BMX байк, его особенности, история конструкции и популярные бренды

История возникновения и развития BMX

BMX (англ. – Bicycle Motocross (X — кросс), тот спорт, который выбрали мы, зародился в Калифорнии, в США, в 1970-х годах. Дети мотокросеров часто «зависали» на кроссовых трассах, где проводили время их отцы и старшие братья, и где это было возможно, тоже обкатывали эти трассы на своих детских великах.

 Не удивительно, что BMX Racing (гонки на таких трассах на маленьких велосипедах) стал первой BMX дисциплиной.

В 1977 году стали массово организовываться BMX Racing мероприятия, но они зачастую были плохо организованы, и требовался специальный орган, который бы делал это хорошо, следил, чтобы всё проходило честно, и у каждого достойного райдера были шансы на победу. Так была создана American Bicycle Association (ABA).

BMX байк, его особенности, история конструкции и популярные бренды BMX байк, его особенности, история конструкции и популярные бренды BMX байк, его особенности, история конструкции и популярные бренды

     Вслед за этим появился BMX Dirt (Dirt Jumping), ещё одна дисциплина, которая предусматривает выполнение всяческих трюков на земляных трамплинах, часто расположенных в серии друг за другом.

Кстати, «dirt» переводится с английского языка как «грязь».

И в отличие от рейсинга, производным от которого он является, суть дёрт джампинга состоит не в скорости преодоления трассы, а в демонстрации трюков: прыжок должен быть максимально амплитудным, ну а трюк оригинальным, сложным, изощрённым.

BMX байк, его особенности, история конструкции и популярные бренды BMX байк, его особенности, история конструкции и популярные бренды

     На улице (BMX Street, ещё одно широко распространённое направление, стиль катания и жизни в BMX) такой велосипед сначала рассматривался просто как маленький велосипед, не предназначенный ни для каких трюков. На нём ездили детишки, например в школу.

Потом стали изобретаться различные трюки, например Bunny Hop (в переводе с английского «прыжок кролика») использовался для запрыгивания на бордюр, чтобы не тратить время на остановку и аккуратный переезд бордюра. Далее уже пошли скольжения на пегах по перилам, граням и прочие уличные фишки.

Детишки, да и не только дети серьёзно увлекались BMX’ом, и, впоследствии, велик стал использоваться для трюкачества. Как упоминали Дэйв Мирра и Раян Найквист в видео «BMX: плохой, хороший, злой» (одно из первых BMX видео, доступных для российских зрителей, выпускался ещё на VHS от компании X-Sport Film,  — прим. ред.

) – они катались «перед школой, после школы или вместо школы», «девчонкам нравилось».

BMX байк, его особенности, история конструкции и популярные бренды BMX байк, его особенности, история конструкции и популярные бренды BMX байк, его особенности, история конструкции и популярные бренды BMX байк, его особенности, история конструкции и популярные бренды

     В массы также вливался BMX Flatland – выполнение трюков на велике, на ровной плоскости (flat), чем то похожий на танец, когда райдер и велосипед сливаются в единый организм. Флетленд очень смахивает на цирковое искусство.

BMX байк, его особенности, история конструкции и популярные бренды

     Популярным стал и BMX Vert, ещё одно направление, как и Flatland, ставящий задачу привлечь внимание людей, собирая сначала площадки, потом и стадионы зрителей и фанатов данного спорта.

Vert – это рамповое катание (ramp), т.е. катание в халфпайпе (англ. half pipe – половина трубы), сооружении, напоминающем половину трубы, а также в квотерпайпе (англ.

quarter pipe – четверть трубы), уже активно использовавшихся скейтбордистами и роллерами. 

     Райдер набирает амплитуду и вылетает из рампы и, находясь в полёте, над стенкой рампы, выполняет различные по сложности трюки (отпускания рук и ног, сальто, вращения, прокруты руля и рамы вокруг руля, не будем сейчас подробно вдаваться в названия и нюансы трюков). 

      BMX Park, тоже направление, появившееся позже, сочетал в себе как и элементы улицы: построенные парковые фигуры, имитирующие уличные препятствия (ступеньки (stairs), подкаты (banks), перилы (rails), грани (ledges), волрайды (wall ride) и прочее), так и классические парковые: боул (bowl), минирампы, квотеры. Дёрт в парковых фигурах был представлен в виде вулканов, фанбоксов и флайбоксов, спайнов, на которых можно прыгать, летать и исполнять трюки совсем как на земляных трамплинах. В крытых парках можно укрыться от дождя, сумрака и непогоды, наконец, от зимы, продолжая «точить» своё мастерство.

      Все эти направления можно  объединить в одно собирательное понятие «BMX Freestyle» (с англ. «свободный стиль»), то есть. в общем смысл катания с выполнением трюков, нестандартный подход к катанию.

Трюки придумываются райдером, он решает, что и в какой последовательности ему выполнять, райдер выбирает свой стиль (манеру езды), любимые фигуры и так далее.

Это отличает BMX от других видов традиционного спорта, с жёстко регламентированными правилами, лимитом времени или баллов.

      Правила, конечно, есть везде, даже если мы говорим о BMX’е в рамках соревнований, в рамках признания его Федерацией спорта или другого органа того или иного государства (это и регламенты соревнований, правила о наличии защиты, и нормы строительства парков, и многое другое). Но, как уже подчёркивалось, BMX – это свобода волеизъявления, свобода творить.

Это очень интеллектуальный спорт. Само слово «спорт» не всегда подходит к BMX’y, ведь для некоторых это стиль жизни, то, что составляет их внутренний мир в своей основе. Люди спорят, что же такое BMX: спорт или искусство, а также стиль жизни или бизнес и способ зарабатывания.

Об этом говорится в другой статье, здесь же BMX рассматривается больше в историческом ключе.

       Несколько слов собственно о велосипедах для катания. Рейсовые рамы в основной своей массе были сделаны из алюминия, также и флетовые, разумеется, различие было в геометрии.

Вообще велики для рейсинга (также для флета) должны быть лёгкими и быстрыми и манёвренными, и им не нужно быть прочными, выдерживающими силовые нагрузки как дёртовые, а особенно стритовые велосипеды. Стритовые, дёртовые рамы выполнялись из стали, порой не очень хорошего качества. Толщина труб тоже была приличная.

Неудивительно, почему велосипеды раньше были такие тяжёлые, «жирные». Впоследствии научились применять различные сплавы стали, например хромомолибдена (Cro-Moly), этот материал в основном и использовался и используется до сих пор при выпуске рам. Где было нужно, наваривались дополнительные слои металла («косынки»).

Уже потом научились делать разную толщину труб (батинг), где надо толще, чтобы узлы выдерживали нагрузки, где это особо не требовалось, стенки были тоньше. Перья уже впоследствии становились более изящными, не такими мясистыми и толстыми без надобности, как раньше.

Появилась термальная обработка как рам в целом, так и отдельных узлов. Прогресс в технологиях, который сказывался на весе, а также геометрии рамы, а, в конечном счёте, и на результатах катания шёл, идёт и будет идти постепенно.

       Всё то же самое можно сказать и о комплектующих. Некоторые детали могут выполняться из алюминия, тоже разные по качеству и затратам сплавы (выносы, обода, педали и др.).

Титановые комплектующие всегда были в цене, и всегда было круто иметь у себя на велике подобные.

Титан дорогой метал, поэтому он не так распространён, в стандартные комплиты (сборные стоковые велики в магазинах) его не ставят, райдеры сами докупают или заказывают нужные детали, тем самым совершенствуют свой BMX прежде всего с позиции веса.

         Вернёмся в прошлое. По мере роста темпа заинтересованности в BMX’е производители стали активно разрабатывать и предлагать новые конструкции этих велосипедов. Среди первых были: Haro, GT, Hutch, Skyway и Mongoose. Но все же самые дельные байки производили только GT и Haro.

         Была создана «Американская Фристайл  Ассоциация (AFA)». Она объединяла сотни райдеров: рейсеров, флетеров, стритеров, дёртеров, паркеров, вобщем всех.

В AFA были начинающие, опытные, эксперты и профессионалы, разделённые на 4 группы: от 13 и младше, 14-15, 16-18, 19 и старше. В одном из состязаний было 120 участников в категории 16-18 среди экспертов по флетленду. Флетленд занимал центральное место.

Лучшие райдеры соревновались как во флете, так и в верте. Деннис Мак-Кой (Dennis McCoy) был известен своим флетлендом.

         80-е годы характерны новинками велоиндустрии. Появляются новые модели великов, более пригодных к freestyle, чем раньше. Яркий пример –  «Haro Sport».

Появляется система тормозов с GYRO ротором (система, позволяющая вращаться рулю на 360 градусов, не запутывая при этом тормозные тросы). Также в норму входят колёса, заспицованные на 48 спиц.

Активно выпускается защита на голень, защищающая ноги райдеров от ударов о педали и пеги. В этой защите использовался неопрен и вспененная резина.

         В истории BMX есть 3 года, в которые наш с вами любимый вид переживал кризис. Это время с 1989 по 1991 года. Соревнования прекращались, байкерам надоело тратить огромные средства на покупку запчастей, и починку велосипедов. Журналы либо закрывались, либо не соответствовали тематике.

         Застойные и тёмные времена прошли. Затем началось возрождение фристайла. Появляются новые технологии в области деталей, развивается строительство парков и специальных площадок. Кататься на более «продвинутых» с технической стороны велосипедах и на новых спотах (spot — место катания) становится приятнее.

         Мэтт Хоффман (Matt Hoffman) яркая фигура того времени, бмх’ер-легенда, один из основателей и прародителей BMX движения провел Bicycle Stunt, другая расшивровка звучит как Bull Shit (BS) – серию соревнований. 

       Это были первые такие масштабные соревнования. Без исключений, флэт, верт и стрит – всё было там. Люди, в том числе и начинающие, могли показать свои возможности. Серия BS была началом для знаменитых X-Games.

В 1995 году BMX был включен в программу первых Экстремальных игр (The X-Games). В 1996 году выступления членов Спортивной ассоциации Хоффмана (HSA) были включены в официальную церемонию закрытия Олимпийских игр в Атланте.

        Стоит отметить яркую фигуру мирового BMX’а – американца Dave Mirra (Дэйва Мирру), одного из членов HAS (Hoffman Sports Association) в то время. 

Читайте также:  Туристические велосипеды - всё о велоспорте

        Дейв является самым титулованным спортсменом в истории BMX. Катается с 1984 года и по праву считается легендой,  у него наибольшее количество золотых медалей X-Games, многократный призёр Gravity Games.

      Он является самым востребованным атлетом и по сей день. Долгое время он представлял бренд Haro Bikes (вдобавок ещё такие спонсоры как DC Shoes, Fox Racing, Maxxis, Monster Energy и многие другие). Сейчас он развивает свой собственный бренд – MirraCo Bikes.

      Таким же одним из героев того времени является Ryan Nyquist (Раян Найквист), также катающегося и по сей день, представляющего Haro и массу других фирм, райдера, который остаётся верным BMX’у на протяжении стольких лет, не теряющего форму, являющимся семьянином и просто хорошим парнем.

     Выходят игры на PC и Sony Play Station, игры, посвящённые BMX, игры, носящие названия этих значимых персонажей.

       Очень много людей достойны внимания, некоторые из них уже не катаются сейчас, а некоторые продолжают «жарить» несмотря ни на что. Но статья не об этом, так что вернёмся к истории.

        Появиляется журнал «Ride BMX». Он представил фристайл в таком виде, в каком никто этого раньше не делал.

Они допускали нецензурные слова на своих страницах и давали рекламу маленьких компаний, журнал полностью отвечает нашей культуре и является одним из передовых источников информации о BMX движении в мире.

В нём можно узнать много полезного для себя о жизни райдеров, ознакомиться с их биографией, прочить интервью, узнать о ситуации со спонсорством (кто кого представляет и кто куда переходит), обзоры соревнований, публикации именитых фотографов и молодых дарований и многое другое. 

     Журнал издаётся и в настоящее время, несмотря на то, что глобальная сеть вытеснила необходимость обращаться к печатной прессе. Всегда приятно почитать и ощутить в руках страницы журнальчика помимо электронных данных. 

      Фирма Hoffman Bikes «раскрутилась» и стала очень востребована на рынке производителей, стала доминировать. Haro и GT стали вносить изменения в свои модели велосипедов, усовершенствуя их. Они занимали тоже большой сектор на общем рынке.

      Dennis McCoy стал победителем BS и стал райдером года. На арену вышел новый райдер, канадец Jay Miron (Джей Мирон), также считающийся по праву BMX легендой. Miron ушёл из BMX в «обычную» жизнь лишь в 2010 году, вы можете знать его по бренду Macneil, он был в его руководстве, но когда ушёл из спорта, продал свою долю.

      В 1995 Hoffan решил «завязать» с соревнованиями, и заняться своей велосипедной компанией. BS переходит под контроль федерации велосипедного спорта в США. С этого момента пошли выступления против флетленда, а также высказывания желания убрать категорию новичков из соревнований вовсе.

     В 1996 федерация продолжает разговоры об исключении флетленда из X-Games (уже бывший BS). Самым популярным стилем катания на этом этапе стал Vert – огромная вертикальная рампа, ведь это очень опасно и в то же время очень зрелищно.

В Vert’e не так много нюансов, как скажем, в стрите или парковом катании, так что обычный человек, мог быстрее разобраться, смотря, к примеру, трансляцию, что именно выполняет райдер, и какова сложность и вообще ценность его выступления. В вертe выполняются вращения на 900 градусов, а также Flair (флэир – сальто назад с вращением на 180 градусов в квотере).

Заслуга Matt’a Hoffman’a, ведь он первым ввёл эти трюки в BMX мир. Потихоньку набирает обороты и парк, подтягивается и стрит. 

     Итак, эпоха олдскула (англ. old school &∓‐ старая школа) прошла. Олдскулом принято считать всё то, что было до 2000 года, по сути и некоторый период после 2000. Это и манера катания, и старые велики, старые видео.

     Развитие и прогресс продолжается, эволюция, так сказать. Появляются новые стили, Интернет ресурсы, качество съёмки, мастерство и сознательная деятельнось на постоянное прогрессирование и достижения максимальных результатов.

     BMX включён в программу летних Олимпийских игр с 2008 года. Это важный исторический факт, и о нём конечно же нужно сообщить в данной статье.

     Также, в 2008 году, набирает популярность, становится модным, – стрит. Теперь в летних X-Games выделена ещё одна BMX-дисциплина (помимо парка и верта) – BMX Street, — начали проходить с такие с 2008 года. 

     Онлайн трансляции и расписания X-Games  официально можно смотреть на канале ESPN.

     Сейчас мы живём во время широко развитых средств доступа к информации, прежде всего, все эти web ресурсы, позволяют нам узнать о новинках вело индустрии: кто за что катает, кто что произвёл, где катаются и проводят соревнования, кто чем живёт в различных уголках мира. 

     BMX развивается большими темпами и постоянно во всём мире, в том числе и в нашей стране. Катайтесь в удовольствие, прогрессируйте, развивайтесь, и не забывайте про то, как всё начиналось с простой перевозки. 

Пять стилей BMX

BMX – популярный и стремительно развивающийся вид экстремального спорта. Первые велосипеды для трюков появились в 70-х годах, а в наши дни BMX уже является олимпийским видом спорта.

Основные особенности BMX байков – это маленькие колеса, в основном с диаметром 20 дюймов. Есть детские варианты (18 и 16 дюймов) и есть cruisers – велосипеды с диаметром колес 24 дюйма. Вы не найдете на BMX переключателей скоростей. Используется только одна звездочка.

Тормозные системы зачастую снимаются, но если они необходимы, то часто оборудованы системой гидроротора, не ограничивающей движение руля тросиками. Еще одна особенность – «пеги», металлические втулки, крепящиеся на ось колеса.

Они служат для выполнения различных трюков, «гриндов» (скольжений) и опорой для ног.

Как и в большинстве видов спорта, в BMX есть несколько направлений.

BMX StreetBMX байк, его особенности, история конструкции и популярные бренды

Пожалуй, самый популярный стиль катания. Ведь для занятий не нужны специальные трассы, площадки и парки – райдеру предоставлен весь город. Перила, парапеты, лавочки и ступени – отличные объекты для оттачивания мастерства.

Из-за доступности, street выбирает преимущественное большинство начинающих райдеров. Для многих Street является, в буквальном смысле, образом жизни – это небольшая субкультура со своей модой, музыкой и стилями поведения.

Основные отличия «стритовых» байков: легкие, зачастую без тормозов и иногда даже без седел. Резина с неагрессивным или вовсе «сликовым» протектором. Для некоторых трюков могут быть установлены «пеги».

BMX DirtBMX байк, его особенности, история конструкции и популярные бренды

Агрессивный, зрелищный и самый травматичный стиль катания. Для занятия этим видом спорта нужна специально подготовленная площадка, а точнее – трамплин, один или несколько.

Разогнавшись, райдер вылетает с «кикера» и в воздухе выполняет трюк или связку трюков, и приземляется на «стол» (плоскость на уровне высшей точки трамплина) или на «приземление» (представь себе тот же «кикер», но в обратную сторону) в зависимости от конфигурации трамплина.

Байки для «дёрта» отличаются большим весом и высокой прочностью. «Пеги» и передние тормоза отсутствуют.

Из-за высокой травмоопасности рекомендуется использовать элементы защиты, а начинающим кататься в присутствии более опытных райдеров.

BMX VertBMX байк, его особенности, история конструкции и популярные бренды

Это трюковое катание в рампе, представляющей собой желоб высотой 4–5 метра. Многие демонстрируемые в Vert трюки позаимствованы у роллеров и скейтеров.

Велосипеды для Vert’а имеют крепкую конструкцию и довольно тяжелый вес, оборудуются передними и задними тормозами и четырьмя «пегами».

BMX FlatlandBMX байк, его особенности, история конструкции и популярные бренды

Сложный, но очень зрелищный стиль. Для катания нужна ровная поверхность с хорошим покрытием. Эта дисциплина требует от спортсмена безупречный контроль велосипеда и исключительное чувство баланса. «Флэтленд» похож на акробатические номера в цирке: езда на одном колесе, езда без рук, вперед спиной, различные обороты, и т.д.

Короткая, легкая рама, короткий вынос и толстые «пеги» обеспечивают удобство выполнения сложных фигур, но делают этот байк малопригодным для обычной езды.

BMX RacingBMX байк, его особенности, история конструкции и популярные бренды

Самый скоростной стиль катания, подразумевающий гонки на трассах, напоминающих треки для мотокросса. В основном трассы имеют грунтовое покрытие, но допускается бетон или асфальт.

Рейсовые велосипеды имеют облегченную раму и не имеют передних тормозов. Покрышки – с глубоким, агрессивным протектором для хорошего сцепления с грунтовым покрытием.

Источник

История BMX

В старых материалах изображения недоступны. Приносим извинения за неудобства

Bmx , а если быть точнее то Bicycle Moto Extreme, означает Вело Мото Экстрим.

Версий о происхождении этого вида спорта очень много, основная — основателем стал американец Gary Turner (Гари Тёрнер) (основатель фирмы GT), который разработал специально для своего сына небольшой велосипед, чтобы тот мог гонять по взрослым мото-трассам. Вот и появился вид великов – bmx и первая дисциплина – рейсинг (racing).

Bmx стал очень популярным, а вот рейсинг многим казался скучным, поэтому сами сабой появились стили: стрит (street), флэт (flat), верт (vert) и дерт (dirt).

Читайте также:  Велосипеды Stels Miss, наиболее популярные модели женской серии и их достоинства

Первые же соревнования прошли в 1976-78 годах, поэтому совсем нельзя говорить, что bmx – это молодой вид спорта ))).

Байки того времени были совсем не похожи на современные bmx, хотя лидерами были GT и Haro. Тормоза тогда были сделаны из пластика, так как хромовых ободов – не было.

Первым настоящим фристайл-байком был Haro Sport. У него были опускающиеся пеги, тормоза mags и GYRO (система, которая позволяла вращать руль на 360 градусов, не запутывая тормозные тросики). Пеги тогда наворачивались на ось, что довольно часто приводило к поломке оси. В 1988 байки начинают постепенно переходить на 990е тормоза.

Новый зрелищный вид спорта подхватила Американская Фристайл-Ассоциация (AFA). Она объединила сотни райдеров-гонщиков, флэтлэндеров, и фанатов верта, которые начали следовать традициям AFA и надевали полную защиту.

В AFA были начинающие, опытные, эксперты и профессионалы, разделённые на 4 группы: от 13 и младше, 14-15, 16-18, 19 и старше. Флэтлэнд занимал ведущее место. Для примера в одном из состязаний было 120 участников в категории 16-18 среди экспертов по флэтлэнду. Лучшие райдеры соревновались как во флэте, так и в верте.

Среди множества спортсменов наиболее выделялись Matt Hoffman (Мэтт Хоффман), Dennis McCoy (Дэннис МакКой), Rick Thorn (Рик Терн).

Время с 1989 по 1991 года – 3 года, в которые bmx как спорт исчез. Соревнования прекратились, райдерам надоело тратить огромные деньги на покупку запчастей и починку велосипедов. Культура bmx на время просто исчезла.

Но спустя 3 года, начался новый этап развития bmx. И на этот bmx очень сильно повлияли: New school стиль – трюки стали напоминать акробатику и разработки велосипедных компаний, нацеленные на увеличение прочности и долговечности деталей.

К примеру, компания Standard Industries представила первую длинную закаленную ось для фристайла, что позволило использовать пеги с новой технологией крепления — deep socket bolt on (они прикручивались болтом, как на современных байках).

Но все же наибольшая заслуга в «новом» развитии фристайла принадлежала Мэтту Хоффману, понимавшему желание райдеров участвовать в соревнованиях, не ограничивающих их стиль катания правилами. Он провел BS — Bicycle Stunt — серию соревнований.

Это были первые соревнования, доказавшие, что чем меньше правил и чем «безбашеннее» участники, тем лучше. Соревнования были открыты как для профи, так и для начинающих. Серия BS была началом для X-Games и B3 (X-Trials).

Дэннис МакКой выиграл BS, и по итогам года стал лучшим.

Появился журнал «Ride», который представил фристайл в таком виде, в каком никто этого раньше не делал. В «Ride» даже допускались нецензурные слова.

Hoffman Bikes раскрутились и уровень катания начал подходить к высшей точке своего развития. Похоже, это был лучший год для соревнований. GT и Haro опомнились и начали переделывать свои байки.

В 1995 телевизионный канал ESPN начинает активно продвигать bmx, а Хоффман завязывает с соревнованиями и вплотную начинает заниматься байками. BS переходит под контроль ESPN, которые, в первую очередь, убирают из соревнований начинающих, объясняя это тратой времени, а потом избавляются и от флэтлэнда. В 1996 ESPN настаивает на исключении флэта из X-Games (бывший BS).

И вот настает эпоха стрита. Площадки меняются от места к месту, разное расположение трамплинов заставляет райдеров кататься по-разному в каждом новом месте.

Чтобы совсем уж ограничить число райдеров, ESPN стало допускать к участию 30 человек в каждом классе по предварительной регистрации.

Сейчас bmx в Европе и Америке очень популяен, а среди ежегодно проводимых соревнований такие как: X-Games, Beach Bash (дисциплина верт), турнир King of Dirt, турниры на кубок Red Bull, Urban Games. Каждый штат или город изобилует скейтпарками, что обеспечивает людей в каждодневных тренировках, дает возможность молодежи самореализовываться и выпускать свою безумную энергию в мирных целях.

В России bmx начал развиваться в 1990-е годы и опять с рейсинга. Сейчас же bmx очень популярен, особенно дисциплины Freestyle, это все кроме рейсинга ))).

Bmx отличаются от других велосипедов повышенной прочностью рамы и вилки, для надежности при выполнении трюков. У bmx низкая рама, небольшие колеса ( 20 дюймов-примерно 50 см).

Маленький размер велосипедов bmx означает высокую маневренность, а большое передаточное отношение звезд — большую скорость.

На многих bmx велосипедах стоит система под названием гироротор, который даёт возможность крутить руль вокруг своей оси без ограничений или крутить раму вокруг руля, не запутывая тормозные тросики.

Стандартный материал из которого изготовляются компоненты bmx — это хромомолибден 4130. Он легче стали и при этом такой же прочный. Также бывают титановые компоненты. Преимущество титана в том, что при весе в 1,5 раза меньшего, чем у хромомолибдена он сохраняет свою прочность. BMX разных дисциплин отличаются друг от друга.

Стрит (с англ. street – улица) — 95% начинающих райдеров выбирают именно его. Стрит разнообразен гриндами (скольжение по граням).

Для выполнения трюков используются любые естественные фигуры, которые встречаются на улицах города это перилла, грани, парапеты, лавки, памятники, столики, лестницы и т.д. Стрит – это постоянно развивающийся и свободный стиль.

Велосипеды для стрита мало чем отличаются от велосипедов для дертa и вертa, единственное что у большинства нет тормозов и пег. Для этого стиля важен вес велосипеда.

Флэтленд (с англ. flatland – ровная поверхность) это самый безопасный стиль, катаясь в котором, все трюки исполняются на ровной поверхности. Флэтленд заключается в умении хорошо держать равновесие и ловкости. Велосипед для флэтa достаточно лёгок. Не удобен в обычной езде поскольку у него короткая рама. Пеги менее длинные и более толстые, чем у стритовых bmx.

Дерт (с англ. dirt – грязь) – это самый агрессивный, опасный и достаточно зрелищный стиль. Все трюки выполняются в воздухе при вылете с трамплина.

Обычно дерт строят из земли, и представляет он собой последовательность земляных трамплинов. Велосипеды для дертa тяжёлые и крепкие. Пег нет, тормоз только задний. В отличии от стритовых, вес здесь не так сильно важен.

Главное для dirt-ого велосипеда это большая прочность.

Верт (хаф-пайп) (с англ.- вертикаль)— катание в специальной 90-градусной рампе 4-5 метров. Подразумевает собой высокоамплитудные прыжки и выполнение различных трюков. Велосипеды для верта достаточно тяжёлые и крепкие, используются все 4 пеги и оба тормоза.

Рейсинг – это соревнование на специальной сравнительно короткой (от 300 до 600 метров) трассе, напоминающей трассу для мотокросса, которая обязательно включает от 6 до 12 заранее подготовленных препятствий и от 3 до 6 поворотов. На старт выходят сразу восемь спортсменов. В нашей стране очень много клубов bmx-рейсинга. Велосипед для рейсинга очень лёгкий, рама сделана из алюминия, передние тормоза отсутствуют, колеса 24 дюйма.

Материал подготовила Наталия Галаев

Источник www.girlswhoride.ru

Велосипед BMX — история и стили

Гуляя по городу можно стать свидетелем шоу, когда группа молодых людей выполняет захватывающие трюки на БМХ велосипедах. Последователей BMX движения с каждым годом становится все больше. Это не только спорт, адреналин и ежедневная проверка своих возможностей, но и образ жизни, круг общения и отдельная субкультура.

С чего все начиналось…

BMX (переводится как «велосипедный мотокросс») зародился в США в 70х годах. Гонки на мотоциклах в то время были очень популярны среди мужского населения Америки. Следуя тенденциям моды дети и подростки осваивали трассы для мотокросса, но только не на мотоциклах, а на своих детских велосипедах. Со временем эти гонки выросли в самостоятельную спортивную дисциплину (BMX Racing).

Постепенно стали появляться новые направления BMX культуры. Одним из первых стал BMX дерт, немного позднее — флэтлэнд, верт, парк и стрит.

Соревнования по различным направлениям BMX проводились повсеместно на территории США. Правила проведения и регламент у таких состязаний отсутствовал, а значит справедливо определить победителя не всегда получалось.

В 1977 году была основана American Bicycle Association (ABA), которая объединила любителей и профессионалов BMX спорта. Целью создания АВА была организация и проведение соревнований.

С ростом популярности данного вида спорта перед велопроизводителями встала задача разработать трюковый велосипед. Первый крутой велосипед БМХ (модель «Haro Sport») поступил в продажу в 80-ые годы. Его руль мог вращаться на 360, а на задних колёсах были установлены пеги.

Международная Федерация BMX была основана в 1981 году, а год спустя впервые проведен чемпионат мира в данном виде спорта.

Начиная с 1989 в течение трех лет развитие BMX движения остановилось. Перестали проводиться соревнования. Популярность BMX культуры снижалась.

С 1991 года BMX спорт стал заново возрождаться: строились новые парки для фристайла, производители разрабатывали более прочные и легкие модели BMX велосипедов. Изменился также стиль катания: BMX трюки стали больше напоминать акробатику. Заниматься этим видом спорта становилось интересно и легко.

Значимой фигурой в этот период времени в развитии BMX движения стал Мэтт Хоффман. Он организовал соревнования Bicycle Stunt, которые затем переросли в X-Games. Основными особенностями соревнований стали минимальное количество правил и максимальные возможности для творчества и самовыражения спортсменов.

В 1996 году выступления велосипедистов BMX были включены в церемонию закрытия Олимпийских игр. А в 2008 году данный вид спорта впервые вошел в состав Олимпийских игр в Пекине.

Читайте также:  Где покататься в Харькове на велосипеде?

Строение велосипеда БМХ

Трюковый велосипед отличается от прогулочного рядом характеристик:

  • усиленная конструкция рамы и вилки, которые должны выдерживать максимально высокие нагрузки при выполнении трюков и иметь небольшой вес;
  • низкая рама и пеги для удобства выполнения спортивных элементов;
  • небольшие колеса (как правило, 20 дюймов) обеспечивающие маневренность велосипеда;
  • высокое расположение руля и возможность крутить его вокруг своей оси;
  • отсутствие подвески и системы переключения передач;
  • низкое положение сиденья либо его отсутствие.

На первый взгляд может показаться, что велосипед БМХ абсолютно не удобен, но это нет так. Для того чтобы выполнить трюк, велосипед идеален в управлении.

Виды BMX дисциплин

По мере развития BMX спорта в нем стали выделять несколько направлений: рейсинг, флэтлэнд и фристайл. В свою очередь фристайл включает в себя стрит, дёрт, вёрт и парк. У каждого из направлений есть свой неповторимый стиль, особенности катания и верные последователи.

Рейсинг

Это именно тот вид катания, с которого начался BMX спорт. Он представляет собой скоростные гонки на специально подготовленных трассах с виражами, трамплинам и грунтовым покрытием. В заезде участвуют 8 гонщиков. Победителем является тот, кто первым придёт к финишу.

Велосипеды БМХ для данного направления жёсткие, с легкой длинной рамой. Для производства деталей используют карбон и алюминий. Передние тормоза на такие велосипеды не ставят. Покрышки устанавливают с широким протектором, который обеспечивает хорошее сцепление с трассой.

Дёрт

Дёрт появился немного позже мотокросса. Это зрелищное, но травмоопасное направление.

Для дёрта требуется специальная площадка с земляными или деревянными трамплинами. Выполняя БМХ трюк спортсмен вылетает с трамплина, делает один или несколько элементов в воздухе и приземляется. В соревнованиях оценивается высота вылета, сложность элементов и чистота их исполнения.

Правильный велосипед для дёрта тяжёлый. Он должен выдерживать высокие нагрузки при приземлении. Пеги отсутствуют. На колесах используют широкие покрышки для хорошего сцепления с грунтом. Какой вид тормозов установить, решает сам спортсмен исходя из своих предпочтений и стиля.

Вёрт

Название «Вёрт» произошло от слова вертикаль. Спортсмены выполняют прыжки с высокой амплитудой в специальной рампе. Она представляет собой широкий желоб с краями высотой до 5 метров.

Спортсмен, разгоняясь, вылетает из рампы, делает трюки и приземляется обратно. Верт напоминает катание на скейтах и роликовых коньках.

На велосипеды устанавливают передние и задние тормоза. Для удобства выполнения трюков оба колеса снабжают пегами.

Стрит

Стрит — это доступное и поэтому самое массовое направление BMX движения. Большинство райдеров начинают именно с него, а затем осваивают другие виды BMX. Площадкой для стрита служат городские улицы, а трюки выполняются на бордюрах, лестницах, перилах и парапетах.

Хороший велосипед для стрита отличается легкостью и динамичностью. На него устанавливают пеги, убирают тормоза, выбирают покрышки с толстыми стенками.

В стрите приветствуется творческий подход. Это направление включает в себя не только спорт, но и стиль жизни современной молодёжи.

Флэтлэнд

Флэтлэнд в переводе означает «ровная земля». Для этого направления не нужны рампы, трамплины и другие специальные сооружения. Достаточно идеально ровной поверхности, на которой спортсмен выполняет акробатические номера на велосипеде. Во время выступления важно не упасть и не коснуться телом земли.

Флэтлэнд одно из самых зрелищных и безопасных направлений BMX.

Велосипед для флэта должен быть лёгкий, с короткой рамой и массивными пегами.

Парк

Это направление BMX возникло, когда велосипедисты стали осваивать выполнение трюков в скейтпарках, потеснив любителей скейтбордов.

Во время соревнований оценивается не только мастерство выполнения БМХ трюков и уровень сложности элементов, но и полнота использования имеющихся в парке конструкций.

Хороший BMX велосипед для парка должен быть легким и хорошо управляемым. В большинстве случаев райдеры не используют тормоза.

Современные тренды в BMX культуре

Основным трендом в BMX культуре является популяризация этого вида спорта и продвижение его в массы.

BMX — это прежде всего уличный вид спорта. Он призван поддержать индивидуальность каждого райдера, способствует самовыражению спортсмена. В нем приветствуется творчество и импровизация.

Молодые люди воспринимают BMX не как спорт, а как образ жизни: организуют сообщества, одевают одежду в стиле фристайл, самостоятельно модернизируют свои велосипеды и все свободное время проводят на тренировках.

Ежегодно в дисциплинах BMX организуют соревнования разного уровня: от мировых чемпионатов до городских состязаний. В 2020 году BMX-фристайл впервые был включен в программу Олимпийских игр, что несомненно послужит мощным толчком для поддержки этого вида спорта со стороны государства.

BMX достаточно демократичный вид спорта. Начинающим райдерам не нужны специально оборудованные спортивные объекты. Базовые трюки можно оттачивать на улицах города. Необходимо приобрести сам велосипед и набор защиты.

При выборе велосипеда для трюков встает вопрос: «Сколько стоит BMХ?»

Правильный велосипед следует подбирать исходя из направления, в котором вы собирайтесь развиваться, и уровня катания. Цена BMX велосипеда зависит от производителя, используемых технологий и комплектующих, прочности и веса модели.  Можно не сомневаться, что всегда найдется подходящий вариант и вы сможете пополнить ряды последователей BMX движения.

Как появился BMX велосипед и кому он подойдет сегодня?

BMX — это популярный и динамично развивающийся вид экстремального спорта, который с недавнего времени стал олимпийской дисциплиной. На BMX-велосипедах катаются как подростки во дворе, так и профессиональные спортсмены, выполняя головокружительные трюки. В этой статье мы расскажем про историю появления этого вида спорта, а также про сами велосипеды, их особенности и кому они подойдут.

История появления BMX велосипедов

Аббревиатура BMX означает Bicycle Moto Extreme. Существует много версий о происхождении этого вида спорта, но основная связана с основателем известной фирмы GT — Гари Тёрнером. Специально для своего сына он разработал небольшой велосипед, чтобы тот мог гонять по специальным мото-трассам для взрослых. Именно так и появился BMX и его первая дисциплина — racing (рейсинг).

BMX велокросс в далеком прошломBMX велокросс в далеком прошлом

Позже этот небольшой велосипед вышел за пределы мото-трасс и появились другие стили: стрит (street), флэт (flat), верт (vert) и дерт (dirt). Велосипеды того времени были мало похожи на современные BMX. Лидерами в их производстве стали две американские компании — GT и Haro.

BMX фристайл в прошлом

Первым настоящим байком для фристайла стал HARO Sport. Он был оборудован пегами и гироротором — специальной системой, которая позволяла вращать руль на 360 градусов, не запутывая тросики.

Haro Sport 1986 года

Особенности велосипедов BMX

BMX отличаются от других велосипедов повышенной прочностью рамы и вилки, потому что при выполнении трюков им приходится испытывать высокие нагрузки.

Как появился велосипед вмх

Полная версия фильма на ютуб.

Гонки BMX проводятся на 350 метровой закольцованной трассе, которая включает в себя трамплины, виражи и другие препятствия. Восемь райдеров ( гонщиков , от англ . “ rider ”) конкурируют в отборочных заездах, четверть финалах, полуфиналах и финале, соответственно четверо лучших в каждом квалификационном раунде, соревнуются в следующем.

Гонки BMX предлагали захватывающее действие с небольшими затратами, рядом с домом. Вот почему этот вид спорта быстро стал хитом. Наибольшую популярность он приобрел в Калифорнии.

В начале 70-х годов прошлого века была зарегистрирована первая спортивная ВМХ организация в США. Это событие рассматривают как официальный старт гонок BMX .

За одно десятилетие, этот вид спорта распространился и на других континентах, в 1978 году он появился в Европе.

В апреле 1981 года была образована международная федерация ВМХ и первый чемпионат мира был проведен в 1982 году.

BMX быстро развивался как уникальное спортивное мероприятие, но уже после несколько лет, стало очевидно, что он ближе к традиционным велосипедным дисциплинам, чем к мотокроссу.

С января 1993 года BMX был полностью интегрирован в UCI , Union Cycliste Internationale (франц. — Международный велосипедный союз).

BMX получил широкое распространение в США, Европе и Австралии, в последние годы идет динамичное развитие этого вида спорта в южной Америке. BMX объединен со многими национальными федерациями велоспорта.

В настоящее время, существует 75 национальных федераций по гонкам ВМХ признанных UCI . В 2003 году более 1600 спортсменов из 32 стран участвовали в международном чемпионате UCI BMX , который состоялся в г.

Перт, Австралия.

29 июня 2003, IOC , International Olympic Committee (англ. – Международный олимпийский комитет) принял решение ввести гонки BMX в программу проведения летних олимпийских игр 2008 года в Пекине, Китай.

  • BMX в UCI это:
  • • 75 присоединившихся национальных федераций по гонкам BMX по программе UCI ;
  • • ежегодный чемпионат мира UCI BMX , единственным учредителем которого является UCI ;
  • • UCI выступает организатором премиальной серии гонок BMX в мире — UCI BMX Supercross ;
  • • более 70 международных ВМХ событий и мероприятий представлены в международном календаре UCI , охватывающем четыре континента;
  • • UCI проводит более 40 гонок — UCI BMX Continental World Ranking , с ежегодным призовым фондом 30 тыс. швейцарских франков;
  • • кроме того, UCI организует официальные обучающие ВМХ курсы и тренинги как для организаторов соревнований, так и для тренеров и райдеров.

Перевел: Кирин Александр.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector