Если по дороге из Риги в Вильнюс или Каунас вы каждый раз проезжаете Паневежис, то направляясь в Палангу и на Куршскую косу, вы непременно попадете в еще один литовский город — Шяуляй. Мы же после вчерашних приключений приехали сюда на ночлег.
Шяуляй — четвертый по численности насления город Литвы, после Вильнюса, Каунаса и Клайпеды. Сейчас в Шяуляе проживает 107 тысяч человек. Литовцев среди них — 94 процента.
Но так было не всегда. До Первой Мировой войны большинство населения Шавли — так тогда назывался Шяуляй — составляли евреи. Несмотря на общий антисемитизм Российской Империи, в литовских губерниях еврейская диаспора была очень влиятельной. Но потом Литва получила независимость, и демографическая картина начала меняться.
Литовцы переселялись из сельской местности в города, евреи же стали эмигрировать. Но уехать успели не все. К 1941 году евреи все еще составляли примерно 25% населения города. И почти все они погибли в Холокосте.
Повезло лишь тем, кто успел уйти вместе с советскими войсками и — внезапно — тем, кого советская власть перед войной депортировала во внутренние области СССР.
А в результате к концу Второй Мировой войны Шяуляй стал почти полностью литовским.
И хотя в послевоенное время для работы на промышленных предприятиях приехало много русских, Литва все же особой популярностью среди них никогда не пользовалась, в отличие от соседней Латвии.
Вот кому выбирать не приходилось — это советским военным, служившим на военном аэродроме в поселке Зокняй. А наибольшей численности население города достигло на момент всеобщей переписи в 1989 году — 145 тысяч человек.
Как и в любом уважающем себя городе, в Шяуляе есть своя пешеходная улица — Вильнюсская. Что интересно, организовали ее в далеком теперь уже 1975 году, и она стала первой такой улицей в СССР. Московский Арбат появился уже гораздо позже.
Здесь же, на пешеходной улице, в 1976 году установили башню с часами и кричащим петухом. Петух исполнял популярную литовскую песенку «Приходи на рандеву». Со временем место и правда стало популярным, а влюбленные стали назначать здесь друг другу свидания.
Конструкция в конце улицы — водонапорная башня, построенная в 1939 году. Она уже давно не используется, но сейчас там внутри действует музей водопровода.
А это — велосипедный музей. К сожалению, желания зайти ни у кого не возникло, хотя может и зря. Потому как не надо забывать, какое место занимал Шяуляй в велосипедном мире бывшего СССР.
Не помните? Каждый советский школьник мечтал поскорее подрасти, и тогда родители купят ему первый по-настоящему взрослый велосипед — «Орлёнок». Был такой велосипед и у меня.
Интересно, не удивлялись ли советские дети иностранной надписи на его раме — Ereliukas? Была и отдельная модель для девочек, с низкой рамой, называлась она другим непроизносимым литовским словом — Kregždutė, что значит «Ласточка». А производили все эти «Орлёнки» и «Ласточки» как раз в Шяуляе.
Разработали «Орлёнок» на Минском велосипедно-мотоциклетном заводе в 1949 году. За основу были взяты довоенные еще немецкие велосипеды, оборудование для производства которых СССР вывез из Германии по репарациям.
Но поскольку завод в Минске был занят более серьезным делом — мотоциклами для армии — выпуск детских велосипедов в 1951 году передали в соседнюю Литву.
Вот честно, катаясь в 1980-х годах на «Орлёнке», не знал, что это настолько легендарная конструкция:)
Правда качество при такой безальтернативности — шутка ли, один завод на весь СССР — часто страдало. Помню, еду я как-то на своем «Орлёнке», и вдруг он подо мной резко проседает.
Слезаю, чтобы посмотреть, а там — труба рамы отпаялась и выскочила из центральной втулки.
А ведь велосипед-то был почти новый! Бабушка тогда написала возмущенное письмо в газету «Правда», мол как же так, купила с пенсии внуку велосипед, а он развалился:(
Трубу мне потом, конечно, приварили обратно. Стало не так красиво, но зато больше не ломалось. Ездил потом на этом «Орленке» несколько лет.
Интересно, а это что за конструкция? Индийский туалет? Если кто бывал в Индии, видели наверно:) Но может здесь это было что-то другое? 🙂
Отель «Шяуляй» — центральная гостиница города. И еще одна пара бетонных «будок» справа. Для чего же их все-таки построили? Может быть, для телефонов-автоматов?
Типичная городская застройка — советские пятиэтажки. Из-за них выглядывает шпиль собора. Туда мы еще сходим, а пока направляемся в сторону озера Талкша
В 1981 году, к 750-летию Шяуляя в парке на берегу озера была построена оригинальная композиция — на 18-метровой колонне стоит фигура мальчика на шаре с колчаном и стрелами. Это символ города — Стрелец. Дело в том, что Šaulys по-литовски это и есть «стрелец».
Но есть и другая версия происхождения названия города, от слова Saulė, что значит «солнце». И, как бы обыгрывая и эту версию тоже, колонна с мальчиком-стрельцом вместе с окружающей ее площадью является также и самыми высокими в Литве солнечными часами.
Ой, а это там кто стоит? 🙂
Название фигуры, выполненной из металлических пластинок — Железная Лиса
Установили лису на берегу озера в декабре 2009 года. Но что она символизирует? Может быть, с ней связана какая-то местная легенда?
Оказалось, что легенда и правда есть, но связана она не с лисой, а с волком, и не в Шяуляе, а в Вильнюсе. Вроде как князю Гедимину приснился волк, и он решил на том месте построить столицу. Шяуляйцы же решили, что если в Вильнюсе есть волк, то у них будет лиса:)
А что там за заброшенная фабрика на другом берегу озера? И что это за дворец в парке рядом с ней?
Это бывшая вилла купца и фабриканта Френкеля. На рубеже XIX и XX веков литовский еврей Хаим Френкель открыл в Шавли свое производство по выделке кож.
Дела у него пошли так успешно, что предприятие стало известно не только в Российской Империи, но и за ее пределами.
Непромокаемые фирменные красные подошвы Френкеля ценились настолько высоко, что он заслужил в профессиональном сообществе прозвище — «король кож».
Но потом грянула Первая Мировая война, а за ней и революция. Не пережив потрясений, Хаим Френкель скончался в 1920 году. Управление фабрикой перешло к его родственникам, которые переориентировали производство на выпуск обуви. В 1940 году последовала национализация. После войны фабрика продолжила работать уже как госпредприятие.
Конец же был немного предсказуем — в годы либеральных реформ обувная фабрика, что называется, не вписалась в рынок и обанкротилась. Теперь только отреставрированная вилла и парк напоминают о былой славе Хаима Френкеля. Но для чего здесь стоят эти пожарные машины?
Пожарные машины самые разные, есть и узнаваемая советская техника из 1980-х, и даже целый пожарный бронетранспортер, но есть и машины явно иностранные, старых моделей. Значит это музей?
Поис к в сети показал, что музей пожарной техники в Шяуляе и правда есть, но находится он не у виллы Френкеля, а на окраине города, в поселке Зокняй, рядом с военным аэродромом. Но туристы, видимо, до аэродрома добираются редко, а техникой похвастаться хочется, вот ее и подгоняют иногда к вилле Френкеля:)
На аэродроме Зокняй в советское время базировались истребители МиГ-23, транспортные самолеты Ил-76, самолеты ДРЛО и управления А-50.
Но потом советские войска из Литвы вывели, а с 2004 года здесь на сменной основе базируется т.н. «воздушная полиция НАТО».
Каждые несколько месяцев в Литву прилетает эскадрилья истребителей из одной из стран НАТО, чтобы отсюда делать патрульные вылеты вокруг всей Прибалтики.
А теперь прогуляемся в сторону того самого собора, чья колокольня до этого постоянно попадала в кадр
Кафедральный собор Петра и Павла — самое величественное сооружение в Шяуляе. Освящен он был в 1634 году, но с тех пор много раз перестраивался. В 1944 году за город шли тяжелые бои, собор тоже был сильно разрушен. То, что мы видим сегодня — это уже послевоенная реставрация.
Коробка слева — это не музей современного искусства, а что-то, связанное с Шяуляйской епархией католической церкви.
В парке напротив собора в 2006 году построили фонтан — «Солнечный диск». Фонтан представляет собой три разных по размеру диска, соединенных мостиком. Тут же была придумана легенда — если пройти по мостику между дисков и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
Честно говоря, не помню, почему мы не увидели и остальные здания на этой площади. А ведь там и университет, и мэрия города.
А вместо этого мы опять оказались на пешеходной улице Vilniaus, где проходила какая-то ярмарка, и шла оживленная торговля
Кстати, еще на тему литовского языка. Попалась мне статья про Шяуляй на литовском портале Delfi. И там на самом деле, как и говорил Ciriulic, так и пишут — «мы переночевали в Шяуляй», «мы выехали из Шяуляй».
Но это, видимо, нормы, принятые для русского языка именно в Литве. Потому как в русском языке существует правило о том, что иностранные названия, заканчивающиеся на согласную букву, склоняются по падежам.
А буква Й в русском языке — согласная:)
Наш маршрут по Шяуляю и его достопримечательности
Разбирая фотографии, долго не мог понять, что это за современная церковь. Но потом, сравнив время в свойствах файла и наш маршрут, понял, что это за город. Попробуйте прочитать его название без запинки — Науйойи-Акмяне:)
Легендарный велосипед советский: марки и фото :
Советское время. С чем оно ассоциируется? И сейчас каждый подумал о своем… Но у велосипедистов этот период ассоциируется в первую очередь с появлением легендарных советских велосипедов. Это сейчас они легендарны, а в прошлом веке — хиты продаж.
Первый советский велотранспорт
Первый велосипед советский был выдан на обзор мировой общественности уже более 85 лет тому назад. Выпускался этот транспорт Харьковским велозаводом. Кстати, этим же заводом выпускались советские велосипеды, фото которых представлены ниже.
Детали, которые входили в комплектацию первого двухколесного, были исключительно зарубежного производства, страной-экспортером выступала Англия. Причем расчет был не валютой, а драгоценным металлом (золотом). В 20 веке отечественные конструкторы стали создателями новой советской модели велосипеда, и назывался он «Украина». Все его комплектующие были уже отечественного производства.
Советский велосипед детский трехколесный
Для самых маленьких жителей СССР был создан советский трехколесный велосипед.
Отличительной особенностью этого «железного товарища» была жесткая сцепка педалей и переднего колеса, что являлось причиной неустойчивости транспорта на наклонной поверхности и грозило неприятностями.
В советское время трудно было найти двор, в котором не катались на таком велосипеде. Причем велосипед мог быть один, а желающих прокатиться — десятки. В этом заключаются главные преимущества трехколесного велосипеда того времени – прочность и выносливость.
Двухколесный транспорт «Дружок»
Эта марка также относится к детской категории велосипедов. Модели этой марки считаются последователями трехколесного велотранспорта, но в отличие от них, эти велосипеды советских времен уже были оснащены пневматическими шинами, колесами съемного типа, ручной тормозной системой, а еще они были легки в транспортировке.
Советский «Школьник»
«Школьник» — модель велотранспорта для детей, ведь именно они выступали в качестве основной потребительской категории. Производство двухколесных под этой маркой было развернуто на заводе им. Горького, который являлся структурной единицей объединения ГАЗ.
Начал осуществлять свою деятельность этот завод в 1940 году и первоначально был цехом Горьковского автомобильного завода по выпуску автомобилей для детей и их комплектующих. Вторая мировая война заставила поменять специализацию на производство боевых мин.
Но несмотря на это, в 1956 году мир увидел велосипед советский «Школьник».
Отличительные характеристики:
- целевая аудитория – дети 10–11 лет;
- период выпуска – с 1956 по 1993 год.
Конструктивные характеристики:
- задней втулке был свойственен свободный ход;
- высокий руль;
- вынос руля увеличенный;
- мягкое сиденье;
- жесткий каркас седушки.
«Орленок» в СССР
Велосипед советский «Орленок» относится к группе подросткового транспорта. Выпускал мечту подростка литовский завод. Эта марка велосипеда значительно превосходила агрегат «Школьник» как по техническим характеристикам, так и по особенностям дизайнерского оформления. Этот «литовский красавец» был самым желаемым подарком на день рождения или Новый год каждого советского мальчишки.
Особенностями рассматриваемой модели являются:
- Эргономичность. Модель была правильно разработана и комфортна в эксплуатации. Кроме того, пользовался этот велосипед спросом и у жителей многоэтажных домов, ведь заносить его было гораздо проще, нежели предшественников.
- Идентичность велосипедов для взрослой категории населения. В основе конструкции «Орленка» присутствуют каретка, втулки и профиль обода в том же количестве, что и взрослого агрегата. Поэтому тот, кто становился владельцем этого железного коня, выглядел взрослым в глазах друзей-подростков.
- Простота модернизации под мотобайк. Истории известна масса случаев, когда обычный подростковый «Орленок» становился мотовелосипедом, на котором можно «вышивать» на относительно высоких скоростях, не прилагая практически никаких усилий – достаточно было пару раз крутануть педали.
«Кама» — звезда Советского Союза
Велосипеды советского производства в своем ассортименте имели и настоящие бестселлеры. Именно таковым и является велотранспорт «Кама». Модель относится к подростковым средствам передвижения. Имеет раму цельного типа. Цена находилась на уровне 100 рублей, что было не так уж и дешево в то время, но, несмотря на это, спрос на звезду Советского Союза только рос.
Особенностями являются:
- Стильное дизайнерское оформление. Внешний вид «Камы» не оставлял равнодушным ровным счетом никого.
- Возможность регулировки высоты сиденья и руля. Это способствовало расширению потребительского круга, ведь двухколёсный мог «подрастать» вместе со своим владельцем, а значит, ездоками могли быть как взрослые, так и дети.
- Отсутствие рамы горизонтального типа.
- Небольшой диаметр колес.
- Компактность и мобильность. «Кама» являлся представителем линейки складного велотранспорта, что позволяло хранить в квартирах и перевозить в транспорте общественного предназначения.
Велотранспорт «Урал»
«Урал» — классическая модель велотранспорта. Этот велосипед советский пользуется популярностью среди бывалых любителей двухколесных и в наше время. Спросите, что же обеспечило ему такую славу и авторитет? Все просто: «Урал» отличается сверхкрепостью, надежностью и способностью езды по любому российскому бездорожью.
К особенностям этой марки можно отнести:
- Возможность крепления сидения для детей.
- Комплектацию. Вместе с транспортом шел насос, комплект для ремонта и аптечка.
- Индивидуальность. Аналога по крепости в СССР не существовало.
«Москва-80» — советская легенда
Внимательно прочитали название марки? Тогда вы, наверное, поняли, что этот велосипед советский был выпущен специально для Олимпиадных игр 1980 года и предназначался для сборной СССР, которая так и не использовала эти «шедевры» велоиндустрии того времени.
Под этой маркой было создано лимитированное количество транспорта – всего 10 экземпляров. Производителем был велосипедный завод в городе Харьков. Эксперты присвоили этой марке звание «Лучший велосипед 60–80 годов».
Конструкция агрегата включала детали и структурные элементы исключительно отечественного происхождения.
Благодаря свойственным минимальным весовым характеристикам (немного более 8 кг), «Москва-80» стал главным атрибутом на велогонках в Беларуси, Эстонии, Киргизии, Украине, Латвии, Литве, где во многих соревнованиях стал символом победы.
«Спутник»
Одна из наиболее распространённых марок советских велосипедов, которые считались мужскими легкодорожными. Даже сейчас можно найти людей, у которых в гараже стоит этот красавец.
Производством модели занимался Харьковский велосипедный завод на протяжении 60–70 годов прошлого столетия.
«Спутник» радовал обычного отечественного потребителя и спортсменов, поскольку использовался как для решения ежедневных задач (поездок на работу и с работы, за покупками и т. д.), так и для спортивных тренировочных занятий и состязаний.
В заводскую комплектацию входили: насос, звонок, навесной чехол с инструментами.
Особенности:
- советский велосипед был оснащен дюралюминиевыми либо стальными ободами;
- тормозная система характеризовалась симметричной тягой;
- педали усиленные;
- усовершенствованные скоростные переключатели;
- руль спортивный.
«Турист» — первый в шоссейник в СССР
«Турист» считается шоссейным велотранспортом, но если провести параллель с современными велосипедами шоссейного типа, то сходства можно пересчитать на пальцах.
Но мы же говорим о временах Советского Союза. А для того времени такой агрегат, как «Турист», был настоящим прорывом в велосипедной индустрии.
Это был первый велосипед, скоростной режим которого можно было выбирать самостоятельно.
Но наличие четырех скоростей — это ещё не все преимущества модели! «Турист» имел превосходную заводскую комплектацию, в которую входили:
- насос;
- подрамная сумка, внутри которой был весь необходимый инструментарий для осуществления велосипедный ремонтных работ;
- багажник.
И это еще не все! Производители оборудовали эти советские шоссейные велосипеды тормозами ручного типа, фарой и динамо-машиной. Именно этими нововведениями марка заслужила всенародное признание и любовь.
К недостаткам модели можно отнести отсутствие амортизаторов.
Надежность, крепость и эргономичность – синонимы велосипеда «Турист».
«Тахион» — спортивная мечта
Советский спортивный велосипед – предмет вожделения мальчишек. Каждый хотел, чтобы у него был такой велик, которого не было у сверстников. Тогда его владелец приобретал большой авторитет среди друзей и получал выгодные предложения взамен на разрешение прокатиться. Ну, кому такое не понравится?!
Создателем «Тахиона» является Реджинальд Воронцов. Чтобы охарактеризовать советский велосипед, достаточно дать определение названию модели. Итак, тахион представляет собой частицу, которая движется со скоростью, превышающей скорость световых потоков в вакууме.
Вот и получается, что «высокоскоростная» особенность была изначально заложена в агрегат этой марки. Просуществовал «Тахион» на рынке немного более 10 лет. В конструкцию входили импортные элементы. Вес железного коня составлял 9,5 кг. Такие габаритные характеристики были достигнуты благодаря применению таких материалов, как титан, сплавы из алюминия.
Кстати говоря, вышеперечисленные материалы активно используются и в современном велопроме.
В общей сложности было выпущено около 400 велосипедов марки «Тахион», которые отличались друг от друга техническими характеристиками. Но какие бы характеристики ни были свойственны той или иной модели, для целей эксплуатации обычными людьми он предназначен не был. Призвание «Тахиона» — спортивная жизнь и соревнования. Цена такого спортивного коня находилась в пределах 7000 рублей.
Старые советские велосипеды — легенда нашего времени!
Велосипеды из СССР — Орлёнок и Салют
Для читателей нашего блога действует скидка 10%по промокоду blog-BB30 на все товары, представленные в нашем магазине
В советских реалиях последней ступенькой перед «большими» велосипедами вроде «Урала», «Украины» или «Старт-шоссе» были «Орлёнок» и «Салют». Эти велосипеды дарили радость от покатушек и небольших путешествий уже достаточно взрослым (11-15 лет) детям.
«Салют» — был этаким вариантом «Камы», только на 24-х колёсах, не мудрено, ведь он выпускался на том-же Пермском Велосипедном Заводе.
Но то, что работало и было актуально у «Камы» и что сделало её культовым велосипедом, у «Салюта-С» не пригодилось от слова совсем.
Из-за 24х колёс с велосипедом было гораздо проблематичнее передвигаться в общественном транспорте, даже со сложенной рамой.
Поэтому складной механизм исчез вместе с индексом «С» и велосипед стал называться «Салют». Хоть уборка лишнего узла и позволила слегка уменьшить общий вес велосипеда с 15 до 14.8 кг, это всё равно было достаточно много. Хотя стоит признать, что с горы «Салют» катил весьма бодро. Геометрия велосипеда была более-менее классической, а посадка прогулочной.
«Орлёнок» же, это как в одной известной передаче — совсем другая история. Появился в начале 1950-х годов в Минске, производился на Минском мотоциклетно-велосипедном заводе (ММВЗ), где выпускалась ещё кипа всякой двухколёсной техники.
Со временем выпуском этого велосипеда занялся Шяуляйский велосипедно-моторный завод (ШВМЗ) в г. Шяуляе Литовской ССР, что весьма положительно сказалось на качестве. Сравните его с «Салютом». При кажущейся сложности конструкции с высокой рамой велосипед весит 12.3 кг, фантастика!
Имел более короткую базу, при этом из-за более мелкой передней звезды и более крупной задней «Шаг велосипеда» (расстояние, которое проезжает велосипед за один оборот педалей) был 4.44м против Салютовских 5.42м. Велосипед был королём гоночных заездов по дворам и лесным тропинкам. Не мудрено, что ребятней тех лет он котировался в разы больше.
Так же была версия с низкой рамой для девочек, называлась «Ласточка». Но популярности Орлёнка она не сыскала. Кстати, на литовском Орлёнок и Ласточка звучали как Эрелюкас и Крегждуте, что предовало велосипедам заграничного шарма. Да и геометрия Орлёнка была больше похожа на западные велосипеды.
- После того, как дети вырастали, они пересаживались на уже знакомые вам большие велосипеды, но тот задор, те веселые дворовые моменты не давал больше ни один велосипед.
- Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары, представленные в нашем магазине
«Орленок» – мечта о велосипеде
Продолжаем наши велосипедные пятницы! Всем (хотя уже не всем) с детства знакомые подростковые велосипеды «Орленок» (для мальчиков) и «Ласточка» (для девочек) начали выпускать в 1950-х годах. Сначала производство этих двух моделей освоил Минский велосипедный завод, а затем их начали делать на Шауляйском велосипедно-моторном заводе Литовской ССР. «Орленок» превратился в «Эрелюкас», а «Ласточка» – в «Крегждуте», заводские номера моделей – В72, В74М, В82 и В84М.
Первая классическая изогнутая рама «Орленка» имела двойную верхнюю трубу, плавно переходившую в верхние перья задней вилки. По дизайну она была гораздо интереснее поздней и очень хорошо отражала реальность: советские дети не рисковали оставлять велосипеды на улице, а затаскивали их по лестнице в квартиру, и конфигурация рамы позволяла удобно разместить велосипед на плече.
Поздние модели выпускались с рамой, скопированной с брутального туристического велосипеда В110 «Украина» (ХВЗ), – только уменьшенного размера. Рама стала более «скучной», но зато теперь «Орленок» еще меньше отличался от взрослого велосипеда.
На подростковой модели можно было ездить как по шоссе, так и по проселочным дорогам. Велосипеды были хорошо укомплектованы: к ним полагалась аптечка для ремонта шин, масленка, насос со шлангом и насосодержателем, сумка с инструментами и звонок.
Мальчикам полагался багажник, а девочкам – сетка на заднее колесо, защищающая юбку от попадания в спицы.
Самые серьезные юные велосипедисты могли за дополнительную плату получить в комплект генератор с фарой, счетчик пройденного расстояния, зеркало заднего вида и щиток для цепи.
«Орленок», особенно ранние модели с гнутой рамой, был хорошей основой для экспериментов юных изобретателей – например, из него выходил отличный мотовелосипед.
«Орленок» стал по-настоящему легендарным велосипедом – его можно увидеть практически во всех советских детских фильмах (давайте вместе вспомним в х) и наверняка – на фотографиях из семейного архива.
Вот, что вспоминают тогдашние счастливые обладатели «Орленка»:
«Если бы меня в конце 1974 года спросили – какое событие в твоей жизни самое яркое, то я бы точно знал, что ответить: покупка велосипеда. День, когда мы с отцом пошли в «Детский мир» и приобрели мне двухколесного друга синего цвета, запомнился мне так, словно он был решающим в моей судьбе.
Я катил только что купленный велосипед, держа его за свернутый руль, и торжественно молчал, распираемый гордостью и радостью, не до конца веря в реальность происходящего. А хромированные крылья сверкали на солнце, пуская зайчики. Мне казалось, что все встреченные нами люди с улыбкой и некоторой завистью смотрят на меня и мое первое в жизни серьезное средство передвижения.
Ведь это был не какой-нибудь «Школьник», а полноценный «Орленок»! Или, как было написано на раме, «Ereliukas»».
Приходите на выставку «Изобретая велосипед»! Она открыта с 5 июня по 30 сентября
Время работы:
вторник – пятница 10:00−20:00 суббота – воскресенье 10:00−21:00 понедельник – выходной день
Велосипеды ММВЗ: история завода, обзор основных моделей
Велосипеды Минского мото-велосипедного завода были необычайно популярны в СССР. В линейке товаров можно было найти недорогие и качественные модели.
В статье мы рассмотрим историю велосипедов ММВЗ и рассмотрим продукцию бренда, в том числе и современную.
Велосипеды ММВЗ: классика советской велоиндустрии
История
После победы Советского союза над фашистской Германией, немецкие заводы, поддерживающие вермахт, расформировали. Среди них было и предприятие DKW, в годы войны производившее мотоциклы для армии Германии. Ее оборудование было перевезено в СССР, где оно стало основой нового завода в Минске. ММВЗ строился на месте разрушенной фабрики по изготовлению фурнитуры.
В мае 1946 года заработало первое оборудование. За несколько месяцев были полностью сформированы и запущены два цеха, а первый велосипед ММВЗ сошел с конвейера в 1947 году.
К концу года было произведено 6,5 тысяч велосипедов. Так определилась специализация завода.
Первая модель велосипеда имела название В-16 и представляла собой дорожный велосипед с одной скоростью. В скором времени популярность дорожных моделей смогла сравниться с аналогами Харьковского велозавода.
Что касается велосипедов других стилей, байки ММЗВ все же уступали модели «Украина», на тот момент уже имевшей систему переключения скоростей. Инженеры минского завода решили сфокусироваться на производстве дорожных велосипедов.
Модели имели 28-дюймовые колеса и по дизайну практически не отличались от аналогов ХВЗ.
В начале 50-х годов с конвейера сошли знаменитые велосипеды «Орленок» и «Ласточка», ориентированные на подростков.
Особой популярностью пользовались мотоциклы завода. Их производство началось в 1951 году. Если ХВЗ производил только велосипеды, то минский завод специализировался и на моторной технике. Недорогая продукция ММВЗ была распространена повсеместно.
Первая модель мотоцикла М1А (народное название — «макака») была копией немецкой модели RT125. Конструкция была прекрасно продумала и выпускалась не только минским заводом, но и английским BSA, японской Yamaha, американским предприятием Harley-Davidson и несколькими заводами в Италии.
Стоит отметить, что модель, с незначительными изменениями, также производится и сегодня. За все советское время завода более 30-и модификаций 20-и моделей сошли с конвейера. Также завод выпустил 14 моделей спортивных автомобилей, 12 экспериментальных и миниатюрных моделей.
Современность
В отличие от многочисленных заводов, прекративших деятельность после распада СССР, минский завод продолжает свою работу и по сей день. В каталоге продукции можно найти, дорожные, горные, прогулочные, подростковые, детские, дамские и другие модели. Сейчас бренд имеет приятное название «Аист».
Знакомое название
Все, кто застал советское время, наверняка тут же вспомнили знаменитую любимую многими модель «Аиста». Да, именно в честь нее назван современный бренд минского завода. Сегодня название пишется латинскими буквами. Велосипеды Aist распространены довольно широко и могут конкурировать с недорогими зарубежными аналогами.
Кроме байков, завод специализируется на выпуске мотоциклов, мопедов, квадроциклов, сельскохозяйственной техники, скейтбордов, товаров для мото- и велоспорта, спортивных коньков.
Советские велосипеды
Всего за годы существования СССР с конвейера завода были выпущены 19 моделей. Большинство велосипедов обозначалось просто номером, но удачные модификации приобрели красивые названия. Самыми популярными были:
- В-143 «Минск»,
- Мир;
- Дружба;
- Аист.
Рассмотрим подробнее их технические характеристики
В-143 «Минск»
Модель выпускалась параллельно с модификацией В-138, но постепенно вытеснила ее. Это — базовый дорожный байк, который пришелся по нраву любителям велосипедов благодаря качественной сборке, простоте и надежности. Модель имела крепкий багажник, рассчитанный на груз до 16 кг, пружинное седло.
«Мир»
Велосипед «Мир» выпускался вплоть до 1968 года. Так же как и «Минск», модель представляла собой дорожный велосипед. Багажник имел удобную зажимную пружину для груза, модель была дополнена передним тормозом клещевого вида. Седло было пружинным.
«Дружба»
Велосипед отличатся от других моделей завода наличием сдвоенной верхней требы рамы. Конструкция была укреплена специально для увеличения потенциальной грузоподъемности. Многие советские умельцы додумывались установить на верхнюю трубу второе седло, таким образом модель часто использовалась для катания двух людей одновременно.
«Аист»
Велосипед позиционировался как подростковый. Главное его достоинство состояло в складной раме.
Он был невероятно компактен, чем сыскал популярность среди владельцев небольших квартир. В конструкции байка отсутствовала верхняя трубка рамы, за счет чего велосипед выглядел довольно миниатюрно. Однако весил он только на 600 гр. меньше «Мира».
Тюнинг велосипедов ММВЗ
Любители ретро активно используют старые советские модели для современного тюнинга. Энтузиасты занимаются реставрацией старых моделей и их поддержкой, дорабатывают конструкции, придавая им современный вид. Купить советский б.у. велосипед и запчасти к нему без труда можно через онлайн доски объявлений.
Aist сегодня
Завод выпускает довольно неплохие байки по невысокой цене. Хоть на фоне зарубежных конкурентов продукция не выглядит столь успешной, велосипеды бреда вполне могут сгодиться в качестве ежедневного байка для непритязательных велолюбителей.
Многие, кто имеют теплые воспоминая о советских «Аистах» патриотично выбирают современные модели ММВЗ. Непритязательность в обслуживании, невысокая цена, достаточно хороший уровень качества делают модели привлекательными для среднего покупателя.
Сегодня горные байки Aist практически все имеют алюминиевую раму из сплава 6061. Велосипед Слайд 1.0 имеет амортизационную вилку Suntour, 27,5-дюймовый размер колес, навесное оборудование от японского бренда (передний переключатель Shimano Acera и задний Shimano Altus). Как видите, неплохой набор. Отзывы о модели исключительно положительные.
Заключение
Велосипеды ММВЗ являются неотъемлемой частью советской велосипедной эпохи. Байки пользовались большой популярностью среди любителей велоспорта СССР.
Дорожные модели успешно конкурировали с велосипедами ХВЗ. Сегодня советские модели, в основном, используются дачниками и любителями ретро байков.
Современные «Аисты» также успешно развиваются и занимают достойное место на отечественной велосипедной нише.
Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня
У большинства моих читателей в юности наверняка был велосипед «Десна». Или «Школьник». Или «Кама». Или даже – не побоюсь этого слова – «Украина»!
Я решил выяснить, куда они все делись и что стало с предприятиями, которые их производили. Думаю, вам тоже будет любопытно.
Некоторые легендарные велосипеды всё ещё можно купить, причём не только на сайтах объявлений!
GlazBike
Республика: РСФСРГород: ПермьПроизводитель: Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции, затем ПО «Велта»
«Урал»
Один из самых популярных советских дорожных велосипедов. Некоторые экземпляры ездят до сих пор.
GlazBike
«Кама»
Несмотря на маленькие колёса, на «Каме» катались не только подростки, но и взрослые. Несмотря на складную конструкцию, велосипед оказался невероятно надёжным. Многие «Камы» до сих пор на ходу.
GlazBike
«Салют»
Складной велосипед для тех, кто всё-таки вырос из «Камы». Производился не только в Перми, но и, например, в Йошкар-Оле.
GlazBike
Статус
Предприятие ликвидировано в 2006 году. Велосипеды под старыми брендами не производятся. Бывшие сотрудники «Велты» основали компанию Forward, производство которой находится в Перми.
«Форварду» также принадлежит элитный бренд Format и бренд эконом-класса Altair (о нём ниже).
- Республика: УССРГород: ХарьковПроизводитель: Харьковский велосипедный завод им. Петровского
- «Украина»
- Живая легенда
«Турист»
Действительно мечта любого советского туриста. Уже полвека назад этот велосипед имел 4 скорости! Заводом также выпускались похожие модели «Спутник» и «Спорт».
VeloRetro.ru
«Старт-Шоссе»
Возможно, первый советский шоссейник.
VeloRetro.ru
Специальная модель, выпущенная в честь Олимпиады-80
VeloRetro.ru VeloRetro.ru
Статус
Производство продолжается. Завод принадлежит украинской компании ЮСИ. Шоссейников в линейке больше нет, но присутствуют модернизированные за счёт иностранного оборудования «Украина» и «Турист».
- Республика: БССРГород: МинскПроизводитель: Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ), затем «Мотовело»
- «Минск»
- Белорусский аналог «Урала» и «Украины», большой дорожный велосипед.
VeloRetro.ru
«Аист»
Под маркой «Аист» производились разные велосипеды, в том числе «Минск» в 80-е. Но чаще всего подразумевают модель, похожую на «Каму» и «Десну».
«Аист» с колёсами 24 дюйма. По сути – белорусский вариант «Салюта».
Статус:
Весной 2018 года ОАО «Мотовело» было признано банкротом. Производство велосипедов планируется перенести в белорусско-китайскую индустриальную зону «Великий Камень».
«Аисты» в продаже пока есть, в том числе классические складные велосипеды с 20-дюймовыми колёсами.
- Республика: РСФСРГород: Жуковка (Брянская область)Производитель: Жуковский велосипедный завод, затем «Веломоторс»
- «Десна»
- Брянский аналог «Камы», который отличался от неё главным образом рамой.
Велосипеды под брендом «Десна» сейчас производит «Веломоторс», то есть это те же «Стелсы».
Что касается самого большого производителя велосипедов в России, то у него сейчас несколько заводов. Производство открыто в Кубинке (Московская область), станице Крыловской (Краснодарский край) и собственно Жуковке (Брянская область). Часть комплектующих для велосипедов ввозится из Азии.
- Республика: УССРГород: ЛьвовПроизводитель: Львовский велосипедный завод
- «Эврика-2»
- Пожалуй, самый странный из советских складных велосипедов – с передним псевдоамортизатором и рулём как у чоппера.
VeloRetro.ru
Статус:
Ещё в советское время завод сделал ставку на мототехнику. С распадом СССР ситуация на предприятии начала ухудшаться, и в нулевые завод окончательно умер. Велосипеды больше не производятся.
Республика: РСФСРГород: Саранск, Мордовская АССРПроизводитель: Саранский механический завод
«Кросс»
Самый модный из советских подростковых велосипедов. Был довольно популярен и в 90-е, особенно в соседних с Мордовией регионах.
GlazBike
Статус:
СМЗ пока ещё существует и работает. Велосипеды под маркой «Кросс» тоже производятся, но широких продаж по России нет.
- Республика: РСФСРГород: ПензаПроизводитель: ЗИФ, Пензенский велосипедный завод
- «Сура»
- Хотя ЗИФ был прежде всего оборонным предприятием, он выпускал широкую линейку велосипедов, в том числе несколько моделей под маркой «Сура».
GlazBike
Статус:
Велосипеды «Сура» (Sura) до последнего времени можно было встретить в провинципальных спортивных магазинах, но теперь это раритет. В 2014 году прекратилось производство велосипедов, а в 2016-м завод обанкротили и разграбили. Авторы версии о рейдерском захвате предприятия считают, что на месте ПВЗ будет построен очередной ЖК.
Республика: РСФСРГород: Нижний НовгородПроизводитель: ГАЗ
«Школьник»
Пожалуй, самый массовый подростковый велосипед в СССР. Правда, в отличие от той же «Камы», он был посредственного качества.
GlazBike
Немногие знают, но ранние версии «Школьника» выпускались с рамой, как у «взрослых» моделей.
VeloRetro.ru
Вариант с дамской рамой
VeloRetro.ru
Статус:
Производство «Школьника» прекратилось в середине 90-х. «Группе ГАЗ» велосипеды не интересны.
- Республика: Литовская ССРГород: ШауляйПроизводитель: Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас»
- «Орлёнок»
- Литовский конкурент «Школьника», который выгодно отличался от него качеством и удобством конструкции.
VeloRetro.ru
«Орлёнок» для девочек назывался «Ласточкой».
GlazBike
Статус:
В литовском Шауляе до сих пор успешно работает завод Baltik Vairas, который когда-то выпускал велосипеды «Орлёнок». Теперь он производит современные велосипеды (в частности, под брендом Panther) и продаёт их в странах Западной и Северной Европы.
- Республика: РСФСРГород: Йошкар-Ола, Марийская АССРПроизводитель: Йошкар-Олинский велосипедный завод
- «Таир» / «Альтаир-Т»
- Интересная модель с нетипичной для советских велосипедов защитой цепи.
Статус:
Йошкар-Олинский механический завод и его велосипедную «дочку» обанкротили ещё в начале нулевых.
Бренд Altair теперь принадлежит компании Forward. Насколько я понимаю, велосипеды под этим брендом теперь производятся не в Йошкар-Оле, а в Перми. Да и фирменную защиту цепи они куда-то потеряли.
- Что нового?
- Помимо гигантов Stels и Forward, которых я уже упомянул, за последние годы в России появилось ещё несколько заметных производителей.
- Например, Stark, который базируется в Подмосковье, но велосипеды производит в Тайване.
Питерский Shulz, специализирующийся на складных велосипедах.
И калининградский завод «ВелоБалт», который выпускает велосипеды под брендами Stinger и Novatrack. Так что если продавец-консультант в веломагазине будет доказывать вам, что Stark, Shulz и Stinger – европейские велосипеды, немедленно с ним распрощайтесь. 😉
Покажите пост своим друзьям, пусть они тоже предадутся ностальгии!