Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Наверно, мои читатели, которые уже успели заглянуть на велосипедные форумы, были удивлены заявлениям некоторых участников о том, что мол, такая-то рама не катит. Как же может не катить кусок железяки, спросите вы. И как бы это не казалось удивительным, я отвечу — может.

Вообще, в понятие катимость байка велосипедисты вкладывают очень широкое значение. Безотносительно материала — размер рамы велосипеда должен подходить по росту.

Дальше, начинающие идут по верхушкам, меняя «некатащие» шины и колеса. Те, кто более продвинут, присматриваются к геометрии велосипеда, не завален ли угол рулевой, не нарушена ли развесовка между передом и задом.

Все это действительно очень влияет на катимость, вплоть до того, что человек явственно различает нюансы разгона, движения в горку и прямолинейного хода между двумя, казалось бы, одинаковыми великами. Но что делать, если все причины некачения устранены, велосипед облегчен, но все равно остается ощущение, что как бы что-то не так.

Это и есть это пресловутое «рама не катит». Разумеется, это уже достаточно глубокий субъективизм, основанный на большом опыте сравнения велосипедов. Не могу сказать, что это по настоящему актуальный вопрос для обычного катальца, но для общего развития не помешает знать. Разберем вопрос катимости на шоссейных и туристических рамах, где она не «заглушается» подвеской и толстыми шинами.

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

На катимость рамы в первую очередь влияет жесткость конструкции и материал, из которого она изготовлена. Например, вы знаете, насколько сильно прогибается рама в кареточном узле? Возьмите свой байк одной рукой за руль, другой за сидение, и сильно надавите ногой на ось каретки.

Наверняка вы удивитесь, когда увидите, что весь низ велосипеда смещается на 1-2 см. Теперь представьте, что когда вы привстаете на педалях, чтобы надавить на них всем весом, этот кареточный узел уходит в сторону, поглощая часть энергии, предназначенной для ускорения.

Подобные деформации происходят и с задним треугольником. Когда вы ускоряетесь или форсируете горку, задние перья начинают ходить вверх-вниз, буквально на миллиметры, но этого хватает, чтобы забрать часть драгоценной энергии. Чем дальше ось заднего колеса вынесена дальше от подседельной трубы, тем сильнее амплитуда.

Именно поэтому у шоссейных велосипедов это значение минимально, покрышка почти касается трубы. Такое решение не только делает задние перья более жесткими, но и укорачивает базу велосипеда, что также положительно сказывается на эффективности разгона.

Кажется, логично было бы сделать максимально жесткую раму, и навсегда закрыть вопрос катимости. К сожалению, все очень непросто. Теоретически такой велосипед возможно сделать, но он будет ужасен. Рама, которая нигде не гнется, в полной мере будет передавать все вибрации на позвоночник ездока, а это крайне вредно.

Второй негативный фактор — невозможность «обработки» поверхности жесткой рамой. Это трудноуловимое, но вполне объективное явление, при котором рама как бы «облизывает» неровности дороги. Из-за этого велосипедист особенно хорошо чувствует велосипед и трассу.

Поэтому производители рам пытаются найти баланс между жесткостью и комфортом.

Например, в шоссейных велосипедах, в которых задняя ось максимально приближена к подседельной трубе, жесткость конструкции компенсируется тонкими и зачастую изогнутыми верхними задними перьями.

Каретчный узел усиливается, но возможность рамы изгибаться в поперечном направлении сохраняется, чтобы велосипед лучше входил в повороты.

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Но как везде, построить идеальную раму практически невозможно. Сочетание углов геометрии, жесткости конструкции и применяемого материала и определят эту самую полумифическую катимость. Шаг вправо, шаг влево — и на выходе получилась не слишком катящая рама.

Справедливости ради, на данный момент этот фактор уже имеет значительно меньшее влияние, потому что производители, нащупав правильное решение, применяют его ко всем своим изделиям. Практически все современные рамы неплохо катят, и вместе с тем достаточно комфортны.

Немного сложнее с так называемыми «каталожными» рамами. Это понятие означает раму из каталога крупного ОЕМ производителя (как правило, китайского), предлагающего свою продукцию велосипедным брендам.

Далеко не все велофирмы имеют свои отделы R&D, поэтому предпочитают выкупить партию рам у ОЕМ партнера, раскрасить в свои цвета и продавать под своей маркой.

Это совершенно нормальная практика в мире производства велосипедов .

Надо понимать, что многие велофирмы — лишь сборщик, имеющий отдел маркетинга, заставляющий покупателя покупать велосипед именно этой марки.

Вы можете увидеть два совершенно одинаковых велосипеда: одинаковая рама из ОЕМ каталога, обвес Shimano, колеса Mavic, палки Ritchey, резина Schwalbe, но под разными марками, и стоящие разных денег только потому, что бренд А раскручен больше, чем бренд Б.

Такие рамы имеют весьма усредненные параметры, и про малопонятную «катимость» китайский или тайваньский конструктор вряд ли задумывался. Ничего фатального в этом нет, в любом случае это будут достойные велосипеды, поэтому я всегда призываю выбирать велосипед по сбалансированности сетапа, а не по названию. Особенно это касается бюджетного и среднего ценового сегмента.

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Теперь перейдем к материалам, из которых сейчас и в прошлом изготавливаются велосипедные рамы. Открывает список сталь Hi-ten, самый распространенный материал велосипедных рам с его изобретения и до 80-х годов прошлого века. Эта сталь тяжела, весьма мягка и сильно подвержена коррозии.

В настоящее время она полностью вытеснена алюминием, но велосипеды с рамами из этой стали еще могут встречаться в магазинах Ашан по 100$. Будьте внимательны — не покупать ни в коем случае. Исключение — детские велосипеды, они чаще всего до сих пор изготавливаются из hi-ten стали.

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Следующий пункт списка — сталь Cro-Mo. Это тоже сталь, но с добавлением легирующих добавок хрома и молибдена. Этот благородный материал использовался в изготовлении дорогих гоночных рам, из-за меньшего веса (в сравнении с обычной сталью) и возможности «облизывать» дорогу и «писать» повороты. Хромоль продолжает применяться в туристической сфере, где важен комфорт.

Я имел удовольствие вдоволь покататься на хромолевой туристической раме Surly, и могу только подтвердить крайне приятные ощущения от поведения велосипеда на дороге. По сравнению с современными рамами, стальной байк имеет совсем низкую жесткость и как следствие — приемистость, но для туринга это понятие последнее.

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Самый распространенный материал для изготовления велосипедных рам на данный момент — алюминий. Алюминий жесток и достаточно легок, поэтому полностью вытеснил сталь почти из всех ниш в велосипедном производстве. Из алюминия делают не только рамы, но и палки, обода и детали трансмиссии. Рамы из алюминия прочны и надежны, это обеспечивается трубами большого диаметра и расчётами мест нагрузки.

Алюминий весьма хрупок и не выдержит сгибания-разгибания, поэтому на раме применяют съёмный держатель задних переключателей, под названием петух.

Если велосипедист упадет и погнет петух, то он сможет его выгнуть, в отличии от алюминиевой рамы, которая бы просто сломалась. Еще, вы должно быть заметили, что производители иногда пишут на рамах номера алюминиевого сплава 6061, 7005, 7075 и тд.

Каждый сплав немного отличается от другого, но там нет ничего такого, чтобы гоняться за каким-то конкретным.

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Про алюминий еще можно знать два термина: баттинг и гидроформинг. Баттинг — это метод изготовления труб переменной толщины. Например, верхняя и нижняя трубы испытывают большие нагрузки в местах прикрепления к подседельной трубе и рулевому стакану, тогда как в середине почти не загружаются. При помощи баттинга облегчают трубу, делая ее максимально тонкой в центре, и толще по краям.

Гидроформинг же — это технология, позволяющая создавать трубы с любыми изгибами и сечениями, что также помогает усилить раму в нужных местах, и облегчить там, где повышенная жесткость не требуется.

Самым технологичным и продвинутым материалом для изготовления велосипедных рам на сегодня является карбон (углеволокно). Его начали массово применять относительно недавно, но с каждым годом карбон отвоевывает себе пространство на рынке. Сейчас уже не встретишь топовых моделей велосипедов с алюминиевыми рамами — везде карбон. Да и в среднем сегменте алюминий уже редкий гость.

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Есть три фактора, из-за которых этот материал так популярен у производителей велосипедов. Первое — он ощутимо легче алюминия, и тем не менее очень жесток и хорошо держит нагрузку.

Второе — сочетая высокую жесткость, карбон имеет определенную упругость и эластичность, что позволяет абсорбировать микровибрации.

 Это качество сложно переоценить на шоссейном велосипеде, где нет подвески, а давление в шинах 10атм.

И третье — карбон удобен при изготовлении рам нестандартных форм и сечений. В отличии от сложной сварки и гидроформинга при изготовлении алюминиевых рам, здесь нужны лишь формы для углеволокна.

Несмотря на изрядную долю недоверия к карбону со стороны народных масс, этот материал уже заслужил репутацию крепкого и надежного.

Если вы по каким-то причинам хотите купить себе карбоновый велосипед, но боитесь, что он будет недолговечным — отставить бояться. Сколько прослужит карбон — зависит только от вас.

Если алюминиевый велосипед не развалился от вашего стиля езды, то карбоновый будет бегать не меньше.

В ближайшие годы произойдет полное вытеснение карбоном алюминия из сегмента среднего ценового уровня. Цены потихоньку снижаются, технологии совершенствуются, и вполне возможно, что когда-то алюминий совсем уйдет со сцены, как это произошло со сталью.

Еще можно отметить титан в качестве материала для велосипедных рам. Впрочем, его популярность в большей степени обусловлена активностью энтузиастов на велосипедных форумах, в народных массах про этот материал знают плохо.

Считается, что титан поглощает микровибрации даже лучше карбона и стали, из-за чего он ценится среди туристов. Титановые рамы весьма дороги, но причина этому не столько цена этого материала, сколько малое производство.

К сожалению, титан не пошел в народ, хотя мог бы стать отличной заменой стали, будучи значительно более легким.

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Также существуют рамы из магниевых сплавов. Тут я ничего не могу рассказать, так как не видел такой экзотики вживую. Говорят, что магний тоже хорошо гасит микровибрации и обладает легким весом, но боится коррозии. Не думаю, что вы столкнетесь с подобными рамами, поэтому мы можем их не принимать в расчёт.

Читайте также:  Передачи на велосипеде: как правильно переключать планетарную и цепную заднюю и переднюю передачу

Итак, покупая байк в этой ценовой нише, не стоит размышлять о катимости рамы, оставьте лозунги типа «Мерида не катит» тем, кто их придумывает. Ваш велик будет катить ровно настолько, насколько вы способны его раскочегарить. Гоняться за более дорогими «катящими» рамами есть смысл лишь серьезно увлекаясь хотя бы любительскими гонками.

На сегодняшний день в сегменте бюджетных и средних велосипедов по прежнему нет замены старому доброму алюминию. Карбон хорош, но пока за него просят несколько завышенную цену, поэтому этот вариант не самый практичный с точки зрения вложения денег. Но если с деньгами проблем нет, то я могу только одобрить выбор карбонового байка.

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов!  Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке  — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.  

Как выбрать раму для велосипеда

Характер вашего байка, стиль езды, ощущения велосипедиста и предназначение двухколёсного в первую очередь формирует рама. Можно заменить какой-то отдельный переключатель, но радикально велосипед это не улучшит.

Но если вы купили велосипед с качественной рамой, то, просто заменив компоненты, вы свободно переведёте велосипед из бюджетного в более элитный. С любой другой деталью такого эффекта не получится. Многие спорят о том, какая рама велосипеда лучше — стальная или алюминиевая.

Однако на сегодня многообразие рам способно удовлетворить потребности каждого велосипедиста.

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Алюминиевая конструкция велосипеда

Какая рама лучше?

Итак, в ответ на вопрос, какие же самые лучшие велосипедные рамы, в первую очередь мы говорим о материале, из которого они изготовлены. Именно благодаря его составу определяется степень жёсткости рамы, прочности, надёжности, долговечности, устойчивости к ударам, коррозии.

С другой стороны, выбирая байк, одним из ключевых параметров велосипедисты оценивают вес. Понимая преимущество лёгкого транспорта, производители добились потрясающих результатов с различными материалами. Самыми лёгкими считаются карбоновые рамы, вес которых достигает 0,9 кг.

Вес рамы из алюминия Klein Adroit почти такой же, как из титана, и составляет всего 1,3 кг. Производитель Scott добился веса 1,6 кг в производстве хромомолибденовой стальной рамы.

Однако при, казалось бы, не сильно отличающемся весе сложность изготовления рам из разных материалов сильно отличается и сказывается на цене.

К примеру, чтоб добиться лёгкого веса стальной рамы, необходимы более дорогостоящие технологии, соответственно, лёгкая стальная рама будет иметь высокую цену. Возможно, для велосипедиста это сыграет ключевую роль в своём выборе.

Задаваясь вопросом, какая рама лучше, например, стальная или алюминиевая — важно понимать, для каких целей приобретается байк, как будет эксплуатироваться, и наложить на характеристики транспорта соотношение цены и качества.

Материалы, из которых производят рамы

Стальные

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Велосипедная рама из стали

Последнее столетие на рынке самыми широко используемыми были велосипеды со стальной рамой. Используя различные марки стали, производители довели процесс до наивысшего качества. В последнее время всё чаще используется сплав с добавлением хрома и молибдена.

Соответственно, их название — хромомолибденовые, или хромолевые. И также распространены в производстве стали марки Hi-Ten, которые характеризуются высокой прочностью и дешевизной. Стальные конструкции обладают важным преимуществом — поддаются ремонту.

И если произойдёт поломка — конструкция ремонтируется обычным сварочным аппаратом, который не является редкостью, и в любой мастерской вам помогут. А также к преимуществам можно отнести комфорт водителя на бугристых участках дороги.

Велосипеды со стальной рамой отлично сглаживают толчки и вибрацию.

Недостатком же является приличный вес и возможность коррозии. Новые рамы в обязательном порядке покрывают эмалью для защиты от коррозии.

Однако со временем такая защита повреждается, поэтому минимум раз в сезон проверяйте состояние покрытие и закрашивайте повреждённые участки эмалью либо другим лакокрасочным покрытием.

Внутренние участки рамы из стали можно защитить ещё в начале покупки, а именно — обработать антикоррозийным средством.

Алюминиевые

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Алюминиевая велорама

В последнее время велосипед с алюминиевой рамой привлекает к себе всё больше внимания. В алюминиевом сплаве часто используются дополнительные вещества, такие как медь, магний, кремний. Главным преимуществом алюминиевых конструкций является более низкий вес.

Для увеличения прочности таких конструкций основу составляют более толстые трубы, но вес это не увеличивает.

Алюминиевые рамы менее подвержены коррозии, чем стальные, но не стоит забывать, что в зимнее время соль, которой посыпают дороги, может всё-таки привести к коррозии, поэтому зимой чаще мойте велосипед.

Надёжность алюминиевой рамы вполне сравнима с надёжностью стальной, и поломка, как правило, возможна лишь в случае серьёзного повреждения (например, авария). Одним из недостатков является более высокая цена и более сложный ремонт, т. к.

обычной сваркой это сделать тяжело. Алюминиевые конструкции отличаются высокой жёсткостью, это делает велосипед более управляемым.

Но велосипедист на «своей шкуре» ощутит бугристость местности, поэтому на такие байки устанавливают амортизаторы.

Титановые

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Конструкция из титанового сплава

Конструкция из этого материала обладает повышенной прочностью, низким весом и малой подверженностью коррозии. Титановая рама для велосипеда придаёт комфорт велосипедисту и мягко преодолевает неровности дорог благодаря тому, что пружинит.

Однако массового производства таких рам не наблюдается, лишь некоторые производители выпускают их серийно. Причиной тому является довольно высокая стоимость.

Спрос на титановые рамы невысокий, так как, отдавая за байк немалую сумму, нужно понимать, каких целей хочет достичь велосипедист.

Магниевые

Как и титановый, этот материал обладает высокой прочностью и малым весом. Изделия из этого сплава легче, чем из алюминия и титана, и более высокопрочные одновременно. В использовании они также комфортны, мягко преодолевают вибрацию, но на сегодняшний день ещё сильно дорогие. К недостаткам можно также отнести склонность к коррозии за счёт высокой химической активности.

Рамы из композитных материалов

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Прочная и легкая рама из карбона

Понимая желание велосипедиста получить лёгкий, прочный, удобный байк — производители активно пользуются достижениями химии полимеров. И доказательство тому — карбоновые рамы (из углепластика).

Всё, о чём мечтает велосипедист — лёгкие, прочные, комфортные (сглаживают вибрацию), абсолютно не подверженные коррозии. Основной недостаток карбоновых конструкций — пока ещё высокая стоимость. Активным байкерам также следует помнить, что эти рамы не любят удары.

Излишнее давление в виде падения может привести к поломке конструкции. Но технологии постоянно совершенствуются, и этому материалу предписывают неплохое будущее.

Какую раму выбрать именно вам

При ответе на вопрос, какая же рама велосипеда лучше — стальная, алюминиевая или из другого сплава — в первую очередь нужно определиться со стилем катания. Определитесь с целями катания, взвесьте плюсы и минусы каждого материала.

  • Велосипед с минимальными требованиями — довезти до ближайшего пункта — может иметь самый бюджетный вариант рамы из углеродистой стали.
  • Если вы планируете ездить по городу, а также осуществлять туристические поездки по ровным, асфальтированными и хорошо укатанным дорогам, то вам подойдёт рама из хромомолибденовой стали. Вести такой байк приятно, так как комфортная, мягкая езда вам будет обеспечена.
  • Для универсального велосипеда при относительно недорогой цене оптимальное решение — алюминиевая рама. С таким байком будет комфортно на любой дороге, и он имеет все шансы стать вашим постоянным спутником.
  • Титановый материал не подходит для участников соревнований. Конструкция из этого материала порадует вас в путешествиях, независимо от того, какой тип дороги вас ожидает. Если вас не сдерживает цена — велосипед с титановой рамой будет идеальным спутником.
  • Для гоночных велосипедов чаще используют карбоновые рамы, которые отличает высокая цена и специфические черты.

Понимая характеристики и особенности каждого материала, вы с лёгкостью разберётесь, какая рама велосипеда лучше: стальная, алюминиевая, карбоновая или титановая. Учитывая стиль езды, это поможет вам осуществить правильный и оптимальный выбор.

  • на сайте
  • ВКонтакте

Стальной, алюминиевый, титановый или карбоновый? Какой шоссейный велосипед выбрать?

Порой непросто подобрать новый велосипед. Можно ориентироваться на цены, технические характеристики, бренд, да мало ли… А какую роль играет материал рамы? В статье рассматривается, в чем главные различия четырех самых ходовых материалов.

Чаще всего на рамы шоссеров идет сталь, алюминий, титан и углепластик (карбон).

Порой выбор материала не менее важен, чем перечень оборудования и ценник, каждому материалу — своя задача. На раму приходится немалая часть общей стоимости, поэтому стоит подумать, какую предпочесть.

Алюминий

Алюминий, точнее алюминиевые сплавы — самый распространенный материал, он используется в основном для недорогих шоссейных велосипедов. Из алюминия получаются легкие и жесткие рамы.

Очень долго к недостаткам алюминия относили неудобную езду — алюминиевая рама хорошо передает тряску велосипедисту.

Но сейчас появляются алюминиевые рамы, которые за счет конструкции позволяют велосипеду катить довольно плавно.

Большинство крупных брендов применяют алюминиевые рамы в велосипедах начального уровня. Но выпускаются и алюминиевые варианты премиум-класса. Например, сверхлегкий Kinesis Aethein (на фото ниже) или новый Specialized Allez.

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Сейчас алюминием вновь активно интересуются. Некоторые компании делают из него впечатляюще легкие рамы, в которых высокая производительность сочетается с относительно доступной ценой — Cannondale CAAD12 тому пример. Алюминий сложно превзойти по параметру цена/качество.

Алюминий подойдет, если бюджет ограничен или нужна легкая и жесткая рама для гонок, или требуются наилучшие технические характеристики за ваши деньги.

Читайте также:  Велосипеды Navigator - горные велосипеды, устройство, модельный ряд

Сталь

Когда-то сталь была единственным материалом, тогда глаза не разбегались при выборе. Сталь очень упругая, она прекрасно гасит вибрацию, поэтому ездить на стальном велосипеде довольно приятно, недаром дальнобойщики: велотуристы и аудакс-байкеры — их ценят. В последнее время стальные велосипеды применяются даже для гонок, что доказал Madison-Genesis пару лет назад с Volare 953.

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Крупные производители не выпускают сейчас стальных велосипедов, зато, благодаря легкости обработки, сталь предпочитают при изготовлении рам на заказ.

Производители качественных стальных труб, такие как итальянская компания Columbus и британская Reynolds, к счастью, не только не отказались от стали, но и вкладывали средства в разработку новых наборов труб. Их новейшие решения из нержавейки теперь легче и жестче, чем когда бы то ни было, и могут быть альтернативой углеволокну и алюминию.

Сталь подходит, когда нужна сделанная на заказ рама или плавность хода — главное требование, а вес велосипеда особой роли не играет.

Титан

Титан замечательно подходит для езды, сочетая легкость алюминия и прочность стали, а также ее способность гасить вибрацию. Титан к тому же устойчив к коррозии, его можно не красить, а просто отполировать, так что титановая рама будет служить долго и верно, компенсируя этим высокую цену.

Титановыми бывают и гоночные велосипеды, но чаще он используется для спортивных аудакс-байков и универсальных велосипедов, которые подходят для комфортной езды на длинные дистанции, с багажом или без него. Один из таких велосипедов, Sabbath September, на фото ниже:

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

На большинство титановых рам идет 3AL-2.5V (титан, легированный 3% алюминия и 2,5% ванадия), а 6Al-4V — более твердый сорт титана — используется в дорогих рамах. Поскольку делать из 6Al-4V бесшовные трубы проблемно и дорого, его часто используют для обработанных на станках частей, таких как дропауты и головные трубы.

Титан подойдет, если нужен велосипед, который прослужит долго, легкий и с плавным ходом.

Карбон

Карбон — основной выбор в мире велогонок, он самый легкий и жесткий из четырех материалов, хотя и менее долговечный, чем остальные. И обычно самый дорогой из всех. Однако в последние годы цены на него упали.

Надо учесть еще, что карбон плохо переносит любые нагрузки, если их направление не совпадает с направлением его волокон.

Он самый податливый из материалов, так что дизайнеры и конструкторы могут изощряться вовсю. Аэродинамические шоссейные велосипеды — показатель гибкости материала, например, этот Trek Madone.

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Карбоновая рама карбоновой раме рознь, конечно. Стоимость и тип используемого волокна, способ его изготовления сильно влияют на качество.

Дизайнеры могут относительно легко создавать из карбона рамы интересной формы, с тем набором свойств, который они хотят, будь то малый вес, комфорт, жесткость…

Карбон подойдет, если нужен самый легкий и жесткий шоссер, который покажет себя во всей красе при разгоне.

Поделиться в социальных сетях

» Титановая рама — Велосипед Крым

12.11.2012

Его атомный вес – 22, и символ химического элемента символ Ti – и поэтому многие в велоиндустрии часто называют титан просто «ти». Этот металл не такой тяжелый, как золото, но так же устойчив к коррозии и может также блестеть в изысканном обществе. И в отличие от золота или серебра, титан при правильной обработке тверд, как сталь.

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

Золото уже давно является популярным драгоценным металлом, а железо использовали при ковке орудий труда и оружия, в то время как титан — относительно новый металл. Он был обнаружен только в 1791 году Уильямом Грегором в Корнуолле, Великобритании. Немецкий химик Мартин Генрих Клапрот открыл металл снова примерно через 4 года, и назвал его в честь титанов из греческой мифологии.

Название вполне уместно, потому что в течение небольшого промежутка времени именно этот материал выбирали титаны велоспорта.

В 1990-х годах, наступил рассвет титана, как материала высокого класса для производства рам. Он был легче, чем сталь, крепче, чем алюминий и проще для обработки, чем карбон.

Многие из производителей взяли его в оборот, но, возможно, этого бы не произошло, если бы не началась холодная война.

«Честно говоря, тот факт, что Россия активно использовала титан для военных проектов, стимулировал развитие титана сегодня», — рассказал Марк Лински из Lynskey. «Россия развивала титан второго класса или чистый титан, так как не обладала достаточными источниками ванадия для укрепления металла».

В отличие от углеродного волокна, титан более устойчив к ударам

В 1950-х и 1960-х годах Советский Союз фактически стал первым, кто использовал титан для строительства военных самолетов и подводных лодок.

Но Соединенные Штаты наступали на пятки, и во время холодной войны правительство США считало титан «стратегическим сырьем».

Таким образом, метал был важен настолько важен для военных, что Центр национальных оборонных запасов создал впечатляющий по объемам резерв титановой гибки, который закончился лишь в 2000 году.

Связь с военными

Подобно тому, как в производстве скоростных байков в 1990-х годах использовался титан, этот металл также причастен к появлению самых быстрых военных самолетов, которые до сих пор держат лидирующие позиции. Именно этот проект для аэрокосмической отрасли сделал возможным использование титана при создании байков.

«Благодаря проекту Blackbird SR-71 сплав 6Al-4V стал доступен для всех сфер производства в США», — Лински рассказал BikeRadar. — «В развитии велосипедов самое большое влияние имел сплав 3Al-2.5V. До сих пор его в основном применяют при производстве гидравлических труб для коммерческих самолетов».

Интересно, что использование титана в производстве велосипедов началось в разгар холодной войны. «Титан в качестве материала для велосипедной рамы имеет долгую историю», — заявил Джон Каривю, пресс-секретарь Moots. «Teledyne начала создавать велосипеды из титана в 1960 году.»

Teledyne Titan был одним из первых велосипедов из титана, вышедшим одновременно с такими моделями, как Flema в Германии и Speedwell в Великобритании. Все эти три бренда экспериментировали с титаном в конце 1960-х и начали производство коммерческих моделей в первой половине 1970-х годов.

В то время как Flema Super, скорее всего, является первым титановым гоночным велосипедом, Teledyne Titan, вероятно, первый велосипед из данного материала для массового производства. На самом деле развитие было не таким уж быстрым. Одним из препятствий было ограничение количества титана на коммерческих рынках, установленное в то время.

«Первые велосипеды были созданы из неочищенного титана», — рассказал Каривю. «В то время еще не существовало никаких сплавов, так что это был очень мягкий материал. Развитие аэрокосмической отрасли действительно повлияло на состав данного материала, который теперь можно было использовать и для велосипедов».

И подобно тому, как холодная война помогла развитию производства титана и его использованию в качестве промышленного материала, окончание противоречий между США и СССР открыло для титана дорогу в коммерцию.

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

«Правильнее было бы сказать, что технология использования титана просочилась на потребительский рынок вследствие развития военной и аэрокосмической сфер, так же как углеродное волокно», — сообщил Лински.

Соревнуясь с карбоном

К 2000 году титан стал альтернативой стали в сфере спортивных товаров, в особенности, что касалось гольф-клубов и велосипедных рам. Но другой супер-материал, углеродное волокно, а также вступил в гонку, покорив велосипедистов по всему миру.

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

«Без сомнения, карбон стал основным материалом в велосипедной отрасли», добавил Лински. «Он легко поддается обработке, имеет высокую прочность относительно своего веса, его можно использовать для массового производства при разумных расходах. Основным минусом титана является его высокая цена.

«Титан – очень дорогое сырье — готовая титановая велосипедная рама стоит примерно столько же, сколько и потраченный на её изготовление материал. Сама работа с ним довольно затратная, требует специального оборудования и квалифицированной рабочей силы».

Компания Moots, расположенная в Колорадо, имеет обширный список покупателей — поклонников титановых рам

Но, несмотря на все эти недостатки, титан остается популярным среди некоторых велосипедистов, и именно поэтому такие компании, как Lynskey, Moots, Dean, Litespeed and Firefly до сих пор используют данный материал в производстве.

Титановая рама для велосипеда, плюсы и минусы велосипедов с титановой рамой

«Несмотря на минусы, имеющие отношения к финансовой стороне вопроса, титан будет всегда оставаться популярным среди любителей велосипедного спорта, так как имеет оптимальное соотношение легкого веса, прочности, долговечности и гашения», — прокомментировал ситуацию Лински.

— «Алюминий и карбон — легкие материалы, но первый не так долговечен и обладает меньшим гашением по сравнению со вторым.

Основным плюсом для велосипедистов – при правильном проектировании – заключается в том, что из титана получается очень твердый и жесткий каркас, который также очень удобен в использовании».

Каривю из Moots соглашается с вышесказанным и добавляет, что у титана есть один плюс, которому не придают особого значения велогонщики, рассматривающие преимущества использования углеродного волокна в гонках.

«Углеродное волокно на самом деле очень красивый материал. Оно становится все лучше и лучше, но в реальном мире, где вы не покупаете новый велосипед каждый раз после аварий, вы поймете ценность титана», — отметил он.

— «Авария на горном велосипеде может разрушить раму из углеродного волокна, и, хотя она может быть восстановлена, вам придется зачищать детали и красить их снова. Титан может вынести такие удары, какие карбон не может».

Что же произойдет в будущем?

Интересно, что в будущем титан может быть использован для печати. В то время как углеродному волокну можно придать любую форму при помощи точной гибки и сварки, сила титана в его длинных волокнах.

Но так как титан изначально порошковый материал – который часто имеет примеси песка, поэтому одним из крупнейших поставщиков металла является Австралия — и, вероятно, имеет большое будущее в 3D печати. Это значит, что рамы велосипедов, спроектированные на компьютере, могут быть также аэродинамичны, как углеродное волокно и так крепки, как сталь, но их можно будет распечатать и использовать.

Читайте также:  Как правильно переключать скорости на велосипеде - всё о велоспорте

«Мы уже видели это на деле, и в течение следующих нескольких лет мы надеемся, что мы получим возможность создавать более сложные и красивые детали для велосипедов», рассказал Лински.

Комментировать ← Назад Вперед →

О производстве велосипедных титановых рам

?

Livecitizen (live_citizen) wrote in biker, 2012-05-15 23:34:00 Livecitizen live_citizen biker 2012-05-15 23:34:00 Categories:

Получился этот репортаж в результате сотрудничества с компанией «Рапид» на тему создания сайта и фотосессии титановой продукции. А как люди всерьёз заинтересованные велосипедами, всё облазили со всеми познакомились и вам расскажем.

А началось всё с того, что мы решили обновить нашу велотехнику нашу более радикально, чем просто поменять изношенные детали — перейти на жесткие вилки, а Альбине и вовсе в походах пересесть на другую раму, с немного другой геометрией.

Раз такое дело, решили попробовать титан — хорошо известный в узких кругах, но новый для нас (опыт пользования котелком же не считается?) материал. Оказалось, один из самых известных производителей титановых велосипедов совсем рядом — в подмосковном Королеве.

А заказать можно все прямо на производстве, чему мы обрадовались.

Наукоград Королёв именуется так неспроста — это космическая столица России. Королёв — один из крупнейших научно-производственных центров Московской области, в довоенные годы был центром развития артиллерии, с 1950-х началось создание ряда НИИ, конструкторских бюро, заводов, ставших основой ракетно-космической отрасли страны, а также, в той или иной мере, градообразующими. Королев нам показался велосипедным городом, такое ощущение как будто в Китай попал: каждый второй встречный крутит педали. Удивились велопарковке перед зданием РКК «Энергия»: их здесь несколько, каждая рассчитана на десятки велосипедов, мы как раз застали конец рабочего дня, когда люди разбирали свой двухколесный транспорт и разъезжались по домам. Судя по виду, конструкции довольно древние, так что велосипед, похоже, традиционный вид транспорта для жителей Королева. Встречает нас генеральный директор, конструктор Михаил Николаевич. Производство небольшое, в фирме работает всего человек двадцать. Обсуждаем заказ, попутно расспрашиваем — нам интересна история производства: — Вся наша компания вышла из авиации, нам на советском производстве в основном титаном приходилось заниматься — это же авиакосмический материал. Когда оборонка стала потихоньку умирать, хотелось накопленный опыт применить куда-то, где он востребован. Занимались поиском направлений и тут совершенно случайно выплыл заказ на титановую велораму от шведов. Титан тогда только входил в моду в велосипедах, это была золотая эра велотитана.И мы сделали образцы по своему разумению, как мы это понимали, конечно, очень далекие от идеала — они были прочно сварены, но о горных велосипедах мы тогда вообще не имели представления. Это были 94-95-е годы, только первые MTB в Москве в продаже стали появляться.— Следующий заказ был — от американцев, клуб Wolf Creek, мы с ними довольно плотно работали потом. Американцы помогли нам в реальных условиях все оттестировать — ребята были крупные и катались в жестких условиях. Затем с англичанами, они даже создали бренд свой, для которого мы делали рамы. Тогда уже все серьезно было — мы проводили стендовые испытания, англичане очень хорошо продвинули наши рамы на европейском рынке, потом такая же работа с французами у нас была, там чемпионка по веломарафону на нашей раме гоняла, на канадских заказчиков работали много. У них почти у всех были свои бренды, а рамы — наши. — В Германии есть центр, который сертифицирует все рамы, продающиеся на немецком рынке и европейском. Нашу раму они испытали сначала только по одному стандарту, мы попросили дать такие нагрузки, которые сломают раму до конца, они отказались – слишком дорого. Но все-таки по максимуму самые жесткие тесты провели, наша одна рама прошла сразу три этапа: для стандартного велосипеда, для спортивного велосипеда и высший разряд спортивных рам.Точно никогда нельзя сказать о ресурсе конкретной рамы — на тестах ее терзают по максимуму, понятно, что реальные нагрузки зависят от разных условий.Рентген трубы — так можно увидеть скрытые от глаз дефекты.— За все время с 94-го года мы сделали больше 12 000 рам, и было всего два случая поломки рамы. Одна сломалась в лобовом столкновении с автомобилем, там шансов практически не было. Второй — обнаружился дефект трубы, но и то рама отработала 12 лет. Рамы наши, которым уже по 15 лет, в порядке — недавно приезжал человек с нашей рамой 96-го года, кое-что дорабатывал, но до сих пор на ней ездит.— Титан считается одним из лучших материалов для производства велосипедных рам. Они имеют прекрасные ездовые качества, в числе которых — способность гасить высокочастотные колебания, например, при езде по щебню. Титановые сплавы имеют усталостную прочность выше, чем у стали и алюминия.Производственная площадка «Рапида» — это небольшой цех со станками, где трудится небольшой коллектив специалистов. Половина из них — те, кто делает эти рамы с самого начала производства. — Наши технологии и оборудование ориентированы, в основном, на обработку трубных деталей рам, включая профилирование труб, их шлифовку и полировку. А самые сложные титановые детали изготавливаются для нас на производствах-смежниках.«Он у нас художник, ювелирная работа», — это про сварщика Александра Владимировича. Сварка титана требует строгого выполнения определенных требований. Непременным условием является тщательная защита мест сварки от вредных для титана элементов (кислорода, водорода, азота — реагирует на примеси в воздухе). Правильная подготовка к сварке: чистота деталей, присадочной проволоки и инертного газа. Например, вот на трубе заметно миллиметровое отверстие — специальное, оно сделано как раз для продувки аргоном. «Мастер уникальный, с огромным опытом, за 10 лет работы пару раз всего в справочнике пришлось ему смотреть обработку незнакомой детали». Токарь Геннадий Александрович: «Я с семнадцати лет токарем, жаль, учеников нет, некому опыт передать».Эх. До чего же приятно, когда находишь людей, которые владеют ремеслом, любят свое дело и делают действительно хорошие вещи. Андрей, сварщик. — До финишной обработки делается еще нарезка резьбы в каретке, обработка рулевой трубы и контроль геометрии. А уже готовую раму мы можем сделать полированной, матовой или комбинированной, как пожелаете.Вячеслав Михайлович.Николай Николаевич, на стапеле: «А где показывать будете? Велосипедистам? О, это хорошо, наши покупатели, пусть посмотрят на нашу работу».Владимир Ильич: «На этом станке вот я резьбу нарезаю на каретку». — Есть у «Рапида» серийные модели, но все равно каждый заказ — индивидуальный. Стандартные модели заказывают может процентов сорок. — Что из необычных заказов бывает? Мы делаем цирковое оборудование: эквилибры, моноциклы и другое. Запомнилось: мы делали несколько цирковых велосипедов на пневматиках низкого давления, на них через человека переезжают. Сделать мы его сделали, но нам хотелось проверить, как циркачи на них ездить будут, закончилось все падением. Артисты эти не у нас выступают, за рубеж сразу увезли заказ.Еще вот случай. Парень небольшого роста, юркий такой, пришел с заказом — титановую трехметровую лестницу попросил сделать. я его спросил: форточник что ли? А он — что такое форточник? Ну, я объяснил, что это те, кто в чужие квартиры через форточку попадают. Он так обиделся. Нет, говорит, в цирке я. Оказалось, у него номер «вольностоящая лестница» и он в Дю-Солей работает.— Если сравнивать с карбоном, который на Западе уже почти вытеснил титан, то карбон, например, не годится для туристического велосипеда — он прочный, но хрупкий и боится точечных ударов, и цена высокая. Вот в идеале хочется сделать титановую раму такую же легкую как карбон. В основном же сейчас титановые рамы заказывают обычные велосипедисты, но уже опытные — они покатались на стандартных стальных и алюминиевых рамах. Как и вы пришли к выводу, что нужно что-то свое особое, уже знают, рама и компоненты с какими параметрами им нужны.Вес титановой рамы — около полутора килограммов, вынос весит ~ 150 граммов, багажник ~ 520 граммов.Сергей Анатольевич. Багажники, например, пользуются большим спросом — они легкие и очень прочные. Делают их, учитывая особенности конкретной рамы, чтобы крепление было с оптимальной нагрузкой.По стоимости титановая рама дороже бюджетных алюминиевых вариантов, но разница не критична, учитывая крутые свойства материала. Серийная модель обойдется примерно в 700$, при этом изготавливается она под заказ, по конкретным размерам. Вот так, почти в кустарных условиях изготавливаются велорамы «Рапид», одни из лучших титановых на сегодня. Нам интересно было посмотреть на производство, познакомиться с мастерами. Обещаем: как будет собран наш новый велосипед на титановой раме — обязательно похвастаемся.

  • Вычислил свою среднюю скорость движения на велосипеде по городу с учетом светофоров и она составила около 13 км/ч. За 18-20 мин. не быстрой езды я…
  • Оригинал взят у alexnab в пять минут на Вело Парк 2013 Вдохновители «Мото Парка» — компания RTE-Group, организовала по соседству…
  • Оригинал взят у mtbike в Концепт Ecodrive Bicycle. Велосипед для «яблочников». Велосипед не перестают изобретать. Вот ещё один…
  • Вычислил свою среднюю скорость движения на велосипеде по городу с учетом светофоров и она составила около 13 км/ч. За 18-20 мин. не быстрой езды я…
  • Оригинал взят у alexnab в пять минут на Вело Парк 2013 Вдохновители «Мото Парка» — компания RTE-Group, организовала по соседству…
  • Оригинал взят у mtbike в Концепт Ecodrive Bicycle. Велосипед для «яблочников». Велосипед не перестают изобретать. Вот ещё один…
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector