Контактные педали для велосипеда, педали для шоссейных и горных велосипедов

Надеюсь, в новом сезоне появится больше велосипедистов, которые предпочли контактные педали обычным. Зачем это вообще нужно, я писал в своей заметке про пользу контактов.

На мой взгляд, переход на этот вид педалей — огромный прогресс, и я очень рекомендую всем, кто хоть сколько-то серьезно катает на велосипеде, сделать свой выбор в пользу контактов.

У любого, кто думает о переходе, возникает вопрос, какие именно контактные педали выбрать, и как подобрать к ним обувь. Я хотел бы поделиться личным опытом, и надеюсь, мои читатели дополнят статью собственными знаниями.

Контакты состоят из двух частей — самой педали и шипа, который прикручивается болтами к подошве специальной велообуви. Так как меня часто спрашивали, заострю внимание, что шипы всегда идут в комплекте с педалями. Если шип потерян, изношен или сломан, всегда можно купить замену (правда, весьма недешево).

Типы контактных педалей

Всего в мире существует почти десяток стандартов прикрепления шипа к педали, и мы рассмотрим самые популярные. Я не беру в учет экзотику типа Compagnolo или Mavic, лично я не видел ни одного живого человека, который мог бы похвастаться своим опытом с этими педалями.

Shimano SPD

Самый распространенный тип контактов, это, вне всякого сомнений — шимановский SPD, нацеленный на нишу горных велосипедов. Я в общей сложности проехал на педалях этого стандарта несколько десятков тысяч километров, и могу сделать выводы.

Самая замечательная особенность шимановских SPD в том, что даже самые дешевые модели этих педалей имеют высочайшую надежность. Например, у меня до сих пор лежит пара Shimano M520, которые проехали под моим весом более 10 000 км без малейшего ремонта.

Очень неплохо для вещи, которая мне стоила всего 25 евро. Замечу, что весь этот километраж был пройден на одних и тех же шипах, что говорит о огромной их износоустойчивости.

Контактные педали для велосипеда, педали для шоссейных и горных велосипедов

При этом я отправил их в утиль лишь потому, что наметился некоторый люфт оси, а разобрать для инспекции и регулировки подшипников эти педали непросто, так как нужен специальный ключ.

В этом смысле лучше купить более дорогие Shimano M540, которые можно разобрать при помощи стандартного инструмента. Но я такой человек, что мне проще купить новую пару дешевых педалей, чем заниматься регулировками. Особенно, если речь идет о таком выгодном соотношении пробега и цены.

В минусы я бы записал то, что в грязи и снегу шипы SPD мгновенно забиваются, из-за чего становится невозможно встегнуться. Поэтому если вы увидите зимой или в лесу велосипедиста, со всей силой лупящего ногой по педали — знайте, что он очищает шипы. ????

Так же мне не очень нравится то, что в этом стандарте нет достаточной свободы для стопы в горизонтальной плоскости. Если у вас нестандартная постановка стопы (как у Чарли Чаплина, носки сильно наружу), то может быть поначалу немного неудобно. Впрочем, я не слышал, чтобы для кого-то это было критическим фактором.

Shimano SPD-SL

Этот стандарт тоже принадлежит Шимано, и предназначен он для шоссейных велосипедов. Отличается от MTB педалей конструкцией: здесь всё направлено на максимальную фиксацию стопы.

Если в шимановских SPD педалях всегда есть некоторый люфт при силовом вытягивании ноги вверх (что меня сильно раздражало), то в SPD-SL нога как будто приклеена.

Контактные педали для велосипеда, педали для шоссейных и горных велосипедов

Свобода в горизонтальной плоскости имеется, но в целом — фиксация мертвая. В сочетании с очень жесткой шоссейной велообувью это дает ощущение слитности с велосипедом, и просто провоцирует на вваливание. ????

Нужно учитывать, что шоссейные шипы, в отличии от mtb, практически не позволяют свободно ходить пешком, так как сильно выступают под ступней.

Ничего особенно не могу сказать про эти педали, у меня была пара Shimano 105 и туфли SiDi, никаких нареканий. Для тех, кто обладает горным и шоссейным велосипедами, и сомневается, стоит ли заводить специально для шоссера педали и обувь, скажу — стоит. Вы просто поразитесь, насколько помогает на силовых участках такая жесткая фиксация ноги.

Crank Brothers

Когда я незаметно для себя стал фетишистом, то решил, что ездить на топорных шимановских контактах — это как-то совсем не по феншую, поэтому обратил свой взор на педали Crank Brothers, уже давно привлекавшие меня своим минималистическим дизайном.

Поэтому немедленно купил две пары дорогих Crank Brothers Egg beater SL и одну пару не очень дешевых Crank Brothers Egg beater C (для разных байков), и поразился, насколько они приятнее встегиваются.

Если Шимано встегивались с пролетарским звуком затвора АКМ (и соответствующими тактильными ощущениями), то кранковские шипы влезали в свои педали практически беззвучно. Кроме этого, мне понравилась большая свобода стопы в горизонтальной плоскости.

Контактные педали для велосипеда, педали для шоссейных и горных велосипедов

Также Кранки хорошо показали себя в грязи — мне почти не удалось довести их до состояния, когда они не могут встегнуться. Впрочем, как выяснилось потом, снег на них налипал так же быстро, как и на Шимано.

Я радовался фетишным педалям, удивлял непричастных людей их внешним видом, но к сожалению, музыка играла недолго. Не прошло и пары тысяч километров, как первая пара SL приказала долго жить — треснула пружина. Это случилось в ходе путешествия по Италии, что было вдвойне неприятно.

Вторая пара SL точно также сломалась, откатав подо мной всего тысячу километров. В довершение всех бед в Crank Brothers C выкрошился сепаратор подшипника, из-за чего педаль заклинила.

Таким образом, один летний сезон с Кранками обошелся мне в 300 евро, что несколько дорого, учитывая общий пробег всего ~ 5 000 км. Наверно, можно было где-то заказать новые пружины и подшипники, но заниматься такими ремонтами я очень не люблю.

Могу оправдать такое поведение Кранков только своим большим весом. Слышал не раз, что под велосипедистами весом 60-75 кг эти педали служат как положено, по нескольку тысяч км до планового обслуживания.

Crank Brothers — очень красивые и легкие педали, но они имеют низкий ресурс и противопоказаны людям с весом более 80 кг.

С тех пор я с Кранками больше не связывался, и не имею ни малейшего желания. Ресурс этих педалей низок даже под нетяжелыми ездоками, нужно часто менять шипы и подшипники.

Да, несомненно, с эстетической точки зрения они выглядят потрясающе, но я не готов платить такие деньги за фетишизм.

Time Atac

В ходе экспериментов с контактными педалями я пришел к еще одному популярному стандарту — Time Atac. Проехал я на них не много — тысячи 3 километров.

В целом, по ощущениям — мне понравилось. Встегиваются легко, четко, ногу держат цепко и дают свободу стопе в горизонтальной плоскости. Претензия только одна — у меня уже после второй тысячи км ощутимо сточились шипы и сцепка стала люфтить. Возможно, что и здесь виноват мой вес, но неприятный осадок остался. ????

Контактные педали для велосипеда, педали для шоссейных и горных велосипедов

Еще один минус — высокая цена. Я покупал модель Time Atac XC и они обошлись мне в 150 евро. Более дешевые модели не советовали на форумах, из-за проблем с надежностью.

Я спросил о судьбе этих педалей у человека, который их у меня купил, и оказалось, что они до сих пор ездят (общий пробег 7 000 км), разве что, он еще раз поменял шипы.

Так что с надежностью у Time Atac всё в порядке, если не считать быстро изнашивающихся шипов.

Look Quartz

Про этот стандарт я не могу сказать ничего — сам не владел. Это не слишком распространенные педали, хотя на той же Веломании достаточно отзывов.

В основном пишут, что они хорошо справляются с грязью, шипы служат долго. Что с общей надежностью и ресурсом — не совсем ясно.

Контактные педали для велосипеда, педали для шоссейных и горных велосипедов

Какие педали выбрать

В результате, я теперь советую моим читателям только Шимано. Простому катальцу точно не нужны фетишные Кранки, дорогие Таймы или экзотические Луки.

Если вы переходите на контакты — покупайте самые обычные Shimano M520, и забудьте о педалях на ближайшие 5-7 тысяч километров.

Абсолютно надежный и долговечный вариант для велотуриста или человека, которому главное — это катать, а не шашечки.

Если же ваше катание чаще проходит по лесам-болотам, да еще и там, где преобладает глинистая почва, то Шиманы вас замучат. Придется брать или Crank Brothers или Look Quartz.

Самый выгодный вариант с точки зрения цена/надежность — это контактные педали Shimano.

Те велосипедисты, которые надевают в зависимости от обстоятельств контактную или обычную обувь, оценят комбинированные педали, у которых с одной стороны нормальная поверхность, а с другой — контактная. Например — модель Shimano M324.

Какую выбрать велообувь

Здесь всё просто — выбор идет между спортивным и туристическим типом велотуфлей. Если вам часто приходится спешиваться и ходить, то разумеется, покупайте туристические варианты (например, у Shimano они имеют индекс MT).

Если же вы на велосипеде по большей части катаетесь, то лучше выбрать спортивные туфли. Они имеют жесткую, негнущуюся подошву и стягиваются липучками, иногда в дополнение имеется застежка с регулятором. Впрочем, ходить пешком можно и в такой обуви, только недалеко. ????

Если вы до сих пор опасаетесь переходить на контакты, то прочитайте мою заметку о распространенных мифах, которые слагают новички о контактных педалях.

Нужно обращать внимание на тип Road или MTB. Есть модели, которые позволяют поставить как шоссейные, так и мтб шипы, но об этом должно быть написано в описании.

Я рекомендую брать шимановскую обувь, наверно, она представляют из себя наилучшее соотношение цены и качества. Только учтите, что туфли Шимано всегда нужно брать на один размер больше, и если есть выбор колодки Wide — то её.

Читайте также:  Чем полезен gps-tracker для велосипеда и как его выбрать? - всё о велоспорте

Размеры велообуви — это вообще проблема, к сожалению. Нога должна четко фиксироваться, но в то же время не должно давить или жать, потому что на дальних дистанциях это вызовет боль или онемение.

В идеале — нужно покупать туфли в обычных магазинах, хоть там и придется переплатить. Как вариант — померить там, но заказать в интернете.

Для летнего туризма очень подходят контактные сандали, например, Shimano SD66 SPD.

Если мои уважаемые читатели найдут, чем дополнить мою статью, буду только рад. И вообще, друзья, расскажите, давно ли вы на контактах, почему перешли, что посоветуете тем, кто еще колеблется.

И вопрос тем, кто упорно катает на топталках — почему и доколе? ???? Сразу исключаю прыгунов и прочих экстремальщиков, понимаю — вам надо.

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов!  Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке  — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.  

Как выбрать контактные педали для велосипеда

«Какие странные у тебя педали… Сломанные, что ли?» – довольно часто такой вопрос слышат велосипедисты, использующие контактные педали.

Этот материал для тех, кто ещё не знает, что педали у велосипеда бывают разные. Разберёмся вместе, что такое контактные педали, каковы их плюсы и минусы, как выбрать правильные контактные педали и как ими пользоваться.

Что такое контактные педали и зачем они нужны

Контактные педали – это то, что делает велосипедиста и велосипед одним целым: каждый велоботинок через специальный шип на подошве крепится к педали. Такая цельная конструкция позволяет эффективнее распределять усилия, вкладываемые в оборот педали.

Особенно это важно тем, кто хочет передвигаться на велосипеде ещё быстрее, ведь с контактами получится воздействовать на педаль во всех её положениях (при условии владения техникой кругового педалирования).

Всё просто: прилагаемая мощность больше – скорость выше.

Выстёгивание в первый раз может создать проблемы и беспокойство у пользователя. Для того, чтобы освободить ногу из педали, достаточно повернуть пятку во внешнюю сторону. Не нужно бояться, как же успеть выстегнуться при падении, потому что движение ноги в сторону является рефлекторным в аварийных ситуациях.

Плюсы и минусы контактных педалей

Когда вы используете контактные педали на велосипеде, вы получаете:

  • меньшую нагрузку на коленный сустав, поскольку она распределяется более равномерно;
  • безопасность, что особенно заметно на трясучих, каменистых трассах: нога зафиксирована и не соскальзывает при педалировании;
  • повышенную эффективность за счёт воздействия ноги на педаль полностью по кругу;
  • лёгкость каденса. Если вы участвуете в гонках, у вас наверняка есть тренировки по развитию каденции. Тренироваться с более высокой частотой вращения педалей намного легче, когда ноги закреплены на них.

Минусы у контактных педалей тоже есть:

Скачайте тренировочные планы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!

  • цена. Они дороже плоских педалей («топталок», как говорят в велосреде). К тому же, для них нужна специальная обувь, на подошву которой крепится шип, то есть вас ждёт не одна покупка, а сразу две;
  • отсутствие защиты от грунта и снега: встегнуться шипами в педаль не получится, если вы до этого прошлись по снегу или липкой грязи, поскольку отверстия в шипах легко забьются. Вычистить же их не всегда можно легко и быстро;
  • травмоопасность из-за неправильной установки шипа;
  • страх упасть. Чтобы его побороть, нужно научиться совершать движения ногами в определённом диапазоне перед выстёгиванием. Впрочем, со временем это станет естественным движением.

Учимся правильно выстёгиваться из контактных педалей

Какие бывают контактные педали

Велосипедные педали делятся на так называемые «топталки», педали-туклипсы и контактные.

С «топталками» всё ясно: это те самые педали с широкой поверхностью, на которую ставится нога. Они называются так потому, что педалирование осуществляется через надавливание ногой на педаль, находящуюся в переднем положении.

Когда она находится в нижнем и заднем положении, велосипедист не может вкладывать силу в процесс, так что эффективность такого «топания» то одной, то другой ногой очень низка.

На ступеньку выше «топталок» находятся туклипсы – предок современных контактов. В туклипсах нога зафиксирована в стремени, и велосипедист получает возможность подтягивать педаль снизу вверх, увеличивая эффективность педалирования.

Впрочем, это самые небезопасные и неудобные педали, в смысле попадания ноги в туклипсы и выстёгивания из них.

Виды контактных педалей

  • Маунтинбайк-контакты с платформой и без

Контактные педали с платформой будут очень удобны для даунхилла и городского катания. Благодаря платформе, такие контакты можно иногда совмещать и с обычной обувью без шипа.

МТБ-контакты без платформы выглядят очень маленькими, и именно они вызывают удивление далёких от велосипеда людей. С такой педалью лишний раз в обычной обуви кататься не захочется, ведь площадь контакта педали с ногой слишком мала.Впрочем, шип и обувь для МТБ делают такими, что обычной ходьбе они не мешают, ведь маленький и плоский шип, утопленный в подошве велотуфель, не выступает вперёд.

Кроме того, бывает и разная обувь под МТБ-контакты. У одной подошва жёсткая для извлечения максимума от надавливания на педаль, а у другой эластичная для возможности с комфортом не только ездить, но и ходить, например, в походах.

Ещё одно удобство в таких педалях – двухсторонняя возможность встёгивания, то есть не нужно поворачивать педаль определённой стороной, прежде чем встегнуться.

  • Шоссейные контактные педали

В шоссейных педалях такого преимущества нет. Данный тип контактов обычно не ищет компромиссов и служит только скорости вашего передвижения по шоссе.

Тут и жёсткая фиксация ноги, и неудобная для пешего передвижения обувь с заметно выступающим вперёд шипом, и одностороннее встёгивание во имя небольшого веса конструкции.

Если МТБ-шип долговечен, то шоссейный постепенно стирается при ходьбе.

Важно упомянуть, что на свой велосипед вы вольны поставить любой тип педалей. Можете, если вам так удобно, прикрутить шоссейные контакты к горному велосипеду, а МТБ-педали – к шоссейнику.

Стандарты креплений и шипы у контактных педалей

На рынке есть несколько компаний, производящих педали и шипы. Самые популярные:

  • Shimano
  • Look
  • Time
  • Crank Brothers
  • Speedplay

Аббревиатуры SPD и SPD-SL – это названия стандартов креплений.

Бренд Shimano уверенно держит первое место по количеству пользователей

SPD-контакты (Shimano Pedaling Dynamics) выпускает известная фирма Shimano. Крепления SPD бывают двух направлений:

  • SPD – контакты для маунтинбайка;
  • SPD-SL – контакты для шоссейной обуви.

Look Keo – у этого производителя наиболее популярен стандарт для шоссе. Фактически именно Look впервые популяризировал контакты в 80-х годах. Не все знают, но Look выпускает модели и с механизмом SPD.

Time – МТБ и шоссе. У Time большая площадь давления на педаль, то есть и вес педали большой.

Crank Brothers – минималистичный и бесшумный при встёгивании аналог SPD. Выпускается только для горных байков, а потому продуман так, чтобы меньше забиваться грязью и снегом.

Speedplay – самый дорогой стандарт педалей для шоссе. Speedplay обладает отличной от других педалей конструкцией: тут шип не в подошве туфель, а вместо самой педали. То, что похоже на педаль, наоборот, прикручивается к обуви. Такое решение позволило сделать встёгивание двухсторонним.

Как же отличить крепления для шоссе и МТБ? Количество отверстий в подошве для крепления шипа подскажет, для каких педалей предназначена обувь.

Три отверстия, образующие треугольник, – обувь для шоссейных педалей. Два продолговатых, параллельных друг другу отверстия – для МТБ. В интернет-магазинах можно найти обувь с пятью отверстиями – это универсальные велотуфли, к которым крепятся любые шипы для любого типа педалей.

Как выбрать контактные педали

Выбирая тип контактов, сначала подумайте о формате катания, который вы предпочитаете. Это будет шоссе или бездорожье? Вам нужна мощность или лёгкость и манёвренность? Насколько сложны трассы, по которым вы будете ездить?

Возможно, решающим фактором для выбора станет стиль вашей экипировки. Тогда выбирайте обувь, которая вам нравится. Если выбор пал на шоссейные велотуфли, однозначно нужны педали под 3-болтовое крепление.

А если собираетесь наравне с катанием много ходить, нужны велотуфли с утопленными шипами, а значит и педаль МТБ.

Допустим, вы остановили выбор на 2-болтовом МТБ-креплении. Какому производителю отдать предпочтение? При выборе подходящей педали для горного велосипеда основными соображениями, как правило, будут вес, степень сцепления, грязеотталкивающие свойства и то, какой угол поворота ступни они предлагают.

Педали, которые быстро забиваются грязью, мешают быстро встёгиваться и выстёгиваться, не подойдут, если вы гонщик кросс-кантри. Для гонок по сложным трассам, требующим периодического спешивания, мы рекомендуем Crank Brothers.

Для городских поездок или велопохода по бездорожью отлично сгодятся МТБ-контакты с платформой. Внешне они похожи на «топталки», но посреди платформы можно разглядеть знакомую контактную конструкцию.

МТБ-контакты с платформой

При выборе производителя руководствуйтесь личными предпочтениями, но учитывайте доступность деталей при поломке. Так, в нашей стране не получили распространение педали от Time, что означает невозможность оперативного ремонта в ближайшей мастерской при отсутствии компонентов.

Как установить контактные педали и шипы

Перед установкой педалей в отверстие в шатуне убедитесь, что в ресивере на шатуне, где входит болт от педали, нет песка. Смажьте резьбу, чтобы при надобности вы смогли открутить педаль.

Читайте также:  Выбор велосипедных передач - всё о велоспорте

После этого проденьте педали в отверстие в шатуне, следя за тем, чтобы не произошла перекрёстная резьба, которая приведёт к искривлению и повреждению педали и шатуна.

После того, как вы вручную затянули педали, можно использовать гаечный ключ, чтобы затянуть их ещё немного, но обычно нет необходимости сильно прикручивать. Вашего собственного нажатия ногой на педаль хватит, чтобы затянуть её в достаточной степени.

Установка шипа на обувь потребует определения, где именно его разместить. Все системы креплений обеспечивают широкий диапазон размещения шипа вверх/вниз и меньший диапазон вправо/влево. Регулировка расположения шипов зависит от личных предпочтений, комфорта и биомеханики.

Идеально было бы обратиться к специалисту по настройке посадки, поскольку неправильное размещение шипов может привести к дискомфорту или травмам.

При установке обязательно смажьте болты, которые крепят шип к обуви, чтобы предотвратить ржавчину. Как только вы найдёте правильное размещение шипа, перманентным маркером сделайте отметки, чтобы всегда устанавливать шип в одном и том же месте.

Шипы изнашиваются быстрее, чем педали, и менять их приходится чаще.

Готовим контактные педали к поездке

Правила кругового педалирования

За исключением, пожалуй, даунхилла, крутить педали – это ключевой момент в езде на велосипеде. Как же добиться большей эффективности от этого процесса? Тренировать круговое педалирование!

Благодаря контактам, можно воздействовать на педаль не только по направлению вниз. Когда усилие прилагается по всей окружности, это и есть круговое педалирование или по-другому spinning.

Большинство велосипедистов-любителей не владеют этой техникой, но если обучиться ей, это принесёт свои плоды на гонках, поскольку spinning делает возможным включать больше мышечных групп в работу.

1. Вращайте педали, а не давите на них

Сконцентрируйтесь на том, чтобы ваши ноги плавно описывали окружности вокруг оси каретки. Вам придётся не только прилагать усилие вниз, но и тянуть педаль вверх, проталкивать её вперёд в самой верхней точке, носком давить вниз и, наконец, вытягивать, когда она окажется в самом нижнем положении.

Тренировать этот навык просто, особенно на станке в помещении. Достаточно попеременно крутить одной ногой. Таким образом получится обнаружить мёртвые зоны, то есть места, где вращение становится прерывистым.

С помощью тренировок можно добиться такого уровня, когда педалирование одной ногой станет равномерным.

2. Подберите правильную передачу для оптимального каденса

О том, какой каденс считать правильным, идут споры, но золотая середина, к счастью, есть: 90 оборотов в минуту. Продвинутые и элитные велосипедисты крутят педали от 80 до 100 об/мин. Такая скорость позволяет избежать мышечной усталости ног и сберечь коленный сустав.

Читайте по теме: Каденс при езде на велосипеде

3. Следите не только за ногами

При правильном педалировании вы не должны подпрыгивать в седле и раскачивать корпус. Когда вы помогаете себе верхней частью тела, это свидетельствует о том, что каденс и передача выбраны неправильно. Ваше тело должно быть расслабленным.

Разбираем основные принципы кругового педалирования

Можно ли ездить на контактных педалях в городе

Учитывая, что МТБ-педали дарят большой выбор обуви, среди которых мягкие велотуфли с невыступающим шипом, похожие внешне на обычные кроссовки, катание по повседневным делам в городе на контактах не создаст неудобств.

Доведя до автоматизма процесс встёгивания и выстёгивания, вы будете уверенно чувствовать себя в потоке машин и на светофорах. У каждого райдера с «топталками» есть своя страшная история проскальзывания педали, а с контактами на трассе, полной машин, таких историй не будет.

С другой стороны, контактные педали точно не нужны, если вы катаетесь считанные разы в год. В этом случае нет смысла тратить деньги на педали и велотуфли.

Читайте по теме: Как ездить на велосипеде в городе: правила и лайфхаки

Сколько стоят контактные педали

Контактные педали, разумеется, дороже обычных «топталок»: диапазон цен на контакты варьируется от 1,8 до 34 тысяч рублей.

Естественно, дорогие педали будут иметь меньший вес за счёт использования более продвинутых материалов и технологий. В то же время они будут прочнее. Часто любительский велоспорт – это эстетика, следовательно, у дорогих педалей будет продуманный и радующий глаз дизайн.

Доступные массовому потребителю педали изготавливает фирма Shimano, а вот самые дорогие контакты у Crank Brothers.

Всё сказанное о контактных педалях не является руководством к покупке этого элемента, если вам нравится кататься на обычных педалях. Ведь велосипед должен дарить в первую очередь удовольствие!

Читайте далее: Как выбрать велотуфли

Шоссейные или МТБ контактные педали: какие подойдут лучше? | ВелоЖурнал

Когда дело доходит до контактных педалей, у вас появляется выбор между шоссейной системой с тремя болтами, такой как SPD-SL от Shimano, и МТБ контактами с двумя болтами, такой как SPD от тех же Shimano. Здесь мы собирали несколько фактов, чтобы помочь вам определиться с выбором. 

Хотя мы уже отнесли трехболтовую систему к шоссейной группе, не все, кто ездит по шоссе выбирают педали этого типа, и SPD, конечно же, не ограничиваются использованием бездорожья.

Еще одна вещь, которую стоит упомянуть, заключается в том, что большинство решений примененных в SPD-SL компанией Shimano встречаются в конструкциях с тремя болтами и у других производителей, таких как Look или Time. Кроме того, контактные педали для горных велосипедов большинства производителей по своей сути аналогичны SPD.

Shimano, Crankbrothers, Look, Time: некоторые отличия есть, но принцип работы схож. 

Мы сконцентрируем свое внимание на Shimano, чтобы все было просто, но вот фотография Look Keo Blade Carbons, просто чтобы показать — мы не предвзяты, они, действительно, похожи! О, и еще есть Speedplay, уникальная система, которая имеет много заядлых поклонников, хотя для ясности скажем сразу — мы не будем их освещать. Сожалеем. 

SPD-SL и Look Keo практически идентичны, а SpeedPlay заметно отличается.

Впервые Shimano выпустила свою конструкцию SPD (Shimano Pedaling Dynamics) еще в 1990 году. Металлическая площадка (далее шип) небольшого размера крепится к вашей обуви двумя болтами, вкрученными в углубление на подошве.

Утопленный в подошве шип облегчает ходьбу в SPD обуви, а его форма помогает легко и быстро встёгиваться в педали.

Изначально предназначенные для катания на горных велосипедах, SPD стали популярными и среди любителей, которые стремятся приобрести бюджетные рабочие лошадки, например, как Shimano PD-M520.

SPD-SL педали (фото справа), в свою очередь, очень похожи на контакты для шоссейных гонок, выпущенные компанией Look в 1984 году и с тех пор многократно обновленные.

В их конструкции присутствует трёхболтовый шип, который возвышается над подошвой, зацепляется он за переднюю часть педали и удерживается на месте подпружиненной защелкой сзади. Увидеть этот механизм можно на педалях Shimano 105 R7000 с карбоновым корпусом, которые популярны в среде шоссеров.

Особенность строения позволяет подошве оставаться достаточно жесткой, но походка…; представьте пингвинов, бегающих по льду, или о овец на линолеуме, вот — вы где-то рядом.

«Наши педали всегда разрабатываются с учетом конкретной обуви (и наоборот), поэтому мы можем предоставить гонщикам совершенную систему педалирования», — говорит Бен Хиллсдон из Shimano. Выбирая велосипедную обувь, важно подумать о том, а предлагают ли сочетание обуви и педалей необходимый уровень удобства и комфорта для того типа катания, которым вы занимаетесь.

Одно из самых больших отличий между двумя системами контактных педалей заключается в удобстве пешей прогулки, а это может сильно повлиять на ощущения гонщика во время остановок на кофе!

Когда вы ходите в обуви SPD-SL, выступающий шип соприкасается с землей. Маленькие наконечники на планке обеспечивают некоторую защиту от износа, но сцепление относительно небольшое, в них легко поскользнуться. Большинство производителей делают шоссейные подошвы настолько жесткими, насколько это возможно.

Для эффективного движения на велосипеде это отличное решение, так как максимум энергии уходит в кручение педалей, а не в деформацию обуви, однако это так же доставляет массу дискомфорта, как только вы сходите на землю.

На самом деле в них ходить вообще не хочется, самое большее: пройти от велосипеда до кафе и обратно, или что-то вроде того.

Эта модель типична для системы с тремя болтами. Их подошва полностью выполнена из углеродного волокна. Может это и не самая жесткая подошва за всю историю, но она всё-таки чертовски жесткая, и не возникает ни одной мысли, что ваша энергия направлена куда-то ещё, кроме педалей. 

Решение замечательное пока ты на велосипеде, но становится очевидно спорным, как только понадобится немного пеших действий. Сцепление обуви с мокрой дорогой почти полностью отсутствует, к тому же SPD-SL педали не ладят с грязью.

Шип в SPD педалях, напротив, находится в выемке на подошве, что позволяет беспрепятственно ходить по земле. Производители представляют на выбор подошву для разных условий эксплуатации. Ниже приведены несколько моделей разного направления с SPD креплениями.

Классика МТБ обуви. Протектор на подошве довольно широкий, коренастый и нескользящий на любой поверхности. В средней части подошвы имеется специальная “вафельная” насечка на случай, если необходимо ехать не застёгиваясь, а на носке присутствуют шипы для хорошего зацепа в момент пешего штурма грязевых подъёмов.

Шипованная подошва хорошо работает как на асфальте, так и на бездорожье, хотя они будут скользить в совсем уж грязных замесах, а вот для «вневелосипедных» применений уверенность присутствует даже на самых скользких поверхностях — таких как мокрый пол туалета.

Хотя велотуфли для горных велосипедов, как и для шоссейных, имеют довольно жесткие подошвы, некоторые модели, разработанные для SPD педалей, обладают значительной гибкостью.

Универсальная обувь, сочетающая в себе такие характеристики, как совместимость с контактными педалями, так и удобство легкой походной обуви. Кроссовки, действительно, не похожи на классические велотуфли в пешем режиме, такова тонкая настройка гибкости подошвы (углубление для шипа закрыто накладкой, фото ниже).

Читайте также:  Как выбрать покрышки - всё о велоспорте

Некоторая велообувь разработана специально для городского использования, например серия CT от Shimano, которая обладает дизайном привычных всем повседневных кроссовок. А у Five Ten есть модели, выглядящие как обычные кеды.

Здесь нет сверхпрочной низкопрофильной углеродистой подошвы под шоссейные шипы, нет и агрессивного грязевого протектора — эти ботинки создавались для прогулок по городу, работы в офисе или похода в кафе. Подошва выполняется в этой модели из стекловолокна, оно намного мягче карбона. При этом внешне больше похоже на шоссейную модель, но используется шип для SPD.

Если вы не можете остановить свой выбор на одном из вариантов крепления, то даже для этого случая компания Shimano подсуетилась и создала RP2. Обращая внимание на подошву, можно обнаружить отверстия и для МТБ, и для шоссейного шипов.  

Чем больше времени вы тратите на ходьбу, тем привлекательнее становятся SPD.

В каких случаях обувь для контактных МТБ педалей может быть бесполезной? В ней нет смысла для многих из нас. Если вы садитесь на велосипед, чтобы доехать домой или заехать в кафе, то обычная обувь вам даже сэкономит вес.

Встёгивание

Большинство шоссейных педалей односторонние, то есть вы можете застегнуться только тогда, когда они находятся в нужном положении.

Наибольший вес педали приходится на заднюю часть, благодаря чему она разворачивается правильной стороной к ноге.

Иногда, однако, велосипеды преподносят сюрпризы, и вы можете столкнуться с попыткой задействовать неправильную сторону педали. Надеюсь, этого никто не заметит!

Некоторым велосипедистам легче встёгиваться в МТБ педали, чем в шоссейные. Во-первых, большинство (не все) педалей SPD двусторонние, поэтому вы можете закрепить их с любой стороны. Во-вторых, углубление в подошве помогает направить шип в механизм. Однако, по правде говоря, адаптация к любой системе застёгивания происходит довольно быстро.

Все разновидности контактных педалей имеют регулировку жёсткости пружины, что позволяет изменять усилие, удерживающее шип на месте. Пара минут с шестигранником позволяют настроить такую систему под свои предпочтения.

Если же вам хочется еще более легкое выстегивание у Shimano есть технология Click’r, где используется такой же принцип работы как у SPD, но защелкивание и выщёлкивание требует гораздо меньших усилий, чем в стандартных педалях. Shimano осуществила замеры и показала, что для застёгивания требуется на 60% меньше усилий, а для выстёгивания на 50% меньше.

Контактные педали для маунтибайков имеют довольно небольшую ширину, поэтому многие находят шоссейные контакты более стабильными, особенно при вкручивании стоя. 

Тем не менее, в продаже есть контакты со специальной скобой вокруг тела педали, чтобы увеличить площадь соприкосновения с вашей обувью. 

Оснащены каркасом из пластика, предназначенным для повышения устойчивости ног

Несмотря на то, что МТБ педали чаще меньше в размерах, чем шоссейные, они часто и тяжелее последних. В качестве примера можно сравнить топовые Dura-Ace R9100 с весом 228 грамм и PD-M8000 массой 343 грамм. Чувствуете разницу, 343 против 228?

SPD механизм с одной стороны и стальную платформу с другой, вес: 533 грамм.

Система SPD-SL удерживает шип в трех точках крепления, в то время как SPD предусматривает только две точки фиксации в педали, чтобы его можно было легко отцепить в условиях бездорожья.  Однако в обеих системах можно регулировать силу удержание шипа, что коренным образом влияет на стабильность соединения. 

Шипы

Шипы SPD-SL доступны с тремя различными предустановками свободного перемещения ноги. Обувь с красными наконечниками фиксирована (0 °), синие предлагают 2 ° поворота, а желтые обеспечивают 6 градусов свободного движения ноги.

Выполненные из пластика шипы для шоссейной обуви не утапливаются в подошве, а это значит, что при пеших прогулках они довольно быстро могут истереться.

SPD площадки выполняются в металле, они лучше защищены в пеших прогулках, оттого и служат дольше. В большинстве случаев они ещё и дешевле своих шоссейных собратьев. 

Модель SH51 для МТБ позволяет выстёгиваться поворотом пятки наружу, а вот уже в модели SH56 процесс возможен в обоих направлениях. Первая обладает люфтом для свободного перемещения ноги гонщика на уровне 6 градусов, а вот значительный износ системы может увеличить эти значения, так что своевременное обслуживание может уберечь от нежелательного выстёгивания.

Цены

Цены на шоссейные контактные педали стартуют от 34 долларов США, к примеру PD-R540 (слева) и доходят до 190 долларов за Dura-Ace PD-R9100.

Контактные педали для МТБ немного дешевле, и их цены начинаются с отметки в 27 долларов за пару PD-M520 (справа) и доходят до 112 долларов за топовые PD-M9020 уровня XTR.

Педали для шоссейных велосипедов легче и эффективнее, для МТБ — дешевле, универсальнее, в них можно ходить.

пн, 07/15/2019 — 18:36

Контактные педали: шоссейные и для мтб, особенности, настройка

Контактные педали — один из основных компонентов, который продвинет владение велосипедом на совершенно иной уровень.

Однако, велосипедисты-любители боятся переходить на контакты из-за боязни упасть и других распространенных мифов. В статье рассказали, кому и зачем нужны контактные педали, какие бывают виды педалей, как их выбрать и настроить.

В материале собраны лучшие видеоролики с практическими советами, разбором плюсов и минусов перехода на контакты.

Зачем нужны контактные педали: плюсы и минусы

Если у вас мало опыта в велопоездках, не спешите переходить на контактные педали. Сначала привыкните к велосипеду, научитесь педалировать на обычных педалях и уверенно управлять велосипедом.

Если вы катаетесь в режиме прогулки по городу или парку, контактные педали могут совсем не пригодиться. Контактные педали нужны для правильной техники педалирования.

Особенно, если ездить на большие расстояния, заниматься велотуризмом и велоспортом.

Плюсы контактных педалей:

  • Техника педалирования: одна нога давит, другая тянет
  • На препятствиях ноги не соскакивают с педалей
  • Легче контролировать велосипед и переносить центр тяжести
  • Легче преодолевать крутые подъемы
  • Снижается нагрузка на колени
  • Меньше рывков при педалировании, колесо не срывается в пробуксовку
  • Легче крутить педали на высоком каденсе

Минусы:

  • Нужно постоянно встегиваться и выстегиваться, но со временем это движение станет автоматическим и перестанет быть минусом
  • Нужна специальная велообувь

Виды контактных педалей по назначению и стандартам крепления

Существует много брендов и типов контактных педалей. Как правило, каждый крупный бренд имеет свою систему крепления, но по принципу работы они похожи. По назначению контактные педали делятся на:

  • Шоссейные (шоссейные велогонки, триатлон)
  • МТБ без платформы (туризм, кросс-кантри)
  • МТБ с платформой (эндуро, даунхилл)

Источник: university.trisports.comИсточник: university.trisports.com

Шоссейные педали жестче фиксируют ногу. Контактные педали для горных велосипедов дают больше подвижности стопе и хорошо работают в условиях грязи и снега.

Поэтому шоссейные педали менее практичны и не универсальны. К тому же, с шоссейный шип сильно выпирает из подошвы, с ним неудобно ходить.

Шип МТБ маленький и спрятан в протектор подошвы, поэтому для туризма и универсального использования они подходят больше.

Шоссейные контактные педали Time, Shimano, Look. Источник: road.ccШоссейные контактные педали Time, Shimano, Look. Источник: road.cc

Контактные педали МТБ дают больше свободы стопе, но лучше работают в условиях грязи и снега. Педали для МТБ с платформой отличаются от обычных широкой рамкой для лучшей опоры стопы. Также педали с платформой можно использовать с обычной обувью, а не только с велотуфлями.

Типы контактных педалей по стандартам крепления

Контактные педали Shimano SPD и Shimano SPD-SL

SPD — стандарт крепления японского бренда Shimano. Самые популярные и надежные контактные педали. SPD — тип контактных педалей для горных велосипедов. SPD-SL — тип контактных педалей для шоссейных велосипедов.

Контактные педали SPD. Источник: mbr.co.ukКонтактные педали SPD. Источник: mbr.co.ukКонтактные педали SPD-SL. Источник: cyclist.co.ukКонтактные педали SPD-SL. Источник: cyclist.co.uk

Контактные педали Look

Контактные педали Look. Источник: nsmb.comКонтактные педали Look. Источник: nsmb.com

Контактные педали Crank Brothers

Контактные педали Crankbrothers. Источник: freehubmag.comКонтактные педали Crankbrothers. Источник: freehubmag.com

Контактные педали Time

Контактные педали Time. Источник: element.lyКонтактные педали Time. Источник: element.ly

Контактные педали Speedplay

Контактные педали Speedplay. Источник: cyclingtips.comКонтактные педали Speedplay. Источник: cyclingtips.com

Как выбрать контактные педали

Выбирайте контактные педали в зависимости от целей. Для катания по городу, велопутешествий, туризма, поездок на работу выбирайте педали для МТБ. Шип таких педалей более компактный и долговечный, с ним удобно ходить. Обувь для МТБ тоже гораздо комфортнее при ходьбе, чем шоссейные туфли.

Если увлекаетесь шоссейным велоспортом или триатлоном и выбираете педали для тренировок, берите шоссейные. Они жестче фиксируют стопу и лучше передают мощность велосипеду. Но имейте в виду, что в них неудобно ходить. Шоссейные велотуфли предназначены только для того, чтобы добраться до велосипеда и поехать на тренировку.

При выборе бренда отталкивайтесь от личных предпочтений, цены и доступности для покупки. Как показывает практика, контактные педали Shimano самые популярные, доступные и надежные. Более того, имеют лучшее соотношение цена/качество.

Видео о преимуществах и неприхотливости педалей Shimano M520 SPD

Шипы и настройка контактных педалей

После установки контактных педалей нужно настроить жесткость крепления и положение шипа на велообуви. От этого зависит комфорт при катании и правильная посадка на велосипеде.

Винтом на контактных педалях настраивается жесткость крепления — усилие, при котором педали будут отстегиваться. Для начала можно ослабить крепление, чтобы научиться быстро выстегиваться из педалей.

С опытом усилие можно увеличить.

Шип на велотуфлях устанавливается в зависимости от плюсневых костей и других факторов. Подробности смотрите на видео.

Как выстегиваться из контактных педалей

Видео о выборе и переходе на контактные педали

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector