Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Тормоза, без сомнения, являются важнейшей частью велосипеда. Хорошо настроенная тормозная система – залог безопасной езды и обязательное условие езды на высокой скорости. А тормозные колодки – важнейшая часть тормозной системы, поскольку именно они определяют эффективность ее работы, и особенно сильно это сказывается в сырую погоду.

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Дисковые тормоза впервые завоевали популярность, появившись на горных велосипедах, так как такой тип тормозов обладает превосходной тормозной способностью в любых погодных условиях. Но теперь их можно увидеть на велосипедах всех типов – от гоночных, предназначенных для жестких тренировок, до прогулочных городских.

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Дисковые велосипедные тормоза могут быть механическими (в них используются тросики) и гидравлическими, в которых тросы заменяются гидравлической жидкостью.

Качество торможения гидравлических и механических дисковых тормозов практически не отличается. Как первые, так и вторые отлично справляются со своими задачами.

Гораздо большее влияние на мощность торможения оказывают два фактора:

  • тормозные колодки (материал и размеры);
  • диаметр ротора.

Прежде чем выбрать дисковые тормозные колодки, следует ознакомиться с рядом факторов. Существует множество различных вариантов как для дорожных, так и для горных велосипедов.

Из всего этого разнообразия необходимо подобрать такую колодку, которая не только будет соответствовать калиперу конкретного велосипеда по форме, но и будет выполнена из материала, учитывающего потребности пользователя.

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Колодки могут быть круглыми, прямоугольными и квадратными. Это зависит от конструкции калипера. Различные калиперы имеют разные формы и разные способы удержания колодок на месте. Само собой разумеется, что форма колодки должна соответствовать форме калипера.

Проще всего посмотреть, как называются тормоза (обычно это написано на калипере) и подобрать колодки той же модели. Если точно такую же модель найти не удалось, надо снять оригинальные колодки и сравнить их форму с формой предполагаемой замены.

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Все колодки изготавливаются путем смешивания различных порошкообразных составляющих со связующим веществом и последующего прессования этой смеси при высоких температурах и давлении. Наибольшее влияние на свойства оказывает состав порошкообразных составляющих. Это могут быть органические волокна либо металлические частицы. Поэтому все колодки делятся на три категории:

  • органические;
  • металлические,
  • полуметаллические.

Каждая категория имеет свои преимущества и недостатки. Идеальной тормозной колодки, подходящей для любого велосипеда, не существует.

Органические колодки состоят из волокон резины, углерода или кевлара, а в качестве связующего вещества используется смола.

Металлические (их называют еще спеченными) состоят из металлических частиц (чаще всего используется медная стружка), спеченных под большим давлением.

Полуметаллические имеют органическую основу, в которую добавлены металлические компоненты.

Разность составов определяет различные свойства. Органические колодки – более мягкие, тормозят эффективно и достаточно бесшумно. По результатам сравнительных тестов они имеют более высокий тормозной момент (примерно на 10% выше), чем металлические, при этом время торможения меньше примерно на 9%.

Тем не менее на длинных спусках органические колодки показывают себя намного хуже, чем металлические, так как при высокой температуре связывающее вещество плавится, и весь материал быстро изнашивается. Кроме того, они плохо тормозят на мокрой дороге. Металлические колодки справляются с теплом намного лучше, чем органические, устойчиво работают во влажном состоянии, но они шумные.

По внешнему виду определить, из чего изготовлена колодка, невозможно. Необходимо изучать описание продукта или информацию на упаковке.

Плюсы:

  • наиболее долговечные;
  • могут выдерживать очень высокие температуры;
  • рабочая поверхность не подвержена плавлению;
  • очень эффективны при езде на высоких оборотах, что важно, например, на крутых спусках.

Минусы:

  • процесс притирки может занимать очень длительное время;
  • высокие температуры могут привести к изменению рабочих свойств минеральных масел системы гидравлики;
  • слабый первоначальный прикус;
  • могут быть довольно шумными.

Плюсы:

  • быстрая притирка;
  • хороший первоначальный прикус и модуляция;
  • менее шумные;
  • передают меньше тепла в системы минеральных масел.

Минусы:

  • срок службы меньше, чем у металлических, особенно при использовании в сырую погоду;
  • менее эффективны на высоких оборотах;
  • рабочая поверхность может спекаться.

Плюсы:

  • соединяют преимущества металлических и органических колодок;
  • хорошая эффективность на высоких оборотах;
  • хороший первоначальный прикус и модуляция;
  • достаточно долговечны.

Минусы:

  • может спекаться рабочая поверхность;
  • разные марки могут иметь разные соотношения металлических и органических компонентов;
  • более высокая цена.

Все зависит от того, где и как происходит езда на велосипеде. Если это равнинная местность без крутых спусков, то вполне подойдут органические колодки. Они бесшумные, зачастую дешевле других, обеспечивают мощное торможение сразу после нажатия на рычаг.

Если приходится часто ездить по длинным спускам с полным торможением, то разумный выбор – металлические колодки. Они обеспечивают очень мощное торможение и служат при этом очень долго. Конечно, в этом случае придется смириться с шумом.

.

Полуметаллические колодки являются отличным решением для любого типа езды, они обладают приличным первоначальным укусом, хорошими высокотемпературными характеристиками и высокой износостойкостью

Ничто не мешает использовать разные типы тормозных колодок на одном и том же велосипеде в заднем и переднем тормозе.

Задние тормоза, как правило, нагружены сильнее, с другой стороны, наличие хорошего начального прикуса больше необходимо спереди, поэтому сочетание металлической колодки на заднем тормозе с полуметаллической на переднем может обеспечить отличные рабочие характеристики. Сочетание полуметаллической сзади и органической спереди тоже может дать хороший результат.

Некоторые производители рекомендуют при замене металлических колодок на органические менять ротор, поэтому перед такой заменой необходимо ознакомиться с руководством пользователя.

Отдельно стоит сказать о ребристых тормозных колодках Shimano. Они имеют опорную пластину с ребристым радиатором, который выступает из верхней части калипера. Утверждается, что этим обеспечиваются улучшенные рабочие характеристики тормозов, поскольку тепло, выделяемое при торможении, отводится от поверхности колодки в пластину и рассеивается воздушным потоком.

Первоначально они стояли только на тормозах Shimano, но впоследствии некоторые производители использовали эту идею для своих брендов, и сейчас такие колодки можно увидеть в тормозах:

  • Superstar Components;
  • Uberbike Components;
  • Swiss Stop;
  • и некоторых других фирм.

Однако далеко не все фирмы могут предъявить результаты лабораторных испытаний, доказывающие эффективность охлаждения ребристых колодок, а стоят они дороже, чем обычные, поэтому к их приобретению необходимо относиться очень внимательно.

О том, как заменить дисковые тормозные колодки велосипеда, смотрите далее.

ТОП-5 Рейтинг лучших гидравлических дисковых тормозов для велосипеда 2021 года

Многие велосипедисты рано или поздно сталкиваются с вопросом, касающимся тормозов. Очевидно, что тормоза, в первую очередь — безопасность, как велосипедиста, так и других участников дорожного движения.

Нельзя однозначно утверждать, что одни тормоза хорошие, а другие плохие. Тут дело привычки и вкуса, да и для разных целей подойдут свои тормоза на велосипед. 

Но все же, какие тормоза лучше выбрать новичку? Стоит перечислить плюсы и минусы разных тормозных велосипедных систем для рациональной оценки и сравнения.

Особенности конструкции дискового тормоза

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Дисковый тормоз включает в себя 2 узла:

  • Диск из металла, называемый ротором. Их выпускают различного диаметра. Чем он больше, тем более эффективно велобайк тормозит;
  • Калипер (устройство, где размещены тормозные колодки, прижимающие диск).

Крепление калипера к велосипеду осуществляется при помощи адаптера. Различным значениям диаметра ротора соответствуют разные адаптеры.

Передача давления от тормозной ручки велосипеда к калиперу может осуществляться двумя способами. Вот список:

  • Механический. При нажатии ручки происходит сдвижение тросика. При этом тросик передает движение рычагу, а тот сообщает движение одной или обеим тормозным колодкам;
  • Гидравлический. Калипер и велосипедная тормозная ручка соединены между собой при помощи герметично выполненной гидравлической линии, наполненной тормозной жидкостью или предназначенным для торможения маслом. После нажима на ручку масло, выталкиваемое двумя цилиндрами, действует на тормозную колодку.
Читайте также:  Технические характеристики и цена велосипеда Стелс Навигатор 530

Достоинства дисковых тормозов

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

К достоинствам дисковых тормозов можно отнести ледующее:

  • Значительная мощность и результативность торможения велосипеда (причина – высокий показатель по коэффициенту трения колодок о диск);
  • Плавное торможение, лучшая модуляция;
  • Колеса и колодки велосипеда служат дольше, поскольку обод не изнашивается;
  • Результативность торможения независима от погоды, поскольку в систему не набиваются снег и грязь;
  • На работу тормозной системы велосипеда не влияют «восьмерки»;
  • Нет необходимости в подстройках. Достаточно настроить систему один раз;
  • Компоненты продолжают эффективно работать и при сильном нагревании. Поэтому данная разновидность применяется в экстремально сложных условиях;
  • Велосипед выглядит компактнее и лучше по дизайну по сравнению с моделями, оснащенными ободными системами.

Недостатки дисковых тормозов

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

К недостаткам дисковых тормозов можно отнести следующее:

  • Высокая стоимость. Цена самых дешевых дисковых тормозов находится на уровне неплохих ободных. А стоимость велосипедов с хорошей гидравликой и вовсе огромная;
  • Масса. Дисковые системы тяжелее ободных. Например, для велосипедов-шоссеров проигрыш в мощности торможения не критичен, а экономия массы в полкилограмма имеет немалое значение;
  • Сложная установка с настройкой;
  • Высокие требования к степени жесткости рамы и вилки велика;
  • Спицы и втулка велбайка испытывают значительную нагрузку;
  • Проблемы с ремонтопригодностью. Качественный ремонт требует исключительно фирменных запчастей. Еще сложнее с гидравлическими тормозными системами. Отремонтировать гидравлику велосипеда в походно-полевых условиях нельзя;
  • Значительная мощность торможения – это и преимущество, и изъян одновременно. Неискушенный спортсмен при резком торможении может свободно вылететь через руль велобайка. Инерция – вещь суровая.

Что лучше механика или гидравлика?

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Устройство гидравлической и механической систем по многим моментам похоже. Однако, сравнить по отдельным пунктам не помешает. Вот список основных характеристик:

  • Цена. Гидравлика дороже механической системы. В особенности, это касается топовых моделей велосипедов;
  • Масса, размеры. Механика более громоздкая, тяжеловесная и массивная;
  • Модуляция, мощность. Гидравлика в этом отношении на порядок лучше механики. Механические тормоза также функционируют неплохо, но они по своим характеристикам не слишком превосходят качественные ви-брейки. Гидравлика не требует никаких усилий при производстве торможения, не в пример механике;
  • Настройка. Конечно, гидравлическая система для велика сложнее, зато не требует постоянной подстройки. Это лучше и удобнее. Механику надо периодически подстраивать, поскольку тормозные колодки изнашиваются;
  • Ремонтопригодность велосипеда. В этом отношении, как говорится, все сложно. Чтобы отремонтировать механическую систему, нужны оригинальные комплектующие. Восстановление гидравлики велобайка требует определенных знаний. Кроме того, механика надежнее.

Как видите, гидравлическая система велосипеда по многим характеристикам превосходит «механику», но она более сложная и дорогостоящая. Что же касается механики, то она более простая, надежная, но по эксплуатационным свойствам ненамного лучше привычных ободных тормозов.

Как же происходит установка дисковых тормозов?

  1. На руль необходимо прикрепить тормозные ручки, после отрегулировать их положение при помощи шестигранника.
  2. Затем установите калипер в специальные дисковые крепления на раме.

  3. Теперь следует установить тормозные диски при помощи болтов, которые входят в комплект, на втулку.
  4. Возьмите тросик, закрепите его в тормозной ручке, вставьте в рубашку. На раме имеются направляющие – используйте их, чтобы провести рубашку к калиперу.

  5. Последним действием является закрепление тросика и регулировка тормоза.

Что можно сказать про обслуживание дисковых тормозов?

Для эффективного торможения вы должны отслеживать его состояние полностью:

  • Проверяйте растяжение тросика регулярно – его работа должна быть четкой и плавной.
  • Также проверяйте состояние колодок. Для этого их нужно периодически снимать.
  • Также осматривайте ротор и очищайте от налета (лучше всего это делать наждачной бумагой).

При эксплуатации дисковых тормозов самой распространенной проблемой является скрип тормозов. Вы, конечно, можете воспользоваться услугами специалиста в веломастерской, но не спешите, так как есть самые распространенные причины такого скрипа, для выяснения которых не требуется поездка к специалистам.

  1. Первой причиной может быть некачественный и дешевый материал, который использовался при изготовлении колодки. В таком случае, вы должны приобрести новые фирменные колодки, чтобы избежать повреждения поверхности ротора. Также следует учесть несовместимость колодок с вашими тормозами.
  2. Скрип также может слышаться, если колодки еще новые (на поверхностях колодок есть определенный слой, который и вызывает скрип). Покатайтесь несколько дней, и если скрип не исчезает, значит, причина вдругом.
  3. Также скрип издается, когда колодки изношены и происходит соприкосновение ротора с пластиной.

Рейтинг лучших дисковых гидравлических тормозов

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Рейтинговый список тормозных систем 2021 сформирован на основании реальных испытаний каждой из приведенных моделей. Список лучших моделей выглядит следующим образом:

  1. Formula T1;
  2. HAYES DOMINION A4;
  3. FSA Afterburner;
  4. SRAM Guide R.
  5. Shimano XTR

Formula T1

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Конструкция системы T1 от Formula гарантирует лучшую эффективность при небольшой массе. Точка контакта определяется четко, но не очень податливая, палец устает. Но, если привыкнуть к этой системе, она станет отличной и надежной помощницей на разного качества дорогах. Есть недостаток: на длинном спуске тормоза издают негромкий визжащий звук. Если такое повизгивание велосипеда вас не раздражает, считайте, что минусов у данного представителя класса нет.

HAYES DOMINION A4

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

После нескольких лет молчания Хейс вернулся с созданием своего нового дискового тормоза Dominion A4. Hayes имеет долгую историю в мире горных велосипедов и отвечает за создание дисковых тормозов много лет. В 2019 году они вводят полностью новый дизайн тормоза 4 поршневой.  Благодаря использованию различных систем сбора данных они определили, что снижение конечной мощности тормоза поможет увеличить диапазон полезной мощности для гонщиков.

FSA Afterburner

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Эта модель тормоза удобна, эргономична, а также неприхотлива и надежна, подобно японскому самураю. Однако, при циклической нагрузке (нагревании) система уменьшает результативность торможения и не любит сырости. Мощность и плавность торможения велобайка – выше всех похвал, лучшая в своей ценовой нише.

SRAM GUIDE R

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Модель на 4 поршня с удобным рычагом. Ход его можно отрегулировать даже без использования инструментов. Мощность тормоза отличная, в условиях сырости система работает даже лучше. В целом, покупатели велосипедов оценивают модель на «отлично». Это серебряный призер по рейтингу.

SHIMANO XTR

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Пафосная дорогостоящая модель с отличными характеристиками – лучшая в нашем рейтинге. Регулируемая ширина хвата ручки, удобная точка контакта, высокая мощность, плавность торможения – все это преимущества данной системы. Есть и минус: быстрый износ тормозных колодок на продолжительных спусках. Особенно эта модель пришлась по душе поклонникам эндуро и даунхилл дисциплин.

Заключение

Подводя итог всему вышеперечисленному, можно сделать вывод, что дисковые тормоза имеют практическую ценность при более агрессивной езде. Во время обычных городских велопрогулок их практическая ценность равна нулю, так как они не используются в полном объеме, и нет смысла приобретать дорогие дисковые тормоза.

Однако если вы все-таки решили приобрести такие тормоза, то лучше покупайте механические, так как они являются золотой серединой для многих велосипедистов.

Конечно, если вам нужна высокая мощность торможения, то лучше гидравлических тормозов вы не найдете. Такие тормоза используют в экстремальных видах велоспорта (например, даунхилл). Конечно, они значительно дороже, но это того стоит.

Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности

Тормозные колодки – это расходный материал. Одна из самых востребованных запчастей для велосипеда и других транспортных средств.

Замена их необходима один-два раза в сезон или чаще при интенсивной эксплуатации велосипеда. Тормозные колодки разных типов есть почти в каждом магазине.

Например, можно подобрать для себя какие-то подходящие колодки тут. Есть почти все современные модификации и цена адекватная.

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Каждый раз при замене колодок человек сталкивается с проблемой выбора новых колодок.

Давайте в этой статье рассмотрим, какие бывают колодки для
дискового тормоза велосипеда и чем они отличаются.

Читайте также:  Велосипед складной компактный взрослый - особенности выбора, фирмы-производители

Дисковые тормоза получили широкое распространение, но
существуют ещё и другие типы тормозных систем велосипеда: барабанные или
клещевые (вибрейки). Для них информация из этой статьи не будет полезна (хотя
иногда колодки для вибрейков изготавливают из аналогичных материалов).

Итак, велосипедисты делятся на два типа: те, кто тщательно
подбирает компоненты и те, кто ставит то, что влезет физически. Наверное,
информация будет полезна как для тех, так и для других. Начнем по порядку.

  • Дисковый тормоз велосипеда включает в себя пару трения (чаще всего металл-неметалл),
    которая представлена металлическим диском (или ротором) и неметаллическими (бывают
    и металлические композиты) тормозными колодками.
  • При выборе новых колодок нужно обратить внимание на следующие важные параметры:
  • 1. Под какие колодки рассчитан ваш ротор (если вы конечно не
    планируете заменить и его)
  • 2. Какой стандарт колодок используется сейчас – размерная
    характеристика
  • 3. Какой материал используется для колодок, которые
    установлены на велосипеде сейчас
  • Пройдемся по каждому из пунктов подробно.

Ротор для дискового тормоза велосипеда и его совместимость с колодками

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Роторы могут быть изготовлены из разных материалов и иметь
разные покрытия. Бывают и комбинированные роторы (с использованием паука для
рассеивания тепла и облегчения конструкции). Некоторые роторы считаются
универсальными, а некоторые подходят только для определенного типа колодок.

Например, если на роторе красуется надпись Resin PAD Only, то ротор можно
использовать только с мягкими органическими колодками (чуть дальше описано, что
такое органические колодки). Материал диска в этом случае более мягкий и вязкий,
что не особенно хорошо скажется на долговечности детали и качестве торможения в
случае использования твердых колодок.

Есть и ещё одна проблема – если диск мягкий, а колодки
слишком жесткие, металл будет «наматываться» на поверхность колодок и портить
фрикционные свойства колодок.

При выборе колодок
изучите характеристики вашего ротора. Информацию эту обычно чрезвычайно
сложно раздобыть. Особенно если речь идёт про ноунейм китайское железо.

Единственный источник информации обычно – это или официальный
сайт производителя, или гравировка на самом диске. Прайсам большинства
велосипедных магазинов лучше не доверять.

Замученный жизнью котентщик лупит
всем подряд дискам одинаковые характеристики, а проверить это невозможно.
Поэтому, можно сильно обжечься при выборе. Да и в большинстве каталогов
попросту отсутствует подобная характеристика.

В этом случае логично будет
приобрести те колодки, которые у вас уже были установлены – на самих колодках
часто тоже есть маркировка.

Есть и более изощренные способы, например, измерить
твердость диска и тем самым определить, какой это материал. Но способ весьма
сложный, да и такая точность редко бывает необходима.

Прежде, чем мы продолжим обсуждение, нам нужно запомнить, что такое модуляция тормозов. Эта
характеристика часто встречается в статьях и на форумах. Часто прошаренные
велосипедисты умничают, закидывая новичка сложными терминами.

Итак, модуляция
тормоза
– это способность тормоза реагировать на силу нажатия. Сильнее
надавили на ручку – сильнее затормозили. Эта характеристика не всегда линейна и
не всегда соответствует описанной закономерности.

Напротив, некоторые колодки при
сильном нажатии перестают реагировать на увеличение силы нажатия ручки, а на
дешевых материалах может вообще начать проскальзывать.

Соответственно, тип и
материал колодок напрямую влияют на модуляцию тормозов.

Стандарт колодок и размерная характеристика

Для разных тормозных машинок используются разные колодки. В
этом нет ничего нового. Хорошо, когда производитель использует одинаковые
расходники для всей линейки своих продуктов. Тогда проблем с подбором колодок
не возникнет.

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Все колодки имеют разные размеры. Подобрать аналогичные
можно или исходя из маркировки на колодках, или по типу используемой тормозной
системы, или непосредственно замерив ваши колодки и выбрав такие же.

Ассортимент типорзамеров колодок для дискового тормоза огромный.

Важно понимать, что требуется 100% размерное соответствие.
Отклонение в несколько миллиметров уже может сделать использование запчасти невозможным.

Вам также будет полезно ознакомиться со следующими статьями на нашем проекте:

Какие типы колодок для дискового тормоза существуют?

Вот мы и подошли к самой интересной части статьи. Сейчас мы рассмотрим материалы, из которых изготавливают колодки. Всего сейчас существует несколько типов: органические колодки, керамические колодки (часто называются органическими, хотя по своей сути, ими и являются), полуметаллические, спеченный металл.

Они различаются фрикционным материалом (фрикционные
материалы – это группа материалов, разрабатываемая специально для увеличения
трения в паре трения), который нанесен на жесткую оснастку.

Органические колодки (Resin PAD)

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

В этих колодках фрикционный материал представлен композитом,
состоящим из металлической стружки (или, правильнее сказать, металлических
включений), которые погружены в специальный компаунд. Таких включений в составе
композита не более 30%. Компаунд может быть представлен органическими смолами,
стойками при высокой температуре, резинами или другими мягкими материалами. Часто
обозначаются Resin PAD.

Характерные особенности

  • Относительно быстро стираются, но при этом
    обладают высокой эффективностью торможения.
  • Не особенно хорошо справляются с плохими
    погодными условиями. При попадании жидкости или грязи требуют регулярной
    просушки. В плохую погоду теряют львиную часть эффективности.
  • Обладают высокой модуляцией (благодаря общей
    высокой мягкости). Один из лучших показателей среди всех типов.
  • Используются с роторами, не имеющими сильных
    выступов и зазубрин – ротор пила легко сотрет в порошок такие колодки за пару
    недель.
  • Не рекомендуются для использования
    велосипедистам с большим весом.
  • Не рекомендуются для электровелосипедов или
    электросамокатов.
  • Очень быстро притираются.
  • Имеют меньший срок службы.
  • При правильном подборе пары трения ротор-колодка
    практически не шумят.
  • Довольно сложно очистить такие колодки от
    загрязнения – прокаливать колодки нужно с большой осторожностью (читайте статью
    о том, что делать, если на колодки попало масло), а мыть их не всегда помогает.
    Поэтому, к очистке нужно подходить аккуратно. Прокаливание может уничтожить неметаллический
    компаунд.

на KryptoBike:  Скорость велосипеда

Спеченные металлические колодки – неорганические колодки (Sintered PAD)

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Колодки изготовлены из металлической крошки или стружки,
которая спрессовывается в брикеты и спекается. Металлы используются как
однородные, так и разнородные. Применяются такие металлы как медь или
высокоуглеродистая сталь. Иногда используют модифицирующие добавки, например,
графит. Цель таких добавок разнообразная. В частности, мягкий графит иногда
исключает задиры ротора.

Характерные особенности

  • Хорошо работают в любую погоду. Ни в дождик, ни
    в снег не теряют своей эффективности.
  • Долго притираются
  • Обладают средней модуляцией – колодки твердые и
    прожимаются плохо.
  • Должны использоваться только с подходящим
    ротором. Ротор для резиновых колодок быстро изотрётся и на нем появятся
    тормозные канавки, которые не позволят колодкам плотно прилегать к ротору, а
    значит и эффективность торможения уменьшится.
  • Обладают низкой эффективностью торможения.
    Работают стабильно в любую погоду, но требуют большей силы нажатия на ручку.
    Имеют чуть больший тормозной путь.
  • Не требуют постоянной просушки.
  • Даже при правильном подборе пары ротор-колодка в
    плохую и морозную погоду часто вопят.
  • Имеют высокий ресурс.
  • Подходят для тяжелых велосипедистов и
    выосконагруженных велосипедов – тяжелые байки или электровелосипеды.
  • Могут быть легко очищены от любого загрязнения
    как прокаливанием, так механическими способами очистки.

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Состав фрикциона здесь не отличается от органических, а вот
количественный состав изменен – допускается до 65% металлических включений. Они
всё также погружены в специальную термостойкую смолу или другое связующее.

Характерные особенности

Традиционно принято считать, что полуметаллические колодки
являются компромиссом между органикой и неорганикой. Они обладают достоинствами
одного вида и лишены недостатков другого. В частности, они:

  • Меньше шумят, чем неорганика, но при этом имеют
    лучшую модуляцию.
  • Тормозят эффективнее спечённых колодок, но
    изнашиваются медленнее органических.
  • Быстрее притираются.
  • Работают с любыми типами роторов, кроме
    откровенных роторов-пил.
  • Адекватно реагируют на изменение погодных
    условий.
  • Прокаливать нужно с большой осторожностью.
Читайте также:  Велосипед и колени, боль при езде, защита и причины боли в суставах

Керамические колодки (Ceramic)

Дисковые тормоза на велосипед, колодки на передний и задний гидравлический тормоз

Довольно редкое явление для велосипедной отрасли, однако
периодически встречаются. Стоят относительно дорого. Фрикционный материал тут
представлен керамикой с фрикционными свойствами.

Характерные особенности

  • Требуют использования специального ротора.
  • Не воспринимают мелкие удары. Фрикцион может
    раскрошиться.
  • Быстро замыливаются в грязи. Плохо работают при
    изменении погодных условий.
  • Долго притираются.
  • Имеют самый большой ресурс из всех видов
    колодок.
  • Стоят дорого, а распространены мало. Изначально
    пришли в велоспорт как оружие профессионалов и не особенно хорошо подойдут для
    повседневного использования.

Заключение

Мы ознакомились с основными типами велосипедных колодок для
дискового тормоза и их особенностями. У каждого из типов колодок есть свои
достоинства и недостатки.

Конечно же, у каждого типа есть как фанаты, так и
ненавистники. Какой из них предпочесть решить нужно вам самостоятельно.

Однозначного ответа на этот вопрос нет – одни колодки хорошо ведут себя в одной
ситуации, а другие в другой.

Компромисс между этими характеристиками – это только ваш
выбор, который должен быть основан на личных предпочтениях и здравом смысле.

На практике часто бывает
удобно использовать один тип колодок на одном колесе, а другой на другом.
Так, иногда очень удобно установить спечённые металлические колодки на задний
тормоз, так на него попадет больше грязи и нагрузка там выше, а на передний
поставить органику.

Полезно попробовать использовать как один тип колодок, так и
другой, а на основе личного опыта сделать окончательный вывод.

Велосипедные дисковые тормоза, колодки, диски — их виды и стандарты

Если вы планируете заменить дисковые тормоза или их части, вам необходимо выяснить, что вам нужно.

На рынке есть большой выбор тормозов, и они доступны с различными стандартами установки, с различными тормозными колодками и дисками. Это руководство позволит вам разобраться в этом разнообразии.

На самом деле выбор сводится к проверке нескольких параметров, их стоит знать, чтобы не испытать разочарования после покупки.

Типы дисковых тормозов

Существует два типа дисковых тормозов: механические и гидравлические. В первом случае тормоза приводятся в действие стальным тросом, как и в тормозах типа V-Brake. Во втором случае в магистралях находится тормозная жидкость или минерельное масло.

Механические тормоза медленно замещаются гидравликой. Они устанавливаются главным образом на более дешевые горные и трекинговые велосипеды, иногда на дорожные. Гидравлические тормоза имеют большую тормозную силу, которая лучше дозируется по сравнению с механическими.

Механические тормоза проще конструктивно, но менее эффективны. Когда речь идёт о механических тормозах, есть несколько моделей, которые зарекомендовали себя за много лет, это Avid BB7, Hayes MX Expert и CX Pro.

Но они стоят не на много дешевле хороших гидравлических моделей тормозов.

Типы креплений тормоза

Для установки дисковых тормозов на велосипеде потребуются две вещи: втулка, имеющая крепление для тормозного диска (об этом чуть позже) и специальные крепления на раме и вилке, которые позволят закрепить суппорт тормоза. Можно выделить два самых популярных стандарта крепления: PM (Post Mount) и IS (International Standard). PM — тормоз крепится непосредственно к раме или вилке. В случае IS — понадобится дополнительный адаптер.

PM и IS стандарты крепление тормоза

В случае PM, если мы хотим использовать диск диаметром 160 мм, то блок крепится непосредственно к монтажным отверстиям, и адаптер не требуется. Если же устанавливается диск большего диаметра (если это позволяет производитель рамы или вилки), нам придется использовать адаптер.

Сейчас большинство терминалов изготавливаются по стандарту PM. Чтобы подключить их к IS стандарту, вам понадобится адаптер. Адаптер PM / IS можно легко купить в магазинах. При покупке адаптера вам необходимо подобрать его в соответствии с размером устанавливаемого диска.

Shimano Flat Mount

Недавно компания Shimano выпустила на рынок новую систему крепления тормозов под названием Flat Mount, используется она в основном на дорожных велосипедах.

Система имеет лучшее соединение с рамой и более простую конструкцию. Крепление может быть совместимо с Post Mount через адаптер.

Неизвестно, получит ли этот стандарт широкое распространение, но уже сейчас он присутствует на многих новых велосипедах.

Типы тормозных колодок

Велосипедные тормозные колодки

Заменяя колодки в дисковых тормозах, нужно выбрать один из трёх типов поверхности колодки: металлическая, полуметаллическая и смолистая (органическая). Что бы тормозные колодки послужили нам хорошо и долго, они должны быть выбраны в соответствии со стилем, в котором вы ездите. Смоляные (органические) колодки обеспечивают среднюю силу торможения, не перегружая диск. Они более подходят для расслабленной езды и для легких велосипедистов. С другой стороны, металлические колодки обеспечивают высокую силу торможения, но в то же время нагружают диск больше. Поэтому стоит использовать более качественные диски с такими колодками. Металлические колодки иногда могут скрипеть. Полуметаллические колодки — золотая середина, которая сочетает в себе преимущества металлических и органических колодок. Они не нагружают тормозной диск и при этом обеспечивают хорошее сцепление.

При покупке тормозных колодок необходимо проверить, подходят ли они к зажимам тормоза. Существуют множество различных моделей тормозов, многие из них, даже от одного производителя, имеют различные зажимы для колодок.

Стандарты крепления тормозных дисков

Велосипедные тормозные диски Centerlock и на 6 болтов

Сейчас на рынке представлены два типа крепления тормозных дисков на втулку велосипеда, это — крепление на шесть болтов и Centerlock, от Shimano. В первом случае тормозной диск крепится на шесть болтов со шлицом в форме шестилучевой звезды (Thorx T-25). При затягивании винтов необходимо делать это поочередно и постепенно, если затягивать болты сразу до максимума, есть риск, что диск станет криво.

Для Centerlock такая проблема не существует. Что бы установить диск, вам понадобится ключ для затягивания кассеты. Если на велосипеде используется ступица с осью 15 мм, вам, скорее всего, понадобится ключ для отвинчивания суппорта Hollowtech II для затяжки колеса.

В настоящее время цены на диски этих типов не отличаются друг от друга. Но, выбор дисков крепящихся на шесть болтов, больше. Поэтому для тех, у кого втулка типа Centerlock, и кто хотел бы поставить на неё диск с шестью болтами, были разработаны специальные адаптеры.

Диаметр тормозных дисков

Существует четыре диаметра тормозных дисков: 140 мм, 160 мм, 180 мм и 203 мм. Выбор диаметра зависит от условий езды, чем сложнее местность, тем большего диаметра нужен диск. Нужно также учитывать рекомендации производителя рамы и вилки — часто существуют ограничения которые необходимо строго соблюдать.

140-мм диски используются на дорожных велосипедах. 160-мм диски обычно используются в треккинговых и горных велосипедах (иногда с 180-мм диском спереди). 203-мм диски используются в скоростных и тандемных велосипедах. Помните, что, для замены диска на диск другого размера, вам понадобится специальный адаптер.

Типы тормозных жидкостей

Есть два типа тормозной жидкости: минеральное масло (используется в тормозах Shimano, Magura и Tektro) и тормозная жидкость DOT 4 или DOT 5.1. Они не взаимозаменяемы друг с другом. Если тормоза Shimano заполнить жидкостью DOT, она испортит тормозные колодки.

Как часто заменять масло или тормозную жидкость, зависит от интенсивности использования тормозов. В случае с минеральным маслом, делать это нужно не так часто, потому что минеральное масло не поглощает воду.

С другой стороны, тормозам, в которых используется тормозная жидкость DOT, рекомендуется более частая замена (примерно 1 раз в год).

Более подробную информацию можно узнать изучив рекомендации производителя тормоза.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector