Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Среди советских велосипедов найдется немного таких, которые отличаются компактностью и небольшим весом. Большинство не подходило для хранения в маленьких квартирах многоэтажек или для перевозки в общественных видах транспорта. Именно по этой причине складной «Салют» стал таким популярным. Благодаря мощной раме и уникальным колесам его одинаково полюбили жители городов и деревень.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Велосипед «Салют» выглядит как надежный складной двухколесный транспорт советского производства. Большинство представителей этой модели было выпущено в 1986 году.

Основное назначение такого велотранспорта – это комфортное перемещение по поверхностям различного типа.

Производителем «Салюта» являлся Пермский машиностроительный завод, с конвейеров которого также вышли известные велосипеды под названием «Урал» и «Кама».

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Довольно быстро компактный и легкий «Салют» стал пользоваться большим спросом среди населения страны. Помимо удобной рамы, седла, руля, транспорт был снабжен багажником, крыльями, а на некоторых вариациях был установлен передний ободной тормоз.

Дворовые умельцы превращали этот простой велосипед в шедевры, используя изоленту, различные виды проволоки, кассетную ленту и другие подручные средства. Починка такого велотранспорта была дешевой и несложной, за что его популярность еще больше возросла.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Ездить на «Салюте» удобно как по асфальтированному покрытию, так и по грунтовым тропам, ведь плохие дороги не являлись для этой модели преградой. Завод представил такой велосипед как подростковый.

Однако высокая проходимость и удобная ширина колес, позволяющая выдерживать существенные нагрузки, по достоинству была оценена не только детьми, а также мужчинами и женщинами разных возрастов.

Еще одна особенность велосипеда этой модели заключена в том, что вес его относительно невелик.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Велосипедные рамы «Салюта» изготавливались из высокопрочного сплава стали, который показал себя как качественный материал. Стоит заметить, что есть разные конструктивные особенности рам.

  • Складная рама на шарнирах отличалась тем, что части конструкции были закреплены при помощи рукоятки или винта под ключ шестигранник. Складной вариант легко транспортировать и хранить даже в многоэтажках.
  • Универсальная рама в форме ромба являлась престижной. Особую популярность она приобрела у мужчин.
  • Разборная рама представляет собой две полурамы, имеющие жесткое соединение в пределах подседельной трубы. Такой вариант встречается довольно редко и теперь является раритетом.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Рулевые колонки на модели глубокие с регулируемым выносом. Ими удобно управлять, когда посадка ровная. Регулирование возможно как по высоте, так и по наклону рукояток. Вилка изготовлена из стали и имеет круглое сечение.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Сиденье на «Салюте» встречается двух типов: мягкое латексное и пружинное жесткое. Шток можно поднять до максимальной отметки.

Стоит отметить, что за счет ножного тормоза сидение приходится располагать ниже, чем удобный для велосипедиста уровень посадки. Это необходимо для безопасного торможения.

Обода на велосипедах этой модели одностенные и имеют 36 спиц. Размер колеса составляет 533х37 мм. Диаметр шины по современным стандартам в дюймах равен 20. Ранее такой параметр расценивался как детский, так как он создавал неудобства для взрослых.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Регулирование жесткости втулки осуществляется при помощи зажима в виде конуса. Его нужно послаблять или затягивать, используя подходящий ключ. Для фиксации настроек имеется наружная контргайка.

Общая масса полностью укомплектованного велосипеда составляет около 15 кг. Максимальный вес моделей составлял 15,5 кг.

В комплект входит стальной или хромированный багажник, простой сигнальный звонок, крылья. Скорость на модели была всего одна. Некоторые велосипеды «Салют» были оснащены ножкой-подставкой. Педали выполнены из металла, а их тип характеризуется как дорожный. В зависимости от года выпуска характеристики этой модели могут несколько отличаться.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

«Салют» доказал свою надежность, прожив более 20 лет, при этом он продолжает радовать своих владельцев приятными поездками.

Чтобы велосипед оставался таким же долгие годы, достаточно соблюдать нехитрые правила по уходу за ним. Желательно делать это регулярно, тогда «железный конь» будет исправен. Накануне каждой поездки владельцы этой веломодели должны проверять тормоза и шины. Обязательно следует контролировать надежность соединения в местах резьбы.

Каждый сезон необходимо 2-3 раза перебирать и при необходимости смазывать детали. Колеса, перед тем как отправиться на длительное хранение, должны быть разобраны, а их функциональная система промыта с использованием керосина. После такой процедуры важно ее тщательно вытереть и нанести смазку (лучше всего нейтральную).

Хранить «Салют» необходимо в сухих помещениях, в которых отсутствуют резкие колебания температуры.

Находится на сохранение велотранспорт должен в подвешенном состоянии. Желательно, чтобы колеса оставались накачанными.

Регулярный ремонт позволит избежать множества неприятных сюрпризов. Практика показывает, что нужно постоянно следить за состоянием резины. Как только она стала непригодна, важно позаботиться о ее замене. Новая резина позволит безопасно передвигаться по всем видам дорог.

Важным моментом является такая проблема колес «Салюта», как «восьмерка». Избежать этого можно, если по очереди производить подтяжку спиц в разных направлениях. В этом случае во внутренней части обода должна быть защита, чтобы камеры не оказались проколотыми.

Подшипники могут время от времени покрываться ржавчиной. Это исправляется путем разбора узла, доставанием всех шариков и отмачиванием их в керосине. После этого их необходимо смазать составом WD40, который продается в автомагазинах.

Чтобы педали не шатались, необходимо уделять внимание шатунам на клиньях. Периодически они нуждаются в очистке. Если же они испорчены, то стоит поменять их на современные узлы.

Периодически цепь необходимо вымачивать в керосине, обрабатывать наждачной бумагой, а затем смазывать маслом – это избавит велосипед от скрипов и позволит улучшить показатели по скорости. Раму необходимо периодически подкрашивать. Иногда нужно поменять болты, отвечающие за крепление.

При тяжелых поломках раму можно подвергнуть даже сварке.

Руль прослужит довольно долго, если смазывать подшипники, которые находятся в рулевом стакане. Также при износе стоит производить замену прорезиненных рукояток.

В настоящее время немало веломоделей «Салют» дожило до наших дней, при этом они стали еще лучше. Многие умельцы обновляют и усовершенствуют велосипеды, давая им новую жизнь.

Чаще всего модернизация начинается с замены колес.

Многие любители недовольны маленьким диаметром родных шин и предпочитают их заменить крупными вариантами с повышенной проходимостью. Нередко выбор останавливается на колесах диаметром 26 дюймов.

Можно выбрать изделия со светоотражающей полосой и антипрокольным слоем из кевлара. Чтобы установить новые колеса, приходится раздвигать вилку и при помощи напильника делать места для крепления оси шире.

Сзади все становится без проблем.

После установки новых колес следующее обновление напрашивается само собой: нужно сменить крылья. Старые лучше не оставлять, так как они будут близко к резине, да и удерживающие их перья из проволоки показывают себя с не лучшей стороны.

Лучше установить современные пластиковые крылья, подходящие под размер новых колес. Крепежи у них надежнее.

В случае регулярной транспортировки велосипеда в лифте, удобно в ходе тюнинга сразу укоротить заднее колесо. В таком случае при вертикальном положении транспортное средство будет занимать меньше места.

Самой интересной частью модернизации старой модели является установка планетарной втулки – достаточно три скорости. Тормоза можно оставить ножные или заменить на роллевые или дисковые.

Однако установка последних потребует больших изменений в раме.

Стоит заметить, что установка и настройка планетарной втулки своими руками не вызывает никаких затруднений – подробную инструкцию можно найти в интернете.

Конечно, для установки придется еще раз раздвигать перья рамы, а затем проверять ее геометрию. Однако даже вылезшие вследствие этого изменения других узлов того стоят. Важным моментом является количество зубьев на передней и задней звезде. Оптимальное соотношение – это один к двум. Желательно сразу поменять каретку и крепление шатунов под квадратное сечение.

Иногда может понадобиться укорачивание цепи при замене одной или обеих звезд.

В ходе обновлений стоит подумать и о руле. Самый простой способ – доварить на его концах небольшие вставки из металла. Их легко скрыть пластиковыми накладками.

Сидение следует поменять на новое, которое будет удобнее. При этом желательно сменить и зажим на подседельном штыре, чтобы быстро регулировать высоту седла.

Не лишним будет и замена багажника, а также установка новой подножки.

Еще одна деталь, которая чаще всего нуждается в замене – это педали. Современные варианты позволяют подобрать оптимальное изделие под собственные запросы. В результате таких несложных изменений можно получить отличный обновленный велосипед, поездки на котором подарят новые незабываемые ощущения.

Обзор велосипеда «Салют» смотрите далее.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Если читатель этих строк обладает стареньким советским «Салютом», то он может легко привести велосипед в рабочее состояние:

  1. Необходимо разобрать велосипед, демонтировав колеса, седло, руль, педали и педальную ось, переднюю вилку и по возможности цепь.
  2. Рама красится, либо просто отмывается от грязи.
  3. Все подшипники руля и педалей должны быть сняты, а места их расположения очищены от загрязнений и старой смазки и заново смазаны жидкостью WD40. Шарики нужно отмочить в керосине и перед установкой смазать. Подшипники с развалившейся рубашкой должны быть заменены новыми, во избежание люфта и стуков.
  4. Шатуны клиньев руля должны быть подтянуты, либо заменены на новые, чтобы педали при езде не шатались.
  5. Цепь отмачивается в керосине и шкурится наждаком, после чего смазывается графитовым маслом или WD40.
  6. С колес снимается старая резина, при наличии искривлений обода нужно подтянуть спицы и выровнять его, либо заменить сильно погнутые колеса новыми. Камеры при наличии проколов обследуются или заменяются на новые.
  7. Покрышки рекомендуется заменить на новые, поскольку слишком старая резина трескается и рассыпается. Кроме того, она неустойчива к проколам.
  8. Втулки колес перебираются и смазываются, при необходимости производится замена подшипников. После этого колеса устанавливаются на место.
  9. Руль обычно не нуждается в ремонте и все, что ему нужно – это смазка в месте расположения подшипников и замена старых рукоятей.

Как правило, «Салютам» не требуется капитальный ремонт. Чаще всего им нужна лишь новая смазка и замена покрышек с камерами.

  • На этих видео вы можете посмотреть как ремонтируют велосипед «Салют»:

«Кама» — звезда Советского Союза

Велосипеды советского производства в своем ассортименте имели и настоящие бестселлеры. Именно таковым и является велотранспорт «Кама». Модель относится к подростковым средствам передвижения. Имеет раму цельного типа. Цена находилась на уровне 100 рублей, что было не так уж и дешево в то время, но, несмотря на это, спрос на звезду Советского Союза только рос.

Особенностями являются:

  • Стильное дизайнерское оформление. Внешний вид «Камы» не оставлял равнодушным ровным счетом никого.
  • Возможность регулировки высоты сиденья и руля. Это способствовало расширению потребительского круга, ведь двухколёсный мог «подрастать» вместе со своим владельцем, а значит, ездоками могли быть как взрослые, так и дети.
  • Отсутствие рамы горизонтального типа.
  • Небольшой диаметр колес.
  • Компактность и мобильность. «Кама» являлся представителем линейки складного велотранспорта, что позволяло хранить в квартирах и перевозить в транспорте общественного предназначения.

Детские трехколесные велосипеды

Совсем маленьких детей учить езде даже на подростковом велосипеде было невозможно и, даже опасно. Поэтому, трехколесные велосипеды с прямым приводом на колесо были излюбленным транспортом всех детей Советского Союза.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Трехколесный велосипед из СССР

Несмотря на простую конструкцию, они были очень надежными и долговечными и часто передавались в семье от старшего к младшему, или к соседям.

Ни руль, не седло здесь не регулировались, переднее, приводное, колесо было немного большего диаметра, была также задняя осевая балка рамы.

На таком транспорте выросло не одно поколение советских детей, некоторые продолжали ездить на них даже когда вырастали (становясь на подножку сзади и отталкиваясь второй ногой от земли).

Как устроены отечественные изделия?

Велосипеды «Салют» состоят из следующих частей:

  • Стальной усиленной рамы.
  • Высокой рулевой колонки с удлиненным и регулируемым выносом. Осуществлять регулировку можно как по высоте, так и по наклону. Особенно это оценили те, кто привык к ровной посадке руля.
  • Стальной вилки с круглым сечением.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

  • Колес, оснащенных стальными ободами.
  • Металлических педалей. Они относятся к дорожному типу.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

  • Задних ножных тормозов.
  • Металлического седла, высоту которого при необходимости можно легко регулировать. Комфорт при езде обеспечивается наличием специального сидения, установленного на металлический каркас.

Велосипеды «Салют» не оснащены системой, позволяющей переключать скорости.

Описание

«Салют» был разработан и выпускался Пермским Моторным Заводом (ПМЗ), наряду с такими моделями, как «Кама» и «Урал».

Он предназначен для езды по асфальтированным и грунтовым дорогам, а также по плохому дорожному покрытию. Модель позиционировалась заводом, как подростковая, но благодаря хорошей проходимости и достаточно широким колесам, которые выдерживали большую нагрузку, она обрела широкую популярность среди городского и сельского населения любого пола и возраста.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Главной особенностью этого велосипеда является складная рама, которая позволяла транспортировать его в качестве ручной клади в автобусах и поездах, либо помещать в багажник автомобиля. Также это облегчало его хранение в стесненных условиях городской квартиры. В сложенном состоянии велосипед занимал минимум места в прихожей или кладовой.

Основные характеристики «Салюта»:

  • полный вес составляет от 14.8 до 15.5 кг, в зависимости от комплектации;
  • расстояние между осями колес – 1090 мм;
  • количество скоростей – 1 нерегулируемая;
  • тип тормоза – задний барабанный.

В стандартную комплектацию «Салюта», в зависимости от модели и года выпуска, могли входить такие компоненты:

  • одно заднее, либо два крыла;
  • хромированный или обычный стальной проволочный багажник;
  • ножка подставка;
  • передний тормоз;
  • светоотражатели.

Тип рамы

«Салют» имеет ромбовидную раму, только без верхней перекладины. Она сваривается из полых стальных труб и усиливается внизу небольшой перекладиной, которая может использоваться в качестве подставки для ног или перевозимых на велосипеде грузов.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Существует три модификации такой рамы:

  • складываемая надвое шарнирным замком, который фиксируется на рукоятку или шестигранный винт;
  • нескладываемая универсальная рама;
  • редкая разбираемая модель с рамой, состоящая из двух полурам, скрепленных вместе специальным соединением.

Руль

Велосипед оснащен высокой рулевой колонкой с длинным выносом. Предусмотрена возможность регулировки по высоте и углу наклона, чтобы подстраивать руль под рост и личные предпочтения ездока.

Седло

«Салют» может быть укомплектован таким седлом:

  • жесткое пружинное сиденье из пластика и кожзама;
  • мягкое латексное сиденье с пружинами.

Можно регулировать уровень наклона седла и вынос штока, но поднять его на максимальный уровень не получится, поскольку производитель ввел ограничения в целях безопасности поездки. Эти ограничения нужны для того, чтобы водитель низкого роста (как правило, ребенок) мог гарантированно дотянуться ногами до педалей и полноценно пользоваться тормозом.

Колеса

«Салюты» оснащаются колесами диаметром 24 дюйма, которые выполнены в виде однопрофильного обода стандартной ширины с 36 спицами. Заднее колесо оснащается втулкой со свободным ходом и барабанным тормозом, а также звездой на 18 зубьев.

  1. втулок
  2. Более подробно о велосипеде «Салют» можно узнать в этом видео:

Апгрейд старого «Салюта»

Как и любой современный байк, «Салют» тоже поддается апгрейду. С чего начать? Для начала следует проверить седло.

Оно точно будет требовать ремонта, который может ограничиться простой заменой пружинных элементов или более серьезными изменениями.

В детстве подобные элементы обшивали мехом или другим материалом, который мог улучшить комфорт. Можно сделать подобное или просто купить новое современное сидение, которое подойдет именно вам.

Обязательно замените старые крылья, которые уже давно морально устарели и, скорее всего, уже начали прогнивать. Сегодня продается большое количество легких моделей, которые не только качественно защищают от брызг, но и способны облегчить усилия во время движения за счет своего меньшего веса.

Можно придумать массу интересных идей, позволяющих украсить уже ваш обновленный советский «Салют». Стоит лишь немного пофантазировать или вспомнить детство, когда с фантазией у нас никогда не было проблем.

  • Велосипеды ХВЗ: испытанные временем и потребителями. Читать…
  • ХВЗ Турист — велосипед производства Харковского велосипедного завода.
  • Велосипеды Аист выпускаемые в СССР и современные модели. www.velosipedinfo.ru/velosiped-aist

Ремонт старого велосипеда: основные особенности

У большинства наших соотечественников на гараже завалялся какой-то старый велосипед, который все время хочется привести в порядок через капитальный ремонт. Давайте попробуем разобраться, как же собрать хороший байк из союзного байка «Салют».

  1. Начнем с колес. Резина — это первый материал, который приходит в непригодность. Даже если с виду она внушает доверие, поверьте, первый нормальный скачек быстро развеет ваше оптимистическое настроение. Всю резину желательно заменить на новую, так как это станет основой нормальной, а главное — безопасной езды.
  2. Обода и спицы. Ахиллесовой пятой данных велосипедов является «восьмерка» на колесах. Причину данного явления очень сложно объяснить, так как диаметр таких колес всего 20 дюймов. Если вы забыли, как исправить этот дефект, следует прочитать горы литературы, конечно, это шутка, нужно всего лишь поочередно подтягивать спицы в разных полюсах и обязательно положить защиту во внутреннюю часть обода, которая исключит прокол камеры.
  3. Подшипники. Наверняка, они все уже заржавели. Чтобы исправить эту мелочь, следует разобрать узел, собрать все шарики и отмочить их в керосине, использовать жидкость, применяющуюся в ремонте машин WD40.
  4. Шатуны на клиньях. Вспомните свое детство, в котором очень часто приходилось ездить с шатающейся педалью. Это происходило по причине своеобразного крепления, в основе которого использовались клинья, имеющие свойства расшатываться. Благо, сейчас не используются подобные узлы. Если этот узел в порядке, следует просто хорошенько очистить его и вставить заново.
  5. Цепь. Обязательно вымочите цепь в керосине и обработайте ее наждачной бумагой, а после всего этого — обильно смажьте маслом, дайте впитаться и устраните излишки. Эти простые действия позволят не только устранить скрип, но и улучшить скоростные показатели байка.
  6. Рама. Этот элемент на данном велосипеде вечный, если, конечно, не попадал в непредсказуемые аварийные ситуации. Скорее всего, ремонт этого элемента ограничится покраской или сменой болтов крепления руля. Для этого проще всего использовать пульверизатор и обычную краску. При возникновении более серьезных проблем не обойтись без сварки, но в этом и вся прелесть подобных велосипедов: они поддаются ремонту.
  7. Руль. Тоже довольно долговечный элемент, ремонт которого сводится к замене прорезиновых рукоятей или смазыванию подшипников в рулевом стакане.

Апгрейд

Чтобы модернизировать «Салют», рекомендуется совершить такие действия:

  • снять слой краски с рамы и покрасить ее в однотонный и привлекательный цвет, например: красный, синий, черный, белый, серебряный, мятный, бирюзовый или розовый;
  • поставить новые крылья. Лучше всего к «Салюту» подходят хромированные классические варианты, в то время как пластик не сочетается с его внешним видом;
  • установить анатомическое латексное сиденье на пружинах;
  • поставить зеркала заднего вида, хромированный фонарь, задний стоп сигнал и несколько светоотражателей;
  • установить сзади хромированный багажник, а спереди корзину;
  • оснастить велосипед передним тормозом, если такового не было;
  • на ниппели камер можно прикрутить миниатюрные фонарики, которые во время езды в темное время суток создают светящиеся круги.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Особенности в обслуживании

Как утверждают многие владельцы марки «Салют», данные велосипеды достаточно надежны и рассчитаны на долгий эксплуатационный срок. Но это возможно в том случае, если хозяева обеспечивают своим двухколесным изделиям регулярный уход. Владельцам данной модели рекомендуется:

  • Перед каждой поездкой проверять работоспособность тормозов, состояние шин.
  • Не лишним также будет проверить, насколько надежно затянуты резьбовые соединения и узлы.
  • Смазка и переборка всех деталей производятся за один сезон не менее трех раз.
  • Перед длительным хранением колес, используя керосин, осуществить промывку их функциональной системы. После этого она должна быть насухо вытерта и тщательно обработана при помощи нейтральных смазок.
  • Велосипеды «Салют» рекомендуется хранить подвешенными в сухих помещениях, исключающих любые температурные перепады. При этом колеса должны быть хорошо накачанными.

Соблюдением этих нехитрых рекомендаций может быть гарантирована длительная и беспроблемная эксплуатация популярного двухколесного транспортного средства.

Какие используются сиденья?

Для велосипедов марки «Салют» предусмотрены два варианта сиденья:

  • Мягкая латексная подушка.
  • Жесткая пружинная покрышка.

Регулировка высоты в велосипедах «Салют» ограничена. Максимально поднять шток потребитель не может, поскольку имеется специальная отметка. Судя по рекомендациям изготовителей, высоко поднимать седло в велосипедах «Салют» нежелательно.

Обусловлено это тем, что в данной модели, как и в любых других, оснащенных ножным тормозом, сидение обязательно должно быть немного ниже, чем желаемый для велосипедиста посадочный уровень.

Это даст возможность при давлении ногой на тормоз совершить безопасную остановку.

Характеристики складного двухколесного изделия

На рынке двухколесного транспорта очень популярно изделие с 24-дюймовыми колесами. Велосипед «Салют», размер колес которого, по мнению многих потребителей, является идеальным для подростка, в народе называется «2409». Данный велосипед обладает следующими качествами:

  • Весит модель 15 кг.
  • Диаметр колеса составляет 24 дюйма.
  • Велосипед предназначается для детей в возрасте 12 лет.
  • Для транспортного средства предусмотрена одна скорость
  • Рама изготовлена из хромомолибденовой стали.
  • Эксплуатация данной модели не предусматривает каких-либо гендерных ограничений.
  • Велосипед оснащен багажником.
  • Езда осуществляется за счет платформенных педалей.
  • Комплектуется велосипед задним багажником, зеркальцем и звоночком.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Дополнительно можно обзавестись ручным передним тормозом, насосом и средствами для освещения. Велосипед представлен в нескольких цветовых решениях: модели бывают черного, зеленого, синего с черным и бордового цветов.

Складной велосипед «Салют»: характеристики и апгрейд

Советский складной двухколесный велосипед, появившийся на рынке в 90-х, считался пижонской моделью. Компактный и прочный велосипед «Салют» называют заслуженной классикой жанра. Конструкторы нашли простое и бюджетное решение на все времена.

Дорожник выпускали без верхней трубы, что позволяло ездить и девочкам, и мальчикам. Благодаря уникальным колесам, длинному рулевому и подседельному штырю, средством передвижения пользовались и взрослые, и подростки.

Модели, выпущенные в 1986 году, и сегодня эксплуатируются в первоначальном виде или после апгрейда.

История велосипедов «Салют»

Биография символа советской велосипедной индустрии началась на Пермском машиностроительном заводе. Производитель «рабочих конструкций» для деревенских и городских жителей выпускал двухколесники «Урал» и «Прогресс».

В условиях малогабаритных квартир держать громоздкие дорожные велосипеды было крайне неудобно. Конструкторы предложили новинку − надежную складную модель, которая стала самым доступным видом транспорта.

В случае поломки любая неисправность устранялась самостоятельно велосипедистом.

Легкий «Салют», предназначенный для комфортного передвижения по дорогам с различным покрытием, понравился гражданам Союза. Его стали производить и в других городах (например, Йошкар-Ола).

Позже семейство велосипедов пополнилось усовершенствованной моделью «Салют−С». Под закат СССР пермяки выпустили модный «Салют−5» с набором скоростей и усиленной рамой.

После ликвидации предприятия велосипеды под этим брендом не производятся.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

В конце XX века была создана компания «Веломоторс», выпускающая под торговой маркой Стелс двухколесный транспорт. Складные качественные велосипеды предназначены для начального и среднего уровня катания.

Характеристики велика

Дорожный велосипед для активных поездок по городу сохранил общую конструкцию до нашего времени. Рамы «Салюта» выпускали трех видов:

  1. Складная с замком шарнирного типа.
  2. Универсальная рама.
  3. Разборная конструкция, состоящая из двух полурам, которые фиксируются рукояткой или винтом под шестигранник. Редкий вид рамы почти не встречается не только в жизни, но даже на фото.

Производители вкладывали в разборные или шарнирные велосипеды следующие характеристики:

  • складная рама в форме ромба изготовлена из надежного стального сплава;
  • рулевая колонка регулируется по высоте и наклону;
  • вилка с круглым сечением;
  • колесо с установленными спицами (36 шт.);
  • два вида сиденья: жесткое с пружинами и мягкое с латексной подушкой;
  • элементы трансмиссии из алюминия;
  • один скоростной режим;
  • дорожные педали, выполненные из металла;
  • багажник из оцинкованного металла;
  • сигнальный звонок;
  • тормозная ножка.

Велосипед «Салют» с размером колеса 24 дюйма был оптимальным вариантом для школьников и взрослых байкеров.

Вес велика 14,8 кг − в сравнении с другими моделями, изготавливаемыми в Союзе, считался облегченным. Шины размером 533х37мм были рассчитаны на длительную эксплуатацию для катания по любой дороге.

За счет задней втулки с ножным тормозом повышалась характеристика надежности всей конструкции.

Особенности эксплуатации и обслуживания

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Дорожные велосипеды, к которым относится «Салют» требуют соблюдения правил эксплуатации и ремонта. Алгоритм обслуживания представлен в таблице.

Регулярность обслуживанияДействие
Ежедневно Проверяйте крепления колес, износ покрышек, тормоза
Один раз в неделю Мойте велосипед чистящими средствами с использованием мягкой ткани
Осматривайте натяжение спиц
Контролируйте затяжку болтов жесткой вилки
Ежемесячно Следите за состоянием рамы, на которой не должно быть трещин и очагов коррозии
Контролируйте надежность соединения в местах резьбы
Перебирайте и смазывайте детали специальными средствами
Каждый год Меняйте смазку подшипников каретки, эксцентрики колес, педалей, подседельного штыря
Замените болты, отвечающие за крепление

После завершения сезона нужно снять колеса и промыть функциональную систему чистящими средствами или керосином. Желательно хранить велосипед с накачанными колесами в подвешенном состоянии.

Общие требования к безопасности должны соответствовать установленным стандартам. При катании на велосипеде необходимо надевать шлем, перчатки с мягкими подкладками на ладони, светоотражающую экипировку.

Не использовать туклипсы в сочетании дополнительным крылом на колесе, контролировать скорость при движении и пр. Торможение на старой модели не так эффективно, как на современных велосипедах.

Поэтому необходимо учитывать увеличение тормозного пути.

  Детский велосипед-трансформер — лучшие модели, плюсы и минусы

Рекомендации по ремонту

Профессионалы советуют собирать и ремонтировать велосипеды «Салют» в специализированных мастерских. Рекомендации связаны с тем, что различные узлы и компоненты могут отличаться от тех, которые установлены на вашем велосипеде. Практика эксплуатации «Салюта» показывает, что перекрашенный и ухоженный байк выглядит не хуже современных моделей.

Как провести ремонт самостоятельно:

  1. Заменить старую резину на новую, даже если при визуальном осмотре она внушает доверие.
  2. «Ахиллесовой пятой» «Салюта» считается восьмерка на колесах. Чтобы устранить дефект, подтягивают спицы и укрепляют внутреннюю часть обода защитой для исключения прокола камеры.
  3. Внимания в обслуживании требуют педали, которые имеют свойство расшатываться. Это связано со своеобразным креплением в виде шатунов на клиньях. Поэтому нужно снять деталь, хорошо очистить и вставить на место.
  4. Если рассыпались 4 мм шарики, их можно заменить современными подшипниками для «Салюта». Они идентичны по размерам старым запчастям.
  5. При появлении ржавчины на цепи, узел трансмиссии обрабатывают наждачной бумагой и вымачивают в керосине. После просушки смазывают маслом или составом WD40.
  6. Для безопасного торможения сиденье располагают ниже обычного уровня посадки. Не рекомендуется изменять геометрию рамы.
  7. При сложных поломках раму ремонтируют с помощью сварки.
  8. Долговечный руль не требует ремонта. Достаточно заменить грипсы или смазать подшипники в рулевом стакане.

Можно ли сделать апгрейд

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Главные особенности реставрации велосипеда советских времен:

  1. Некоторые детали (например, каретку или втулку) придется полностью заменить.
  2. Для старых покрышек сложно подобрать аналог, поэтому лучше установить новые колеса. Многие велосипедисты предпочитают более крупный вариант шин диаметром 26 дюймов.
  3. Восстановлению подлежит седло. После замены пружинных элементов, обшейте сиденье современным материалом или купите современное комфортное седло.
  4. Обязательной смене подлежат крылья, необходимые для езды в нашем климате. Велосипедный аксессуар не только морально устарел, проблемой является еще и то, что удерживающие перья из проволоки расположены слишком близко к резине. Магазины представляют широкий выбор быстросъемных, классических, пластиковых и других полноразмерных крыльев.
  5. Часть модернизации старого велосипеда − установка планетарной втулки на три скорости.
  6. Каретку и крепление шатунов рекомендуют подбирать под квадратное сечение.
  7. Замене подлежит и подседельный штырь, которым регулируют высоту седла.

  Советский велосипед «Урал» — история и характеристики

В интернете размещены видео, показывающие пошаговую инструкцию апгрейда.

Заключение

Велосипед «Салют» выдержал испытание временем. Многие старые модели хранятся сейчас в виде ржавеющего хлама в сараях. Но легенда велосипедной промышленности 35 лет остается востребованным средством передвижения. Долговечный и универсальный байк легко настраивается под каждого велосипедиста, сохраняя комфорт и безопасность при передвижении.

Велолюбитель и по совместительству автор статей. Занималась велоспортом.

Велосипед салют: складной велосипед из ссср

  • Легендарный советский велосипед Салют стал первым отечественным складным байком, который имел уникальные технические характеристики.
  • Он стал невероятно популярной моделью велосипедов в 80-е годы, так как отлично размещался в городской квартире в сложенном виде.
  • Универсальный велосипед отличался универсальностью, надёжностью и комфортным передвижением по поверхностям различного типа.
  • Повышенная прочность рамы и других узлов позволили многим любителям этой модели сохранить её в рабочем состоянии и использовать в наши дни.

Основные характеристики велосипеда салют

Складной велосипед «Салют» производился в Советском Союзе Пермским машиностроительным заводом, который также выпускал и другие знаменитые советские велосипеды «Кама» и «Урал».

Основная часть велосипедов марки «Салют» была выпущена в 1986 году.

Велосипед стал сразу невероятно популярным благодаря тому, что имел компактную раму, удобный руль, вместительный багажник, надёжные крылья.

На ряде моделей был предусмотрен ободной тормоз.

«Салюты» стали первыми отечественными складными велосипедами. В советское время, когда не было такого количества аксессуаров для велобайков, умельцы при помощи незамысловатых подручных материалов превращали такой велосипед в уникальные велобайки.

Ещё одним существенным преимуществом такой модели была отличная ремонтопригодность такого велосипеда.

Техническое обслуживание и замена деталей были доступными по цене, а многие работы можно было легко выполнять самостоятельно.

«Салют» был универсальным велосипедом, на котором можно было ездить и по асфальту, и по грунтовке. Модель на советском рынке позиционировалась как подростковый велосипед.

При этом благодаря высокой проходимости, надёжной конструкции рамы и достаточно широким колёсам такой велик свободно выдерживал вес взрослого человека.

Несмотря на повышенную прочность, сам велосипед весил совсем немного, а его компактная конструкция позволяла его хранить в условиях городской квартиры.

Вес велосипеда Салют в полной комплектации составляет всего 15 кг.

  1. Модель была представлена в двух вариантах со складной и разборной рамой.
  2. Складные салюты были на шарнирах, а разборные могли полностью разъединяться на две части и имели жёсткую сцепку.
  3. Моделей с разъёмной рамой было выпущено мало, сегодня они считаются раритетными.
  4. Рулевая колонка изготавливалась из стали и могла регулироваться по высоте и по наклону.

Её конструкция позволяла установить расположение руля под индивидуальные особенности велосипедиста. Сидения были двух видов: мягкие и жёсткие. Первые были на латексной подушке, вторые на пружине.

Колёса шириной 24 дюйма.

Размер покрышек и камеры 37х533мм.

На колесе было 36 спиц. Тормозил байк за счёт задней втулки. На части Салютов устанавливался и ручной тормоз на руле.

Особенности эксплуатации и обслуживания

Технически уход за Салютами был простой и недорогой. Каждый день нужно было проверять:

  • крепление колёс;
  • тормоза;
  • износ покрышек.

Раз в неделю велосипед нужно было мыть моющими средствами, очищая от скопившейся за неделю грязи. Также нужно было осматривать на колесе натяжение спиц и следить за положением болтов на жёсткой вилке.

Раз в месяц нужно было проводить осмотр рамы, следя затем, чтобы на ней не появлялись трещины и деформации в лакокрасочном слое, чтобы предупреждать возникновение очагов коррозии. Также нужно было перебирать места крепления и смазывать узлы.

Раз в год владелец должен был менять смазку в подшипниках каретки, эксцентрике колёс, подседельного крыла и педалей. Также раз в год нужно было менять крепёжные болты.

Когда велосипедный сезон завершался, требовалось снимать колёса и промывать керосином или специальными средствами функциональную систему. На хранение велосипед этой марки нужно было подвешивать на стену, накачав предварительно колёса. Помещение должно быть сухим и отопляемым, без резких температурных перепадов.

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Техническое обслуживание и ремонт должны были проводиться на регулярной основе.

Владельцы, которые следили за своими Салютами, смогли продлить их срок службы на 20 лет.

Ремонт старого велосипеда: основные особенности

Проведение регулярного ремонта позволяло избежать серьёзных поломок. Основное внимание нужно было уделять резине. При наличии износа шины нужно было сразу менять.

Слабым местом велосипедов Салют были колёса, на которых при наезде на большой скорости на препятствие или при проколе колеса во время движения могла образовываться «восьмёрка».

Для устранения такого дефекта требовалось подтянуть спицы и укрепить обод с внутренней стороны специальной системой защиты от возможных проколов покрышки.

Также часто приходилось ремонтировать педали, так как на Салюте они имели специфическое крепление в форме шатунов, установленных на клинья. Их нужно было снимать, чистить, смазывать трущиеся узлы и ставить на место, хорошо затягивая болты.

При ремонте подшипников старых моделей велосипеда Салют, из которых высыпались шарики диаметром в 4 мм, можно использовать аналоги моделей Салют современного выпуска.

Самой прочной и долговечной деталью в старых Салютах был руль, на котором только менялись грипсы и смазывались подшипники рулевого стакана.

Если на цепи появилась ржавчина, трансмиссию нужно обработать наждачкой и замочить в керосине. Когда деталь после такой процедуры высохнет, её нужно смазать машинным маслом или специальной смазкой WD40.

При наличии на раме трещин, их заваривают. При этом нужно помнить о том, что при ремонте раме нельзя менять её геометрию, так как сиденье на ней, имеет специфическое расположение уровня посадки, что обеспечивает безопасность торможения.

Поэтому рама должна остаться такой же формы.

Как устроены отечественные изделия

Велосипед салют из СССР: фото и характеристики советского складного велосипеда

Конструкция велосипедов «Салют» включает в себя:

  • стальную усиленную раму;
  • высокую рулевую колонку с удлинённым и регулируемым выносом, регулировка которой осуществляется по высоте и по наклону;
  • стальную вилку с круглым сечением;
  • колёс, оснащённых стальными ободами;
  • металлические педали дорожного типа.
  • стальной или хромированный багажник;
  • мягкое или жёсткое сиденье;
  • простой сигнальный звонок.
  • крылья;
  • ножной и ручной тормоз.
  • На советских велосипедах Салют, было два вида сиденья: мягкое с латексной подушкой, и жёсткое на пружинах.
  • Они имели ограниченную регулировку по высоте, так поднимать шток на максимальный уровень не давала специальная отметка.
  • Производитель не рекомендовал слишком высоко поднимать сиденье, так как это была модель с ножным тормозом.
  • Поэтому для безопасности торможения посадочное место должно было находиться ниже традиционного уровня, предусмотренного на велосипедах других моделей.

Колеса

На советских велосипедах Салют, устанавливались достаточно широкие колёса с одностенными ободами  с 36 спицами.

Так как размер их был небольшим (37х533мм), то не была предусмотрена функция свободного хода. Жёсткость втулки можно было регулировать при помощи ключа, ослабляя или подтягивая конусный зажим. Настройка фиксировалась затягиванием контргайки.

Применение боковых светоотражателей

  1. На советском дорожном байке Салют на спицах устанавливались светоотражатели, оснащённые оптическими элементами.
  2. Они были оранжевые и красные.
  3. Первые устанавливались на передние колёса, вторые — на задние.

Крепление производилось с помощью винта и гайки особого типа. Могли использоваться безвинтовые белые светоотражатели.

Модификации рам

Рама имела ромбовидную форму и была представлена складной и разборной модификацией. Разборные рамы были выпущены в ограниченном количестве.

После разборки они превращались в две половинки рамы.

Соединение шло под подседельной трубой. Складные модификации соединялись на шарнирах, разборные с помощью особой рукоятки и шестигранного винта.

  • Характеристики складного двухколёсного изделия
  • Складной велосипед Салют, на котором были установлены колёса в 24 дюйма, имел неофициальное название 2409.
  • Его основные характеристики:
  • вес – 15 кг;
  • диаметр колеса – 24 дюйма;
  • назначение модели – подростки в возрасте 12-15 лет обоего пола;
  • наличие одной скорости;
  • ромбовидная рама произведена из хромомолибденовой стали;
  • наличие заднего багажника;педали металлические платформенные дорожного типа;
  • на руле установлены звонок и зеркало;
  • в комплектации мог присутствовать ручной тормоз;
  • насос и осветительный фонарь для поездки вечером.

Велосипеды Салют были представлены в нескольких цветовых вариантах: чёрном, зелёном, красном, черно-бордовом.

Салюты сегодня

Высокая прочность конструкции и простота ремонтных работ позволяют любителям такой советской модели дорожного велосипеда дать вторую жизнь Салюту.

Капитальный ремонт первого советского байка следует доверить профессиональным мастерским, так как им проще найти замену старым деталям.

Единственная сложность при восстановлении такого велосипеда – это отсутствие в продаже покрышек нужного образца.

Выходом из такой ситуации может стать замена колёс. Также полной замены потребуют цепь, каретка и втулка.

  1. Перекрашенный и восстановленный Салют имеет красивую и практичную эстетику, оптимальный функционал, которые делают его конкурентоспособным сегодня.
  2. Советский велосипед Салют – значимая веха в отечественном велопроизводстве.
  3. Пермский производитель представил в 80- годы прошлого века уникальную разработку первого оригинального советского байка, не требующего дорогостоящего ремонта и сложного технического обслуживания.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector