Регулировка переключателя

30.10.2012

Мы подробно рассмотрим, как настроить задний переключатель SRAM X9. Не пропускайте эту статью, если у Вас нет переключателя SRAM, потому что многие шаги одинаковые для других переключателей. Далее Вы увидите пошаговую инструкцию, которая поможет самостоятельно пройти весь процесс.

Для многих райдеров остается загадкой, как устроен и работает задний переключатель, и многих это может легко поставить в неудобное положение. Какое-то время он может работать прекрасно, а затем внезапно начать жить собственной жизнью.

Вы приносите его в ближайший магазин, только для того, чтобы механик с гаечным ключем вернул его обратно к нормальной работе, проводя трехминутный сеанс вуду, который, по видимому, является секретом фирмы.

Он может делать настройки или бегать вокруг байка с бубном, кто знает? Правда состоит в том, что это достаточно простая работа, для которой требуется пара инструментов и терпение, чтобы сделать все правильно. Далее Вы найдете пошаговую инструкцию по настройке заднего переключателя SRAM X9.

Помните, что ровно те же основные принципы применимы к другим моделям и переключателям других производителей, хотя настройки могут находится немного в других местах.

Необходимые инструменты:

  • складной набор шестигранных ключей (или отдельные шестигранные ключи на 3мм и 5мм)
  • крестовая или плоская отвертка

Все что Вам нужно, это набор шестигранных ключей и отвертка.

Прежде чем начать настраивать переключатель, необходимо убедиться, что все детали системы переключения в хорошем рабочем состоянии.

Вы можете провести следующий час следуя всем нашим инструкциям, но они окажутся бесполезны, если детали Вашей системы переключения изогнутые, неисправные или изношенные. Потратьте несколько минут на то, чтобы убедиться, что переключатель и кронштейн переключателя (петух) не погнуты.

Для этого встаньте позади велосипеда и посмотрите сквозь переключатель, все детали должны быть прямыми (без заметных погнутостей) и находиться на одной линии. Ваша цепь также не должна быть полностью изношенной и сухой, т.к. это разрушительно повлияет на систему переключения.

Тоже самое и тросиком, если он ржавый или не движется свободно, все Ваши усилия с настройкой пропадут понапрасну. Если Вы уверены, что все детали в хорошем состоянии, то переходите к следующему шагу.

Для регулировки переключателя Вам нужно будет настроить три вещи: натяжение тросика, ограничительные винты и натяжение лапки переключателя (B-tension).

Натяжение тросика

Величина натяжения троса переключателя управляет, насколько далеко лапка переключателя перемещается с каждым щелчком ручки переключения. При слишком сильном натяжении цепь попадет на более крупную звезду, т.е. на более низкую передачу, чем установлено рычагом переключения.

Слишком слабое натяжение приведет к медленному переключению на более крупную звезду, или вообще не будет переключения, а в обратном направлении наоборот слишком рано переключится на малую звезду при переключении на повышающую передачу.

Правильное натяжение тросика приводит к точному движению цепи вверх и вниз по кассете на нужную величину.

Винты ограничения переключения передач

Рассматривайте ограничительные винты, как настаиваемые ограничители для переключателя передач. Они лишь ограничивают крайние пределы, до которых переключатель может перемещаться.

Существуют два ограничительных винта, один для нижней передачи (самого легкого хода) и один для верхней передачи (самого тяжелого хода), промаркированы они соответственно «H» (High) для верхней передачи «L» (Low) для нижней. Чем дальше Вы вкручиваете ограничительный винт «H», тем меньший диапазон будет доступен переключателю на высоких скоростях.

Если вы обнаружите, что Ваш переключатель заходит за самую большую звезду, Вам нужно будет сильнее ограничить предел «L», пока переключатель не перестанет чрезмерно заходить за большую звезду. Если Ваш переключатель работает хорошо на средних звездах кассеты, но не достает до самой большой, Вы, видимо, закрутили «L» слишком сильно.

То же самое и с настройкой верхнего предела переключения. Если после этих настроек вы сумеете погнуть Ваш переключатель или лапку, то переключатель будет работать неправильно.

Регулятор натяжителя (B Tension)

Наименее известный из винтов регулирует, насколько близко верхний ролик переключателя находится от кассеты. Если он будет слишком близко, верхний ролик с цепью может задеть кассету, особенно, если крутить педали назад.

Слишком далекое расположение приведет к более медленному переключению передач.

Некоторые переключатели требуют более сильного натяжения лапки (B Tension), чтобы избежать соударений на больших звездах 32 или 34 зуба, которые бывают установлены на некоторых кассетах горных велосипедов.

Итак, начнем регулировку заднего переключателя с самого начала. Если настройка Вашего переключателя отличается от идеальной лишь немного, Вам, возможно, не понадобиться настраивать все с самого начала.

Начните настройку с установки Вашего заднего переключателя SRAM на наименьшую звезду (наименьшая сила натяжения троса) и открутите фиксирующий винт тросика, чтобы полностью убрать натяжение. Тросик теперь свободен и никак не связан с переключателем. Обратите внимание на то место, где был зажат тросик, под болтом и рядом с ним.

Есть ли там канал или канавка, в которой должен быть зажат тросик? Вам это нужно знать, чтобы правильно зафиксировать тросик, когда придет время.

Регулировка переключателя
Регулировка переключателя

На следующем шаге нужно правильно настроить винт ограничения нижних скоростей. Эта настройка предотвращает перемещение задним переключателем цепи дальше большой звезды и далее на спицы. Тросик переключателя должен быть свободен (незакреплен).

Аккуратно надавите на подвижную часть переключателя (не ролик), чтобы передвинуть цепь вверх на самую крупную звезду, как это происходит при переключении на самую легкую передачу.

Делайте это медленно и, если ограничитель нижних передач не настроен правильно, произойдет чрезмерное перемещение цепи, а с такими настройками возможна поломка спиц. Переключатель должен иметь возможность довести цепь до крайней большой звезды.

Если у переключателя не будет достаточно хода для достижения самой большой звезды или если в конце будет происходить задержка переключения, Вам нужно выкрутить винт ограничителя нижних скоростей, повернув его против часовой стрелки на небольшую величину.

При перемещении переключателя вручную вверх до большой звезды, вы должны свободно довести его с цепью до последней звезды и почувствовать жесткое ограничение. В этом положении, при взгляде на кассету строго с задней стороны велосипеда, верхний направляющий ролик и цепь должны находиться на одной линии с наиболее крупной звездой.

Регулировка переключателяРегулировка переключателя
Теперь пришло время зафиксировать тросик Вашего переключателя, но вначале, нужно убедиться, что он свободно перемещается внутри рубашки. Чтобы это сделать, переключите рычаг, как вы это делаете при переключении на большую звездочку (самую легкую передачу). Теперь возмите тросик за край рукой и переключайтесь обратно по одному щелчку за раз. Тросик должен двигаться свободно, без зажимов в каком-либо месте. Если это происходит, Вам нужно заменить его, прежде чем продолжить настройку.

Очень важно быть уверенным, что переключатель и цепь находятся на наименьшей звезде (самая тяжелая передача), прежде чем Вы зафиксируете трос. Также внимательно присмотритесь, где именно должен проходить и фиксироваться тросик. В некоторых моделях переключателей требуется зажимать трос в разных положениях.

Внимательно присмотритесь и Вы должны увидеть канавку или вдавленную поверхность, в том месте, где зажимается тросик. Если вы расположите трос в неверном положении, он не будет правильно переключать передачи, т.к. его тяговое усилие (рычаг) будет другой.

Перед фиксацией троса, установите регулировочный барабан на ручке переключателя открученным на два оборота от полностью закрученного состояния. Проверьте, что переключатель находится в нужном положении. Теперь потяните рукой трос переключателя за крайний ограничитель и зажмите его в правильном положении фиксирующим винтом.

Когда проделываете все это, убедитесь, что не оставили провисаний троса. С опытом вы сможете точно натягивать трос с нужным усилием, так чтобы не требовалось серьезных регулировок его натяжения после фиксации.

Регулировка переключателя
Регулировка переключателя
Регулировка переключателя ← Назад Вперед →

Настройка заднего переключателя

Сначала дороже Сначала дешевле

Регулировка переключателя

Прежде чем приступить к регулировке заднего переключателя, нужно убедиться в том, что он не погнут.

Регулировка переключателя Регулировка переключателя

Выпрямлять кронштейн лучше всего, сняв его с велосипедной рамы. Примечание. Стоит отметить, что у многих переключателей компании Campagnolo рамка расположена под наклоном — нижний ролик натяжителя находится немного дальше от колеса по сравнению с направляющим роликом.

Ограничительные винты

Их три. Один сдвигает задний переключатель назад – регулирует натяжение цепи. Два других «L» («low») и «H» («high») ограничивают движение переключателя . Эти винты расположены чаще всего в задней части параллелограмма.

Рассмотрим основные настройки заднего переключателя по порядку.

Ограничитель высокой передачи («H»)

Винт «Н», не даёт цепи соскочить с самой маленькой шестерёнки и застрять между ней и переключателем. Слишком затянутый ограничительный винт исключит возможность воспользоваться самой маленькой звездой.

Проблемы с переключением на высокие передачи редко связаны с тем, как настроен соответствующий ограничитель. В большинстве случаев проблема связана с погнутыми петухом или переключателем, либо с затруднённым ходом троса.

Настраиваем ограничитель высокой передачи:

Регулировка переключателя

  1. Переключаемся: самая большая звезда спереди и самая маленькая сзади.
  2. Ослабляем тросик переключения, раскрутив болт удерживающий трос в районе перекидки.
  3. Максимально вкручиваем регулировочные барабаны на перекидке и на манетке.
  4. Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой маленькой звездочкой. Смотрите рисунок.
  5. По окончанию настройки необходимо сильно натянуть трос и зажать его на перекидке.
  • Если закручивать регулировочный винт «H» по часовой стрелке, то рамка смещается в сторону больших звёзд; если крутить против часовой — во внешнюю сторону.
  • После регулировки нужно достаточно сильно натянуть и закрепить трос.
  • Ограничитель низкой передачи («L»)
Читайте также:  Велосипеды с бензиновым и электродвигателями, преимущества и недостатки - всё о велоспорте

Ограничительный винт низких передач предотвращает переключение цепи за пределы большой звезды и попадание её в спицы. То есть если винт будет недостаточно затянут, это может привести к катастрофе. В противном случае, если его перетянуть — будет практически невозможно переключиться на самую большую звезду.

Настраиваем ограничитель низкой передачи:

Регулировка переключателя

  1. Переключаемся: самая маленькая звезда спереди и самая большая звезда сзади.
  2. Максимально выкручиваем винт «L», чтобы предотвратить какое-либо ограничение движения переключателя.
  3. Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой большой звездочкой. Смотрите рисунок.

Если закручивать винт «L» по часовой стрелке, рамка переключателя смещается в сторону малых звёзд; если крутить против часовой — в сторону спиц.

Переключение передач велосипеда

Как происходит переключение передач велосипеда? Вы давите на руле на рычаг манетки, она проходит некоторое расстояние, вытягивая при этом трос и защелкивается запорным механизмом (собачкой). Трос проходит по рубашкам и открытым пространствам и тянет за собой рамку переключателя. Рамка сдвигается и цепь вынуждена подниматься на верхнюю звездочку.

Ну и наоборот — отщелкивается рычажок на манетке, ослабляется трос, под действием пружины рамка сдвигается к правому перу рамы велосипеда и цепь соскакивает на меньшую звездочку. Переключение происходит дискретно – один щелчек ( + или – ) и один сдвиг рамки переключателя.

Эту дискретность иногда нужно подстраивать, чтобы цепь (посредством роликов) позиционировалась как раз напротив нужной задней звезды.

Если переключатель правильно настроен, то впоследствии придётся лишь незначительно его подстраивать, в зависимости от вытягивания троса (износа) или после его замены.

Настройка происходит за счёт специального регулировочного барабана, который находится на одном из концов троса.

У некоторых переключателей барабанов может быть два: возле переключателя и в месте, где его можно подстроить во время движения.

На горных велосипедах второй регулировочный барабан расположен возле рычага переключения (манетки), у шоссейных велосипедов он может быть расположен в верхней части нижней трубы, возле упора рубашки.

Нет никакой разницы, какой именно использовать регулировочный барабан.

Регулировка переключателя Регулировка переключателя

Точная подстройка основана на следующих принципах:

  • переключение на большие звёзды регулируется натяжением троса. Если переключения на большие звезды замедленные, то трос недостаточно натянут — нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки.
  • переключение на маленькие звёзды регулируется ослаблением троса. Если скидывания цепи замедленные, то трос недостаточно ослаблен — нужно повернуть регулировочный барабан по часовой стрелке.

Если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) — это первый признак того, что погнут петух.

Настройка заднего переключателя

  • Необходимо почистить и смазать сам переключатель, ролики и цепь, а также вытащить весь мусор из кассеты.
  • Убедитесь что он не изогнут. Задний переключатель — самая хрупкая и незащищённая часть велосипеда. Вы можете это грубо оценить на глаз: когда вы смотрите на переключатель сзади, два ролика должны точно находиться один над другим, так что цепь идёт с верхнего ролика к нижнему без наклона вбок.

Винты для настройки заднего переключателя

Регулировка переключателя

К регулировочным винтам относятся:

  • служит регулировки натяжения управляющего тросика.
  • Он (обычно обозначается буквой L) не даёт переключателю пройти наибольшую звезду и завести цепь в спицы. Если он очень ослаблен, переключатель может попасть в спицы. Если же он слишком затянут, будет сложно или вообще невозможно переключиться на наибольшую звезду кассеты.
  • Он (обозначается буквой H) предотвращает сбрасывание цепи с наименьшей звёздочки и заклинивание между звёздой и петухом. Если он ослаблен, это вряд ли причинит какой-либо вред велосипеду с дискретным переключением передач, так как сам тросик не позволит переключателю зайти за наименьшую звёздочку и сбросить с неё цепь. Если он перетянут, будет сложно или вообще невозможно переключиться на наименьшую звезду кассеты.
    Сложности в переключении на наименьшую звёздочку, на самом деле, нечасто вызваны неправильной настройкой этого ограничителя, а скорее всего ваш переключатель погнут, или из-за большого трения тросиков.
  • Винт регулировки положения верхнего ролика относительно звезд.
    Чем более ослаблен болт, тем ближе ролик подходит к кассете.

Порядок настройки переключателя

  1. используя барабан у переключателя или на манетке ослабьте натяжение тросика.
  2. Установите цепь на малую звезду кассеты и, вращая ограничительный винт H, установите рамку с роликами так, чтобы плоскость роликов четко совпала с плоскостью малой звездочки кассеты.

    Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к центру.Регулировка переключателя

  3. Переключитесь на самую большую звезду и, вращая ограничительный винт L, установите рамку с роликами так, чтобы плоскость роликов четко совпала с плоскостью большой звездочки кассеты, отжимая при этом манеткой переключатель к спицам. Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к центру.Регулировка переключателя
  4. Установите цепь на самую малую звезду спереди и большую сзади. Винтом регулировки положения роликов добейтесь того, чтобы при вращении педалей назад, ролик не задевал за зубья больщой звездочки, нонаходился всего в 3-5 мм от нее.

    Настройку угла необходимо проводить по наибольшей звезде кассеты. Поэтому если вы её меняете на кассету с большей или меньшей наибольшей звездой, вам необходимо настроить угол заново. Также необходимо проделать эту процедуру при изменении длинны цепи.

    Если болт настройки угла излишне ослаблен, значит направляющий ролик будет задевать за кассету при езде на низшей передаче (большая сзади, маленькая спереди). Поэтому при настройке необходимо проверить именно эту передачу.

    Поскольку переключение обусловлено движением цепи под углом к звёздочке, значит чем больше этот угол, тем скорее произойдёт переключение. Чем ближе направляющий ролик к кассете, тем более острым будет этот угол при заданном перемещении переключателя. Таким образом, чем более ослаблен болт, тем лучше будет происходить переключение.

    Регулировка переключателя

  5. Используя барабан отрегулируйте натяжение тросика.Чаще всего необходима только регулировка натяжение тросика. Сам механизм, обеспечивающий дискретное переключение находится в манетках.
    • Если переключатель правильно настроен при установке, необходимо лишь время от времени подтягивать тросик.
    • Настройка натяжения тросика осуществляется барабанами, расположенными на конце рубашки или на мантеки (совершенно не важно какие из этих барабанов вы используете).
    • Прежде чем регулировать натяжение тросика, переключитесь на высшую передачу (наименьшую звёздочку сзади) и убедитесь, что манетка позволяет тросику ослабнуть настолько, чтобы можно было достичь этой передачи.

    Щелкните манеткой (на следующую после наименьшей звёздочку) и покрутите педали вперёд. Цепь должна перескочить на вторую маленькую звёздочку. Если этого не произошло, значит тросик слишком ослаблен, и необходимо прокрутить барабан против часовой стрелки, чтобы подтянуть тросик. Начните с половины оборота и проверьте ещё раз.

    Очень часто новички слишком усердствуют в этом и слишком сильно натягивают тросик. Иногда это приводит к тому, что всё смешается на один щелчок: с крайними передачами возникают проблемы, хотя остальные работают вполне сносно. Поэтому важно проверить, что переключению на вторую звезду соответствует правильная передача на манетке.

    Тонкая настройка должна проходить в соответствии со следующими принципами:

    • Переключение на бОльшую звёздочку происходит при натягиванием тросика. Если переключение происходит слишком медленно, значит тросик натянут недостаточно — проверните барабан против часовой стрелки, чтобы натянуть его.
    • Переключение на меньшую звёздочку происходит при ослаблении тросика. Если оно проходит медленно, значит тросик недостаточно ослаблен — проверните барабан по часовой стрелке, чтобы ослабить его.

    Если переключение передач работает нормально на больших звёздочках, но не на маленьких, или наоборот, это верный признак того, что переключатель погнут.

Проблемы

Если вы так и не смогли настроить переключатель, проверьте следующее.

Необходимо убедиться, что тросик нигде не заедает в рубашках. Для этого, установив цепь на самую большую звезду и не вращая педали, спустите манетку до последней передачи. Провисший тросик легко можно будет вынуть из упоров на раме.

Все рубашки должны легко двигаться относительно тросика. Если это не так, попробуйте смазать тросик или замените рубашки, предварительно очистив тросик. На тросике не должно быть лопнувших жил в рабочей области.

Установите тросик на место и прокрутите педали, чтобы цепь заняла соответствующую звезду.

Если переключатель стоит криво, т. е. плоскость натяжителя цепи не параллельна плоскости звезд, то необходима замена переключателя или «петуха» или правка последнего.

Взявшись за конец натяжителя, покачайте его вправо-влево относительно продольной плоскости велосипеда. Люфт на конце рамки при ее вертикальном положении не должен превышать 3-4 мм.

Люфт роликов должен быть незначителен. Новый верхний ролик имеет небольшой осевой люфт.

  • Регулировка переключателя 1018Br
    В корзину

Настройка переключателей передач на велосипеде

Всё описанное касается, в первую очередь, настройки передач на MTB (горных велосипедах), либо других велосипедах, на которых стоят механические, а не электронные MTB трансмиссии.

Перед настройкой

Прежде чем приступать к настройке, нужно убедиться, что:

  1. Рубашки и тросы чистые, имеют ровные торцевые срезы под наконечниками и проложены с минимальным изгибом. При необходимости меняем, либо подрезаем, промываем и продуваем рубашки, а также ставим новые тросы и наконечники. Обрезать лучше специальным кусачками, например Ice Toolz 67A5. Особенно это касается рубашек. Не велосипедные кусачки не обеспечивают ровного среза.
  2. Все компоненты трансмиссии оригинальные и более-менее качественные. Уровня Shimano Tourney, Microshift Non-series или SRAM X3, как минимум. Шанс удачной настройки передач на компонентах малоизвестных или no name брендов близок к нулю.
  3. Переключатели передач не гнутые и не имеют большого люфта. Если люфт ощутимый — меняем.
  4. Все компоненты трансмиссии рассчитаны на одинаковое количество передач и подходят друг к другу.
  5. Цепь имеет нужную длину. То есть на хардтейлах при нахождении её на самых больших звездочках сзади и спереди, рамка заднего переключателя должна быть почти параллельна нижнему перу рамы. Допустим угол 45 градусов, но не более. На двухподвесах то же самое, но замер производится со спущенным или снятым задним амортизатором. Если спереди стоит овальная звезда, то выставьте её так, что бы линия, проходящая через больший её диаметр была паралельна земле.
  6. Кронштейн крепления заднего переключателя («петух») стоит ровно. Лучше ориентироваться на верхний ролик переключателя. Он так же должен быть параллелен звёздам при взгляде сзади, а так-же сверху или снизу. В некоторых случаях «петух» может быть выгнут в противоположную от колеса сторону градуса на три (то есть нижний ролик будет от колеса чуть дальше верхнего), это может помочь в настройке, когда у кассеты большая ёмкость. В домашних условиях выровнять «петух» можно разводным ключом с параллельными губками, делать это необходимо с хорошо усаженным в дропауты задним колесом. Для точной правки существуют специальные инструменты, хорошие — ParkTool DAG-2.2, Lifeline, ZTTO или SWTXO.
  7. Манетки исправны (щёлкаем в холостую с отстёгнутыми от переключателей тросами, считаем количество щелчков и проверяем, двигается ли трос).
  8. Нет люфта в задней втулке и в каретке. При необходимости устраняем люфт, если это возможно. Либо меняем узел полностью.
  9. При вращении заднего колеса не «восьмерит» кассета/трещотка. Небольшая «восьмерка» допустима, но если биение ощутимое, то скорее всего настройка невозможна и придётся менять ось в задней втулке, либо всю втулку, если ось не съёмная.
  10. Цепь, звёзды и ролики переключателя чистые и не изношенные. Износ можно измерить специальным калибром или штангенциркулем. Выставляем на штангене 119 мм и вставляем его внутренними губками в цепь, раздвигаем до упора и смотрим значение. 119,7-120,6 мм — износ несущественный; 120,6-120,9 мм — необходимо заменить цепь, возможен период приработки цепи к кассете и взаимно; 120,9 мм и больше — необходима замена цепи и кассеты. При загрязнении чистим все звёзды насухо, после чего промываем, смазываем и протираем насухо цепь.

Теперь можно переходить к настройке передач. Начинаем с заднего переключателя

Регулировка переключателя

  1. До упора по часовой стрелке вкручиваем регулятор натяжения троса на манетке и переключателе. Не перетягивайте, не применяйте инструмент. Эти регуляторы должны свободно выкручиваться пальцами для настройки на более позднем этапе.
  2. Находим два винта, обозначенных «H» и «L», либо как «High» и «Low». Эти винты ограничивают рамку переключателя в крайних положениях. С отстёгнутым тросом рамка переключателя должна быть близка к малой звезде. Исключение – переключатели с обратной тягой, их настройку надо начинать от большой. Если у нас переключатель со стандартной тягой, выставляем винт «H» так, чтобы цепь свободно вращалась на самой малой звездочке кассеты. Необходимо оставить зазор до соседней звездочки – 1 мм или чуть меньше.
  3. Застёгиваем тросик. Если нет спец инструмента для его вытягивания, то необходимо взять одной рукой переключатель, заблокировав его движение, а другой рукой слегка нажать на манетку, тем самым немного натянув трос. Это нужно для того, чтобы рубашки с наконечниками уселись на своё место. Не давите сильно, это может повредить манетку, особенно если манетка дешёвая и внутри пластиковые шестерни.
  4. Далее последовательно переключаем до первой передачи (самой большой звездочки). Не забывайте, что передачи переключаются только тогда, когда педали вращаются вперёд. На этом этапе мы вряд ли получим чёткую настройку, особенно если поставили новый тросик и снимали рубашки с наконечниками. Если переключатель не доходит до самой большой звездочки, то ему возможно мешает излишне вкрученный винт «L». Если чувствуете упор, не давите, что бы не сломать манетку, проверьте винт «L», при необходимости выкрутите его, но не слишком сильно, что бы цепь не слетала на спицы. Другая причина – недостаточно натянут трос. Вращая против часовой стрелки регулятор натяжения троса на переключателе или на манетке, настраиваем оптимальное положение, при котором цепь одинаково хорошо переходит с малых звёзд на большие и наоборот. При необходимости делаем финальную настройку ограничительных винтов. Следите, что бы регулятор натяжения троса не выкручивался слишком сильно, если он будет держатся на двух-трёх витках, он может просто обломиться.
  5. На большей части переключателей есть третий винт, регулирующий их положение в вертикальной плоскости, Shimano называют его «B-tension». Чем ближе верхний ролик с цепью к звездочкам кассеты, тем лучше переключение. Настройку B-tension осуществляем таким образом, чтобы при нахождении цепи на большой звездочке (первая передача), расстояние между её краем и краем верхнего ролика было 5-6 мм. Можно и меньше, главное, что бы цепь нормально переключалась на первую передачу и не слишком сильно прижималась роликом к звезде. Если цепь ощутимо прижата, слышно характерное тарахтение, особенно когда она находится на большой звездочке сзади и малой спереди.
  6. Ещё несколько раз проверяем переключение на всех звёздах кассеты, при необходимости вносим необходимые коррективы в настройку.

После того, как закончена настройка передач на заднем переключателе, можно переходить к настройке переднего

Регулировка переключателя

  1. До упора по часовой стрелке вкручиваем регулятор натяжения троса на манетке, так, как делали это при настройке передач сзади.
  2. С отстёгнутым тросом выставляем передний переключатель таким образом, чтобы при взгляде сверху, его рамка была параллельна звёздам и при переключении на большую звездочку (вытягиваем переключатель рукой, смотрим на велосипед сбоку) расстояние от края рамки до края зубьев большой звездочки было около 2 мм.
  3. Выставляем сзади первую передачу (большая звездочка) и регулируем на переднем переключателе винт «L» таким образом, чтобы расстояние между цепью и внутренним (ближайшим к раме) краем рамки переднего переключателя было чуть меньше 1 мм. Это нужно для того, чтобы максимально раскрыть низкие передачи сзади, при включенной спереди первой передаче.
  4. Застёгиваем трос, пробуем переключить на вторую звёздочку. Не забываем вращать педали вперёд. Если цепь остаётся на малой звёздочке, то выкручиваем регулятор натяжения троса на манетке против часовой стрелки до тех пор, пока передача не переключится. Проверяем настройку переключения на малую звездочку.
  5. Если есть третья (большая) звезда, переключаем на неё. Если этого не происходит, то проверяем, не мешает ли ограничительный винт «H». При необходимости выкручиваем его. Если даже после этого не происходит переключения на большую звездочку, натягиваем трос ещё сильнее, используя регулятор на манетке. Важно не перетянуть, иначе собьётся настройка переключения на первую передачу.
  6. Убедившись, что включаются все передние передачи, выставляем спереди самую большую звезду и самую маленькую сзади. Регулируем винт «H» на переднем переключателе так, чтобы расстояние от большой звезды до внешнего края рамки было чуть меньше 1 мм. Это нужно для того, чтобы максимально раскрыть высокие передачи сзади, при включенной спереди третьей передачи. Или второй, если их всего две.
  7. Если спереди три звезды, выставляем цепь на среднюю и переключая задний переключатель из одного крайнего положения в другое, регулируем натяжение троса спереди так, чтобы цепь тёрлась о рамку переднего переключателя на как можно меньшем количестве передач. Хорошо, если на этом этапе настройки получится раскрыть на кассете все передачи, за исключением крайних. На хороших трансмиссиях можно раскрыть полностью всю кассету, при условии, что правильно подобран и выставлен передний переключатель, особенно это касается параллельности рамки относительно звёзд.
  8. Ещё раз проверяем настройку переключения на всех передачах. При необходимости вносим корректировки. На трансмиссиях невысокого уровня часто не удаётся осуществить приемлемую настройку и приходится идти на компромисс.

В большинстве случаев передние переключатели на три передачи более «капризные», чем на две. Это устаревший тип трансмиссии, применяемый в основном на недорогих велосипедах. Хороший вариант для MTB – одна звезда спереди, и кассета большого диапазона сзади. В таком случае спереди вообще не нужен переключатель, но необходима установка успокоителя, либо одного/двух рокрингов (что возможно далеко не на каждой раме), либо Narrow Wide звезды, с которой почти не спадает цепь.

Регулировка переключателя

Но это уже тема для отдельной статьи.

Бывает такое, что Вы сделали абсолютно всё для настройки, но настройка не удалась. Тут, скорее всего, виновата манетка или грипшифтер.

Со временем они изнашиваются и шаг троса может измениться, особо сильно это проявляется на дешёвых манетках с пластиковыми внутренностями, например Shimano Tourney.

Обнаружить эту причину порой тяжело, самым лучшим способом будет пойти в мастерскую, попросить поставить новые манетки и попробовать настроить передачи, тем самым проверив, в них ли причина.

Наверх

Задний переключатель скоростей на велосипеде: настройка

Владельцы скоростных великов сталкиваются с такими проблемами, как нечеткое переключение передач, спадание цепи со звезд, и невозможность выставить задний переключатель. Во время велопрогулок возникновение таких ситуаций приносит множество неудобств, поэтому следует как можно скорее исправить проблему. Настроить задний переключатель скоростей можно самостоятельно.

Регулировка переключателя

Как работает задний переключатель

Заднее устройство переключения скоростей представляет собой механизм, посредством которого обеспечивается изменение количества зубьев ведомой шестерни. Такой механизм был придуман еще в далеком 1950 году, и предназначается для того, чтобы велотурист имел возможность облегчить передвижение.

При передвижении вверх нужно переключиться на звездочки с большим количеством зубьев, а при передвижении по ровной дороге нужно переходить на звезды меньшего диаметра. Это позволит ускорить передвижение велосипеда во время велопрогулок. С течением времени любому механизму свойственно ломаться, поэтому если не проводить регулярную настройку, то вскоре может понадобиться серьезный ремонт.

Чтобы настроить задний переключатель, понадобится соблюдать инструкцию, с которой можно ознакомиться ниже. Соблюдение этой инструкции позволит владельцам скоростных велосипедов быстро отрегулировать свое транспортное средство, чтобы он не подвел в дороге.

Конструктивные особенности и принцип функционирования устройства

Задний переключатель различных моделей (Shimano, Deore, Sram, SunRace, Acera, Tourney) имеет одинаковый принцип функционирования. Основными составляющими задних перекидок на скоростных велобайках являются:

Регулировка переключателя

  1. Крепеж всего механизма к петуху. Этот крепеж представляет собой отверстие, которое предназначено для закрепления к велосипеду болтовым соединением.
  2. Упор рубашки регулирует натяжение. Им подтягивается или ослабляется трос. Именно в этих местах набивается грязь или образуется коррозия, негативно влияющая на процесс переключения.
  3. Направляющая в виде своеобразного рычага с желобом, через который проходит трос к крепежному болту. Некоторые конструкции механизмов могут не иметь направляющих, поэтому трос сразу от упора фиксируется болтовым соединением.
  4. Фиксирующий болт для закрепления троса.
  5. Винт регулировочный для установки направляющего ролика.
  6. Параллелограмм является подвижным конструктивным механизмом переключающего устройства, который при смещении перемещает лапку с роликами в соответствующую сторону, выполняя при этом изменение скоростей.
  7. Винты L и H. Они предназначены для того, чтобы цепь не спадала при смене скоростей.
  8. Лапка представляет собой каркас, в котором размещаются ролики для прохождения цепи.
  9. Направляющий ролик предназначен для прохождения цепи на звезде задней кассеты. Основное предназначение устройства — это направляющая при смене скоростей.
  10. Ролик натяжителя, к которому подведена цепь от переднего звездочного механизма. Посредством этого ролика и пружины устраняется избыточное провисание цепи.

Конструктивные особенности задних устройств идентичны, и могут иметь только незначительные отличия. На фото выше показано, как выглядят все конструктивные элементы. Принцип функционирования задних переключателей такой же простой, как и конструкция.

  1. Чтобы изменить скоростной режим, нужно нажать на регулятор руля.
  2. Этот регулятор соединен с задним механизмом при помощи стального троса.
  3. Второй конец тросика фиксируется с параллелограммом через болтовое соединение.
  4. При натяжке троса происходит смещение параллелограмма к большей звезде. При ослаблении – в обратную сторону, то есть к меньшей звезде.
  5. Когда тросик ослабляется, то перемещение к меньшей звезде параллелограмма обеспечивается за счет пружинки.
  6. При изменении положения параллелограмма происходит смещение в нужную сторону лапки совместно с роликоми: направляющим и натяжительным.
  7. Ролик натяжителя смещается под действием пружины, за счет чего устраняется эффект провисания цепи. От этого механизма зависит точность переключения передачи.
  8. Направляющий ролик осуществляет смещение цепи к нужной звездочке. Цепь фиксируется за маленькие выступы на звезде.

Так устроены задние устройства смены скоростей на скоростных велосипедах, за исключением планетарных. На рынке сейчас представлены механизмы с 6,7,8,9,10 и 11 скоростными системами, но принцип работы у всех один.

Что нужно сделать перед работами по настройке

Перед тем, как регулировать и настраивать заднюю перекидку, нужно произвести осмотр задних звездочек на предмет наличия грязи и дефектов. При необходимости нужно произвести очистку от грязи и смазать, все составляющие компоненты трансмиссионного механизма. Иногда достаточно выполнить очистку, чтобы переключатель вновь стал функционировать в прежнем режиме.

Для очистки механизма от грязи и отработки используются специальные очистительные жидкости, которыми очищаются все элементы механизма.

Проверяется на целостность и свободу перемещения тросик, который нужно очистить и смазать, или заменить на новый. Смазывается также цепь велосипеда, что подробно описано в другой статье.

От грязи и засорений очищается задняя кассета и передняя система, и только после этого можно переходить к настройке.

Когда все предварительные мероприятия проведены, остается настроить задний переключатель скоростей, для чего имеется инструкция.

Как настроить и отрегулировать задний механизм переключения

Теперь рассмотрим поэтапно, как осуществляется регулировка задних переключателей на скоростных велосипедах. Начинается процедура настройки с подготовки.

Чтобы отрегулировать рассматриваемый механизм, нужно удостовериться первоначально в отсутствии дефекта петуха на велосипеде. Если петух имеет искривление, то его нужно выровнять или поменять на новый.

Причинами искривления петуха из часто встречающихся, является падение с велосипеда или экстремальная езда. Убедиться в том, что петух ровный, можно визуально.

Если ролики не параллельны звездам кассеты, то петух искривлен.

Выровнять его можно вручную, не снимая с велосипеда. Для этого необходимо взять шестигранный ключ подходящего размера и вставить в отверстие болта крепления переключателя к петуху.

После этого физически воздействуя на шестигранник, пробуем подогнуть петух в нужную сторону. Гнуть нужно осторожно, так как металл из которого делается петух – хрупок, и его несложно сломать.

Для более точного выравнивания петуха понадобится обратиться в специализированный центр или поменять его на новый.

Второй момент подготовительного процесса заключается в том, что проверяется качество рубашек. Рубашки часто забиваются грязью, что негативно влияет на работу тросика. Проверить исправность работы тросика в рубашках можно вручную, прикладывая незначительные усилия. Если тросик в рубашках не ходит, то регулировка будет бесполезной, пока не будут заменены рубашки.

Третий момент — это наличие люфта заднего переключателя. Сильный люфт параллелограмма требует проведения замены всего механизма заднего переключателя. Все эти проверки нужно выполнить еще до начала проведения регулировочных работ.

Если петух ровный, тросик свободно ходит в рубашках и отсутствует люфт и в параллелограмме, то можно начинать выполнение работ по настройке.

Как наладить ограничитель высоких передач

Винты L и H не влияют не процесс регулировки, они служат для предотвращения спадания цепи со звезд кассеты. Чтобы процесс наладки прошел успешно, надо расположить цепь на самой большой звезде спереди, и на самой маленькой сзади. Далее проводим следующие действия:

  1. Вывинчивается шестигранный болт, который крепит трос на параллелограмме, и освобождается. Регулировочную манжету, которая нужна для тонкой подстройки длины тросика, нужно полностью закрутить, как на самом переключателе(есть не на всех моделях), так и на манетке на руле.
  2. Крутя винт H нужно добиться, чтобы ролики переключателя расположились на одной воображаемой линии с самой малой звездой(цель этой процедуры – предотвратить спадание цепи с меньшей звездочки).
  3. Манетку нужно переключить на самую большую цифру(чтоб цепь оказалась на малой звездочке). После этого нужно затянуть и закрепить тросик.
  4. После того как он закреплен, переключаем манетками скорости на 1 – 1, на системе на самую маленькую звездочку, а на кассете – на самую большую.

Вращение винта H по часовой стрелке способствует отклонению рамки в сторону большей по радиусу звезды, а против — к меньшей.

Особенности  наладки ограничителей низких передач

Назначение винта L заключается в недопущении слетания цепи с самой большой звезды кассеты. Если его неправильно отрегулировать, то в ходе переключения цепь может слететь, и застрять между спицами и большой звездой. Перед выполнением регулировки нужно цепь расположить так: на задней кассете она должна быть на наибольшей по радиусу звезде, а спереди на маленькой.

  1. Теперь нужно винтом L настроить положение роликов переклюка, чтобы они стали на одной линии с самой большой звездой.
  2. При перемещении винта L по ходу движения часовой стрелки происходит перемещение всего узла в сторону малой звезды, а против — в сторону заднего колеса.

На этом процесс регулировки закончен. Остается более точно подстроить точность переключения передач с помощью вращения манжеты, а также проверить натяжку цепи.

Настройка натяжительного механизма цепи

Натяжитель обеспечивает плавное перескакивание цепи. Слишком жесткое натяжение способствует износу системы, поэтому понадобится проверить и, если необходимо, настроить положение натяжителя:

  1. Нужно переключить передачи на 1 – 1. На системе – на малую звезду, на кассете – на большую.
  2. Задевание ролика за кассету в процессе включения передач 1 – 1, 1 – 2 свидетельствует о необходимости завинчивания третьего винта(увеличения натяжения). Этим винтом регулируется расстояние для безпроблемного переключения.
  3. Рекомендуют чтобы расстояние между кончиками зубьев этих двух ближайших звезд, было приблизительно 5 мм.

После выполнения всех описанных выше рекомендаций, выбор необходимой передачи при движении велосипеда, должен происходить плавно, без заеданий и соскакивания со звездочек. После проведения работ прокатитесь на велосипеде, пощелкайте переключателями, и при необходимости дополнительно подрегулируйте манжетами натяжение тросика.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector