Популярные модели велосипедов СССР, их фото

Популярные модели велосипедов СССР, их фото

m24.ru/Игорь Иванко

В ночь на субботу, 2 июля, все желающие смогут принять участие в ночном велопараде. Не исключено, что некоторые москвичи решат прокатиться по ночному городу с детьми. Колумнист Алексей Байков задался вопросом: А как вообще развивался детский велопром? Подробнее – в материале m24.ru.

Их помнят и глаза и руки, а уж как помнит «пятая» точка организма!.. Поколение 1976–1982 годов, которому довелось всласть поездить на советских великах смотрит на нынешние немецкие, итальянские и китайские двухколесные чудеса с легким оттенком превосходства.

Вы, если что-то сломается, куда пойдете? В веломастерскую, где в предвкушении наживы радостно потирает татуированные по локоть руки бородатый хипстер с серьгами в ушах, в носу и во всех прочих местах.

А вот, скажем, сами перебрать заднюю втулку старого-доброго «Прогресса» не хотите ли? Сесть на лавочку рядом с дачным сараем, торжественно разложив на ней ветошь, ключи и масленку, и на полдня предаться техномедитации, отвечая утробным криком: «я занят!» на любое: «давай обедать!».

А как перетягивается цепь вы еще помните? Как поставить заплатку на проколотую камеру? А как выправляются восьмерки на колесах? А как смазывать каретку?

Советская велосипедная промышленность делала удивительные аппараты.

Прочные как наш лучший в мире танк Т-34 и такие же тяжелые, они выдерживали любые издевательства над собой, а потом неожиданно ломались просто так, на ровном месте, закаляя детский характер и превращая нас в настоящих профессионалов ремонта на дому.

«Школьник», «Салют» и «Урал» сыграли роль в становлении поколения людей с руками, растущими откуда надо, ничуть не меньшую чем самодельные приемники по рецептам из пионерских журналов.

А как скрипели те кожаные седла – вы еще помните? Те самые с тиснением и ярко блестящими на солнце никелированными пружинами.

Как тренькал звонок? Как украшали своих железных коней, словно в благодарность за долгие годы верной службы – ведь некоторым великам из деревенских сараев доводилось таскать на себе не одно и не два, а целых три поколения.

Как ставили на колесо по нескольку катафотов (светоотражатели), как вырезались из любого подходящего куска резины брызговики, как обматывали спицы проводками с разноцветной изоляцией?

А сегодня они тихо догнивают на своей последней дачной стоянке, а мы радостно накручиваем по городу километры на недавно купленных «Гигантах», «Кубах» и «Стеллзах», и больше о них не вспоминаем.

Лишь иногда, по дороге на работу улыбнемся старенькому, видавшему виды перекрашенному «Салюту», везущему узбекского дворника с его метлой до трудов праведных.

И удивляемся: сколько лет прошло, и все спицы проржавели – а он еще ездит, скрипя всеми несмазанными частями.

А потом хочется, наплевав на все дела, сесть в электричку, пройти от станции три километра, распахнуть старую калитку, открыть ржавый замок… и просто попросить прощения у старого друга за все.

За то, что забыл, не привел в порядок и не взял с собой в город, а променял на манетки Shimano и гидравлические тормоза.

Лишь глядя на репортаж с очередного парада энтузиастов ретровелосипедов задумываешься: а может стоит притащить свой «Урал» или «Десну» в мастерскую и хоть раз, да проехаться на нем по улице. Но вечно чего-то не хватает, то ли времени, то ли лишних денег.

Но давайте вспомним о наших старых велосипедах хотя бы вот так, виртуально. Хотя они и заслуживают большего.

Самый первый

Популярные модели велосипедов СССР, их фото

ТАСС/Борис Кавашкин

Собственно именно с него все и начиналось. Для советского ребенка этот смешной велосипедик был первым «большим», почти как у взрослых. Все классические детские велосипеды с педалями, намертво прикрепленными к переднему колесу, были, скорее, самоходным вариантом коляски, не случайно многие из них сегодня выпускаются с торчащей позади седла длинной ручкой для управления взрослым.

Но «Дружок» был не такой. У него было все как у настоящего велосипеда: руль, тормоз, цепь, багажник и даже колеса с камерой. У более поздних вариантов они, правда, делались из цельнолитой резины.

Весь секрет заключался в колесной формуле 2×2: на задней вилке рядом с выемкой для колесной втулки на болтах крепились две дюралевые штанги с пластмассовыми колесиками. В один прекрасный день папа говорил: «Ну все, ты уже большой» – и отвинчивал одну из них.

Потом отвинчивал вторую, и вот ты уже едешь как взрослый, удерживая равновесие. После «Дружка» учиться этому не требовалось.

В отличие от большинства советских великов, «Дружок» не имел заднего барабанного тормоза, вместо него был задний клещевой. Впрочем, вряд ли ребенок смог бы разогнаться на нем так, чтобы не суметь затормозить ногами.

Еще «Дружок» был складным, со съемными рулем и седлом, что существенно облегчало его перевозку в метро, в электричке или в багажнике автомобиля. А его платформа позволяла такие изощренные издевательства над собой, что от фантазии отечественных кулибиных можно было остолбенеть на месте с разинутым ртом.

Доводилось видеть даже переделку «Дружка» в мопед при помощи мотора от братской бензопилы «Дружба».

Более продвинутым вариантом «дутика» (так называли в народе все детские велосипеды «дружковского» типа) считались ленинградский КВД или его тульская копия по имени «Бабочка» – в основном за счет более изящных форм и красного пластмассового шильдика со звездой на переднем крыле.

Популярные модели велосипедов СССР, их фото

Велосипед «Бабочка». velomasterclass.ru

Самым понтовым детским великом считалась львовская «Зайка-люкс», у которой было сидение с поддерживающей спинкой, передняя и задняя фары и зеркала, как на мотоцикле – но она крайне редко попадала в магазины за пределами Украины.

Популярные модели велосипедов СССР, их фото

Велосипед «Зайка-люкс». detstvoto.net

Для особых эстетов были еще тульские ДКВ, считавшиеся промежуточным вариантом между детскими и школьными великами.

Их конструкцию вполне можно было назвать винтажной: в комплекте помимо обычного ведущего колеса поставлялось аналогичное по размерам второе пассивное колесо и удлиненный мост со звездочкой.

Из всех этих запчастей можно было собрать как трехколесный детский велосипед, так и обычный двухколесный.

Процесс послевоенной эволюции советского детского велосипеда начался он с «Ветерка», выпускавшегося в 1950-х. Ранние модели «Ветерков» имели ту самую формулу 3×2, которую потом без изменений скопировали на ДКВ, а поздние делались уже с приставными колесиками, как на «дутиках».

Еще одним ответвлением с того же древа был совсем уж редкий латвийский «Спарите» («Стрекоза») с тремя колесами, уже без всякой возможности модификации. Между прочим, поставлялся на экспорт в Финляндию.

Популярные модели велосипедов СССР, их фото

Велосипед «Спарите»

Помимо детских 3×2 велосипедов существовали и взрослые: экспериментальный В-925 Жуковского завода, предназначавшийся для лиц пожилого возраста и перевозки грузов и их же ЖВЗ «Десна» 113-221, выпускавшийся крупной серией на базе одноименного «складника».

В один прекрасный день в жизни каждого советского ребенка наступал тот самый момент, когда руль и седло верного «дутика» выше уже не поднимались, а ноги начинали скрести по земле. Это означало, что пора канючить на велик побольше.

А также учиться на все пятерки, ходить за хлебом и выносить ведро по первому свистку – все ради того, чтобы в один прекрасный день родители торжественно вкатили бы в квартиру новенький, блестящий, еще чуть-чуть липкий от заводской смазки подростковый велосипед.

От 8 до старших классов

Советские велосипеды для детей младшего школьного возраста и подростков фактически представляли собой уменьшенные копии взрослых. Вариантов было не так много, а самыми распространенными были «Школьник» и «Орленок». Все остальные если где и ездили, то разве что на периферии производивших их республик.

Читайте также:  Велосипеды Штерн отзывы

Популярные модели велосипедов СССР, их фото

Велосипед «Школьник»

«Школьник» – детище Горьковского автозавода, выпускался с начала 1960-х. Первые модели еще имели гендерную стратификацию – они делились на женские (рассчитанные на езду в длинной юбке) и мужские. Позднее их стали выпускать в варианте унисекс, с открытой однотрубной рамой. Существовала и складная версия.

Родовой травмой всех «Школьников», так и не исправленной за добрых два с лишним десятка лет производства, было весьма паршивое качество задней втулки.

Уже через несколько месяцев езды цепь начинала регулярно слетать, а прокруты педалей становились унылой повседневностью.

Папаши вынужденно переквалифицировались в веломехаников, потом махали рукой: «делай сам», и детям приходилось сызмальства осваивать всю премудрость ключей и подшипников, чтобы заставить несчастный агрегат хоть как-то ездить.

«Орлята» появились еще раньше – в 1950-х. Сперва их делал Минский велозавод, причем сразу двумя моделями: «Орленка» с закрытой рамой для мальчиков и «Ласточку» для девочек. С середины 1970-х основной поток «орлят» стал сходить с конвейров Шауляйского моторного завода, благодаря чему велосипеды обзавелись звучными именами «Эрелюкас» и «Крегждуте».

Популярные модели велосипедов СССР, их фото

Велосипед «Эрелюкас». veloretro.ru

Ранние варианты «Орленка», как и мужских версий «Школьника» имели сдвоенную верхнюю трубу рамы, переходящую в перья задней вилки. Потом конструкцию решили упростить, позаимствовав раму от популярного у взрослых «Прогресса». В таком виде «Орленок» дожил чуть ли не до вступления Литвы в Евросоюз.

«Складники» и универсалы

Складные велосипеды создавались специально под потребности горожан, с оглядкой на предъявляемые общественным транспортом требования к габаритам перевозимого груза.

Надо сказать, что в СССР эти семена упали явно не на ту почву: энтузиастов городской езды было ничтожно мало, ввиду отсутствия велоинфраструктуры и даже представлений о том, какой она должна быть. Велосипед нес транспортную нагрузку в основном на селе и в небольших городках типа подмосковной Дубны.

В городах-миллионниках ребятня каталась по своему двору лет до 14, после чего железного коня вешали на гвозди в прихожей до рождения собственных наследников, либо ссылали на дачу.

И все же, когда ближе к концу 1970-х «складники» появились в продаже, их стали охотно брать. Успеху новинки способствовали вытекавшие из уменьшенных габаритов и складывающейся рамы побочные особенности конструкции.

Отсутствие верхней трубы позволяло ездить на них как мальчикам, так и девочкам, а за счет исключительной длинны подседельного и рулевого штырей, ими могли пользоваться и подростки и взрослые.

Словом – простое и дешевое решение на все времена.

В неформальной дворовой или деревенской иерархии, «складники» считались великами не крутыми и не «пацанскими», хотя позднее все же вошли в моду. Советских «складников» понаделали довольно много, но самыми распространенными были «Кама» и «Десна». Чуть реже попадался «Аист».

Популярные модели велосипедов СССР, их фото

Велосипед «Десна»

«Каму» выпускал Пермский завод имени Октябрьской революции. Основой для него послужила предыдущая, и не совсем удачная модель В-815. Создатели «Камы» довели до ума замок складывания рамы, поставили передний клещевой тормоз, мягкое седло, новую переднюю звездочку и руль с выносом – велосипедик вроде как получился удачным. По крайней мере, его охотно покупали за неимением лучшего.

На самом излете горбачевской перестройки и в начале 1990-х среди мальчишек распространился слух о том, что в продаже редко-редко, но появляется новая модель «Кама-Спорт». И действительно, периодически можно было увидеть счастливчика, гордо рассекавшего на «Каме» с пятью скоростями.

На самом деле ларчик открывался просто и весьма типично для того времени. В конце 1980-х зарплату на заводе начали выдавать не деньгами, а продукцией.

Какая-то светлая голова из рабочих додумалась ставить на «Каму» комплект производившихся там же задних звездочек для шоссейного «Спорта» и продавать эти гибриды с рук на трассе и на остановках общественного транспорта.

Почин подхватили мужики в гаражах по всей стране и тоже принялись снимать звездочки со старых, битых «Спортов» и ставить их на «Камы».

Уже в новейшие времена, когда завод имени Октябрьской революции превратился в акционерное общество «Велта», выпуск подобной модели попытались наладить серийно, но не преуспели. Кстати набора передних скоростей у «Камы-Спорт» не было, поскольку каретку от «Спорта» поставить на «Каму» было невозможно без переделки рамы.

Изготовлявшаяся на Жуковском велозаводе «Десна» отличалась от «Камы» разве что чуть большим изяществом форм и отсутствием переднего тормоза. На первых моделях еще стояли красивые подпружиненные кожаные седла от классических дорожных велосипедов, но позднее их заменили на такую же убогую дермантиновую подушку, как на «Каме».

Как уже говорилось, советские «складники» крайне редко использовались по назначению. На многих из них разболтавшийся короб складывания рамы, в конце концов, просто заваривали наглухо.

Советская промышленность ответила на это «универсалами» – семейством велосипедов с рамами такими же как на складных, но без механизма складывания, вместо которого внизу стояла коротенькая перемычка.

Заслуженной классикой жанра считался «Салют».

Популярные модели велосипедов СССР, их фото

Велосипед «Салют»

Поскольку делал его все тот же Пермский завод, то чисто визуально «Кама» и «Салют» отличались разве что диаметром колес и формой передней звездочки. Позднее появился и складной вариант «Салют-С». А уже под закат СССР пермяки расщедрились на модный «Салют-5», ставший первым советским складным велосипедом с усиленной рамой и набором скоростей.

Тут в принципе можно и закончить, но перечень советских «складников» был бы неполон без двух совершенно удивительных велосипедов, к сожалению так и оставшихся неизвестными широкой публике.

«Эврика-2» Львовского мопедного завода самой первой (и, похоже ,последней) из советских велосипедов получила руль с раздельными штангами и пружинный амортизатор передней вилки. Но мало того – «Эврика» была еще и первым советским складным двухподвесом! Вот это вот маленькое черное, позади седла, и есть задний амортизатор, сделанный притом из резины.

Зачем была нужна подобная конструкция и какому инженеру сей изыск пришел в голову – неизвестно, но «Эврика» пользовалась успехом как у подростков, для которых она официально позиционировалась, так и у не слишком габаритных взрослых. Остается добавить, что и складывался сей агрегат не как все нормальные «Камы» и им подобные, а поворотом задней вилки по оси втулки вниз.

Популярные модели велосипедов СССР, их фото

Велосиед «Эврика-2»

Второй и безусловной удачей советской велосипедной промышленности можно назвать «Тису».

Велосипед «Тиса»

Этот агрессивного вида подростковый универсал с усиленной мопедной передней вилкой и хищно изогнутым багажником мог бы стать хитом продаж – но не сложилось. «Тиса» появилась под самый закат СССР и сразу же, как и многое другое, стала дефицитом. А потом ее производство попросту прекратили.

Продолжение следует…

Каталог Велосипеды СССР 1970

  • НИИНАВТОПРОМ
  • Велосипеды
  • Москва 1970

Велосипед мужской дорожный В-140 «Десна»

  1. Жуковский велосипедный завод
  2. Начало выпуска 1970 г.
  3. Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.
  4. Популярные модели велосипедов СССР, их фото
  5. Техническая характеристика
  6. База, мм. 1160
  7. Высота рамы, мм. 580
  8. Размер шин, мм. 622×40
  9. Число зубьев ведущей зубчатки 48
  10. Число зубьев ведомой зубчатки 19
  11. Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом
  12. Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×3,4
  13. Вес (без принадлежностей), кг. 16,5

Велосипед мужской дорожный В-136

  • Минский мотоциклетный и велосипедный завод
  • Начало выпуска 1969 г.
  • Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.
  • Популярные модели велосипедов СССР, их фото
  • Техническая характеристика
  • База, мм. 1175
  • Высота рамы, мм. 560
  • Размер шин, мм. 622×40
  • Число зубьев ведущей зубчатки 46
  • Число зубьев ведомой зубчатки 19
  • Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой
  • Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×3,4
  • Тормоз ручной стремянный, с жесткой тягой, на оба колеса

Вес (без принадлежностей), кг. 17.3

Читайте также:  Где покататься в Чебоксарах на велосипеде?

Велосипед мужской дорожный В-137

  1. Минский мотоциклетный велосипедный завод
  2. Начало выпуска 1969 г.
  3. Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.
  4. Популярные модели велосипедов СССР, их фото
  5. Техническая характеристика
  6. База, мм. 1178
  7. Высота рамы, мм. 580
  8. Размер шин, мм. 622×40
  9. Число зубьев ведущей зубчатки 46
  10. Число зубьев ведомой зубчатки 19
  11. Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой
  12. Цепь втулочно-роликовая, мм 12,7×3,4
  13. Тормоз ручной стремянный, с жесткой тягой, на оба обода
  14. Вес (без принадлежностей), кг. 17,5

Велосипед мужской дорожный В-138

  • Минский мотоциклетный и велосипедный завод
  • Начало выпуска 1968 г.
  • Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.
  • Популярные модели велосипедов СССР, их фото
  • Техническая характеристика
  • База, мм. 1175
  • Высота рамы, мм. 580
  • Размер шин, мм. 622×40
  • Число зубьев ведущей зубчатки 46
  • Число зубьев ведомой зубчатки 19
  • Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом
  • Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7 хЗ,4
  • Вес (без принадлежностей), кг. 16,5

Велосипед мужской дорожный В-130К

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

Начало выпуска 1969 г.

Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.

В 1968 г. модели В-130К присвоен Государственный «Знак качества».

  1. Популярные модели велосипедов СССР, их фото
  2. Техническая характеристика
  3. База, мм. 1175
  4. Высота рамы, мм. 560-580
  5. Размер шин, мм. 622×40
  6. Число зубьев ведущей зубчатки 48
  7. Число зубьев ведомой зубчатки 19
  8. Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом
  9. Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7 х 3,4
  10. Вес (без принадлежностей), кг. 19,8

Велосипед мужской дорожный В-134 «Украина»

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

Начало выпуска 1968 г.

Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.

В 1968 г. модели В-134 присвоен Государственный «Знак качества».

  • Популярные модели велосипедов СССР, их фото
  • Техническая характеристика
  • База, мм. 1175
  • Высота рамы, мм. 580-580
  • Размер шин, мм. 622×40
  • Число зубьев ведущей зубчатки 48
  • Число зубьев ведомой зубчатки 19
  • Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом
  • Цепь втулочно—роликовая, мм. 12,7×3,4
  • Вес (без принадлежностей), кг. 18,8

Велосипед мужской легкодорожный В-39 «Спутник»

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

  1. Начало выпуска 1968 г.
  2. Велосипед предназначен для езды по дорогам с улучшенным покрытием.
  3. Популярные модели велосипедов СССР, их фото
  4. Техническая характеристика
  5. База, мм. 1080
  6. Высота рамы, мм. 660
  7. Размер шин, мм. 622×32
  8. Число зубьев ведущей зубчатки 48
  9. Число зубьев ведомых зубчаток 16, 20, 24
  10. Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой
  11. Цепь втулочно-роликовая, ММ. 12,7×3,4
  12. Тормоз ручной, клещевой, с центральной тягой, на оба колеса
  13. Переключатель передач параллелограмный
  14. Вес (без принадлежностей), кг. 13,5-14,5

Велосипед подростковый для мальчиков В-710 «Спартак»

  • Атигский машиностроительный завод
  • Начало выпуска 1969 г.
  • Велосипед предназначен для мальчиков до 15 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.
  • Популярные модели велосипедов СССР, их фото
  • Техническая характеристика
  • База, мм. 985
  • Высота рамы, мм. 480
  • Размер шин, мм. 533×37
  • Число зубьев ведущей зубчатки 44
  • Число зубьев ведомой зубчатки 19
  • Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом
  • Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×3,4
  • Вес (без принадлежностей), кг. 12,0

Велосипед подростковый для девочек В-800 «Ромашка»

  1. Атигский машиностроительный завод
  2. Начало выпуска 1989 г.
  3. Велосипед предназначен для девочек до 15 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.
  4. Популярные модели велосипедов СССР, их фото
  5. Техническая характеристика
  6. База, мм. 985
  7. Высота рамы, мм. 480
  8. Размен шин, мм. 533×37
  9. Число зубьев ведущей зубчатки 44
  10. Число зубьев ведомой зубчатки 19
  11. Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом
  12. Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7 х 3,4
  13. Вес (без принадлежностей), кг. 12,5

Велосипед подростковый складной В-801 «Юность»

  • Атигский машиностроительный завод
  • Начало выпуска 1969 г.
  • Велосипед предназначен для подростков и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.
  • Техническая характеристика
  • База, мм. 985
  • Высота рамы, мм. 480
  • Размер шин, мм. 533×37
  • Число зубьев ведущей зубчатки 44
  • Число зубьев ведомой зубчатки 19
  • Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом
  • Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×3,4
  • Вес (без принадлежностей), кг. 13,0

Велосипед подростковый для мальчиков В-78 «Орленок»

  1. Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас»
  2. Начало выпуска 1969г.
  3. Велосипед предназначен для мальчиков до 15 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.
  4. Техническая характеристика
  5. База, мм.

    980

  6. Высота рамы, мм. 440
  7. Размер шин, мм. 533×37
  8. Число зубьев ведущей зубчатки 44
  9. Число зубьев ведомой зубчатки 19
  10. Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом
  11. Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×3,4
  12. Вес(без принадлежностей), кг.

    12,5

Велосипед подростковый для мальчиков В-79 «Орленок»

  • Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас»
  • Начало выпуска 1969г.
  • Велосипед предназначен для мальчиков до 15 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.
  • Техническая характеристика
  • База, мм. 980
  • Высота рамы, мм. 440
  • Размер шин, мм. 533×37
  • Число зубьев ведущей зубчатки 44
  • Число зубьев ведомой зубчатки 19
  • Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой
  • Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×3,4
  • Тормоз ручной, клещевой на оба колеса
  • Вес (без принадлежностей), кг. 12,5

Велосипед подростковый для девочек В-88 «Ласточка»

  1. Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас»
  2. Начало выпуска 1969 г.
  3. Велосипед предназначен для девочек до 16 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.
  4. Техническая характеристика
  5. База, мм.

    980

  6. Высота рамы, мм. 440
  7. Размер шин, мм. 533×37
  8. Число зубьев ведущей зубчатки 44
  9. Число зубьев ведомой зубчатки 19
  10. Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом
  11. Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×3,4
  12. Вес (без принадлежностей), кг.

    13,0

Велосипед подростковый для девочек В-89 «Ласточка»

  • Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас»
  • Начало выпуска 1969 г.
  • Велосипед предназначен для девочек до 15 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.
  • Техническая характеристика
  • База, мм. 980
  • Высота рамы, мм. 440
  • Ваз мер шин, мм. 533×37
  • Число зубьев ведущей зубчатки 44
  • Число зубьев ведомой зубчатки 19
  • Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой
  • Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×3,4
  • Тормоз ручной, клещевой, на оба колеса
  • Вес (без принадлежностей), кг. 13,0

Велосипед спортивно-шоссейный В-541 «Спорт»

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

  1. Начало выпуска 1959 г.
  2. Велосипед В-541 предназначен для массового велосипедного спорта.
  3. Техническая характеристика
  4. База, мм. 1040,1050
  5. Высота рамы, мм. 540, 560, 580
  6. Размер шин, мм 622×32
  7. Число зубьев ведущей зубчатки 48
  8. Число зубьев ведомых зубчаток 14, 18, 18 и 20
  9. Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой
  10. Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×2,4
  11. Тормоз ручной клещевой с центральной тягой на оба колеса
  12. Переключатель передач параллелограмный
  13. Вес (без принадлежностей), кг. 14,0

Велосипед спортивно-шоссейный В-553 «Старт»

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

  • Начало выпуска 1966 г.
  • Велосипед предназначен для спортивных соревнований по проселочным и шоссейным дорогам.
  • Техническая характеристика
  • База, мм. 1020, 1030, 1040
  • Высота рамы, мм. 540,560,580,600
  • Размер однотрубных шин 27″ х 1 1/8″
  • Число зубьев ведущих зубчаток 47,50 или 48,51
  • Число зубьев ведомых зубчаток 13, 14, 18, 18, 20
  • Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой
  • Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×2,4
  • Тормоз ручной клещевой, с центральной тягой, на оба колеса
  • Вес (без принадлежностей), кг. 10,5-11

Велосипед спортивно-трековый В-64

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

  1. Начало выпуска 1958 г.
  2. Велосипед предназначен для соревнований на треке.
  3. Техническая характеристика
  4. База , мм. 995
  5. Высота рамы, мм. 540,860,580
  6. Размер однотрубных шин 27″ х I»
  7. Число зубьев ведущей зубчатки 46 (сменные 48, 50, 52)
  8. Число зубьев ведомой зубчатки 13 (сменные 14, 15, 16)
  9. Втулка заднего колеса без свободного хода
  10. Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7 х 3,4
  11. Вес (без принадлежностей), кг. 9,0

Советские велосипеды vs современные байки

Сегодня на рынке велосипедв представлен огромный ассортимент агрегатов с различными характеристиками и оборудованием. Заходя в магазин, можно увидеть и шоссейные, и горные, и гибридные велосипеды.

Имеются подростковые и взрослые модели.

Из множества вариантов можно выбрать для себя агрегат с соответствующим типом тормозов, количеством скоростей, разновидностью покрышек, манеток, кареток и других «плюшек».

Однако многие современные велосипедисты помнят советские модели. Их забыть невозможно.

  • Они не отличались таким разнообразием видов и деталей, но велосипеды нашего детства навсегда останутся в памяти.
  • Давайте рассмотрим отличия велосипедов того времени от современных моделей и попробуем разобраться, что же в них особенного.
  • А после рассмотрим некоторые типичные модели, которые в детстве пользовались большой популярностью.

Основные отличия

  1. Популярные модели велосипедов СССР, их фото
  2. Конечно, советский велосипед в целом имеет те же составные части, что и современные модели.
  3. Однако у них были отличительные черты, которые заметно их выделяют. Среди них:
  • Тип рамы;
  • Наличие крыльев;
  • Наличие багажника;
  • Ножной тормоз;
  • Отсутствие подножки;
  • Особый звонок.

Первое, что бросается в глаза при виде советского велосипеда – оно и выдает модель прошлого века – это рама. Преимущественно она была выполнена в трех видах:

  • Верхняя прямая горизонтальная;
  • Верхняя выпуклая;
  • Нижняя под углом (верхняя при этом отсутствовала).

Агрегаты с последним типом рамы называли «женским велосипедом». Такое название было обусловлено отсутствием верхней рамы.

 

Садиться на данный аппарат было проще, поэтому он считался облегченным вариантом для женщин.

Конечно, это были всего лишь предрассудки. Данный тип рамы также встречался на подростковых моделях.

Наиболее популярным велосипедом с верхней горизонтальной рамой был «Урал».

Из-за высокой рамы ездить на нем могли только достаточно высокие взрослые люди, преимущественно мужчины.

Он отличался большим весом. Вообще рама советских велосипедов была значительно тяжелее.

Поэтому советских велосипедистов считали особенно стойкими, ведь управлять тяжелым велосипедом без переключения скоростей при подъеме в горку со встречным ветром – это подвиг! Для детей «Урал» был не рассчитан. Но кого из нас это останавливало.

Популярные модели велосипедов СССР, их фото

Большинство стремились научиться ездить под рамой, и многим это удавалось. Вот это был настоящее достижение! Советский велосипед так крепко запал в душу потому, что с ним связаны незабываемые воспоминания:

  • Радость от управления агрегатом, который весил почти столько же, сколько мы сами;
  • Боязнь разбить его при падении, поскольку он был редкостью во многих семьях;
  • Огромное количество часов, проведенных с ним на улице, потому что компьютеров и других гаджетов не было и в помине.
  • Обязательными атрибутами для моделей того времени были крылья и багажник.
  • Благодаря тяжелой, но прочной и длинной раме, а также багажнику, на одном велосипеде можно было передвигаться втроем: первый человек на раме, второй – на багажнике, а третий – на сидении.
  • Прочность и надежность крепления багажника даже позволяла ездить на нем стоя, удерживаясь за плечи водителя.

Одним из главных отличий советских велосипедов является тип тормозов. О V-brake и, тем более, дисковых механизмах многие даже не слышали.

  1. Замедлить велосипед можно было, прокрутив педали в обратную сторону.
  2. Эффективность ножного барабанного тормоза была схожа с V-brake на бюджетных моделях современных городских велосипедов.
  3. Он отличался надежностью и долговечностью, поэтому в большинстве случаев данный вид тормозов эксплуатировался наравне с велосипедом до самого конца.

Модели

Рассмотрим некоторых типичных представителей советских велосипедов. Наиболее популярный из них – это «Урал».

  • Данная модель является классическим типом односкоростного велосипедаа.
  • Он отличался достаточно большим весом, прямой горизонтальной рамой, а также сумочкой для хранения ключей, закрепленной под сидением.
  • Большие 28 дюймовые колеса и широкая в диаметре звездочка обеспечивала быструю, но трудно развиваемую скорость.
  • «Урал» является настолько прочным велосипедом, что многие модели советских времен можно встретить в рабочем состоянии до сих пор.
  • Аналогичными характеристиками обладали и велосипеды производства Харьковского велосипедного завода, например, «Украина» и «Турист».
  • Теперь можно поговорить о детских аппаратах.

Поскольку малышам невозможно было научиться ездить на массивных и тяжелых велосипедах, для них были разработаны миниатюрные трехколесные модели. Их отличие заключалось в том, что педали располагались на переднем колесе.

  1. Популярные модели велосипедов СССР, их фото
  2. Конструкция данной модификации также отличалась высокой прочностью, поэтому один аппарат могли испытывать дети нескольких поколений.
  3. Говоря о подростковых моделях, между «Уралом» и трехколесными агрегатами, на ум приходят 2 названия — «Школьник» и «Кама».
  4. Оба отличались одноуровневой рамой и средними по размерам колесами, что позволяло активно использовать его в городских условиях для прогулки или поездок в магазин.
  5. А регулируемые по высоте сидения и рули позволяли комфортно передвигаться на них даже взрослым.
  6. На «Каме» подростки пытались выполнять свои первые трюки, поэтому его без преувеличения можно назвать прародителем велоэкстрима в России.
  7. Популярные модели велосипедов СССР, их фото
  8. Помимо них в гаражах прошлого века можно было встретить:
  • «Салют» — складной вариант, отличающийся отсутствием верхней рамы и меньшими пропорциями;
  • «Орленок» — подростковый велосипед с выпуклой верхней рамой, которая придавала эффекта спортивности;
  • «Аист» — компактный, но выносливый агрегат, способный удерживать и детей, и взрослых.
  • Благодаря высокому качеству сборки, а также прочности материалов немало агрегатов того времени дожили до сегодняшних дней.
  • Их можно встретить на досках объявлений в интернете.
  • Вскоре мы сможем их увидеть только в музеях, но эти велосипеды навсегда останутся в наших сердцах потому, что они подарили нам счастливое детство!

Советуем почитать:

Велосипеды СССР: популярные модели прошедшей эпохи

Оружейная компания «Simson and Co» известна многим охотникам. Ее клеймо из трех перекрещенных треугольников символизирует немецкое качество.

Началось все в конце 18 века, когда в немецкий городок Хайнрихс приехал предприимчивыйеврей Либман Симсон. Сначала он начал свою деятельность с металообрабатывающегопредприятия, позже переквалифицировался на оружие, автомобили, бытовую технику,велосипеды.

Позже внуки Либмана в 1862 году основали фабрику по производству штыков и шомполов и изготавливали по заказу государства стволы длястрелкового оружия, а позже приступили и к производству винтовок.

Уже скоро они пригласили механика-конструктора,с которым расширилось производство оружия, но через несколько лет тот ушел изфирмы и она стала называться WaffenfabrikSimson.

Ближе к 1890 году немцы получилигосударственный заказ на модернизирование того оружия, которое гсударсвтополучило в ходе боевых действий, в результате они хорошо подзаработали и сумелимодернизировать свое производство, но увы, со временем государство прекратилозаказывать переделку оружия и фирма была вынуждена перепрофилироваться навыпуск охотничьего и спортивного оружия.

Эта оружейная фирма отличноразвивалась и вскоре начала выпускать велосипеды, а в начале 20-го столетия иавтомобили. Что касается оружия то немцы продавали его в большей степени вЕвропу и Америку, а что касается царской России, то в эту страну попадали лишьредкие экземпляры.

Одна из спортивных моделей оружий носила название USA. Предназначалосьэто ружье для спортивной стрельбы и стоило больше чем охотничье дробовоедвуствольное ружье «Зимсон». Стоит отметить, что в Европе перед Второймировой войной популярностьюначала пользоваться спортивная стрельба по глиняным тарелкам.

С приходомГитлера к власти тогдашние владельцы фирмы «Зимсон» были отстраненыот управления, а она сама была переименована BSW, но все же оружие дальшепродолжалось выпускаться со старым фабричным клеймом.

После того как частьГермании перешла под управление Советского Союза, оружейная фирма переходит вовсенародное пользование.

Только в конце 40-х российские охотники в массовом порядке узнали о существовании не только фирмы «Зимсон», но и многих других немецких оружейных фирм.

Немецкое оружие начали поставлять на территорию СССР, но в первой половине 60-х прекратили. Что касается самой фирмы «Зимсон», то она продолжалавыпускать оружие для европейского рынка проверенные временем модели.

Оружие «Зимсон» в нашевремя ценится по всему миру, ведь собой оно олицетворяет прошедшую эпоху.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector