Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда

Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда
— налипшая на смазку грязь (дорожная пыль, песок и т.д.);

  • — отсутствие необходимой смазки на цепи ;
  • — неверно выбранное положение цепи (возникает перекос цепи и увеличивается трение);
  • — чрезмерные нагрузки на цепь и кассету;
  • — неисправность механизма переключателя (в таком случае цепь попадает на звёздочку сбоку, что увеличивает трение).

Теперь разберёмся во всём по-порядку. Первое, что надо сказать, что цепь, безусловно, нуждается в смазке. Но смазывать можно только чистую цепь, иначе данный процесс будет абсолютно бесполезен. Рассмотрим, с помощью чего можно очистить велосипедную цепь:

  1. Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипедаЧистящие машинки для велоцепи. Принцип действия данного устройства довольно прост: надеваем машинку на цепь, заливаем необходимые жидкости (если предусмотрено конструкцией) и вращаем педали. В качестве очищающих жидкостей можно использовать составы, поставляющиеся в комплекте, или подручные средства, такие как fairy или уайт-спирит (стоит сказать, что использование некоторых видов растворителей в данном случае может привести к разъеданию пластика и поломке чистящей машинки). Стоимость этого чуда-устройства, в зависимости от производителя, качества и наличия дополнительного комплекта мелочей, различна и в среднем составляет 500 рублей. Чистит машинка довольно неплохо, можно даже сказать хорошо, но звёздочки всё равно приходится чистить другими средствами т.к. сама машинка для этого не предназначена. Да и надёжностью данное устройство не отличается: у некоторых велосипедистов машинка ломалась уже после первого использования.
  2. Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипедаЩётки для чистки цепи и кассеты. Тут, можно сказать, без комментариев. В магазинах подобных приспособлений довольно широкий ассортимент, выбрать не сложно, да и в использовании всё просто и понятно: берём и выковыриваем всю грязь, которую можно найти на цепи, передних и задних звездочках. Лучше опять же использовать какое-либо моющее средство для достижения наилучшего результата. Удобство данного изделия состоит в том, что его легко взять с собой в велопоход и хотя бы таким способом протирать цепь и звёздочки от грязи. К минусам можно отнести не самый хороший результат чистки и довольно высокую трудоёмкость.
  3. Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипедаТряпка, зубная щётка, моющее средство. Самый доступный способ и, надо сказать, не уступающий двум предыдущим по эффективности. Суть метода предельно проста: идём в магазин и покупаем там самую жёсткую и в то же время самую дешёвую зубную щётку, которая там только есть. В том же магазине неплохо бы взять какое-нибудь средство для очистки (как уже говорилось ранее уайт-спирит или fairy). А дальше все совсем просто — мочим тряпку в купленной жидкости и методично оттираем всю грязь и остатки смазки, что встретятся на цепи и на звёздочках, а что отходит с трудом, оттираем зубной щёткой. Стоит сказать, что в этом способе можно использовать для оттирания совсем приставшей грязи и отвертку, и какой-нибудь старый гвоздь. Главное, чтобы цепь и кассета были вычищены и выглядели как новые. Способ не требует покупки каких-либо приспособлений, довольно трудоёмкий, но от этого не менее эффективный, чем предыдущие.
  4. Комбинированный способ. Этот метод сочетает в себе использование всех вышеперечисленных средств и является, наверное, самым эффективным, но и самым трудоёмким. На первом этапе протираем цепь тряпкой, смоченной в чистящей жидкости, затем используем машинку для чистки цепи, а затем оттираем всю грязь со звёздочек с помощью специальных щеток и самой обычной зубной щетки. После этого проходим еще раз машинкой для чистки цепи и наша система выглядит как новая.

Стоит заметить, что все вышеперечисленные способы являются довольно «грязными», трудоёмкими, отнимают достаточно много времени, и делать всё это достаточно занудно. Тем не менее, ещё раз оговорюсь, что усердие, проявленное Вами в уходе за велосипедной цепью, позволит в дальнейшем избежать ненужных трат на покупку изношенных деталей.
Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда
Попробуем разобраться, что же лучше всего подойдёт для цепи: Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипедаС чисткой и смазкой цепи вроде бы все понятно. Теперь рассмотрим, как снизить износ цепи и кассеты из-за неверно выбранных передач. Тут все просто: необходимо избегать положений, при которых цепь будет располагаться на звездочках с большим перекосом (например, самая большая звездочка спереди и самая большая сзади). Такие комбинации, в сущности, бесполезны, на них, в большинстве случаев, плохо переходит цепь и их легко заменить другими комбинациями, более бережными к системе (советуем прочитать статью как переключать скорости).
Также, следует регулярно проверять правильность работы переднего и заднего переключателя и следить за тем, чтобы цепь не направлялась им между звездочками — это тоже приводит к повышенному износу.
Кроме того, для уменьшения износа системы не следует «ломить в гору» на максимально тяжелой скорости. Старайтесь выбирать передачи, максимально легкие для Вас и, в конечном итоге, для механизма. Кроме того, не старайтесь начинать движение с пробуксовкой. Смысла в этом нет, а нагрузка на кассету и цепь в этом случае огромна.
Для увеличения ресурса кассеты можно также использовать и следующий прием: купить сразу три одинаковые цепи и менять их через каждые 500-800 километров пробега. Строго говоря, километраж этот довольно относительный, и судить тут стоит по состоянию кассеты и цепи и ее износу. Кроме того, при смене цепи лучше ставить ее на место не так, как она находилось во время прошлой эксплуатации, т.е. сменить направление движения или «вывернуть наизнанку».
Вот, пожалуй, и все основные моменты, на которые следует обратить внимание при уходе за велоцепью. Соблюдая эти несложные правила, Вы отложите поход в магазин за цепью и кассетой на несколько тысяч километров.

Уход за велоцепью

Детали велосипеда имеют определенный период эксплуатации. Время работы деталей зависит от нагрузки и рано или поздно требует их замены.

Вот только владелец велосипеда рассчитывает на более длительную продолжительность их службы. Для достижения этой цели необходимо как можно чаще проводить технический осмотр своего транспорта.

Устраняя различные недочеты в работе отдельных частей, продлевается жизнь всего велосипеда.

Назначением каждой детали обусловлен её ремонт и уход. В первую очередь необходимо следить за наиболее часто работающими элементами. Один из таких – велосипедная цепь.

Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда

От состояния её звеньев зависит работоспособность механизмов передвижения.

Своевременный уход за велосипедной цепью

Основной симптом износа цепи это растяжение. Являясь единицей механической передачи, цепь изнашивается и удлиняется. Это приводит к выработке остальных элементов привода.

Чтобы предотвратить скорый износ велосипедной цепи, необходимо знать, как за ней ухаживать. В обслуживание цепи входят следующие методы профилактики:

  • мойка;
  • чистка;
  • смазка;
  • консервация на зиму.

Когда все пункты по уходу выполняются систематически, проблем в период эксплуатации цепи практически не бывает. Цепь сохраняет отличные характеристики длительное время.

  • И наоборот, при отсутствии бережного отношения, скорейший выход её из строя обеспечен.
  • Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда
  • Ухоженная цепь не должна иметь на себе следов ржавчины, заусенцев, грязи и окалины.

 

Как предотвратить повреждения велосипедной цепи?

Немаловажную роль в сокращении работоспособности играют повреждения цепи. К таким дефектам относят изгиб и боковое отклонение цепи, а также скручивание и тугие звенья.

Появляются они вследствие увеличения зазора между штифтами и отверстием внутри звена, ударах по цепи, перекосах.

Предупредить быстрое появление этих неисправностей можно еще при выборе цепи.

Велосипедная цепь должна быть изготовлена из специальной стали, в соответствии с требованиями стандартов, желательно иметь защитное покрытие, и проверена испытаниями. С такими качествами она меньше подвергается риску выйти из строя. Лучше всего выбирать марки цепей известных производителей, таких как: Sram, Shimano, KMC.

  1. Еще бывают такие повреждения, как лопнувший ролик, разрыв звена, поломка щечек:
  2. Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда
  3. Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда
  4. В этом случае поможет частичная или полная замена цепи.

Цепь и смазка – обслуживаем правильно

Живительным источником для любой цепи является смазка. Но, прежде чем приступить к промазыванию, цепь необходимо тщательно вымыть.

Звездочки тоже подвергаются чистке. Если не провести этих действий, смазка с добавлением грязи и пыли превратится в абразив, и будет прожорливо «съедать» металл.

Существует немало разновидностей цепных смазок, как и способов ее нанесения. Если выбирать между густой и жидкой смазкой, предпочтительнее остановиться на последней.

Покрытие цепи густой смазочной массой чревато последствиями, так как ею очень сложно промазать все труднодоступные части звена, чаще она используется как консервант.

Самым лучшим вариантом являются двухкомпонентные смазки. При их нанесении звенья цепи отлично промазываются внутри и её нужно насухо вытереть, чтоб наружная часть осталась практически чистой.

Как проверить велосипедную цепь на износ?

Если при езде на велосипеде появился громкий шелест в районе педалей, происходят удары звеньев по звездочке, следует в срочном порядке обратить внимание на износ велосипедной цепи.

В первую очередь проверяют цепь на вытянутость. При слегка натянутой цепи между звездами, необходимо попытаться ее приподнять. Если это удается и появляется зазор, на расстоянии нескольких зубьев звезды, такая цепь подлежит замене.

Для визуального выявления других видов износа (изгиб, скручивание и т. д.), цепь необходимо снять, внимательно осмотреть в подвешенном состоянии или на горизонтальной плоскости. Кроме того, существуют специальные приборы и линейки для более точного определения уровня износа цепи.

Читайте также:  Велосипедные очки: со сменными линзами, с диоптриями

Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда

Продлеваем период работы цепи

Как уже говорилось, первое правило для долгосрочной работы цепи – своевременная смазка. Во-вторых, цепь должна быть правильной длины: никаких провисаний или чрезмерных натяжений. Остальные механизмы, участвующие в передвижении велосипеда, правильно настроены (не должны быть перетянуты или разболтаны).

Еще один немаловажный фактор – умение правильно пользоваться передачами, для предотвращения сильных перекосов цепи относительно передних и задних звездочек.

В том случае, когда движение велосипеда происходит на подъем, переключаться на пониженную передачу следует заранее.

В заключение стоит упомянуть о несовместимости узлов цепной передачи. Каждая цепь, предназначенная для определенной скорости должна использоваться по назначению, так 8-скоростная цепь не будет корректно работать с 9-ск.системами

Никогда не используйте цепь и звездочки несоответствующих размеров! Это приведет к лишним поломкам и затратам. Следите цепью велосипеда после каждого велопробега, и она полностью отработает заложенный ресурс. Но в любом случае лучше вовремя поменять цепь, чем потом мучиться с заменой звездочек. Запомните, исправная цепь – залог успеха велосипедиста на дороге.

Советуем почитать:

Как правильно ухаживать за цепью на велосипеде?

В велосипеде цепь — один из самых важных механизмов. Эта незамысловатая с виду деталь отвечает за передачу крутящего момента с педалей на колёса. Без неё снаряд просто не поедет.

Стоит отметить, что лишь с виду велосипедная цепь выглядит просто. На самом деле она состоит из большого количества деталей. Для того чтобы понять, что может вывести велоцепь из строя, следует сперва разобраться в её устройстве.

Как устроена

Велосипедная цепка должна быть максимально подвижной, но при этом прочной. Поэтому простая цепь на роль такого механизма не подошла бы.

Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда

Велосипедная цепь — это одна из самых важных деталей, которая требует необходимого ухода

Стандартная велосипедная цепь делается из составных деталей. Внутренние параллельные пластины, внешне напоминающие вытянутую посередине восьмёрку, на каждой своей круглой части имеют сквозные отверстия. В них продеты цилиндрические полые втулки или, как их ещё называют, стаканы.

В стаканы вставляются пины, которые играют роль осей. Сверху пины скрыты цилиндрическими роликами.

Скрепляются эти детали внешними пластинами, по форме повторяющими внутренние.

Как видно из этого описания, в каждой велоцепи огромное количество подвижных деталей, которые всегда должны иметь возможность крутиться и скользить.

Если детали лишаются такой возможности, мы уже можем говорить о проблемах с цепью. Чтобы таких проблем не допустить, за этим велосипедным элементом нужно регулярно ухаживать. О том, как это делается, мы поговорим далее.

Уход

Чтобы велосипедная цепь служила вам максимально возможный срок и не огорчала своими недугами, регулярно нужно чистить и смазывать этот элемент. Это совершенно несложные манипуляции, справиться с которыми сможет даже ребёнок. Однако отметим, что уход за цепью подразумевает использование токсичных средств. Работа с ними возможна только под присмотром взрослого.

Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда

Как мыть?

Для начала давайте разберёмся, как производится чистка цепи велосипеда.

Как часто?

Строгой регулярности чистки цепи велосипеда не существует. Однако, даже не имея углублённых знаний об этом элементе, можно понять, что чем чаще он чистится, тем лучше.

Бывалые велосипедисты рекомендуют производить чистку велоцепи после каждой прогулки.

При бережной эксплуатации вы можете делать это реже. Но помните, что при поездках по песку, пыльным неасфальтированным дорогам и растительности с чисткой затягивать не стоит.

Что использовать?

Сейчас на прилавках спортивных магазинов можно встретить специальные средства для чистки цепей. Однако регулярная покупка таких химикатов может отрицательно сказаться на вашем бюджете.

Намного более дешёвым вариантом являются керосин и уайт-спирит.

Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда

По старинке многие используют бензин. Однако профессионалы им пользоваться не рекомендуют.

Способы

Мыть цепку можно вручную или с использованием специальной машинки. Да, для чистки цепи существуют специальные стиральные машинки. В них заправляется очиститель, а после этого устройство надевается на велоцепь и начинает стирать.

Удобство этого способа в том, что вам не придётся соприкасаться с химикатами, и в том, что для чистки не нужно снимать цепь. Однако такие устройства есть далеко не у всех.

Для ручной стирки снимите цепь, наберите в неэмалированную посуду очистителя и положите в него деталь. Дайте ей отмокнуть хотя бы на протяжении сорока минут.

Затем хорошо поболтайте её в посуде палочкой или пальцем (если работаете в перчатках).

Некоторые места придётся прочистить щёткой. Также можно использовать шприц, чтобы обеспечить напор очистителя на трудные участки.

После этих манипуляций можно будет считать, что цепка достаточно чистая.

Но мы обращаем ваше внимание, что на велоцепи, которая только что прошла чистку, ездить нежелательно. Её нужно смазать.

Смазка

Цепь смазывают либо сразу после мойки, либо после того, как снаряд проехал 100–150 километров. Провести смазку необходимо и в том случае, если цепь начала трещать.

Чем смазывать?

Вариантов смазок для цепи существует несколько. В идеале, используемое вещество должно обладать достаточной текучестью, чтобы пробраться в труднодоступные места, но быть не слишком жидким, чтобы не стечь с деталей.

Смазка не должна смываться водой и вступать в реакцию с металлами.

Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда

Существует несколько распространённых видов смазок велосипедных цепей:

  • Густые. Далеко не самый хороший вариант. Вы и сами поймёте это, когда попытаетесь нанести такое вещество на сложные участки цепи.
  • Жидкие. Не вызывают нареканий при использовании в тёплом помещении. Однако чем ниже температура, тем гуще становятся такие смазки. Продаются в специальных тюбах с острым концом, чтобы удобно было наносить жидкость на трудные участки.
  • Двухкомпонентные. Первым компонентом является густая смазывающая смесь. Вторым — растворитель. Неудобны тем, что после смазки эксплуатировать цепь можно будет только через несколько часов.
  • Аэрозоли. Один из самых удобных вариантов смазывания труднодоступных мест. Минусом является то, что капли спрея могут попадать не только в конкретное место, но и долетать до колёс, пола, стен, одежды и прочих окружающих объектов.

Как смазывать?

Смазывается цепь с внутренней стороны. Это делается потому, что с внешней стороны на смазку налипает пыль и песок, что способствует слишком скорому засорению этого элемента.

Наносится смазывающее вещество только на ролики. Не нужно пытаться омыть маслянистой жидкостью каждую пластину.

При использовании смазок с растворителем после обработки велоцепи нужно дать несколько часов покоя, чтобы вещество обрело нужную консистенцию.

Это были все правила ухода за велосипедной цепью. Если вы знаете хитрости, касающиеся того, как продлить срок службы этого элемента, поделитесь своими знаниями в х.

  • на сайте
  • ВКонтакте

Уход за велосипедной цепью: личный опыт

Уход за велосипедной цепью начинается с безупречной чистоты. Как я это делаю, исходя из моего многолетнего опыта езды на велосипеде, я решил поделиться в этой статье. Надеюсь, моя пошаговая инструкция будет полезна для любителей дальних прогулок.

Шаг 1. Тщательно обезжирьте и очистите цепь вашего велосипеда

Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда

Сначала щедро нанесите жидкость для обезжиривания на цепь, кассету, задние звездочки и звенья цепи велосипеда. Дайте ей немного впитаться, а затем возьмите старую ненужную щетку и втирайте ею обезжириватель до тех пор, пока не очистите части велосипеда настолько, насколько это возможно.

Также можно обезжирить звездочки, находящиеся на кассете велосипеда, и все части переключателей скоростей, чтобы убрать максимально много засохшей грязи, которая может навредить этим составляющим велосипеда.

Цепь покрывается грязью, поскольку жидкие смазочные материалы для цепей со временем окисляются и превращаются в подобие густого осадка, который впитывает грязь, сажу и прочие загрязняющие вещества.

Еще через некоторое время они застывают, успев проникнуть во все щелочки и трещины, которые имеются в местах нанесения.

Чтобы не допустить скопления старых смазочных материалов на цепи, необходимо особенно тщательно очищать ее до повторного смазывания.

Теоретически, полезно было бы очищать и смазывать цепь велосипеда после каждой поездки. В данный момент я езжу по покрытым грязью дорогам, поэтому велосипед и трансмиссия загрязняются каждую поездку. Я стараюсь чистить их хотя бы раз в неделю, а летом делаю это еще реже, поскольку дороги не такие грязные.

Когда обезжиривающая жидкость полностью впитается, тщательно протрите поверхность. Вы можете сделать это несколько раз. Если после этих действий трансмиссия стала полностью чистой, вы все сделали правильно.

Шаг 2. Высушите, протрите и подождите

Помните, что до тех пор, пока вы не смажете цепь, не стоит ездить на велосипеде! Уделите немного времени на тщательную просушку трансмиссии. Используйте кусочек ткани, чтобы вытереть лишнюю влагу и обезжириватель. Особенно внимательно протрите участки между звездочками кассеты, ведь именно там часто оседает грязь, которую нелегко отмыть.

Все это сделать довольно легко, если ваш велосипед находится на стойке для обслуживания. Даже если стойки у вас нет и велосипед стоит на полу, натирание деталей до блеска – одна из самых приятных составляющих процесса смазывания трансмиссии.

Читайте также:  Основные правила чистки велосипедной цепи своими руками

Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда

Шаг 3. Подберите подходящий смазочный материал

На самом деле, то, какой смазочный материал вы выберете, никак не скажется на качестве работы цепи велосипеда. Трение будет смягчаться одинаково. Разница между действием материалов заключается в частоте смазывания и количестве грязи, которую материал способен впитать.

Честно говоря, я не вижу смысла в том, чтобы подробно рассказывать о разных видах смазочных материалов, включая восковые, керамические и другие. Я люблю ездить на велосипеде, а не смазывать их. Вам следует выбрать сухой или влажный смазочный материал исходя из преобладающих дорожный условий.

При выборе используйте ваш здравый смысл, а также убедитесь в том, что используете именно масло, подходящее для велосипедной цепи. Всем известный WD40 не помощник в смазывании, его можно использовать только для того, чтобы убрать лишнюю жидкость откуда-либо. Кроме того, он может попасть на детали, связанные с торможением, поэтому при его использовании нужно быть крайне аккуратным.

Шаг 4. Смажьте велосипедную цепь!

Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда

Это самая волнующая часть! Самое главное, что вы должны сделать, — это прокрутить велосипедный шатун и влить смазочный материал ВНУТРЬ цепи. Нескольких капель масла будет достаточно.

Если вы нальете его на поверхность цепи, а не внутрь, при движении центробежная сила заставит масло разлететься во все стороны вместо того, чтобы затечь внутрь (конечно, так произойдет в теории).

Несколько раз поменяйте передачу, дайте маслу затечь и между звездочками, вновь прокручивая велосипедный шатун. Затем протрите все старой тряпкой, чтобы впитать как можно больше «лишнего» масла.

Помните, что масло должно находиться именно внутри цепи, а то, что находится снаружи, будет только брызгать по сторонам и впитывать ненужную грязь.

Уход за велосипедной цепью, на самом деле, не такое уж и сложное занятие. По большей мере, мне даже нравится это делать, в этом я нахожу для себя некий дзен.

Велосипедная цепь. Ресурс и обслуживание | Сайт Котовского

Темой статьи станет вещь довольно тривиальная, но совершенно необходимая — велосипедная цепь. Вспомните свой велик из детства — весной достал его с балкона, смазал литолом заржавевшую цепь, и катаешь все лето.

К сожалению, в современном велосипеде этот узел требует постоянного обслуживания. Многоскоростной велосипед имеет 2-3 звезды спереди и 7-10 сзади. Различные комбинации этих передач позволяют приспособиться практически к любому рельефу и темпу движения.

Под действием переключателей скоростей цепь перемещается по звездам, и натягивается подпружиненным роликом для устранения слабины. В отличие от своей односкоростной сестры, такая цепь должна иметь возможность гнуться, чтобы обеспечить попадание на любую звезду кассеты (набор задних звезд).

Почему изнашивается велосипедная трансмиссия

Из-за своего конструктива велосипедная цепь подвержена быстрому износу, грубо говоря, она вытягивается. Разумеется, здесь нет физического вытягивания металла — ось (пин) растачивает отверстие (стакан) щеки, в которой она сидит. Результат — цепь становится длиннее.

Теперь представьте, что расстояние между пинами стало больше, и цепь не может лечь идеально на зуб звезды. Как нетрудно догадаться, цепь быстро проточит звезды под себя. На велосипеде у нас почти три десятка передач, и используем мы их далеко не равномерно.

То есть, на каждой звезде появится свой рисунок, который успела проточить растянувшаяся цепь. Это быстро приводит к тому, что цепь не может удержаться на звезде, проскакивает под нагрузкой и слетает на соседние звезды. Всё, можно выбрасывать и цепь, и кассету. Передние звезды живут значительно дольше, но и они не вечны.

Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда

Ресурс велосипедной цепи

В зависимости от условий эксплуатации, хорошая велосипедная цепь может ходить от 500км (грязь, подъемы) до 2500км (чистый асфальт, равномерное движение), после чего её растяжение доходит до критических значений. Вытянувшаяся велоцепь начинает «пожирать» кассету.

Если процесс износа зашел далеко, и зубья кассеты потеряли первоначальный профиль, то придется поменять и кассетц. Если новую цепь поставить на заезженную кассету, то она будет проскакивать на проточенных зубьях. Как понимаете, для активного катальца такая замена встает в копеечку, поэтому я дам некоторые рекомендации.

1. Ни в коем случае не смазывайте цепь густыми смазками, типа литола. Несмотря на то, что густая смазка может держаться годами, она цепляет на себя всю пыль и грязь, которая значительно ускоряет износ велосипедной цепи.

Нужно смазывать специальными маслами, продающимися в веломагазинах. Периодичность: 100-300км. Для разных сезонов свои смазки — это важно. Также никакого WD40 — это не смазка, а керосин с примесями, он призван вымывать грязь и масла.

Для очищения он хорош, но как самостоятельная смазка — нет. Кстати, осторожно, чистя цепь аэрозолем, можно забрызгать тормозные поверхности, с предсказуемым результатом.

2. Серьезный подход к чистке и и смазке оправдан только для любителей трофи-рейдов по лесам и болотам. Это весьма частный случай. Велосипедистам, катающим преимущественно по асфальту и лесным тропинкам, достаточно пройтись велосмазкой, как только цепь начнет характерно стрекотать.

Мой читатель пишет о том, что велосмазки — это продукт маркетинга. Я с этим согласен. Можно, конечно, путем экспериментов подобрать подходящую дешевую автомобильную смазку, перелить во флакон нафтизина, как советуют… Но зачем, ведь даже маленькой баночки велосмазки хватает надолго, а стоит она всего 5-10 долларов??

Я купил самую распространенную велосмазку Pedro’s Extra Dry (и пожалуй, одну из лучших) 200ml, мне этого флакона хватило примерно на 15000 км, то есть почти на три сезона с моим пробегом. Цена вопроса — 8 евро за флакон, меньше трех евро в год!

3. Старайтесь не ездить на «перекошенных» передачах, это отрицательно сказывается на ресурсе цепей. Например, новички часто включают большую звезду спереди и сзади. В результате, цепь чудовищно перекошена, в таком состоянии она сама себя пожирает.

4. Покупайте цепи с максимальным ресурсом, среди велосипедистов большим уважением пользуются вот эти Campagnolo, их ресурс может достигать десяти тысяч км.

Пользуйтесь скоростями осмысленно: спереди ставьте среднюю звезду, и играйте задним переключателем. Не хватает задних передач, переходите на маленькую или большую переднюю звезду. Дорожная ситуация пришла в норму — снова на переднюю среднюю. Это позволит цепи работать с минимальным перекосом.

Замена в три цепи

Для тех, кто катает большие километражи есть правило «трех цепей». Покупаете три велоцепи, и меняете их по кругу каждые 600км. Таким образом, звезды кассеты протачиваются очень равномерно, что позволяет существенно увеличить ресурс.

Тройного комплекта цепей и одной кассеты хватает на 10-15 тысяч километров, что позволяет сэкономить деньги. Это реально работающий способ, но лично я слишком ленив для него. Предпочитаю раз в 2000км пробега купить новую кассету и цепь, чем каждые две недели заниматься заменами.

Впрочем, я катаюсь в основном по асфальту и хорошим грунтам. У маунтин байкеров, которые гоняют по лесам, велоцепи улетают с ужасающей скоростью. Тут уж поневоле придется практиковать описываемый способ.

Читайте, как снять цепь с велосипеда, как пользоваться выжимкой.

Цепи иногда имеют обыкновение рваться, что приводит к полной потере автономности. Хорошо бы возить с собой инструмент под названием выжимка, который позволит удалить сломанное звено. Однако замкнуть звено значительно сложнее — просто не попасть выдавленным пином в стакан.

Тут на выручку приходит замок цепи, который выпускается фирмами KMC и SRAM (а может уже и шимано). Стоит он копейки, но позволяет очень легко и без инструментов снимать/ставить цепь.

Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда

Идеальный вариант — планетарная втулка. Все переключение происходит внутри нее, внешне это напоминает односкоростной велосипед, с жесткой цепью, которой хватит на очень много тысяч километров. Минус — большой вес и неподъемная цена, например самая лучшая планетарка Rohloff стоит 800-1000 евро.

Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда

Вот и все, что нужно знать о велосипедных цепях. Обслуживайте их вовремя, следите за износом, и вы не окажетесь в ситуации, когда вдали от дома у вас начали прыгать передачи. Поверьте, это очень неприятное событие.

Читать также:

  • Велосипедный шлем
  • Велосипед для начинающих
  • Размер велосипеда, как выбрать

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке  — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.  

Как ухаживать за велосипедной цепью и увеличить срок службы велоцепи

Главная / Ремонт и уход /  

Сейчас велосипед, самое доступное транспортное средство, не требующее никаких документов на право управления. А навык езды на велосипеде и покупка двухколесного друга иногда оборачивается большим путешествием с приключениями и впечатлениями.

Зачем необходимо смазывать велосипедную цепь?

Рекомендуем прочитать:  Чем смазать цепь велосипеда

Чтобы комфортно передвигаться на велосипеде по городским улицам или горным тропам, важно обеспечить качественный уход за его цепью. Для этого регулярно (минимум один раз в месяц) смазывайте ее специальной смазкой.

Не снимая цепь с велосипеда, аккуратно протрите ее влажной тряпкой, удалив грязь и мусор. Для удобства можно перевернуть транспортное средство, поставив его на руль и закрепив с помощью подручных материалов. Медленно крутя рукой педали, аккуратно брызгайте смазку в одно и то же место велосипедной цепи.

Читайте также:  Бортировка колес своими руками

Если же на цепи присутствует слишком засохшая грязь, избавиться от нее можно с помощью ацетона.

Для этого снимите цепь и положите ее в пластиковую емкость (подойдет обычная бутылка), далее налейте небольшое количество ацетона вовнутрь емкости и хорошо закрутите крышку.

Взбалтывайте бутылку до тех пор, пока засохшая грязь полностью не отстанет. После чего достаньте цепь, промойте ее проточной водой и установите на место, предварительно смазав солидолом.

Многие специалисты рекомендуют перед установкой цепи обязательно насухо просушить ее с помощью фена.

Это интересно: Как убрать ржавчину с деталей велосипеда, 2 лучших способа

Немного истории

Вспомним о цепном приводе, только не о велосипедном, а о цепном приводе, использовавшемся в мотоциклах.

В своё время было предложено два конструкторских подхода к цепному приводу:

  • Закрытая мотоциклетная цепь
  • Открытая мотоциклетная цепь

Закрытая мотоциклетная цепь

Мотоциклетная цепь закрытая. Такая конструкция применялась и применяется на дорожных мотоциклах.

Цепь была закрыта специальным металлическим кожухом. В некоторых конструкциях применялся эластичный резиновый гофр.

В последних конструкциях кожух цепи выполняется из лёгкого, хрупкого пластика, который разрушается при обрыве цепи, что снижает риск заклинивания и блокировки заднего колеса.

 Достоинство – на закрытую цепь меньше попадает грязь. Сама цепь в процессе работы не разбрызгивает грязь и масло, позволяя ездить в повседневной одежде.

 Недостаток – ввиду того, что цепь помещается в металлический кожух, её может заклинить в случае обрыва. Заклинившая цепь блокирует заднее колесо, делая падение неизбежным. Закрытую цепь затруднительно обслуживать и сложно контролировать её состояния.

Открытая мотоциклетная цепь

Мотоциклетная цепь открытая. На спортивных мотоциклах цепь никакими чехлами не закрывали и в кожухи не помещали. Ведь разрыв и заклинивание цепи в кожухе означал блокировку заднего колеса, падение, а то и травму.

 Достоинство – открытую цепь не заклинит, если она порвётся. Открытую цепь легко обслуживать и контролировать состояние цепи в процессе эксплуатации.

 Недостаток – на открытую цепь сравнительно легко может попасть грязь.

Какие средства подойдут для смазки велосипедной цепи?

Для смазки велосипедной цепи можно использовать, к примеру, специальные средства, предназначенные для влажных условий эксплуатации двухколесного транспортного средства. После смазывания такая смазка остается на цепи даже в случае зимних выездов или во время преодоления водных преград.

Она не смывается, а значит, не нужно будет каждый раз наносить средство после поездки. В продаже также представлены смазки, которые предназначены для сухих условий среды.

Такие средства, несмотря на то, что наносятся на цепь, не остаются на ее внешней поверхности, что не позволяет во время эксплуатации велосипеда приставать пыли и грязи.

Для смазки велосипедной цепи подойдут и такие средства, которые изготовлены на основе воска. Они после нанесения оставляют на поверхности специальный защитный слой, отталкивая во время поездок грязь и мусор. Смазка может держаться на цепи в течение нескольких месяцев, после чего слетает хлопьями.

на СпортЗум.ру: Как исправить восьмерку на колесе велосипеда: основные правила ремонта и обслуживания велосипеда

Открытая велосипедная цепь

Велосипедные цепи – это открытые цепи. Лишь некоторые конструкции, преимущественно дамских велосипедов, предусматривают специальные кожухи, основное назначение которых отнюдь не защита цепи от грязи, а предотвращение попадания одежды в цепь см. Рис.1.

Рис.1. Кожух для предотвращения попадания одежды в цепь

  • Кожух обычно применяется в случае использования системы с одной звездой.
  •  Достоинство открытой велосипедной цепи – простота обслуживания и контроля состояния.  
  •  Недостаток открытой велосипедной цепи – на открытую цепь легко попадает грязь и атмосферные осадки.  

Обслуживание велосипедной цепи

Обслуживание велосипедной цепи, звёзд системы и звёзд кассеты сводится к периодической очистке от грязи, пыли и удалении следов старой смазки.

Периодичность смазки велосипедной цепи

Велосипедная цепь требует периодической очистки и смазки. Эмпирическим путём установлена следующая периодичность смазки велосипедной цепи:

  • В сухую погоду цепь необходимо смазывать 1 раз в 100 км
  • В сырую погоду цепь необходимо смазывать 1 раз в 50 км

Для удобства можно заложить периодичность обслуживания (смазки) в велосипедный компьютер. Тогда в нужный момент на экране появится соответствующая пиктограмма – Индикатор Таймера Сервиса – Service Timer, например, гаечный ключ.

Чем чистить велосипедную цепь?

Чистить велосипедную цепь, звёзды системы и звёзды кассеты можно специальной щеткой см.Рис.2. или же жёсткой зубной щёткой см.Рис.3.

Рис.2. Щётка, предназначенная для очистки велосипедной цепи

Зубная щётка не является оптимальной альтернативой специальной щётке по причине того, что изгиб рукоятки специальной щётки сделан в противоположную сторону по сравнению с изгибом рукоятки зубной щётки. Да и длина щетины у зубной щётки существенно меньше по сравнению со специальной щёткой см. Рис.3.

Рис.3. Сравнение специальной щётки с жёсткой зубной щёткой

Промышленность выпускает специальные машинки для очистки цепи. Правда, эти машинки тоже надо время от времени чистить.

Важно отметить, что появление скрипов и посторонних звуков, идущих со стороны цепи, означает, что последняя требует очистки и смазки.

Хотите узнать, какой способ смазки самый лучший? Прислушайтесь к рекомендациям специалиста:

Цепь без стакана(стаканов)

Внутренние пластины у такой цепи не плоские. Вместо обыкновенного отверстия для запрессовки стакана, каждое отверстие внутренней пластины имеет кольцевой выступ на половину внутренней ширины самой цепи.

У края такого выступа снимается фаска без усложнения технологии изготовления. Наличие этой фаски даёт возможность велоцепи перемещаться более гладко при наличии перекоса (диаметрально противоположного сочетания передач кассеты и системы), чем велоцепи старого типа.

Это немного это облегчает и переход цепи по звёздам.

Так как «стакан» безстаканной цепи состоит из 2-х половинок, не соединеных непосредственно друг с другом, то велоцепь лучше изгибается в поперечном направлении, так как половинки «стакана» имеют маленький зазор между собой.

Когда стоит менять велосипедную цепь?

Помимо регулярной смазки уход за велосипедной цепью предусматривает и ее своевременную замену. В процессе эксплуатации велосипедная цепь понемногу растягивается, что способствует износу звезд.

Со временем вы можете столкнуться с необходимостью замены не только цепи, но и звезд на задней кассете. Чтобы проверить, растянута или нет цепь на велосипеде, можно приобрести специальные измерители.

Как обеспечить качественный уход за цепью велосипеда: рекомендации по обслуживанию велосипеда

Данные устройства представлены в продаже в двух вариантах – простом и электронном. Первые модели помогут определить, можно ли в дальнейшем использовать цепь либо ее нужно заменить. В то же время электронные измерители позволят узнать растяжение звена с максимальной точностью.

Замена велосипедной цепи

Идея периодической замены велосипедной цепи связана с изменением подхода к цепному приводу.

Дело в том, что в процессе эксплуатации цепь изнашивается и вытягивается. Вытянутая цепь активно изнашивает звёзды системы и звёзды кассеты.

Аналогично изнашивается цепь на мотоциклах. Точно так же изношенная и вытянутая цепь изнашивает ведущую и ведомую шестерни.

Производство цепей отлично налажено и сами цепи имеют сравнительно невысокую стоимость. С другой стороны изношенная цепь приводит к резкому снижению надёжности цепного привода. Всё это побудило конструкторов перевести цепной привод в разряд расходных материалов.

Так на мотоциклах класса эндуро принято заменять цепь и звёзды один раз в сезон, обычно это происходит в конце сезона.

Аналогично поступают велосипедисты. После определённого пробега изношенную велосипедную цепь принято заменять новой цепью. Это существенно повышает надёжность привода и позволяет значительно продлить срок службы, как системы, так и кассеты.

Факторы износа велосипедной цепи

Немаловажным фактором является то, что сезонные пробеги велосипедов увеличились и довольно значительно. Когда-то на дорожных велосипедах проезжали не более 10-12 км за однодневную поездку. Это были короткие поездки в магазин, на реку или пруд, на работу в пределах посёлка или района.

Сейчас не редкость однодневные поездки протяжённостью 20-40-100 км.

Вполне понятно, что цепи велосипедов разных типов изнашиваются не одинаково.

Например, городские и шоссейные велосипеды передвигаются по дорогам с усовершенствованным покрытием. На этих дорогах сравнительно немного пыли и песка и практически отсутствует жидкая грязь. Понятно, что на цепь таких велосипедов попадает сравнительно немного грязи, что способствует более длительному сроку службы и увеличивает пробег до замены.

Велосипеды типа BMX вообще используются преимущественно в специальных парках, где нет грязи и часто нет даже песка и мало пыли.

Другое дело горные велосипеды. Велосипеды типа MTB могут эксплуатироваться не только на городских дорогах, но и на лесных тропинках, на влажных и грязных почвах, на песчаных или каменистых дорогах и т.п. Естественно, что эксплуатация на грязных дорогах сокращает срок службы велосипедной цепи и поэтому цепи велосипедов типа MTB служат меньше, чем цепи шоссейных велосипедов.

  1. Удачных поездок!
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector