Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

Настройка велосипеда перед ездой – важная задача. От высоты руля, положение седла, работы тормозов и подвески зависит не только общий комфорт от катания, но и сохранение здоровья. Правильная посадка и оптимальная настройка велосипеда – залог успеха!

Любой велосипед, купленный в нашем магазине, проходит полную предпродажную подготовку. У вас будет возможность кататься на полностью обслуженном велосипеде сразу после покупки! Если байк у вас уже есть, и просто необходима правильная настройка или решение любого технического вопроса, то приглашаем в нашу профессиональную мастерскую.

Правильное положение на велосипеде – это когда плечи расслаблены, а руки – слегка согнуты в локтях. Картинка ниже хорошо демонстрирует, как следует сидеть на байке. И как не следует.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

  • Проведем настройку велосипеда по следующим компонентам:
  • – Седло;
  • – Руль и вынос;
  • – Тормозные ручки и манетки;
  • – Амортизационная вилка.
  • Итак, перейдем к пошаговой настройке байка.
  • Итак, перейдем к пошаговой настройке байка.

Седло

Настраиваем положение седла по высоте, углу наклона и удаленности. В этом деле немаловажным будет учитывать свои антропометрические особенности. Правильное расположение седла позволит комфортно крутить педали ни один час.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

Выбрать оптимальную высоту седла совсем несложно. Садитесь на велосипед и опускайте педаль вниз. Затем поставьте ногу (от пятки) прямо на педаль – в этой позиции она должна быть абсолютно выпрямлена. Когда вернете ногу в изначальное положение, она должна быть немного согнута в коленках. Соблюдая это правило, вы сможете всегда подобрать комфортную посадку.

Когда седло сильно опущено, то центр тяжести смещается назад – на заднее колесо приходится бОльшая нагрузка. Это приводит к недостаточному зацепу переднего колеса в крутых поворотах, более того – высока вероятность, что вы его попросту сорвете.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

Если седло установлено выше подходящего варианта, то велосипедист будет все время тянуться ногами к педалям, а КПД педалирования в таких условиях – понизиться.

Сильно поднятое седло может привести даже к легкому надрыву мышц (т.к. они постоянно напряжены).

Более того, в этом случае таз будет все время переваливаться по седлу, а это верный путь к тому, чтобы натереть себе всё в области промежности, что весьма нежелательно.

На подседельном штыре обычно имеется специальная отметка, которая указывает на предельно допустимый вынос седла. Не стоит пренебрегать данными значениями – следуйте рекомендациям.

Седло можно слегка сдвигать вперед/назад, более того – варьировать угол наклона. Первое время угол наклона можно оставить в горизонтальном положении. А вот со смещением можно «поиграться». Сдвиньте седло немного вперед, если хотите педалировать мощнее.

Посадка будет короче – более вертикальной. Как результат, нагрузка на мышцы спины вырастет. При сдвиге седла назад вы получите больше зацепа на заднем колесе.

В то же время переднее колесо будет немного разгружено – в поворотах может ощущаться явный недостаток сцепления.

Руль и вынос

Нравится агрессивное катание? Тогда вынос руля должен быть с минимальным подъемом. Заниженный центр тяжести увеличивает маневренность байка. А вот приподнятый вынос, напротив, уменьшает маневренность, но обеспечивает комфортную поездку благодаря более выпрямленной посадке.

Установите вынос покороче, чтобы сделать управление велосипедом чутче и острее. Вы сможете лучше чувствовать байк и ювелирно выполнять разнообразные экстремальные трюки. При этом катание на спусках будет комфортнее, т.к. ваше тело смещено назад.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

Используя вынос подлиннее, можно получить достаточно «растянутую» посадку. В таком случае управление байком станет не таким «дерганым», как прежде. К тому же, будет меньше дискомфорта во время езды на подъёмах (стоя).

Руль. Кто-то устанавливает руль на одном уровне с седлом, а кто-то – опускает его немного ниже для более обтекаемой позиции. Начинающим велосипедистам лучше всего поднимать руль выше седла, чтобы занимать наиболее комфортное для прогулочной езды вертикальное положение.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

Положение руля должно также нагружать амортизационную вилку для катания в условиях пересеченной местности. На переднюю подвеску оказывается незначительная нагрузка при вертикальной посадке, а это значит, что вилка не будет отрабатывать на полную. Это тоже необходимо учитывать!

Ручки тормоза и манетки

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

Тормозные ручки желательно расположить таким образом, чтобы палец соприкасался с краем рычага. Так вы сможете использовать тормоза максимально эффективно. Следует также поэкспериментировать с наклоном ручек тормоза – рекомендуется закреплять их на уровне 40-45°. Условно проведите вдоль рукоятки руля горизонтальную линию и отрегулируйте ручки вниз соответствующим образом.

Манетки следует выставить так, чтобы пальцы имели свободный доступ к рычагам. Без необходимости тянуться к ним или перемещать руку для переключения. В напряженных ситуациях вы оцените по достоинству возможность одновременно как задействовать тормозную систему, так и переключать скорости вниз/вверх.

Давление в покрышках

Начинающие райдеры обычно накачивают покрышки до 3-х бар. Но самое лучшее решение – это делать разное давление в зависимости от местности.

К примеру, если вы собрались кататься в лесу по трейлам, где много грунтового покрытия, то желательно использовать давление около 2-х атмосфер. Покрышки станут мягче для более надежного зацепа на грунте. Также станет комфортнее проезжать разного рода неровности.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

Катаетесь в основном по городу? Тогда давление в 3+ атмосферы – лучшее решение. Вы не просто получите лучший накат на асфальте, но и не потеряете в сцеплении на данном покрытии.

Амортизационная вилка

Настройка передней подвески зависит от веса велосипедиста и выбранной местности для катания. Если вы весите больше 60 кг, то не делайте амортизационную вилку чересчур мягкой. К тому же, раскачивание, возникающее под воздействием веса райдера, уменьшает общую эффективность педалирования. Это значит, что снижается и скорость.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

  1. У современных вилок предусмотрены следующие параметры регулировки:
  2. – Жесткость;
  3. – Отскок;
  4. – Компрессия;
  5. – Регулировка хода;
  6. – Блокировка.

Жесткость. Речь в основном о воздушно-масляных вилках. Для того, чтобы задать корректный уровень жесткости, следует занять свою классическую позицию на байке.

По неровностям мы обычно катаем стоя, поэтому в процессе настройки находим точку опоры и принимаем привычное положение. После этого слезаем с велосипеда. Смотрим, насколько под тяжестью веса тела просела передняя подвеска (обычно это где-то на 20% от общего хода). Например, если ход вилки составляет 110мм, то 20мм будут уходить внутрь под тяжестью веса.

Все это нужно делать для того, чтобы обеспечить амортизатору необходимый запас при обратном ходе. Когда будете преодолевать неровности, подвеска не будет отстреливать по рукам (чуть раньше заканчивает свой ход). На многих вилках предусмотрены специальные прорезиненные кольца, так что отрегулировать не составит труда.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

В случае с пружинно-масляной вилкой (Preload отсутствует) не всегда можно добиться хорошего результата, т.к. в ней за жесткость отвечают стандартные пружины. А настроены они на вес рядового велосипедиста, так что изменить здесь что-то не получится.

Отскок. Настройка позволяет воздействовать на обратный ход вилки после сжатия. Имеет свои нюансы. Запоздалый отскок не даст амортизатору достаточно разжаться при проезде по множеству неровностей. Следующие друг за другом удары будут только увеличивать жесткость.

Рано или поздно, но пробой неизбежен, как и быстрый отскок. Может сильно отстреливать по рукам – ощущение не из приятных. На мгновение колеса даже могут потерять зацеп с покрытием.

Рекомендуем постараться и найти оптимальное значение отскока – подвеска должна успевать разжиматься при езде по неровностям, а также не отстреливать слишком быстро.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

Пожалуй, самая актуальная ошибка среди новичков. Не забывайте отключать блокировку вилки. Когда едите вверх – блокируйте подвеску, а когда вниз – разблокируйте. Это позволит сохранять эффективность педалирования. Следуя этому простому правилу, можно комфортно передвигаться в любых условиях.

Компрессия. Если на вилке предусмотрена подобная регулировка, то лучше всего применять её среднее значение. Актуально для катания на равниной местности с небольшим количеством неровностей.

Используйте наши советы как отправные точки, которые позволят вам экспериментировать. Правильно настраивайте байк под себя, чтобы катание приносило только удовольствие!

настройка переключателей велосипеда

 Переключатель на велосипеде играет немаловажную роль.

Настройка и крепление рамки и троса, из которых состоит переключатель – не всегда простое дело, хотя многое зависит, от модели велосипеда. Для того, чтобы «звезды» менялись гармонично и последовательно, не создавая помех при движении, не обойтись без помощи небольшой теоретической справки.

Задний переключатель (как и передний, при его наличии) состоит из троса, корпуса и рамки.  Механизм действует таким образом, что после того, как переключатель скоростей был включен на какую-то определенную скорость, цепь перебрасывается на нужную «звезду», отвечающую за эту самую выбранную скорость.

Задний переключатель выполняет еще одну важную функцию — поддерживает цепь в натянутом состоянии.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

Сейчас существует огромное количество самых разных моделей и вариаций. Все они различаются по множеству характеристик и качеств, цвету и форме, бренду и даже начинке. Основное же различие состоит в том, из чего переключатель сделан, и то каков размер его рамки. Здесь стоит немножко задержаться.

— Материал. Кончено же, задний переключатель изготавливается из металла. Это может быть почти любой из существующих металлов: железо, карбон, алюминий или сплавы, вроде стали или титана. Дешевые модели «укрепляются» пластиком, однако и они иногда могут работать. Более дорогие оснащены карбоном или титаном, существенно улучшающим работу всей системы;

— Размер рамки. Он зависит, в первую очередь, от размеров колеса велосипеда. Переключатель тем больше, чем больше колесо велосипеда. Также все зависит от количества звезд, и того, из какого материала рамка выполнена. Чем длиннее рамка, тем больше может быть скоростей, а чем она компактней, тем проще будет передвижение по пересеченной местности.

Читайте также:  Велосипеды для дерта и стрита - особенности рамы, колес, тормозов, руля, седла, лучшие модели, цены

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

Наверняка, даже у тех, кто вообще не интересуется технической частью велосипеда на слуху такие слова как Shimano и Sram, а всё потому, что именно эти 2 производителя делают наибольшее число велосипедных комплектующих. Мы с вами рассмотрим группу МТБ (горные велосипеды).

При рассмотрении линейки оборудования будем идти от меньшего, к большему.

1. Shimano SIS, Tourney

Данное оборудование ставится на самых дешёвых велосипедах, оно тяжёлое и громоздкое.Назначение — прогулки по городу.

2. Shimano Acera

Назначение — прогулки по городу, прогулки по пересечённой местности. 3х9 скоростное оборудование.

3. Shimano Alivio

Оборудование любительского класса, как и Acera 3х9 скоростное. Назначение — прогулки по пересечённой местности, туризм.

4. Shimano Deore

Оборудование уже идёт 3х10 скоростное, крепкий середнячок. Назначение — прогулки по пересечённой местности, соревнования любительского уровня, туризм.

5. Shimano SLX

Оборудование высшего любительского класса, или начального профессионального, кому как больше нравится. SLX, как и Deore, имеет 2(3)х10 скоростную трансмиссию.Назначение — соревнования любительского уровня, тренировки, даунхил.

6. Shimano XT

Профессиональное оборудование. Имеет очень высокую надёжность, низкий вес и высокую точность переключения, не требует перенастройки длительное время, включает в себя самые современные технологии.Назначение — гонки кросс-кантри, тренировки.

7. Shimano XTR

Профессиональное оборудования для соревнований. В данном оборудовании используются самые передовые технологии и материалы (титан, карбон и т.д).

Назначение — гонки кросс-кантри, соревнования мирового уровня.

Оборудование Sram имеет похожую классификацию и назначение, отличается оно немного другой эргономикой и работой, Shimano работает более мягко и плавно, Sram более резок. Ещё, практически всегда, в одной и той же группе Sram будет немного легче. При этом ремонтопригодность у Shimano заметно выше. Примерное соответствие групп Sram к группам Shimano:

  • Sram X.3 — Shimano Altus
  • Sram X.4 — Shimano Acera
  • Sram X.5 — Shimano Alivio
  • Sram X.7 — Shimano Deore-SLX
  • Sram X.9 — Shimano XT
  • Sram X.0 — Shimano XTR

НАСТРОЙКА ЗАДНЕГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ

Перед началом настройки заднего переключателя скоростей велосипеда, убедитесь в его исправности, проверьте не погнут ли он. Задний переключатель больше всех остальных частей велосипеда, подвержен ударам и поломкам. Это происходит из-за его выпирающего расположения.

Получая удар задний переключатель может погнуться в сторону спиц, если он установлен на петух, то переключатель может остаться целым, а погнется петух. Если петуха нет, от сильного удара, может погнуться рама.

Будьте осторожны при эксплуатации велосипеда, старайтесь не допускать сильных ударов по заднему переключателю.

  Для того, что бы проверить погнут ли задний переключатель или петух, посмотрите сзади на рамку переключателя. Два направляющих ролика должны находиться в одной плоскости один под другим, цепь пролегающая между ними, должна быть строго вертикальной, без перекосов.

Ограничительные винты заднего переключателя

  Ограничительные винты переключателя скоростей служат для ограничения его движения от меньшей и большей звездочке. Обычно эти винты расположены в задней части параллелограмма переключателя скоростей.

Они физически не позволяют переключателю двигаться дальше крайних звездочек, этим препятствуют соскакиванию цепи.

Следовательно, чем больше ослаблены ограничительные винты, тем дальше переключатель двигается, а большее затягивание ограничивает его.

  Обычно настройка крайних положений заднего переключателя скоростей происходит на новом велосипеде и в дальнейшем не требуется.

Но если цепь начала соскакивать при переключении на крайние звездочки, тогда надо отрегулировать положение переключателя ограничительными винтами.

Но будьте внимательны, если цепь начала соскакивать, то скорее всего это происходит из-за того, что рамка или петух погнулись.Их надо будет выпрямить или поменять, пока это не привело к травмам.

  На современных переключателях скоростей ограничительные винты обозначаются буквами «H» (англ. high) для высоких передач и «L» (англ. low) для низких..

Основные настройки заднего переключателя скоростей велосипеда

Ограничение высоких передач (маленькая звезда (H))

  Если слабо затянуть ограничительный винт высоких передач, то цепь может соскочить с маленькой звездочки и застрять между ней и пером рамы.

А если сильно перетянуть ограничительный винт высоких передач, то он может препятствовать переключению на самую маленькую звездочку.

Но будьте внимательны, проблемы с переключением на высокие передачи редко связанны именно с настройкой ограничителя, чаще всего виноват погнутый переключатель или петух, иногда проблемы возникают из-за затрудненного хода тросика.

  Чтобы приступить к настройке крайнего положения сперва переведите цепь в положение самой высокой передачи (большая звезда спереди и маленькая сзади), открутите анкерный болт и ослабьте тросик, закрутите до конца регулировочные барабаны на манетке и на рычаге заднего переключателя скоростей.

Суть настройки состоит в том, чтобы выставить ролики переключателя скоростей в одну плоскость с маленькой звездочкой.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

  Если закручивать ограничительный винт «H» по часовой стрелке, рамка переключателя будет двигаться в сторону спиц колеса, если откручивать винт против часовой стрелки, тогда рамка будет двигаться в обратном направлении, дальше от спиц. После регулировки положения сильно натяните тросик и закрепите его анкерным винтом. 

Ограничение низких передач (большая звезда (L))

  Если слабо затянуть ограничительный винт низких передач тогда цепь может соскочить с большой звезды и застрять между ней и спицами, при движении велосипеда, это может привести к блокированию колеса и падению, к поломке спиц и цепи. А если затянуть ограничительный винт слишком сильно, это приведет к тому, что цепь не будет переключаться на большую звездочку.

   Для настройки этого крайнего положения, переведите цепь в положение низкой передачи (маленькая звезда спереди, большая сзади), выкрутите регулировочный винт «L», чтобы он не ограничивал переключатель передач.

 Суть настройки состоит в том, чтобы выставить ролики переключателя скоростей в одну плоскость с большой звездочкой.

 Для этого закручивайте ограничительный винт «L» по часовой стрелке до нужного положения.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

  Закручивание ограничительного винта перемещает переключатель в сторону маленьких звездочек, а откручивание против часовой стрелки двигает его в сторону спиц.

  Если переключатель скоростей настроен правильно, то во время его эксплуатации придется лишь незначительно его подстраивать, из-за растяжения или замены тросика.

 Настройка производится регулировочным барабаном, находящимся на манетке, на самом переключателе скоростей или на верхней части нижней трубы рамы, возле упора рубашки (у шоссейных велосипедов) троса на некоторых переключателях могут быть два барабана.

Регулировку можно производить любым регулировочным барабаном, нет никакой разницы какой использовать.

На большинстве задних переключателей скоростей есть специальный винт (терминология Shimano «B-tension adjuster»), позволяющий настроить натяжение пружины  рычага «B». В следствии регулировки этого винта, происходит настройка высоты направляющего ролика (угол наклона цепи от этого ролика к звездочке).

  Для настройки, переведите цепь на большую звездочку сзади. Откручивая регулировочный винт против часовой стрелки, ролик поднимается вверх (ближе к звездочке). При этом натяжение цепи увеличивается, а четкость переключения скоростей увеличивается. Будьте внимательны, ролик не должен задевать звезду, оставьте зазор в 5 мм.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

Основные настройки переднего переключателя скоростей велосипеда

Настройка переднего переключателя велосипеда производится только после настройки заднего потому, что на настройку переднего переключателя влияет положение цепи на кассете (должна быть возможность переключать задние передачи). Настройка переднего переключателя требует хорошего глазомера и немного терпения. Перед настройкой следует хорошо прочистить и смазать его подвижные части.

  Но даже после хорошей настройки переднего переключателя нет гарантий того что он будет переключать передачи четко. Это происходит из-за специфики его работы, он переключает цепь в верхней части, когда она находится в напряжении. Для четкого переключения передач на системе следует сбавлять темп педалирования во время переключения.

У переднего переключателя велосипеда существуют три главные настройки

Положение переключателя

  Самым первым и основным в настройке переднего переключателя является его установка на раму. Есть два аспекта на которые надо обратить внимание — угол установки и высота.

     1. Для того, чтобы установить передний переключатель велосипеда под правильным углом, надо посмотреть на рамку переключателя сверху. Поворотами его на раме поставьте переключатель в такое положение, чтобы ось его рамки была параллельна оси ведущей звезды.

 Если допустить небольшой сдвиг передней рамки во внутрь (ближе к раме) это может избавить от соскакивания цепи с маленькой звездочки при переключении, однако при движении на большой звезде цепь может тереть о рамку (когда на кассете стоит маленькая звезда).

А если допустить сдвиг в другую сторону (когда передняя часть рамки повернута наружу), это может помочь избавиться от трения цепи о раму, однако при переключении на меньшую звездочку цепь может соскакивать с нее.

Правда для соскакивания цепи можно установить ограничитель цепи.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

     2. Правильно настроенная высота установки переднего переключателя, также сказывается на четкости переключения передач. Обычно между наружной рамкой и верхним зубцом большой звезды оставляют зазор 2 мм, Однако некоторые велосипедисты добиваются и более меньшего расстояния. Соответственно чем меньше расстояние, тем четче переключение передач.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

  Для того, чтобы добиться минимального зазора при установке переднего переключателя нужно, чтобы изгиб его рамки соответствовал изгибу звезды.

Если звезда будет слишком большой, чем рассчитан переключатель, тогда его передняя часть будет задевать зубья и зазор придется увеличить.

А если звезда меньше чем рассчитан переключатель, тогда качество переключения передач не изменится, но цепь, находясь на маленькой звезде, может начать тереть о рамку. 

Читайте также:  Как исправить восьмерку на колесе велосипеда: основные правила ремонта и обслуживания велосипеда

Ограничитель крайних положений

Низкие передачи (маленькая звезда (L))

  Приступая к настройке крайнего положения переднего переключателя велосипеда, установите цепь на маленькую звезду спереди и на большую сзади. Далее следует ослабить анкерный болт на переключателе (который крепит тросик), после закрутить до упора и ослабить на один оборот регулировочный барабан на манетке.

   Ограничитель нижних передач служит для того, чтобы не допускать переброску цепи дальше самой маленькой звездочки. Если затянуть ограничитель слишком сильно, то переключить передачу на маленькую звездочку будет сложно или вообще невозможно, а если затянуть его слишком слабо, тогда цепь будет соскакивать со звезды.

Регулировка положения происходит путем вращения регулировочного винта L, при кручении по часовой стрелке рамка переключателя двигается в сторону рамы, а при кручении против часовой стрелки рамка двигается в сторону большой звезды.

Нужно закрутить ограничитель так, чтобы цепь находилась как можно ближе к внутренней части рамки переключателя, но не задевала ее.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

  После этого нужно натянуть тросик и закрепить его анкерным болтом.

Блокирующие приспособления

  В некоторых случаях, для улучшения переключения передач на маленькую звездочку, все-таки приходится ослабить регулировочный винт переднего переключателя. Из-за этого цепь начинает соскакивать со звездочки, чтобы воспрепятствовать этому, можно установить специальное приспособление — ограничитель. Он крепится на подседельную трубку рамы и физически не дает цепи соскочить с системы.

Высокие передачи (большая звезда (H))

  При регулировке ограничителя высоких передач цепь устанавливается на самую меленькую звездочку сзади и самую большую спереди.

Вращение регулировочного винта против часовой стрелки двигает рамку переключателя ближе к раме, а вращение по часовой стрелке дальше от рамы.

Вращая винт, надо установить переключатель так, чтобы внешняя часть рамки была как можно ближе к цепи, но не задевала ее при кручении педалей.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

  После регулировки крайних положений, вращая педали, поочередно переключайте передачи в обе стороны. Если цепь плохо сходит с больших звезд на маленькие тогда нужно ослабить тросик.

Для этого вращайте барабан регулировки тросика на манетке по часовой стрелке.

Если цепь плохо переключается с маленьких звезд на большие, тогда наоборот натягивайте тросик, вращая барабан против часовой стрелки.

Будьте внимательны, на некоторых переключателях регулировочные болты «L» и «H» могут быть расположены наоборот 

  После настройки переднего переключателя, надо проверить его работу под нагрузкой. Для этого нужно сесть на велосипед и проехаться переключая передачи.

Если цепь переходит с одной звездочки на другую мягко и быстро и при этом не задевает рамку переключателя, значит все настроено хорошо.

Если задевает тогда нужно проверить параллельность рамки и шестеренок, а также сами звезды (они могут быть деформированы).

  Однако обратите внимание, что если цепь находится в сильно-диагональных положениях (например 3−1, 2−9, 1−7, 1−8, 1−9), она может тереться о рамку переключателя. Это допустимо, так-как такое положение цепи нежелательно при езде.

  При трении цепи о рамку переключателя, на последней могут оставаться вмятины, о четком переключении передач при этом можно будет забыть. Тогда никакая настройка уже не поможет.

Тросики

  Иногда проблемы с переключением передач могут быть вызваны слишком большим трением тросиков управляющих им, а не настройкой переключателей. Большое трение может привести к тому, что рамка будет медленнее возвращаться под действием пружины.

Советы, как переключать скорости на велосипеде типа МТВ

Современный велосипед оснащен гибкой и удобной системой переключения передач, правильное использование которой оказывает положительное влияние как на здоровье пилота, так и на ресурс двухколесного друга.

Впрочем, и тормозной системе отводится далеко не последняя роль: уровень безопасности даже нового велосипеда зависит от грамотности наладки замедляющих узлов.

Перед тем, как отрегулировать тормоза на велосипеде, необходимо определить тип установленной «связки», которую предопределяет привод торможения – тросовый или гидравлический.

В системе, где команду на торможение передает трос, следует предварительно завернуть регулировочный барабан, расположенный в корпусе тормозной ручки. Вкручивать элемент до упора не стоит: лишние 2-3 витка облегчат процедуру поднастройки узла на окончательном этапе. Также можно подрегулировать усилие возвратной пружины на самой ручке, вращая специальный винт.

Эффективные варианты: как отрегулировать дисковые тормоза на велосипеде любого уровня

Высокопроизводительные замедляющие узлы включают ротор, смонтированный на втулке колеса, и машинку, установленную на раме или передней вилке. Приступая к целенаправленной тренировке, как правильно переключать скорости на велосипеде с дисковыми тормозами, или запланировав простую покатушку, владелец обязан обязательно проверить:

  • форму и усилие затяжки ротора;
  • оси, на предмет наличия изгибов;
  • качество установки колес на дропаутах и усилие зажатия эксцентриков;
  • отсутствие люфта во втулках.

Процедура настройки дисковых тормозов производится с целью:

  • достижения оптимального расположения колодок – они должны равномерно отстоять от тормозного диска на расстоянии безопасного зазора (0,5-1 мм), что исключает вероятность задевания ротора при повороте колеса в процессе движения;
  • обеспечения строгой параллельности между колодками и ротором, что позволит сохранить форму диска плоской;
    подбора оптимального момента срабатывания тормозов.

Методика вопроса, как отрегулировать дисковые тормоза с тросовым приводом на велосипеде, основывается на следующих принципах:

  • отсоединить трос от тормозного узла;
  • ослабить калипер;
  • завернуть винт, регулирующий вылет неподвижной колодки, до упора;
  • прижать машинку к тормозному диску проконтролировав, чтобы внутренняя фрикционная деталь полностью прилегала к ротору;
  • затянуть винты крепления машинки;
  • выставить зазор в 0,5-1 мм между тормозным диском и неподвижной колодкой;
  • зафиксировать трос;
  • вращая специальный барабан или перемещая трос в прорези калипера с последующим фиксированием винтом, подобрать оптимальный момент блокирования колеса.

Настроить дисковый тормоз с механическим приводом можно и другим способом: отвернув винты крепления машинки, найти положение, при котором колодки отстоят от диска на одинаковом расстоянии, и зафиксировать ее.

Важно! В системе со статичной колодкой (только тросовый привод) важно отследить, чтобы диск отгибался равномерно в сторону неподвижного фрикционного элемента.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде«Гидравлика» работает по более благоприятной силовой схеме – под воздействием давления жидкости обе колодки приближаются к ротору. Поэтому и технология, как отрегулировать гидравлические тормоза на велосипеде, проще:

  • ослабить винты, фиксирующие тормозную машинку;
  • зажать ручку тормоза;
  • поочередно с малым шагом (по пол-оборота) затянуть крепежные элементы калипера.

Если при вращении ротор касается одной из фрикционных деталей, необходимо слегка ослабить тормозную машинку и сдвинуть ее, сохранив при этом параллельность расположения колодок и ротора.

К сведению. После любых манипуляций с гидравлической системой необходимо приблизить колодки к диску на рабочее расстояние, осуществив серию резких нажатий на рукоятку тормоза (около 20 раз).

Грамотная техника катания: как переключать скорости на велосипеде в различных условиях

Рассматривая технику перебора передач с позиции драйвера, преследующего целью приумножить ресурс эксплуатации трансмиссии, следует отметить два основополагающих принципа:

  • выбор подходящих звезд должен происходить при минимальной нагрузке на трансмиссионную систему;
  • при полученном передаточном отношении перекос цепи должен быть минимальным (при использовании спереди 1-й, 2-й и 3-й передачи, сзади (к примеру, на 24-скоростной трансмиссии) следует выбирать позицию в соответствующем диапазоне: 1-3, 4-6, 7-8).

Исходя из этого, можно определить, как переключать скорости на велосипеде в различных условиях:

  • при приближении к горному участку следует заранее выбрать подходящее передаточное отношение (перейти на пониженные передачи);
  • заметив песчаный или грязевой участок, необходимо перейти на повышенные передачи;
  • при приближении к любому препятствию необходимо понизить передачу;
  • при активных поездках по оживленным улицам следует подбирать оптимальное соотношение, способное обеспечить динамичный разгон.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипедеВыбор передаточного отношения определяет и физиология коленного сустава – самая уязвимая часть тела велосипедиста. Повышенные напряжения (малая частота вращения педалей) вызывают большое трение в коленном суставе, повышая риск выхода из строя «живого шарнира». Каденс в 90-110 об/мин является оптимальным как для нагруженного «шарнира», так и для сердечно-сосудистой системы велосипедиста.

Коротко о главном

Техника вопроса, как грамотно переключать скорости на велосипеде, базируется на трех основных правилах:

  • перебирать звезды в наименее нагруженном темпе;
  • исключать работу цепи в режиме сильного перекоса;
  • поддерживать оптимальный для здоровья велосипедиста каденс: 90-110 об/мин.

Регулировка дисковых тормозов заключается в поиске положения калипера, при котором колодки отстоят от диска на равном расстоянии и строго параллельны его рабочим плоскостям.

Как настроить передний и задний переключатель скоростей на велосипеде?

Одна из самых распространённых неполадок, встречающихся на велосипеде, после прокола колёса, это неправильная работа системы переключения.

В этой статье наш автор Анзор Шухов (профессиональный веломеханик) специально для RouxCycles.ru расскажет о двух вариантах настройки скоростей: простом и продвинутом методе, а также о причинах появления нечеткого переключения.

Причины нечеткого переключения скоростей.

Перечень возможных причин достаточно велик, но основной причиной является износ звёзд в кассете и на шатунах, а также износ цепи. Как это определить? Вы можете воспользоваться следующими способами:

  • Во-первых — попробуйте добиться четкой работы способом описанным в самом начале статьи. Если вы можете добиться четкой работы при переключении с меньших звёзд на большие, но в обратном направлении при этом срабатывание происходит только при переключении через одну передачу — выход только один, полная замена трансмиссии велосипеда на новую;
  • Во-вторых — износ звёзд можно увидеть невооруженным взглядом, достаточно только внимательно приглядеться к форме зубчиков. Не изношенные зубцы имеют трапецевидную форму- изношенные имеют треугольную форму, а в самых запущенных случая больше похожи на иглы;
  • В-третьих — можно провести простой тест износа цепи. Когда цепь находится на большой звезде, возьмитесь за неё и оттяните в сторону. Новая, не изношенная цепь оттянется на 3-4 мм — старая на большее расстояние.
Читайте также:  Велосипеды ссср: популярные модели прошедшей эпохи - всё о велоспорте

Простой вариант настройки переключения скоростей

Подойдет тем, кто:

  • проехал свои первые пару сот километров и почувствовал, что скорость реакции переключения стала ниже из-за усадки оплетки троса переключения (рубашки);
  • сам собирает велосипед из коробки (иногда требуется «доводка» заводской настройки переключения скоростей).

Данную процедуру можно выполнить прямо на ходу, только убедитесь, что вы никого не собьете или никуда не врежетесь.

  1. Для начала сбросьте цепь, при помощи манетки переключения на руле, на самую маленькую звездочку, если у вас пронумерованная система индикации — на цифру 1;
  2. Затем, во время езды переключитесь на следующую. Если это происходит не сразу, а с заметной задержкой — немного выкрутите регулировочный винт на корпусе манетки, совсем чуть-чуть, где-то на четверть оборота;
  3. Переключитесь на следующую передачу, если проблема не исчезла — повторите всё описанное в предыдущем пункте, до достижения необходимого результата;
  4. Если все заработало как надо — переключитесь на самую большую звезду, затем переключитесь на предыдущую по размеру звезду. Если переключение происходит с задержкой — вкрутите регулировочный винт на корпусе манетки, примерно на четверть оборота;
  5. Переключитесь на следующую передачу, если проблема не исчезла — повторите всё описанное в предыдущем пункте, до достижения необходимого результата;
  6. Данный метод работает и для переднего переключателя и для заднего. Как видите ничего гнуть руками для восстановления работоспособности переключения вам не надо и данную процедуру можно без каких-то трудностей проводить в любое время.

Продвинутый вариант настройки переключения скоростей

Перед выполнением настройки переключателей рекомендуется вымыть велосипед и убедиться в отсутствии механических повреждений:

  • троса переключения;
  • оплеток троса переключения;
  • звезд;
  • цепи;
  • кронштейна заднего переключателя (петух);
  • самих переключателей;
  • манеток переключения.

A. Настройка заднего переключателя

  1. Переключитесь на маленькую звезду;
  2. Отсоедините трос переключения от переключателя, отвинтив болт прижимающий тросик на переключателе;
  3. Установите регулировочный винт на корпусе манетки переключения в среднее положение (выкрутите его на половину), если такой винт имеется и на самом переключателе — проделайте с ним сходную операцию;
  4. Снимите цепь с велосипеда, если на вашей цепи нет замка — данную операцию можно не проделывать;
  5. Вращая регулировочный винт с маркировкой Н (ограничитель хода переключателя) добейтесь чтобы верхний ролик заднего переключателя был в одной плоскости с наименьшей звездой на кассете. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор верхний ролик смещается в сторону колеса, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки верхний ролик смещается в противоположном направлении;
  6. Выбрав натяжение троса переключения зафиксируйте его на переключателе;
  7. Вращая педали переключайтесь на большие звезды кассеты, если вы сняли цепь — можно переключать передачи не вращая педали;
  8. При каждом переключении цепь должна переходить на следующую звезду без задержки, если это происходит не сразу — увеличьте натяжение троса переключения, немного выкрутив регулировку на корпусе манетки. Если вы проделываете всё это со снятой цепью — ролик переключения должен быть всегда в одной плоскости со звездой на которую вы переключились;
  9. Переключившись на самую большую звезду кассеты настройте ограничение самой “низкой” передачи. Вращая регулировочный винт с маркировкой L добейтесь, чтобы верхний ролик заднего переключателя был в одной плоскости с наибольшей звездой на кассете. Переключатель не должен двигаться дальше самой большой звезды ни на миллиметр, даже если вы будете жать на клавишу переключения, это критически важно, так как предотвратит попадание лапки переключателя в спицы заднего колеса и повреждение переключателя, цепи и самого колеса;
  10. Последовательно переключитесь на самую маленькую звезду, если переключение происходит с задержкой — ослабьте натяжение троса переключения, немного выкрутив регулировку на корпусе манетки. Если вы проделываете всё это со снятой цепью — ролик переключения должен быть всегда в одной плоскости со звездой на которую вы переключились;
  11. Установите цепь на велосипед;
  12. Установите цепь на наименьшую переднюю звезду и наибольшую заднюю звезду и поверните шатун для переключения. Отрегулируйте винт регулировки зазора так, чтобы верхний ролик не задевал звезду, но не позволяйте верхнему ролику так приближаться к цепи, чтобы он контактировал с ней. Затем установите цепь на наименьшую заднюю звезду. Повторите вышеописанные действия, чтобы убедиться, что ролик переключателя не касается звезды. 

Для переключателей Shimano Shadow и Shimano Shadow+ данная регулировка выполняется при переключении на наибольшую заднюю звезду. Убедитесь, что расстояние от края верхнего ролика до края звезды находится в пределах: для кассет с 11-36 зуб. и 11-34 зуб. — 5-6мм; для кассет с 11-32 зуб. — 9-10мм.

При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор увеличивается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор уменьшается.

Б. Передний переключатель

  1. Переключитесь на маленькую звезду;
  2. Отсоедините трос переключения от переключателя, отвинтив прижимной болт;
  3. Установите регулировочный винт на корпусе манетки переключения в среднее положение (выкрутите его на половину);
  4. Убедитесь, что переключатель стоит правильно и не смещен. Наружняя пластина переключателя должна быть параллельна звездам на шатунах. Расстояние между нижней кромки наружной пластины и зубцами на наибольшей звезде должно быть равно 3 мм;
  5. Переключите задний переключатель так, чтобы цепь находилась на самой большой звезде;
  6. Вращая регулировочный винт с маркировкой L(ограничитель переключения скоростей) установите зазор между внутренней пластиной рамки переключателя и цепью равным 0-0,5 мм. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор уменьшается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор увеличивается;
  7. Выбрав слабину троса переключения зафиксируйте его на переключателе;
  8. Переключите передний переключатель в положение, когда цепь находится на самой большой звезде спереди;
  9. Переключите задний переключатель так, чтобы цепь находилась на самой большой звезде;
  10. Вращая винт регулировки натяжения троса на корпусе манетки переключения установите зазор между внутренней пластиной рамки переключателя и цепью равным 0-0,5 мм. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор уменьшается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор увеличивается;
  11. Переключите задний переключатель так, чтобы цепь находилась на самой маленькой звезде;
  12. Вращая регулировочный винт с маркировкой H установите зазор между наружной пластиной рамки переключателя и цепью равным 0-0,5 мм. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор уменьшается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор увеличивается.

Возможные проблемы при настройке:

  • Если цепь спадает на сторону шатуна — поверните винт с маркировкой Н по часовой стрелке (так рамка ограничит спадание цепи);
  • Если затруднено переключение с наименьшей передней звезды на наибольшую — натяните трос. Если проблему устранить не удалось, поверните винт c маркировкой Н против часовой стрелки (рамка также ограничит цепь, но с другой стороны);
  • Если затруднено переключение с наибольшей звезды на наименьшую. Поверните винт с буквой L против часовой стрелки;
  • Если цепь соскакивает в сторону каретки. Поверните винт ограничения низшей передаче по часовой стрелке;
  • Если затруднено переключение с меньшей звезды на среднюю или с большей звезды на среднюю — увеличьте натяжение троса переключения или уменьшите его, соответственно.

Регулировочные винты H и L при устранении вышеперечисленных неполадок следует вращать не более чем на ⅛ оборота за раз.

Механическое повреждения узлов.

Вы упали с велосипеда или побывали в любой другой аварии, после чего переключение перестало работать. Первое, что необходимо сделать, это осмотреть систему переключения на предмет наличия следов механических повреждений (манетки переключения и сами переключатели). Перечень возможных поломок очень велик, но самыми распространенными являются:

  • деформация лапки заднего переключателя;
  • деформация рамки переднего переключателя;
  • деформация корпуса заднего переключателя, к сожалению неспециалисту заметить такую поломку очень тяжело;
  • деформация кронштейна(петух) заднего переключателя;
  • деформация звёзд на кассете или шатунах;
  • повреждения рубашек троса переключения и троса переключения;
  • смещение колеса в раме велосипеда.

Как понять, что что-то погнулось и поломано?

  • Рамка переднего переключателя должна стоять параллельно звёздам на шатунах, если смотреть на неё сверху, и не должна цеплять за них во время работы;
  • Кронштейн заднего переключателя должен быть в одной плоскости и не должен быть выгнут в какую-либо сторону;
  • Ролики заднего переключателя должны находиться в одной плоскости;
  • Верхний ролик заднего переключателя должен быть в одной плоскости со звездочкой кассеты;
  • Все звезды в кассете и на шатунах должны быть параллельны друг другу и не должны “гулять” при вращении вокруг оси.

Что делать?

В большинстве случаев устранение таких неполадок требует наличия специальных инструментов и ряда специфических навыков, для их устранения обратитесь в велосервис. Мы будем рады подсказать проверенные места.

  • Можно ли продолжить ездить на велосипеде?
  • Несмотря на все вышеперечисленные поломки ваш велосипед всё ещё пригоден для передвижения, но скорее всего вы не сможете пользоваться полным диапазоном передач — некоторые из них окажутся недоступны, а включение других будет проводить к падению цепи со звёзд или может привести к ещё большим поломкам и ещё более дорогостоящему ремонту.
  • Катайтесь на здоровье.

Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде

  1. Специалисты японской фирмы Shimano, супергиганта специализирующегося на производстве велосипедных запчастей, составили список из 100 возможных причин почему может не работать переключение скоростей. 
  2. Отличного выбора!
  3.       Регулировка велосипеда: тормоза, переключатели скоростей, руль, колеса на горном велосипеде
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector