Передачи на велосипеде: как правильно переключать планетарную и цепную заднюю и переднюю передачу

Скоростной велосипед был специально разработан для горного рельефа, но для него нашлось применение и в обычных поездках по городу. Кататься на такой модели могут как новички, так и профессиональные спортсмены.

Многие начинающие не знают, как переключать скорости на велосипеде, имеют расплывчатое понимание механизма работы и не пользуются его преимуществами.

Незнание элементарных правил может привести к поломке, поэтому каждый должен ознакомиться с ними.

Назначение и устройство переключателя скоростей

Два переключателя скоростей на велосипеде находятся на руле — это шифтеры (манетки). Они отвечают за перемещение цепи с одной «звездочки» на другую. Шифтер, находящийся слева, осуществляет переключение на велосипеде скоростей между передними звездами. Их считают от малой к большей. Второй шифтер, который расположен справа, отвечает за перекидывание цепи между задними звездами.

Существует два типа переключения передач на велосипеде — внешний и внутренний. Городские модели чаще всего оборудуют вторым, он находится в планетарной втулке. Такие велосипеды имеют от 3 до 7 передач.

Данный механизм выдерживает неблагоприятные условия, правильное переключение происходит без вращения педалей.

У планетарных втулок есть пара минусов — большой вес и невозможность ремонта в полевых условиях из-за сложного устройства.

На горном велосипеде производители часто используют механизм внешнего переключения. У левой манетки есть рамка, внутри которой находится цепь. Она сдвигает ее на нужную звезду, и передачи на велосипеде переключаются. Правая манетка оборудована возвратной пружиной. В одном направлении переключение происходит благодаря тросику, а в противоположном — пружиной.

Натяжитель цепи автоматически устраняет провисание и препятствует ее слету со звезд. Плюсы такого строения в том, что оно простое, дешевое, мало весит и имеет большее количество передач по сравнению с внутренним механизмом переключения. Существенный минус — ездить под дождем или по грязи на велосипеде нельзя.

Время от времени приходится регулировать и обслуживать механизм, опасность поломки у него выше, чем у внутреннего.

Передачи на велосипеде: как правильно переключать планетарную и цепную заднюю и переднюю передачуПереключатели на руле — шифтеры, или манетки
Передачи на велосипеде: как правильно переключать планетарную и цепную заднюю и переднюю передачуВнешний
Передачи на велосипеде: как правильно переключать планетарную и цепную заднюю и переднюю передачуПланетарная втулка с внутренним переключателем

Выбор передачи

Некоторые владельцы не знают, как определить, сколько скоростей на велосипеде. Правильно считать количество ведущих и ведомых звезд, а затем перемножить цифры. Получится искомое значение, оно зависит от выбранной модели. К примеру, у «Стелса» 3 звезды спереди и 6 сзади. Значение 18 для этой модели максимально.

Но надо учитывать, что фактически число используемых передач меньше. Для комфортной езды по всем видам поверхностей количество скоростей на велосипеде не должно превышать 12. Комбинации звезд, которые приводят к перекосу цепи, использовать не стоит, ведь элемент может слететь или деформироваться.

Варианты переключения передач не обязательно заучивать, достаточно следить за положением цепи и избегать ее перекрещивания.

Главное, на что стоит обратить внимание при выборе скорости, это особенности модели, рельеф местности и личные предпочтения велосипедиста. Чтобы было проще, стоит ознакомиться с таблицей. В ней приведены рекомендованные значения на примере модели «Стелс» с 18, 21, 24 скоростями соответственно.

Рекомендации для велосипеда с 18 скоростями

Действие Левый шифтер Правый шифтер
Подниматься в гору на велосипеде 1 1-3
Ехать по ровной дороге 1-2 2-4
Спускаться с горы 2-3 3-6

Рекомендации для велосипеда с 21 скоростью

Действие Левый шифтер Правый шифтер
Подниматься в гору 1 1-3
Ехать по ровной дороге 1-2 3-5
Спускаться с горы 2-3 6-7

Рекомендации для велосипеда с 28 скоростями

Действие Левый шифтер Правый шифтер
Подниматься в гору 1 1-4
Ехать по ровной дороге 1-2 3-6
Спускаться с горы 2-3 7-8
  • Передачи на велосипеде: как правильно переключать планетарную и цепную заднюю и переднюю передачу
  • Передачи на велосипеде: как правильно переключать планетарную и цепную заднюю и переднюю передачу
  • Передачи на велосипеде: как правильно переключать планетарную и цепную заднюю и переднюю передачу

Инструкция по регулировке

В процессе активной эксплуатации велосипеда могут проявиться проблемы с переключением скоростей. Бывают случаи, когда цепь не перекидывается на нужную звездочку или, наоборот, соскакивает с выставленной передачи. Пользоваться велосипедом становится опасно. Решить такую проблему возможно в домашних условиях, главное, четко следовать этапам инструкции.

Рекомендуется настраивать сразу оба переключателя.

Этапы настройки заднего переключателя:

  1. Перемещение цепи на меньшую звезду.
  2. Ослабление троса методом откручивания винта фиксации.
  3. Поиск винта с пометкой в виде буквы «H».
  4. Регулировка до положения, когда меньшая звезда находится напротив рамки с роликами.
  5. Затягивание троса.
  6. Выполнение перемещения цепи на большую звезду кассеты.
  7. Поиск винта с пометкой в виде буквы «L».
  8. Регулировка до положения, когда звезда находится напротив рамки.

Этапы настройки переднего переключателя:

  1. Перемещение цепи на меньшую звезду.
  2. Ослабление троса откручиванием винта фиксации.
  3. Поиск винта с пометкой в виде буквы «L».
  4. Регулировка до положения, когда цепь находится между пластинами рамы, но не касается их.
  5. Затягивание троса.
  6. Выполнение перемещения цепи на большую звезду кассеты.
  7. Если цепь все равно касается стенок рамки, повтор шага 4 с использованием винта с пометкой «H».

Особые рекомендации и правила переключения скоростей от самих производителей:

  1. Скорость должна переключаться во время движения, при вращении педалей надо ослабить нагрузку. Так перемещение цепи произойдет плавнее.
  2. Не все переключения скоростей на велосипеде безопасны. Нельзя менять скорости левой манеткой во время подъема куда-либо. При этом крутить педали станет очень тяжело или, наоборот, слишком легко, и байк перестанет ехать вверх. Оба исхода приведут к падению.
  3. Катаясь по холмистой местности, велосипедист должен выставить скорости перед тем как заедет на возвышенность, чтобы взгляд во время спуска лишний раз не отводился от дороги.
  4. Выставить значения переключателей желательно перед началом движения.
  5. Нельзя перебрасывать цепь через несколько звезд сразу, она может слететь.

Посторонние звуки во время переключения говорят о том, что цепь не перебросилась и нужно дожать шифтер.

Следует регулярно проводить оценку состояния двухколесного транспорта. Перед поездкой на горном велосипеде обязательно нужно проверять наличие всех креплений, при необходимости подтянуть их и смазать. Также важно убедиться, что исправно работает система тормозов.

Проверка надежности рулевой вилки, седла и амортизаторов тоже должна войти в привычку. После каждого заезда рекомендуется проводить осмотр спиц, звездочек и ободьев. Протирать втулки колес нужно даже в том случае, если все остальные части на скоростном велосипеде чисты.

Для ухода за цепью рекомендуется приобрести цепомойку, но можно обойтись без нее и использовать щетки. После мытья деталь обязательно нужно смазать. Каждая звездочка после дождливой погоды должна быть очищена.

При соблюдении этих простых рекомендаций велосипеды со скоростями прослужат верой и правдой не один год.

Передачи на велосипеде: как правильно переключать планетарную и цепную заднюю и переднюю передачуНюансы настройки заднего переключателя
Передачи на велосипеде: как правильно переключать планетарную и цепную заднюю и переднюю передачуСхема регулировки переднего переключателя
Передачи на велосипеде: как правильно переключать планетарную и цепную заднюю и переднюю передачуВыставить все нужные значения требуется перед началом движения
Передачи на велосипеде: как правильно переключать планетарную и цепную заднюю и переднюю передачуСкорость правильно переключать уже во время езды

Видео

Как правильно переключать передачи велосипеда

Сегодня я посвятил статью переключению передачи велосипеда. У моей машины пять передач. Первый велосипед, который у меня был, имел только одну передачу, и я был безумно счастлив, когда в подростковом возрасте купил велосипед с тремя передачами. Но что же делать с велосипедом, у которого 20 или 30 передач?

Первое, о чем спрашивают люди, когда узнают, что у меня «правильный» велосипед, звучит так: «Оооо, а сколько у него передач?».

Конечно, когда я говорю, что их 27 (по крайней мере, в теории), они, должно быть, думают, что мой велосипед очень быстрый из-за количества передач. На самом деле, он быстрый, потому что на нем ездит такой атлетичный человек, как я (ха-ха, хотелось бы верить).

Количество передач никак не влияет на скорость велосипеда. Оно лишь должно делать его более эффективным в различных ситуациях.

Что такое система ведущих звезд и кассета велосипеда?

Передачи на велосипеде: как правильно переключать планетарную и цепную заднюю и переднюю передачу

Я думал, что кассета – это устройство из 1980 года, которое унылые подростки тогда использовали для записывания сентиментальных песенок в подарок девушкам. По крайней мере, так делал я.

А вы? А вот в велосипедном спорте кассета – это термин, обозначающий шестеренки (черт возьми! Не шестеренки, а звездочки!) на заднем колесе.

Кассета может иметь до 11 звездочек с различным количеством зубьев.

Если вы действительно увлекаетесь велосипедами, то сейчас вам будет очень интересно. Остальным, вероятнее всего, будет немного скучно, поэтому вы можете даже пропустить следующий абзац. А я все же расскажу об этом. Количество зубьев каждой звездочки влияет на то, как соотносятся передачи велосипеда.

Чаще всего на велосипедах устанавливают звездочки моделей от 11-23Т до 11-33Т. Это означает, что кассета имеет 11 звездочек, каждая из которых имеет от 23 до 33 зубьев в зависимости от модели.

Часто встречается довольно сбалансированная модель 11-28Т, но, конечно, чем больше количество зубьев, тем «ниже» будет первая передача, значит, легче будет взбираться на холм на велосипеде (а это ведь ХОРОШАЯ вещь!).

Понятие «система ведущих звезд» объединяет цепные звездочки, которые находятся спереди велосипеда (относительно кассеты) рядом с местом, куда крепятся педали. Можно купить велосипед с двойной системой ведущих звезд, что означает наличие двух цепных звездочек, а также с тройной системой.

Вы, конечно, догадались, что в этом случае у велосипеда будет три цепные звездочки. Они могут иметь разное количество зубьев и здесь будет действовать правило, обратное тому, что применяется относительно кассеты. Чем меньше зубьев имеет цепная звездочка, тем «ниже» будет передача.

Запутались? Это объяснимо.

Читайте также:  Зачем нужны велосипедные грипсы, и какими они бывают - всё о велоспорте

Конечно, до тех пор, пока вы не решите повысить количество передач или купить велосипед в профессиональных целях, вам не стоит особенно заморачиваться о том, как именно соотносятся передачи. Большинство дорожных велосипедов имеют соотношение, которое в 99% случаев работает хорошо. Поэтому пойдем дальше!

Как пользоваться переключателем передач на велосипеде

Передачи на велосипеде: как правильно переключать планетарную и цепную заднюю и переднюю передачу

В старые добрые времена нужно было использовать всего два небольших переключателя, закрепленных на раме велосипеда, чтобы менять передачи. Прокрутил их до тех пор, пока цепи не перестали смещаться, и готово.

Как далеко зашел прогресс! Когда я впервые попытался поменять передачу на моем велосипеде, у меня ушло полчаса на то, чтобы понять, как именно работает переключатель передач и как он связан с тормозами.

Ага!

Итак, есть два переключателя. Правый относится к задней кассете, а левый – к системе ведущих звезд спереди. Примечательно, что крутятся переключатели в обе стороны!

Правый переключатель вы будете использовать чаще, так как он контролирует кассету сзади.

Нажимая на него и крутя его вниз (или двигая), вы сдвигаете цепь на звездочки с меньшим диаметром, а передача меняется на более высокую, то есть ваши ноги будут двигаться медленнее.

Соответственно, движение переключателя в обратном направлении смещает цепь на более низкую передачу, и ваши ноги должны двигаться быстрее.

Перемещая левый переключатель вниз, вы смещаете цепь на переднюю звездочку меньшего размера, и ноги двигаются быстрее. Переключая его в другую сторону, вы получаете обратный результат.

Все еще не разобрались?

Все не так плохо, как кажется. Вы быстро привыкнете, а я приведу три примера, чтобы вам было легче это сделать:

Несколько полезных примеров

Если у вас двойная система ведущих звезд спереди, большее количество времени вы будете использовать меньшую звездочку. Большая пригодится, чтобы спускаться с горки.

Найдите оптимальный темп

Цель переключения передач состоит в том, чтобы позволить вашим ногам двигаться в оптимальном темпе и с подходящей скоростью. Темп должен быть примерно 70-100 оборотов в минуту.

Часто начинающие велосипедисты сталкиваются с тем, что крутят педали слишком медленно, оказывая чрезмерную нагрузку на мышцы. Чтобы определить наиболее подходящий для вас темп, понадобится некоторое время.

Как только вы это сделаете, вы заметите, насколько повышаются эффективность, удовольствие и скорость, если вы используете нужную передачу в нужный момент и, следовательно, едете в подходящем темпе.

Вы могли заметить, что опытные велосипедисты почти постоянно переключают передачи, немного изменяют их то тут, то там и постоянно находятся в поиске идеального темпа. Очевидно, что дорожные и погодные условия постоянно меняются, поэтому и передачи тоже постоянно нужно переключать.

По существу, вам нужно стараться постоянно придерживаться комфортного и эффективного темпа. В этом ваша цель! Сначала это может показаться сложным, ведь в вашем распоряжении будет множество передач.

Для начала выставьте переднюю передачу на среднюю ведущую звездочку (если у вас тройная система ведущих звезд) или на меньшую (если двойная). Сконцентрируйтесь на том, чтобы выбрать наиболее подходящую заднюю передачу, освойте это.

Когда наберетесь опыта, вы сможете создавать различные комбинации передней и задней передач.

Как переключаться на подходящую передачу в нужный момент

Не забывайте, что главная цель переключения передач состоит в том, чтобы обеспечить себе подходящий темп езды. Помня это…

Смотрите вперед и переключайте передачу заранее – это одна из наиболее важных вещей, которую нужно усвоить, чтобы в нужный момент переключать передачи во время вращения педалей. Вы не сможете переключить передачу, когда ваш велосипед стоит или в момент подъема на гору, когда система передач перегружена.

Следите за тем, какие дорожные условия ждут вас впереди, и меняйте передачи в соответствии с этим. Например, когда вы подъезжаете к перекрестку, вам нужно замедлиться, то есть переключить передачу на ту, которая даст вам возможность затем легко и быстро тронуться с места.

Точно так же, когда вы приближаетесь к холму, переключите передачу до того, как начнете заезжать на него. Если вы этого не сделаете, во время подъема будет крайне трудно или даже невозможно переключить передачу, ведь система передач будет испытывать серьезную нагрузку.

Делать это легче, когда вы съезжаете откуда-либо, ведь в этот момент система передач менее загружена, но вы потеряете скорость, если будете ехать на низкой передаче слишком долго.

Переключайте одну передачу за раз – не пытайтесь переключать и переднюю, и заднюю передачу одновременно. Это создает риск сползания цепи с кассеты или, как минимум, приводит к неприятным скрипящим звукам при переключении передач и изнашиванию кассеты.

Удостоверьтесь, что вы не крутите педали назад, когда переключаете передачи – это, наверное, совет для тех, кто постарше, потому что, насколько я помню, на старых велосипедах с тремя передачами, какой был у меня в отрочестве, нужно было убрать ноги с педалей, чтобы переключить передачу. А если система переключения работала с перебоями, нужно было немного прокрутить педали назад. На современных дорожных велосипедах это, скорее всего, приведет к спаданию цепи, поэтому не делайте так!

Передачи велосипеда, которые не следует использовать

Я уже упоминал, что мой велосипед имеет 27 передач, то есть 9 звездочек на задней кассете и тройную систему ведущих звезд спереди. На самом деле, некоторые передачи будут работать практически одинаково, а несколько передач работать не будут вообще. Вернее, работать-то они будут, но цепь при этом будет издавать скрипящие звуки и быстро изнашиваться.

Вам нужно избегать ситуации, которая называется «натяжение цепи». Цепь располагается под непривычным углом, когда и спереди, и сзади находится на самых больших звездочках.

Получается, что спереди цепь расположена дальше всего от рамы велосипеда, а сзади, наоборот, ближе всего. Такое положение цепи чрезмерно растягивает ее, что часто приводит к повреждению зубьев звездочек.

Кроме того, вы, вероятно, почувствуете, что цепь будто бы немного подпрыгивает и оказывает сопротивление вращению педалей.

Такую же точно проблему вы встретите, если поместите цепь на меньшие по диаметру звездочки и спереди, и сзади.

Передачи велосипеда, которые вам на самом деле понадобятся

Я не могу сказать, сколько передач из 27 имеющихся действительно можно использовать на практике. Точно знаю, что 80% времени, которое я провожу на велосипеде, цепь спереди находится на средней кассетной звездочке. Задние передачи я переключаю часто, используя практически каждую из них, чтобы поддерживать необходимый темп езды.

Если я заезжаю на длинный и крутой склон, я переключаюсь на самую большую кассетную звездочку спереди и использую, наверное, только две или три самых маленьких звездочки сзади. Но это происходит довольно редко. Обычно этого не делаю, а использую среднюю переднюю звездочку в сочетании с самой большой задней. Так моя скорость не опускается ниже 35-37 км/ч, что меня устраивает.

На особенно больших горках я обычно использую среднюю звездочку спереди и самую большую сзади. Если попадается чересчур крутой холм, смещаю цепь на меньшую переднюю звездочку и одну из звездочек большего размера сзади (первую, вторую или третью).

По существу, я использую только 9 передач на средней кассетной звездочке и 3 на самой маленькой. Получается, что из 27 имеющихся скоростей я использую (дайте-ка мне калькулятор…) всего 15.

Я думаю, большинство велосипедистов используют систему передач именно так. По крайней мере, мне этот принцип хорошо подходит. Упрощая все сказанное, повторюсь, что вам нужно большее количество времени использовать среднюю кассетную звездочку, а на меньшую или большую переключаться тогда, когда вы заезжаете на холм или съезжаете с него.

(Полезное примечание: Недавно я сменил велосипед. Теперь у меня двойная система основных звезд. Я потратил много времени, чтобы понять, на какой из передних звезд мне удобнее поддерживать привычный темп.

Конечно, это немного раздражало меня, но я нашел решение для себя. Я переключаю только задние передачи, стараясь большее количество времени оставаться на большой передней звездочке.

Маленькую я использую только тогда, когда взбираюсь вверх по склону.

Наконец, немного о чистоте!

Передачи на велосипеде: как правильно переключать планетарную и цепную заднюю и переднюю передачу

Этот текст посвящен тому, как использовать систему переключения передач наиболее эффективно, поэтому мне просто необходимо упомянуть, что необходимо содержать ее в чистоте и тщательно регулировать.

Когда вы только начинаете ездить, система переключения передач блестит и работает очень профессионально. Чтобы она оставалась тихой, плавной и служила долгий срок, нужно, чтобы она была чистой, а не покрытой слоем грязи.

Такие системы легко собирают грязь и пыль, поэтому вы должны регулярно обезжиривать поверхности и смазывать их маслом. Так они останутся в идеальном состоянии надолго.

Читайте также:  Можно ли в электричку с велосипедом - всё о велоспорте

Аналогично, нетрудно поддерживать в порядке степень натяжения цепи и других составляющих системы переключения передач. Нужно быстро и аккуратно переключать передачи. Это поможет уменьшить время длительных поездок. Чем дольше и чаще вы переключаете передачи, тем быстрее разбалтываются переключатели.

Вы и не заметите, как вместо одного легкого толчка вам придется прокручивать переключатели, чтобы сменить одну передачу. Можно, если это необходимо, заменить детали системы переключения передач, настроить их так, чтобы передачи велосипеда переключались быстро и плавно.

  Вы заметите огромную разницу!

Переключение скоростей на велосипеде

Сначала дороже Сначала дешевле

Переключатель скоростей на велосипед является компонентом трансмиссии, который непосредственно служит для переключения скоростей. Переключение скоростей для велосипеда – это очень важная и порой очень необходимая функция для велосипеда, которая позволяет эффективно распределять энергию, затрачиваемую на усилие, направленное на нажатие педалей, и частоту их вращения.

Передаточное соотношение между колесом и педалями, которое изменяется, и позволяет происходить этому распределению.

Существует несколько видов переключателей:

  • механизм внешнего переключения;
  • механизм внутреннего переключения;
  • комбинированный механизм.

Рассмотрим их поподробнее.

Механизм внутреннего переключения

В переключателях такого типа используются планетарные втулки. В данном случае, механизм переключения спрятан внутри задней втулки, что обуславливает наличие одной звезды на переднем колесе, цепи, и одной звезды на заднем колесе.

Нынешние планетарные втулки имеют различное количество передач (от трех до четырнадцати), также могут иметь встроенный тормоз.

Такие механизмы в основном применяются на прогулочных и дорожных велосипедах, очень редко на горных.

Рассмотрим достоинства таких переключателей:

  • повышенная сопротивляемость погодным и дорожным условиям (детали механизма находятся в корпусе);
  • наличие встроенного тормоза;
  • они достаточно надежны и долговечны;
  • такой механизм позволяет переключать передачи, не вращая педали;
  • достаточно простое обслуживание.

Однако такие механизмы имеют и недостатки:

  • достаточно большой вес;
  • может происходить усложнение движения из-за сильного трения узлов;
  • в походных условиях ремонтировать механизм невозможно.

МЕХАНИЗМ ВНЕШНЕГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

Эти переключатели используются гораздо чаще на велосипедах. Переключение передач происходит с помощью двух переключателей: заднего и переднего. Рассмотрим каждый из них поподробнее.

Передний переключатель.

Его конструкция позволяет перебрасывать цепь с одной на другую на передних звездах. Работает он так: внутри есть перемещающаяся рамка, через которую проходит цепь.

Когда нужно переключить скорость, происходит перемещение этой рамки (она становится над нужной звездой) и соответственно перемещение на звезду цепи.

Есть несколько параметров, по которым отличаются передние переключатели:

  • Существует несколько способов крепления их к раме. Первый способ – это использование хомутов для того, чтобы прикрепить переключатель. Также можно использовать второй способ (особенно для рам с нестандартной геометрией) – зажимать пластину, которая удерживает переключатель картриджем или кареткой.
  • Также могут быть различными углы установки переключателя относительно рамы (следует выбирать правильно и точно этот параметр, чтобы вы могли корректно переключать передачи).
  • Еще одним параметром, который может отличаться, является способ крепления тросика. Его можно подводить к переключателю сверху или снизу (есть модели, которые в своей конструкции имеют оба способа подключения).

Для всех передних переключателей является невозможным перебрасывание цепи под нагрузкой. Конечно, практически все производители пытаются найти решение, однако появляющиеся системы дорогие и, зачастую малоэффективные.

Задний переключатель.

Он выполняет ту же работу, что и передний, однако имеет больше звезд (до девяти), также в его конструкции имеется специальная рамка, которая обеспечивает натяжение цепи.

Такие переключатели также отличаются по определенным характеристикам:

  • Для каждого типа велосипеда свой задний переключатель.
  • Фиксированный размер самой большой звезды.
  • Различное удлинение троса при перемещении переключателя (его шаг).
  • Емкость переключателя (разница между размером самой большой и самой маленькой звезд).
  • Тип тяги (прямая либо обратная тяга).
  • Тип крепления (при помощи петуха либо прямо к раме).

Плюсы таких переключателей:

  • простая конструкция;
  • маленький вес;
  • небольшая цена;
  • количество передач у таких переключателей много.

Минусы таких переключателей:

  • сильное влияние внешних факторов;
  • большой износ цепи;
  • частое обслуживание переключателя;
  • большая вероятность поломки, если велосипедист падает;
  • переключение передач невозможно, если велосипед стоит.

Комбинированный механизм переключения передач

Такие механизмы являются гибридами обычного механизма переключения и планетарной втулки.

Такие механизмы в большинстве случаев устанавливают на городские велосипеды. На других типах велосипедов они не получили свое распространение, так как обладают всеми недостатками, которые имеют механизмы внутреннего и внешнего переключения.

Переключение скоростей на велосипеде — когда необходимо?

Давайте разберемся, как правильно и когда необходимо выполнять переключение скоростей на велосипеде, т.е. выясним принцип переключения скоростей.

У большинства велосипедов в своей конструкции есть две-три ведущие звезды, которые находятся спереди, и семь-десять ведомых звезд, которые находятся сзади.

Нумерация передних звезд идет от маленькой к большой, а нумерация задних – от большой к маленькой. Рассмотрим, как происходит переключение скоростей на велосипеде, три звезды спереди и восемь звезд сзади:

  • Большая передняя звезда используется в том случае, если вы едете по ровной хорошей дороге, и вам на встречу не дует сильный ветер. Эта звезда предполагает использование ведомых звезд под номерами 4-8.
  • Средняя ведущая звезда предназначена для езды по грунтовой дороге, песку и неровному асфальту. Ведомые звезды, которые с ней используются, это номера 2-6. Эта звезда позволит вам кататься, если встречный ветер достаточно силен.
  • Маленькая передняя звезда предназначена для подъема на горку, а также, если вы едете по грязи, либо песку, болотистой почве, густой траве. Номера задних звезд, которые используются вместе с ней – это 1-5.

Неправильная эксплуатация этих механизмов, сокращает их срок службы. К примеру, если вы допускаете сильный перекос цепи.

При выборе передач, следует помнить про понятие “каденс”. Это слово обозначает — с какой частотой вращаются ваши педали велосипеда. Каденс зависит от количества оборотов в минуту. Для комфортного передвижения, он должен быть равен где-то 80-110 оборотов в минуту.

Следовательно, выбирать передачи стоит так, чтобы каденс держался около 80-110 оборотов. При старте не следует сразу брать высокие передачи.

Лучше разогреть мышцы на легких скоростях и дойти до комфортного каденса, а потом можно и переключать передачи выше. С повышением опыта езды, вы научитесь интуитивно чувствовать, какую передачу и когда необходимо переключать.

КАК ПРАВИЛЬНО ПЕРЕКЛЮЧАТЬ СКОРОСТИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ: НЕСКОЛЬКО ПРАКТИЧЕСКИХ СОВЕТОВ

Каждый велосипедист должен знать, как правильно переключать скорости на велосипеде. Правильное переключение скоростей позволит вам при меньших усилиях ездить намного быстрее и комфортнее и к тому же, это увеличит срок службы звезд и цепи.

Первое что хотелось бы отметить – это, всегда подбирайте передачу так, чтобы было легко крутить педали (каденс 80-110 об/мин).

Итак, что же нужно знать для правильного переключения скоростей велосипеда?

Современные велосипеды имеют цепную трансмиссию. Это значит, что когда велосипедист крутит педали, то он передает усилие с педалей на шатуны, а после на звезды системы, которые расположены на переднем колесе (ведущие), и затем, соответственно, на ведомые звезды кассеты. Заканчивается усилие на раскручивании колеса.

Если рассматривать переключение скоростей, то суть состоит в перетаскивании цепи с одной звезды на другую. Конечно, подбирая при этом правильный размер звезды.

Давайте на примере рассмотрим правильный алгоритм переключения скоростей. Ставим среднюю звезду спереди и трогаемся с места. Передачу подбираем задним переключателем, с учетом того, чтоб не было большой нагрузки на ноги.

Если дорога пошла в гору, значит, перекидываем цепь на большую звезду спереди. Такой принцип действий осуществляем с низкими передачами, когда едем в гору, и уже не хватает диапазона кассет, при включенной средней передней звезде, то переходим на малую.

Самое главное, запомните, что рабочей передней звездой является средняя, только с нее не будет существенного перекоса цепи. Если при езде на велосипеде будете учитывать все вышесказанное, то трансмиссии хватит на весьма долгий срок.

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Скорость велосипеда переключается только во время движения.
  • Если вы переключаете скорости, то перед этим следует снизить давление ног на педали велосипеда.
  • Если у вас на маршруте горка, то лучше переключить скорость перед подъемом.
  • Переключение скоростей должно происходить постепенно, не следует перескакивать через несколько скоростей.
  • И самое главное, следите, чтобы не допускался большой перекос цепи, так как это существенно снизит ее срок эксплуатации.

Следуя этим нехитрым правилам, вы сможете повысить свой уровень катания, а также езда на велосипеде не превратиться для вас в мучение.

Переключение передач на велосипеде. Что нужно знать? | ВелоЖурнал

Незнание количества передач на своём велосипеде не делает тебя пешеходом.

В дни всё большего проникновения велосипедов в жизнь современного города, техническая грамотность не повышается. Наверное, некоторые боятся задавать вопросы из-за страха быть высмеянными “старшими товарищами”.

Возможно, есть и другие объяснения отсутствию осведомленности в трансмиссии велосипеда.
В любом случае, если вы нашли эту статью, то вам интересно получить исчерпывающую информацию.

Читайте также:  Велогонки на треке как вид спорта, особенности велотреков, дисциплины, мировые и олимпийские рекорды

Ну, а мы постараемся максимально доступно внести ясность в этот вопрос. 

Прежде, чем перейдем к обсуждению предмета разговора, напомним, что у нас есть серия статей, посвященных устройству велосипеда: всё о цепях, история Campagnolo (раскрываем тему изобретения переключателей), как выбрать шлем, важность наличия велосипедного света, всё о МТБ трансмиссии, как уберечь ноги… и много всего другого. Заходите, читайте, просвещайтесь)

Как определить количество велосипедных передач?

Количество передач на велосипеде определяется по количеству звезд спереди и сзади. Спереди может быть одна, две или три звезды. Сзади количество звезд на кассете может варьироваться от 7 до 13.

Чтобы понять количество передач на своем велосипеде, достаточно перемножить передние и задние звезды, например 1х11, 2х11, 3х9 и так далее. Но не стоит спешить с выводами.

В некоторых случаях трансмиссии 1х13 обеспечивают больший или такой же диапазон, что и 2х10 системы. Зависит это от количества зубов на передних и задних звездах.

Зачем так много звезд?

С помощью звезд мышечная энергия трансформируется в механическую. Однако, существуют разные условия движения, где передачи себя и проявляют. Представим себе, что вы крутите педали с каденсом (частота вращения педалей) 90 об/мин двигаясь по ровной дороге.

При заезде на затяжной подъем без переключений, крутить педали станет сложнее, а по мере увеличения угла наклона дороги педали и вовсе станет не провернуть. Знакомо?
Чтобы избежать это негативное явление передачи и придуманы. Вам достаточно переключить звезду спереди на меньшую или сзади на большую и педали станет вращать намного легче.

Так сохраняется удобный каденс, ноги разгружаются и дольше проедут, а скорость велосипеда при этом снизится. Это называется — понижение передачи. Если подъем сменился спуском, на котором хочется подразогнаться, то вы не будете успевать проворачивать педали.

То есть, каденс останется на уровне 90 об/мин, но на ускорение это влияния не окажет, вы начинаете подскакивать на седле и всё такое. В этом случае можно перейти на большую звезду спереди или меньшую сзади. Таким образом происходит повышение передачи, появляется усилие на педалях, происходит разгон.

Объяснить суть трансмиссии можно еще и так. Если включить маленькую спереди и большую звезду сзади, то при проворачивании шатунов (а к ним педали и крепятся) на 3 оборота, колесо совершит 1 оборот. Значения приведены примерные для ясности картины, в реальности соотношения отличаются.

Если же спереди включить большую звезду, а сзади маленькую, то при одном обороте шатуна колесо совершит 3 оборота.

Попробуйте это проделать на своем велосипеде, и вам сразу станет понятно, что на повышенной передаче педали вращаются с большим усилием, но колесо при этом крутится намного быстрее.  

Передачи присущи не только велосипедам, широкое применение они находят и в автомобилях. Принцип там точно такой же. Меньше передача — медленнее едешь — легко заезжаешь в горку.

Кстати, существуют еще планетарные механизмы переключения передач и велосипеды “фикс” или “fix”. Последние содержат всего одну передачу, а значит, там по одной звезде спереди и сзади.

Название у них такое благодаря тому, что в большинстве случаев задняя звезда напрямую соединена со втулкой без механизма храпового зацепления (на многоскоростном велосипеде он трещит, когда колесо крутится).

Подробнее о них поговорим ниже.

Планетарные трансмиссии также содержат всего две звезды, но могут включать в себя от 2 до 14 передач. Механизм переключения полностью спрятан в задней втулке и не виден снаружи. Принцип работы отличается, но суть от этого не меняется.

Если подвести итог, то получается, что передачи нужны для того, чтобы сделать поездку удобнее и эффективнее, а реализуются они с помощью большого количества звезд.

Зачем велосипед с одной скоростью?

На этот вопрос нет однозначного ответа. В некоторых случаях это необходимо для спорта. В некоторых случаях важна доступность, а кто-то считает это истинным проявлением философии велосипеда во всей его красе без лишних нагромождений.

Да, мы вернулись к фиксам, они же являются повторением трековых велосипедов, а вмести они являются разновидностью шоссейников. В зависимости от назначения велосипеда подбираются соответствующие размеры звезд спереди и сзади. Кстати, не думайте, что они медленные. Да, горки на них преодолевать непросто, но на прямой они очень шустры.

В условиях трека нередки скорости около 70 км/ч.
Еще раз!
Скорость 70 км/ч без спусков, просто по прямой!

Результат достигается из-за легкости всего велосипеда, из-за отсутствия перекосов цепи, так как передача всего одна, и, конечно, тонкие колеса в паре с аэродинамикой тоже вносят свою Лепту.

Впрочем, не только для гоночных нужд такие велосипеды существуют. Встречаются городские модели, где упора на скорость нет, зато есть упор на комфорт и размеренное движение. Преимущество одной звезды — больший срок службы трансмиссии из-за отсутствия перекосов, меньше сил затрачивается на прокручивание всей системы из-за отсутствия всё тех же перекосов. Минус — тяжело осилить горки.

Что такое перекос цепи?

Он возникает на трансмиссиях, где передач больше одной. Разумеется, чем перекос меньше, тем выше эффективность и тем меньше износ системы.
Производители не рекомендуют использовать крайние звезды кассеты, если звезда спереди при этом остается неизменной. Цепь должна оставаться всегда максимально “прямой”.

То есть, если спереди включена самая маленькая из трех звезд, то сзади целесообразно пользоваться тремя или четырьмя самыми большими звездами.
Если спереди включена самая большая звезда, то сзади задействуются только три-четыре меньших звезды.

Переживать не стоит, большие перекосы — это законно и к разрушению вселенной не приведет, как в случае с делением на ноль.Трансмиссия останется рабочей и всё переварит, но ресурс ее будет расходоваться намного быстрее.

Тем не менее, если трансмиссия в себе содержит 30 передач (3х10), то доступными являются далеко не все 30, а лишь их небольшая часть, которая вписывается в рамки разумного перекоса.

Ситуация с системами 1х10, 1х11 и т.д., совсем иная. В этих решениях большие перекосы неизбежны, однако передняя звезда выставляется таким образом, чтобы находиться напротив наиболее частоупотребляемых звезд на кассете с учетом приемлемого перекоса.

Манетки, шифтеры, ручки, дуалы… что это?

Управление передним и задним переключателями осуществляется с помощью индексных рулевых манеток. К деньгам это слово отношения не имеет. Или имеет. Сложно найти достоверную информацию по этимологии этого слова, однако пишется оно через букву А. 

На горных велосипедах они выглядят как “коробочки” с двумя рычагами, обычно располагаются близко к тормозной ручке. Впрочем, бывают моноблоки, где тормоз и манетка расположены в одном корпусе.

Один рычаг повышает передачи, второй понижает, чему соответствуют щелчки и перемещение индикаторной стрелки. С каждым перемещением рычага изменяется положение заднего или переднего переключателя относительно звезд, он тянет за собой цепь, перенося ее на другую звезду.

Стоит ли говорить, что раз переключателей два, то и манеток должно быть две.

Встречаются решения, где тормоз и рычаг переключения передач реализованы в виде отклоняющейся по двум осям ручки. В МТБ такая система не прижилась. Еще бывает реализация манеток в виде грипсы руля. У такой конструкции тоже есть свои поклонники. Однако наибольшая популярность осталась за отдельно стоящими манетками.

На шоссейных велосипедах комбинация тормоза и переключателя в одном устройстве, напротив, очень прижилась и остается популярной с момента ее изобретения. В тормозные ручки интегрировали манетки, таким образом появилось новое название “дуалы“ или “дуалконтролы” (от англ. Двойной контроль).

Суть их работы точно такая же, а вот реализация несколько иная и может изменяться в зависимости от производителя. В народе шоссейные дуалы порой называют пистолетами, а МТБ манетки — шифтерами. Академических терминов приводить здесь не станем, если вы их кому-то озвучите, вас не поймут) Ну, а правильные народные названия, с которыми вас поймут везде, были употреблены в этой статье)

Как переключаться правильно? 

Этот вопрос не всех волнует, хотя и он тоже важен. Возьмите себе за правило — при переключениях не давите на педали сильно. Если сохранять привычное давление на педали, то трансмиссия в некоторых ситуациях может не осуществить переключение в нужный момент, но осуществит его в ненужный.

Сделает велосипед это с грохотом и провалом педалей. В худшем случае цепь может погнуться или порваться. Поэтому при необходимости переключиться перестаем давить на педали, но продолжаем их вращать, после чего и меняем передачу.

Если вы двигаетесь в горку, то перед переключением немного ускорьтесь, чтобы иметь запас времени на переключение.

Собственно, вот и всё, что необходимо знать о трансмиссии велосипеда. Мы пробежались по верхам, по самой базовой информации и некоторые моменты умышленно опустили, чтобы лишний раз никого не запутать и не нагружать скучными и нудными техническими подробностями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector