Основные правила чистки велосипедной цепи своими руками

Давайте продолжим ломать копья по поводу чистки и смазки велосипедной цепи. Есть кардинальные способы смазки – я с таким столкнулся лично. А есть способ “не трогать, пока работает” – и не смазывать цепь совсем. Она от этого начинает мило свистеть ????

Когда я вскрыл посылку с Trek Equinox E7, которая мне пришла из Германии и начал разматывать пленку, которой была замотана рама, то обратил внимание на странный черный налет на пленке в районе велосипедной цепи. Так как я в темпе собирался прокатиться, то не придал этому значения.

Кардинальное решение вопроса смазки – один раз и навсегда

Однако после первой покатушки, я обнаружил свою ногу покрытой жирным ЧЕРНЫМ слоем смазки – я имел неосторожность приложиться к звездочке и велосипедной цепи. При попытке оттереть эту хрень с ноги – я только размазал ее больше.

При ближайшем рассмотрении цепь отнюдь не выглядела как цепь. Скорее она напоминала грязную веревку почти круглого сечения. На ней было столько смазки (солидола? негрола? еще чего-то?), что эта смазка забилась между звездочками плотным слоем.

Я даже не знаю, какого цвета эта смазка была изначально. Она на протяжении всего срока службы собирала в себя пыль и грязь. И стала просто черной-черной, как сажа.

Чистка авгиевых конюшен

Основные правила чистки велосипедной цепи своими рукамиУдобные инструменты для чистки цепи. И бензин тоже.

Вздохнув, я вытащил свой любимый набор для чистки. Он состоит из машинки для чистки цепи неизвестных китайский мастеров, в которую заливается какой-нибудь сильнодействующий растворитель. Мне повезло, и машинка для чистки оказалось бензиноустойчивой, поэтому канистра с резервным запасом бензина АИ 95 является неотъемлимой частью набора ????

Основные правила чистки велосипедной цепи своими рукамиМашинка для чистки велосипедной цепи с щетками за 290 рублей.

Кстати, найти эту машинку можно на том же eBay  по фразе “cycling bike bicycle chain wheel wash cleaner” (кликабельно). Цена ее около 290 рублей – с бесплатной доставкой. Оригинальная такая машинка стоит от 15 до 30 долларов ????

Велик с перламутрово-белым цветом рамы был уже полностью заляпан этой фигней. Тряпкой она опять же не оттиралась – только размазывалась еще больше. Какая-то супер-липучая консистентная смазка.

Основные правила чистки велосипедной цепи своими рукамиЗаправляем цепь в машинку

Установка машинки довольно проста. Нужно лишь попасть цепью на специальный зубчик в ролике машинки, чтобы все эти щеточки начали вращаться, когда вы будете протягивать цепь через машинку. Предварительно в нее наливаем бензин и держим ее строго горизонтально.  На фотке видно много слоев осадка от предыдущих чисток, изначально машинка была нежно голубого цвета ????

Основные правила чистки велосипедной цепи своими рукамиИспользование машинки для чистки

После установки машинки есть два варианта. Первый взять кого-то в помощники, чтобы он бежал рядом с велосипедом и держал машинку, пока вы будете ехать и крутить педали ????

Второй – самому держать машинку за ручку, и крутить педали назад на стоящем у опоры велосипеде. Просто выставьте велик изначально так, чтобы педаль ничего не цепляла при вращении. Иначе с наполненной машинкой это будет сделать проблематично – я проверял ????  Руки в смазке, грязи и бензине, трогать ими вел не хочется, да и машинка при перекосах просто выливается.

После промывки цепи, особенно если у вас ободные тормоза – снимите заднее колесо и начисто его вымойте. Я использую для этого автошампунь. А после сушки – протрите обода спиртом. Иначе – абзац ???? 

Переднюю звезду я обычно ставлю самую большую – заднюю самую маленькую. Когда будете крутить педали назад – следите за тем, чтобы цепь не соскакивала с большой ведущей звезды. Можно упереться машинкой либо в обод, либо в ножку заднего переклюка (аккуратно).

Минусы смазки “На всю жизнь”

Обычно мне хватает одного-двух заходов (бензин выплескивается вместе с цепью), чтобы пройтись машинкой – и из цепи вымывается вся грязь. Здесь же пришлось промывать цепь 6 (!) раз, чтобы смыть все это сало.

Причем – даже когда я вымыл полностью всю смазку при вращении были отчетливо слышны хруст песка во вращающихся звеньях цепи.

Вся грязь, которую впитала смазка перенеслась на кольцевые подшипники скольжения в цепи и планомерно их растачивала.

Основные правила чистки велосипедной цепи своими рукамиИнструменты для серьезной чистки системы

Задние звездочки были забиты салом так же под завязку. Пришлось доставать набор для “выковыривания грязи из-под ногтей” ???? Похоже эта грязь копилась всю жизнь велосипеда (хотя нет, скорее всего кассету меняли, и копилась она с момента замены кассеты). Она была твердости примерно как земля, и поковыряться пришлось знатно.

Еще одним минусом такой смазки, как оказалось позже, оказались напрочь убитые ролики заднего переключателя передач – смазка с песком набилась в латунные подшипники скольжения роликов, разбила/расточила их полностью, и ролик люфтил на оси так, что при движении влево-вправо при перекосах он легко доставал до двух соседних звезд кассеты.

Плюсы смазки “На всю жизнь”

Их один. Один раз смазал и забыл. Просто намного чаще меняешь кассету, звезды и ролики заднего переключателя, что комплектом обходится около 6 тысяч рублей.

Читайте также:  Где покататься в Новосибирске на велосипеде

Чем и как я обычно смазываю цепь

Перед началом смазки дождитесь, пока бензин испарится из соединений цепи! Иначе все будет насмарку.

Я беру обычную смазку для мотоциклетных цепей. Для внедорожных мотоциклов (кроссовые/эндуро). Я думаю, мало кто будет спорить, что нагрузка на мотоциклетную цепь на порядок выше, чем на велосипедную.

И эта смазка великолепно справляется с этими нагрузками.

Плюс скорость вращения мотоциклетной цепи в разы выше велосипедной – смазка не разбрызгивается – она достаточно липкая для того, чтобы оставаться на цепи и работать.

Основные правила чистки велосипедной цепи своими рукамиСмазка для цепи Motul Chain Lube Off Road

Такой баллон стоит что-то около 500 рублей, что сопоставимо с разного рода “фирменными” смазками в маленьких баллончиках для велосипедов. Но здесь ее в 4-5 раз больше.

Хватает этой смазки до начала шелестения по сухой пыльной поверхности (поля, тропы, леса, дороги) примерно на 100-120 километров. Я читал обзоры других смазок – и фирменных, и самодельных – тех хватает ровно на столько же. Ну если дождь – то цепь становится грязной, и смазывать приходится чаще.

Предварительно накройте колесо какой-нибудь тряпкой, особенно, если у вас ободные тормоза. Иначе потом опять придется снимать колесо и мыть – я проверял ????

Брызгаю я на каждый отдельный пин, велик предварительно переворачиваю и ставлю спереди на большую звезду. После пробрызгивания –  обычной тряпкой стираю излишки снаружи – а внутри останется ровно столько, сколько нужно. Тонкий слой смазки снаружи все равно остается, и цепь не ржавеет от сырости. Пыль эта смазка не собирает по-сухому, Мотюль свое дело знает.

Если брызгаете прямо перед поездкой – лучше выждать минут 20-30, чтобы испарился растворитель смазки и густая фракция осела внутри. Поэтому я обычно чищу цепь после приезда с покатушки, смазываю и до следующего дня все нормально густеет.

UPD: Как оказалось, цепь после такой смазки очень странно “сдохла”. При замере расстояния между пинами – она была вроде как еще рабочая. А вот после замера между роликами оказалось, что ее давно уже пора выбросить на свалку. Подробнее – здесь.

  • А чем вы смазываете свою велосипедную цепь, и как?
  • Алекс “На Байке” Сидоров
  • Блюдо дня: Симбиоз обезъян и кабанов – бегство от охотников верхом на кабане в прериях ????

Обезьяны сбегают на кабане Неуловимые мстители Оцените запись: (310

Как и чем почистить цепь велосипеда?

Велосипедная цепь, можно сказать, главный узел, благодаря которому движение возможно в принципе. От ее качества и состояния напрямую зависят эффективность, легкость и скорость катаний. К основным параметрам исправной цепи относятся ее степень износа, настройка и чистота.

И новичку, и опытному велосипедисту важно понимать, что механизмы, активно контактирующие с пылью, водой и грязью, должны содержаться в более или менее приличном состоянии. Чистка велосипедной цепи – обязательная и неизбежная процедура. Она осуществляется для того, чтобы весь передаточный узел служил как можно дольше, а езда была комфортной.

Как часто нужна чистка и смазка цепи на велосипеде

Вообще, как определяется, насколько грязной стала цепь? Далеко идти не надо, достаточно просто взглянуть на нее. Комочки земли на поверхности звеньев, абразивная смесь из застарелого масла и песка, подтеки – вот все те признаки, которые напрямую указывают, что пора вплотную заняться велосипедной цепью.

Внешняя сторона обычно выводит состояние цепи на чистую воду. Однако не всегда это достоверный показатель. Например, продолжительные катания по сухим пыльным дорогам могут никак не сказаться на ее внешнем виде, зато периодически может возникать неприятный треск.

Дело в том, что грязь очень хорошо налипает изнутри, в пространствах между роликами. Углядеть сразу, в каком цепь состоянии, можно разве что на обычных сингспидах. На скоростных моделях такая грязь умело прячется среди большого количества звездочек. Чтобы иметь полное представление, насколько запущена трансмиссия, придется перевернуть велосипед.

Основные правила чистки велосипедной цепи своими руками Но здесь велосипед можно не осматривать

Любителям ездить после дождя или в слякоть (а таких немало) чистить цепь придется чуть ли не после каждой покатушки. Как минимум, протирать и смазывать. При катаниях по сухим дорогам смазка держится дольше, однако ее полезные свойства постепенно снижаются налипающей пылью. Набившаяся со временем грязь начинает мешать движению, воздействует и на звезды.

Многое зависит не только от условий, но и от стиля катания. Аккуратный и размеренный ход, однозначно, выиграет у агрессивной езды в периодичности чистки и смазки. Так что велосипедистам, любящим доводить свой двухколесный транспорт до предела возможностей, очистка велоцепи понадобится чаще.

В среднем, в стандартных условиях заглядывать в трансмиссионный узел нужно 1 – 2 раза в месяц. При желании можно и чаще. Только нужно помнить, что чрезмерная смазка быстрее загрязнит систему.

Читайте также:  Как правильно заклеить шину на велосипеде?

Как почистить разъемную цепь

Цепной замок – удобная и практичная вещь в плане ухода, так как не нужно корпеть рядом с велосипедом, выискивая грязь. Отделенная от велосипеда цепь чистится лучше, чем висящая на раме. Варианты мойки:

  • отмочка в керосине;
  • интенсивная промывка в бутылке с растворителем;
  • ручная чистка и мойка с помощью щеток.

Первый способ позволяет удалить налет с внешних поверхностей звеньев. С застрявшими комочками между роликами простая отмочка справляется слабо. После нее нужно выбивать грязь из внутренних полостей с помощью тонкой спицы или щеточки.

Как выполняется замена цепи велосипеда?

Более действенный способ – это промыть цепь в емкости. Для этого понадобится:

  • вместительная пластиковая бутылка с широким горлышком;
  • растворитель (керосин или ацетон);
  • моющее средство (стиральная паста или жидкость для мытья посуды);
  • небольшое количество смазки.

Грязная цепь кладется в бутылку, затем заливается растворителем. Крышку закрываем и 10 минут интенсивно взбалтываем. Это основная очистка от налипшей грязи.

Затем точно так же несколько раз делается промывка. В бутылку с цепью заливается вода (в том же количестве, что и растворитель), немного чистящего средства и несколько капель масла.

В полученном растворе взбалтывать 5 – 10 минут. Процедура повторяется несколько раз, пока жидкость внутри бутылки не будет почти прозрачной.

Аккуратно вынимаем цепочку из бутылки и насухо протираем чистой тряпкой.

Основные правила чистки велосипедной цепи своими руками Промывка в бутылке – удобно, быстро и надолго

Средний по эффективности способ – чистка цепи вручную с помощью крупной и мелкой щеток. Для этого также понадобятся:

  • чистящее средство;
  • несколько чистых тряпок;
  • смазка.

Процедура выглядит примерно так:

  1. Цепь аккуратно расправить.
  2. Нанести на большую щетку средство и вспенить.
  3. Очистить внешние поверхности звеньев. Щетку периодически промываем в растворителе.
  4. Предварительно протереть тряпкой.
  5. Мелкой напененной щеткой пройтись по внутренним полостям. Для глубокой очистки повторить несколько раз, периодически смазывая небольшим количеством масла.
  6. Тряпкой, смоченной в керосине, протереть всю цепь.
  7. Заключительная протирка сухой тряпкой.

Качественно помыть цепь вручную можно, только придется повозиться дольше. Чтобы не разводить лишнюю грязь, заранее надо продумать, где и на чем отчищать. Для этих целей хорошо подойдет, например, пластиковый поддон.

На некоторое время ее нужно оставить сохнуть на воздухе, параллельно следует также отмыть все звездочки. Наносить смазку нужно после того, как цепь уже одета на велосипед.

Удаление грязи с помощью цепомойки

Можно ли отчистить звенья цепи, не снимая ее с велосипеда? Вручную это неудобно и неэффективно. А как же быть тем, у кого цепь не имеет замка, а выжимки под рукой нет? Специально для этих целей придумана цепомойка.

Основные правила чистки велосипедной цепи своими руками Простая в использовании, удобная и компактная

Цепомойка – это специальная машинка, внутри которой расположены шестеренки для зацепления звеньев и маленькие щетки. Полость заполняется специальным растворителем, идущим в комплекте. При вращении педалей все звенья проходят через цепомойку. Достоинства использования:

  • не нужно снимать цепь с велосипеда;
  • легко одевается и снимается, не деформируя звенья;
  • можно очистить звезды при многократном прокручивании;
  • абсолютно чистые руки.

С помощью цепомойки эффективно очистить всю грязь с трансмиссии намного быстрее, чем мыть ее вручную на раме.

Минус, который может оттолкнуть от покупки новой машинки для очистки велоцепи – это ее стоимость. А ниже полезное видео по чистке и смазке цепи:

Чистка и мытье велосипедной цепи – одна из первостепенных процедур в уходе за байком. Придерживаясь простых принципов при мойке и повторяя ее периодически, велосипедист не окажется в ситуации, когда велосипед не захочет нормально ехать в самый неподходящий момент.

Мойка цепи велосипеда: как это сделать — Все о велосипедах

Возникающие с велосипедной цепью проблемы зачастую считаются частой причиной неисправности транспортного средства.

Во избежание этого велосипедисты советуют своевременно выполнять чистку цепи, чтобы продлить ее эксплуатационный период и содержать велотранспорт в рабочем состоянии.

В этих целях разрешается использовать подручные средства либо применить специальный прибор, предназначенный для чистки, который возможно изготовить своими руками.

Достоинства применения машинки и особенности ее применения

Основное преимущество заключается в том, что для качественной чистки велосипедной цепи снимать ее с транспортного средства необходимости нет. Инструмент смотрится достаточно просто: внутри корпуса из пластмассы расположены шестеренки, на которые закреплены щеточки для чистки. Чтобы выполнить очистку цепи, следует проделать несложные манипуляции:

  • залить в корпус устройства специальную жидкость для чистки;
  • закрепить машинку на велосипедную цепь;
  • прокрутить педали;
  • шестеренки начинают вращаться, очищая щетками звенья цепи;
  • в процессе мойки чистящий состав рекомендуется периодически менять.

Мойка цепи с применением прибора не отнимает много времени, как это требуется в случае ручной очистки. Кроме того, лишние усилия не прикладываются – достаточно подготовить и установить машинку и покрутить педали.

Есть еще одно достоинство у такого способа – он существенно экономит средство для мытья. И если вы пользуетесь дорогостоящим составом, вам его понадобится не очень много, и одной упаковки хватит на длительный период.

Читайте также:  Осанка - проработка мышц плечевого пояса - всё о велоспорте

Устройство отличается простотой в применении, конструктивных особенностей не имеет, устанавливается легко, стоимость его составляет всего 300 – 500 руб.

Самодельное устройство

Подготовить аналогичное машинке для отмывки цепи устройство самостоятельно сможет только специализирующийся на этом вопросе мастер. Но можно соорудить несложные варианты, которые проведут очистку цепи, находящейся на велосипеде. Рассмотрим несколько примеров:

  • используем для чистки полуторалитровую пластиковую бутылку. Делаем в ней вырез, удалив боковую полоску, чтобы получился небольшой «резервуар». Для устройства прорези используем канцелярский ножик либо пилку с мелкими зубьями. Вырез не должен получиться чрезмерно широким – благодаря ему, бутылка должна удерживаться на цепи достаточно прочно. Надеваем бутылку с таким расчетом, чтобы цепь лежала на ее дне. Заливаем моющий состав, полностью закрывая им цепные звенья. Одной рукой поддерживаем бутылку, второй начинаем чистку, постепенно покручивая педали. Для удобства пользуемся старой зубной щеткой. Способ удобный, серьезных усилий не требуется, но времени на очистку уходит достаточно много;

Вам будет интересно  Лучшая смазка для велосипедной цепи: чем смазать цепь

  • есть еще один вариант очистки, более модернизированный по сравнению с предыдущим, но вполне действенный. Для этого понадобится три зубных щетки, зажигалка и клей. Подогреваем на пламени одну щетку, намного нагибаем ее головку вперед, на другой проводим аналогичные действия, но в обратном направлении. Третью щетку оставляем в неизменном состоянии. Склеиваем их так, чтобы ворсинки сформировали резервуар, размеры которого примерно равны цепи велосипеда. С помощью такого приспособления выполняется очистка, но придется комбинировать способ с предыдущим вариантом, чтобы получить необходимый эффект.

Cyclotech: устройство для очистки цепи

Эта компания изготавливает качественные приспособления, отличающиеся высокой стоимостью. Цена на них начинается от одной тысячи рублей, но денежные затраты полностью окупаются прекрасной работой прибора и его долгим сроком службы. Есть еще несколько положительных моментов, которые дает применение такого устройства:

  • очистка выполняется с высоким качеством. После того, как применяется такой прибор, цепь возвращает себе прежнюю внешность, словно только что приобретена в магазине. Грязь удаляется полностью, элемент трансмиссии полностью готов к последующему использованию;
  • такое устройство прекрасно удаляет песок и подсохшую грязь, работать им максимально удобно;
  • разрешается пользоваться любым моющим составом – от хорошо известного всем Фейри, разбавленного водой, до дорогого состава, применяемого для мойки велосипедных цепей.

У такого устройства есть один существенный недостаток, который, в принципе, относится и к другим вариантам очистки – процедуру придется проводить на улице, чтобы не испачкать дома стены. В процессе очистки цепи рекомендуется уделить внимание шестеренкам, на которые тоже налипает грязь и смазка. Для выполнения их очистки достаточно во время работы переключать скоростные режимы.

Советы велосипедистов

Во время поездок по дорогам с асфальтированным покрытием звенья цепи загрязняются значительно реже, для очистки их достаточно воспользоваться простой ветошью. Если потребуется провести основательную процедуру, запасайтесь керосином, уайт-спиритом или бензином.

Если требуется почистить цепь, ее лучше всего снять с велосипеда и замочить минут на пятнадцать в емкости с уайт-спиритом, потом установить на место. Процесс не отнимет много времени, а спирит идеально удалить любые загрязнения, размоет их в местах, к которым затруднен доступ. Можно воспользоваться керосином или бензином, если запах не смущает.

Чистка возможна без демонтажа цепи с транспортного средства. Для этого понадобится WD-40. Тормозной ротор прикрываем тряпкой, каждое звено цепочки обильно обрабатываем спреем, покручивая педали. Средство удалит все наслоения, очистив цепь до идеального состояния. Остается протереть цепочку ветошью и смазать цепь велосипедным маслом.

Чтобы понять, следует ли мыть и смазывать цепочку, повращайте педали и послушайте раздающиеся звуки. Если цепь передвигается почти без шума, смазана она достаточно хорошо. Если прослушиваются щелчки и поскрипывания, настало время процедуры чистки и замены смазки. Периодичность таких процессов определяется интенсивностью эксплуатации велосипедного транспорта.

Смазка обновляется через 50 – 70 км пройденной дистанции. Очистку следует выполнять один раз на два – три смазывания, примерно, через каждые 300 км, либо, когда звенья сильно загрязнились на бездорожье.

Отмытую цепь сразу эксплуатировать запрещается – ее необходимо обязательно смазать. Для этого рекомендуется использовать:

  • масло. Эффективное средство, обеспечивающее надежную работу трансмиссии. Есть один существенный недостаток – липкость, из-за которой на очищенной и смазанной цепи быстро оседает грязь;
  • тефлоновый смазочный состав. Прекрасное решение, только отпугивает многих высокой стоимостью. Оказавшись на велосипедной цепи, смазка создает защитную пленку, отталкивающую любые загрязнения. благодаря такому составу. количество процедур, связанных с очисткой и смазкой, можно сократить, и цена смазки уже не покажется такой высокой – флакона хватает на долгое время. Тефлоновые смазки реализуют все магазины, специализирующиеся на велосипедах и запчастях к ним, а если повезет купить спрей на такой основе, то расход смазочного состава минимизируется.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector