Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

Почти все мы в детстве катались на велосипеде, своём или чужом — неважно)  Факт в том, что для всех нас велосипед — это что-то изначально существующее, абсолютно простой механизм… А ведь мало кто задумывается об истории велосипеда, о том, что когда-то люди даже мечтать не могли о таком средстве передвижения. Первое доказанное упоминание о изобретении велосипеда относится к 1817 году. Хотя это был ещё не велосипед, а самокат, маленький деревянный двухколёсный самокат, который его создатель, немецкий профессор барон Карл фон Дрез окрестил «машиной для ходьбы».

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

Существует немало теорий, приписывающих создание велосипеда разным людям, начиная от Леонардо да Винчи и заканчивая неким крепостным крестьянином Артамоновым, получившим за своё изобретение свободу для себя и всей своей семьи, но прямые доказательства либо не были найдены, либо со временем были признаны подделками.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк? Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

Но название это не прижилось, а изобретённый Дрезом самокат стали называть «дрезиной», в честь самого барона.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

В Великобритании же название «дрезина» также показалось неблагозвучным и британцы стали называть самокат Дреза «дэнди-хорзом») Но официально своё изобретение Дрез запатентовал лишь в 1818 году, хотя это был лишь первый шаг на пути к созданию велосипеда.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

Ещё одно британское название немного переработанной дрезины — хобби-хорз, вошло в употребление с 1818 года.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

Изобретение оказалось настолько неожиданным и необычным для того времени, что быстро завоевало популярность, и никто даже не думал что-либо менять в этой простейшей конструкции, пока в 1839 году шотландскому кузнецу Киркпатрику Макмиллану не пришла в голову идея добавить к дрезине педали и седло. Правда соединил он педали с задним колесом не посредством привычного для нас цепного механизма, а при помощи обыкновенных шатунов и железных стержней. По сути Макмиллан создал практически современный велосипед, но его изобретение не получило широкого распространения и осталось малоизвестным.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

Вскоре, в 1845 году англичанином Томпсоном была создана первая надувная шина, оказавшаяся, тем не менее, непрактичной и технологически несовершенной.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

Следующий «шаг» в истории велосипеда произошёл в 1862 году во Франции в городке Нанси, когда местный мастер по созданию детских колясок Пьер Лалман, ничего не знавший об изобретении Макмиллана, решил прикрутить к переднему колесу дрезины педали. В 1963 году, уже в Париже, Лалман собрал свой первый велосипед.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

Изобретение француза заинтересовало лионских промышленников братьев Оливье, которые, скооперировавшись в 1864 году с Лалманом и каретным инженером Пьером Мишо, начали массовый выпуск велосипедов, отличавшихся от первоначальной конструкции металлической рамой, которой Мишо предложил заменить непрочный деревянный аналог) Патент на своё изобретение Пьер Лалман получил лишь в 1866 году и по сути это официально сделало его первым создателем велосипеда.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

  • В 1867 году английский ниженер Эдвард Каупер разработал первую удачную конструкцию колеса с натянутыми металлическими спицами (до этого спицы были деревянными и, следовательно, непрочными и недолговечными.
  • В 70х годах кому-то пришло в голову увеличить переднее колесо велосипеда Лалмана и разместить седло практически на нём, заднее же колесо при этом было уменьшено, что сделало и без того глупую конструкцию ещё более неустойчивой.
  • Большое количество травм покупателей мотивировало создателей этого чуда на добавление третьего заднего колеса, иначе на таком велосипеде было слишком опасно ездить, хотя, судя по продажам, в Британии оказалось немало таких смельчаков.

Такой велосипед стали называть «пенни-фартинг» — второе слово никак не связано с английским глаголом. Так назывались две британские монеты, размер которых значительно отличался, как и размер колёс нового велосипеда.

  1. Кто-то даже додумался сделать такую вот необычную модель пенни-фартинга.

Цепная передача в конструкции велосипеда появилась в 1878 году, благодаря ещё одному англичанину Лоусону (имени, к сожалению, не знаю). Тогда же был изобретён первый складной велосипед.

Первый велосипед, походивший на привычное нам средство передвижения, появился в 1884 году. Он был оборудован цепной передачей, почти одинаковыми колёсами, а седло располагалось между ними, ближе к заднему колесу.

Идея такой безопасной конструкции пришла в голову очередному англичанину — Джону Старли. А назвал он своё творение «Скитальцем» (Rover).

И да, именно с этого момента начала существовать фирма Ровер, производившая велосипеды, а затем автомобили вплоть до 15 апреля 2005 года, когда она была признана банкротом.

Первые настоящие надувные каучуковые покрышки для велосипеда появились в 1888 году стараниями шотландца Джона Данлопа (знакомая фамилия, неправда ли?)) Именно после изобретения каучуковых шин на велосипедах стало действительно удобно ездить, без постоянных трясок на повсеместном бездорожье (ах да, мы и забыли, что дорог тогда тоже не было.

В 90е годы XIX столетия велосипеды обрели небывалую популярность, а фирма Данлопа обеспечила себе безбедное существование на долгие годы вперёд — о её популярности можно судить даже по тому, что автомобильные шины Dunlop даже сегодня считаются одними из лучших, а фирма является одной из крупнейших в мире! Ниже — собственно сам Джон Данлоп со своим изобретением.

Стоит заметить, что хотя велосипеды того времени уже выглядели практически как современные, сделаны они были всё ещё из обычной, подверженной коррозии стали (нержавейку тогда ещё не умели варить), тем более что раму не красили. Поэтому за каждым велосипедом требовался тщательный уход после каждой поездки, а инструкция о том, как это делать (чистка, смазка, промывание бензином или керосином и т.д.), занимала в 1895 году целых 4 страницы.

  • В 1895 году был изобретён первый лежачий велосипед — лигерад, а в 1914 году компания Пежо начала массовое их производство.

В 1898 году появилось ещё одно усовершенствование, без которого просто не представляю как люди ездили раньше, — тормоза)) Первоначально это был педальный тормоз и механизм свободного хода, позволявший не крутить педали, когда велосипед катится. Примерно тогда же появились и ручные тормоза, но популярность они обрели далеко не сразу. Так выглядят современные дисковые гидравлические тормоза.

  1. Начало XX столетия ознаменовалось появлением первого механизма переключения скоростей, но он был совсем непрактичным — на заднем колесе располагалось две звёздочки, по одной с каждой стороны) Представьте себе, что для переключения скорости надо было «всего лишь» остановиться, снять цепь, открутить заднее колесо, перевернуть, снова прикрутить и надеть цепь))

Следующим механизмом переключения скоростей стал изобретённый в 1903 году «планетарный механизм». Если кратко, то основывался он на вращении нескольких малых шестерёнок вокруг центральной, «солнечной» шестерни. Более глубже рассматривать планетарный механизм не вижу смысла, скажу только, что на основе него впоследствии был создан автомобильный дифференциал)

  • Знакомая нам велосипедная система переключения передач появилась только в 1950 году стараниями известного и популярного в то время итальянского велогонщика Туллио Кампаньоло.

С этого момента велосипед, в принципе, полностью принял привычный для всех нас облик.

После этого изменения были уже некардинальными, в основном касательно более лёгких материалов для рамы (в 1974 году начались массовые продажи велосипедов из титана, в 1975м — из углепластика) и альтернативных механизмов переключения скоростей (например, введение индексной системы переключения передач в начале 90х).

  1. Понятное дело, что популярность велосипедов померкла с появлением автомобилей, первое время велосипедистов считали одной из главных помех на дороге, а в 40х годах в США велосипеды и вовсе считались детскими игрушками, но, как это ни странно, с конца 60х годов этот двухколёсный вид транспорта вновь начал набирать популярность, в основном в связи с популяризацией в развитых странах здорового образа жизни и осознания важности экологических проблем человечества.

О популярности велосипедного транспорта сегодня говорит даже обилие специальных парковок в европейских городах. Вот, например, трёхэтажная велосипедная стоянка в Амстердаме.

Пара интересных фактов о велосипедах:

  • в настоящее время существует около 15 видов велосипедов для различных нужд и условий применения;
  • самой «велосипедной» страной Европы является Дания, средний житель которой проезжает в год почти 900 километров на велосипеде;
  • во многих европейских городах велосипед можно взять напрокат прямо на вокзале, а в Копенгагене и некоторых других городах их вообще дают напрокат бесплатно, причём на любой срок (вероятность «угона» нивелируется благодаря своеобразной раскраске);
  • в Амстердаме есть специальная гостиница для велосипедистов с собственной веломастерской и программой велосипедных экскурсий;
  • 95% всех велосипедов производится в Китае — в основном благодаря тому, что большинство велопроизводителей перенесли производство в эту огромную страну с дешёвой рабочей силой;
  • рекорд скорости на велосипеде составляет 268,83 км/ч и был установлен Фредом Ромпельбергом из Нидерландов на Бонневильской соляной равнине в США, штат Юта — в установлении рекорда голландцу «помог» едущий впереди гоночный автомобиль, «прорезающий» велосипедисту воздушный поток;
  • самый большой в мире велосипед — «Франкенсайкл», высота которого составляет 3,40 метра, а диаметр колеса 3,05 метра, был построен калифорнийцем Дэйвом Муром в 1989 году;- самый большой в мире трёхколёсный велосипед «Диллон Колоссал» также собрал Дэйв Мур, в 1994 году) Диаметр задних колёс составлял 3,35 метра, а переднего — 1,77 метра;
  • самый длинный велосипед появился в 1988 году в Новой Зеландии стараниями Терри Тессмана — 22,24-метровый велосипед был рассчитан на 4 человека и весил 340 килограммов;
  • а ведь есть чудаки и повеселее Дэйва Мура и Терри Тессмана) Я говорю об австралийце Невилле Паттене, собравшем в 1988 году самый маленький в мире велосипед, диаметр колёс которого составлял всего 1,9 см! Не знаю как, но он проехал на своём творении больше 4х метров.
  • ещё один минималист, швед Питер Розенталь в 1996 году собрал самый маленький в мире одноколёсный велосипед высотой 20 сантиметров и диаметром колеса 1,8 см! Швед также проехал на своём «чуде» 4 метра)) Видимо о практичности своих изобретений ни он, ни все остальные вышеперечисленные неординарные личности не думали.
Читайте также:  Сумка для велосипеда на раму, на багажник, на руль, под седло, отзывы, как сделать самому

Когда появился первый велосипед?

Кто и в каком году изобрел первый велосипед? Ответить на этот вопрос не так уж просто. На лавры изобретателя велосипеда претендует сразу несколько человек.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

Германия – родина велосипеда

Это случилось ровно двести лет назад. Первым претендентом на звание изобретателя велосипеда стал барон Карл Дрез фон Зауэрброн (1785-1851) из великого герцогства Баден (Германия). Карл Дрез был личностью весьма разносторонней – аристократ, математик, политик и крупный чиновник.

Однако в 1811 году Дрез решил пожертвовать своей должностью главного лесничего, чтобы сосредоточиться на важнейшем деле – изобретательстве. Именно он сконструировал первую в мире мясорубку, первую в мире печатную машинку, а также первую «Машину для бега» (Laufmaschine).

О Laufmaschine мы расскажем подробнее! Считается, что 1817 год – год появления первого в мире велосипеда.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

Фотография «первого в мире велосипеда» (точная модель)

Машина изготовлена полностью из дерева. Как и современный велосипед, Laufmaschine обладает седлом, рамой, рулем и управляемым колесом. Однако нет педалей! Ехать приходилось, отталкиваясь ногой от земли. По этой причине «Машину для бега» трудно назвать велосипедом в современном смысле слова. На самом деле Дрез придумал первый в мире самокат!

Сделаем важную оговорку! Кто-то, возможно, спросит: «ну и что собою представляло это убогое изобретение? Что помешало Дрезу сделать педали, спицы из железа, надувные шины и цепную передачу?».

Мешал общий уровень развития техники. В то время не существовало технологий для того, чтобы создать – и запустить в серийное производство! – велосипедную цепь или дешевые, тонкие, легкие и безотказные металлические спицы. И 200, и 500 лет назад инженеры были не глупее наших современников.

Они обладали богатой фантазией и могли создавать фантастические чертежи (в этом плане у Леонардо да Винчи имелось много достойных соперников). Но когда дело доходило до практических работ, в распоряжении изобретателя оказывался очень скромный арсенал технических средств.

Вот почему прогресс шел медленно.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

Странное детище барона Дреза рождалось в муках и в поту. С первого раза ничего не вышло! Первая, неудачная модель имела четыре колеса, как у телеги.

Изобретатель захотел ее продемонстрировать в столице Австрии во время Венского конгресса (1814-1815 году): в городе в то время собрались самые могущественные люди Европы. На их глазах барон потерпел позорную неудачу.

Карл Дрез не принял в расчет состояния австрийских дорог! Многоколесный самокат во время испытаний «забуксовал» в дорожной колее и не мог сдвинуться с места.

Однако Дрез не падал духом и сделал «машину для бега» двухколесной – более легкой и мобильной. Это случилось уже в 1817 году.

Карл Дрез катался по проселочным дорогам, распугивая суеверных крестьян. Он развивал невиданную скорость – пятьдесят километров за четыре часа! – и на больших дистанциях мог даже обогнать почтовых лошадей.

В 1819 году первые деревянные велосипеды-самокаты вошли в моду. «Машина для бега» стала любимой игрушкой европейской аристократии.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

В этот момент родилось и само слово «велосипед» (le vélocipède), пущенное в ход французами. Оно было составлено из двух латинских слов: velox (velocis), «быстрый» и pes (pedis), «нога». По-русски это слово могло бы прозвучать как «быстроног».

Популярнее всего «Машина для бега» стала в Англии. Местный изобретатель Денис Джонсон за короткое время изготовил 320 деревянных аппаратов и даже успел открыть две школы для велосипедных дел мастеров. Немало джентльменов весною 1819 года уже катались на машине Дреза по лондонским улицам.

Проезжая часть пребывала в таком состоянии, что ездить там на двух колесах было немыслимо (да и резиновых шин в те годы не существовало). Первые велосипедисты нашли простой выход из положения: они мчались по тротуарам, сбивая пешеходов.

Вот почему, по настоянию хирургов, летом этого же года велосипед в Лондоне был запрещен.

Первый «велосипедный бум» продлился лишь несколько месяцев, не принеся Карлу Дрезу ни денег, ни продолжительной славы. Барон дожил до 1851 года, был разорен и умер без гроша. Однако в конце жизни, на базе своего велосипеда-самоката, он сумел изобрести другую, более практически полезную машину. Это изобретение – железнодорожная дрезина, названная так по имени Карла Дреза.

Баденский барон опередил свое время. Еще почти полвека пришлось ждать появления настоящих велосипедов. Они были изобретены в Париже в 60-х годах XIX века.

Франция – родина велосипеда

В 1862 году полузабытую «машину для бега» увидел молодой мастеровой из города Нанси, Пьер Лалман (1843-1891). Лалман тогда работал на производстве детских колясок и кое-что понимал в колесном транспорте. Юношу посетила революционная идея: что если к колесу беговой машины приделать педали?!

В следующем году Лалман переехал в Париж и стал сотрудничать с тремя богатыми студентами – братьями Эме, Рене и Мариусом Оливье. У братьев было то, чего не могло быть у молодого рабочего – стартовый капитал!

Впрочем, довольно скоро Лалман рассорился со всеми Оливье и эмигрировал в США, где в 1866 году взял патент на свое изобретение. Однако в производство его велосипед не попал.

Тем временем в Париже братья Оливье нашли другого компаньона, Пьера Мишо (1813-1883). Мишо развил идеи Лалмана. В 1868 году товарищи организовали компанию Michaux et Cie. Им быстро удалось наладить крупносерийное производство велосипедов.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

Рама у велосипедов Мишо была железной, однако колеса – еще деревянные, с металлическими шинами.

Новое средство передвижения вызвало фурор. В 1868-1869 году Европу охватила «велосипедная мания». С 1 апреля 1869 года в Париже даже выходил специальный велосипедный журнал – Le Vélocipède Illustré.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

7 ноября 1869 года прошли первые междугородние гонки (Париж-Руан). Победу одержал англичанин Джеймс Мур, который проехал 123 километра за 10 часов 45 минут – медленнее, чем паровоз, но побыстрее лошади. Счастливый победитель стал обладателем призового велосипеда и тысячи франков золотом.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

Правда, на континенте велосипедная мода очень скоро сошла на нет. Кованые шины на деревянных колесах доставляли массу неудобств. Первые велосипеды заслужили обидное и справедливое прозвище – «костотрясы». Мы помним также, что педали прикреплялись непосредственно к оси переднего колеса, и ехать приходилось в очень неудобном положении.

Публика вскоре потеряла к «костотрясам» интерес. Только в одной стране велосипед сохранил некоторую популярность и после 1870 года. Это Англия!

Англия – третья родина велосипеда

В 1868 году французский механик Эжен Мейе изобрел колесо с металлическими спицами. В ближайшей перспективе это позволяло сделать колесо надежным, легким и большим.

Вскоре английский изобретатель и бизнесмен Джеймс Старли (1830-1881) пришел к оригинальной идее: увеличить переднее колесо и расположить седло прямо над ним. Это позволяло велосипедисту кататься с прямой осанкой.

Из-за размера колеса можно было и скорость повысить.

В 1870 году Старли – его впоследствии прозвали «отцом велосипедной индустрии» – изготовил новый тип велосипеда – «пенни фартинг» (название произошло от двух неодинаковых английских монет – мелкой и крупной). За пределами Туманного Альбиона такую страшноватую конструкцию стали называть иначе: «велосипед-паук».

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк? Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

Высота большого, переднего колеса превышала полтора метра. «Велосипед-паук» очень легко терял равновесие. Падать с него было страшно.

Чтобы сделать поездки безопасными, англичане придумали трехколесные велосипеды: на них чаще всего катались дамы. Однако джентльменам излишняя осторожность была не к лицу. Встречались и самые экзотические варианты: например, двухместные семейные велосипеды с четырьмя колесами и двумя седлами.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

Все это еще очень непохоже на сегодняшний велосипед, не правда ли?

Другим был и «социальный контекст» велосипеда: он оказался скорее роскошью, чем средством передвижения. Велосипеды, в основном, использовались богатыми людьми для активного отдыха.

В 1879 году англичанин Гарри Джон Лоусон (1852-1925) сделал важнейшее изобретение – цепную передачу. Это позволило расположить педали между колесами, «отвязав» их от колесной оси.

В 1885 году английский изобретатель и бизнесмен Джон Кемп Старли (племянник Джеймса Старли) создал «безопасный велосипед» с двумя колесами одинаковой высоты. Старли назвал эту модель Rover или «Скиталец» и пустил в массовое производство.

С тех пор в нескольких языках слово rover стало означать «велосипед». О неуклюжих «пенни фартингах» забыли. Позднее, на волне успеха, фирма Rover переключилась на производство автомобилей и просуществовала в новом амплуа до начала XXI века.

  • Велосипед Rover в конце XIX века внешне уже почти не отличается от современного.
Читайте также:  Варикозное расширение вен - всё о велоспорте

Уже присутствуют резиновые шины. Правда, еще отсутствуют тормоза, но и это изобретение не за горами.

Так все-таки когда был создан первый в мире велосипед? Простого ответа на этот вопрос нет. Велосипед в нынешнем виде создавался разными изобретателями в течение семи десятков лет.

Легендарная родина велосипеда

Как и с другими изобретениями, в истории велосипеда не обходилось без мистификаций. Многим хотелось доказать приоритет своей страны или своей семьи. Иногда эти версии принимаются некритически.

Первый чертеж велосипеда (он оказался подделкой) приписывают еще Леонардо да Винчи.

В революционной Франции

Французам мало было достижений Лалмана и Мишо: хотелось, чтобы самый первый велосипед в мире тоже оказался французским. Старейший беспедальный самокат-велосипед якобы разработал граф де Сиверак в 1791 году. Однако этот самокат был выдумкой. Выдумкой оказался и сам граф де Сиверак.

В Шотландии

1839 году сельский кузнец Киркпатрик Макмиллан из Шотландии якобы изобрел самый первый велосипед с педалями – за четверть века до французов. Об этом сообщил уже в конце XIX века земляк и родственник Кикпатрика. Шотландцы и англичане ему верили…

Скорее всего, это тоже выдумка. Документов, определенно подтверждающих существование велосипеда Киркпатрика, нет. Его изображения – это модификация велосипедов, реально созданных на три десятилетия позже, в 1869 году.

В России

В 1896 году уральский краевед написал книгу. В одном ее абзаце краевед упомянул о неожиданном событии! Изобретателем старейшего велосипеда в мире оказался крепостной крестьянин, мастер Тагильского завода Артамонов. Свое творение Артамонов демонстрировал в 1801 году во время коронации Павла I. Писатель-краевед забыл, что Павел I в 1801 году не получил корону, а утратил ее (вместе с жизнью).

В местном музее через четверть века уже показывали сохранившийся «велосипед Артамонова». Нижнетагильский крепостной был настолько искусен, что за 70 лет до англичан смог создать самый настоящий английский велосипед-паук

.

При Сталине, во время «борьбы с космополитизмом», тагильский самородок получил всеобщую известность. Статья об Артамонове попала в Большую советскую энциклопедию.

Стало известно имя, общество и даты жизни гениального изобретателя. Шли годы: в биографии Ефима Артамонова появлялись новые и новые подробности.

Он стал изобретателем не только первого велосипеда, но и первого автомобиля, а потом пополнил ряды жертв «царского режима».

В 80-е годы XX века личностью Артамонова стали интересоваться уже не только краеведы, но и историки. Историки выяснили: в архивах нет никаких документов о Ефиме Артамонове. Вся биография изобретателя оказалась выдумкой – от начала и до конца. Тагильский мастер ничего не мог изобрести, поскольку не существовал на свете.

Изобретая велосипед

«Не изобретай велосипед» — то и дело слышится в нашей речи.

Такое ощущение, что велосипед в жизни человека был всегда: каждый ребенок, во все времена, мечтал о своем «велике» и гонял по дворам, каждый взрослый ездил на велосипеде на прогулку или на работу… Но ведь много-много лет назад ничего такого не было! И когда-то давно появился самый первый велосипед. Как же его, по-настоящему, изобрели?

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

Легенды прошлого: до 1817 года

В общем-то все, что касается истории велосипеда до 1817 года, нельзя считать абсолютной истиной — фактических подтверждений нет, только легенды.

Одна из них рассказывает о том, что первый рисунок, изображающий двухколесный велосипед с рулем и цепной передачей, принадлежит перу Леонардо Да Винчи.

Велосипед (расшифровываемый с латинского как «velox» — быстрый, а «pedis» — ноги) берет свое начало от деревянных самокатов. Об их происхождении тоже ходят легенды.

Например, о немецком тележнике Михаэле Каслере, который в 1761 году «проскакал» два километра на агрегате, состоящем из деревянных колес, обитых стальными обручами и соединенных скамеечкой для сидения.

Вес такого «самоката» должен был составлять около 125 килограмм! Существование самоката под названием «Селярифер», созданного графом Де Сивраком в 1791 году также подвергается сомнению, как и само существование вышеупомянутого графа!

Скорее всего, выдумана и история крепостного крестьянина, мастерового завода Ефима Артамонова, гласящая о том, как в 1800 году он не только изобрел велосипед, но и совершил на нем первый велопробег: добрался из уральского села Верхотурье до самой Москвы — а это ни много, ни мало, две тысячи верст! В столицу своего крепостного отправил хозяин, владелец завода, желавший поразить императора Александра I новой диковинкой. За свое изобретение Артамонов получил вольную вместе со всем своим потомством, а его велосипед хранится в музее Нижнего Тагила…якобы. Красивую историю развенчал химический анализ железа, который показал, что этот велосипед создан не ранее 1870 года и выполнен по английским образцам.

Деревянные самокаты: 1817-1840 годы

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?Конечно, идея самоката и велосипеда витала в воздухе, и попытки ее воплощения то и дело встречались в разных странах. Однако официально первый велосипед изобрел немецкий барон и профессор Карл фон Дрез (иногда его фамилию переводят как Драйс или Дрейс), который создал деревянный двухколесный самокат и назвал свое детище «машиной для бега». Соседи барона прозвали изобретение «прогулочной лошадью». Самокат Дреза управлялся рулем, что было новшеством, а передвигаться на нем нужно было, отталкиваясь ногами от земли. В 1818 году Дрез получил в Германии патент на свое изобретение. Во всем мире машину стали называть «дрезиной», в честь создателя. А слово «велосипед» придумал французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс, назвав так усовершенствованную дрезину, снабженную седлом с изменяемой высотой.

Следующий шаг велосипед сделал в 1839-1840 годах при помощи шотландского кузнеца Киркпатрика Макмиллана. Макмиллан добавил к самокату Дреза седло и педали. Педали приводили в движение заднее колесо, с которым соединялись металлическими стержнями.

По сути, кузнец создал настоящий прообраз современного велосипеда! К сожалению, его детище осталось малоизвестным и не получило распространения, хоть и опередило свое время.

К слову, в середине XIX века такая же участь постигла и изобретение англичанина Томпсона – надувную шину.

Костотрясы и гонки: 1853-1869 годы

Каретный мастер из Парижа, Пьер Мишо, всего лишь ремонтировал свой старый самокат, когда ему в голову пришла идея установить на переднее колесо две педали. Позже изобретенный им велосипед прозвали «костотрясом». Практически одновременно с Мишо такое же изобретение сделал француз Пьер Лалман, специализировавшийся на механизмах детских колясок.

Он скооперировался вместе с Мишо и крупными промышленниками братьями Оливье, и через пару лет велосипеды стали выпускаться серийно. Кстати, поговаривают, что само название «велосипед» предложил Пьер Мишо, он же придумал заменить деревянную раму на металлическую.

Но запатентовал изобретение Лалман (в Америке, в 1866 году) и официальным изобретателем велосипеда считается именно он.

В 1867 году английский инженер Эдвард Каупер предложил чрезвычайно удачную конструкцию колеса — с натянутыми металлическими спицами.

До этого спицы делали из дерева, что не прибавляло им прочности. А спустя год парижская компания «Мейер и Ко» начала выпуск велосипедов с цепным приводом на заднее колесо.

В 1869 году велосипеды стали оборудовать металлической рамой, а колеса — шинами из цельной резины.

В 1868-69 годах во Франции появились первые велосипедные гонки: сперва гонка на два километра на аллеях парка Сен-Клу, а после гонка «Париж-Руан» — на целых 120 километров. От участников соревнований требовались «сила слона и ловкость обезьяны». Особо отличился этими качествами англичанин Мур, который и выиграл обе гонки.

Мода на пауков: 1870-е годы

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?В 70-х годах XIX века кому-то в голову пришла идея увеличить переднее колесо велосипеда, а заднее — уменьшить. Седло разместили прямо над огромным передним колесом. Такую конструкцию называли «велосипедом-пауком», большеколесным велосипедом («High bicycle» или «High Wheeler»), а еще — «пенни-фартинг», так как монета пенни была намного больше фартинга. Такие велосипеды имели смещенный центр тяжести, и передвигаться на них было довольно опасно —даже при малейшей неровности на дороге человек падал вниз головой с большой высоты (переднее колесо было 130 или 160 сантиметров в диаметре). Многочисленные травмы привели к тому, что на велосипед-паук установили третье колесо.

В 1878 году англичанин Лоусон оснастил велосипед цепной передачей и назвал свое творение «Байсиклетт». В то же время появились и складные велосипеды.

Приобретая знакомые черты: 1884-1898 годы

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?В 1884 году англичанин Джон Старли изобрел велосипед под названием «Скиталец» («Rover»). Модель обладала цепной передачей на заднее колесо и равновеликими колесами диаметром по 76 сантиметров, между которыми располагалось седло. В 1885 году велосипед поступил в продажу и получил статус безопасного велосипеда. Примерно в то же время был выпущен велосипед под названием «Уиппет», оснащенный ромбообразной рамой с двумя пружинами для амортизации дорожных ударов.

Главный прорыв произошел в 1888 году, когда шотландец Джон Данлоп придумал оснастить велосипед надувными шинами. Данлоп хотел сделать езду на «костотрясе» для своего сына более удобной.

Сперва он обернул колеса велосипеда кольцами садового резинового шланга для поливки цветов и наполнил их водой. Ехать, конечно, стало комфортнее, но водяные шины заметно снизили скорость.

Тогда изобретательный отец накачал шины воздухом, предусмотрев специальный автоматически закрывающийся клапан, чтобы воздух не выходил наружу. Конструкция стала невероятно популярной – времена тряски прошли!

Читайте также:  Как быстро заклеить велосипедную камеру - всё о велоспорте

В 1892 году велосипеды продолжали совершенствоваться: во Франции была выдана тысяча патентов на велосипедные конструкции, в Англии — более двух тысяч, а в США и все четыре! Теперь велосипеды выглядели практически как современные, но производились из обычной стали — нержавеющую на тот момент еще не изобрели. Раму не красили, поэтому после каждой поездки велосипед требовал тщательного ухода: чистка, смазка, промывание бензином или керосином.Вскоре стали делать велосипеды из алюминия, а в 1895 году изобрели велосипед лигерад, на котором можно ездить в лежачем положении.

В 1898 году появилась такая необходимая вещь как тормоз — непонятно, как люди обходились без него раньше? Сперва это был педальный тормоз и механизм свободного хода, который позволял не крутить педали, пока велосипед катится сам. Примерно тогда же был изобретен и ручной тормоз, но популярность он приобрел много позже.

Развитие скоростей и видов: XX-XXI век

Первый механизм переключения скоростей появился уже в начале XX столетия, но был он, прямо скажем, неудобным. Для того, чтобы переключить скорость, требовалось слезть с велосипеда, снять цепь, отвернуть заднее колесо, перевернуть его, снова прикрутить и надеть цепь обратно!

В 1903 году изобрели «планетарный» механизм, созданный по примеру Солнечной системы. Он был распространен в 30-е годы.

Привычная нам система переключения передач была создана в 1950 году стараниями Туллио Кампаньоло — известного в то время итальянского велогонщика и производителя велосипедов.

В 1960-х годах появились необычные конструкции велосипедов — например, тандем для двух ездоков. В 1974 году началось массовое производство велосипедов из титана, а в 1975 — из углепластика. В 1983 году на свет появился первый велокомпьютер. В 90-х годах получили распространение индексные системы переключения скоростей.

Кто изобрёл велосипед и в каком году появился первый деревянный байк?

В наше время развитие велосипедов тоже не стоит на месте. Происходят постоянные обновления в конструкции и дизайне, полным ходом идет развитие всевозможных аксессуаров для велосипедов.

Выпускают специализированные велосипеды нескольких видов: спортивные, гоночные, горные, прогулочные городские и различные велосипеды для экстремального спорта.

Каждый вид призван максимально удовлетворить потребности того, кто будет на нем кататься — остается лишь выбрать то, что вам по вкусу!

« Перейти к списку

Кто изобрел велосипед?

1761 годом датируется первое упоминание об изготовлении транспортного средства, позволявшего передвигаться, сидя на нем верхом и отталкиваясь от земли ногами. Деревянный самокат был изготовлен германским каретным мастером М. Касслером. «Селярифер», устройство которого было очень похоже на самокат Касслера в 1791 году создал граф де Сиврак. Но доверять этим данным не стоит, так как они весьма противоречивы, и не исключено, что являются обычной легендой.

Скорее всего не соответствует действительности и история крепостного Артамонова, которому приписывают создание велосипеда приблизительно в 1800 году.

Согласно легенде, Артамонов не только сконструировал двухколесного «коня», но и успешно преодолел на нем нешуточное расстояние (более 2000 верст) от родного села Верхотурье, что на Урале, до столицы. Так что Артамонов, если верить сказанию совершил первый в истории велопробег.

За такое ценное изобретение крепостному и его семье якобы дали «вольную». На артамоновский велосипед сейчас можно полюбоваться в одном из нижнетагильских музеев. Но появился он на свет не в 1800 году, а на 70 лет позже. Это показал проведенный учеными химический анализ железа.

Вероятнее всего мифический «Артамонов» — это реально живший изобретатель Е.Г. Кузнецов-Жванецкий, тоже кстати, бывший крепостным, которому, вместе с его племянником по имени Артамон, даровали свободу в начале XIX века. Но вовсе не за велосипед. Кузнецов-Жванецкий изобрел дрожки с музыкальным органом и измерителем расстояния.

Намного более заслуживающие доверия источники описывают созданную в 1808 году в Париже «тележку Бланшера», один из многих прототипов современного велосипеда, по сути, отдаленно напоминавшим самокат. Колесо в подобных «тележках» не управлялось, соответственно, двигаться они могли только по прямой.

Безусловно, велосипед не мог быть плодом усилий лишь одного человека. Множество изобретений и идей, начиная с конца 18 века, воздавали предпосылки для его появления. Пожалуй, создание велосипеда, каким мы его знаем, осуществлялось в три этапа.

Первый двухколесный самокат появился в 1817 году в Германии в 1817 году. Его создатель, профессор барон Карл фон Дрез, живший в Карлсруэ, назвал свое детище «машиной для ходьбы».

Изобретение было оснащено рулем, прикрепленным к деревянной раме и напоминало велосипед, только без педалей.

Назвали чудо техники по имени его автора, словом «дрезина», которое и сегодня можно услышать в русской речи.

Как появился первый велосипед?

В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал первый двухколесный самокат, который он назвал «машиной для ходьбы». Он был снабжен рулем и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной. …

Получается, что Макмиллан создал велосипед, похожий на современный.

В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал, а в 1818 году запатентовал первый двухколёсный самокат, который он назвал «машиной для бега» (Laufmaschine).

Самокат Дреза был двухколёсным, снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной.

Как создавали велосипед?

В 1839—1840 годах кузнец Киркпатрик Макмиллан в маленькой деревушке на юге Шотландии усовершенствовал изобретение Дреза, добавив педали и седло. Таким образом, Макмиллан создал велосипед, похожий на современный. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов.

В каком году появился первый металлический велосипед?

В 1867 году было представлено металлическое колесо со спицами, а в 1878 году британец Лоусон придумал снабдить велосипед цепной передачей. Первая двухколесная машина с дизайном, похожим на современный, была представлена в 1884 году англичанином Джоном Кемпом Старли.

Кто сделал первый эскиз велосипеда?

Это была четырёхколесная тачанка, имеющая передачу на задние колеса через веревку между деревянными шкивами. 1493 годом датированы эскизы примитивного велосипеда, который, предположительно, был начерчен Леонардо да Винчи, как считали до 1974 года.

В каком году был изобретен велосипед?

Официально же годом рождения велосипеда считается 1817, когда немецкий барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйс фон Зауерброн оформил патент на свою «Laufmaschine» — «машину для пробежек». Педалей эта модель не имела, чтобы передвигаться нужно было отталкиваться ногами.

Кто и когда изобрел колесо?

Самым ранним «колесом» считается находка в жудеце Яссы в Румынии — её датируют последней четвертью 5 тысячелетия до н. э. На одном из поселений культуры Кукутень румынский археолог М. Дину нашёл глиняные модельки колёс от игрушечных повозок, о чём сообщил в 1981 году.

Почему велосипед назвали велосипедом?

— А почему велосипед назвали «велосипедом»? — Велосипед получил свое название от двух латинских слов velox — «быстрый» и pedes — «ноги».

Когда изобрели велосипед для детей?

Официально изобретателем первого велосипеда считается немец Карл фон Дрез из Карлсруэ. В 1817 году он создал первый в мире двухколесный самокат. У этого транспортного средства не было педалей, и передвигаться на нем можно было только при помощи ног.

Как раньше называли велосипед на К?

Но велосипед изобрели не тысячу лет назад, а только в позапрошлом веке и называли его поначалу «костотрясом». В 1853 году французский каретных дел мастер Мишо создал конструкцию велосипеда, и по тем временам это считалось чудом техники.

Как называли велосипед в 1860 году?

Появившиеся в 1860 году в Санкт-Петербурге первые велосипеды назывались «костотрясы».

Как назывался велосипед в 1860 году?

Первые велосипеды покатились по Москве в середине 1860-х годов. Представители аристократии и зажиточного купечества разъезжали на заграничных устройствах, носивших красноречивое название «костотряс», или по-английски — boneshaker.

Когда в России появился первый велосипед?

217 лет назад, 27 сентября 1801 года, Александру I представили первый в мире велосипед и его изобретателя. Изобретателем первого в мире двухколёсного велосипеда был уроженец Прикамской земли Ефим Михеевич Артамонов, крепостной Пожвинского завода.

Кто изобрел велосипед Артамонов?

Брусиловский. Изобретатель велосипеда Ефим Артамонов с улицы Вайнера. Крепостной Ефим Артамонов помогал отцу крепостному Михею Артамонову строить баржи. В 1790 году отца отправили на реку Чусовую, к Старо-Уткинской пристани.

Кто придумал женский велосипед?

Изобретателем этой «машины для бега» был немец – барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Дрез фон Зауерброн. Из этого длинного имени было выбрано одно – Дрез, и машина, появившаяся в других европейских странах, стала называться более привычным для уха французов, англичан и итальянцев словом «дрезина».

Кто изобрел велосипед 5 букв?

Вопрос: Кто велосипед изобрёл — ответ: ВИНЧИ

Интересные материалы:

Какие есть виды шоколада Альпен Гольд? Какие есть виды улиток ахатин? Какие есть звуки? Какие факторы влияют на экосистему? Какие факультеты есть в Бгу? Какие фильмы пародируют в Очень страшном кино 2? Какие фильмы с Дикаприо озвучивал Бурунов? Какие фильмы в очень страшное кино 3? Какие фисташки полезнее — жареные или сырые? Какие форматы поддерживают альфа канал?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector