Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

Велосипед в настоящее время — стиль и образ жизни для многих. Однако некоторые велосипедисты, а также другие участники дорожного движении, особенно, на оживленных участках трасс, городов, забывают об элементарных правилах.

Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

Между тем, во многих крупных населенных пунктах, во многих странах для движения велосипедистов созданы специальные велодорожки. В данном материале мы расскажем вам, что такое велосипедная дорожка, какие виды таких дорожек бывают, а также о дорожном знаке, их обозначающем.

Что такое велосипедная дорожка

Велосипедная дорожка – это:

  • часть дороги общего пользования,
  • либо самостоятельная дорога, которая предназначена, в основном,  для движения велосипедистов.

На ней категорически запрещено движение гужевых повозок, а также механических транспортных средств. Исключение составляют лишь мопеды.

А вот пешеходы, в свою очередь, имеют право передвигаться по велосипедным дорожкам. Но только в случае отсутствия рядом обочин, тротуаров, а также пешеходных зон и прочих дорожек, непосредственно для них.

Вот как звучит определение велосипедной дорожки в международной конвенции о дорожном движении: «Это отдельная дорога или часть дороги, которая-предназначена для велосипедистов и обозначена соответствующим знаком. Велосипедная дорожка конструктивно отделяется от других дорог или от других элементов одной и той же дороги».

Так, в случае, если велодорожка является частью дороги общего пользования, то она, как правило, отделена разделительной полосой от проезжей части.

Также разделением могут служить:

  • газон,
  • бордюр,
  • дорожная разметка.

История появления

  • В Голландии разделение дороги на части для автомобилей и велосипедов произошло в начале прошлого века. При этом, большая часть горожан как раз предпочитала для передвижения по городу именно велосипеды.
  • 1 января 1900 года в Калифорнии открылась первая платная прогулочная велосипедная зона, которая вела из Пасадены в Лос-Анджелес. Она была вымощена плитками, а в темное время суток была освещена. Проезд стоил в одну сторону десять центов, а в обе – пятнадцать центов.
  • В Англии первые велосипедные дорожки появились в 70-х годах прошлого столетия. До этого времени их не строили, так как опасались, что велосипедисты будут платить дополнительные налоги на их создание.
  • В Голландии в 2014 году впервые в мире открылась велодорожка, которая сотворена из солнечных батарей.

Наше время

Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

В настоящее время велосипедные дорожки есть в большинстве европейских стран, а также в Белоруси, на Украине. Во многих городах России также оборудованы велосипедные дорожки. Как правило, они находятся в центре города, рядом с живописными местами, набережными, историческими или культурными достопримечательностями.

Очень много дорожек в обеих российских столичных городах – Москве и Санкт-Петербурге. Как правило, здесь же можно взять на прокат велосипед любого уровня и размера, если у вас нет своего. Это привлекает как местных жителей, так и гостей города, многочисленных туристов.

Разновидности

В целом, велосипедная дорожка — это достаточно широкое понятие. Его можно использовать при названии различных типов велосипедных дорожек.

А типов таких несколько:

  • С одностороннимдвижением вдоль улицы
  • С двустороннимдвижением вдоль улицы
  • Изолированная
  • Совмещенная с пешеходной дорожкой

Рассмотрим их более подробно.

 С односторонним движением вдоль городской улицы

Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

Подобные велосипедные дорожки очень распространены, к примеру, в Дании или Нидерландах. На территории данных государств велосипедные дорожи обычно приподняты в уровне над проезжей частью.

В Соединенных штатах Америки (к примеру, в Нью-Йорке) под велодорожкой подразумевают  полосу для одностороннего движения на велосипеде. Она находится на одном уровне с проезжей частью, однако от основной проезжей части. Где ездят автомашины, отделяется с помощью так называемой парковочной полосы, либо буферной зоны.

С двусторонним движением вдоль улицы

Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

Как правило, в больших городах подобный тип велосипедной дорожки встретишь нечасто. Чаще всего такие велодорожки встречаются в пригородах, а также небольших населенных пунктах, в сельской местности, на автодорогах за городом.

Рядом с подобной велодорожкой есть тротуар. Либо по самой такой велодорожке передвигаются пешеходы.

Такие виды велосипедных дорожек делают в следующих случаях:

  • у дороги есть множество примыкающих с одной стороны улиц, которые имеют второстепенное значение. В таком случае велосипедную дорожку прокладывают с другой стороны трассы, чтобы катающиеся на велосипедах не переезжали постоянно второстепенные дорожки. В качестве примера можно привести велодорожки вдоль набережных.
  • Они устанавливаются на улицах, где преимущественно с одной стороны находятся все интересные места. Чтобы велосипедист не переезжал дорогу к другим «интересностям».
  • Такие велодорожки делают на улицах, где присутствует одностороннее движением, но где нужно организовать велодвижение в обе стороны. Однако могут возникнуть проблемы: выезжающие с дворовой территории автомашины могут быть не готовы к тому, что по дороге с односторонним движениям велосипедисты едут в обе стороны.

Изолированная

Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

Она с автодорогой никак не связана, является полноценной и самостоятельной велодорожкой с организованной на ней движением в обе стороны. Рядом может проходить тротуар для пешеходов. Если же тротуары не предусмотрены, то пешеходы могут идти прямо по велодорожке.

Совмещенная с пешеходной дорожкой

Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

По таким дорогам можно передвигаться и на велосипеде, и на «своих двоих». Вообще, по формальным признакам, они к велодорожкам не относятся, так как не являются обособленными.  Однако, не исключено, что в нашей стране в скором времени благодаря законодательным инициативам может появиться и такой тип совмещенных дорог, под названием, к примеру, велосипедная и пешеходная дорожка.

В настоящее время подобные дороги есть в некоторых странах Европы, например, в Финляндии, а также в Швеции. Они сделаны на месте тротуаров, достаточно узкие, а также невозможно выделить, кого в этих местах больше — пешеходов или велосипедистов.

Знак велосипедной дорожки

Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

Знак велосипедная дорожка (или знак 4.4) – это неплохой способ, чтобы пресечь возможные конфликты между участниками движения на дороге в наше время.

Ведь если до недавнего времени главными участниками являлись автомобилисты и пешеходы, то сейчас велосипедистов стало очень много, и их количество с каждым годом все больше возрастает, благодаря популяризации массового спорта, в том числе – катания на велосипеде.

Выше мы уже перечислили виды велосипедных дорожек. Рядом с ними стоит знак, закрепленный в правилах дорожного движения (ПДД), обозначающий начало велосипедной дорожки.

Данный знак (впрочем, как и остальные правила дорожного движения) следует обязательно принимать во внимание, правила соблюдать. Обычно нарушением правил отличаются пешеходы, которые идут по велодорожкам, при наличии рядом тротуара. Тем самым мешая велосипедистам.

Отсюда – периодически вспыхивающие конфликты и недопонимания. Поэтому нужно помнить, что под знаком 4.4 пешеходам гулять не нужно – это нарушение. Исключение – отсутствие рядом тротуаров, либо специальных дорожек для пешеходов. Однако в таком случае и пешеходы, и велосипедисты (иногда – скутеристы) должны двигаться, не создавая друг другу помех и дискомфорта.

В настоящее время велосипедные дорожки встречаются нескольких типов: они могут быть как постоянными, так и совмещенными с пешеходными, с односторонним, либо двусторонним движением. Знак «велосипедная дорожка», как и другие знаки в правилах дорожного движения, обязателен к исполнению всеми участниками дорожного движения.

Читайте также:  Из чего состоит защита для велосипедиста при катании?

Велодорожки – транспортные, прогулочные, спортивные, туристические — Москва, Россия, мир — РазРулимс!

Велодорожки для велосипедистов, пешеходные дорожки, тротуары для пешеходов, автодороги для автомобилей и автобусов плюс инфраструктура для средств индивидуальной мобильности (СИМ) — красивая идея, но утопическая.

Принципиальная проблема в том что в городах, особенно больших городах, дефицит земли. Реальных велосипедистов в городе на порядки меньше пешеходов и автомобилистов и они должны подстраиваться под часто грустную для них реальность. Подстраиваться готовы не всегда, впрочем как и все остальные участники движения.

Велодорожки не могут покрывать весь веломаршру

Ключевой момент который остается за кадром большинства дискуссий о велосипеде в городе. Идея что весь веломаршрут на велосипеде должен проходить только по велодорожке (и возможно по тротуару) – фантазия.

  • Велосипедный маршрут может складываться из нескольких частей и включать:
  • – Придомовую территорию;
  • – Пешеходные дорожки, тротуары;
  • – Пешеходную зону;
  • – Велодорожки;
  • – Велосипедную зону;
  • – Проезжую часть, дороги;
  • – Выделенные полосы;
  • – Загородные дороги;
  • – Парки.
  • Подробно теория вопроса разобрана в материале.

Основные типы велодорожек

  1. I. Прогулочные велодорожки, спортивные велотрассы, трассы для даунхила
  2. Главный формальный критерий — они не встраиваются в транспортные маршруты
  3. — Прогулочные велодорожки в парках;
  4. — Велоспортивная инфраструктура.
  5. II.

    Транспортно-прогулочные велодорожки

  6. Такие велодорожки могут нести, в том числе транспортные функции, широко распространены в городах с набережными рек, озер, каналов и морей – Москва, Нью-Йорк.
  7. — На набережных морей, рек, каналов;
  8. — Вдоль границ парков;

— В некоторых городах транспортные велодорожки возможны и в парках.

Москва — Парк культуры и отдыха, Нескучный сад, ВДНХ; Нью-Йорк — Центральный парк.

  • III. Транспортные велодорожки (транспортная функция основная)
  • — Велодорожки выделены за счет автодорог, проезжей части дороги;
  • — Велодорожки выделены за счет тротуаров;
  • — Независимая вело инфраструктура, возможно вело-пешеходная (не сопряжена с автодорогами).
  • IV. Туристическая велоинфраструктура
  • В некоторых странах развита инфраструктура для велотуризма – велодорожки проложены между городами, например, по старым дорогам.
  • Лигурия, Италия

Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

Велодорожка туристическая Италия

Гаваи, США

Велодорожки Москва

До 2012 года в Москве присутствовали фактически только стихийные велодорожки – в нескольких парках, плюс спортивная олимпийская велотрасса в Крылатском. К 40 летию московской олимпиады в 2020 году ее решили снести, велообщественность борется — фото с акции 25 июля в ее защиту, но бабло в Москве обычно побеждает.

Тема чиновничьей велосипедизации в Москве подробно рассмотрена в материале:

Развитие велоинфраструктуры после 2012 года

Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

Велосипедист в Москве — карта велодорожек

Тут только добавлю что главная идея велосипедизации в Москве – велоинфраструктура, велодорожки развиваются за счет личных автомобилей.

Системно задачей велосипедизации никто не занимается (она никому особо и не нужна), люди продвигающие велосипедизацию в большинстве велосипед не используют.

Так, в метро доступ велосипедов резко ужесточили, что существенно мешает развитию велосипеда как транспорта. Средне и долгосрочно будут больше развиваться средства индивидуальной мобильности, а не велосипед.

Плюс московская велосипедизация имеет все признаки кампанейщины — планы постоянно меняются, очередное изменения планов стало следствием эпидемии коронавируса.

Велосипедист в Москве – позиционирование велосипеда как массового (всесезонного) транспорта – некомпетентность, преступный умысел или что?

Велосипед в метро – Москва, Россия, мир – в чем смысл доступа велосипедистов в метро и что он показывает

Велодорожки Россия (велодорожки — Московская область)

В большинстве российских регионов нет бюджетов на велоинфраструктуру, в том числе велодорожки. Исключения бывают, в Красногорске (неформальная столица подмосковья) в 2018 году в ходе облагораживания города сделали несколько велодорожек.

Вокруг Ивановских прудов рядом с пешеходной сделали абсолютно бессмысленную велодорожку — велосипедисты в основном ездят по пешеходной. В качестве исключительно удачного решения сделали вело-пешеходную дорожку от платформы Красногорская до району Успенской улицы.

Дорожка проходит через лес и ее проложили вместо тропы стихийно протоптанной жителями. Длина дорожки 1.5 км и она очень удобна для пешеходов, велосипедистов, людей использующих СИМ.

На фото транспортная велодорожка Красногорск, что было и что стало (разметку и освещение добавили позже).

Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

Велодорожка транспортная — Красногорск

Велодорожки Россия (велодорожки — остров Русский, Владивосток)

Почитать о планах развития велоинфраструктуры на устрове Русский можно тут или тут.

Велодорожки – мир, США

Используются все типы велодорожек, для примера, карта велодорожек Нью-Йорка. В городе велосипед достаточно широко используется как транспорт.

Карта велодорожек в Нью-Йорке, PDF, 12 Мб

Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

Велодорожки в Нью-Йорке

  1. Источник
  2. Для понимания ситуации с велосипедами в NYC два документа:
  3. Велосипед в Нью-Йорке, официальная брошюра на русском языке, PDF, 2.7 Мб
    Источник
  4. Обязанности велосипедиста на русском языке, PDF
  5. Даже после беглого взгляда на карту велодорожек Нью-Йорка и материалы для велосипедистов очевидно что город системно подходит к развитию транспортной инфраструктуры.

Велодорожки – мир, «одноэтажная америка»

В США достаточно креативно проектируется велоинфраструктура, например, в штате Мэриленд, который соединен со столицей Вашингтоном метро, велодорожку до центра города проложили вместо демонтированных трамвайных путей в центральную часть города. Строят велодорожки вместо старой железной дороги

Велодорожки – мир, Великобритания, Лондон

Тут достаточно старой фотографии – мэр города (на тот момент, ныне премьер-министр) Борис Джонсон на открытие выделенной велодорожки.

Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

Велодорожки в Лондоне

Велосипед в метро – Москва, Россия, мир – в чем смысл доступа велосипедистов в метро и что он показывает

Велосипед на тротуаре – Москва, Россия, мир – правила и жизнь

Обзорные материалы про велосипед на Рулимс

  • I. Велосипед как транспорт – варианты использования, сезонность, риски, (не) соблюдение ПДД, велосипеды для перемещения по городу и другие аспекты городского велопроцесса

Интересные факты о велодорожках

В последние годы велосипедов на улицах городов становится все больше, что обусловлено пользой и удобством данного вида транспорта. Несмотря на возрастающую популярность этого транспортного средства, в странах постсоветского пространства не уделяется должного внимания вопросам инфраструктуры и созданию мест, где установлен знак 4.4.

1 Велосипедная дорожка или полоса. Это вынуждает велосипедистов передвигаться по автомобильным трассам или по тротуарам, что зачастую создает неудобства для других участников движения.

В данной статье мы собрали полезную информацию, которая доказывает значимость и необходимость велосипедных дорожек, а также представили несколько интересных фактов из их истории.

Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

Что такое велосипедная дорожка

Велодорожка может представлять собой самостоятельную дорогу или ограниченный участок проезжей части. От основной трассы она должна быть отделена бордюром, газоном, специальной разметкой или другими средствами ограждения.

Выделяют несколько видов велосипедных дорожек:

  • Односторонние — располагаются с обоих сторон от автотрассы. Иногда они слегка приподнимаются над уровнем дороги, что усложняет въезд автомобилистов на территорию, предназначенную для велосипедистов. Велодорожки данного типа часто встречаются в европейских странах, в том числе в Дании и Голландии. В США односторонние дорожки дополнительно отделяются от автотрассы буферной зоной, что повышает уровень безопасности и комфорта.
  • Двусторонние — обычно создаются в пригородах и на междугородних трассах. Как правило, они располагаются в непосредственной близости от тротуара или совмещаются с ним. Использование подобных велодорожек также подходит для набережных и дорог, ответвления на которых имеются только с одной стороны.
  • Изолированные — отгораживаются от основного потока автотранспорта высокими бордюрами или пешеходными ограждениями. Если в шаговой доступности от такой дорожки нет пешеходной зоны, то людям без транспорта разрешается ей пользоваться.
  • Совмещенные — встречаются только на территории стран СНГ. Они представляют собой очерченную линию на тротуаре и являются лишь подобием велодорожки в ее традиционном понимании.

Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

Историческая справка

Впервые велосипедные дорожки появились в Голландии во второй половине XIX столетия. Эта страна славится большим количеством велотранспорта, который является в ней одним из основных средств передвижения. В XX веке велодорожки начали строиться в США, Англии, Дании и Германии.

В Финляндии и Швеции велосипедные дорожки, совмещенные с тротуарами, появились в послевоенный период. В 70-годы интерес к велосипедом упал, что было связано с ухудшением экологической ситуации. Однако, на рубеже веков спрос на велотранспорт снова начал возрастать, и необходимость обустройства велодорожек стала очевидной.

Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

Необычные велодорожки мира

В связи с возрастанием популярности солнечной энергии в Польше был разработан проект светящейся велосипедной дорожки с покрытием, способным заряжаться от солнца. Ездить по ней ночью не только безопасно, но интересно, что обусловлено необычным освещением.

Одна из велодорожек в городе Эйндховен, расположенном в Нидерландах, с наступлением темноты начинает излучать мягкий свет в виде закрученных и красивых узоров. В основе данной технологии лежит использование нескольких тысяч очень мелких фосфоресцентных камушков, поглощающих солнечную энергию в течение дня.

В Лондоне необычным способом была решена проблема с заброшенными пешеходными переходами, которые превратили в полноценные велодорожки. Особенностью их покрытия является то, что каждое движение велосипедистов трансформируется в электричество.

Велодорожки в России и в мире, история происхождения и типы велодорожек

Завершает наш небольшой хит-парад велосипедная дорожка, проходящая через озеро. Этот необычный проект был реализован в Бельгии. Мост, являющийся одновременно дорогой для велосипедистов, проложен через местный водоем. Особенность данной конструкции заключается в том, что вода достигает уровня глаз, что вызывает непередаваемые ощущения при передвижении по дорожке.

Создание велосипедной инфраструктуры способствует обеспечению удобства для всех участников движения и стимулирует поездки на велосипедах. В настоящее время во многих российских городах решением проблемы велодорожек начали вплотную заниматься, но нам все равно еще далеко в этом плане от более развитых западных стран.

Бесконечная велодорожка: как устроены лучшие веломаршруты в мире

В Дании велосипеды успешно конкурируют с поездами, в Новой Зеландии для проектирования велосипедных мостов привлекают художников-маори, а в Финляндии бывшие железные дороги становятся велодорожками. Strelka Mag собрал лучшие примеры того, как сегодня может быть обустроен городской веломаршрут.

 

Копенгаген, Havneringen

Парк Superkilen — часть маршрута Nørrebro в Копенгагене. Источник: flickr / Fred Romero

В Копенгагене 12 тысяч километров велодорожек. Велоинфраструктура города известна своими магистралями протяжённостью несколько десятков километров, которые соединяют центральные районы с пригородами.

Они оборудованы подножками для отдыха, станциями самообслуживания с возможностью подкачать колеса, светофорами для велосипедистов и переходами к общественному транспорту.

Сейчас в Копенгагене восемь веломагистралей, а всего их планируется 26.

Один из таких маршрутов — Nørrebro — частично оборудован как «зелёная тропа». Он предназначен исключительно для велосипедистов.

Присутствие на них пешеходов не предполагается, что позволяет значительно увеличить скорость движения и тем самым рассматривать велосипеды как альтернативу поездам и автобусам.

Кроме того, правительство разработало брендинг веломаршрутов, чтобы жители воспринимали их как способ перемещения, равнозначный метро и автобусам.

Сегодня «зелёные тропы» для велосипедистов занимают 40 километров городской сети веломагистралей. В будущем их протяжённость планируют увеличить до 110 километров. Проект финансируется муниципалитетами, администрацией региона и датским дорожным правлением.

Велодорожный мост маршрута Havneringen. Источник: visitcopenhagen​

Свои веломаршруты есть и в центре Копенгагена. Наиболее заметный проект — Havneringen, кольцо из велодорожек протяжённостью 13 километров, опоясывающее городскую гавань. Он рассчитан на велосипедистов и пешеходов.

Havneringen проходит через 12 округов и соединяет достопримечательности Копенгагена. Например, в кольцо включен знаменитый Circle Bridge, построенный Олафуром Элиасоном.

Всего в городе 16 мостов для велосипедистов, один из которых — проходящий над гаванью 200-метровый Cykelslangen, спроектированный студией Dissing+Weitling.

 

Хельсинки, Baana

Один из участков маршрута Baana в Хельсинки. Источник: wikipedia.commons​

Baana — веломаршрут длиной 1,5 километра, сконструированный из бывшей железной дороги. Чтобы построить железнодорожные пути, в конце XIX века был выкопан тоннель глубиной семь метров.

В 2008 году грузовой путь переместили в другой район, и от железной дороги остался туннель, разрывающий ткань города. Закапывать его было слишком долго и дорого. И муниципалитет решил превратить его в велосипедный маршрут.

К разработке проекта привлекли местных жителей и студентов-архитекторов.

Так маршрут выглядел раньше. Источник: morethangreen.es​

Новый маршрут назвали Baana, что на финском означает «железная дорога». Он проходит через весь центр Хельсинки. Вдоль него встречаются художественные инсталляции и садово-парковые зоны. Авторы проекта частично сохранили железнодорожную инфраструктуру в память о прошлом. Дикие растения вдоль дороги огородили и добавили к ним декоративные кусты.

На отрезке, где тоннель поднимается до уровня улиц, установлены баскетбольные площадки, петанк, столы для пинг-понга, фонари и скамейки.

 

Новая Зеландия, Nelson Street Cycleway

Nelson Street Cycleway в Новой Зеландии. Источник: http://landlab.co.nz/​

Nelson Street Cycleway проходит через центр Окленда. Он сделан из бывшей автомагистрали, которую городские власти решили превратить в велосипедный маршрут. На нём можно найти фонтанчики с питьевой водой, туалеты и бассейн.

По большей части Nelson Street Cycleway разрешено передвигаться только велосипедистам, хотя некоторые секции совмещены с пешеходными дорожками. Маршрут отделён от автотрасс буферными конструкциями. Nelson Street Cycleway соединяет существующие маршруты Northwestern Cycle Route и Grafton Gully Cycleway.

Источник: http://landlab.co.nz/

Отличительная черта маршрута — светящийся ярко-розовый мост протяжённостью 700 метров. По бокам велодорожки установлено 290 вертикальных светодиодных элементов, которые реагируют на движение. Они выключаются, когда на маршруте никого нет, снижая потребление электроэнергии. У инсталляции четыре миллиарда цветовых комбинаций.

К работе над проектом привлекли художников — представителей маори, коренного народа Новой Зеландии. В дизайн включены элементы традиционных узоров, а называется мост Te Ara I Whiti, что переводится с языка маори как «светящийся путь». Проект был представлен на II Биеннале велосипедной архитектуры и получил золотую медаль на Всемирном фестивале архитектуры в Берлине.

 

Берлин, Berliner Mauerweg

Участок маршрута Berliner Mauerweg у Берлинской стены. Источник: welt.de​

Berliner Mauerweg — веломаршрут протяжённостью 160 километров, опоясывающий город. Маршрут проложен по бывшей патрульной дороге пограничных войск ГДР, которая шла вдоль Берлинской стены.

Сегодня сохранилось около трёх десятков частей стены. Исторические секции, где находятся её остатки, чередуются с парковыми зонами. Маршрут оформлен указателями и табличками с указанием мест, где раньше была Берлинская стена. Плакаты вдоль дороги рассказывает её историю. В брусчатку вставлены плитки, также указывающие на расположение стены.

Ещё один участок маршрута Berliner Mauerweg. Источник: spinlister​

Berliner Mauerweg разделён на 14 отрезков протяжённостью от семи до 21 километра. Все секции маршрута объединены с городским транспортом, поэтому для велосипедной прогулки можно выбрать любую его часть.

Berliner Mauerweg проходит также через городские достопримечательности — Истсайдскую галерею и Потсдамскую площадь.

По дороге можно даже встретить проект «Баухауса» — район социального жилья Gropiusstadt, построенный по проекту Вальтера Гропиуса.

 

Ванкувер, Central Valley Greenway

Веломост маршрута Central Valley Greenway. Источник: patkau.ca​

Central Valley Greenway — веломаршрут протяжённостью 25 километров, проходящий через Ванкувер и связывающий его с городами-агломерациями: Нью-Уэстминстером и Бернаби.

Проект финансировали канадское правительство и местная транспортная компания Translink. Также в финансировании принимали участие районы, через которые проходит маршрут.

Каждая секция находится под управлением муниципалитета, где расположена.

Central Valley Greenway — один из центральных маршрутов велосипедной сети Ванкувера. Он подходит и для велосипедов, и для пешеходов, и для скейтбордистов, и для людей в инвалидных колясках. Маршрут пролегает через несколько городских парков.

Сам он состоит из нескольких секций: обособленные «зелёные тропы» соседствуют с более классическими велодорожками, встроенными в автотрассы и железнодорожные пути. Маршрут оборудован пунктами проката велосипедов, а спроектирован так, чтобы по дороге встречались общественные центры, бассейны и библиотеки.

Кроме того, Central Valley Greenway объединяет 13 железнодорожных станций.

Central Valley Greenway. Источник: ulrikerodrigues​

Central Valley Greenway — одна из 14 «зелёных троп» города. Все эти маршруты являются частью мастер-плана по улучшению экологической обстановки в городе. Большая часть дорожек отгорожена от автотрасс, что делает их безопаснее.

Велосипедная дорожка

Правила дорожного движения РФ:В ПДД велосипедные дорожки редко, но упоминаются. Есть даже несколько знаков, указывающих на существование велодорожек. Это, собственно, знак 4.4. “Велосипедная дорожка” и знак 1.24 “Пересечение с велосипедной дорожкой”.

Возможно, скоро появится знак “Конец велосипедной дорожки”, которого сейчас очевидно не хватает, потому что вместо него используется знак 3.9 “Движение на велосипедах запрещено”.Пункт 24.

4 ПДД предписывает:на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений:

Согласно этому СНиПу велосипедные дорожки относятся к “улицам и дорогам местного значения”, основное назначение велосипедных дорожек — “проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, а в крупнейших и крупных городах — связь в пределах планировочных районов”.

Велосипедные дорожки бывают обособленные и изолированные. Об этом говорит таблица 8.

Приведу ее часть, относящуюся к велосипедным дорожкам:

Категория дорог и улиц Расчетная скорость движения, км/ч Ширина полосы движения, м Число полос движения Наименьший радиус кривых в плане, м Наибольший продольный уклон, ‰
Велосипедные дорожки:
обособленные 20 1.50 1-2 30 40
изолированные 30 1.50 2-4 50 30

Предусмотрены даже четырехполосные велодорожки. Обратите внимание, что ширина полосы движения на велодорожке не может быть меньше 1.5 метров.

Смешно в этом СНиПе то, что “11.5 Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по таблице 8, сельских поселений – по таблице 9”, однако в таблице 9 нет ни строчки про велодорожки. То есть, в российских деревнях велодорожки не предусмотрены.

Что такое обособленные и изолированные велодорожки, понятно из пункта 11.7:На магистральных улицах регулируемого движения допускается предусматривать велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами.

В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения.

Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения при наименьшем расстоянии безопасности от края велодорожки, м:

  • до проезжей части, опор, деревьев — 0,75
  • тротуаров 0,5
  • стоянок автомобилей и остановок общественного транспорта 1,5

Примечание — Допускается устраивать велосипедные полосы по краю проезжей части улиц и дорог с выделением их маркировкой двойной линией. Ширина полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении. Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1 м.Про изоляцию от пешеходного движения составители документа, конечно, слукавили. Ведь, там, где нет тротуара, пешеходам разрешено идти по велодорожке. Поэтому везде, где есть большой велосипедный или пешеходный трафик, велодорожка должна иметь отдельный тротуар для пешеходов. На упомянутой выше велодорожке на пр. Луначарского его нет, и это очень сильно снижает удобство пользования этой дорожкой и для велосипедистов, и для пешеходов.

СНиП 2. 05.02-85 «Автомобильные дороги» (вероятно, этот документ скоро может сменить название на Сводом правил СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги):

Тут есть целый раздел про велосипедные дорожки и тротуары. К велодорожкам тут относятся следующие пункты:4.37. Велосипедные дорожки следует проектировать вдоль сооружаемых или реконструируемых автомобильных дорог на участках, где интенсивность движения достигает не менее 4000 прив.ед.

/сут, а интенсивность велосипедного движения или мопедов за первые пять лет эксплуатации дорог будет достигать в одном направлении 200 велосипедов (мопедов) и более за 30 мин при самом интенсивном движении или 1000 единиц в сутки.

Велосипедные дорожки, как правило, надлежит проектировать для одностороннего движения шириной не менее 2,2 м на самостоятельном земляном полотне, у подошвы насыпей или за пределами откосов выемок, а также на специально устраиваемых бермах (в исключительных случаях — на расстоянии не менее 1 м от кромки проезжей части).

Однополосные велосипедные дорожки, как правило, следует располагать с наветренной стороны дороги (в расчете на господствующие в летний период ветры), а двухполосные — по обеим сторонам дороги.В стесненных условиях и на подходах к искусственным сооружениям допускается устройство велосипедных дорожек на обочине.

В этих случаях обочины следует отделять от проезжей части бордюром высотой 0,20 — 0,25 м, а дорожки располагать на расстоянии не менее 0,75 м от вертикальной грани бордюра.

4.38.

Покрытия велосипедных дорожек следует предусматривать из материалов обработанных вяжущими, а также из щебня, гравийного материала, грунтощебня, кирпичного боя, горелых пород и шлака, а при отсутствии этих материалов при соответствующем технико-экономическом обосновании — из асфальтобетона и цементобетона.

И еще один пункт из раздела про охрану окружающей среды:12.22 Во избежание нарушения путей сообщения местных жителей, увеличения временных затрат на дорогу к местам работы, отдыха и пунктам медицинского обслуживания, расчленения сельскохозяйственных угодий, ухудшения условий движения для сельскохозяйственной техники, гужевого транспорта, велосипедистов, пешеходов, прогона скота предусматривают устройство подъездов к населенным пунктам, пешеходных и велосипедных дорожек, а также сооружений для связи разобщенных территорий. При сооружении новых дорог категорий I – II рассматривают варианты отказа от совмещения их с местными дорогами попутного движения.

Примеры велодорожек

В Википедии приведен список велодорожек в городах России.

Список, как мне кажется, соответствует действительности. И это печально. Само существование этого списка говорит о том, что велодорожка в России — вещь редкая и диковинная. Кстати, в Петербурге пять лет назад было принято постановление о развитии сети велодорожек. И если бы оно было реализовано, в Питере сейчас было бы больше велодорожек, чем во всей остальной стране. Сравните список из википедии с приложением к этому постановлению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector