Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Любой транспорт обязательно имеет ту или иную разновидность тормозов. Не является исключением и велосипед. Достаточно часто на велосипедах используют дисковые тормоза, которые позволяют быстро остановить байк и не создавать излишней нагрузки.

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Существует немало разновидностей тормозящих устройств. Дисковый их вариант отлично проявляет себя в условиях, когда нужно обеспечить повышенную проходимость. Он позволяет велосипедисту уверенно соперничать с мотоциклистами и владельцами внедорожников.

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Устройство обычно включает:

  • управляющую рукоять;
  • роторный диск, отвечающий за остановку;
  • монтажную скобу (иногда ее заменяют на адаптер);
  • калипер, крепящийся с помощью скобы либо адаптера (принципиально важная деталь);
  • абразивные колодки (при необходимости останавливающие ротор);
  • тормозные линии, которые позволяют передать усилие от рукояти на исполнительные устройства.

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Различные виды дисковых тормозов отличаются по конструкционным особенностям и эксплуатационным параметрам. Чем больше диаметр ротора, тем эффективнее работа агрегата. Но это не значит, что очень крупный ротор всегда лучше. Он может применяться только при достаточно крепких спицах колес. Иногда эти спицы даже приходится заменять.

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Прежде чем выяснять подробности устройства дисковых конструкций и подбирать комплект задних и передних тормозов, нужно сравнить их с ободными аналогами.

«Диск» отличается куда лучшей модуляцией, нежели «обод». Он, бесспорно, опережает по этому параметру следующие виды:

  • клещевой;
  • кантилеверный тормоз;
  • самый отборный V-Brake.

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

И что интересно, даже увеличение толщины колодки практически не помогает сгладить эту разницу. Но специфика на таком моменте не ограничивается. Любой обод засоряется больше, чем ротор.

И стоит попасть на контактирующую поверхность жидкости или абразивному веществу (особенно песку), как работа системы немедленно расстраивается.

Мало того, дисковый вариант отлично работает и в том случае, когда велосипед «выписывает восьмерки».

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Система, основанная на дисках, содержит только 2 части, подверженные интенсивному износу — это колодки и ротор.

V-Brake имеет еще одно уязвимое место — алюминиевые ободья. И они через какое-то время поломаются неизбежно — как бы осторожно ни ездили велосипедисты, какую бы манеру езды они ни избирали.

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Но все это не значит, что дисковые тормоза лишены недостатков вовсе. Выбрав их, нужно быть готовыми к следующим нюансам:

  • очень мощному сгибающему воздействию на спицы;
  • повышенной массе конструкции;
  • сложностям с ремонтом;
  • трудностям с установкой багажника (кроме консольного варианта) при использовании заднего дискового тормоза;
  • достаточно высокой цене;
  • ориентированности преимущественно на бездорожье и горные сложные дороги, а не на городской асфальт.

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Механический тип велосипедных тормозных деталей оснащается приводом тросового типа. Получается сравнительно простое и особо надежное решение. Принцип работы изумительно прост:

  • велосипедист нажимает на специальную ручку;
  • срабатывает подвижная колодка;
  • она придавливает диск к неподвижной колодке.

Стоит уточнить, что некоторые конструкции имеют сразу 2 движущиеся колодки.

Однако встречается подобное техническое решение весьма редко. Механические дисковые тормоза придется постоянно настраивать. Точнее, потребуется регулировка зазора, отделяющего колодки от ротора. В противном случае ручка тормоза станет все время проваливаться, а вместо прижатия диска к истертой колодке будет происходить его придавливание к калиперу.

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

В такой ситуации нарушение работы системы неотвратимо. Вдобавок она существенно теряет мощность. Зато регулировка зазора не составляет каких-либо проблем. Если она произведена правильно, гарантированно исключается быстрый износ.

Рекомендация: в сырую слякотную погоду механические колодки лучше разводить подальше — это позволит увеличить ресурс.

Выбрать механические дисковые тормоза не так легко, как кажется. Их основной минус — высокая стоимость.

Точнее, можно купить и дешевый вариант, вот только велик риск приехать с ним совсем не туда, куда нужно. Самые достойные предложения, по мнению профессионалов, выдвигает компания Avid.

«Механика» от Shimano или Tektro не уступает по качеству, но позволяет немного сэкономить.

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Важно: качественные тормозные системы проявят себя с лучшей стороны только в связке с добротными управляющими ручками.

По этой причине они становятся только дороже. Если есть желание дополнительно сократить расходы, лучше уж поставить гидравлические тормоза подходящего ценового диапазона. Зато у механического типа преимущество в другом — он отлично подходит для преодоления бездорожья и плохо обустроенных участков дорог.

Это обстоятельство оценят, конечно, и туристы, и жители сельской местности. И даже те, кто любит совершать поездки в лес, на рыбалку, в пригород.

«Механика» попросту надежнее — в том числе при падении или столкновении с препятствием. А если она и поломается, то никаких проблем с починкой возникнуть не должно.

К сожалению, эти плюсы изрядно омрачаются повышенной тяжестью чисто механических тормозных систем и их плохой модуляцией.

В то время как механические тормоза передают импульс от рукояти к тормозному блоку через трос, гидравлические используют для этой цели гидросистему, наполненную специально подобранной жидкостью. Вне зависимости от того, как они устроены, размер может быть очень разным:

  • 140 мм;
  • 160 мм;
  • 180 мм;
  • 220 мм.

Считается, что для поездки по лесу диски крупнее 180 мм не нужны. Любителям фрирайда советуют ориентироваться на размер 180 или 185 мм. Режим даунхилла (скоростного спуска с горы) более требователен к торможению. Тут уже понадобятся диски величиной 200, 210 или даже 220 мм. То же самое можно сказать и про велосипеды для экстремальных заездов по треку.

Колодки могут быть устроены различным образом. В одних случаях они изготавливаются из органических веществ, в других — подвергаются металлизации. Металлизированный вид подразумевает соединение стальных опилок с углеродом. Получается:

  • механически твердый;
  • долго служащий;
  • отлично контактирующий даже с мокрыми дисками тип колодки.

Однако считать их лучшими для любых ситуаций нельзя. Дело в том, что при эксплуатации металлизированное изделие будет сильно нагреваться. Калипер тоже будет перегреваться. Для гидравлической системы повышенная температура бесспорно вредна. С механической системой все не так однозначно, но вряд ли прогрев для нее будет полезен.

Органические колодки, безусловно, тоже будут нагреваться. Таковы законы физики. Но комбинация резины с целлюлозой отличается очень слабой теплопроводностью.

Из-за этого во время торможения нагреваться будут сами диски. Скрипы раздаваться не будут, а притирка происходит быстро; однако органические колодки быстро сотрутся.

Калиперы нужны для той же цели, что и суппорты на мотоциклах и автомашинах. У них только немного меньше размеры. Гидравлический калипер включает металлический корпус, получаемый методом литья, поршень, гидравлическую колодку.

Поток жидкости передвигает поршень. А уже он передвигает колодку и обеспечивает захват диска.

Механический калипер устроен другим образом. Это кулачковый механизм. Снаружи ставится рычажок, на который крепят тросик. Полученный импульс может быть передан на поршень при помощи:

  • кулачка;
  • клина;
  • многозаходного винта.

То, насколько плавно велосипед будет останавливаться, определяется наполнителем колодок. Но гораздо важнее учитывать место определенной марки в общем рейтинге.

Наиболее дешевы роторные механические тормоза. Платить за продукцию Shimano, Tektro, Aquila придется в среднем 20-30 условных единиц.

В среднюю ценовую группу (до 100 долларов) попадают изделия той же Shimano, а также:

  • Avid Elixir;
  • Magura;
  • XLC;
  • Hayes.

В дорогостоящем сегменте тоже есть товары уже перечисленных фирм. Но платить от 100 до 500 USD придется также за продукцию SRAM, Formula.

Если говорить про конкретные модели, внимания заслуживает Shimano Deore. Эта модификация мощна и эргономична одновременно.

Отмечают высокую мощность и плавность остановки, а также наличие двух видов колодок в комплекте поставки.

SRAM Guide R немногим уступает лидеру рейтинга. С такими комплектующими можно спокойно отправляться в дорогу по самому сложному рельефу. Плавность хода достаточно велика. Отрегулировать его получится без дополнительных инструментов. Система работоспособна почти в любых погодных условиях.

Brake Force One – удобные и легкие тормоза германского производства. И не просто легкие, а одни из самых легких в своем классе. Рукояти изготавливаются из надежного стекловолокна. Потребность прокачки сведена к нулю. Данная модель позволяет демонстрировать прекрасные результаты в веломарафоне и в заездах кросс-кантри.

Механические дисковые тормоза ставят так:

  • переворачивают байк;
  • снимают колесо;
  • снимают калипер и диск;
  • вынимают трос;
  • разжимают ранее установленные тормоза;
  • прикрепляют ротор на винты к втулке;
  • ставят тормозную ручку;
  • монтируют рычаг и трос;
  • ставят адаптер на раму, только не до конца, чтобы потом подгонять;
  • прикрепляют трос к калиперу;
  • возвращают на место колесо;
  • производят окончательную регулировку.

Работа с гидравликой строится иначе:

  • после снятия колеса вместо втулки ставится диск;
  • на рычаг замыкается гидролиния;
  • раму дополняют калипером и адаптером (также без затягивания до упора);
  • ставят обратно колесо;
  • ставят обратно ротор;
  • хомутами выправляют гидролинию;
  • скрупулезно тестируют ее;
  • добившись правильной установки калипера, жестко фиксируют все части схемы.

В следующем видео вы узнаете, как правильно настроить дисковые тормоза.

Читайте также:  Технические характеристики и цена велосипеда Иж Байк Фермер 24

Принцип работы гидравлических и механических дисковых тормозов

Дисковая тормозная система для велосипедов значительно отличается от предназначенных для других транспортных средств. Каков принцип работы дисковых тормозов?

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Они бывают трёх типов:

  • механическими;
  • гидравлическими;
  • комбинированными (гибридными).

Системы дискового торможения считаются более надёжными, но и недостатками они тоже не обделены. Потому нередко встаёт вопрос о выборе между ободными и дисковыми тормозами для велосипеда.

Дисковые тормоза велосипеда — устройство, конструкция

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Что конструктивно представляет собой дисковая система:

  • ручка, благодаря которой запускается механизм торможения;
  • ротор;
  • калипер – за счёт этого суппорта и происходит торможение;
  • адаптер, необходимый для крепления калипера к раме;
  • колодки, которые останавливают диск;
  • тормозная линия.

Конструктивные особенности:

  1. Размер. Крупные диски лучше устанавливать на колёса с более крепкими спицами. Диаметр ротора, равный 200-220 мм., отлично подойдёт для даунхилла, 180-185 мм. – для фрирайда, а 160-180 мм. – для размеренной езды на горном велосипеде.
  2. Колодки. Бывают Металлизированного и органического типа. Первые при усиленном трении могут нагреть калипер и негативно сказаться на всей гидравлической системе. Вторые (органические) не скрипят и не греются, но выполнены из менее надёжных материалов, и ввиду этого быстро стираются.
  3.  Калипер. Принцип действия гидравлического агрегата схож с функционированием суппортов мото- и автомобильной техники. Калипер представляет собой литой корпус из метала, и с одной стороны размещён поршень, а с другой – колодка. А механический — это кулачковый механизм, имеющий снаружи рычажок с тросиком. Когда к поршню поступает импульс от ручки, колодки и рычаг движутся взаимно перпендикулярно.

Механические тормоза

  • Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности
  • У механических тормозных дисков есть неоспоримое преимущество – с их установкой справится даже новичок.
  • Всё дело в конструкции:
  • ручка;
  • её регулятор;
  • тросиковый регулятор с контргайкой;
  • рубашка троса;
  • сам трос:
  • его фиксатор;
  • калипер;
  • колодки;
  • адаптер;
  • ротор.

Обилие тросиков позволяет быстро сориентироваться, где пострадала тормозная система, и как её восстановить. Но это преимущество компенсирует недостаточную чувствительность по сравнению с действием гидравлических дисковых тормозов.

Гидравлические тормоза

  1. Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности
  2. Обладают более чувствительным механизмом, и не имеют столь огромного количества тросов.
  3. Составляющие гидравлических дисковых тормозов:
  • ручка;
  • её регулятор;
  • мастер-цилиндр, состоящий из расширительного бачка, крышки, возвратной пружиной и поршня с манжетой;
  • гидравлическая линия, соединяющая ведущий приводной цилиндр с калипером;
  • калипер;
  • колодки;
  • адаптер;
  • ротор.

Гидравлические тормоза бывают:

  1. Закрытыми. Их работа схожа с действием гидравлического домкрата. В тормозной рукоятке имеется цилиндр с поршнем, а в калипере – 2 цилиндра с колодками, которые необходимо периодически регулировать с помощью вентиля.
  2. Открытыми. Имеют расширительный бачок, наполненный тормозной жидкостью, и соединённый с главным цилиндром.

Чем гидравлические тормоза лучше механических:

  • Больше сила, сжимающая колодки. При регулярном нажатии на ручку велосипеда с механическими тормозами со временем тросик любой толщины имеет свойство растягиваться. Тогда на ручку приходится нажимать с большей силой, в то время как в гидравлической системе тормозная жидкость не сжимается.
  • Такие тормоза быстрее отпускают колодки. Это достигается за счёт конструктивной особенности – меньшего количества механических деталей в суппорте. Да и в механических тормозах ввиду растяжения тросиков медленнее отпускают колодки.
  • Лучшая модуляция. В механических тросики трутся при движении по рубашке, что создаёт дополнительное сопротивление. В случае гидравлических тормозов это исключено.

Принцип работы дисковых тормозов

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Принцип работы гидравлических тормозов значительно отличается от изделий механического типа. Импульс от ручки поступает на колодки не с помощью тросика, а за счёт давления тормозной жидкости, либо минерального масла. При нажатии на ручку эта жидкость подвергается давлению, за счёт которого выталкивает поршни, а те воздействуют на колодки.

В системе имеется ротор, и чем больше его диаметр, тем эффективнее торможение. Роторы крепятся к колёсной втулке (преимущественно слева). Через металлический трос, либо герметичную гидравлическую линию на калипер воздействует импульс, в последствии сводящий колодки. Затем между ними зажимается диск, что приводит к торможению.

Механические тормозные диски схожи по функционалу со стандартными ободными тормозами. В обоих случаях натягивается тросик, размещённый между калиптером и ручкой. Как только велобайкер на неё нажимает, тросик смещается и задействует рычаг, а тот, в свою очередь, — колодки.

Несмотря на такие различия в принципе действия, дисковые тормоза любого типа одинаково монтируются: сам диск – на колёсную втулку, калипер – на вилку. Зачастую тормозные диски делают из стали, а колодки, трущиеся об них, из композитного материала.

Преимущества и недостатки дисковых тормозов

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Положительные свойства:

  • Отличная модуляция. По сравнению с другими типами тормозов лучше контролируется сила торможения. Даже крупные колодки, установленные на ободные тормоза, не дадут подобной чувствительности.
  • Меньшее загрязнение. На роторе не так много скапливается пыли, воды и грязи, как на ободных или иных тормозных системах. Загрязнения значительно ухудшают модуляцию, а в некоторых случаях перед ездой необходимо протереть дорожку на ободе.
  • Пролонгированный срок службы. Максимальным сроком эксплуатации обладают металлизированные колодки. Другие под воздействием воды и абразивов стираются значительно быстрее.
  • Колёсные обода под воздействием дисковых тормозов не стираются. Через длительный период эксплуатации может потребоваться замена только ротора.
  • Колёсные восьмёрки не влияют на функционирование дисковых тормозов. Колёса с ободными тормозами должны быть идеально ровными, в запущенных случаях даже при нажатии до упора в грипсы затормозить не получится.

Теперь о недостатках:

  • Существенная проблема – передача тормозного усилия через спицы, и лишь после – через покрышку. Т.е. спицы могут сгибаться, и для исключения этой проблемы либо увеличивают их толщину, либо уменьшают длину. Для последнего действия производители устанавливают втулки с фланцами максимального диаметра.
  • Второстепенная проблема – сложность в поиске заменяемой детали ввиду того, что для конкретной модели производитель выпускает на различные модели калиперов колодки с индивидуальными размерами и способами крепления. Эта же проблема касается и гидравлических тормозных систем, когда в соответствующих линиях применяют разносортные жидкости. Так для тормозных линий TEKTRO, Shimano и некоторых других производителей используют масло, а для Avid, Hayes и прочих – тосол.
  • Незначительный недостаток – невозможность закрепления заднего багажника. Большинство велосипедистов, использующих этот вид транспорта в качестве повседневного, расценивают этот недостаток как существенный, поскольку нет возможности убрать груз с руля и закрепить сзади на багажнике. Для решения проблемы приобретается консольный багажник, крепящийся к подседельному штырю, и стоящий вдвое больше по сравнению с этим же изделием, только выполненным с опорами.

Какие тормоза лучшие — дисковые или ободные?

Определить лучший тип тормозов поможет анализ недостатков и преимуществ.

V-brake, или ободные тормоза обладают следующими свойствами:

  • конструкционная незамысловатость – благодаря ей достигается ремонтопригодность и регулировка в условиях поездки;
  • применимость для многих типов велосипедов (дорожные, MTB, гибриды) – на всех моделях, где имеются посадочные места под рычаги;
  • низкая цена – она значительно ниже по сравнению с установленными на дисковые тормоза;
  • возможность приобрести по отдельности комплектующие, и сразу же установить их;
  • малый вес, что немало важно для сохранения динамики движения;
  • универсальность;
  • значительная сила торможения – при тщательной настройке качественных изделий это положительное свойство может держать преимущество перед дисковыми тормозами.

Отрицательные свойства по сравнению с дисковыми изделиями:

  • низкая модуляция, особенно у бюджетных изделий, где для её увеличения требуется тщательная настройка;
  • высокая степень чувствительности к ободным искривлениям – для v-brake ввиду конструктивных особенностей это недопустимо, т.к. стираются колодки, изменяется расстояние между ними, а это приводит к необходимости в регулярном контроле колёсной геометрии и исправлении недочётов;
  • снижение эффективности торможения в условиях грязи, мокрого асфальта и т.д. – в отдельных случаях тормоз становится нерабочим, и для своевременного исправления ситуации велосипедистам приходится иметь при себе сухую тряпку и щётку;
  • усиленные долгие торможения стирают обода, колодки и приводят к нагреву, что значительно снижает срок эксплуатации.

Учитывая все эти факторы, и понимая, что дисковые изделия стоят значительно дороже, больше весят, и их сложно установить и отремонтировать самостоятельно, встаёт вопрос о том, чем готов жертвовать покупатель.

Если нужен лёгкий, дешёвый и легко ремонтируемый тормоз, стоит обратить внимание на ободное изделие. При желании получить качественное изделие, не требующее постоянной настройки и езды с щёточками в слякотную погоду, а также чтоб на его функционирование не влияли «восьмёрки», выбирают дисковые тормоза.

Анализ показал, что байки с гидравлическими тормозными системами и крупными роторами приобретают при использовании по назначению в горной местности.

Также гидравлику используют любители высоких скоростей в уличных условиях.

Читайте также:  Грузовые велосипеды - всё о велоспорте

Для всех типов нестандартных поездок подойдут велосипеды с любыми дисковыми тормозами.

Но если экстремальная езда исключена – целесообразнее приобрести агрегат с ободной тормозной системой.

И независимо от типа тормозов, владелец байка должен следить за состоянием колодок, целостностью тросиков и т.д. Только в таком случае тормозная система прослужит максимально долго.Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Вам также может понравиться

Основы шоссейных дисковых тормозов

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Современный гидравлический дисковый тормоз Shimano Dura-Ace.

Что такое дисковые тормоза?

Дисковые тормоза появились на велосипедах уже довольно давно — ещё в 50-х годах. Горный велосипед принёс дискам популярность, и они были стандартной тормозной системой почти двадцать лет.

На самом деле, отличия их довольно просты.

Как и у тормозов современных автомобилей или мотоциклов, велосипедные дисковые тормоза переносят тормозную поверхность с ободьев на специальные металлические (обычно стальные) роторы, прикрепленные к ступицам – вот и всё.

Суппорты дисковых тормозов в концепции не отличаются от тормозов ободных, за исключением того, что их корпус значительно меньше, а колодки сделаны из гораздо более жёстких материалов, чем различные резиновые смеси, используемые для ободных тормозов.

Механические и гидравлические дисковые тормоза: в чем разница?

Механический дисковый тормоз очень похож на обычный ободной. Он работает при помощи стандартных тормозных рычагов и тросиков шоссейного велосипеда, которые задействуют тормозной суппорт.

При нажатии на тормозной рычаг, тросик тянет червячный механизм суппорта, который прижимает одну колодку тормоза, чуть сгибая диск, что оказывается достаточным для его прижатия к другой, фиксированной, колодке.

Некоторые механические дисковые тормоза работают, одновременно прижимая обе тормозные колодки к ротору.

Гидравлический тормоз больше похож на то, что используется в современных автомобилях, где для передачи усилия сжатия колодок используется жидкость.

В этом случае жидкость хранится в резервуаре основного цилиндра, который расположен внутри корпуса тормозного рычага.

При нажатии рычага, жидкость выдавливается из главного цилиндра и через тормозной шланг поступает к суппорту, толкая его поршни (к которым прикреплены колодки) по обеим сторонам ротора.

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

  • Механический дисковый тормоз работает при помощи обычного тормозного рычага и тросика, которые приводят в действие тормозной суппорт.
  • Чем гидравлический тормоз лучше механического?
  • Механические тормоза очень надёжны, однако их тросики и корпус менее эффективны при передаче мощности от рычагов к суппортам, на них больше влияет загрязнение и их необходимо постоянно регулировать вручную по мере износа колодок.

Напротив, гидравлические дисковые тормоза автоматически компенсируют износ колодок, они, как правило, легче, и они полностью изолированы от внешней среды, так что грязь на них не влияет. Плюс к этому, гидравлика производит меньше механического трения в системе и с её помощью прилагается впечатляющее усилие торможения при относительно лёгком нажатии на рычаг.

Можно ли превратить механический тормозной рычаг в гидравлический?

Коротко говоря: нет. Однако вы можете соединить механический тормозной рычаг с некоторыми гидравлическими суппортами. Варианты для этого ограничены, но и TRP, и Yokozuna предлагают такую штуку.

Оба этих гидравлических суппорта отличаются тем, что главный цилиндр располагается в корпусе суппорта — механический тормозной рычаг тянет тросик, который тянет шток поршня на суппорте. Однако это компромисс, с теми же потерями из-за трения тросика и большим весом.

Но если вы хотите улучшить торможение на своих механических дисках, или же хотите использовать старые переключатели на новом велосипеде, это подходящий вариант.

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

  1. Пример суппорта гидравлического тормоза, который можно использовать с механическим рычагом.
  2. Насколько тяжелее дисковая тормозная система?
  3. Вопрос сложный.
  4. Просто сравнивая что-то вроде тормозных рычагов Shimano Dura-Ace R9100 и суппортов ободных тормозов (включая приблизительный вес тросиков) с эквивалентной дисковой тормозной системой, вы увидите, что дисковые тормоза, с учётом гидравлических шлангов и суппортов, примерно на 200 г тяжелее.

При этом ступицы под дисковые тормоза также тяжелее, поскольку на них расположены крепления под роторы, как тяжелее и колёса под диски, ведь они должны выдерживать большую нагрузку на кручение.

В результате, дисковые колёса обычно имеют большее количество спиц, перекрёстную спицовку и часто также более толстые спицы.

Отчасти это может быть компенсировано более лёгким ободом, так как ему не нужна тормозная поверхность, но всё равно эти колёса тяжелее.

Напротив, некоторые (но не все) современные шоссейные рамы под дисковые тормоза легче, чем под ободные, но более жёсткие сквозные оси, на которые обычно крепятся дисковые колёса, вновь добавляют веса. В целом, у большинства топовых брендов разница в весе между рамами под ободные и дисковые тормоза от 30 до 90 г.

Учитывая, что обычно с дисковыми тормозами проигрыш в весе принимается как 300 г, это действительно лучший сценарий. Однако чаще и при более ограниченном бюджете увеличение веса составляет ближе к 500 г (и даже более).

Впрочем, в ближайшие годы это, вероятно, изменится.

Например, около 15 лет назад в гонках на горных велосипедах по пересеченной местности был переломный момент, когда дисковые тормоза как полная система (включая вес колёс) стали легче, чем эквивалентные варианты ободных тормозов. Хотя, возможно, для шоссейного велосипеда такого никогда не случится, наверняка разрыв в весе будет продолжать сокращаться.

Если я и на ободных тормозах могу заблокировать колесо, зачем мне дисковые?

Возможность блокировки колеса не является признаком отличной тормозной способности, и — да, максимальная тормозная мощность определяется количеством тяги ваших шин на дорожном покрытии.

Тем не менее, дисковые тормоза обеспечивают более точный контроль тормозной мощности непосредственно перед блокировкой, благодаря чему вы получаете наиболее эффективное торможение. Известная как «модуляция», эта способность более точно прилагать усилие уменьшает тормозной путь.

В гонке это позволяет позже тормозить в поворотах и более уверенно выходить из них на скорости.

Те, кто ездит во влажных условиях, также оценят уверенность торможения с дисками независимо от погоды, как и простоту технического обслуживания. Почти все гидравлические дисковые тормоза автоматически адаптируются к износу колодок, так что вам не придётся страдать от их износа из-за резких торможений.

Не забудем, что гидравлические дисковые тормоза требуют меньшего усилия рук, а это значит, что вы можете держать скорость под контролем практически одним пальцем.

Наконец, дисковые тормоза приносят с собой свободу конструкторской мысли. Перенос суппортов с коронки вилки и моста верхних перьев заднего треугольника позволяет значительно увеличить зазор для покрышек и повысить универсальность рамы.

К тому же гидравлические линии дисковых тормозов можно укладывать с более крутыми изгибами, чем рубашки под механические тросики, что значительно облегчает процесс маршрутизации.

Производители колёс также имеют потенциал для создания более лёгких ободьев (хотя на практике эти различия в настоящее время очень незначительны).

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Обод под дисковые тормоза может быть не только шире, но и легче.

Но — да, у дисковых тормозов есть свои недостатки: они тяжелее, первоначальная настройка сложнее, и у них есть свои особенности. И ещё раз — да, эта технология в настоящее время дороже.

Дисковые тормоза больше или меньше аэродинамические, чем ободные?

Дисковые тормоза немного менее аэродинамические, чем ободные. Тем не менее, отдельные велосипедные бренды утверждают, что, за счёт удаления выступающих частей ободных тормозов, аэродинамический эффект дисковых тормозов может быть сбалансирован.

  • Несмотря на это, дисковые тормоза открывают возможности для аэродинамических преимуществ в других местах, и мы только начинаем раскрывать их.
  • Могу ли я с дисковыми тормозами участвовать в гонке?
  • Диски разрешены для гонок.

С 1 июля 2018 года дисковые тормоза разрешены к использованию во всех мероприятиях под эгидой Международного Союза велосипедистов (UCI). Учитывая большинство любительских гонок, включая разного рода гранфондо, которые руководствуются правилами UCI, дисковые тормоза теперь широко приняты.

Дисковые механические тормоза для велосипедов: устройство, особенности

Дисковые тормоза официально допущены UCI ко всем гонкам.

Производители нарочито пересаживают нас на дисковые тормоза?

Без этого, естественно, не обходится. Однако до тех пор, пока велосипеды с ободными тормозами всё еще продаются, у вас есть выбор. Нельзя отрицать тенденцию к дисковым тормозам на дороге, и ряд брендов, например Giant, уже заявили, что велосипеды с ободными тормозами в скором времени исчезнут из их модельного ряда.

Но даже если крупные бренды прекратят выпуск велосипедов с ободными тормозами (что займет несколько лет), всё равно можно будет приобрести такие велосипеды у небольших брендов или кастомных производителей.

Конечно, в течение следующих нескольких лет станут доступны всё больше и больше предложений дисков, и они будут стоить всё дешевле, и дешевле. Однако если у вас сейчас велосипед с ободными тормозами (или вы хотите его купить), он не устареет в ближайшее время.

Читайте также:  Каким должен быть зимний велосипед - всё о велоспорте

По материалам Cyclingtips.com

Дисковые велосипедные тормоза

Давайте в этой заметке обсудим дисковые тормоза. Что нужно знать об этом типе тормозной системы?

Если вам по душе экстремальные велодисциплины, или же вы просто любитель активного отдыха и велопрогулок по пересечённой местности, рекомендуем купить велосипед с дисковыми тормозами.

Перекочевав из мотоспорта в велосипедный, они считаются лидерами по надёжности среди всех возможных аналогов.

Первыми преимущества дисковых тормозов оценили спортсмены, занимающиеся экстремальным скоростным спуском с гор – даунхиллом.

Именно их восторженные отзывы и послужили толчком к такому широкому распространению этой разновидности. Потом подтянулись и фрирайдеры, и прочие активные катальцы.

Дисковые тормоза можно разделить на два вида:

  • гидравлические
  • с механическим приводом

В гидравлическом дисковом тормозе на месте рубашки установлена магистраль, наполненная тормозной жидкостью.

С помощью этой магистрали на тормозные накладки в колодки от ручки передаётся усилие, вследствие которого накладки обжимают диск. При этом усилия не расходуются на трение.

Кроме того, в результате принципа соотношения площадей поршней (закон Паскаля) нажатие может быть многократно усиленно.

Механический же тормоз имеет некоторые проблемы, связанные с расходом усилия на трение. Да и вообще в целом проигрывает своему гидравлическому «собрату» по многим показателям, хоть и стоит дешевле. Тросик часто закусывается, расщепляется, да и про усиление нажатия речь не может идти.

Достоинства дисковых тормозов

  • заслуженно считаются надёжными для маунтин байков
  • лучше работают при любых погодных условиях и температурном режиме
  • не пачкаются грязью, летящей из-под колёс настолько, как пачкаются вибрейки
  • обод колеса даже при «восьмёрке» не требует молниенсной регулировки
  • гидравлические дисковые тормоза долговечны и не нуждаются в постоянной настройке
  • можно установить покрышку любого удобного вам размера
  • ну и в конце-концов, гидравлический дисковый тормоз очень красиво выглядит и станет настоящим украшением любого велосипеда

Недостатки дисковых тормозов

  • погнутый диск проблематично выправить, а ремонт будет стоить солидную сумму, около двух третей стоимости новой гидравлики
  • необходимо быть осторожным с тормозной жидкостью: она сильно пачкает одежду и вообще любую поверхность, с которой соприкасается. Чаще даже вообще разъедает
  • дисковые тормоза требуют установку специальной втулки и уши для тормозной машинки на велосипеде (на раме и вилке)
  • они тяжелее и дороже, чем, к примеру, тормоза v-brake
  • механический дисковый тормоз необходимо часто настраивать, поэтому придётся потратить много времени на обслуживание велосипеда. Даже большее, чем при вибриках
  • Теперь, когда вы можете оценить все за и против, можно смело выбирать дисковый тормоз по вкусу.
  • Ну а если вы хотите поделиться собственным опытом, то обязательно пишите комментарии 😉
  • Подписывайтесь на проект!

Велосипедные дисковые тормоза, колодки, диски — их виды и стандарты

Если вы планируете заменить дисковые тормоза или их части, вам необходимо выяснить, что вам нужно.

На рынке есть большой выбор тормозов, и они доступны с различными стандартами установки, с различными тормозными колодками и дисками. Это руководство позволит вам разобраться в этом разнообразии.

На самом деле выбор сводится к проверке нескольких параметров, их стоит знать, чтобы не испытать разочарования после покупки.

Типы дисковых тормозов

Существует два типа дисковых тормозов: механические и гидравлические. В первом случае тормоза приводятся в действие стальным тросом, как и в тормозах типа V-Brake. Во втором случае в магистралях находится тормозная жидкость или минерельное масло.

Механические тормоза медленно замещаются гидравликой. Они устанавливаются главным образом на более дешевые горные и трекинговые велосипеды, иногда на дорожные. Гидравлические тормоза имеют большую тормозную силу, которая лучше дозируется по сравнению с механическими.

Механические тормоза проще конструктивно, но менее эффективны. Когда речь идёт о механических тормозах, есть несколько моделей, которые зарекомендовали себя за много лет, это Avid BB7, Hayes MX Expert и CX Pro.

Но они стоят не на много дешевле хороших гидравлических моделей тормозов.

Типы креплений тормоза

Для установки дисковых тормозов на велосипеде потребуются две вещи: втулка, имеющая крепление для тормозного диска (об этом чуть позже) и специальные крепления на раме и вилке, которые позволят закрепить суппорт тормоза. Можно выделить два самых популярных стандарта крепления: PM (Post Mount) и IS (International Standard). PM — тормоз крепится непосредственно к раме или вилке. В случае IS — понадобится дополнительный адаптер.

PM и IS стандарты крепление тормоза

В случае PM, если мы хотим использовать диск диаметром 160 мм, то блок крепится непосредственно к монтажным отверстиям, и адаптер не требуется. Если же устанавливается диск большего диаметра (если это позволяет производитель рамы или вилки), нам придется использовать адаптер.

Сейчас большинство терминалов изготавливаются по стандарту PM. Чтобы подключить их к IS стандарту, вам понадобится адаптер. Адаптер PM / IS можно легко купить в магазинах. При покупке адаптера вам необходимо подобрать его в соответствии с размером устанавливаемого диска.

Shimano Flat Mount

Недавно компания Shimano выпустила на рынок новую систему крепления тормозов под названием Flat Mount, используется она в основном на дорожных велосипедах.

Система имеет лучшее соединение с рамой и более простую конструкцию. Крепление может быть совместимо с Post Mount через адаптер.

Неизвестно, получит ли этот стандарт широкое распространение, но уже сейчас он присутствует на многих новых велосипедах.

Типы тормозных колодок

Велосипедные тормозные колодки

Заменяя колодки в дисковых тормозах, нужно выбрать один из трёх типов поверхности колодки: металлическая, полуметаллическая и смолистая (органическая). Что бы тормозные колодки послужили нам хорошо и долго, они должны быть выбраны в соответствии со стилем, в котором вы ездите. Смоляные (органические) колодки обеспечивают среднюю силу торможения, не перегружая диск. Они более подходят для расслабленной езды и для легких велосипедистов. С другой стороны, металлические колодки обеспечивают высокую силу торможения, но в то же время нагружают диск больше. Поэтому стоит использовать более качественные диски с такими колодками. Металлические колодки иногда могут скрипеть. Полуметаллические колодки — золотая середина, которая сочетает в себе преимущества металлических и органических колодок. Они не нагружают тормозной диск и при этом обеспечивают хорошее сцепление.

При покупке тормозных колодок необходимо проверить, подходят ли они к зажимам тормоза. Существуют множество различных моделей тормозов, многие из них, даже от одного производителя, имеют различные зажимы для колодок.

Стандарты крепления тормозных дисков

Велосипедные тормозные диски Centerlock и на 6 болтов

Сейчас на рынке представлены два типа крепления тормозных дисков на втулку велосипеда, это — крепление на шесть болтов и Centerlock, от Shimano. В первом случае тормозной диск крепится на шесть болтов со шлицом в форме шестилучевой звезды (Thorx T-25). При затягивании винтов необходимо делать это поочередно и постепенно, если затягивать болты сразу до максимума, есть риск, что диск станет криво.

Для Centerlock такая проблема не существует. Что бы установить диск, вам понадобится ключ для затягивания кассеты. Если на велосипеде используется ступица с осью 15 мм, вам, скорее всего, понадобится ключ для отвинчивания суппорта Hollowtech II для затяжки колеса.

В настоящее время цены на диски этих типов не отличаются друг от друга. Но, выбор дисков крепящихся на шесть болтов, больше. Поэтому для тех, у кого втулка типа Centerlock, и кто хотел бы поставить на неё диск с шестью болтами, были разработаны специальные адаптеры.

Диаметр тормозных дисков

Существует четыре диаметра тормозных дисков: 140 мм, 160 мм, 180 мм и 203 мм. Выбор диаметра зависит от условий езды, чем сложнее местность, тем большего диаметра нужен диск. Нужно также учитывать рекомендации производителя рамы и вилки — часто существуют ограничения которые необходимо строго соблюдать.

140-мм диски используются на дорожных велосипедах. 160-мм диски обычно используются в треккинговых и горных велосипедах (иногда с 180-мм диском спереди). 203-мм диски используются в скоростных и тандемных велосипедах. Помните, что, для замены диска на диск другого размера, вам понадобится специальный адаптер.

Типы тормозных жидкостей

Есть два типа тормозной жидкости: минеральное масло (используется в тормозах Shimano, Magura и Tektro) и тормозная жидкость DOT 4 или DOT 5.1. Они не взаимозаменяемы друг с другом. Если тормоза Shimano заполнить жидкостью DOT, она испортит тормозные колодки.

Как часто заменять масло или тормозную жидкость, зависит от интенсивности использования тормозов. В случае с минеральным маслом, делать это нужно не так часто, потому что минеральное масло не поглощает воду.

С другой стороны, тормозам, в которых используется тормозная жидкость DOT, рекомендуется более частая замена (примерно 1 раз в год).

Более подробную информацию можно узнать изучив рекомендации производителя тормоза.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector