Из чего состоит шатун велосипеда?

Из чего состоит шатун велосипеда?

Принцип действия

Из чего состоит шатун велосипеда?Шатуны (кривошипы) — это особые устройства, которые устанавливаются непосредственно на вал каретки и к которым крепятся педали. Эти своеобразные рычаги передают энергию, образуемую в результате кручения педалей непосредственно на вал каретки и в дальнейшем, за счет цепи звезд (звезды) на заднюю втулку. Они отличаются высокой прочностью и необходимость их выбора и замены возникает лишь в результате нечастых поломок или при замене звёздочек. А также в случаях, если велосипед комплектуется их неразборной модификацией, что характерно для большинства недорогих моделей.

Каждый производитель стремится сделать свой велосипед уникальным. Помимо придания уникальных особенностей конструкции, важное внимание уделяется и деталям, среди которых системы кривошипов. включающие в себя правый и левый шатуны, а также вал каретки и звездочки.

Ведущая звездочка может интегрироваться с правым рычагом либо иметь отдельные крепления. Велосипед, оснащенный ими, отличается большей практичностью, так как позволяет менять звезды по мере их износа, не прибегая к замене всего узла в комплекте. Кривошипы соединяются друг с другом валом каретки.

При выборе велобайка следует учитывать, какая система установлена на велобайк.

Материалы изготовления

Из чего состоит шатун велосипеда?

Шатуны, как и непосредственно рамы, могут изготавливаться из различных материалов. В настоящее время активно используют:

  • сталь;
  • алюминий;
  • карбон;
  • титан.

Изделия из стали обладают немалым весом и, соответственно, делают велосипед более тяжелым. Для облегчения общей конструкции байка производители останавливают свой выбор на использовани полых деталей либо предусматривают наружную канавку.

Литые цельные модели применяют для шоссейников, горные велосипеды нуждаются в более легкой конструкции всех систем и поэтому комплектуются трубчатыми деталями.

Как и во всех велокомплектующих, стальные кривошипы устанавливаются на бюджетные велобайки и в BMX дисциплине.

Алюминиевые шатуны характеризуются значительно меньшим весом. Благодаря им сам велосипед становится более легким.

Их изготавливают способом холодной или горячей ковки, что значительно повышает прочность деталей и минимизирует вероятность внезапной поломки. Для дополнительного снижения веса их также могут изготавливать полыми.

Алюминиевые кривошипы наиболее распространенные в велосфере, так как по обычаю этот материал имеет наилучший баланс цены, качества и веса.

Из чего состоит шатун велосипеда?Шатуны из титана и карбона используются для комплектации дорогих профессиональных байков. Их стоимость сильно выше алюминиевых собратьев и она оправдывается только при стремлении избавить велосипед от каждого лишнего грамма веса.

Нередко производители останавливают свой выбор на комбинированных системах, когда карбоновая деталь усиливается вставками из алюминия или титана. В бюджетных моделях стальные шатуны усиливаются алюминием.

Модификации

Из чего состоит шатун велосипеда?В настоящее время наиболее широко используются их 3 модификации, каждая из которых обладает как достоинствами, так и недостатками:

  • односоставная – представляет собой единую деталь, устанавливаемую в кареточный узел и соединяющую в себе шатуны и вал каретки. Считается классической, используется в бюджетных моделях и моделях для детей. Конструкция отличается значительным весом, однако именно это обеспечивает ей ряд преимуществ: прочность, надежность, жесткость, простоту в обслуживании;
  • двусоставная – используется во многих современных велобайках. Конструкция состоит из оси втулки и впрессованых в нее одного или обоих рычагов. В двусоставном узле известного бренда Shimano используются кривошипы, оснащенные специальными прижимными устройствами. Данный тип конструкции снабжается внешними подшипниками и не нуждается в съемниках при демонтаже;
  • трехсоставная — представляет узел, где правый и левый шатуны, а также вал каретки соединяются между собой болтами. Преимуществом данной системы является возможность при необходимости разобрать и почистить конструкцию. В настоящее время устанавливается на каждый второй выпускаемый велосипед. Особенно часто ей комплектуются горные модификации;
  • новейшая роторная система пока не получила широкого распространения у производителей велотранспорта по причине высокой стоимости. Ее основными преимуществами являются снижение нагрузки на сухожилия и коленные суставы райдера за счет смещения на несколько градусов расположения шатунов, а также связанное с этим увеличение мощности на 15 – 16 %.

Из чего состоит шатун велосипеда?

Универсальная форма позволяет устанавливать кривошипы любого размера. Как правило, их стандартная длина составляет от 145 мм до 185 мм. Она измеряется от центральной точки оси каретки непосредственно до центра оси педали. Шаг в 5 мм позволяет оптимально подбирать шатуны с учетом индивидуальных потребностей.

При выборе этого компонента велобайка рекомендуют ориентироваться на рост велосипедиста, длину его ног, а также тип конструкции рамы. Удлиненные шатуны при короткой раме создают неудобство во время езды.

Чтобы раскрутить короткие рычаги, следует приложить больше усилий, зато для поддержания постоянной скорости такие кривошипы являются наиболее приспособленными. Так, трековый велосипед по умолчанию комплектуется укороченными рычагами, горный — более длинными.

Велосипед для детей и подростков не должен иметь длину кривошипов, превышающую 170 мм, так как их чрезмерный размер может привести к неудобствам при вхождении в поворот.

Системы крепления к каретке

Существует множество вариантов крепления кривошипов к оси каретки:

  • клиновидным штифтом – способ, который подразумевает соединение всех деталей в единый узел при помощи крепежного клина. Активно использовался в прошлом веке. В настоящее время данная конструкция используется исключительно в детских стальных конях;
  • Из чего состоит шатун велосипеда?квадратным торцом вала – предусматривает крепление обоих рычагов на квадратном профиле вала при помощи гайки или винта. Шатуны обладают посадочным отверстием квадратной формы, вал расширяется в направлении рамы и имеет пирамидальную форму. Кареточный узел оснащается пластиковым пыльником, защищают места соединения деталей от загрязнений. Этот тип крепления также считается устаревшим и устанавливается обычно на бюджетные модели;
  • шестигранным торцом – правый и левый кривошипы крепятся на вал и фиксируются на нем под небольшим углом. В конструкциях, разработанных Shimano, болты затягиваются ключом под шестигранник на 8;
  • шлицевое соединение – предусматривает наличие сквозного отверстия на вале увеличенного диаметра. Валовые торцы обладают округлой формой. На велосипед шатуны крепятся большим полым болтом, чаще всего под шестигранник на 10. Наружное соединение прикрывается пластиковым пыльником;
  • Из чего состоит шатун велосипеда?крепление на велосипед с интегрированной осью – заключается в соединении оси каретки и одного из шатунов в единую деталь. Другой может крепиться любым из приведенных выше способов. Большинство производителей шоссейных велобайков, а также моделей для экстремальной езды останавливают свой выбор именно на этой системе крепежа.

Итоги

При выборе шатунов на велосипед следует учитывать их конструктивные особенности, материал изготовления, способы сочленения деталей, а также индивидуальные особенности велосипедиста. Это поможет не разочароваться в приобретении и сделать передвижение на велосипеде комфортным и безопасным.

Виды шатунов велосипеда: технические характеристики и способы крепления

Из чего состоит шатун велосипеда?Шатуны передают мышечные усилия колесам байка, то есть участвуют в его движении при кручении педалей.

Для проведения ремонта или технического обслуживания шатуны необходимо время от времени снимать, а затем монтировать на место.

Многих байкеров интересует вопрос: как крепятся шатуны на велосипед? Есть несколько систем крепежа. Именно о них мы поговорим в нашей статье.

Читайте также:  Проверка велосипеда на угон - всё о велоспорте

Шатуны велосипеда: особенности системы и виды крепления

Технические характеристики

Работа с шатунами осложняется тем, что существует множество стандартов и разновидностей конструкции и крепления. Недорогие байки обычно имеют шлицевое крепление или крепление под квадрат. Байки среднего уровня могут иметь шатуны, оснащенные встроенными осями. Давайте рассмотрим все виды креплений подробнее.

Клиновидный штифт

Это — стандарт, применяемый на самый старых велосипедах. Шатун такой конструкции монтируется на ось каретки. Каретка обладает особой усеченной цилиндрической секцией, куда вкладывается металлический штифт. Этот тип крепления шатунов массово использовался в велосипедах, выпущенных во времена СССР.

Под квадрат

Клиновидный штифт со временем был заменен системой под квадрат. Посадочное место в кареточной оси здесь имеет квадратную форму. Шатун, соответственно, имеет квадратное отверстие. При соединении деталей фиксация производится путем закручивания винта. Соединение при этом получается крепким и надежным: такие шатуны практически не изнашиваются при эксплуатации.

Шлицевые соединения

Из чего состоит шатун велосипеда?

Принцип крепления здесь напоминает предыдущий, разница лишь в том, что посадочное место не квадратной, а более сложной формы. Такая конструкция позволяет шатунам выдерживать большие нагрузки. Крепление необычайно долговечно и хорошо показало себя в эксплуатации.

Как пример популярных моделей этого вида можно привести Shimano Octalink V2. Их оппонент из США, бренд SRAM популяризирует ISIS, вид крепления, разработанный самой компанией.

Системы со встроенной осью

Инженеры разработали и литой стандарт, повышающий жесткость и улучшающий эффективность передачи усилия. Шатуны здесь соединены с осью. Такой способ крепления позволяет увеличить площадь для расположения подшипников, минимизировать расстояние между шатунами и рамой.

Стандарты производителей

Hollowtech II

Компания Shimano использует в своих механизмах технологию Hollowtech. Особенностями конструкции является наличие полых рычагов с облегченным весом. Механизм облагает большой жесткостью.

Доработанная система Hollowtech II объединяет правый шатун и ось. Стоит отметить, что шатуны нижнего ценового сегмента компании, такие как Deore, не имеют облегченных элементов, полых внутри.

Их модификация называется Shimano 2-Piece-Crankset.

Truvativ — GXP i Howitzer

Всемирно известный бренд Truvativ разработал стандарт системы, имеющий встроенную ось: GXP. Механизм схож с креплением Hollowtech. Отличается он лишь типом шлица правого рычага и тем, что шатуны производятся из уникального сплава OCT. Механизм отличается легкостью и прочностью.

Еще один стандарт от Truvativ носит название Howitzer. Здесь используются особые подшипники, имеющие большой диаметр. Это обеспечено смещением подшипников к внешней части каретки. Такие шатуны совмещают в себе жесткость стандарта GXP со стабильностью и малым износом ISIS технологии.

Power-Torque и Ultra Torque от Campagnolо

Бренд Campagnolo разработал два вида стандарта:  Ultra Torque и Power-Torque.

Последний напоминает Hollowtech и GXP. Преимущество здесь в легкой установке:  монтаж шатунов не требует никаких специальных ключей и производится быстро и просто.

Решение Ultra Torque бренда Campagnolo не имеет аналогов. Здесь ось каретки делится на две части. Каждая часть вставляется в шатун. При соединении вместе элементы скручиваются винтом и взаимно блокируют друг друга, создавая надежное сцепление.

X-Type от Race Face

Компания Race Face имеет интегрированные шатуны X-Type. Механизм напоминает Hollowtech II. Отличие лишь в том, что материалом оси является  хромомолибденовая сталь. Ось механизма соединена с левым шатуном. Правый шатун оснащен шлицевым крепежом.

MegaExo от компании FSA

Бренд запчастей FSA разработал и продвигает свой стандарт Mega Exo. Механизм также схож с Hollowtech II, ось в конструкции соединена с левым шатуном.

Какое крепление лучше?

Давайте сравним между собой принципы крепления и разберемся, какой и них предпочтительнее.

Тип крепления Плюсы Минусы
Клин ·     Недорогой и простой механизм ·     Низкая надежность соединения
Под квадрат ·     Универсальная недорогая и удобная конструкция, слабый износ элементов ·     Невысокая надежность и малая жесткость
Шлиц ·     Высокая жесткость, длительный срок эксплуатации Не универсальное крепление
Интегрированное с осью ·     Высокие показатели жесткости и передачи усилия ·     Высокая цена, средняя продолжительность эксплуатации

Размеры шатунов

При замене элемента обращайте внимание на длину рычагов шатуна. Стандартное расстояние между осью педали и осью каретки составляет от 165 до 180 мм. Горные велосипеды обычно имеют длину шатунов размером 170 мм.

или 175 мм. Профессиональные велосипеды для занятия спортом оснащены шатунами, изготовленными под параметры самого спортсмена и типа соревнования. Длинные шатуны уменьшают каденс и делают конструкцию менее жесткой.

Крепление звездочек

Существуют 4 вида интервалов крепления звезд

Название стандарта Количество винтов Расстояние
Паук на пять  отверстий 5 110 / 74 мм.
Микро 5 94 / 58 мм.
Стандарт  MTB 4 104 / 64 мм.
Стандарт Шоссе 5 130 мм.

Важно запомнить, что кроме стандартных, существует больше количество звезд с нестандартным способам монтажа и уникальными интервалами между отверстиями для крепежа. Это, конечно, усложняет работу с элементами. При покупке новой звезды для замены убедитесь в ее полном совпадении с предыдущей деталью. Замерьте и запишите расстояние между крепежными болтами.

Из чего состоит шатун велосипеда?

Материал изготовления шатунов

Практически все шатуны изготавливаются из алюминия. Дорогие модели могут использовать невероятное прочное и легкое углеродно-композитное волокно. Также модели высшего сегмента используют алюминиевую ковку.

Это повышает жесткость конструкции благодаря улучшению структуры самого материала. Качественные шатуны и звезды изготавливаются с применением числового программного управления. Использование ЧПУ обеспечивает высокий уровень качества готового продукта.

Встречаются также модели из стали и карбона.

Шатуны для моделей BMX

Для катания в стиле BMX разработаны особые шатуны, отличающиеся, например, от шатунов горного велосипеда. Примером может служить модель United Supreme v3, изготовленная специально для BMX катания.

Механизмы для такого типа катания имеют нестандартный диаметр каретки. Оси имеют микрошлицы, позволяющие фиксацию рычагов. Звездочка при этом закрепляется при помощи болта. Также встречаются модели с цельной конструкцией обоих шатунов и оси рычага.

Итоги

Мы рассмотрели с вами виды шатунов и основные существующие стандарты. При покупке нового механизма выбирайте модели проверенных велосипедных производителей, подходящие по стандарту для вашего байка.

Шатуны для велосипеда

Мы обсудили, что такое манетки и вынос руля. Сегодня пообщаемся про шатуны для велосипедов и как их менять, какие бывают съёмники для шатунов и как снимать шатуны с велосипеда.

Шатуны

Шатуны — одни из самых сильно нагруженных деталей велосипеда. На отечественных дорожных  велосипедах их делают из стали, а на импортных и спортивных — из алюминиевых сплавов. Чтобы уменьшить вес и сохранить прочность, производители пускаются на разные ухищрения — делают их полыми, имеющими замысловатые поперечные сечения.

Из чего состоит шатун велосипеда?

Иногда (чаще на недорогих велосипедах) блок передних звездочек выполнен в виде неразборной конструкции, объединенной вместе с правым шатуном, и тогда при замене звездочек приходится менять оба шатуна. На велосипедах средней и верхней  ценовых категорий  передние звездочки обычно можно отсоединить от правого шатуна, то есть их можно менять независимо, по мере износа зубьев.

Читайте также:  Черный ящик для велосипеда: регистратор Rideye

Необходимость замены шатунов возникает также при их поломке или повреждении. Снимать шатуны (один или оба) приходится еще для того, чтобы добраться до каретки (для ее регулировки или замены).

  • Шатуны никакой регулировки не требуют.
  • Обычно новые  шатуны приобретаются вместе с передними звездочками.
  • Из чего состоит шатун велосипеда?

При покупке новых шатунов надо учитывать то, что существуют несколько разновидностей кареток, отличающихся типом оси. Надо выбирать  шатуны, совместимые с имеющейся кареткой.

Кроме того, шатуны выпускаются разной длины, (от 165 до 180 мм).

  Слишком длинные шатуны на раме небольших размеров могут привести к неудобствам при езде по неровной местности, а  слишком короткие потребуют дополнительных усилий при педалировании.

Типы шатунов и кареточных механизмов

 Это — стандарт OCTALINK. На каретках такого типа ось имеет круглое сечение, а на концах  оси имеются  8 выступов. Каретками и шатунами такого типа оснащаются велосипеды верхнего и среднего ценового диапазона. Этот тип шатунов используется на дорогих горных и шоссейных велосипедах. (в частности, для SHIMANO — на оборудовании DEORE LX / XT и XTR, хотя в последнее время все чаще применяется в компонентах средней ценовой категории) Шатуны притягиваются специальным полым болтом, под внутренний шестигранник на 10, и защищаются снаружи от  грязи пыльниками. Пыльник просто ввинчивается в шатун. Ось каретки сделана полой,   и поэтому традиционные съемники не работают — им просто не во что упираться. Надо  применять специальный съемник
Это — шатун традиционной конструкции. Этот тип шатунов используется на велосипедах среднего ценового диапазона. (для SHIMANO — на оборудовании DEORE, ALIVIO, ACERA). Хотя на новом оборудовании этих классов начали применять OCTALINK. Шатуны притягиваются винтом, который вворачивается в ось.Винт имеет головку под внутренний шестигранник 8 мм. На винт надет пластмассовый пыльник
Часто встречается и такая разновидность шатунов. От предыдущей конструкции отличается только тем, что винт, притягивающий шатун,  находится под пробкой —  пыльником. Шатуны притягиваются болтом, который вворачивается в ось. Болт можно отвернуть накидным ключом на 14. Конец оси каретки закрывается пластмассовым пыльником. На этой фотографии пыльник снят.
Эта разновидность шатунов часто используется на недорогих велосипедах. Здесь ось каретки тоже имеет квадратные сечения на концах. Но здесь  шатуны притягиваются не винтом, а гайкой. Гайка обычно находится под пыльником.

Существуют и другие типы шатунов.

Например, на новом оборудовании SHIMANO ( в частности, группы XTR2003 и SAINT)  каретка выполнена в виде моноблока, когда правый шатун конструктивно объединен  с осью каретки. Для обслуживания такой каретки и шатунов необходим специальный инструмент.

Съемник шатунов велосипеда

Съемник шатунов (съемник системы) — инструмент, позволяющий снимать систему с вала каретки неинтегрированного типа. Обычно совмещает две функции: шестигранник для разборки педалей-топталок и собственно съемник.

Из чего состоит шатун велосипеда?
Шатуны удерживаются на валу каретки болтом под внутренний шестигранник 8 мм Но только отвинтить болт недостаточно, поскольку шатун сидит с натягом на валу каретки и иногда «прикипает», поэтому требуется специальный съемник. Он представляет собой винт с двухсекционной головкой (гнездовой ключ и грани под рожковый ключ), на который навинчена гайка особой формы с внутренней и наружней резьбой. Часто к съемнику прилагается переходник для использования с каретками шлицевых стандартов

Снятие шатунов с велосипеда

Кроме съемника требуется шестигранник на 8 мм. Если шатуны (особенно алюминиевые) долгое время не разбирались, потребуется залить соединение машинным маслом, WD40 или каким-нибудь «жидким ключом», чтобы не сорвать резьбу на шатунах.

Перед вкручиванием съемника шатуна необходимо убедиться, что диаметр «пальца» съемника, который будет давить на квадратную ось с закрепленным шатуном, меньше размера квадратного отвертия. Бывает так, что на палец съемника шатунов надета подвижная головка, диметр которой больше квадратного отверстия оси. Последствия плачевны, если вовремя не остановиться.

Съемник упирается в сам шатун и начинает выдавливать не шатун, толкая ось вперед, а сам себя, «зверски» срезая резьбу. Совет был бы избыточным, если бы такие случаи не происходили.

Отвинтив болт, ввинчиваем съемник в шатун до упора. Резьбу в гнезде следует перед этим очистить, а винт съемника не должен выступать внутрь шатуна (иначе съемник вкрутится не так глубоко, как следует).

Затем закручиваем болт съемника, выдавливая шатун с вала.

Может потребоваться большое усилие — будьте осторожны! Если переусердствовать, будет сорвана резьба внутри шатуна и придется его менять (не говоря о проблемах дальнейшего снятия), поэтому не следует экономить время на «отмачивании» в масле.

Системы шатунов

Добавить про звёздыы и ширину каретки

Шатуны (или кривошипно-шатунный механизм) велосипеда — деталь, которая передаёт мышечную силу колесам велосипеда. Эта форма привода была запатентована в 1869 году Иоганном Ф. Трефцем, и несмотря на то, что она развивалась на протяжении многих лет, принцип работы.

Компоненты шатунов

Типы монтажа шатунов

Существует множество систем шатунов, которые отличаются способом монтажа на ось. В недорогих велосипедах, наиболее популярным способом монтажа шатунов является крепление на ось в виде «квадрата» или шлицевого посадочного места. В велосипедах средней ценовой категории, доминируют системы с независимыми внешними подшипниками и шатунами со встроенными осями.

Виды монтажа шатунов на оси

Клиновидный штифт

Самый старый стандарт. Шатун устанавливается на оси каретки с усечённой цилиндрической секцией, в которую вставляется металлический штифт. Такой тип монтажа можно встретить почти на всех велосипедах, выпущенных в СССР.

Под квадрат

Эта система заменила клиновидный штифт и используется в настоящее время на недорогих велосипедах разных типов. В такой системе ось каретки имеет посадочное место в виде квадрата, а шатун — соответствующее под её отверстие. После соединения этих двух деталей, они фиксируются винтом. Это дает жесткое и прочное соединение, которое практически не изнашивается.

Шлицевые соединения

Принцип монтажа аналогичен предыдущему, только посадочное место оси выполнено не в виде квадрата, а имеет более сложную форму, специально разработанную выдерживать большие нагрузки. Для такого соединения требуется точное совпадение пазов обеих деталей. Система гарантирует прочное и практически не изнашиваемое соединение.

В настоящее время, самым популярным видом шлицов является Shimano Octalink V2. Американский конкурент SRAM продвигает свой стандарт — ISIS.

Системы со встроенной осью

Шатуны, объединённые с осью — это результат работы инженеров над повышением жесткости, и, следовательно, эффективности езды. Такой тип соединения позволяет увеличить площадь подшипников и сократить расстояние между рамой и шатунами.

Shimano — Hollowtech II

Shmano в своих продуктах использует систему Hollowtech. Её особенность заключается в использовании пустотелых рычагов, что увеличивает жесткость и снижает вес.

Развитием этой системы, стала система Hollowtech II, в которой ось объединена с правым шатуном.

В нижних группах, таких как Deore, Shimano отказалось от пустотелых шатунов, такое решение получило название 2-Piece-Crankset.

Truvativ — GXP i Howitzer

Truvativ GXP

Компания Truvativ назвала свою систему со встроенной осью — GXP. В целом, эта система идентична Hollowtech, единственное отличие в типе шлица, использованного в правом рычаге. Кроме того, GXP шатуны изготавливаются из сплава OCT, благодаря чему они более прочные и лёгкие.

Читайте также:  Как встать на заднее колесо на велосипеде - всё о велоспорте

Ещё одна система шатунов от Truvativ называется — Howitzer. В ней используются подшипники с увеличенным диаметром, что стало возможным благодаря сдвигу подшипников наружу каретки. В этой системе удалось объединить жесткость GXP и прочность традиционной ISIS.

Campagnolo — Power-Torque и Ultra Torque

Campagnolo понимает, что не всем велосипедистам нужно одно и то же, поэтому компания предлагает две системы шатунов — Power-Torque и Ultra Torque.

Power-Torque — очень похожа на GXP или Hollowtech. Её преимущество заключается в том, что для сборки и эксплуатации не требуется никаких специальных ключей.

Ultra Torque — полностью уникальное решение от Campagnolo. Ось каретки разделена на две части, которые вставляются в оба шатуна и соединяются посередине взаимно блокируя друг друга, а затем скручиваются специальным винтом.

Race Face — X-Type

Race Face предлагает систему интегрированных шатунов под названием - X-Type. Система похожа на Hollowtech II от Shimano, за исключением того, что ось, изготовленная из хромомолибденовой стали, интегрирована с левым шатуном, а правый шатун крепится шлицевым соединением.

FSA — MegaExo

Компания FSA продвигает свою систему под названием Mega Exo. Как и в X-Type, решение основано на Hollowtech II. Ось интегрирована с левым шатуном.

Сравнение способов монтажа шатуна на ось каретки

Тип Преимущества Недостатки
Клин
  • Дешевая и простая конструкция
  • Низкое качество соединения
Квадрат
  • Дешевая и простая конструкция
  • Универсальность
  • Низкая жесткость.
  • Низкая эффективность
Шлицевое соединение
  • Длительный срок службы
  • Большая жесткость
  • Не универсальность систем
Интегрированный с осью
  • Очень высокая жесткость и эффективность передачи мощности
  • Малый срок службы
  • Высокая цена

Длина рычагов шатуна

Расстояние между осью каретки и осью педали может составлять от 165 до 180 мм. Производители предлагают свои модели в основном в этом диапазоне с шагом 2,5 мм. Для горного велосипеда длина особой роли не играет, для него подойдут стандартные модели 170 мм или 175 мм.

Не всё так просто с этим параметром в спортивных дисциплинах, в них она должна быть выбрана в соответствии с длиной ног и расстоянием между кареткой и землёй. С увеличением длины шатунов каденция уменьшается, а их жесткость и расстояние от педали до земли уменьшаются.

По ссылке можно подробнее узнать о выборе длины шатуна.

Крепление звёзд

Совершенно другой вопрос — используемые в шатуне звёзды. Их размеры и способ крепления зависят от шатуна и стиля езды.

Есть 4 основных интервала между крепёжными отверстиями звезд.

Стандарт Количество винтов Расстояние
Паук на пять отверстий 5 110/74 мм
Микро 5 94/58 мм
Стандарт MTB 4 104/64 мм
Стандарт шоссе 5 130

Кроме того, существует очень большая группа шатунов, в которых используются нестандартный монтаж или интервалы между крепёжными отверстиями. Поэтому, перед покупкой звезд вам нужно измерить расстояние между болтами.

Размер звездочек

Подбор размера звездочек (с правильным количеством зубьев) является очень важным моментом при езде. Слишком большая звезда, потребуют от велосипедиста большего усилия, с другой стороны, слишком маленькая, будет его передавать не эффективно.

Для туристических поездок применяются звёздочки с диапазоном от 44 до 48 зубьев, для шоссейных — от 50 до 53 зубов.

Для повседневного использования велосипеда, рекомендуются передаточные соотношения, для шоссейного — 50/39/29, и 48-42/32-34/22 — для остальных, с предположением, что чем более сложная местность, по которой мы передвигаемся, тем меньшую звезду необходимо выбирать.

Материалы и обработка

Подавляющее большинство шатунов изготавливается из алюминия. Использование других материалов (например, углеродных композитов) и технологий, хотя и повышает надёжность и жесткость или снижает вес, при этом оказывает негативное влияние на цену.

В более дорогих моделях шатунов часто используют алюминиевую ковку, что улучшает структуру материала и жесткость. Высокое качество продукта (и цены) обеспечивается изготовлением шатунов и звёздочек на станках с числовым программным управлением (ЧПУ).

Иногда, производители используют обе технологии в производстве.

Шатуны для BMX

BMX Шатуны United Supreme v3

Шатуны, предназначенные для велосипедов BMX, имеют другой диаметр каретки и сделаны иначе, по сравнению с шатунами классического горного велосипеда. Рычаги фиксируются на специальных осях с микрошлицами, а звезда привинчивается к рычагу одним болтом. Существуют также шатуны, в которых оба рычага и ось сделаны из одного цельного куска материала и образуют несъемное целое.

Типы шатунов велосипеда

Данная статья призвана помочь определить тип кривошипной (в дальнейшем слово будет опускаться) системы, установленной на вашем велосипеде, и направить на соответствующий материал, где подробно освещен процесс снятия и установки шатунов.

Определение типа системы

Шатуны — это рычаги, соединяющие педали с осью каретки. На шатунах жестко закреплены зубчатые колеса (их ещё называют звездами), которые приводят в движение цепь.

Шатуны могут сниматься для их замены, замены или чистки звезд, обслуживания подшипников каретки. За последние годы конструкции систем заметно усложнились.

Чтобы понять, как обслуживать систему, необходимо знать тип шатунов и подшипников, установленных в велосипеде.

Если вы не знаете, система какого типа у вас установлена, для определения вы можете либо просмотреть видео выше, либо воспользоваться сведениями, изложенными далее.

Самоизвлекающиеся системы

По теме: Снятие и установка шатунов самоизвлекающихся систем

Двусоставные системы с прижимным соединением

Многие двусоставные системы Shimano® и некоторые системы FSA® оборудованы шатунами с прижимным соединением. В них левый шатун имеет паз, сжимаемый двумя стяжными болтами, а к правому шатуну прикреплена кареточная ось. Системы такого типа оснащены внешними подшипниками и не требуют съемника.

Шатуны системы Campagnolo® Power-Torque™

В шатунах Power-Torque™ ось каретки закреплена на правом шатуне. Чтобы получить доступ к подшипникам или демонтировать шатун с правой стороны, необходимо снимать левый шатун.

По теме: Снятие и установка шатунов системы Campagnolo® Power-Torque™

Шатуны системы Campagnolo® Ultra-Torque™

Ultra-Torque™ — проприетарный тип системы, используемый компаниями Campagnolo® и Fulcrum®. В системе данного типа как левый, так и правый шатуны объединены с половинами оси каретки, на конце каждой из которых нарезаны зубцы. Поскольку внешние чашки являются составной частью подшипников, их нельзя отнести к типу встроенных. Более того, подшипники устанавливаются на шатуны.

Со стороны левой чашечки установлена волнистая шайба. Она компенсирует различия ширины кареточного стакана в разных рамах, а также служит эффективным средством регулировки подшипника.

По теме: Снятие и установка шатунов системы Campagnolo® Ultra-Torque™

Шатуны трехсоставных систем

Они состоят из трех основных частей: левого и правого шатунов, а также оси каретки. Положение оси регулируется посредством установленных на раме подшипников. Для обслуживания подшипников трехсоставных систем необходимо снимать оба шатуна. И на левом, и на правом шатунах имеются стяжные болты.

В трехсоставных системах, как правило, используются два типа соединения: квадратное сечение и шлицевое.

По теме: Снятие и установка шатунов трехсоставных систем

Шатуны системы Campagnolo® Ultra-Torque™

По теме: Снятие и установка шатунов трехсоставных систем для BMX

Шатуны односоставных систем

По теме: Обслуживание односоставной каретки

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector