Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт

Продолжая курс статей про групп-сеты от Shimano, хотелось бы поговорить о манетках. Если вы ещё не читали статью про задние переключатели, обязательно ознакомьтесь, там много интересностей. Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт Эта штука на руле, которая позволяет вам переключаться, называется манетка или триггер (от англ. Trigger – курок). Что в русском, что в английском языке название немного странное и, на первый взгляд, устройству не очень подходит. Указательный палец, как на курке, мы держим на тормозной ручке, а переключаемся вверх и вниз мы с помощью большого пальца. Это вполне логично и удобно, не нужно снимать палец с тормоза. Так почему триггер или манетка? Ответ на этот вопрос скрыт во мраке неизвестного. Хотя, стоит сказать, что Shimano это название весьма кстати. В самых простых линейках есть «RapidFire». Эта технология позволяет переключаться вниз (при условии использования в вашем переключателе стандартной системы сброса скоростей) указательным пальцем. В более старших линейках есть технология «2 Way Release». Она уже позволяет переключаться одним как большим пальцем или с помощью указательного пальца. Так же хотелось бы обратить внимание на тип крепления манетки к рулю. Здесь не так сложно, как с переключателями SRAM, но запутаться можно. Если с обычным хомутом для руля всё понятно, то с Ispecдела обстоят чуть сложнее. Ispec A – есть зацеп, крепится на хомут тормоза; Ispec B – нет зацепа, крепится на хомут тормоза;  Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт Ispec II – крепится под зажим тормоза.  Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт Но вернемся к нашим баранам манеткам. Очевидно, что, как и переключатели, они делятся на групп-сеты. Само словосочетание групп-сет подразумевает под собой группу компонентов, вот в эти группы и входят манетки, переключатели, тормоза, шатуны, втулки, кассеты, цепи, роторы, и что ещё взбредет в светлую голову производителя. Актуальная линейка манеток идентична линейке задних переключателей:

  1. Tourney
  2. Altus
  3. Acera
  4. Deore
  5. SLX
  6. Zee
  7. Saint
  8. XT
  9. XTR
  10. Di2

   

Tourney TX50 

Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт Это самый простой групп-сет. Можно встретить много вариаций манеток этой линейки, даже совмещенных с тормозными ручками, но основной является ТХ50. Индикаторы напоминают датчики приборной панели какого-то автомобиля, что выглядит забавно. Признаться, автор этих строк в далекие-далекие годы пользовался манетками ТХ30, и они оставили только самые хорошие впечатления. Свои деньги они отрабатывают по полной! + Цена $10; + Легко достать; + Вес: 220г за пару; – Устаревший дизайн; – Нет RapidFire; ± Индикация; Количество звезд спереди: 3; Количество переключений большим рычагом за раз: 3; Количество переключений малым рычагом за раз: 1; Количество звезд сзади: 6 или 7 (зависит от модели).    

Altus M370

Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт Вторая линейка от Shimano. Что забавно, в таком простом групп-сете уже есть система RapidFire. Хомут для руля – алюминиевый, в остальном манетка из пластика и стали. Модельный ряд представлен от относительно самой простой M310 на 7 скоростей: До М370 на 9: + Цена $30; + Легко достать; + Вес: 240 грамм за пару; + RapidFire; ± Индикация; – Обычный дизайн; Количество звезд спереди: 3; Количество переключений большим рычагом за раз: 3; Количество переключений малым рычагом за раз: 1; Количество звезд сзади: 7, 8 или 9 (зависит от модели).    

Acera M390

Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт Как и с задними переключателями, манетки Acera практически идентичны по внутреннему устройству, и только немного отличаются дизайном. Цена по чуть-чуть начинает расти. + Цена $60; + Легко достать; + Вес: 240 грамм за пару; + RapidFire; ± Индикация; – Обычный дизайн; Количество звезд спереди: 3; Количество переключений большим рычагом за раз: 3; Количество переключений малым рычагом за раз: 1; Количество звезд сзади: 8 или 9 (зависит от модели).    

Deore M610

Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт Как и с переключателями – это стартовая линейка для горных велосипедов. Не удивительно, что здесь уже есть 2 Way Release. Доступна обычная версия с креплением на руль и индикацией скоростей и версия под «Ispec A» с креплением на тормоз и без индикаторов. Многим индикаторы сильно не нравятся, так что, если хотите минималистичный дизайн, то эта версия для вас. + Легко достать; + Вес: 275 грамм за пару; + RapidFire; + Минималистичный дизайн; – Цена $80; Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели); Количество переключений большим рычагом за раз: 3; Количество переключений малым рычагом за раз: 1; Количество звезд сзади: 9 или 10 (зависит от модели).    

SLX M7000

Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт Манетки SLX уже бывают на 11 скоростей, хотя доступны варианты на 10 скоростей. Внешне они мало чем отличаются (кроме моделей с индикаторами), поэтому будьте внимательны при покупке и заказывайте правильную версию. Основные материалы – это алюминий и пластик. + Вес: 270 грамм за пару; + RapidFire; + Минималистичный дизайн; – Цена $80; Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели); Количество переключений большим рычагом за раз: 3; Количество переключений малым рычагом за раз: 1; Количество звезд сзади: 10 или 11 (зависит от модели).  

Zee M640 

Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт Относительно бюджетные манетки для гравити-дисциплин, скоростного спуска и фрирайда. Бывают только правые манетки для заднего переключателя на 10 скоростей. + Вес: 143 грамма; + RapidFire; + Минималистичный дизайн; + Цена $40; Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели); Количество переключений большим рычагом за раз: 3; Количество переключений малым рычагом за раз: 1; Количество звезд сзади: 10.    

Saint M820

Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт Премиум-сегмент для скоростного спуска и фрирайда. Как и в варианте с Zee бывают только правые манетки для заднего переключателя на 10 скоростей. Но есть и отличия, внутри манетки есть промподшипник, который позволяет переключаться вверх плавнее и легче. Композитный рычаг для переключения вверх. Также – это первая манетка, которая позволяет переключаться на 2 передачи вниз за одно нажатие. Рычаги переключения удлинены на 5мм по сравнению с линейками SLX/XT/XTR. Всякие I-Spec тоже есть, будьте внимательны. + Вес: 120 грамм; + RapidFire; + Минималистичный дизайн; – Цена $75; Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели); Количество переключений большим рычагом за раз: 3; Количество переключений малым рычагом за раз: 2; Количество звезд сзади: 10.    

Deore XT M8000

XT – это предтоповое решение от SHIMANO. 11 скоростей, все виды I-Spec, приятный алюминиевый рычаг для повышения передач. Причем, в этой версии количество переключения большим рычагом увеличилось на одну передачу. Даже искушенный покупатель останется доволен. + Вес: 265 грамм за пару без индикаторов; + RapidFire; + Минималистичный дизайн или дизайн с индикаторами на выбор; – Цена $150 за пару, $75 за заднюю; Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели); Количество переключений большим рычагом за раз: 4; Количество переключений малым рычагом за раз: 2; Количество звезд сзади: 11.    

XTR M9000

Премиум сегмент. Только алюминий, титан и композитные материалы. Минимальный вес, максимальная цена. Промподшипник внутри. + Вес: 224 грамма за пару; + RapidFire; + Минималистичный дизайн; – Цена $200 за пару; Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели); Количество переключений большим рычагом за раз: 4; Количество переключений малым рычагом за раз: 2; Количество звезд сзади: 11.    

Di2

Манетка Di2 одинакова для моделей XT и XTR. В связке со специальным дисплеем она управляет передним и задним переключателем. В дисплее куча наворотов, вплоть до связи с навороченными велокомпьютерами Garmin или любыми-другими с технологией ANT+. Цены – космические, $120 за манетку и $160 за дисплей. Вот и закончился парад манеток от SHIMANO. В дальнейшем мы расскажем вам про конкурентов из SRAM и поговорим на другие интересные темы, оставайтесь с нами! Автор поста запретил добавлять комментарии

Читайте также:  Велопокрышки от schwalbe: обзор модельного ряда - всё о велоспорте

Манетки | Типы манеток

Если вы катаетесь или выбираете велосипед, то вы наверняка уже не раз слышали название Манетки.  Что же это такое и какие манетки существуют.

Манетки — это устройство, которое крепиться к рулю (раньше крепилось на раму) и позволяет переключать передачи, простым языком — это то на что вы нажимаете или крутите, что бы переключить передачу.

Манетки часто называют шифтерами т.к. на английском они называются Shifters — переключатели, манетки. Так что если услышите это название не удивляйтесь.

Существует три принципиально разных типа манеток — это рычажковые (клавишные), так называемые грип-шифт (grip-shift) манетки и манетки дуал — контрол (Dual-Control)

Грип шифт (grip-shift) — это манетки вращательного типа, как ручка газа в скутере или мотоцикле. Первым кто начал выпускать такие ручки была компания Sram, относительно недавно Shimano тоже начало делать такие ручки но называются они RevoShift.Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт

Манетки дуал-контрол (dual-control) — относительно новая система, принцип работы в том, что переключение осуществляется при помощи тормозной ручки. Если нажимать на ручку как обычно — она работает как тормоз, если двигать ее вниз-вверх то происходит переключение. Эти манетки можно отнести к рычажковым.

Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт

Рычажковые или их еще называют клавишные, они разделяются на несколько типов:

Манетки «под большой палец» сегодня они практически не используются. Система простая — один рычажок, который переключает передачи вперед и назад, крепится на хомут. Система уровня Tourney. Пример — шимано SL-TY22

Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт

— Шимано рапид-файр (rapid-fire) — это самый распространенный тип манеток, Пример — любые манетки Деор или Аливио (после 1997 года). Система имеет два рычажка которые расположены снизу, один рычажок для большого пальца, второй — для указательного.

Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт

Так же существует более дешевая модификация — шимано изифайр плюс (EZ fire plus) Сбрасывающий рычажок расположен сверху. Система является моноблочной т.е. совмещена с тормозными ручками. Встречается в группах Acera, Altus, Tourney.

Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт

— Триггерные (trigger) манетки — выпускаются только компанией Sram. Основным отличием от Shiman-овских — это принцип управления. Оба рычажка расположены снизу, сброс и подъем осуществляется при помощи большого пальца.

Преимущества и недостатки манеток

Главным преимуществом рычажковых манеток является надежность и безопасность, по сути вы не держитесь за механизм переключения, а нажимаете на него только тогда — когда вам это действительно нужно т.е. отсутствует «случайное переключение» также клавишные манетки легче переключить в дождь или если рука вспотела (не проскальзывает).

Манетки дуал — контрол (Dual-Control) — минус это конечно цена, по большей части они ни чем не отличаются от обычных рычажковых манеток. Задумка и реализация, конечно классная.

Если вы хотите купить манетки или поменять, обращайтесь в наш веломагазин  

Манетки: тип манеток, устройство манетки, триггерные манетки

Недавно с братом спорили, какие переключатели скоростей лучше. На самом деле это вовсе не переключатели, а манетки! Причем существует несколько типов манеток различного устройства. Об этих удивительных штуках я и хотел бы вам сегодня рассказать, а заодно и открыть новую рубрику! Следите за обновлениями блога, чтоб быть в курсе событий!

Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт

Мане́тки, шифтеры (англ. Shifters)

Мане́тки, шифтеры (англ. Shifters) — в современных велосипедах специальные устройства, крепящиеся к рулю (раньше крепились на раму) и позволяющие переключать передачи.

Смена передач осуществляется, как правило, путём передачи усилия с манеток через тросиковый привод на переключатели, изменяющие положение цепи на звёздах с целью изменения передаточного отношения.

В случае, если велосипед оборудован двумя переключателями передач (передним и задним), на руль устанавливается две манетки, причём, как правило, манетка, устанавливаемая под левую руку, «отвечает» за передний переключатель, а устанавливаемая под правую руку — за задний.

Также манетки могут приводить в действие механизм переключения передач, интегрируемый в заднюю втулку велосипеда.
Первоначально манетки носили фрикционный характер, и тросик, натянутый в нужной степени, обеспечивающей переброс цепи на нужную звезду, приходилось фиксировать гайкой или иным способом. Серьёзный прогресс в этой области был достигнут с изобретением индексного метода переключения передач, когда в манетку стали встраивать храповой механизм.

Устройство манетки:

Что представляет из себя любая манетка?
Оказывается конструкция их сложна всего лишь на первый взгляд. Разобрав манетку, вы всё сразу поймете.

Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт
Чаще всего используется следующий механизм:  На блок 4) наматывается (или сматывается с него) 3) тросик 2) тянущий (или позволяющий двигаться) переключатель скорости (суппорт), блок закрепляется фиксатором 5)представляющим из себя трещетку. Конструкция должна быть так отлажена, чтобы один щелчок соответствовал переключению скорости. Ручкой манетки 1) мы передвигаем подвижный блок. Вот и вся конструкция!

Тип манеток

По конструкции можно выделить три основных типа манеток — триггерные манетки (где переключение осуществляется путём нажатия на рычажки), «грипшифт» (англ. GripShift), где переключение осуществляется путём поворота рукоятки вокруг руля и т. н. «дуал-контрол» (англ.

Dual-Control) — здесь велосипедист переключает передачи путём поворота тормозных ручек в плоскости, перпендикулярной плоскости их (ручек) хода для совершения торможения.

Также манетки разделяются в зависимости от количества передач, переключение между которыми они обеспечивают.

Таким образом выделяют такие типы манеток:

Какие манетки для велосипеда лучше | Выбор велосипеда | Veloprofy.com

В качестве примера будем рассматривать самый обыкновенный горный велосипед (МТБ) с тремя звёздами спереди и 8-9 сзади.

Сразу выделим наиболее часто встречающиеся ошибки и проблемы:

  • Слишком тяжёлая передача — распространённая ошибка. Многие новички даже говорят, что 44 (а то и 48) звезды спереди им не хватает. Это заблуждение. Постоянно раскручивая тяжёлую передачу вы просто убиваете колени. Старайтесь следить за частотой педалирования (каденсом) пока это не дойдёт до автоматизма. Можно даже ради интереса посчитать сколько оборотов вы делаете в минуту. Если около 90-100, то это очень хорошо. А так, передачи 44-11 хватает чтобы разогнаться по равнине до ~ 60 км/ч. Так что постарайтесь переубедить тех, кто говорит что для города 44 звезды им мало. Этим вы возможно поможете сохранить людям здоровье…
  • Кривая передача — не редко можно наблюдать как люди не глядя на цепь включают передачи вроде 3-1,2. При этом цепь идёт на изгиб, увеличивается её износ, в неподходящий момент она может просто слететь. Оптимальное положении цепи — когда она переходит с передней звезды на заднюю с минимальным перекосом. Так что следите не только за тем чтобы было легко крутить, но и за положением цепи.
  • Переключение под нагрузкой — так удаётся рвать цепи даже хрупким девушкам, что говорить про здоровых мужиков. А хруст-то какой при этом. Во время переключения снижайте нагрузку на педали до минимума, просто с лёгкостью прокручивайте их, пока цепь не перескочит на нужную звёздочку. Поэтому всегда имеет смысл оценивать ситуацию, возможные препятствия и переключать передачу заранее.
  • Закусывание цепи — это когда при переключении цепь затягивается передними звёздами наверх. Неприятная ситуация, в которой может быть сильно поцарапано перо возле кареточного узла. Причиной могут быть зацепки на звезде, грязь, неверная сборка и настройка. Это ещё один плюс к тому, почему нужно следить за переключением, а не просто бездумно щёлкать манетками. Все движения должны быть плавными, даже можно сказать воздушными ????
  • Проскакивание цепи — например вы поставили новую цепь на уже походившую кассету (к слову, ресурс цепи ~ 1500 км). В следствии этого, при увеличении нагрузки на  педали, цепь проскакивает и педали неприятно проваливаются. Это нужно учитывать и поездить более аккуратно, пока всё не притрётся. Даже для довольно сильно ходившей кассеты срок притирания — примерно около 200 километров пробега.
Читайте также:  Каким должен быть багажник для велосипеда? - всё о велоспорте

Если вы в седле недавно, уделяйте большое внимание педалированию, переключению передач, старайтесь работать как передним, так и задним переключателем. Старайтесь выбирать передачу в зависимости от совершаемого манёвра. Например: вы тормозите, но за этим нужно будет ускориться. Включите передачу полегче ещё при торможении, тогда и ускориться получится быстрее.

Чёткость переключения передач сильно зависит от технического состояния узлов велосипеда. Следите и при необходимости вовремя заменяйте тросики и рубашки, ролики заднего переключателя, сами переключатели, элементы привода — цепь, кассету, передние звёзды.

Продолжение следует…

Выясняем, какие переключатели скоростей на горном велосипеде лучше из линейки Shimano

Алгоритм работы скоростного селектора весьма прост. Конструктивно оба устройства представляют собой рамку с параллелограммом. Давая команду на переключение перемещением ручки манетки, рамка сдвигается под действием натяжения троса или пружины (в случае ослабления тросика), перемещая тем самым цепь на другую звезду.

Интересуясь вопросом, какие переключатели скоростей на велосипеде лучше, следует иметь в виду, что существуют два крупных производителя трансмиссий для байков: Shimano и SRAM. Компоненты этих фирм используют 98% производителей веломашин.

Основное практическое отличие аналогичных компонентов Шимано и СРАМ – ход тросика, обеспечиваемый манеткой. Переключение на скорость выше/ниже означает перемещение троса на 2,5 мм у SRAM и 5 мм у Shimano.

Линейка дерейлеров Шимано представлена 8-ю группами.

  • Tourney. Узлы этой линейки относятся к компонентам начального уровня. Яркое преимущество – очень низкая цена. Сферу применения оборудования раскрывает
    рейтинг велосипедов
    : это прогулочные байки для движения исключительно по асфальту стоимостью до 20 тыс. р. Существенный минус – переключатели постоянно подлежат регулировке и при незначительном загрязнении вовсе перестают функционировать.
  • Altus. Линейка начального любительского уровня. Можно эксплуатировать по легкой пересеченной местности, не требуют столь частой подналадки, как Турней.
  • Acera. Компоненты средней любительской группы. Подходят для условий использования легкий грунт/асфальт в пропорции 50/50. Частота подстроек заметно меньше, нежели у Альтуса.
  • Alivio. Линейка, являющаяся промежуточной между любительским и профессиональным уровнями. Надежны, неприхотливы, весьма длительное время «держат» заданные пользователем регулировки. Особой популярностью компоненты пользуются у велотуристов. Весьма посредственно работает в загрязненном состоянии.
  • Deore. Формально – начальный профессиональный уровень. Многие катальцы в теме, какие лучше переключатели скоростей на горном велосипеде, однозначно рекомендуют Деор и Аливио. На деле – у Deore частота подналадки идентична Alivio при меньшем весе и более высокой цене. Область использования – любительские тренировки по сложным грунтам.
  • Deore SLX и XT. Заметно более легкое и надежное оборудование класса профи, нежели простой Деор. Предназначение – езда по сложной пересеченной местности. Загрязненные коммутаторы этого уровня весьма четко продолжают перебрасывать передачи.
  • Deore XTR. Гоночная группа высшего класса. Еще легче, немного надежнее, чем SLX/XT при заметно более высокой цене. Используется в профессиональном спорте.

Определяемся, какие переключатели скоростей на горном велосипеде из линейки SRAM лучше в эксплуатации

Спектр оборудования СРАМ разбит на 7 групп.

  • X3/X4. Изделия любительского уровня, идентичные соответственно Shimano Altus/Acera.
  • X5. В линейке SRAM данная группа позиционируется как Alivio у Шимано: оборудование для продвинутых любителей и заядлых велотуристов. Отличительная особенность – превосходное соотношение цены и качества. Пользоваться инструкцией,
    как настроить задний переключатель
    , владельцам Х5 придется всего несколько раз в сезон – изделия долго сохраняет запрограммированные настройки, но умеренно работает в загрязненном состоянии.
  • X7. Компоненты начального профессионального уровня. Отимальная сфера применения – систематические тренировки и любительские гонки по сложной пересеченке.
  • X9/X0. Превосходные комплетующие для спортсменов, участвующих в профессиональных заездах по сверхсложной пересеченной местности. Забитые грязью дерейлеры продолжают превосходно переключать передачи. Цена высока, вес критически мал при сохранении высокой прочности изделия. Группы сопоставимы с Shimano XT/XTR.

Анализируя, какие переключатели скоростей на горном велосипеде лучше, стоит принять к сведению, что топовой линейкой в ассортименте компонентов SRAM является XX. Это оборудование признано лучшим в мире.

Комплектующие СРАМ ХХ установлены на байках звезд велоспорта мирового класса.

Что в итоге?

Каждой сфере применения – соответствующая группа коммуникаторов. Именно так грамотно определяется лучший велопереключатель для горного велосипеда.

  • Для неспешных прогулок по парковой зоне беспроблемными окажутся Shimano Altus/SRAM X3.
  • Эксплуатация в щадящем любительском режиме 50% – плотные грунты/ 50% – асфальт будет умеренно неприхотливой в случае установки дерейлеров Шимано Acera/СРАМ Х4.
  • Shimano Alivio/SRAM X5 прописаны велотуристам и продвинутым велолюбителям для тренировок по средним грунтам. Такой переключатель скоростей на велосипеде практически не нуждается в ремонтах или подналадках.
  • Шимано Деор/СРАМ Х7 рекомендованы любителям потренироваться на сложной «пересеченке». Нередко находят свое применение в велотуризме.
  • Профессиональным спортсменам, участвующим в сложных заездах по бездорожью рекомендуются селекторы из линеек Shimano SLX/XT/XTR-SRAM X7/X0.
  • SRAM XX – лучшее оборудование в мире. Применяется на байках, готовящихся к ответственным соревнованиям мирового уровня.

Выбор передачи

Нет однозначного ответа на вопрос: «Какую передачу выбрать?». Он зависит от многих факторов: рельефа местности, вашего личного удобства, особенностей велосипеда.

Но для начала можно воспользоваться таблицей, которая составлена для велосипеда с 24 скоростями (у него на левой манетке три позиции, а на правой – восемь).

Для велосипеда с 18 скоростями (на левой манетке три позиции, а на правой – шесть) таблица будет выглядеть по-другому.

>> 6 профессиональных уловок, подходящих для любого велосипедиста

Эти таблицы дают приблизительное представление о том, какие передачи можно выбирать.(В скобках указан диапазон передач для 18 скоростного велосипеда) Точную таблицу, идеально подходящую вам, предстоит нарисовать самому.

Рельеф местности
Левая манетка
Правая манетка
Подъем в гору 1-2 (1) 1-4 (1-3)
Езда по ровной дороге 1-2 2-5 (2-4)
Спуск с горы 2-3 4-8 (3-6)

«Повышенные» и «пониженные» передачи

Чем выше передача, тем сильнее сопротивление педалей, тем медленнее приходиться их крутить. Чем ниже передача, тем слабее сопротивление педалей, тем быстрее их нужно вращать.

Ездить на сильно завышенной для вас передаче, то есть прилагать усилия больше, чем необходимо, опасно для здоровья (вопреки мнению неопытных велосипедистов). Резкие нагрузки вредны для работы сердца.

Кроме того, можно перегрузить мышцы ног и спины.

Советы начинающим

  • Не пугайтесь, если у вас не вышло освоить переключатель скоростей с первого раза. К велосипеду, как и к машине, надо привыкнуть, «почувствовать» его. Для этого, чаще садитесь на велосипед
  • Переключайте скорости, только крутя педалями
  • Перед подъемом в гору необходимо немного увеличить скорость (разогнаться) и переключить скорость, перед спуском, наоборот, притормозить и переключиться заранее
  • Не допускайте перекоса цепи
  • «Слушайте» свой велосипед. Скрипа, скрежета быть не должно
  • Берегите здоровье. Ездить на завышенных передачах вредно (нагрузка на колени)

В искусстве переключения скоростей нет ничего сверхсложного. Вам потребуется лишь капелька терпения, чтобы путешествие на велосипеде принесло море положительных эмоций.

Планетарная втулка

Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт

Шоссейные переключатели

Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт

Для чего нужны манетки на велосипеде?

Манетка представляет собой рычаг, используя который, велосипедист выбирает нужный режим движения. Чаще всего переключение происходит с помощью небольшого рычага. Как правило, это устройство закрепляется на велосипедном руле. В более старых моделях велосипедов манетки крепились непосредственно к раме.

Читайте также:  На что обращать внимание при выборе фонаря для велосипеда? - всё о велоспорте

Сейчас чаще всего байки имеют две системы переключения: переднюю систему и заднюю. Каждая система режима движения оснащена манеткой. Другое название манетки, которое можно встретить в специализированной литературе, в магазинах спортивных товаров – это шифтер. Название шифтер образовано от английского слова «shifter» — переключатель.

Само скоростное переключение происходит за счет переброса троса на звезды, которые имеют разный диаметр. Именно за счет разного размера звезд меняется скорость при движении.

Схема строения шифтера весьма простая. Устройство переключения передач состоит:

  • Ручка приводная;
  • Блок, который приводится в движение;
  • Намотка;
  • Рычаг;
  • Тросик, который применяется для переключения;
  • Фиксатор.

Когда велосипедист нажимает на ручку передач, происходит следующее: рычаг меняет своё положение, сдвигая блок, на который происходит наматывание троса.

Фиксатор закрепляет трос на блоке, исключая возможность самостоятельного перебрасывания цепи переключателем. Трос меняет своё натяжение, выставляя нужную передачу скорости.

Необходимо следить за тем, чтобы шифтер работал правильно, и процесс изменения режима передач не заедал и не перепрыгивал то на одну, то на другую скорость. Если вы заметите такую проблему, то необходимо будет отрегулировать устройство.

Сделать это можно самостоятельно или в ремонтной мастерской.

Разновидности устройств перехода скоростей

Манетки на велосипед: виды, конструкция, ремонт

Манетки бывают разных видов. Самыми популярными среди них являются:

  • Грипшифтовое устройство;
  • Тормозное устройство или по-другому Dual Control;
  • Триггерное устройство;
  • Пистолеты.

Грипшифтовое устройство переключения передач напоминает рукоятку переключения скорости, который находится на мотоцикле. Переключение происходит через поворот шифтера вокруг рулевой оси. Такая организация работы механизма имеет плюс в том, что можно сразу же проскочить несколько режимов скорости. Среди минусов следует отметить:

  • Возможность случайного перехода с одной скорости на другую;
  • Механизм занимает достаточно много места на руле;
  • Устройство типа «грипшифт» легко выходит из строя.

Тормозной шифтер Dual Control, используя в своей схеме двухступенчатую свободу рычага, обеспечивает переход скоростей за счет изменения положения рукоятки вправо или влево. Манетка на байке этого типа комфортна для эксплуатации, занимает мало место на руле. Наряду с этим имеются минусы:

  • Невозможность установки на гидравлику;
  • Очень сложно совместить с переключателями, которые находятся сзади.

Триггерное устройство на транспортном средстве представляет собой два небольших рычага. Переключение осуществляется путем нажатия на нужный рычаг.

За счет первого рычага передача увеличивается, за счет нажатия на другой рычаг – передача, соответственно, уменьшается. Манетки на велосипеде такого типа очень удобны для понимания действий по их эксплуатации. Здесь очень сложно что-то не запомнить или перепутать. Также рычаги перехода очень удобно расположены на руле, что, в свою очередь, не отвлекает от движения велосипедиста.

К недостаткам данной модели можно отнести:

  • Незащищенность. Если возникнет аварийная ситуация, и байк упадет, то очень велик риск повреждения манетки;
  • Иногда переход запаздывает;
  • Неверно совмещаются с клешнями тормоза. Но этот минус имеет отношение больше к недоработке самого производителя данного механизма;
  • Одно движения рычага обеспечивает переход только на одну скорость.

Пистолеты из себя представляют манетки, которые разработаны именно под велосипеды, имеющие гоночные характеристики.

Сами по себе манетки на байк такого вида имеют очень много общего с тормозным устройством Dual Control. Здесь принцип управления также осуществлен с помощью одного рычага. В разработке этого механизма больше сделан акцент на удобство для велосипедиста.

Установив такие манетки на велосипед, или купив уже велосипед с такими манетками, велосипедист получает возможность осуществлять скоростной переход при любом хвате. Это является существенным плюсом для удобства управления режимом движения и процессом торможения во время движения велосипеда. Минусом устройства является его высокая цена.

Ремонт манеток на велосипеде

Манетка – устройство переключения скоростных передач велосипеда. Другое название механизма – шифтер. Место расположения в конструкции велосипеда – руль (в современных моделях), рама (в моделях прошлых поколений). Конструктивная форма – ручка, рычажок.

Манетка – устройство переключения скоростных передач велосипеда. Другое название механизма – шифтер. Место расположения в конструкции велосипеда – руль (в современных моделях), рама (в моделях прошлых поколений). Конструктивная форма – ручка, рычажок.

Велосипедист передает усилие на переключатели с манеток посредством тросикового привода. Переключатели, в свою очередь, обеспечивают смену положения цепи на звездах и изменение передаточного отношения. В моделях с двумя переключателями руль оснащен двумя манетками. Усилия левой руки приводят в действие передний механизм, правой – задний переключатель.

Устройство присутствует в конструкции шоссейных, горных, прогулочных, циклокроссовых велосипедов с количеством передач более одной. Основные производители – SRAM, Campagnolo, Shimano. В некоторых моделях манетки объединены в единый механизм с тормозной ручкой. Этот узел в среде автомобилистов именуется автоматом.

Типы манеток

Манетка триггерного типа. Устройство используется в горных и гибридных велосипедах в виде блока на руле, оснащенного двумя рычагами. Внутренний храповый механизм обеспечивает четкое переключение передачи и фиксацию натяжения троса.

Способ переключения передач – нажатие на рычажки. Эксплуатационные преимущества – возврат рычага переключения в первоначальное положение. Функция актуальна для езды по местности со сложным рельефом. Крупнейший производитель триггерных манеток – Shimano.

Манетка грипшифт. Устройство этого типа обеспечивает возможность переключения в любую сторону одним движением сразу на несколько передач. Конструктивная форма – вращающаяся ручка. Переключение на соответствующую передачу производится при повороте на несколько щелчков. Эксплуатационные преимущества – различная длина рычага. Крупнейший производитель – SRAM.

Манетка DualControl. Устройство совмещено с тормозной ручкой, имеющей две степени свободы. Область использования – шоссейные велосипеды. Для торможения ручка нажимается на себя, для переключения передач отклоняется вверх-вниз. Поворот тормозной ручки выполняется в плоскости, перпендикулярной к ее ходу. Производители — Shimano и Campagnolo.

Манетка фрикционная. Устаревшая конструкция, применяемая на велосипедах прошлых поколений. Принцип действия – натяжение и ослабление троса путем давления на рычаг. Особенность конструкции – отсутствие фиксации манетки и удерживание ее в нужном положении силой трения. В настоящее время выпускается улучшенная модификация с фиксирующей гайкой. Производитель – Shimano.

Обслуживание и ремонт манеток на велосипеде

Для обеспечения бесперебойной работы устройства и увеличения эксплуатационного срока необходимо регулярно выполнять техническое обслуживание манетки. В случае износа или поломки производится замена или ремонт узла.

Распространенные поломки манетки:

  • Растяжение троса переключателя скорости
  • Износ и расплетение троса
  • Сбой настроек переключения
  • Износ храпового механизма
  • Износ или срыв спиральной пружины кручения

В связи с малой нагрузкой узла достаточно один раз в несколько лет провести полную переборку на новой смазке. Это сложный процесс, который целесообразно поручить специалистам. При самостоятельной переборке неопытный мастер может сделать технические ошибки, которые приведут к выводу из строя всей системы трансмиссии.

Так, например, неверно приложенное усилие может стать причиной поломки тонкого пластикового указателя текущей передачи. Перед разбором манетки необходимо отпустить тросик из крепления скоростного переключателя. Соответственно, после сборки придется отстраивать правильное натяжение. В случае обнаружения расплетенного конца троса потребуется установка новой заглушки.

При расплетенном рабочем участке нужна замена троса.

При длительной эксплуатации велосипеда трос подвергается истиранию, под его рубашку неизбежно забивается грязь. Это нарушает качество переключения скоростных передач. Ввиду этого периодически необходим тщательный осмотр рубашек и проверка наличия потертостей, заеданий и загрязнений, а при необходимости – замена рубашки.

Важно! Для смазки троса необходимо подбирать вещества подходящей консистенции. При выборе смазочного материала целесообразно проконсультироваться со специалистом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector