Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Главная / Ремонт и уход /  

Для каждого велосипедиста всегда открытым остается вопрос, какую вилку выбрать, как правильно настроить и использовать. Для начала рассмотрим основные типы вилок и в каких дисциплинах они используются.

Что же такое вообще компрессия?

Компрессия регулирует скорость сжатия вилки при ударах. В велосипедных вилках и амортизаторах есть два вида компрессии — высокоскоростная и низкоскоростная.

Высокоскоростная компрессия отвечает за скорость сжатия вилки резком и сильном ударе в нее, например, при приземлении в плоскость с метрового дропа. Чем больше вы ее крутите, тем жестче срабатывает вилка на удар, исключая возможность пробоя, однако, при этом в ваши руки и ноги удар приходит посильнее.

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Низкоскоростная компрессия отвечает за скорость сжатия при постоянных медленных, раскачивающих нагрузках вроде езды по мелким камешками или раскачивания велосипеда при педалировании. Опять же, экономит силы при педалировании, но все удары идут вам в руки, а не в амортизацию.

Предварительная нагрузка (sag, preload)

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Для измерения данного параметра вам понадобится пластиковое или резиновое кольцо, или же пластиковая стяжка, которую нужно закрепить на ноге вилки. Если вы сядете на велосипед и спокойно проедите несколько метров, под весом вашего тела вилка сожмется на определенную величину. Затем остановитесь и сдвиньте стяжку вниз по ноге вилки к сальнику, и аккуратно встаньте. Вилка вернется в свое исходное положение, и стяжка окажется на определенном расстоянии от сальника – это и есть величина сэга.

Поскольку этот параметр напрямую зависит от веса велосипедиста, его регулировка для каждого выполняется индивидуально. Также на величину сэга влияет стиль катания на велосипеде:

  • для фрирайда сэг может составлять 30-40% от полного хода вилки;
  • для даунхилла – 20-30% от хода вилки;
  • для кросс-кантри – 5-15 процентов.
  • Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Если в пружинных вилках сэг можно настроить посредством внешней регулировки или же замены самой пружины (если внешней регулировки недостаточно), то в пружинно-воздушных и воздушных вилках предварительную нагрузку можно отрегулировать, изменяя давление в позитивной воздушной камере.

В каких дисциплинах используются амортизационные вилки

Амортизационные вилки для дисциплины кросс-кантри используются с ходом 80-100 мм, дисковыми тормозами и максимально облегченной конструкцией: карбоновые штоки и штаны, крепления исключительно под дисковый тормоз, амортизация осуществляется за счет накачки воздуха в камеры высокого давления. Для компенсации в другой ноге вилки используется масло разной вязкости, в зависимости от сезона. Такие вилки используются уже не только профессионалами мирового уровня на соревнованиях, но и продвинутыми любителями.

Более простые вилки для таких велосипедов имеют алюминиевые или стальные составляющие, роль амортизатора выполняет пружина и масло. В крайне редких и бюджетных моделях велосипедов используются пивоты для крепления ободных тормозов (v-brake).

В дисциплинах эндуро (enduro), all-mountain и даунхилл (downhill) используются амортизационные вилки с такой же системой амортизации, как и в кросс-кантри, разным будет только ход самой вилки: от 120-140 мм до 200 мм.

Чем выше нагрузка на вилку и больше препятствий, тем, соответственно, больше ход.

Вилки для даунхилла имеют двойную корону для повышенной прочности и увеличенный диаметр ног, который позволяет увеличить торсионную жесткость вилки.

Отдельно стоит выделить велосипедные вилки фирмы Cannondale, под названием Lefty. В ранних моделях для амортизации использовались пружины, в современных – система воздух-масло.В конструкции вилок «лефти» используются  игольчатые подшипники, что позволяет работать вилке даже при сильной боковой нагрузке, которая происходит во время поворотов.

Сама вилка интересна еще тем, что отсутствует одна нога, крепление колеса осуществляется только с одной стороны, поэтому необходима специальная втулка. Также вилка является перевертышем, то есть нога вилки расположены снизу, что позволяет снизить подрессоренную массу.

Плюсом данной вилки является сниженный вес и лучшая торсионная жесткость общей конструкции.

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

В туристических, городских и некоторых грэйвел-эндуро велосипедах используются короткоходные амортизационные вилки с ходом 30-70мм. Там встречаются как простые эластомерные, так и более продвинутые воздушные вилки. Короткий ход таких вилок обеспечивает достаточную амортизацию на мелких неровностях и не влияет на геометрию велосипеда.

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Если вы определились с типом вилки, которая установлена на вашем велосипеде, или которую собираетесь приобрести, перейдем непосредственно к настройке вилки или её установке.

Скорость отскока (rebound)

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Обычно скорость отскока регулируется либо снаружи вилки, либо внутри (требуется частичная разборка вилки).

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

С моей точки зрения, новичку первое время вообще не стоит задумываться о настройках компресии. Если вам посчастливилось приобрести дорогой велосипед со всем спектром настроек, просто выкрутите в максимально открытое положение все крутилки компрессий на вилке и амортизаторе.

Настройте велосипед по сэгу, настройте отскок. Покатавшись первое время, вы научитесь чувствовать велосипед и поймете те огрехи его работы в конкретно ваших условиях, которые можно было бы исправить компрессией.

И после этого уже крутите, имея перед собой четкую цель и задачу, а не абстрактные пять щелчков с форумных рекомендаций.

Скорость сжатия (компрессия)

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Регулируя низкоскоростную компрессию, можно настраивать поведение вилки при обработке мелких дорожных неровностей, убирать нежелательное раскачивание вилки при педалировании и рывки при торможении и скоростном прохождении поворотов.

Регулировка высокоскоростной компрессии, как правило, актуальна для вилок, применяемых в условиях экстремальной езды. Она позволяет настраивать вилку для обработки средних и крупных неровностей на высоких скоростях, а также предотвращать пробивание вилки при серьезных ударах, таких как приземление после прыжка.

Итак, для чего же нужно крутить компрессии

Высокоскоростная компрессия

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Ее значение нужно увеличивать, когда вы оказываетесь в условиях очень жестких трасс, ваша амортизация настроена отлично, очень плавно и плюшево отрабатывает все неровности, но при езде по особенно жестким камням и при прыжках с больших трамплинов или дропов подвеска пробивается аж до стука. Такая ситуация опасна для вас, потому что при особенно жестком пробое вас может элементарно выбросить с велосипеда. Да и ощущения при пробое не самые приятные для вашей спины, рук и ног. Велосипед тоже страдает и что-нибудь в нем может лопнуть.

В такой ситуации лучше все-таки принести плюшевость в жертву отсутствию пробоев. Но учтите, забиваться руки и ноги будут сильнее и езда станет менее комфортной.

Низкоскоростная компрессия

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Эту нужно крутить, когда вы готовы принести комфортную езду в жертву скорости. Вам гораздо проще станет крутить педали, велосипед не будет так сильно раскачиваться при педалировании. Не будет отрабатывать все эти мелкие камешки и кочечки, теряя драгоценные ватты энергии. Куда больше энергии выдаваемой вашими ногами будет уходить не в подвеску, а по назначению, развивая вашу скорость. Но будьте готовы к тому, что каждый бугорок на трассе будет отдаваться болью в ваших руках.

Если вы едете по ровной дороге или вообще асфальту, просто закручивайте компрессию до конца.

Установка вилки на велосипед

В зависимости от материала вилки есть металлические и карбоновые штоки. Все новые вилки идут с необрезанным штоком и при установке на велосипед его необходимо укоротить. Укорачивать стоит аккуратно, специальным инструментом, с учетом запаса длины на вынос, чашек рулевой колонки и проставочных колец.

  • Для металлических штоков используют труборез либо ножовку по металлу:
  • Для карбоновых штоков используют только ножовку по металлу.
  • А чтобы разрез был ровным на металлическом или карбоновом штоке, желательно использовать направляющую для резки труб:

После разреза, края обрабатываются напильником. Если шток вилки металлический, то вбивается якорь или в народе «ромашка», с помощью инструмента для забивания ромашки (или инструмента для установки якоря в шток для вилок), внутрь которой вкручивается болт, стягивающий рулевую. Если шток вилки карбоновый, то устанавливается специальный якорь для карбоновых штоков.

Если вилка имеет крепления под ободные тормоза, перед установкой тормозов, посадочные места необходимо смазать консистентной смазкой для плавности хода самих тормозов.

Крепления под дисковый тормоз на новых вилках нередко требуют торцевания – удаления лишней краски на контактной поверхности для плотного и ровного прилегания калипера (тормозной машинки или суппорта).

Для торцевания креплений под дисковые тормоза, как правило, используют специальный инструмент, при его отсутвии можно возпользоваться напильником.

Воздушные вилки требуют подкачки под вес велосипедиста, масло по заводу заливается универсальной вязкости. И если вы будете использовать велосипед зимой, необходимо сменить масло на менее вязкое для лучшей работы вилки.

При отрицательных температурах простые эластомерные вилки практически перестают работать, т.к. в них используется консистентная (густая) смазка, так что обратите на это внимание!

После установки вилки на велосипед, необходимо отрегулировать передний тормоз, настроить положение колеса относительно рамы и убрать люфт рулевой колонки.

Не забывайте пользоваться советами производителя самой вилки при эксплуатации и обслуживании. Это значительно увеличит срок использования и позволит получить максимальное удовольствие от езды.

Катайтесь и не ломайтесь!

Компрессия с несколькими положениями

Для удобства пользователя на кантрийных, трейловых и эндуро велосипедах в амортизаторах и вилках есть три положения компрессии.

Ориентированное на спуск, на езду по трейлу, эдакая золотая середина и полностью открытая компрессия для жестких спусков.

Часто управление этой системой вынесено на руль и управлять компрессией можно прямо во время езды по трейлу. Очень удобно, не стоит пренебрегать этим.

Резюме

В общем, компрессия это очень удобная и полезная штука для гонок, гор, и простого катания. Самое главное, что вам нужно перед тем как ее настраивать, понять и прочуствовать работу вашего велосипеда и осознать необходимость применения этих настроек для вашего катания. Старайтесь настраивать велосипед по ощущениям, а не по  форумным рекомендациям.

Читайте также:  Инструкция по укорачиванию велосипедной цепи - всё о велоспорте
Поделитесь в соц.сетях:

Вилка на велосипед: устройство, ремонт, регулировка :

Велосипедная вилка – часть рулевой системы велосипеда, отвечающая за надежное крепление колеса к раме и соединяющая его с рулем. При наличии встроенной амортизационной системы она также может выполнять функции подвески. Сегодня мы с вами узнаем, как работает велосипедная вилка и из каких элементов она состоит.

Общая характеристика

Иногда часть рамы (задний треугольник), отвечающую за крепление заднего колеса, также называют вилкой, но это не совсем правильно. Главная функция вилки – соединение переднего колеса с рамой. При этом она должна обеспечивать возможность руления. Шток вилки, проходящий через рулевую колонку, которая расположена в колодце рамы, крепится к рулю через вынос.

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Классификация

Существует множество разных вилок на велосипед. Они классифицируются по ряду признаков, главным из которых являются: наличие амортизаторов (жесткие, амортизируемые) и поддерживаемый диаметр колеса.

С точки зрения последнего показателя, наибольшей популярностью пользуются такие вилки для велосипеда: 26″, 29″ и 27,5″ – для горных моделей; 28″ – для дорожных; 20″, 24″ и 26″ – для велотриала; и наконец, 20″ для BMX.

Выбор типа вилки зависит от предназначения байка.

Такие вилки применяются на городских, шоссейных, дорожных, прогулочных и просто бюджетных велосипедах, которые, как правило, представляют собой некий гибрид из разных типов. Байки, которые передвигаются по ровному асфальту, не нуждаются в амортизации. Что для них действительно важно, так это скорость. Кстати говоря, такие велосипеды называют ригидами.

Жесткая вилка гораздо меньше весит, чем амортизационная, что сказывается на общей массе велосипеда и его скорости.

Подвеска поглощает часть энергии, передаваемой велосипедистом своему байку, что также негативно сказывается на скорости движения.

Из-за того, что жесткая вилка не может отрабатывать неровности дороги, велосипед оснащенный ею менее комфортен. Большая часть энергии удара поглощается колесом, что увеличивает риск его повреждения.

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

В состав жесткой вилки входят такие элементы:

  1. Шток. Элемент, который через вынос крепится к рулю. Шток вилки для велосипеда проходит через рулевую труду рамы, в которой с помощью колодки реализовано его свободное вращение.
  2. «Корона». Элемент вилки, соединяющий ее перья («ноги») со штоком. Как правило, «корона» цельнолитая с «ногами». Однако иногда их запрессовывают в нее.
  3. «Ноги» или «перья». Представляет собой элемент, соединяющий вилку с осью колеса.
  4. «Дропаут». Часть вилки, выступающая точкой крепления «ног» к оси втулки.
  5. «Брейк боссы». Приваренные к вилке крепления для ободного тормоза типа V-brake.
  6. Крепления для дискового тормоза. Приваренные к вилке элементы, служащие для крепления суппорта дискового тормоза.

Материалы для жестких вилок

В производстве жестких передних вилок для велосипеда используют сталь, карбон, титан и сплавы алюминия. Наиболее доступными считаются стальные и алюминиевые модели. Стоит отметить, что использование этого материала для вилок, в отличие от рам, нежелательно. Дело в том, что он практически не поглощает неровности дороги.

Шоссейные вилки делают в основном из карбона. Они стоят гораздо дороже алюминиевых и стальных. Наиболее дорогостоящим элементом таких вилок являются «дропауты». Поэтому часто на рынке встречаются карбоновые вилки с алюминиевыми дропаутами. Что касается титана, то в наших широтах он встречается крайне редко. Титановые вилки изготавливаются преимущественно на заказ.

Их цена стартует с двух сотен евро.

Амортизационная вилка

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Если тип велосипеда предполагает наличие переднего амортизатора, то он обычно интегрируется в вилку. Такие байки используются для езды по пересеченной местности, с преобладанием бугристых дорог. Амортизационная вилка призвана сглаживать мелкие неровности и смягчать крупные. Чем сложнее устроен амортизатор и чем он дороже, тем качественнее он справляется со своей работой. Если обычные вилки в силу своей простоты не нуждаются в обслуживании, то за амортизационными постоянно нужно ухаживать. И даже если велосипед основное количество времени просто стоит, обслуживать его амортизаторы нужно хотя бы раз в год.

Внешне такие изделия отличаются от своих жестких налогов лишь двумя деталями:

  1. «Штаны». Они состоят из двух трубчатых стаканов, которые соединяются в одну деталь с помощью «гориллы». «В штаны» задвигаются «ноги» вилки. Именно в них и происходит процесс амортизации, на котором мы с вами остановимся ниже.
  2. Заглушки. Закрывают трубы «ног» с верхней стороны. В более дорогих моделях, вместо заглушек установлены регуляторы жесткости подвески и блокировка.

Материалы амортизационных вилок

В изготовлении подрессоренных вилок используются те же материалы, что и при производстве жестких аналогов. Часто разные материалы могут применяться в различных сочетаниях.

Причина тому проста – амортизационная вилка состоит из ряда отдельных элементов, каждый из которых может быть выполнен из того или иного металла. Идеальными считаются изделия, в которых широко применяются карбоновые детали.

«Ноги» амортизационных вилок обычно делают из алюминиевых сплавов или хромированной стали.

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Типы амортизационных вилок

Вилки горных велосипедов бывают нескольких типов:

  1. Обычная. Наиболее распространенная модель. Ею, как правило, оснащают велосипеды, предназначенные для легкого передвижения по пересеченной местности. Вилки такого типа довольно просты в производстве и надежны. Они обеспечивают неплохую амортизацию.
  2. Двухкоронная. Считается, что самым слабым местом горного велосипеда является «корона». Поэтому на некоторые вилки ставят сразу две короны для пущей жесткости. Байки с двухкоронными вилками используют для скоростного спуска с гор.
  3. Перевернутая. Конструктивно такая вилка является зеркальной копией обычной – «штаны» прикреплены к штоку, а «ноги» вставляются в них снизу. Эта конструкция с одной стороны выдерживает большую нагрузку, а с другой – отлично нивелирует неровности. Чаще всего, перевернутые вилки горных велосипедов используются для прыжков с большой высоты.
  4. Одноногая. Это наименее распространенный вариант конструктивного исполнения вилки на велосипед, тем не менее он имеет место. Установить ободной тормоз на такую вилку невозможно, зато она позволяет менять камеру без демонтажа колеса.

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Амортизация

Данный процесс осуществляется в вилке при помощи пружины и демпфера. Несложно догадаться, что при наезде колеса на препятствие, пружина сжимается, нивелируя удар. Ну а демпфер играет противоположную роль.

Он необходим для того, чтобы после удара не произошло отскока – резкого возврата пружины на исходное положение. Оба элемента названы условно. То есть пружина, к примеру, — это не всегда металлическая спираль.

Ее функции могут выполнять различные вещества, в том числе и воздух.

В зависимости от типа пружины и демпфера, велосипедные вилки бывают:

  1. Пружинные. В таких вилках на велосипед, демпфер отсутствует. В качестве основного элемента здесь выступает простая стальная пружина. Несмотря на простоту конструкции, ездить с такой вилкой по неровной дороге, гораздо комфортнее, чем с жестким аналогом.
  2. Пружинно-эластомерные. В этих вилках, в тандеме со стальной пружиной работает демпфер. В качестве последнего используется эластомер – элемент, выполненный из мягкой пластмассы. Такой демпфер неплохо выполняет свои задачи, но мало служит. Из-за быстрого стирания, эластомера хватает всего на сезон боле или менее активной езды.
  3. Воздушные. В таких вилках, воздух выступает одновременно пружиной и демпфером. Малый вес такой конструкции является ее главным достоинством. Недостатки у воздушных амортизаторов также присутствуют. Среди них отмечают подтравливание воздуха в холодную погоду и отсутствие настройки. Накачка воздуха в вилки такого тип производится с помощью велосипедного насоса высокого давления.
  4. Масляно-воздушные. Этот тип вилок считается самым лучшим. Роль пружины играет воздух, а роль демпфера – масло. Благодаря плавному восстановлению воздуха после сжатия, масло перетекает из одной секции в другую. Такие вилки считаются оптимальными в плане веса и отличаются большим количеством настроек.
  5. Масляно-пружинные. Как можно понять из названия, в этих вилках пружинным элементом является стальная пружина, а демпфером – масло. Амортизаторы такой конструкции имеют наибольший вес. Есть у них и весомое преимущество – отличные амортизационные показатели и плавность хода.

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Регулировка вилки велосипеда

В зависимости от типа и качества вилки, количество ее регулировок может варьироваться. Так как в жестких моделях регулировать нечего, речь здесь идет сугубо про подрессоренные модели. Итак, рассмотрим основные регулировки вилки на велосипед:

  • Preload. С английского языка данный термин переводится как «предзагрузка». Масса велосипедистов бывает разной, а изначальная нагрузка на пружину у всех одинакова. Выставить ее можно с помощью этой регулировки.
  • Rebound. Данная регулировка позволяет задавать скорость восстановления (возврата) пружинного элемента в исходное состояние.
  • Compression. Этот тип настройки амортизатора противоположен предыдущему – задает скорость сжатия пружины.
  • Lockout. Дает возможность блокировки амортизатора. Эта регулировка очень полезна, так как она делает из подрессоренной вилки жесткую. Данная функция реализовывается разными путями. На самых дорогих вилках блокировка автоматически отключается при сильном ударе колеса о препятствие. Неавтоматические системы предполагают дезактивацию блокировки с помощью специального переключателя, выведенного через тросик на руль.
  • Длина хода амортизатора. Полезная регулировка для тех, кто эксплуатирует свой байк на разных дорогах и умеет ездить в разных стилях. Чем активнее езда и хуже дорога, тем более нужно выставлять ход вилки. Переключатели, отвечающие за такую настройку, как правило, устанавливаются на «ногах».

Ремонт вилки велосипеда

Работы по замене сальников, уплотнительных деталей, масла, а также по устранению поломки одного из компонентов вилки, сопровождаются ее полной или частичной разборкой.

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Прежде чем приступить к разборке, нужно разобраться, как снять вилку с велосипеда. Делается это довольно просто. Сначала нужно перевернуть байк колесами вверх и снять с него переднее колесо. Затем можно демонтировать руль, вместе с выносом и рулевой трубкой.

Читайте также:  Как снять цепь с велосипеда без выжимки и без замка на горном скоростном велосипеде - видео

Теперь пришло время снять саму вилку. Важно проследить, чтобы в процессе ее демонтажа не потерялись шарики из подшипников. Опорный конус со штока вилки снимается любым острым предметом. Пришло время выяснить, как разобрать вилку велосипеда.

Рассмотрим эту процедуру на примере пружинно-эластомерной подвески.

Разборка включает такие этапы:

  1. С помощью шестигранников выкручиваются нижние крепежные болты.
  2. Выкручивается болт, регулирующий силу пружины (важно запомнить его ход).
  3. Извлекается эластомер.
  4. Откручиваются болты и отделяются «штаны».
  5. Из «штанов» с помощью отвертки извлекаются пыльники и выкручиваются башинги.

Промыв все компоненты керосином их нужно проверить на целостность. Затем поврежденные элементы заменяются, а нуждающиеся в смазке – смазываются. Сборка вилки производится в обратном порядке.

Профилактика и уход

Профилактический осмотр вилки производится для того чтобы предупредить серьезные поломки.

Он включает в себя проверку:

  1. Состояния «дропаутов».
  2. «Ног» на предмет вмятин и других повреждений.
  3. Пыльников на предмет повреждений и течей.
  4. Давления в воздушных камерах.
  5. Состояния всех крепежей.

Кроме того, за вилкой нужно ухаживать, а именно:

  1. Чистить и смазывать «ноги» через каждые 100-150 км.
  2. Разбирать и полностью смазывать сальники каждые 500-1000 км.
  3. Менять масло (если его наличие предполагает конструкция) каждые 4000-5000 км.

Как регулировать preload на вилке велосипеда (регулировка мягче/жестче)

Амортизационная вилка — один из важнейших компонентов любого горного велосипеда.

От состояния и функциональности данного элемента зависит поведение байка на любой поверхности, отличной от гладкого и ровного асфальта.

Чтобы максимально эффективно использовать возможности маунтинбайка, необходимо знать, как отрегулировать жесткость вилки велосипеда и произвести необходимые настройки этого компонента.

Разновидности и комплектация амортизационных вилок велосипеда

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Чаще всего амортизатор состоит из 4 основных компонентов:

  • Верхняя часть (в народе называют «ноги»). От плавности хода этого компонента зависит отработка мелких неровностей на дороге.
  • Демпфер представляет собой регулируемую внутреннюю часть «ног», которая имеет несколько вариантов настройки.
  • Шток с короной вилки. На данные механизмы приходится основной процент нагрузки со стороны рулевой трубы.
  • Нижняя часть, которая в народе носит название «штаны», наполняется маслом и тоже имеет несколько вариаций настройки.

Нынешнее разнообразие велосипедов породило не менее разношерстную комплектацию байков. Производители постоянно работают над тем, чтобы профессиональные спортсмены и рядовые велолюбители смогли получать удовольствие от эксплуатации горных велосипедов. Поэтому сегодня можно выделить отдельную классификацию вилок по их типу:

  1. Пружинные и пружинно-эластомерные. Оборудование данного типа чаще встречается на бюджетных байках. Ремонт и обслуживание не вызывает затруднений, но такая вилка очень плохо отрабатывает незначительные неровности. В качестве основания используется самая обыкновенная пружина. Механизм легко загрязняется и, как правило, не предусматривает широкого спектра настроек. Обслуживание такого механизма сводится к простой замене пружины. Оба типа крайне уязвимы к низким температурам.
  2. Воздушные вилки. Оптимальное сочетание цены и простоты обслуживания в сочетании с малым весом (актуально для тех, кто хочет уменьшить вес велосипеда). Сжатый воздух в герметичной камере выступает в качестве амортизатора, а иногда и выполняет функцию демпфера. Езда на таких вилках гораздо комфортней, но есть несколько нюансов. Впрочем, бережная эксплуатация и своевременный уход обеспечат долгий срок службы механизма.
  3. Пружинно-масляные вилки. Это оптимальный вариант для агрессивного использования велосипеда. Механизм состоит из масляного картриджа и пружины из титана или стали. Это наиболее продуктивные и износостойкие вилки, которыми чаще всего комплектуются велики от известных производителей (например, Land Rover) для профессиональных спортсменов.

С учетом классификации можно сделать вывод о том, что правильная настройка жесткости обеспечивает не только комфорт от катания по пересеченной местности, но и выносливость механизма и его долговечность.

Виды регулировок

Сразу скажем, что данная информация распространяется по большей части на оборудование среднего и высокого уровней — бюджетные модели не имеют несколько вариаций настройки, а обычно эксплуатируются со стандартными заводскими режимами.

Современные производители амортизационных вилок для профессиональных горных велосипедов и байков среднего уровня предлагают потребителям мануал, в котором содержится вся необходимая информация по настройкам. Распространенные типы регулировок:

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

  • Предварительная нагрузка (preload). Данный тип встречается практически во всех моделях амортизационных вилок. Чаще всего находится в верхней части «ног» и определяет просадку вилки под весом велосипедиста в статичном положении (сэг). В бюджетных моделях очевидного влияния на характеристики вилки не оказывает. В более дорогих велосипедах данный показатель следует настроить на 10-20% от общего хода вилки. На изделиях пружинного типа достаточно поджать или заменить пружину деталью с другой степенью жесткости. На воздушных моделях — изменить давление в позитивной камере.
  • Отскок (rebound). Регулировка определяет скорость, с которой вилка возвращается в обратное состояние после сжатия. Это важная настройка, которая позволяет отрегулировать механизм в зависимости от специфики определенного грунта. Для шоссе и ровных асфальтированных дорог можно настроить медленную скорость отскока. Во всех остальных случаях следует регулировать вилку с учетом личных предпочтений и особенностей дороги. Продвинутые модели могут самостоятельно калибровать скорость отскока, простейшие вилки не предусматривают возможность регулировать данный показатель.
  • Скорость сжатия (compression). Параметр, который отвечает за скорость сжатия вилки вследствие удара от поверхности. Различают 2 типа: высокоскоростное и низкоскоростное сжатие. Последнее (Low-compression) — одна из самых главных и распространенных регулировок, которая позволяет максимально точно настраивать особо чувствительные вилки при обработке мелких неровностей на дороге, нивелировать раскачку при вращении педалей, а также перераспределять вес при вхождении в поворот и т.д. Высокоскоростное сжатие (high-speed compression) отвечает за регулировку вилки на более заметных дефектах трассы (например, во время приземления с трамплина). Данный тип настройки встречается в амортизационных вилках, предназначенных для экстремальных велосипедов.
  • Регулировка длины хода вилки. Примитивный вариант представляет собой блокировку вилки механическим образом. Встречается даже на самых дешевых моделях. Более усовершенствованные механизмы имеют функцию постепенного изменения хода, что существенно расширяет сферу использования байка на любых трассах.
  • Пружина сжатия (positive spring). В простейших механизмах находится в верхней части «ноги» (так называемые «пластиковые барашки», которые могут присутствовать на одной или обеих сторонах ног). С помощью данной регулировки можно обеспечить приемлемый сэг. В механизмах среднего и высокого ценового диапазона, чтобы существенно изменить жесткость сжатия, придется заменить пружину. В воздушных амортизаторах настройка происходит путем изменения воздуха в позитивной камере.
  • Пружина отбоя (negative spring). Регулировка позволяет откалибровать реакцию вилки на мелкие неровности. Настройка пружины, работающая на отбой, гораздо проще осуществляется на вилках с воздушной негативной камерой.

Большинство амортизационных вилок имеют функцию блокировки. Она необходима при езде в гору или по длинным прямым участкам.

Важно своевременно включать данный функционал, дабы исключить вероятность удара по рукам при наезде на неровный участок дороги. Правильная настройка амортизатора — залог комфортного катания и «здоровья» велосипеда.

Кстати, пружины известных производителей отличаются в цветовом исполнении, что соответствует различным степеням жесткости.

Регулировка жесткости вилки велосипеда

Данный параметр позволяет откалибровать мягкость амортизатора. Стандартно располагается в верхней части «ног». В своем обычном положении демпфер гасит колебания, сохраняя жесткость пружины на ровной дороге. Регулировка позволяет настроить расстояние между верхней и нижней точкой максимального давления. Различают несколько видов нагрузки:

  1. Минимальная жесткость. Мягкий ход вилки провоцирует появление дискомфортных ощущений по причине резких колебаний пружины во время вращения педалей.
  2. Высокая жесткость. Не самый лучший параметр, поскольку регулировка не позволяет амортизатору качественно обрабатывать мелкие неровности.
  3. Оптимальная настройка. Это золотая середина, где вилка максимально качественно гасит удары, улучшая динамические характеристики велосипеда.

Правильная настройка соблюдается, если после посадки райдера на байк остается приблизительно 70% хода вилки от ее полного показателя. Большое значение имеет и тип амортизатора. Например, в воздушных вилках степень жесткости калибруют путем подкачки воздуха, в пружинных — поджимают или меняют пружину, в простых моделях изменение жесткости существенных изменений не продемонстрирует вообще.

Настройка компрессии

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Этот параметр предназначен для калибровки скорости сжатия переднего амортизатора и обеспечивает равномерный его ход и плавный отскок назад. Настройка сводится к регулировке скорости сжатия вилки под воздействием удара от неровных поверхностей. Механизмы среднего и профессионального уровней имеют 3 варианта настройки:

  1. Низкоскоростная. Позволяет уменьшить чувствительность механизма на мелких неровностях, но в то же время и качественно гасит мощные удары.
  2. Высокоскоростная. Грамотная калибровка обеспечивает эффективную обработку мельчайших неровностей, но при последующих за ними сильных ударах вилка легко пробивается.
  3. Блокировка. Это режим тотальной жесткости, который можно использовать во время езды по абсолютно ровным участкам.

Некоторые механизмы с воздушной пружиной имеют функцию настройки отдельно в каждой камере. Это очень удобно в конструкции велосипедов для леса и города, когда гладкий асфальт сменяется легким бездорожьем, плавно переходящим в рыхлый грунт.

Регулировка скорости отскока

Данная функция не встречается на бюджетных механизмах. Скорость отскока — это время, за которое вилка возвращается в исходное положение, чтобы обрабатывать дальнейшие препятствия. Параметры настройки:

  • На шоссе и ровных участках дороги лучше выставить медленный отскок.
  • Во всех других случаях следует регулировать скорость с учетом рельефа и личных предпочтений.

В любом случае скорость отскока должна быть оптимальной, дабы избежать неприятных ударов по кистям. При правильной настройке удары гасятся, а не «выстреливают» в руки, а вилка успевает разжаться для преодоления следующего препятствия.

Читайте также:  ПДД велосипедиста на дороге, штрафы за нарушения

Алгоритм выстраивания отскока на ходу:

  • найти участок с небольшими неровностями;
  • настроить вилку на самый медленный отскок;
  • увеличить скорость движения, чтобы определить силу удара в руль;
  • откалибровать вилку до того уровня, пока не прекратятся удары в руки.

Важно при этом чтобы удары от неровностей приходились на амортизатор, а не на руль или переднее колесо. И еще один важный момент — настраивать вилку сразу не рекомендуется.

Следует придерживаться определенной последовательности: предварительная нагрузка (жесткость вилки) — компрессия — отскок.

Только кропотливая и тщательная настройка амортизационной вилки позволяет найти идеальный баланс и получить еще больше удовольствия от езды по пересеченной местности.

Советы

В техническом плане уход за данным механизмом не отличается особой сложностью. При наличии определенных навыков и некоторых инструментов все работы можно выполнить самостоятельно. Обозначим несколько этапов:

  1. Демонтаж вилки велосипеда. В целом, ничего сложного здесь нет — нужно только разобраться в особенностях крепления.
  2. Чистка механизма. Любая грязь, пыль и песок, попавшие внутрь амортизатора, в скором времени приведут к сбоям в его работе и, возможно, к поломке. Поэтому чистка и смазка вилки должны стать обязательной процедурой, которую желательно повторять один раз в год.
  3. Замена масла и смазывание пружины. Желательно выполнять каждый сезон и использовать исключительно проверенные составы от известных производителей.

Опытные мастера по ремонту советуют не затягивать с обслуживанием амортизационной вилки при появлении самых первых «звоночков» в виде специфических звуков или появления нетипичных ударов. Оперативное вмешательство позволит избежать более серьезных проблем и полной замены всего механизма.

Заключение

В настройке амортизационной вилки нет ничего сложного. Качественная калибровка позволяет эффективно преодолевать бездорожье и использовать байк в щадящем режиме. Своевременное обслуживание амортизатора существенно увеличивает срок его эксплуатации и снижает вероятность появления серьезных проблем.

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Юлия Салтрукович

Как снять вилку велосипеда и ее настройка

Регулировка пружинного переднего амортизатора велосипеда, его хода и жесткости

Предназначение передней вилки априори одно. Передняя вилка смягчает дорожные ухабины, малейшие недочёты асфальта, скачки при прыжках. Фиксированных вилок советских и современных шоссейных велосипедов, естественно, это не касается.

При выборе вилки не стоит экономить на ёё цене, поскольку столь важная деталь определяет качество катания. Важно учитывать наличие амортизации, настройки должны быть гибкими.

Соблюдение подобных параметров весьма положительно сказываются на дальнейшем катании. Так, жёсткую пружинную вилку следует приобрести для передвижения по городу.

А вот кратковременное путешествие по лесному массиву предполагает фатальное завершение для этой механики.

Из чего состоит вилка велосипеда

Символически вилка состоит из четырёх блоков:

  1. Амортизатора – детали, на которую производится основная нагрузка вследствие смягчения при возможных препятствиях. Амортизаторы переходят из пружины в одной точке модели до герметичной камеры в иной части.
  2. Демпфера – амортизации незначительных ухабистостей, предполагающих скорую обработку.
  3. Корпуса, несущего основную нагрузку касательно рулевой трубы, тех же шатунов, соединителя (коронку) рулевой трубы с шатунами, нижней амортизационной секции шатунов (работа ног), гориллы (место соединения ног).
  4. Фурнитуры – переключателей с параметрами относительно короны, ног, комплекта крепящих элементов для колёсной оси с тормозами, пыльников с манжетами для обеспечения защиты механизмам.

Описанная структура может несколько меняться в нестандартной сборке вилки. Так, передние вилки перевёрнутой конструкции отличаются направлением шатунов непосредственно вниз. Подобная конструкция предполагает амортизацию большего количества мелких ухабин, увеличивая в то же время на обслуживание и, соответственно, вес. Рассматриваемый механизм подвергается довольно быстрому загрязнению.

Типизация вилок велосипеда

Вилки велосипеда классифицируются по типу на фиксированный и амортизационный. Поскольку фиксированные вариации не требуют особых задач, рассматриваться будут непосредственно амортизационные вилки.

Пружинного типа

Этот вариант относится к базовому уровню и используется преимущественно в дешёвых веломоделях. В продаже занимает второстепенное значение. Зачастую выступают в роли запчастей при ремонте. Поскольку их конструкция не способна выполнять назначение демпфера, пропускаются все мелкие ухабины.

В качестве основы этой вилки выступает обыкновенная пружина внутри шатуна. Подобная конструкция уязвима к попаданию грязи при эксплуатации.

Обслуживание пружинной вилки ограничено – меняется лишь сама пружина. Настройка пружинной вилки недоступна, возможна только блокировка.

Пружинный вариант подходит для начального уровня либо используется как дешёвая альтернатива при недостатке денежных средств.

Пружинно-эластомерного типа

Механика идентична предыдущему типу, только пружину заменяет полимерный стержень, функционирующий как демпфер. Качество стержня зависит от материала, из которого изготавливается сама деталь. Амортизационное действие незначительно заменяется демпферной функцией. Полимерный стержень способен обеспечить относительно низкую степень от эксплуатации вилки.

Совет. Не следует пользоваться вилками пружинного и эластомерного типов. Их уязвимость обуславливается неустойчивостью к деградации функций при низкой температуре.

Воздушного типа

Воздушная амортизационная вилка объединяет в себе демократичную стоимость и адекватное обслуживание.

Сжатый, накачанный насосом, воздух в герметичной камере выступает одновременно в роли амортизатора и хорошего демпфера.

Воздушная амортизация обеспечивает комфортную езду на велосипеде и соответствует многим дорогим конструкциям. Тем не менее для горного байка следует отдать предпочтение механизм повышенной прочности.

К недостаткам воздушного типа относится его подготовка и срок службы. Настроить вилку можно при условии давления в камере. Узкая камера требует частого накачивания. Механизм отличается непродолжительным сроком службы, тем более при агрессивных катаниях.

Масляно-воздушного типа

Амортизационные функции и демпфер несколько разобщаются между масляным картриджем и воздушной камерой. Назначение пружины симметрично предыдущему типу. Главную роль здесь играет масляный блок. Выбор учитывается в соответствии со строением картриджа и маркой масла.

Подобная конструкция идеально сочетается с кросс-кантри и постоянным катанием. При условии больших нагрузок по горному склону зачастую пасует. Служит несколько меньше, чем пружинные механизмы.

Масляно-пружинного типа

Всеобще признан безупречным вариантом, где объединяется масляный картридж со стальной пружиной. Масляно-пружинные вилки устанавливаются преимущественно на спортивные байки. Учитывая разную себестоимость, масляно-пружинный тип допускается заменить на масляно-воздушную конструкцию.

По сравнению с воздушными вилками, настройки пружинного типа более низкие. Но сама пружина здесь высокого качества, благодаря чему даже при условии предполагаемой жёсткости механизм имеет весьма продолжительный срок службы.

Инновационные технологии принесли лучшее спортивное сочетание – масло и пружинная амортизация. Более совершенной комбинации в велосипедной индустрии нет.

Параметры настроек

На количество настроек напрямую влияют два фактора: тип и производитель. Поскольку всеобщих критериев настроек не предусмотрено, смотрим таблицу.

LockOut
Preload
Compression & Rebound
Extension control
Для блокировки хода Определение предварительной нагрузки Параметры скорости сжатия и настройка возврата Определение длины хода
Обычно блокировка предусмотрена на каждой вилке. Переключателем пользуются преимущественно при эксплуатации велосипеда. Функцией не злоупотребляют из-за возможности получения серьёзного удара по рукам при наскоке даже незначительной кочки. В противном случае высока вероятность поломки переключателя. Зачастую настройка предварительной нагрузки производится с помощью внешнего переключателя. В отдельных моделях просто меняется пружина. Корректная настройка обеспечивает хорошую амортизацию – оптимальную жёсткость пружины. Новая пружина в спортивном байке регулируется степенью жёсткости, которая помечена цветом. Подобная регулировка касается преимущественно вилки повышенного уровня. Двустороннее положение переключателя (возле ног) обеспечивает возможность регулировки скорости возврата и оказывает сжатию сопротивление. Регулируют преимущественно возврат. При прыжках и для даунхиллов требуется умеренный возврат. Катание предполагает более быстрый для сохранения сцепления. Аналог расширенного варианта блокировки. Так, для сглаживания ухабин 100 мм уровень подходит при интенсивной езде в 150 мм. Злоупотребление этими переключателями чревато аналогичными последствиями блокировки. Активная нагрузка может повлечь за собой поломку переключателя. Вид настройки предполагают лишь единичные модели.

Обслуживание вилки

Обслуживание вилки предполагает соблюдение трёх этапов:

Съём передней вилки

Процесс несложный, достаточно понимать виды крепления:

  1. Крепление без резьбы. Стандартная технология, поддерживаемая всеми производителями. За счёт верхнего подшипника держится рулевой вынос, который закрепляет якорь (расширяющуюся трубку). Якорь, в свою очередь, размещается в рулевой трубе вилки и привинчивается в двух местах. Чтобы снять саму вилку, нужно просто отвинтить эти болты.
  2. Резьбовое крепление. Способ применялся ещё с давних времён на детских механизмах. Зажим верхнего подшипника производится гайкой, конусом, шайбой с усиком и контргайкой. Очень легко снимается, при этом фиксируется намного сложнее. При условии работы под большой нагрузкой в скором времени образуется люфт.

Чистка механизма

Адекватная эксплуатация велосипеда заключается в соблюдении чистоты всех пыльников, кожухов, поверхностей труб. Грязная изоляция влечёт за собой различные повреждения, вследствие чего засоряется и портится сам внутренний механизм.

Важно! При содержании масла в механизме чистить его следует осторожно, чтобы жирное вещество не попало на поверхность. Заметные масляные подтёки приводят к скорому ремонту. Замасленный механизм при дальнейшей эксплуатации может частично или полностью выйти из строя.

Замена масла и пружины, наполнение воздухом

Масло нужно менять:

  • каждый сезон;
  • с учётом стиля катания;
  • при любом ремонте;
  • если производится много настроек.

Фирменное масло – в приоритете. Предпочтение лучше отдать силиконовым и прозрачным консистентным смазкам.

Активное катание, различные трюки, экстремальные гонки на даунхиллах способствуют снижению пружинных свойств. При необходимости замены следует учитывать тип конструкции. Пружина меняется строго по инструкции, прилагаемой производителем. Собрать переднюю вилку сложнее, чем разобрать.

Недостаток воздуха в масляно-воздушных и воздушных вилках пополняется не так часто, как в камерах. Процесс накачивания несложный и состоит из контроля давления и последовательности действий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector