Экология в туризме — всё о велоспорте

Экология и велосипеды

BMX-трек оборудован системой светодиодных фонарей в форме легких, которая меняет цвет в зависимости от качества воздуха.

Норвегия планирует создать сеть из десяти велосипедных магистралей вокруг девяти крупнейших городов. Таким образом страна намерена уменьшить влияние транспортной инфраструктуры на экологию.

В Wheelys представили новое вело-кафе, которое работает за счет альтернативных источников энергии — ветра и солнца.

Использование велосипеда, создание сильной велосипедной культуры имеет много преимуществ. Надеемся, что хотя бы несколько из них мотивируют вас больше заниматься велоездой.

Заводы, расположенные в Нингане и Брокен-Хилле ежегодно будут вырабатывать около 360000 МВт*ч возобновляемой энергии, что обеспечит нужды 50000 домов.

Pedal Forward создала бамбуковый велосипед для повседневных поездок на работу или за покупками. Рама изготовлена из бамбука, который намного прочнее стали, легче алюминия и в 4 раза лучше поглощает вибрации, чем карбон.

Mö — прототип двухместного веломобиля с кабиной закрытого типа, запасом хода до 50 км (от электропривода) и размещенной на крыше солнечной батареей, от которой заряжается аккумулятор мощностью 15 А*ч / 48 В.

Бернис Дапай из Ганы занимается экологически чистым бизнесом. Она выращивает бамбук и делает из него велосипеды в своем родном городе Кумаси.

Крупные города, такие как Москва, переживают высокое загрязнение воздуха и нуждаются в транспортной реформе, которая не только сократит заторы на дорогах, но и поможет снизить выбросы СО2.

Правительство Гибралтара планирует внедрение альтернативных источников энергии и подписало договор с компанией «Eco Wave Power» на установку приливных электростанций в Средиземном море, общая мощность которых составит 5 мегаватт.

Компания PFL Spaces предлагает легкую в использовании систему Pushbike Arc для хранения велосипедов на общественных парковках.

Исследователи австралийского университета Флиндерс создали вещество, которое впитывает ртуть из земли и воды.

5 декабря 2015 года в Центральном Доме художника в рамках 2-ой Российской экологической недели с 11 до 19 часов состоится большой праздник ЭКОПОЗИТИВ. С 2011 года Премию получают экогерои и организации, реализовавшие успешные проекты, направленные на улучшение экологической ситуации и повышение экокультуры в своих сообществах.

В Норвегии планируют запретить автомобили в центре города. Осло, являющийся прекрасным городом для езды на велосипеде, скоро перейдет на новый уровень. Градостроители хотят осуществить интригующий план по избавлению от автомобилей в Норвежской столице к 2019 году.

Эта программа поможет избежать выброса около 20 миллионов метрических тонн газа с текущего момента по 2020 год, что приравнивается к снятию с дорог 4 миллионов машин. Сегодня компания 87% энергопотребления получает из экологически чистых источников, осуществляемые проекты помогут им довести эту цифру до 100%. Подробнее о грандиозных планах гиганта электроники в статье.

Новый доклад от Гринпис называется «Энергетическая эволюция 2015» и излагает действительно амбициозный сценарий: 100% переход на возобновляемые источники энергии для глобальной экономии до 2050 года.

Машины, которые намного меньше, чем ширина человеческого волоса могут помочь очистить океаны от загрязнения диоксидом углерода.

Губернатор Колорадо, Джон Хикенлупер, объявил о своем плане потратить более чем 100 миллионов долларов в ближайшие 4 года для того, чтобы сделать Колорадо лучшим штатом для езды на велосипеде. Вполне достойная задача.

Источник: https://velomesto.com/magazine/ekologiya/

1.3 Проблемы и перспективы развития велосипедного туризма в России

Сегодня велотуризм находится в достаточно трудной ситуации, которая характеризуется следующими чертами:

— стихийность. Походы организуются самостоятельно и нигде не регистрируются;

— отсутствие преемственности поколений. Молодым велотуристам приходится фактически начинать с нуля, взаимопонимание со старшим поколением часто отсутствует;

— слабое развитие инфраструктуры.

Если говорить о личной безопасности, то следует учесть тот факт, что одни катаются на велосипеде в свое удовольствие, другие занимаются велосипедным спортом профессионально. Но и те и другие входят в группу риска по велосипедному туризму.

Если профессионалы пользуются определенными средствами защиты и осведомлены в вопросах безопасности, то любители, как правило, нет. Во всем мире велосипедисты наравне с пешеходами чаше всего становятся участниками ДТП, причин тому несколько, основная, заключается в том, что не все велосипеды оснащены согласно требованиям предписаний.

Следующей важной проблемой является недостаточная видимость велосипедов со стороны: велосипед с несколькими скоростями и низко опущенным рулем гоночного типа имеет более высокий риск ДТП, чем велосипед обычного типа.

На такой машине легче достичь высокой скорости, а наклоненная голова сокращает велосипедисту обзорность Рунэ Эльвик, Аннэ Боргер Мюсен, Трулс Ваа. Справочник по безопасности дорожного движения / Пер. с норв. Под редакцией проф. В.В. Сильянова. М.: МАДИ(ГТУ), 2001. — С.54.

Защитное оснащение велосипеда делает его более заметным в транспортном потоке и позволяет велосипедисту лучше маневрировать и быстрее остановиться. Более совершенные катафоты и приборы освещения увеличивают расстояние обнаружения велосипедиста в темное время суток и таким образом снижают риск аварии.

Следует иметь в виду и то, что во время велосипедных путешествий шлем является главным элементом экипировки. В странах с развитой велокультурой ездить без шлема не принято, а иногда просто запрещено.

Это связано с тем, что во время езды велосипедист держит руки на руле, и в случае падения у него, скорее всего, не будет возможности защитить голову, а падение может случиться даже при самом осторожном катании.

Определенные требования предъявляются к одежде и обуви, в первую очередь речь идет о защите кистей, локтей и коленей. Оптимально использовать специализированную одежду: велошорты или велоштаны и веломайки.

Для более комфортного сидения в седле велошорты и велоштаны почти всегда содержат специальную прокладку-памперс.

Для комфортной езды и эффективного педалирования оптимально использовать специальную велообувь, которая должна быть совместима с педалями, причем желательно не через переходник, например фирма Shimano выпускает обувь для Spd, Look для Look.

Для измерения характеристик (текущей, средней, максимальной скорости, дистанции текущей поездки, общего километража, времени движения, темпа педалирования (cadence) и т.п.) движения используются велокомпьютеры.

Также иногда они содержат часы, термометр (необходим для контроля расхода энергии), барометр (используется для контроля перепада высот), могут быть выполнены в водозащитном корпусе и иметь подсветку.

Работа велокомпьютера построена на том, что он с помощью магнита, закрепленного на спице, измеряет частоту вращения колес, которая пересчитывается в дистанцию и скорость движения (диаметр колеса зависит от диаметра обода и используемой резины, компьютер позволяет задать нужное значение).

Отдельные требования существуют в наличии световых устройств. При движении в сумерках велосипедист плохо различим, и это может создать различные аварийные ситуации. Во избежание этого имеет смысл использовать осветительное оборудование. Наиболее распространенное — это фонарь, освещающий дорогу перед велосипедистом, и красный задний свет. Выпускаются различные варианты такого оборудования.

Следующая категория проблем развития велотуризма в России заключается в разобщенности между лидерами и руководителями различных велосипедных ведомств, организаций, обществ, клубов в пределах каждого города и между регионами России, без понимания того, что большое дело в одиночку не сдвинешь, что возможностей для личного самоутверждения в кооперации с другими организаторами отнюдь не меньше, чем в индивидуальных устремлениях. Если например, велоклубы Санкт-Петербурга объединены в единую сеть и достаточно тесно сотрудничают с властями и бизнесом, то например велоклубы Псковской области существуют на полулегальном положении. Наглядным примером целенаправленного развития велотуризма может служить Санкт-Петербургский клуб «ВелоПитер», который основан на базе Петербургской «Федерации Путешественников» в 2000 году и занимается проведением велопоходов, покатушек, соревнований и конкурсов велосипедной тематики. Клуб также борется за развитие велосипедизма в России, за строительство велосипедной инфраструктуры, за велосипедизацию общества. Ярким примером тому может служить рейд Главы комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Дмитрия Буренина с активистами движений «Велосипедизация Санкт-Петербурга» и «ВелоПитер», в результате которого было решено предоставить в комитет к 1 октября два варианта веломаршрутов по Петербургу. Также Буренин согласился взять на работу в комитет специалиста-проектировщика, который будет отвечать за создание велодорожек. Эту кандидатуру должны предложить сами велосипедисты. Председателем клуба «ВелоПитер» является Илья Гуревич — автор многочисленных статей и докладов по состоянию проблем и перспектив развития велотуризма в России. По мнению Ильи Гуревича: Велосипедные маршруты создаются для туристов, простых людей, в том числе туристов семейных. Не надо их путать со спортсменами, у которых тренировки, гонки, часы, очки и минуты. Велотуристы — люди интеллектуальные, стремящиеся совместить познание мира, визиты в новые места, с физической нагрузкой, которой им не хватает в их постиндустриальной жизни. Отсюда и факт: сети национальных веломаршрутов проходят по местам с богатым культурным наследием (замки, монастыри, музеи), разумеется, по красивым природным местам, по тихим дорожкам. Отсюда и второй вывод: велосипедный турист выгоден, так как он в среднем богаче туристов многих других, такой турист тратит деньги на маршруте, что крайне важно сегодня для России, в которой задача выравнивания уровня жизни в различных регионах такая важная задача Гуревич И. Национальные велосипедные маршруты // ВелоПитер [сайт]. — URL: http://velopiter-ru.livejournal.com/1511.html (21.11.2013). Таким образом, велотуризм является достаточно выгодным и бизнесу, в том числе туристскому. В частности возможен такой пример: суть веломаршрута заключается в подборе и маркировке на местности интересного маршрута для движения на велосипеде. Разработанный специалистами понимающими толк в велотуризме, поддержанный инфраструктурой, маршрут становится притягательным велосипедным аттракционом, и приносит большую пользу и предпринимателям и регионам, по которым проходит. Именно поэтому, большинство стран Европы уже покрывает густая сеть велосипедных маршрутов, объединенных в национальные велосипедные сети. И в продолжении можно отметить также из доклада И. Гуревича: Велосипедные маршруты формируют туристский поток и направляют его в русло маршрута. Чем это хорошо? Это дает странам лишенным газовой и нефтяной труб возможность загрузить и построить новые отели, рестораны, повысить посещаемость музеев, магазинов, увеличить сбыт сувениров, услуг населению. Не будем кривить душой, в странах, где экспорт газа дает 70% бюджетных поступлений задача получения налогов от малого бизнеса не является приоритетной. Сравнимых доходов получить не удастся. Хотя годовой оборот индустрии Велотуризма в Германии составляет пять миллиардов евро. Такие страны как Чехия, Голландия, Германия, привлекают сотни тысяч туристов велосипедистов, в том числе из России Там же.

Читайте также:  Размеры велосипедов - подбор по росту, как определить и выбрать раму по таблице? Видео

Положительным примером сотрудничества властей и общественных организаций велосипедистов может служить пример Новгородской области, где принят проект «Велосипедизация Великого Новгорода» В Великом Новгороде расскажут, как безопасно передвигаться на велосипеде// Новгород. ру -URL: http://news.novgorod.ru/news/115868/ (22.11.2013). Данный проект подразумевает не только создание велосипедной полноценной инфраструктуры, но и подготовку велосипедистов в специализированной школе.

В последние годы велосипедный спорт стал привлекать внимание государства поскольку, велосипедный спорт как органическая часть физической культуры служит одним из средств физического воспитания молодого поколения, играет важную роль в формировании человеческой личности. Трудно переоценить в этой связи социальную роль специалиста велосипедного спорта — тренера, судьи, менеджера.

В связи с этим на федеральном уровне принята государственная программа «Развитие велосипедного спорта в Российской Федерации на 2009 — 2020 годы» Программа развития велоспорта в РФ на 2009 — 2020 годы // Велоклуб «Цепная реакция» — URL: http://omskvelo.ru (22.11.2013). К сожалению в Псковской области такая программа на сегодняшний момент не разработана и это сдерживает массовое внедрение велоспорта.

Рядом ученых под руководством Р.В.

Курбатова разработаны концептуальные основы стратегического управления развитием велосипедного туризма, обеспечивающие процессы взаимодействия участников развития велосипедного туризма и включающие концептуальную модель макроконтура стратегического управления развитием велосипедного туризма в качестве базы создания конкретных стратегий развития велосипедного туризма регионов и хозяйствующих субъектов Курбатов Р.В. Формирование стратегического подхода к развитию туристских оздоровительных услуг. Автореферат канд. экон. наук. — М.: ГУУ, 2012. — С.11. Наиболее перспективным вариантом преобразования системы экономической деятельности в сфере велосипедного туризма, по мнению автора, будет разработка стратегий регионов и хозяйствующих субъектов, создаваемых на основе ведущей идеи, политических ориентиров и, в целом, концепции развития велосипедного туризма. В частности перспективными в условиях современного рынка велосипедных услуг России могут быть следующие направления (стратегии):

— формирования предложения качественных, комплексных и специализированных услуг велосипедного туризма на базе существующих и перспективных туристских и оздоровительных ресурсов и инфраструктуры (включая различные туристские объекты, сферы бизнеса, связанные с развитием велосипедного туризма);

— формирования спроса на велосипедный туризм, исходя из сложившихся и перспективных потребностей населения в оздоровительных занятиях, из следования здоровому образу жизни и учитывая особенности туристского предложения;

— повышения конкурентоспособности велосипедного туризма на туристском рынке;

— развития кластеров как групп взаимосвязанных организаций, находящихся на некоторой территории, взаимосогласованно обслуживающих потребителей велосипедного туризма и усиливающих конкурентоспособность отдельных организаций и кластера в целом;

— формирования системы продвижения велосипедного туризма на рынке, способствующей выяснению предпочтений туриста и обеспечивающей информирование, убеждение и напоминание населению пользы велосипедного туризмаКурбатов Р.В. Формирование стратегического подхода к развитию туристских оздоровительных услуг. Автореферат канд. экон. наук. — М.: ГУУ, 2012. — С.11.

В целом концептуальная модель макроконтура стратегического управления развитием велосипедного туризма в России, разработанная Р.В. Курбатовым предложена в приложении 1.

Королевым А.Ю. разработана модель эталонного метода, которая позволяет определять возможности территории для организации спортивных туристских путешествий, определять наиболее подходящий для конкретного района вид туризма, категорию сложности маршрутов и наиболее оптимальный маршрут.

Это позволяет совершать путешествия с большей степенью безопасности, выбирать наиболее удобные и привлекательные маршруты. Метод направлен на географическое сбалансирование туристских потоков по районам в отношении уровня сложности путешествий Королев, А.Ю. Эталонные маршруты и оценка туристских возможностей горных территорий . Автореферат канд. географ.

наук. — Пермь, ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», 2010. — С.5.

Выводы по главе 1

Велотуризм как активный отдых заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма объекты экскурсионного характера.

Сложность таких походов может колебаться от простой до крайне высокой, маршруты прокладываются так, чтобы использовать преимущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту.

Также стоит отметить, что среди видов активного отдыха, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов.

По оценкам специалистов, характерными чертами велотуризма в России сегодня являются:

— молодой возраст велотуристов — 25-35 лет;

— значительное преобладание лиц мужского пола;

— стихийность. Походы организуются самостоятельно и нигде не регистрируются;

— отсутствие преемственности поколений. Молодым велотуристам приходится фактически начинать с нуля, взаимопонимание со старшим поколением часто отсутствует;

— слабое развитие инфраструктуры.

В настоящее время ведется поиск и разработка основ стратегического управления развитием велосипедного туризма, обеспечивающие процессы взаимодействия участников развития велосипедного туризма. В качестве наиболее перспективных следует отметить следующие направления (стратегии):

— формирования предложения качественных, комплексных и специализированных услуг велосипедного туризма на базе существующих и перспективных туристских и оздоровительных ресурсов и инфраструктуры (включая различные туристские объекты, сферы бизнеса, связанные с развитием велосипедного туризма);

— повышения конкурентоспособности велосипедного туризма на туристском рынке;

— развития кластеров как групп взаимосвязанных организаций, находящихся на некоторой территории, взаимосогласованно обслуживающих потребителей велосипедного туризма и усиливающих конкурентоспособность отдельных организаций и кластера в целом.

Источник: http://sport.bobrodobro.ru/17772

Отдыхаем по-новому. Принципы экологического туризма

Если вы читаете эту статью, скорее всего, вы любите путешествовать. Слова «турист», «дорога» и «отдых» будоражат ваше воображение. Кем вы себя представляете? Туристом с рюкзаком, покоряющим горные вершины или отдыхающим у лазурных берегов океана, а может с картой в руках, разгуливающим по мистическим улочкам древних городов? Думаете, на этом путешествия заканчиваются? Отнюдь!

Пора отказаться от привычных туров и перейти к экотуризму

С каждым годом все популярнее становится экологический вид туризма. От простых путешествий он отличается иными нагрузками и, что самое главное, бережным отношением к природе. Понятие «экотуризм» вошло в обиход еще в 80-х годах. Однако, до сих пор ученые не пришли к единому определению данного вида отдыха.

Его называют «зеленым», «сельским» и «экологическим». Определений много, но суть одна: ответственное познание природы. Экотуризм является как экстремальным отдыхом, так и спокойным путешествием. От участников не требуется особой физической подготовки, но при этом человек испытывает определенные нагрузки. Экомаршруты проложены через горы и леса, воду и пустыню.

Как правило, это места с относительно нетронутой природой.

А как вам такой попутчик-компаньон?

Виды экотуризма:

Объектами экологического туризма являются как природные, так и культурные достопримечательности, природные и природно-антропогенные ландшафты. Многогранность объектов порождает огромное количество видов экопутешествия.

Так, биотуризм представляет собой изучение природы в любом ее проявлении. Это может быть пение птиц, наблюдение за жизнью диких животных или экзотических бабочек, пешие или конные прогулки. Одним из видов является приключенческий туризм.

Он необязательно обладает всеми традиционными элементами приключения, однако доля риска в таких путешествиях все же есть.

Созерцание красот природы — неотъемлимая часть экотуризма

Особую популярность в последние годы приобретает агротуризм или агроэкотуризм. Он открыл большие перспективы для сельской местности. Во время такого отдыха городские жители полностью окунаются в деревенскую жизнь. Они селятся на фермах, хуторах или популярных нынче экопоселениях.

Читайте также:  Светодиодный велосипедный фонарь: секреты выбора и нюансы конструкции - всё о велоспорте

Сельская жизнь — сказка для горожан

Еще экологический туризм бывает научным. Его участники, отдыхая, помогают ученым собирать редкие виды растений, бабочек или проводят раскопки.

А может, на досуге вы хотите поучаствовать в археологических раскопках?

Рекреационный экотуризм наиболее популярен

Наиболее распространен на сегодняшний день рекреационный экотуризм. Он представляет собой спортивный туризм, альпинизм, лыжные, водные, пешеходные и другие виды активного и пассивного отдыха.

На самом деле о видах экологического туризма можно говорить еще много и долго. Все зависит от цели путешествия: лечение, спорт, деловое путешествие, культовый или ностальгический туризм, познавательный или транзитный.

Словом, любой отдых можно назвать экологическим, если придерживаться основных принципов экотуризма.

Основные принципы экологического туризма:

  • объектом такого путешествия должен выступать природный объект. Будь то ландшафт, дерево, ручей, животное или растение;
  • необходимо рационально использовать природные ресурсы той или иной местности. Помните и уважайте культурные и религиозные традиции местного населения;
  • путешествие должно положительно сказываться на экономическом развитии региона, который вы посещаете. Деньги от туризма должны поддерживать природные ресурсы, а местное население получать рабочие места в сфере экотуризма;Грамотно организовывайте привалы
  • во время путешествия используйте только экологический транспорт – велосипеды, безмоторные лодки, парапланы и прочее;
  • привалы, костры и туалеты должны быть организованы в специально отведенных для этого местах;
  • осуществляйте строительство мест отдыха (приютов, хижин, кемпингов и прочего) только из экологически безвредных материалов;  участвуйте в решении местных экологических проблем, к примеру, в сборе мусора;
  • собирайте ягоды, грибы и лекарственные растения только в разрешенных зонах.

География экотуризма весьма обширна

География экологического туризма своеобразна. «Зеленые» путешественники отправляются главным образом из развитых стран в развивающиеся. Последние находятся преимущественно в тропиках. Там самая экзотическая и притягательная природа.

Среди лидеров – Кения, Коста-Рика, Непал, Танзания, Эквадор, а также Австралия, Новая Зеландия и Южно Африканская республика. У Украины тоже есть все природно-климатические условия и ландшафты, чтобы попасть в этот список. В нашей стране насчитывается около 50 тыс.

памятников истории и культуры, создано порядка 2-х тысяч туристических фирм, гостиничный фонд составляет более тысячи предприятий. Однако, несмотря на все это, количество въездных и выездных туристов с каждым годом уменьшается.

На это есть свои причины: высокое давление на малый и средний бизнес, к которому относится большинство туристических предприятий; недостаточно эффективная инвестиционная политика; слабая поддержка рекламы туристических возможностей Украины на государственном уровне и прочее.

Проблемы в данной области будут актуальны до тех пор, пока не улучшится экономическое положение простых украинцев. На сегодняшний же день, развитие экологического туризма в Украине осуществляется, как правило, исключительно при поддержке зарубежных грантов и благотворительных фондов.

Почаще вырывайтесь из тесных объятий города

Организовать ответственный и экологический отдых на сегодняшний день не так уж и просто. Для начала, необходимо обратиться в компанию, которая рекламирует подобные туры. Если в вашем городе поиски не увенчаются успехом, тогда в Интернете можно найти фирмы, организовывающие экомаршруты на местах.

Важную информацию можно найти на форумах или напрямую в Ассоциации активного и экологического туризма. Еще один способ поучаствовать в экологическом путешествии – стать членом профессионально ориентированной организации. Там вы найдете и нужную информацию, и единомышленников.

С другой стороны, любой отдых можно самостоятельно сделать экологическим.

Для этого нужно всего-то покинуть шумный, загрязненный город и отправиться туда, где от свежего воздуха можно потерять сознание, пить чистейшую воду из местных родников, искупаться под ледяными струями водопада и пройтись босиком по утренней росе. Одним словом, сблизиться с природой, но только при условии бережного отношения к ней.

Источник: http://eco-boom.com/otdyhaem-po-novomu-printsipy-ekologicheskogo-turizma/

Все плюсы и минусы экологического туризма

На сегодняшний день среди людей начинает приобретать популярность экологический туризм. Такой вид отдыха пока еще довольно новый, однако все больше и больше туристов начинают ним интересоваться.

Подобное любопытство можно легко объяснить – человечество начало предпочитать отдых на территории живой и нетронутой заводами природы.

Согласно статистическим данным, большая часть туристов предпочитает непосредственно живое общение с природой.

Проводить больше времени в нетронутых уголках природы сейчас становиться не только полезно, но и модно. Вместо путешествий в жаркие страны люди все чаще начинают выбирать отдых вместе со своей семьей на территории каких-то заповедников, лесных чащ или же гор. В народе данный вид этого туризма называют «зеленым» или же «мягким».

Преимущества данного отдыха достаточно легко выделить, так как из-за условий жизни нам довольно сложно наслаждаться живой природой. Большое количество населения изо дня в день работают в офисе, после которого вдыхая дым заводов и вредных газов машин возвращается домой. Не удивительно, что многие из них после трудовых будней предпочтут уединиться с природой.  

Если Вы заинтересовались экологическим туризмом, то следует учесть ряд принципов, которые нужно соблюдать всем путешественникам. Данные правила предварительно были созданы Международным Союзом Экотуризма (TIES).

Первым и главным правилом для начинающего эко-туриста должна навсегда стать памятка о уязвимости нашей планеты. Только после полного понимания того, что Земля требует заботы и трепетного к себе отношения Вы можете себе позволить отправляться в подобное путешествие.

Второй закон гласит: «Оставляй после себя только следы, а уноси только фотографии». Казалось бы, забавная фраза, однако в ней таится очень много смысла. Экотуризм заключается в том, что посещать следует только те места, на которых ранее не было следов человека, а на таких территориях следует вести себя аккуратно.

Третьим и четвертым правилом считается уважение культуры, географии и прав местных жителей данной местности. Конечно же, эти аспекты следует учитывать туристам из любой отрасли, но и здесь они отыгрывают куда большее значение. Посещая места, где люди живут в совершенно иной для Вас среде, нужно учитывать их мнение, жизненные устои и обычаи.

Также одними из немаловажных правил является путешествие только по тем тропинкам, которыми уже кто-то ходил. Не секрет, что каждому туристу хочется быть первооткрывателем, но в случае с живой и неизученной природой нужно быть очень осторожным.

Главным аргументом для эко-туристов станет то, что у них появится возможность кардинально улучшить свое здоровье. Находясь наедине с природой удается отвлечься от всей мирской суеты, настроиться на приятные мысли и поразмышлять о чем-то вечном. Каждый из нас согласиться, что намного сидеть на береге реки, чем в метро или трамвае задымленного мегаполиса.  

Еще одним немаловажным фактором, который у Вас появится после странствования по неизведанным уголкам Земли, является огромный багаж новых знаний. Ведь оставаясь с глазу на глаз с природой, Вы начинаете питаться, думать и поступать совершенно по-другому. Также появиться шанс открывать новые места, знакомиться с предметами искусства.

Последним положительным результатом в этом списке, но никак не в самом экотуризме, является экономия денежных средств.

Как бы банально это не звучало, но стоимость проживания в гостиницах и хостелах на территории курортных стран намного выше, чем покупка удобной и немаленькой по размерам туристической палатки. Также это касается еды, питья, одежды и времяпровождения.

Здесь Вам не нужно будет платить за вход и просмотр, вся красота природы расстилается перед глазами совершенно безвозмездно.

Конечно экологический туризм – это очень хорошо, однако не бывает никакого вида отдыха, который не включал бы в себя и отрицательные стороны. Именно о минусах данного вида путешествия будет рассказано далее.  

Следует начать с того, что неподготовленным к жизни на природе людям не желательно резко начинать пробовать заниматься экотуризмом. Природа – это хорошо, однако находиться на открытой местности неделями, без горячей воды, привычного питания и ночлега является испытанием не для каждого. Вам запланированный отдых может запросто превратиться в долговременную пытку.

Еще одним серьезным минусом можно считать недоступность всех желаемых мест для путешествия. На территории каждой страны существует огромное количество заповедников и парков, которые располагаются на больших территориях и вход человеку туда запрещен.

Нужно уметь подыскивать такие места, куда действительно совершить туристический подход будет безопасно.

В таком случае наилучшим вариантом будет обратиться в специальное агентство, которое за определенную сумму составит Вам маршрут и даже найдет напарников для путешествия.

Читайте также:  Велосипед Schwinn - детские и женские круизеры и горные

Заключительным минусом будут животные, которые обитают в живой природе. Если Вы отправитесь в такой поход, нужно будет готовым к встрече с животными, которые там обитают. Звери, живущие в дикой природе, не привыкли к людям, и могут реагировать очень агрессивно. Решением данной проблемы может стать гид, который хорошо разбирается в повадках животных, а также местности, где те обитают.

Источник: /svopi.ru

Источник: http://russiantourism.ru/ecology/ecology_21186.html

ПодробностиКатегория: Рекреационная географияОпубликовано 08.11.2013 15:09Автор: Super UserПросмотров: 37748

Страница 9 из 17

Разнообразие направлений экотуризма

Природный и экологический туризм тесно связаны также и с охраной редких и исчезающих видов, так как многие из них являются экзотическими и становятся объектами экотуров. Это касается не только животных и растений, но и экосистем и природных комплексов в целом.

С другой стороны, при неадекватном планировании туристские нагрузки, рост популярности «сувениров» от дикой природы могут стать причинами исчезновения отдельных видов и нарушения природных компонентов.

Редкие виды и экосистемы территорий можно рассматривать как жизненный ресурс для местных общин, поэтому их охрана связана с охраной культуры.

Следовательно, объектами собственно экотуризма могут быть как природные, так и культурные достопримечательности, природные и природно-антропогенные ландшафты, где традиционная культура составляет единое целое с окружающей природной средой, которые и объясняют существующее разнообразие направлений экотуризма. Наиболее важными являются следующие направления:

1.

Познавательное направление – ознакомление туристов с наиболее интересными природными территориями, флорой и фауной, уникальными ландшафтами, гармонично вписанными в окружающую местность памятниками материальной культуры и истории. Главным инструментом ознакомления туристов с окружающей средой являются учебные экологические тропы – наиболее специализированные маршруты для обучения на природе.

2. Научное направление – особая форма экологического туризма, связанная с получением необходимой деловой и научной информации, например, о редких, находящихся под угрозой исчезновения и занесенных в Красную книгу представителях флоры и фауны; о природных явлениях, исторических памятниках и т. д.

3. Спортивное направление – занятия горным туризмом, водным сплавом, спортивным ориентированием в сочетании с ознакомлением с горными, водными и лесными ландшафтами, флорой и фауной данной местности.

В литературе встречается несколько терминов, относящихся к сфере экотуризма.

Биотуризм– туризм, объектом которого являются любые проявления живой природы, будь то отдельные виды или биоценозы. Природный туризм – туризм, объектом которого является любая природа, как живая, так и неживая (например, пещеры, горы, водоёмы и др.). Природный туризм включает в себя биотуризм как одно из тематических направлений.

Всемирная Туристская Организация (ВТО) использует термин приключенческий туризм в качестве ещё более широкого понятия, включающего в себя экотуризм.

Однако экотуризм, хотя и обладает приключенческим элементом, не всегда подразумевает приключения в чистом виде.

Поэтому справедливо считать, что понятие «приключенческий туризм», и «экотуризм» во многом пересекаются, но первое не поглощает второе.

Классификация экотуризма по видам транспорта имеет свои особенности. Различают экологический водный (на байдарках, на плотах, каноэ, парусники и другие), пешеходный, лыжный, конный, велосипедный, автомобильный (электромобили), авиационный (планеры, аэростаты) туризм.

Всё большее распространение получает агротуризм, или агроэкотуризм.

Это туризм в сельской местности, при котором туристы во время своего отдыха ведут сельский образ жизни на фермах и хуторах.

Развитие такого вида туризма наиболее актуально для стран Западной и Восточной Европы (и, отчасти, США) с небольшим процентом естественных ландшафтов и высоким уровнем сельскохозяйственной освоенности территории.

В широком обиходе находятся также синонимические термины устойчивый, или поддерживающий, туризм и «зелёный» туризм. Они подразумевают туризм с применением технологий, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду.

Обычно в путешествии турист надеется, с одной стороны, получить определённый объём знаний, а с другой – отдохнуть на природе. По преобладанию той или иной цели можно выделить научный, познавательный и рекреационныйвиды экотуризма.

Все многообразие видов экотуризма целесообразно разделить на два его ос­новных типа:

1) экотуризм в границах особо охраняемых природных тер­риторий (акваторий) – разработка и проведение таких туров являются классическим направлением в экотуризме, а соответствующие туры относятся к экотурам в узком значении данного термина, их можно отнести к «австралийской» модели экотуризма;

2) экотуризм вне границ особо охраняемых природных тер­риторий (акваторий) – кэтому типу туров можно отнести весь­ма широкий спектр видов экологически ориентированного ту­ризма, начиная от агротуризма и вплоть до круиза на комфор­табельном лайнере. Эту группу экотуров можно отнести к «немецкой», или к «западноевропейской» модели.

Как и другие группы туров, экологические туры можно классифицировать по многим признакам, однако наиболее существенными следует считать два родо­вых признака:

а) основная цель тура – по этому признаку целесообразно различать следующие виды экотуров: наблюдение и изучение «дикой» или «окультуренной» природы с обучением экологическим знаниям; отдых в окружении природы с эмоциональными, эсте­тическими целями; лечение природными факторами; спортивные и приключенческие цели;

б) основной объект, определяющий содержание программы тура и отчасти форму его организации. По этому признаку различаются такие виды экотуров: ботанические, зоологические, геологические туры; спелеологические, водные, горные туры; эколого-этнографические или археологические, эколого-культурные туры; агроэкотуры.

Разумеется, цели тура и его объекты связаны между собой, и оба главных родовых признака нельзя считать абсолютно независимыми основаниями классификации (в реальной программе тура его цели и объекты часто сочетаются и совмеща­ются). Тем не менее, каждый организатор и участник тура мо­жет определить его главные особенности и отнести конкретный тур к тому или иному виду.

С учетом сказанного можно сформулировать целый ряд характерных признаков, присущих экологическим турам и программам. Так, программа или тур экологичны, если:

Ø программа не планируется очень жестко и допускает варианты и изменения по желанию туристов; рассчитаны программы, как правило, на небольшие группы участников, а также на индивидуальные поездки; поспешность, кратковременность посещений не характерны для мягкого, экологически ориентированного тура;

Ø целью мягкого, экологического тура является не посещение обязательных, стандартных «достопримечательностей», а приобретение глубоких впечатлений и знаний, поэтому туристы заранее готовятся к путешествию, изучая природу и культуру страны; маршруты туристов и квалифицированные гиды ведут их в интересные и экологически благоприятные природные и культурные ландшафты;

Ø в программу тура включаются посещение учебных экологических троп, природоведческих, краеведческих музеев, экотехнологичных хозяйств и, непременно, ознакомление с местными экологическими проблемами; в программе тура знакомство с сугубо природными объектами и «девственной» природой сочетается с эколого-культурными сюжетами, предусматривающими изучение традиционных, аборигенных форм природопользования;

Ø транспорт, которым пользуются туристы, экологичен (автомобильный туризм, например, никоим образом не относится к экологичным формам туризма);

Ø пища туристов экологически чиста и полезна, при этом в рационе туристов присутствуют местные продукты; мусор не выбрасывается на общую помойку или свалку, собирается специальным образом и поступает затем на экотехнологичную переработку, а организаторы экологичных туров отдают предпочтение многоразовым упаковкам продуктов;

Ø привалы, бивуаки и особенно костры устраиваются только в специально оборудованных местах; грибы, ягоды, цветы, лекарственные растения, любые природные сувениры собираются только тогда и там, где это разрешено; охотничьи туры антиэкологичны;

Ø отели, кемпинги, приюты и хижины, в которых останавливаются туристы, расположены так, что не нарушают нормальное, экологически устойчивое развитие окрестного ландшафта и не обезображивают его облик; эти отели и кемпинги построены из экологически безвредных материалов, их обитатели не расходуют чрезмерно энергию и воду, при этом стоки и выбросы очищаются, иные отходы утилизируются;

Ø местные жители вовлекаются в туристский бизнес и получают возможность развивать свои традиционные формы хозяйства; туристы, в свою очередь, с уважением относятся к местным культурным традициям, стремятся изучить и понять их, доступными им способами участвуют в решении местных экологических проблем; при этом доходы от тура не изымаются целиком из местного бюджета, а наоборот, способствуют его наполнению.

При условии грамотного развития экологический туризм может сыграть свою роль в разрешении современного социально-экологического кризиса. Он содействует охране природы и традиционных культур. Возрастающий спрос в этом секторе туризма приводит к созданию новых особо охраняемых природных территорий, в первую очередь национальных и природных парков.

Экологический туризм приносит существенный доход в государственный бюджет, что в особенности касается развивающихся стран. Для их слабой экономики несколько миллиардов долларов, которые приносит экологический туризм в казну всех развивающихся стран, – большие деньги.

На многих территориях экологический туризм может стать отраслью специализации, представляя конкурентоспособную альтернативу разрушающей природу хозяйственной деятельности.

Источник: http://you2way.ru/rekreacionnaya-geografia/77-osobo-okhranyaemye-prirodnye-territorii-i-ekologicheskij-turizm?start=8

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector