Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

Как и любому другому скоростному транспортному средству, велосипеду нужны тормоза. От качества работы тормозов зависит безопасность велосипедиста.

Нужно упомянуть, что трековые и некоторые другие модели обходятся без механической тормозной системы.

Педали через цепь жестко связаны со втулкой заднего колеса, и торможение выполняется замедлением вращения педалей или резким переносом веса велосипедиста на одну педаль с последующей блокировкой ведущего колеса.

Любому понятно, что блокировка отрицательно сказывается на состоянии покрышки, а движение колеса юзом усложняет управляемость велосипеда.  Для спортивного велосипеда отсутствие тормоза — способ снизить вес и повысить надежность конструкции, но езда на таких велосипедах требует особой техники и обычному человеку не добавит комфорта.

Вообще, тема выбора тормозов — одна из самых запутанных и скандальных тем, касающихся выбора велокомпонентов. Тормоза отличаются по эффективности торможения, по ремонтопригодности, по долговечности. Множество людей с разным опытом и потребностями являются сторонниками той или иной конструкции.

В статье мы дадим понятие об устройстве тормозных систем и упоминанием о преимуществах и недостатках каждой, начнем обзор с наименее распространенных. Даже если вы не планируете обслуживать велосипед самостоятельно, знания будут нужны вам, чтобы выбрать тормоза взамен износившихся или если старые тормоза перестанут вас устраивать.

Стремянные и роллерные тормоза велосипеда

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

Стремянные тормоза напоминают тормоза поезда: тормозная колодка прижимается непосредственно к протектору колеса. Много говорить об особенностях данной системы не нужно, поскольку на новых велосипедах такую конструкцию давно не встретишь. Стремянный тормоз до сих пор устанавливают на велосипеды Индии и Китая. К счастью, эти модели не поступают на наш рынок.

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

Роллерные тормоза появились вследствие желания одного крупного производителя велокомпонентов сделать идеальный тормоз, убрав недостатки барабанных тормозов (о них поговорим ниже).

Тормозную втулку заменили роликами, а тормозной барабан снабдили радиатором для лучшего охлаждения и вынесли из ступицы колеса. Роллерная система не требует частого обслуживания и обеспечивает эффективное торможение при обычной езде.

При неспешной езде такие тормоза служат годами без каких-либо регулировок. В то же время, в тяжелых условиях эксплуатации, роллерные тормоза не имеют преимуществ.

Недостатки роллерных тормозов:

  • Самый большой вес среди всех тормозных систем.
  • Сложность конструкции и немалая цена.
  • Большинство амортизационных вилок не поддерживает данный тип тормоза.
  • Тормоз не блокирует вращение колеса в обратную сторону.
  • Эксклюзивность конструкции затрудняет поиск запчастей, а дешевых расходников нет.

Достоинства роллерных тормозов:

  • Геометрия обода не сказывается на работе тормозов. «Восьмерки» и «яйца» не снижают эффективность торможения
  • Отличная защита от грязи, пыли и хорошая защита от воды.
  • Требуют минимум регулировок и, при правильном обслуживании, вечны.
  • Почти самые эффективные тормоза.

Барабанный тормоз для велосипеда

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

Ножной тормоз велосипеда знают все — это самый популярный тормоз на велосипедах советской эпохи. Даже сегодня это самый популярный тормоз для односкоростного велосипеда. Барабанный тормоз расположен в задней втулке, корпус такой втулки играет роль барабана, а колодки размещены внутри. При срабатывании тормоза, колодки прижимаются к внутренней поверхности втулки и обеспечивают торможение.

Привод тормоза может быть ручной, тросиком, или ножной, вращением педалей в обратную сторону. Ручной привод практически не применяется. 

У барабанных тормозов есть существенные плюсы и не менее заметные минусы конструкции.

Достоинства барабанных тормозов:

  • Мощные тормоза с плавной регулировкой замедления.
  • Практически герметичны, требуют минимум обслуживания.
  • Не изнашивают и не предъявляют особых требований к ободу колеса.

Недостатки барабанных тормозов:

  • Основным недостатком является несовместимость с системами переключения передач с задним переключателем. Поэтому применяются на односкоростных или велосипедах с планетарной втулкой.
  • Плохо охлаждаются и даже на небольших затяжных спусках теряют эффективность.
  • Усилие торможение зависит от положения шатунов педалей относительно дороги. Если шатуны перпендикулярны дороге, тормозное усилие стремится к 0.
  • Значительно нагружают втулку и спицы колеса.
  • Если у вашего велосипеда слетела цепь, то вы лишаетесь тормозов. Это очень опасно и барабанный тормоз должен дублироваться ободным тормозом.
  • Очень сложно активно крутить педали и при этом пользоваться тормозом.

Ободные тормоза

Торможение обеспечивается прижимом тормозных колодок к специальной дорожке на ободе колеса. Самый популярный на сегодня вид тормозов. Достаточно эффективные тормоза с отличной ремонтопригодностью.

Отличаются способом приведения тормозных колодок к ободу, а вот принцип действия разных вариантов ободных тормозов одинаков. Идеальный выбор для новичков: легко устанавливаются, легко регулируются и очень просто ремонтируются в полевых условиях.

Существуют четыре типа ободных тормозов: клещевые, кантилеверы, гидравлические и V-brake (вибрейки). Подробнее о каждом типе:

  • V – brake. При максимально сомкнутом состоянии, рычаги тормоза образуют букву V. Лучшая эффективность среди всех ободных тормозов. Самый востребованный тип и по популярности обгоняют даже дисковые.Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки
  • Кантилеверы – прообраз V-brake тормозов.  Были популярными в прошлом.  Более сложные в настройке, с появлением V-brake, потеряли актуальность.Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки
  • Клещевые — называются так из-за рычагов, которые по виду напоминают клещи. Сегодня используются только на шоссейных моделях из-за самой маленькой массы. Менее прочные, чем другие типы, из-за всего одной точки крепления к вилке.Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки
  • Гидравлические — усилие от тормозной ручки на тормозные колодки передается гидролинией, заполненной специальной жидкостью. 

Преимущества и недостатки у всех типов ободных тормозов одинаковые.

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

Недостатки ободных тормозов:

  • Любые частички или жидкость, попавшие между поверхностью обода и тормозными колодками, снижают эффективность торможения, ускоряют износ колодок, а в тяжелых случаях снимают стружку и протирают обод.
  • Могут погнуть или раздвинуть перья вилки велосипеда.
  • Тормозные колодки изнашиваются довольно быстро. Благо, они недорогие.
  • Погнутый обод сильно снижает эффективность работы тормоза и вызывает неравномерный износ колодок.

Достоинства ободных тормозов:

  • Небольшая нагрузка на спицы и обод велосипеда.
  • Невысокая цена по сравнению с дисковыми тормозами.
  • Позволяют длительное использование тормоза, хотя могут перегревать обод.
  • Очень легкие, если сравнивать с дисковыми тормозами.
  • Простой уход и настройка.

Дисковые тормоза велосипеда

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

Дисковые тормоза — самые современные тормоза, стремительно вытесняющие все остальные типы. Состоят из тормозной ручки, тормозного троса или гидролинии, тормозного диска (ротора) и тормозной машинки (калипера).

Усилие от тормозной ручки через тросик или гидролинию передается на тормозную машинку — калипер, закрепленный на вилке возле оси колеса. Калипер передает усилие на тормозные колодки и сжимает ротор, установленный на втулке колеса.

Преимущества дисковых тормозов:

  • Ротор и колодки находятся высоко от дороги и слабо загрязняются.
  • Дисковый тормоз позволяет точно настроить усилие торможения.
  • Геометрия обода колеса не влияет на эффективность торможения.
  • Обод не изнашивается, при правильной регулировке большой срок службы механизма.

Недостатки дисковых тормозов:

  • Тормозные колодки разных фирм не совместимы между собой.
  • Чрезмерно нагружают ступицу и спицы колеса при торможении.
  • Ремонт требует квалификации и специнструмента и в полевых условиях почти невозможен.
  • Вес больше, чем у ободных систем.
  • Хорошие дисковые тормоза дороги. А дешевые дисковые уступают по эффективности равным по цене или более дешевым ободным
  • Калипер может мешать установке на велосипед заднего багажника.

При всем разнообразии тормозных систем, основная конкуренция происходит сегодня между V-brake и дисковыми тормозами. V-brake занимают нижнюю ценовую нишу, а также спортивный сегмент с жесткими требованиями к весу велосипеда. Хотя считается, что будущее за дисковыми тормозами, для обычной неагрессивной езды ободные тормоза все еще очень хороши.

Купить велосипедные тормоза в Киеве с доставкой по Украине можно у в VeloGO.

Калипер велосипеда: виды этого велосипедного устройства, предназначение

Общеизвестно, что безопасность езды на велосипеде напрямую зависит от качества тормозов.

Правила дорожного движения предупреждают, что любое транспортное средство (а значит, и велосипед) должно быть полностью исправно на момент эксплуатации.

Исправность тормозов становится для велосипедиста вопросом первостепенной важности. За полноценную работу тормозного устройства отвечает калипер велосипеда.

Типы тормозных устройств

С развитием велосипедной промышленности тормозные системы совершенствовались. При этом все они работали по принципу взаимодействия тормозных колодок с другими деталями тормозной конструкции. Обычно принято говорить о четырёх видах устройств торможения:

  • барабанные тормоза (с ножным, педальным, а в недавнее время и с ручным приводом);
  • ободные тормоза;
  • дисковые тормоза;
  • роллерные тормоза (используются редко).

У каждого из названных видов существуют преимущества и недостатки. Однако опыт показывает, что наиболее надёжными остаются ободные и дисковые конструкции.

Барабанные тормоза

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

Принцип работы барабанных тормозов хорошо знаком владельцам стареньких советских велосипедов: мы просто проворачиваем педали в обратную сторону – и останавливаемся. Специальный вращающийся барабан стоит внутри задней втулки, а внутри самого барабана расположены тормозные колодки. Во время торможения они расходятся, прижимаются к стенкам барабана и трутся о его поверхность. Сейчас такая конструкция используется на городских велосипедах с планетарным управлением.

Читайте также:  Технические характеристики и цена велосипеда gt aggressor

Ободные тормоза

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

Торможение на велосипедах, оборудованных устройством данного типа, происходит за счёт соприкосновения прижатых тормозных колодок и колёсного обода. Колодки при этом мягкие, как правило, резиновые. Это сделано для того, чтобы при трении стирались они, а не сам обод. Колодки подходят к ободу попарно, сильно зажимая его. Ободные тормоза бывают механическими или гидравлическими. Известны такие подтипы тормозных систем, как V-брейки (на бюджетных моделях), U-брейки, клещи (чаще всего встречается на шоссейниках), кантилеверы (можно встретить разве что на некоторых циклокроссах) и, собственно, ободная гидравлика (редкость в мире велоспорта).

  10 шагов как быстро помыть велосипед

Дисковые тормоза

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

Этот вид тормозных устройств с каждым годом становится всё популярнее. С 2011 года дисковые тормоза разрешены для использования на спортивных соревнованиях. Сейчас можно с полной уверенностью говорить о том, что дисковые системы являются наиболее распространёнными и надёжными среди всех устройств.

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

Торможение происходит за счёт остановки вращающегося диска или ротора, зажатого между колодками, прикреплёнными к калиперу. Калипер, в свою очередь, крепится к вилке или раме велосипеда при помощи адаптера, выполняющего функцию переходника.

Силовой импульс от тормозной ручки переходит к калиперу по металлическому тросику или по гидролинии. Калипер передаёт усилие колодкам, которые сразу же сжимаются и тем самым останавливают диск. Металлический ротор нагревается во время вращения. Он может иметь различный диаметр.

Большие роторы ускоряют торможение и быстрее остывают.

Для чего нужен калипер

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

Среди возможных видов тормозов наиболее надёжными считаются дисковые. Рабочей частью дискового устройства является калипер. По внешнему виду и принципу работы он напоминает циркуль (кстати, само слово «калипер» так и переводится с английского). Калипер используется, когда необходимо сдвинуть либо раздвинуть тормозные колодки. В дисковых тормозах колодки могут прижимать тормозной диск, а в клещевых тормозах— колёсный обод. Калипер выполняет роль переносчика силы вращающегося устройства на тормозные колодки, одновременно являясь для них своеобразным держателем. Функциональная значимость этой детали чрезвычайно высока, в связи с чем калиперы должны быть прочными и адаптированными к конкретной модели велосипеда.

  Задний амортизатор его устройство,настройка и ремонт

Как устроен калипер

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

Как поставить дисковые тормоза на велосипед

У гидравлического внутри цельнометаллического корпуса с одной, или с двух сторон крепится поршень(два). При передаче импульса приводится в действие тормозная жидкость, которая двигает поршни давлением, а они двигают колодки.

В целях облегчения тормозной конструкции калиперы обычно делают из алюминия, реже – из сплавов магния. Иногда цельнолитые калиперы изготовляют из двух частей, прикреплённых друг к другу с помощью болтов.Калиперы бывают:

  • однопоршневые;
  • с двумя поршнями с каждой стороны.

К двупоршневым деталям можно свободно прикрепить удлинённые колодки.

Существуют универсальные крепления (по типу Post Mount), имеющие овальные отверстия, благодаря которым калиперы можно крепить практически к любой вилке. В недорогих тормозах имеется фиксированный ввод гидролинии в калипер, у более дорогих угол ввода можно настраивать самостоятельно.

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

Механика или гидравлика?

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

При механической передаче усилие доходит до калипера посредством тросика, а гидравлическая – по гидролинии.

  • Механический способ задействует натянутый между тормозной ручкой и рычагом клипера тросик. Если ручку нажать, тросик сдвинется и тронет рычаг, а калипер приведёт в движение тормозные колодки.
  • Гидравлический способ задействует изолированную от внешних воздействий гидролинию, наполненную внутри маслянистой тормозной жидкостью. Масло гидролинии под давлением находящегося в тормозной ручке цилиндра передаёт силовой импульс цилиндру, расположенному внутри колодки.

У механических дисковых тормозов есть преимущества перед гидравлическими:

  • они значительно дешевле;
  • механика легче устанавливается (правда, она требует постоянного подкручивания);
  • механические системы проще отремонтировать.

По некоторым параметрам гидравлика всё-таки опережает механику:

  • гидравлические тормоза гораздо мощней;
  • гидравлика не такая громоздкая по своим габаритам;
  • она обладает лучшей модуляцией среди всех вариантов тормозных систем.

Таким образом, дисковые велосипедные тормоза становятся лидерами по распространённости среди тормозных устройств, а калипер

Заключение

Любой велосипедист, открывая сезон, должен понимать, что исправность байка – залог безопасности не только его, но и других участников дорожного движения. Поэтому проверять исправность тормозной системы и состояние колодок и калипера нужно регулярно, а не тогда, когда процесс торможения происходит не по плану.

Относительно небольшой калипер играет далеко не последнюю роль в эффективности и надежности всей тормозной системы. Поэтому его следует подбирать в соответствии с моделью байка. Какой бы тип тормозной системы вы не выбрали, калипер требует бережного отношения и повышенного внимания.

Помните, что своевременный уход за байком и грамотный ремонт – гарантия безопасного и комфортного движения.

Офф топ

Что такое Калипер велосипеда?

Калипер велосипеда — это часть тормоза, крепящаяся на раму или вилку, аналог автомобильного суппорта, основная часть тормоза.

Внутри цельнометаллического корпуса с одной, или с двух сторон крепится поршень.

При передаче импульса приводится в действие тормозная жидкость или тросик, которые двигает поршни давлением, а они двигают колодки.

Зачем нужен роллерный тормоз для велосипеда

Роллерный тормоз, встречающийся на велосипедах без механизма выбора скоростей, представляет собой модифицированный барабанный узел. Конструкция модернизирована, что позволило повысить эффективность работы и увеличить ресурс компонентов. Владелец может самостоятельно установить тормоз на велосипед (с учетом совместимости конструкции).

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостаткиРоллерный тормоз можно установить на велосипед самостоятельно.

Узел располагается на ступице заднего колеса и управляется с помощью рукоятки (классические механизмы на 1-скоростном велосипеде срабатывают при прокручивании педалей назад). На внешней части корпуса предусмотрено кольцо с ребрами и прорезями, улучшающее отвод тепла.

Кожух не является полностью герметичным, имеющиеся зазоры не позволяют проникать внутрь частицам грязи или дорожной пыли.

Принцип действия

Узел оборудован тросовым приводом, соединенным с рукояткой на руле. При необходимости снижения скорости велосипедист воздействует на нее, натягивая трос.

Расположенный внутри барабана эксцентрик отводит в стороны ролики из износоустойчивого сплава, прижимая их к рабочей поверхности.

Велосипедист контролирует процесс снижения скорости, интенсивность торможения зависит от усилия, приложенного к рукоятке.

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостаткиПринцип действия роллерного тормоза основан на плавном снижении скорости велосипеда.

Механизм заполнен густой смазкой. Она снижает износ и защищает детали от влияния влаги. При контакте роликов и барабана смазка выдавливается, не оказывая негативного влияния на динамику торможения.

 

После снятия усилия с рукоятки эксцентрик возвращается пружиной в нейтральное положение. Эластичный элемент предотвращает случайное включение тормоза (например из-за вибраций при движении по неровной дороге).

Кому подойдет

Тормоза роллерного типа предназначены для техники, которая эксплуатируется в городских условиях либо используется для прогулок.

Механизмы подойдут для велосипедистов с весом более 100 кг, поскольку избыточная масса увеличивает тормозной путь.

Отказ от классических узлов с колодками, прижимаемыми рычагами к ободу колеса, позволяет повысить безопасность движения в плотном потоке. Изделия устанавливают на велосипеды, стилизованные под чопперы или круизеры.

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостаткиРоллерный тормоз подходит для монтажа на прогулочные велосипеды.

Преимущества устройства, отмеченные велосипедистами:

  • простота конструкции, обеспечивающая увеличенный ресурс;
  • низкие требования к техническому обслуживанию (необходимо периодически менять смазку);
  • хорошая эффективность работы (механизмы способны остановить велосипед общей массой до 140 кг);
  • устойчивость к воздействию влаги (некоторые модели нуждаются в очистке после поездки по мокрой дороге);
  • при деформации обода колеса сохраняется работоспособность тормозных механизмов;
  • отсутствие износа обода колеса из-за воздействия фрикционных накладок;
  • возможность дозирования тормозного момента;
  • быстрота срабатывания механизма.

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостаткиРоллерный тормоз имеет простую конструкцию и высокий эксплуатационный ресурс.

В состав конструкции входят:

  1. Верхняя декоративная крышка, изготовленная методом штамповки из стального листа. Кожух удерживается на основании фиксаторами.
  2. Секторный элемент, передающий усилие от тросового привода к эксцентрику. Деталь выполнена по технологии литья и имеет выемку для наконечника троса.
  3. Возвратная кольцевая пружина, расположенная под сектором и уложенная в направляющие канавки с фиксирующими упорами.
  4. Фасонная пружина для возврата эксцентрика в нейтральное положение.
  5. Верхняя часть корпуса, необходимая для позиционирования эксцентрика и сепаратора с роликами относительно колодок.
  6. Эксцентрик с рычагом, на который воздействует секторный элемент.
  7. Сепаратор с выемками для установки роликов (6 или 8 штук, количество зависит от модели и производителя тормоза).
  8. Ролики из легированной стали с повышенной износоустойчивостью, имеющие высоту до 5 мм. Элементы свободно установлены в сепараторе и прижимаются эксцентриком к колодкам.
  9. Секторные колодки из фрикционного материала, внутри барабана расположены 3 штуки. При нормальной сборке между торцами деталей имеется зазор, выдерживаемый выступами на крышке.
  10. Внешний кожух или барабан, оснащенный ободом с ребрами и прорезями для улучшенного охлаждения.
Читайте также:  Коляска для грузов и детей

Планетарная втулка

Ряд производителей выпускает специальные втулки с планетарной зубчатой передачей, позволяющие установить роллерный тормозной механизм. Примером такого узла является Shimano Nexus Inter-3, для установки потребуется докупить рукоятку с тросовым приводом и мелкие монтажные детали.

Редуктор позволяет изменять передаточное отношение от педалей к ведущей шестерне (как в сторону повышения, так и в сторону снижения).

К недостаткам узла относят увеличение массы велосипеда и повышение нагрузки на ноги из-за механических потерь в планетарной передаче.

Критерии выбора для велосипеда

Механизмы отличаются материалом, типом тормозных колодок и габаритами щитка, обеспечивающего охлаждение корпуса. Размеры радиатора не влияют на тормозные характеристики, которые зависят от типа колодок, на которые и следует ориентироваться при выборе изделий.

Производители предлагают накладки плоской и V-образной конфигурации, которые отличаются площадью контакта.

V-образные накладки могут автоматически центрироваться относительно корпуса барабана, что обеспечивает стабильность работы и снижает уровень вибраций при использовании механизма.

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостаткиРоллерный тормоз V-образной конфигурации.

Монтаж состоит из этапов (перечень действий зависит от конструктивных особенностей):

  • крепления рукоятки на руль с помощью хомута с болтом;
  • снятия колеса для монтажа модернизированной втулки;
  • фиксации корпуса тормоза на передней вилке или задних перьях рамы;
  • установки и подгонки по длине троса управления.

Подгонка и регулировка элементов требуют от велосипедиста слесарных навыков. После установки новой втулки необходима балансировка колес и настройка положения обода относительно оси с помощью спиц.

Если владелец техники сомневается в своих силах, то рекомендуется обратиться в специализированный сервис.

Финансовые затраты компенсируются экономией времени и грамотной установкой тормозных механизмов, что положительно сказывается на безопасности эксплуатации велосипеда.

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостаткиМонтаж роллерного тормоза на велосипед требует слесарных навыков.

Крышка плотно установлена на корпусе механизма, предотвращая попадание грязи и вымывание смазки водой. Но при длительной эксплуатации в условиях повышенной влажности (например при поездке по глубоким лужам) во внутренние полости возможно проникновение посторонних частиц. Песок попадает между роликами и барабанами и провоцирует износ поверхностей.

Увеличившийся зазор вызывает рост свободного хода рукоятки управления, при чрезмерном истирании воспользоваться тормозом невозможно (эксцентрик не может прижимать ролики к барабану).

При обнаружении люфта рукоятки необходимо прекратить эксплуатацию велосипеда и провести диагностику и очистку тормозного механизма. Снятые детали следует промыть от смазки и грязи в бензине или растворителе.

Зазор проверяют поворотом эксцентрика в крайние положения, изношенные или поврежденные детали следует поменять на новые (поставляются производителями в запасные части).

Рекомендуется проводить профилактическое обслуживание с заправкой свежей смазки для роллерных систем ежегодно или через каждые 2 тыс. км пробега.

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостаткиРоллерный тормоз требует регулярного обслуживания и применения специальной смазки.

Процедура разборки узла (на примере модели Shimano 80-86):

  1. Снять тормоз с велосипеда и удалить загрязнения с поверхности корпуса. Если разборка проводится впервые, то можно записать процесс снятия деталей на видеокамеру сотового телефона, ролик поможет произвести обратную сборку узла.
  2. Отверткой с плоским жалом поддеть кожух и снять элемент.
  3. Демонтировать сектор с прорезью под установку наконечника троса управления.
  4. Убрать возвратную пружину.
  5. Снять пружинную скобу и демонтировать нижнюю часть корпуса с металлического диска.
  6. Вынуть эксцентрик с металлической пластиной, необходимой для корректировки положения.
  7. Пальцами извлечь сепаратор с роликами и поочередно вынуть детали из посадочных гнезд.
  8. Вынуть из основания секторы, образующие фрикционную поверхность. Детали удерживаются на месте за счет разжатия сепаратором с роликами. Для снятия потребуется отвертка с плоским жалом или шило.
  9. Промыть детали в бензине и осмотреть. Поврежденные или изношенные элементы необходимо поменять на новые.

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостаткиПроцесс разборки роллерного тормоза.

При обратной сборке необходимо аккуратно установить секторы фрикционной поверхности. Имеющийся на деталях выступ должен быть направлен вверх. Затем в отверстие следует вставить сепаратор с заранее уложенными роликами. Его кольцо должно свободно вращаться относительно фрикционных накладок, люфт или заедание не допускаются.

Перед установкой эксцентрика необходимо развести колодки с помощью направляющих выступов на крышке. Затем следует снять кожух, смонтировать эксцентрик и вернуть крышку на штатное место.

После проверки работоспособности эксцентрика можно продолжить сборку. Если при воздействии на рычаг блокировка тормоза не происходит, то следует проверить корректность расположения колодок в корпусе.

Затем необходимо надеть пружину сепаратора, заведя кольца в направляющие прорези. На заключительном этапе необходимо надеть на место сектор толкателя. Под элемент следует подложить возвратную пружину.

Заключительным этапом сборки является установка внешней декоративной крышки (элемент аккуратно прижимают к основанию до щелчка фиксаторов).

Отрицательные стороны роллерного тормоза

К недостаткам механизма относят:

  • большой вес конструкции (от 0,5 до 1,2 кг), который не оказывает негативного воздействия на характеристики любительской техники;
  • цену компонентов, превосходящую стоимость стандартного механизма, воздействующего на боковую поверхность обода колеса;
  • сложность установки — требуется монтаж специальной втулки вместо стандартной (например с поддержкой антиблокировочной системы);
  • низкую распространенность комплектующих (например, не выпускаются передние втулки без генератора и ABS, что увеличивает вес велосипеда);
  • высокую цену специальной смазки.

Несмотря на имеющиеся недостатки, тормоза встречаются на велосипедах любительской категории или электрических бюджетных скутерах.

Механизмы могут остановить технику весом до 120-140 кг, компоненты выдерживают эксплуатацию на протяжении 2-3 лет без очистки и смазки. Если велосипед оборудован рамой с подвеской колес на амортизаторах, то установить механизм невозможно.

Из-за постоянного изменения взаимного положения деталей не получится обеспечить постоянное натяжение тросового привода эксцентрика.

Советуем почитать:

Выбор тормоза на велосипед

При покупке велосипеда в сборе у нас уже нет особого выбора в тормозной системе и что бы ее поменять потребуется в некоторых случаях переделывать некоторые части велосипеда.

Но если ваш выбор при покупке велосипеда пал на пару моделей с разной конструкцией тормозов, то эта статья для вас.

Также поможет тем, кому не нравится как они работают на вашем велосипеде и Вы хотите их заменить.

На момент написания статьи различают три типа тормозов

  • Дисковые
  • Барабанные
  • Ободные

Разберем их по порядку

Дисковые тормоза

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

Торможение происходит за счет сжатия калипером ротора (стальной диск крепится на втулку). Калипер — специальная тормозная система которая двумя колодками прижимается к ротору с помощью поршней. Такие тормоза подразумевают наличие креплений калипера на вилке и раме. Передача тормозного усилия осуществляется за счет тросиков в рубашке или жидкостью по гидролинии. Исходя из этого мы получаем два типа дисковых тормозов механические и гидравлические.

Плюсы дисковых тормозов

  • Отсутствие негативного влияния на обод (нет износа)
  • Расположение у центра колеса уменьшает загрязнение и дает возможность внесезонного использования, не боясь снега и грязи
  • Искривление колеса (восьмерка) не повлияет на качество торможения
  • Реже требуют обслуживания
  • Более тонкая настройка усилия придаваемого для торможения

Минуса дисковых тормозов

  • Увеличение нагрузки на вилку, спицы и втулку из за расположения тормозной системы по центру колеса
  • Сложнее обслуживание, в дороге очень непросто прокачать гидравлические тормоза и потребуется специальное оборудование которое не хотелось бы возить с собой, но с механическими такой проблемы нет
  • Довольно большой вес, что уменьшает вероятность использования их в велогонках
  • Потребуется покупать специальное крепление для заднего багажника
  • Немалая цена, а дешевы не всегда лучше ободных
  • Довольно большой шум при торможении, на моем Fuji Nevada уже просто кричат и требуют замены
  • Искривление диска при падении может помешать езде и выгнуть его в пути довольно непростое занятие

Ободные тормоза

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

Название происходит от принципа действия, тормозные колодки сжимают обод колеса. Как и у дисковых различают гидравлические и механические. Есть также и устаревший тип стремянные тормоза, при нажатии на тормозную ручку с помощью тяг и стремянной скобы подтягивают колодки к ободу и вызывают торможение. Встречаются стремянные тормоза только на старых моделях до 1960х, производство Китай, Индия, СССР и Пакистан.

Читайте также:  Шипы для покрышек на велосипед зимой: как сделать?

    Помимо типа передачи тормозного усилия, различают и тип крепления рычагов к колодкам

  • V-brakes (они же векторные тормоза или «вибрейки») V-образное крепление рычагов, одна из самых популярных моделей
  • Кантилеверные тормоза старая модель векторных тормозов, отличительная черта — большой грязевой зазор
  • Клещевые тормоза (они же «крабики») — U-образная форма рычагов, большое распространение этого типа было на шоссейных велосипедах СССР (например они были установлены на велосипеде из нашего обзора ХВЗ Старт Шоссе)

Плюсы ободных тормозов

  • Меньше нагрузка на спицы и втулку
  • Меньше греются по сравнению с дисковыми (площадь обода больше чем диска и линейная скорость выше)
  • Легкое обслуживание в дороге и так
  • Меньше масса чем у дисковых
  • Более низкая цена

Минуса ободных тормозов

  • Песок, грязь и лед уменьшают силу торможения и помимо этого могут нанести вред ободу
  • Присутствие восьмерки приводит к постоянному притормаживанию и увеличению износа колодок
  • Быстрый износ и частая замена колодок
  • Требуют специфических креплений на раме и вилке
  • Износ обода приводит к его частой замене
  • Довольно большой шум при торможении
  • Влияние на перья рамы, постоянные изгибы, бывали случаи когда гидравлические тормоза просто отрывали перья

Барабанные тормоза

Роллерные тормоза велосипеда: преимущества и недостатки

Принцип действия основан на барабане размещенном в втулке заднего колеса и тормозных колодок которые прижимаются к ее стенкам. В зависимости от способа управления делятся на ручные (используются тросики) и ножные (педальные, для торможение требуется крутить педали в противоположную сторону (Аист и Украина мои первые велосипеды с этим типом)). Используются и сейчас на велосипедах дорожниках с одной передачей или на системах механической передачи вращательного движения (планетарные системы передачи). Одним из ответвлений от барабанных тормозов являются роллерные тормоза, отличаются принципом прижатия колодок к барабану, по сравнению со стандартными барабанными, но не смогли конкурировать и были вытеснены с рынка.

Плюсы барабанных тормозов

  • Меньше нуждаются в обслуживании, хотя оно и не простое
  • Отсутствие влияния внешней среды на качество торможения
  • Восьмерка и износ обода не уменьшают качество

Минуса барабанных тормозов

  • Отсутствие совместимости с современными переключателями передач
  • Перегрев при затяжных спусках
  • Большой вес
  • Педальные не предназначены для экстренного торможения (специфика расположения шатунов)
  • Если спадет цепь, пропадет возможность тормозить при ножном тормозе
  • Возможность установки только на ведущее колесо
  • Большая нагрузка на спицы и втулку (центральное расположение)

Вот мы и разобрались в типах тормозных систем велосипеда. Что Вам выбрать решайте сами преимущества и недостатки я расписал как мог, как вы поняли из статьи я использую дисковые тормоза и кроме громкого шума (хотя им можно пугать пешеходов и без звоночка заставлять оглядываться ) меня все устраивает, систему за 6000 км не менял, единственное приходилось пару раз диск равнять на заднем колесе. Удачных покатушек!

Обзор тормозных систем для велосипеда

В этой статье мы рассмотрим несколько типов тормозных систем и расскажем об их преимуществах и недостатках. В первую очередь, когда речь заходит о велосипедных тормозах, в голову приходят дисковые или V-образные тормоза. Но типов тормозов несколько больше.

Итак, начнём.

Дисковые тормоза для велосипеда

Для современных велосипедов сегодня наиболее распространены системы дисковых тормозов. На таких системах на втулки колес установлены тонкие металлические диски. При торможении происходит зажим диска, который специально установлен для тормозной системы.

Преимущества дисковых тормозов:

  • — бесперебойная работа при любой погоде;
  • — хорошая модуляция, плавное торможение;
  • — если вы долго тормозите, обод колеса не стирается;
  • — при длительном спуске нагревается ротор, а не обод;
  • — подходит для долгосрочного использования;
  • — колодки прочнее, чем на других типах тормозов;
  • — дисковым тормозам восьмерки не почём.

Недостатки дисковых тормозов:

  1. — вес дискового тормоза превышает вес V‑brake;
  2. — дисковые тормоза дороже, чем V‑brake;
  3. — разные производители предлагают разные дисковые тормоза, в случае необходимости замены, могут возникнуть сложности с подбором;
  4. — в дорожных условиях ремонт крайне сложен.

Тормозные системы на велосипед с гидравлическим приводом

Дисковые система торможения бывают с гидравлическим приводом. При их использовании на тормозные колодки передается с помощью жидкости, идущей по гидролинии. Для этой системы тормоза характерна хорошая модуляция и плавностью ручки тормоза. Гидравлический привод достаточно долговечен, но при поломке его можно либо починить только в мастерской, либо полностью заменить.  

Гидравлические тормоза выбирают те, кто любит быструю езду по городским дорогам или  экстрим при езде по горным склонам с продолжительными спусками.  Такие тормоза позволяют  легко регулировать усилие, при резком  торможении на склоне или перед какой-либо преградой.

Несмотря на высокую цену, гидравлические дисковые тормоза лучшие в  любых погодных условиях. Собственно высокая цена, наверное, их единственный недостаток. 

Хорошие системы дисковых гидравлических тормозов — Avid Elexir 1 Disc Brake, либо более бюджетный вариант Shimano Deore Disc Brake.

Ободные V-brake тормоза для велосипеда

Очень простой в управлении тормоз: два рычага с резиновыми колодками, прикрепленны на перьях вилки и заднего треугольника, которые сходятся под действием троса и ручки на руле.

Механизм долговечен и прост в регулировке, но последнее время вибрейки стали вытесняться дисковыми тормозами.

 Выбирайте хорошие V-образные тормоза, их можно поискать у таких производителей, как  Shimano и Avid.

 Например, обратите внимание на модели Shimano Deore V brake или Avid Single Digit 5 для бюджетных велосипедов, либо  Shimano XT или Avid Single Digit 7 для великов среднего и более высокого уровня.

Преимущества V-brake тормозов для велосипеда:

  •  — при наличии хороших тормозных колодок, останавливающее усилие достаточно хорошее. Но чувствительность и контроль торможения гораздо лучше у дисковой гидравлики;
  • — относительно маленькая цена;
  • — вес меньше, чем у других систем тормозов;
  • — колодки для тормоза V brake подходят на любой тормоз V‑brake.
  • — вибрейковые тормоза легко можно отремонтировать в полевых условиях.

Недостатки V-brake тормозов для велосипеда:

— при плохой погоде качество торможения и останавливающее воздействие существенно снижается.  При езде по мокрому грунту на рычаги V-образных тормозов начинает налипать грязь, что приводит к полной неработоспособности тормоза, а то и к заклиниванию колеса.

— вибрейки очень зависят от неровности ободов, чего не скажешь о дисковых тормозах. Если обод неровный,  то приходится разводить рычаги, а это может стать результатом увеличения свободного хода на ручке.

— слабая мощность и отсутствие модуляции.

Бывают ещё два типа ободных тормозов: кантилеверные и  клещевые

Механизм кантилеверных тормозов состоит из двух рычагов с тормозными колодками, прикрепленных к пивотам на вилке. При  помощи пары тяг трос двигает рычаги, и запускает торможение. Это очень простой и надёжный, но редко встречающийся ныне механизм.

Клещевые тормоза распространены на шоссейных велосипедах. Механизм тормоза представляет собой тормозные колодки, прижатые к ободу изогнутыми рычагами, внешне они напоминают клещи.

Система велосипедных  тормозов Юбрейк (U-Brakes)

Этот тип тормозов характерен для BMX велосипедов, они немного похожи на клещи, но закрепляются как кантилеверы. Особые преимущества и недостатки выделить сложно, данные тормоза не отличаются особой мощностью. Тормоза U-Brakes подходят для использования с широкими покрышками, но они более компактны, нежели другие типы ободных тормозов.

Барабанные тормоза на велосипед

Для тех, кому довелось покататься на советских моделях велосипедов, барабанные тормоза знакомы очень хорошо. Барабанный тормоз встраивался во втулку заднего колеса, и при торможении достаточно было нажать на педаль в обратную сторону.

Преимущества барабанных тормозов:

  1. — этот тип тормоза не приводит к износу обода колеса;
  2. — достаточно просты в обслуживании;
  3. — долговечность, они закрыты, потому и не пропускают ни грязь ни пыль.

Недостатки барабанных тормозов:

— если при езде у вас случайно слетает цепь, тормоза уже не будут работать.

— большой вес.

Роллерные тормоза

Тоже достаточно редкий в наше время тип тормозов, который относится к категории барабанных систем.  Их преимуществами являются:  мощность, простоту в эксплуатации, высокий уровень защиты от влаги, снега, грязи.

Надеемся, что данная статья помогла вам разобраться в особенностях различных типов тормозов, их плюсах и минусах. 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector