого и постепенно улучшать свои показатели.

Переключение скоростей при подъеме

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

Многие считают, что переключаться, поднимаясь в гору, нельзя. Это не совсем правильно – нельзя изменять передачу в последнюю секунду, когда приходится прилагать значительные усилия для педалирования.

Внимание! Повышать скорость на передних звездах (переключать с 1 на 2 или со 2 на 3), поднимаясь в гору, действительно нельзя.

Правильное переключение скоростей

Ваша задача – сохранить ритм (скорость вращения педалей). Следить за ним нужно постоянно, придерживаясь усредненного показателя – 80-100 об/мин. Теперь важно разобраться, как правильно подбирать и переключать передачи.

Комбинация самой маленькой передней звезды и самой большой задней дает наибольшую мощность и используется на крутых подъемах.

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

Сочетание самой большой передней звезды и самой маленькой задней дает наибольшую скорость.

Движение стоит начинать со средней передней звезды, с помощью заднего переключателя подбирать удобную нагрузку на конечности. Если дорога идет под гору, и вы ощущаете, что мощности задних звезд уже недостаточно, – переходите на большую переднюю шестеренку. Как только темп станет привычным, нужно будет вернуться на среднюю звезду.

Та же ситуация и с нижними передачами. Поднимаетесь в гору и ощущаете, что задних звезд не хватает, – переходите на переднюю самую малую звезду, а после возвращайтесь на среднюю при нормализации интенсивности движения.

Фактически, если спереди есть 3 звезды и 9 сзади, то трансмиссия имеет 27 скоростей. Однако это не значит, что пользоваться ими всеми нужно в обязательном порядке. Плюс к этому, в современной велопромышленности понятие «больше» не значит «лучше» либо «быстрее».

Сейчас конструкторы стремятся к аналогичному диапазону передач при меньшем количестве шестерен. Так, к примеру, более усовершенствованная трансмиссия с одной передней звездой и 12-ю задними полностью перекрывает диапазон с тремя передними и девятью задними.

Наблюдается тенденция: трансмиссия с меньшим количеством звездочек получается более удобной и практичной в использовании, обслуживании и настройках. Она и весит гораздо меньше.

  Как найти украденный велосипед — советы и рекомендации

Подбор сочетаний звезд

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

Чтобы убедиться в отсутствии перекоса, достаточно кинуть взгляд на цепь. Если она передвигается в рамках переднего переключателя – вы подобрали наилучший вариант передачи.

Главный принцип: любые комбинации шестеренок находятся приблизительно в одной вертикальной плоскости.

А теперь разберем наиболее удобные комбинации звезд, которые пригодятся новичкам:

  1. Большая передняя звезда с четвертой по восьмую ведомыми шестеренками (для перемещения по гладкой дороге).
  2. Средняя передняя с третьей по шестую задними звездочками (для катания по трассе с незначительными неровностями или просто для того, чтобы чуть увеличить нагрузку на ноги).
  3. Малая передняя с первой по третью ведомыми звездами (используется при подъеме в гору, при сильном встречном ветре, при покатушках по грунтовке, песку, высокой траве и т.п.).
Читайте также:  Как перевезти велосипед в самолете в чехле, как упаковать для перевозки велосипед

Помните о том, что неправильное сочетание звезд может закончиться быстрым износом механизмов и узлов трансмиссии. Плюс, не стоит забывать своевременно обслуживать сложное устройство переключения передач.

Рекомендации по уходу

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

Главное правило – регулярная чистка и смазывание компонентов. Это касается велосипедной цепи, шестеренок, кассеты и прочих элементов трансмиссии. Не увлекайтесь катанием по лужам – вода еще ни разу не принесла ничего хорошего сложным механизмам. Если попали под дождь – протрите насухо и немного смажьте цепь и звезды.

Всегда прислушивайтесь к своему транспортному средству: как правило, специфический звук, возникающий при переключении скорости, красноречиво свидетельствует о возможной поломке. Контролируйте состояние цепи: периодически производите замер ее длины, чтобы исключить вероятность растяжения.

Заключение

Научиться работать с передачами не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Как только вы поймете принцип и будете неукоснительно соблюдать основные запреты, то смена передач будет происходить на уровне интуиции.

Безупречная четкость переключения зависит от исправности всех механизмов и технического состояния велосипеда.

Регулярно проверяйте состояние зубьев, роликов, элементов привода и других компонентов, чтобы создать максимально подходящие условия для безупречной работы трансмиссии.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Как правильно переключать передачи на велосипеде?

Недавно виделся с Алексеем Баевским, забрал у него бутылкодержатель на свой Агрессор. Леша сделал мне замечание и СОКРУШАЛСЯ, что мол я неправильно переключаю передачи и у меня есть перекос цепи и скоро можно будет её выкинуть. Я залез в нет и начал искать материал по теме. Нашел несколько статей. Предлагаю вашему вниманию самые полезные тезисы из них.

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

Любой велосипедист должен знать как правильно переключать скорости на велосипеде. Когда детям покупают велосипед, то они всегда интересуются, а сколько же у него скоростей. И чем больше число скоростей, тем лучше.

Но опытные велосипедисты знают, что скорость-то у велосипеда зависит от седока, вернее, от работы его мышц.

А искусство грамотно переключать передачи — это качество хитрых профессионалов, которое позволяет выжать из машины в условиях пересеченной местности максимально возможные ресурсы.

Раньше было просто: у дорожного велосипеда была одна скорость.

Поэтому на равнине все зависело от навыков самого велосипедиста, а для езды в горной местности приходилось приноравливаться к условиям рельефа: во время езды с холма велосипедист максимально разгоняет машину для того, чтобы въехать на следующую гору по инерции.

Если же подъем затяжной, то велосипедист едет в гору до того момента, пока может вращать педали. Затем слезает с велосипеда и гордо идет рядом до вершины, чтобы снова продолжить путешествие вниз.

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

У современных велосипедов существует два блока шестеренок — передний (ведущие звезды) и задний (ведомые звезды). Крайне важно научиться в зависимости от характера езды выбирать верную передачу. Для начала следует усвоить несколько простых правил переключения передач:

  • Переключайте передачи только во время движения велосипеда (это правило не относится к планетарным втулкам).
  • Старайтесь переключать передачи, когда нагрузка с цепи снята или незначительна, иначе можно не суметь переключиться, и даже поломать механизмы переключения или порвать цепь (это в немалой степени зависит от качественного уровня компонентов велосипеда). Особенно тяжело приходится переднему переключателю.
  • Не рекомендуем повышать передачу при преодолении подъёмов, подбирайте передачи перед горой (переключение на подъеме при необходимости используют гонщики, но эта техника требует умения и «чувства велосипеда»).
  • Без должного навыка, не переключайтесь сразу на несколько передач. Делайте это поэтапно: дождавшись чёткой работы одной передачи,переходите на следующую (этот момент также зависит от класса оборудования велосипеда и навыка велосипедиста).
  • Избегайте больших «перекосов» цепи.

Рассмотрим более подробно сам процесс переключения:

  • Обычный современный велосипед имеет 2-3 звезды спереди и 8-10 звезд сзади.
  • Нумерация передних звёзд от 1 до 3 , в сторону увеличения звезд, нумерация задних звёзд, от 1 до 8(9,10), в сторону уменьшения звезд.

Для упрощения возьмем в качестве примера популярный бюджетный привод 3*8:

  • Большая передняя звезда используется при езде по хорошей, ровной дороге(асфальт или укатанный грунт) при отсутствии сильного встречного ветра. С этой звездой обычно используются задние звёзды от 8-й до 4-й. Хотя в спортивном катании и на гонках нередко можно увидеть любые сочетания.
  • Средняя передняя звезда используется при езде по грунтовке,плохому асфальту, не очень рыхлому песку в сочетании с задними звёздами с 6-й по 2-ю (что не исключает использования и всего набора задних звезд). На данных передачах удобно ехать в плотном городском трафике, маневрируя между различными движущимися и стационарными препятствиями. При сильном встречном ветре на шоссе также нередко ставится средняя передняя звезда.
  • Маленькая передняя звезда используется с задними звездами с 5-й по 1-ю. Эти передачи используются при езде в очень крутые подъемы, по заболоченной местности, вязкой грязи, песку, густой траве.

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы
Рисунок параллельных вселенных. Слева (красным) не правильно – вселенные велосипедных цепей параллельны, слева (зеленым) правильно!

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

Каденс

По поводу частоты вращения (каденса). Каждому человеку комфортен свой каденс, при котором педали будут вращаться с максимальным КПД. Если скорость вращения будет ниже удобного вам ритма, то силы будут тратиться впустую. При неверном каденсе появляется также риск травмы. Это связано с повышенными нагрузками на суставы и мышцы. Так что при езде обратите внимание на этот момент.

Слишком быстро крутить педали тоже не нужно, иначе быстро устанете. Подобрать идеальную для себя частоту несложно, полагайтесь на ощущения. Добавлю только, что кроме дорожных условий на выбор передачи и каденса влияет сила и направление ветра, а также физическая форма велосипедиста в данный момент.

При любых условиях цель одна – крутить педали с неизменной скоростью и постоянным усилием на них в независимости от выбранной передачи. Один и тот же ритм значительно отодвигает момент наступления усталости и увеличивает выносливость. Следовательно, преодолеть можно существенно большее расстояние.

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

Нельзя зараннее точно сопоставить ту или иную передачу конкретным дорожным условиям. Конечно существует много формул, графиков и таблиц, но большая часть из них подсчитана для шоссейных велосипедов, хорошей погоды и гладкого асфальта. Стоит условиям измениться, и все расчеты насмарку.

Выбор передач зависит от дороги или ее отсутствия, уклона трассы, температуры, состояния грунта, давления в шинах, ветра, от физического состояния велосипедиста, уровня адреналина и сахара в крови. Имеются и другие критерии, на которые могут ориентироваться велосипедисты. Один из них — частота педалирования.

Читайте также:  Велосипед и колени, боль при езде, защита и причины боли в суставах

Известно, что оптимальная частота педалирования при движении по горизонтальной поверхности — например, у шоссейников — составляет в среднем 95 — 115 об/мин, а у кросс-кантрийщиков эта величина уже будет 70 — 90 об/мин. Но для любителей и велотуристов это всего лишь ориентир, а не правило.

Не нужно пытаться стартовать сразу с высоких передач, сначала на низких передачах разогреваем мышцы, раскручиваясь до оптимальных передач. При выборе передачи, как в любом деле, велосипедисту нужно придерживаться «золотой середины», а не впадать в крайности.

Медленный темп езды при больших передачах весьма вредно сказывается на состоянии коленных суставов. Если крутить педали очень часто, то снизится эффективность езды и быстрее наступит усталость. В тяжелых дорожных условиях (езда по грязи, песку, траве или снегу) передачи понижены из-за того, что требуется запас крутящего момента.

Технические возможности переключателей не всегда позволяют резко перебрасывать цепь с малых звезд на большие. Для горных походов с рюкзаками обычно достаточно набора передних звезд, например, в 48, 38 и 28 зубов.

При езде против ветра или в гору нужно переключаться на «пониженные передачи» близкие к 1:1. При этом наборе передач увеличивается частота педалирования, но падает скорость. При езде по равнине для поддержания скорости соотношение передач может быть 4:1.

В гонке за мотоциклом может быть достигнута скорость более 100 км/час. В таких рекордных заездах велосипедистами используется передача с соотношением 8:1 и более. Однако обычно мышечной силы ног не хватает, чтобы с места раскрутить подобные шестерни.

Даже спортсмены не используют передачи более 5:1, а предпочитают наращивать частоту педалирования.

В 1985 году в США Джоном Говардом был установил рекорд скорости 245,077 км/час. Он же впервые на велосипеде преодолел за один час 241 километр. Уже через десять лет его мировой рекорд скорости на велосипеде побил Ромпельберг Фред из Нидерландов, показав результат 269 км/час.

Многие начинающие велосипедисты избегают часто переключать скорости и даже при езде против ветра оставляют цепь на большой ведущей и маленькой ведомой шестернях. Их езда больше напоминает маневры парусника против ветра.

Как результат — после такой езды закономерно могут возникать боли в коленях. Между тем грамотный велосипедист при езде против ветра, снизив передаточное число до 2-3:1 сможет с меньшими усилиями поддерживать большую скорость.

На малых передачах необходимо педалировать с частотой 80-90 об./мин.

Переключение скоростей во время подьёма

Если понимаете, что переключаете передачи по необходимости — значит, Вы уже пропустили оптимальный момент для переключения. Значит, Вы не сохраните нужный ритм и инерцию движения. В следующий раз будьте предусмотрительнее. Никогда не переключайте скорости при сильном педалировании, что приводит к быстрому износу компонентов.

Самая распространенная ошибка – редкое использование переднего переключателя. Переключитесь сзади на удобную звездочку и работайте с передним переключателем. Вы почувствуете на сколько быстрее находите нужную передачу, ведь эффект от одного переключения на передней звездочке можно сравнить с эффектом от переключения на две звездочки задней кассеты, а времени тратится значительно меньше!

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

Появляется возможность быстро набирать нужную скорость движения с помощью одного переключения. Затем, когда Вы войдете в ритм движения, у Вас будет шанс с помощью заднего переключателя точнее скорректировать передачу.

Помните: сначала правильно выберете переднюю передачу, и только потом с помощью заднего переключателя корректируйте передачу!

Советы по уходу за системой переключения передач

Многие байкеры сходятся во мнении, что байк – живой. Но не позволяйте ему проявлять характер.

В особенности это касается системы переключения скоростей: если скорости переключаются без Вашего участия или не переключаются вовсе, когда вы этого хотите, — это не всегда означает, что компоненты изношены или поломаны, скорее всего, проблема в грязи или траве, попавшей на перекидку, в цепь или звездочки. Обязательно чистите и смазывайте цепь, звездочки и переключатель – подобная забота способствует более плавному и четкому переключению, а, следовательно – комфортному катанию.

Очень важно хорошо чувствовать байк, тогда вы услышите любой посторонний звук. Например, посторонний «металлический звук» может возникнуть из-за того, что цепь растянута. Это быстро приводит к износу компонентов. Меняйте цепь как минимум! – раз в сезон.

Как правильно переключать скорости на велосипеде - выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

В идеале, нужно стремиться перейти на интуитивный уровень переключения, которым в совершенстве владеют спортсмены и опытные велосипедисты. Для вас должно быть абсолютно неважно, сколько передач и какого типа привод стоит на вашем велосипеде. Вы не будете задумываться о переключении вообще: все будет происходить автоматически, в зависимости от текущей дорожной или гоночной ситуации.

  • Четкость работы передач зависит от класса оборудования, степени износа деталей,правильной настройки механизмов, состояния тросиков и их рубашек, а также от степени загрязнения механизмов и цепи.
  • Ну и на десерт: ученые решили создать велосипед с переключением скоростей при помощи только мыслей:
  • Важное дополнение от пользователя Arkady Belousov:

На каждой звёздочке имеются зубья и их шаг (расстояние между зубьями) всегда одинаков и совпадает с длиной звеньев цепи, поэтому количество зубьев на звёздочке диктуется её размером (диаметром).

От числа зубьев на ведущей и ведомой звёздочках зависит важнейший параметр трансмиссии — передаточное соотношение (отношение количества оборотов колеса на один оборот педалей). Обычно оно числом зубьев и обозначается (например, «передача 42-14»).

Для передачи 42-14 на один оборот педалей (один оборот ведущей звёздочки) придётся 42/14=3 оборота колеса (три оборота ведомой звёздочки). Диапазон передаточных соотношений трансмиссии горного велосипеда чаще всего будет от 0,68 до 3,8 (то есть в 5 с лишним раз).

На практике говорят просто о количестве «скоростей», поскольку распространённые виды велосипедов имеют примерно одинаковый набор звёздочек.

Для комплексной оценки тяги велосипеда используется параметр «укладка» или «шаг» велосипеда — это расстояние, которое проезжает велосипед за один оборот педалей на данной передаче. Чем меньше укладка, тем лучше тяга велосипеда на данной передаче, но меньше скорость.

Для езды в тяжёлых условиях (где требуется прилагать больше усилий) лучше подходят передачи с меньшим передаточным соотношением, поскольку у них меньше укладка.

Нетрудно видеть, что наименьшее передаточное соотношение получается при выборе первой ведущей (самая маленькая) и первой ведомой (самая большая) звёздочек.

То же относится и к велосипедам с единственной передней звёздочкой — для езды в тяжёлых условиях лучше выбирать первые (наибольшие) ведомые звёздочки, а для лёгких условий больше подходят последние (меньшие)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector