Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Для читателей нашего блога действует скидка 10%по промокоду blog-BB30 на все товары, представленные в нашем магазине

Благодаря «маркетинговым войнам», за последние несколько лет на рынок вылилось большущее количество различных стандартов кареток. Благо, в основном это касается только дорогих велосипедов, а в бюджетном и среднем ценовом диапазоне всё более-менее ясно.

Алгоритм выбора каретки

Алгоритм выбора любой каретки выглядить прмерно так:

1. Первым делом при выборе каретки вам нужно разобраться с типом крепления шатуна. Совместимость здесь бывает только в рамках одного стандарта.

Cotter Pin – знакомый нам стандарт из советского прошлого. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР.

Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем»), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название.

Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, и шатуны изрядно болтались.

Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

SQR – квадрат (от Англ. square). Наиболее распространенный стандарт для бюджетных решений в данный момент. Раньше во время расцвета МТВ являлся основным стандартом для кареток. Убить шатуны на такой каретке становится слегка труднее, чем предыдущий вариант, однако раскрутившийся кареточный болт может это быстро «исправить».

Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Octalink – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно.

Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

ISIS Drive – (от Англ.

International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.

Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки.

Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.

Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку не любые другие шатуны не от SRAM.

Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

2. С типом крепления каретки в раме дела обстоят чуть проще. Если у вас МТВ, то с большой вероятностью можно сказать, что у вас BSA стандарт. Однако, узнать точно можно будет после демонтажа каретки.

Резьбовые каретки – это каретки, которые вкручиваются непосредственно в раму. Все каретки, приведенные выше являются резьбовыми. Называется стандарт ISO/English/BSC или BSA.

Посадочный диаметр 34.6 — 34.9мм. Будьте внимательны! В МТВ используется English версия, где ведущая (правая) чашка имеет левую резьбу.

Вариант с одинаковой резьбой называется Italian и используется в ВМХ.

Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.

Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA.

И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок.

Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?

Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.

Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание.

 

3. Подходящую ширину каретки определить просто. Измерьте ширину кареточного узла на вашей раме.

Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем.

Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой.

73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.

Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.

 

4. Самые простые каретки стандарта Cotter Pin и SQR нередко отличаются по длине вала каретки. Они бывают 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Чтобы не прогадать с размером – просто измерьте длину кареточного вала на вашем велосипеде.

5. Даже если у вас стояла каретка на насыпных подшипниках, лучше сменить её не на такую же, а на каретку с промподшипниками. Они не прихотливы и позволят вам не заморачиваться по поводу состояния кареточного узла.

Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей. Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.

Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Neco и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive.

Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP). В данный момент это самый распространённый стандарт.

Совместимость

Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.

Итоги

Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!

Видео по теме:

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары, представленные в нашем магазине

Современные стандарты велосипедных кареток и их выбор

Одной из крупнейших проблем для покупателей при выборе компонентов является выбор правильной каретки. Существует огромное количество стандартов шатунов и кареточных узлов рамы, однако подобрать правильные компоненты не так сложно, как кажется.

Читайте дальше — и вы сможете в этом убедиться.

В этой статье я не буду рассматривать стандарты BMX кареток, кареток для Fat-байков, а также очень устаревшие стандарты (например, «американку», которую до сих пор некоторые, даже достаточно именитые производители любят устанавливать на детские велосипеды).

Каретка — это механизм, связывающий шатуны вашего велосипеда с рамой и позволяет им вращаться. Поэтому для правильного выбора этого компонента нужно знать стандарт кареточного узла рамы и стандарт шатунов. С последних мы и начнем.

1. Шатуны

Шатуны — это компонент трансмиссии велосипеда, который превращает вертикальных движение ног велосипедиста во вращательное движение звезды, который через цепь (или ремень) передается на заднее колесо и приводит в движение ваш велосипед (ну, короче, это те рычажки, на которые крепятся педали и передние звезды).

Ниже приведена классификация различных типов крепления шатунов. В некоторых пунктах я буду предоставлять изображения кареток, а не шатунов, поскольку это даст более полное представление об общих принципах работы системы.

1.1 Трехкомпонентные шатуны (Three-piece crankset)Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Один из вариантов трехкомпонентных шатунов — Shimano Octalink V2
В эту большую группу входят шатуны и каретки, подвижная часть которых состоит из трех частей: левый шатун — ось вращения (которая является элементом каретки) — правый шатун.Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Каретки под квадрат, Octalink и ISIS

1.1.1 Шатуны под квадрат

На самом деле, существует 2 разных варианта «квадрата»: ISO и JIS (Japanese Industrial Standard).

99% кареток под квадрат, которые вы сможете найти  относятся к стандарту JIS (например, все каретки Shimano).

Каретки ISO стандарта Campagnolo производит и некоторые производители NJS компонентов для трековых велосипедов (например, Sugino). Визуально ISO каретки имеют менее коническую посадочную часть по JIS.

Вал имеет форму усеченной пирамиды, расширяющейся ближе к раме. В зависимости от модели шатунов и нужного вам чейнлайна, необходимо выбрать определенную длину вала. Например, для шатунов Shimano всю необходимую информацию по подбору длины вала можно найти на si.shimano.com

1.1.2. Shimano Octalink

И этого стандарта существует два подвида: Octalink V1 и V2. Но V2 в десятки раз более распространен чем V1. В обоих вариантах вал имеет форму цилиндра с восемью шлицами, но в V1 шлицы имеют длину 5 мм и ширину 2 мм, а в V2 — длину 9 мм и ширину 2.8 мм. Сейчас тип V1 используется только в трековой группе Shimano Dura Ace.

Как и для квадрата, для Octalink под разные шатуны подбирается разная длина вала каретки. Ниже приведена таблица для актуальных моделей.

1.1.3 ISIS

Вскоре после разработки стандарта Shimano Octalink, в противовес ему компания Race Face разработала открытый стандарт ISIS (компоненты совместимые с этим стандартом также выпускали Truvativ и FSA).

Вал имеет 10 шлицов и этим стандартом предусмотрено (в отличие от предыдущих двух) определенное фиксированное расстояние от посадочного места на шатуне к внешней звезде. То есть, приобретя любые МТБ шатуны стандарта ISIS и каретку с длиной вала 113 мм, вы получите чейнлайн 48.5 мм (или вал 118 мм для чейнлайна 51 мм).

Для шоссейных шатунов вам понадобится вал 108 мм под ченлайн 43.5 мм (для шатунов на 2 звезды) и вал 118 мм для чейнлайна 45 мм (для шатунов на 3 звезды).

1.1.4 PowerSplineКаретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Каретка Truvativ Powerspline
Еще одна версия шлицевого соединения шатунов с кареткой от Truvativ. Каретки данного стандарта имеют меньший диаметр вала, чем предыдущие и 12 шлицов.

1.2 Двухкомпонентные шатуны (Two-piece crankset)

Эта группа шатунов имеет одно общее свойство: ось вращения (вал каретки?) запрессованный в один из шатунов (а в некоторых случаях — и в оба). Фактически, подвижная часть состоит из двух элементов, откуда происходит и название. На первый взгляд, в данной группе существует множество стандартов, однако многие из них похожи между собой, поэтому я попробую их сгруппировать.

Читайте также:  Велотренажер из велосипеда своими руками: сделать самому по видео инструкции

1.2.1 Shimano Two-piece crankset (многие ошибочно называет их Hollowtech II), FSA MegaExo, Race Face X-Type, …

Эти стандарты характеризуются прямым валом, запрессованным в один из шатунов. В версии с валом диаметром 24 мм используют взаимозаменяемые каретки.

В случае шатунов Shimano левый шатун насаживается на вал, притягивается пластиковой гайкой (регулировка зажатия аналогичное рулевым колонкам), затягивается двумя болтами, расположенными в перпендикулярной валу плоскости и фиксируется стопором.

У RaceFace правый шатун с помощью болта напрессовывается на вал. Для демонтажа предусмотрена специальная вижимная гайка, упираясь в которую тот же болт выпрессовывает шатун.

FSA использовали оба типа крепления, правда, в отличие от Shimano, прижимной болт был не пластиковый, а металлический. На текущий момент компания отказалась от Shimano-подобного типа крепления.

Подобные системы также используют другие производители: как топовые, так и довольно бюджетные (например, Rotor, Prowheel, Sunrace и т.д.)

1.2.1.1 BB30

Фактически, продолжением эволюции данных типов является шатуны стандарта BB30. Конструктив совпадает с описанными выше типами, однако диаметр вала увеличен до 30 мм, а длина вала — уменьшена.

1.2.1.2 BB386, BB392

Отдельно стоит отметить шатуны стандартов BB386 и BB392 — они отличаются увеличенной длиной вала по сравнению с BB30. Более подробная информация размещена ниже в разделе, посвященном кареточним узлам рамы.

1.2.2 Truvativ/SRAM GXP (Giga X-Pipe), Praxis Works M24, Praxis Works M30Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Эти стандарты, в целом, повторяют предыдущие (монтаж аналогичный RaceFace), однако эти производители решили сделать их несовместимым с предыдущими стандартами. Вал имеет ступенчатую форму и напротив левого подшипника уменьшает диаметр 24 мм до 22 мм (для GXP и M24) или с 30 мм до 28 мм (для M30).

1.2.3 Campagnolo Ultra-TorqueКаретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

В 2007 году итальянская компания презентовала собственный стандарт шатунов с интегрированной осью диаметром 25 мм. В данном стандарте ось разделена на 2 части, каждая из которых запрессована в отдельный шатун.

Две полуоси зацепляются между собой зубцами и стягиваются болтом.

Еще одной особенностью является посадка подшипника: в отличие от предыдущих стандартов, в которых подшипники устанавливаются в чашки каретки Campagnolo напрессовыванием подшипников на ось.

1.2.4 Campagnolo Power-TorqueКаретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

С 2011 года групсети Athena 11s, Centaur и Veloce включают в себя шатуны стандарта Power Torque. Данный тип шатунов очень приближен к стандартам группы 2.1, однако левый шатун напрессовывается на вал (и снимается с помощью специальной выжимки). Правый подшипник, как и у стандарта Ultra-Torque, также напресован на вал, а левый — запрессован в чашку каретки.

1.2.5 DUB

В самом начале 2018 года SRAM представила новый стандарт — DUB (Durable Unified Bottom bracket). Это также шатуны с интегрированной осью, однако.. ось имеет диаметр 28.99 мм.

По сути — полный аналог BB392, но SRAM утверждает, что такой диаметр создает «идеальный баланс размера, долговечности и веса подшипников». Кроме этого каретки, изготовленные под шатуны данного стандарта «имеют лучшие уплотнения» и, даже в press fit версиях, металлические чашки (в кавычках — перевод цитат из презентации стандарта).

Пока что сложно что-то сказать по этому поводу, поскольку стандарт только вышел и еще нет никаких отзывов райдеров и никакой статистики относительно компонентов SRAM DUB.

1.3 Модульные системы (Modular System)

Данный тип шатунов — максимально разборная система. Отдельные чашки каретки, отдельный вал, отдельно правый и левый шатуны. Такое решение позволяет заменить любой компонент системы, благодаря чему данные шатуны без проблем адаптируются практически под любые стандарты рам.

1.3.1 Truvativ HowitzerКаретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Первой попыткой сделать модульную систему был стандарт Truvativ Howitzer. Вал подобный стандарту ISIS, однако данная каретка уже имеет выносные чашки. Производителю удалось достичь большей жесткости соединения шатуны-каретка чем у всех трехкомпонентных шатунов, однако стандарт не получил широкого распространения. Под данные шатуны выпускаются только резьбовые каретки.

1.3.2 Современные модульные системы

Современные модульные системы конструктивно мало чем отличаются от Howitzer (кроме увеличенного диаметра вала). Они также не особенно распространены, однако разработаны с учетом современных стандартов рам и кареток, а следовательно могут быть установлены на современные велосипеды. Выпускаются такими производителями как RaceFace (cinch), FSA, Hope, Rotor и Cannondale.

Кареточные узлы рамы

С шатунами, вроде разобрались, поэтому самое время переходить к кареточным узлам рамы.

2.1 РезьбовыеКаретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

На самом деле, резьбовых стандартов кареточного узла рамы существует довольно много. Однако некоторые из них встречаются настолько редко, что я считаю нецелесообразным рассматривать их в этой статье. Я остановлюсь лишь на пяти стандартах, четыре из которых я встречал вживую в своей практике, а пятый — недавно вышел и, думаю, у нас в мастерской еще побывает.

2.1.1 BSA, она же ISO, она же английская резьба

Если вы владелец относительно современного велосипеда с резьбовым кареточним узлом — 95%, что это именно этот стандарт. Кареточный узел шириной 68 или 73 мм с резьбой 1.37″x24 tpi (treads per inch = витков на дюйм).

Также встречаются кареточные узлы шириной 83 мм (на экстремальных рамах) и 100 мм (фетбайки). Правая чашка имеет левостороннюю резьбу, а левая — правостороннюю.

Данный стандарт достаточно распространен, поэтому найти каретку под большинство стандартов шатунов не будет проблемой.

2.1.2 ITA, она же итальянская резьба

Ширина кареточного узла 70 мм, резьба М36×24 tpi, обе чашки имеют правостороннюю резьбу. Данный стандарт значительно менее распространен, чем предыдущий, поэтому каретку будет найти немного сложнее (хотя, за последние несколько лет ситуация значительно улучшилась).

2.1.3 Французская резьба, швейцарская резьба

Оба стандарта используют резьбу М35х1 и имеют ширину кареточного узла 68 мм. Отличаются они направлением резьбы: в французской обе резьбы правые, а в швейцарской — правая чашка имеет левостороннюю резьбу.

Вряд ли вам удастся найти каретку нужного стандарта (оба — устаревшие), поэтому единственным выходом станет поиски мастерской, которая согласится немного попортить себе инструмент (рамы с такими стандартами, как правило, стальные) и перенарезать эту резьбу в обычную BSA.

2.2 Безрезьбовые

Однако в последние годы все большую популярность получают безрезьбовые каретки, которые запрессовываются в раму. И видов таких рам существует значительно больше.

2.2.1 BB92, BB86Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Это стандарты для Shimano-совместимых систем шатунов. Кареточный узел имеет внутренний диаметр 41 мм, в который запрессовываются пластиковые чашки с подшипниками. BB92 имеет ширину 89.5 или 92 мм (компенсируется проставочным кольцом) и предназначен для MTB велосипедов. BB86 имеет ширину 86.5 мм и предназначен для шоссейных велосипедов.

2.2.2 BB90, BB95

Данные стандарты предназначены для установки Shimano-совместимых шатунов, а также шатунов Campagnolo. Основным отличием является отсутствие чашек, которые запрессовываются в раму. Внутренний диаметр рамы составляет 37 мм, а ширина — 90.5 мм (ВВ90 — для шоссейных велосипедов) или 95.5 мм (ВВ95 — для МТБ велосипедов)

2.2.3 BB30Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Конструктивно — аналог стандартов BB90/BB95, но имеет увеличенный диаметр и предназначен для установки шатунов с валом 30 мм. Посадочный диаметр составляет 42 мм, а ширина — 68 или 73 мм.

2.2.4 BB30A, BB30AI

Не так давно компания Cannondale выпустила новый стандарт BB30A, который почти полностью повторяет хорошо знакомый BB30, однако имеет на 5 мм шире асимметричный кареточный узел рамы. Эти 5 мм прилагаются с левой стороны и, по словам производителя, обеспечивает большую долговечность подшипников (за счет большего расстояния между подшипниками уменьшается плечо нагрузки на подшипник).

В новом Cannondale SuperX используется стандарт BB30AI — BB30, расширен до 83 мм. Логика изменений такая же, как и в предыдущем стандарте — больше расстояние между подшипниками — меньше плечо — выше долговечность.

2.2.5 SPF 30

Конструктивно — аналог стандартов BB86/BB92, что имеет увеличенный диаметр и предназначен для установки шатунов с валом 30 мм. Посадочный диаметр составляет 46 мм, а ширина — 68 или 73 мм.

2.2.6 BB386, BB392

Это гибрид стандартов SPF 30 и BB86/BB92. Имеет посадочный диаметр SPF 30 (46 мм) и ширину Shimano-совместимых стандартов (86.5 или 92.5 мм).

2.2.7 BBRight

Кареточные узлы BBRight
Почти все предыдущие стандарты имеют симметричную конструкцию, что является весьма логичным. Однако в 2010 году Cervelo презентовали собственный асимметричный стандарт. Левый бок рамы расширен на 11 мм.

По словам разработчика, такая конструкция обеспечивает оптимальный баланс веса и жесткости. Существует в двух версиях: в BBRight Direct Fit в раму запрессовываются подшипники, а в BBRight PressFit – чашки, в которых расположены подшипники.

2.2.8 Specialized OSBB

Сложно назвать это стандартом вообще, поскольку под аббревиатурой OSBB (Oversized Bottom Bracket)  может прятаться что угодно. И BB30, и SPF 30, и… собственный стандарт. Собственный стандарт имеет посадочный диаметр 46 мм и ширину 61 мм, то есть, фактически, является более узким вариантом SPF 30.

Однако, судя по найденной в интернете информации, велосипедов с таким кареточным узлом было выпущено не так много: S-Works SL3 2010-2011, S-Works Рубе SL3 2011-2012, S-Works Shiv 2012, S-Works Venge 2012, S-Works McLaren Venge 2012, Venge Pro 2012, S-Works Amira SL4 2012, S-Works Amira SL4 Pro 2012, S-Works Tarmac SL4 2012, S-Works Tarmac SL4 Pro 2012, Tarmac SL4 Pro 2012.

1.1.5 T47

Хотя это и резьбовой стандарт, однако его логично рассматривать после безрезьбовых, поскольку, по мнению разработчиков, он является следующим шагом эволюции.

Безрезьбовые кареточные узлы имеют одну общую проблему: со временем у большинства из них появляются посторонние звуки. Как правило, это происходит из-за повреждения чашек каретки или посадочного места рамы.

В 2015 году компания Chris King вместе с Argonaut Cycles презентовали новый резьбовой стандарт увеличенного диаметра — Т47.

Рамы этого стандарта имеют резьбу М47х1 и предназначены для установки шатунов с валом диаметром 30 мм.

Совместимость

А теперь о совместимости. Расписывать текстом совместимость каждого описанного выше стандарта шатунов с каждым стандартом кареточного узла рамы будет слишком долго, поэтому я подготовил таблицу совместимости.

В некоторых случаях будет достаточно просто каретки правильного стандарта, в других — необходимо устанавливать дополнительные переходники.

Модульные системы не выносятся отдельным пунктом в таблице, поскольку каждые модульные шатуны соответствуют определенному стандарту шатунов, уже включенном в таблицу.

Легенда таблицы
+ этим символом отмечены те пары, для которых существуют стандартные каретки, или которые могут быть установлены через определенные адаптеры, или которые теоретически можно подружить между собой (например, виточивши адаптер), хотя адаптеров я и не нашел.

— не совместимыми отмечены только те пары, которые вообще никак не совместимы между собой (например, из-за того, что вал короче кареточный узел рамы).

? — теоретически, это можно подружить, но зачем??

Послесловие
Если вы знаете про какие-то стандарты, которые я не учел при написании статьи — пишите в х.

Цены на кареточные узлы в интернет-магазинах

Цены на шатуны в интернет-магазинах

Каретка велосипеда: виды и типы, как узнать какая

Каретка велосипеда является достаточно простым, но скрытным элементом. Жизнь прекрасна, когда железный конь находится в исправном состоянии и позволяет накручивать километр за километром. Но когда появляется непонятное похрустывание, пощелкивание и другие неприятные звуки, приходится искать причину их появления, дабы предотвратить серьезную поломку.

Читайте также:  Какие бывают багажники для велосипедов на машину - всё о велоспорте

Велосипедная каретка вкручивается или запрессовывается в одноименный стакан рамы велосипеда. Она оснащена подшипниками, которые приводят в движение шатуны.

Это весьма критический элемент велосипедной конструкции, поскольку он расположен близко к земле, из-за чего часто подвергается воздействию воды, грязи и мелкого мусора.

У кареток есть своя классификация, и сегодня мы расскажем более подробно об этом маленьком, но очень важном элементе велосипедной конструкции.

Составляющие велосипедной каретки

Традиционно она состоит из следующих компонентов:

  • Вал – представляет собой подвижную часть, вращающуюся внутри узла.
  • Подшипники находятся непосредственно внутри кареточного основания.
  • Стакан рамы – то место, где находится вся конструкция.
  • Фиксаторы крепления шатунов.

На корпусе закреплены подшипники, вал вставляется в стакан рамы. Чашки необходимы для крепления. Шатуны, в свою очередь, затянуты на валу.

Виды кареток

Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Классифицировать обсуждаемый элемент можно по особенностям расположения подшипников. В зависимости от этого параметра выделяют следующие типы:

  • Открытый. Данная разновидность открыта любому мусору, летящему из-под колес, поэтому все составляющие компоненты нуждаются в частом осмотре. А это – существенный минус. Что касается положительных качеств, то здесь можно отметить простоту обслуживания – с чисткой и разборкой справится даже неопытный мастер. Стандартный вид открытой каретки представлен валом, который вращается на подшипниках, установленных в чашках.
  • Закрытый. В этом случае каретка-картридж с подшипниками в корпусе монтируется непосредственно в раму. Чаще всего такой тип встречается в велосипедах среднего ценового сегмента, поскольку обладает наибольшей защитой от попадания грязи. Есть существенный недостаток – деталь при износе или поломке не подлежит ремонту, только замена. В таком механизме искривления подшипников попросту исключены, а работать с картриджем – одно удовольствие.
  • Интегрированный. В данном случае шатун со звездами соединен с валом в один сплошной элемент, который введен в чашку каретки. Такой тип также не подлежит ремонту, но отличается хорошими рабочими показателями и надежностью.

  Одометр для велосипеда — что это, виды и принцип работы

У подшипников качения для каретки есть свои стандарты. Выделяют следующие разновидности:

  • Насыпные или шариковые. Уже из названия понятно, что в конструкции есть шарики, которые катятся по чашке. Она, в свою очередь, может быть съемной или спрессованной в корпусе механизма. Как правило, это бюджетная сборка. Насыпной механизм регулируется конусной гайкой. Регулировать шарики следует с осторожностью, поскольку при сильном зажатии гайки колесо начнет хуже прокручиваться, что заметно ускорит износ втулки. Если зажать недостаточно сильно, образуется люфт.
  • Промышленные. Подшипники представлены неразборным узлом, состоящим из двух колец, между которыми находятся шарики. Механизм впрессовывается в посадочное место и заменяется по мере необходимости. Регулировать такие подшипники нельзя. Если механизм сильно загрязнен – только замена.

Как узнать, какая каретка стоит на велосипеде? Здесь нужно учитывать, что производители придерживаются определенных стандартов, поэтому сложностей с выбором нужной детали возникнуть не должно.

Размеры

Производители рам и деталей для велосипеда соблюдают определенные стандарты. Порой может возникнуть ситуация, когда вроде бы подходящая деталь не состыковывается с другим элементом. Чтобы определить ширину каретки, нужно измерить этот же параметр у кареточного узла рамы. Выделяют несколько распространенных вариантов:

  • 73 или 68 мм. Данное значение встречается практически на всех моделях МТБ. Каретку 73 мм можно поставить на 68-миллиметровую раму, если использовать три дополнительных кольца.
  • 83 мм. Такой размер встречается чаще на велосипедах, предназначенных для экстремального катания. Данный параметр не совмещается с предыдущим размером.
  • 100 и 120 мм. Малораспространенный тип, который применим для новых фэтбайков или велосипедов экстрим-класса.

Размер конструкции различается также и по длине вала. Поэтому для надежности следует измерить и этот параметр. Бывают 128 мм, 122,5 мм, 118,5 мм, 113 мм и 110 мм.

Распространенные стандарты

Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Ввиду того, что существует несколько вариантов крепления шатунов с валом каретки, есть несколько распространенных стандартов:

  • Под клин. Состоит из оси с пазами, сквозь которые проходят клинья, вставляющиеся в шатуны. Каждый клин с одной стороны крепится на паз, а с другой – гайкой. Здесь также есть свои стандарты, которые не могут заменить друг друга. Причина в разном исполнении угла клина, несмотря на то, что внешне размер может казаться идентичным.
  • Под квадрат. Один из самых известных типов оси – SQR. Его отличает квадратное сечение конусообразных концов вала, на которые надеваются шатуны. Это весьма распространенный вариант среди бюджетных моделей велосипеда. Каретка имеет три стандарта, которые отличаются частичной взаимозаменяемостью – есть отличия в длине и углах конуса.
  • Octalink. Стандарт крепления представлен картриджной кареткой с круглым валом. У полой оси на концах есть 8 шлицов. Данная конструкция способна облегчить вес и увеличить прочность. Такой вариант адаптирован для систем Shimano.
  • Isis Drive. Шлицевой стандарт для большинства известных брендов. Такая каретка обусловливает надежное крепление и надежность.
  • Howitzer. Еще одна шлицевая конструкция, подшипники которой вынесены за основу непосредственно самой каретки – это позволило продлить срок службы механизма. Такая конструкция часто используется в комплектации велосипедов для экстремальных гонок.
  • Hollowtech II. Это продукция известного велосипедного бренда Shimano. Конструкция представлена сплошной системой каретки с шатунами. Ее разборку можно выполнять только с одной стороны байка. Компактный стандарт, который отличается повышенной жесткостью, незначительным весом и длительным сроком эксплуатации.
  • Giga X Pipe. Аналог Hollowtech II, но с одним нюансом – несовпадение шлицов.

Что касается комплектации, то здесь можно выделить весьма приличное количество вариантов:

  • «Испанка». Неплохой вариант в плане сочетания цены и качества. Легковесная модель размером 37 мм. Подшипники впрессованы внутрь рамы.
  • BB90 – аналог предыдущей модели, но с 24-миллиметровым валом.
  • MID – еще один аналог «испанки», но с разницей в размере посадки (41 мм). Более тяжелая конструкция, но в то же время и более надежная.
  • BB86 – аналог MID. Ширина стакана представлена двумя вариациями: 68 мм и 70 мм. Производители выпускают с выносными и внутренними подшипниками.
  • BB92 – аналог предыдущей модели, но с различными размерами стакана (68 мм и 73 мм). Многие жалуются на быстрый износ механизма.
  • BB30 – относительно новая каретка, в которой подшипники впрессованы в узел. Диаметр – 42 мм. Чаще всего комплектуются горные велосипеды.
  • PF30. Вариант представлен двумя чашками без резьбы с подшипниками. Характеризуется стандартным размером стакана – 46 мм.

Понятно, что это далеко не полный перечень распространенных вариантов.

Производители постоянно работают над совершенствованием велосипедной конструкции, предлагая все больше «стандартов» для улучшения показателей.

Нельзя сказать, что обычному пользователю принципиально важны миллиметры и граммы каждой детали. Но если речь идет об участии в престижных соревнованиях, то именно этот мизер может сыграть решающую роль.

Рекомендации по выбору каретки

Каретка велосипеда: типы, особенности выбора и эксплуатации

Здесь есть только один принцип – правильно определить размер и тип конструкции. Чтобы узнать ширину каретки, нужно измерить этот же параметр кареточного узла на раме. Выбирая новую деталь, следует отдавать предпочтение запчастям известных производителей.

И еще один момент – это подшипники. Насыпные – не самый надежный вариант. Они не самые проблемные, но требуют частого внимания к себе. Картриджные подшипники в этом плане гораздо лучше демонстрируют свои рабочие качества.

Как определить, какая каретка на велосипеде

Мастера настоятельно рекомендуют не затягивать с ремонтом кареточного механизма. О проблемах красноречиво свидетельствует стук в нижней части велосипеда, появление люфта и заклинивание непосредственно самого кареточного узла.

Чтобы понять, какая каретка нужна для замены, нужно обратить внимание на следующие параметры:

  • стандарт шатунов;
  • тип резьбы;
  • ширина кареточного стакана;
  • длина вала.

Придется разобрать кареточный механизм, чтобы сделать правильные замеры. Можно сделать это самостоятельно, но лучше обратиться в веломастерскую, где не только подскажут, какая каретка нужна, но и выполнят все работы по ремонту и обслуживанию байка.

Заключение

Каретка для велосипеда – пусть и маленький, но весьма значимый элемент. Ее исправность и безупречная функциональность – залог комфортного катания и безопасности. Выбрать и заменить каретку можно самостоятельно. Однако, учитывая многообразие распространенных стандартов, лучше обратиться к опытному мастеру.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Велосипедные каретки — типы и совместимость

Велосипедная каретка, важный элемент велосипеда, который вкручивается или запрессовывается в каретковый стакан рамы велосипеда. Каретка оснащена подшипниками, которые позволяют вращать шатуны.

Достаточно критическая точка велосипеда, потому что она низко расположена над землей и подвергается частым воздействиям мусора, воды и грязи.

В настоящее время существует несколько (!) типов кареток, которые отличаются друг от друга — технологией сборки, типом монтажа шатунов, типом подшипников и используемыми материалами.

Не разборный тип

Чаще всего они используются на велосипедах BMX и круизёрах, иногда их можно найти в более старых моделях (например, складных) и детских велосипедах. Банально простая конструкция, состоящая из одного элемента, предназначена только для велосипедов с не резьбовым кареточным стаканом рамы. В таких каретках применяются обычные сепарированные шарикоподшипники.

Не разборный тип

Классический (открытый) тип

Подобно не разборным кареткам, конструкция классических кареток очень проста. Такая каретка состоит из оси, подшипников и опорных чашек. Их самым большим преимуществом, является очень простое обслуживание и низкие эксплуатационные расходы, но такие каретки «любят» ломаться.

Классический или открытый тип каретки

Картриджный тип

Этот тип кареток используется в группах нижней и средней ценовой категории от Shimano — Acera и Alivio. Их можно встретить почти на всех велосипедах до 800$, как на горных, так и на туристических. Картриджная каретка отличается от классической, своей закрытой конструкцией, в которой находятся ось и набор подшипников. Такой тип каретки ввинчивается в каретковый стакан рамы.

В зависимости от класса, в ней могут применяться — шариковые, промышленные или игольчатые подшипники (например, Dura Ace BB-7700), которые могут быть дополнительно герметизированы. Использование более высокого класса подшипников, в сочетании с алюминиевым корпусом, существенно уменьшает вес конструкции, сохраняя при этом очень низкое сопротивление качению и увеличивает долговечность.

Картриджная каретка

При выборе картриджной каретки, нужно обратить внимание на три важные характеристики: способ крепления шатунов, диаметр оси и ширина стакана рамы.

Картриджная каретка в разобранном виде

1) Крепление шатуна

Изначально, этот тип каретки имел ось с посадочным местом для шатунов в виде квадрата.

Позднее, появились шлицевые соединения — ISIS, Octalink и Power Spline, благодаря которым, существенно улучшилось качество соединения оси и шатуна, а соответственно, и жесткость конструкции.

Octalink — это решение, используемое исключительно Shimano, и существует в двух версиях: Octalink V1 и Octalink V2, которые отличаются друг от друга длиной шлица (с таким же количеством канавок) и они несовместимы друг с другом.

В ответ на шимановский стандарт Octalink, SRAM разработали свой стандарт под названием ISIS, который так же используется другими компаниями, такими как FSA или Race Face. Существует также стандарт под названием Power Spline, разработанный компанией Truvativ, но он менее популярен и довольно редок.

Типы крепления шатунов

2) Диаметр и ширина кареточного стакана рамы

В настоящее время, наиболее популярным является английский стандарт (BSA), также известный как ISO, в котором ширина каретки составляет от 68 до 73 мм, а диаметр — 1,37 дюйма.

Так же есть итальянский стандарт, с шириной каретки 70 мм и диаметром оси 36 мм, который чаще всего использовался в шоссейных велосипедах, и французский стандарт, с размерами — 68 мм и 35 мм соответственно. И в итальянском и французском стандартах используется только правая резьба, что создает риск отвинчивания правой опоры подшипника во время езды.

Читайте также:  Велосипед Мангуст (mongoose) tyax, selous, legion - преимущества и недостатки, отзывы

Вариант французского — швейцарский стандарт, который отличается только использованием левой резьбы справа. Наименее популярным, является стандарт Raleigh, ранее используемый в старых британских велосипедах.

Диаметры и ширина каретки

Интегрированная каретка

Используется в самых дорогих группах (например, XTR, Dura Ace, XX1). Такая система состоит из оси увеличенного диаметра и полой внутри, соединённой с шатуном (левым у SRAM и правым у Shimano), а также подшипников на внешней стороне муфты.

Благодаря увеличению диаметра оси и смещению подшипников за пределы каретки, значительно увеличена жесткость всей конструкции, а так же уменьшен вес.

Вариантом интегрированных систем, являются прессованые каретки (так называемые PressFit), у которых подшипники скрыты в каретку (точнее — впрессованы), что в значительной степени защищает их от мусора, пыли, воды и грязи.

Кроме того, такое решение позволило разместить подшипники большего диаметра и увеличить общую ширину каретки, тем самым сделав конструкцию рамы более жесткой. Но такое решение имеет и недостаток, — сложность замены подшипников.

PressFit

Система PressFit не требует смены шатунов, поскольку она совместима с каретками, в которых подшипники размещены вне муфты (например, hollowtech II).

Единственное что нужно иметь в виду, это несовместимость между брендом Sram и остальными, такими как Shiamano, Fsa или Race Face.

Поэтому, каретки PressFit можно использовать с шатунами Shimano, FSA или Race Face, но нельзя с шатунами SRAM, и наоборот (в случае SRAM, интегрированные системы с левой стороны имеют диаметр 22 мм и 24 мм с правой).

Интегрированная каретка (резьба)

Производитель Тип Диаметр оси Резьба Ширина муфты
Truvativ (SRAM) XR Giga X Pipe (GXP) 22 мм (левая) 24 мм (правая) BSA 1.37″ (35 мм) 68 мм – 73 мм
Shimano Hollowtech II 24 мм BSA 1.37″ (35 мм) 68 мм – 73 мм
FSA FSA Mega Exo -Ø24 24 мм BSA 1.37″ (35 мм) 68 мм – 73 мм
FSA FSA MegaEvo 30 мм BSA 1.37″ (35 мм) 68 мм
FSA FSA Mega Exo -Ø19 19 мм BSA 1.37″ (35 мм) 68 мм – 73 мм
Race Face X-Type 24 мм BSA 1.37″ (35 мм) 68 мм – 73 мм/100 мм

Интегрированная каретка (PressFit)

Тип Диаметр оси Диаметр муфты Ширина муфты
BB30 30 мм через адаптер24 мм, 24/22 мм 42 мм 68мм (шоссе) 73мм (MTB)
PF30 30 мм через адаптер24 мм, 24/22 мм 46 мм 68мм (шоссе) 73мм (MTB)86.5мм (386EVO)
BB86/92 24 мм 24/22 мм (SRAM) 41 мм 86,5 мм (шоссе) 91,5 мм (MTB)
BB90/95 24 мм 24/22 мм (SRAM) 37 мм 90,5 мм (шоссе) 95,5 мм (MTB)
BB386 EVO 30 мм 46 86,5 мм

Другие виды кареток

BB30A и PF30A

Компания Cannondale представила свои варианты кареток: BB30 и PF30. Их характерной особенностью, является асимметричный «стакан» каретки, который на 5 мм шире с левой стороны.

Оба типа предназначены под ширину стакана 73 мм и специально разработаны для шатунов Cannondale SISL2 HollowGram. Но, дополнительные 5 мм затрудняют монтаж других шатунов.

Шатуны, использующие подкладки с левой стороны (например, Cannondale и Sram), могут быть совместимы со стандартом BB30, если убрать подкладку — остальное (например, FSA) не совместимы.

T47

T47 (или Thread Fit 30i) — представлен в 2015 году Крисом Кингом и «Argonaut Cycles». Стандарт основан, как и PF30, на муфте диаметром 46 мм.

Разница заключается в том, что каретка T47 вкручивается, тогда как PF30 впрессовывается.

Другими словами — на раме, к которой подходит PF30, с 46-мм втулкой, делается резьба высотой 1 мм, таким образом, получается муфта диаметром 47 мм.

T47

Подведение итогов

Производители велосипедных компонентов  каждый год наводняют нас новыми стандартами, новыми технологиями, они всё время в «заботе» о нашем комфорте и безопасности. Но действительно ли все новинки влияют на то, как мы ездим? Возможно, на уровне профессионалов, принимающих участие в Олимпийских играх, увеличение муфты на 5 мм, позволит увеличить жесткость и выиграть решающую долю секунды.

Как подобрать каретку для велосипеда

В велосипеде есть одна из важных его частей, отвечающая за крутку педалей, а именно – каретка. Так как она постоянно находится в работе, она иногда выходит из строя и приходится проводить замену.

Если вы считаете, что достаточно лишь зайти в веломагазин и попросить какую-нибудь каретку, вы ошибаетесь. Выбор данной детали обладает множеством подвохов, и каретка для одного велосипеда может не подойти для другого.

О том, как выбрать каретку правильно читайте далее.

Конструкция каретки

Данные детали по своей конструкции похожи, и каждая состоит из таких частей как:

  • Корпус с подшипниками и осью;
  • Чашечки, фиксирующие механизм в стакане;
  • Ось, которая проходит через корпус детали и беспрепятственно вращается. На ее концы крепятся шатуны.

«Стакан каретки» — место в велосипеде, где располагается и фиксируется вся система каретки.

Какие бывают каретки для велосипедов

Разнообразие кареток для велосипедов невероятно большое, они могут отличаться размерами, резьбой, способом крепления шатунов.

Каретки могут быть разборные – конусные чашки, подшипники, и не разборные – механизм, который собирается на заводе и с запрессованными внутри подшипниками.

Последний вариант отличается еще тем, что в системе меньше скапливается грязи, а значит срок службы дольше.

Также каретки делят на несколько видов относительно их типу конструкции, а именно:

  • Кардтриждные – обладают разборным корпусом, подшипниками и валом;
  • Резьбовые – вкручиваются сразу в раму велосипеда;
  • С полой осью;
  • С цельнометаллической осью;
  • Пресс-фит – запрессованные в раме, не оснащены резьбой.

При выборе каретки важно обращать внимание на два размера, а именно размерность тела каретки и длину оси. Ширина корпуса или тела данной детали велосипеда может составлять 68, 73 и 83 мм, в некоторых случаях – 100-120 мм. Чаще всего в велосипедах установлена каретка шириной 68мм. Зная размеры, которые подойдут вашему велосипеду, вы сможете точно определиться с кареткой при ее покупке.

Стандарт шатунов

Следующее, на что следует обратить внимание при покупке каретки – стандарт шатунов. Вариантов очень много, но мы предлагаем вам ознакомиться с самыми часто встречаемыми.

  • Шатуны под квадратный вал – самый распространенный вариант и заключается он в креплении болтами вала каретки в квадратных посадочных ячейках шатуна. Вал по своей форме может напоминать срезанную пирамиду и расширяется ближе к раме. Наиболее распространенные каретки с такой системой обладают валом, длина которого составляет 110-126 мм.
  • Octalink, а именно два вида V-1 и V-2 – система с 8 шлицами. Стоит отметить, что каждый вид системы обладает своими размерами шлицов.
  • Hollowtech 2 – система с интегрированною осью в правый шатун и с чашками выносного типа. Этот вариант обладает небольшим весом, все благодаря тому, что система обладает всего несколькими деталями, также это отображается на жесткости работы.
  • GXP – этот вариант похож на предыдущую систему, кроме совместимости шлицов.
  • Mexa Exo – также обладает интеграций оси и чашками выносного типа, как и Hollowtech 2, поэтому во многих случаях вполне удастся заменить одну систему на другую.
  • ВВ30 – несовместимый стандарт со всеми иными, так как абсолютно новый. Отличается этот вариант диаметром интегрированной оси, которая значительно больше и составляет 30мм.
  • ISIS – этот стандарт шатунов обладает главным отличием, а именно то, что вал имеет одну и ту же длину независимо от вида шатуна.
  • HOWITZER – из-за того, что места под посадку могут напоминать предыдущий стандарт, часто считают что два этих вида совместимы, но это совершенно не так. В данном случае соединения получаются жесткими и проводят их, используя шлиц. Система также обладает автономной осью и закрепленными извне подшипниками.
  • Power Spline – стандарт шатунов оснащенный 12-ю шлицами и есть вероястно совмещения с шатунами FiveD и Iso Flow/
  • Клинья – вариант применяемый в простых и дешевых велосипедах. Фиксация шатунов мягкая и требуется частая замена деталей.

Виды резьбы

Кареточный механизм также следует выбирать относительно вида резьбы, так как она может быть разной. Но выделяют всего два самых распространенных варианта:

  • Английская резьба(BSA) – заключается в разных типах резьбы на чашках, а именно левая обладает правосторонним типом резьбы, правая – левосторонним.
  • Итальянская резьба(ISO) – обе чашки с правосторонней резьбой.

Если вы столкнулись с тем, что у вас тип нарезки резьбы швейцарский или французский, тогда вы можете обратиться в веломастерскую и заказать нужные и подходящие вам запчасти.

Как самостоятельно сделать выбор механизма каретки

Для определения того, какая именно каретка нужна вам и идеально подойдет для вашего велосипеда, необходимо провести несколько действий. Вам нужно провести замеры кареточного стакана, а если быть более точными, вы должны узнать, какая длина вала в вашем случае, и под какой стандарт подойдут ваши шатуны.

В первую очередь для получения данных о размерах вам нужно разобрать кареточный узел. Чтобы сделать это своими силами используйте специальный съемник, который изначально подбирается в соответствии с вашей кареткой.

Итак, чтобы разобрать кареточный узел сделайте следующее:

  1. Снимите шатуны с оси. Начинайте этот процесс с левой стороны, так как иначе вы можете нарушить звезды;
  2. Далее, если ваша модель велосипеда имеет стопорную гайку в данном механизме, ее нужно отвинтить. Делайте это с помощью соответственного гаечного ключа и снимайте гайку предельно осторожно;
  3. После вам необходимо очистить деталь от грязи и пыли, которая точно скопилась за время эксплуатации велосипеда;
  4. Следующий шаг – снятие чашек и вынимание подшипников. С подшипниками также следует обращаться аккуратно;
  5. Далее проведите измерения всех необходимых деталей и запишите цифры, дабы не забыть;
  6. После того, как вы сделали все необходимые замеры нужно собрать каретку обратно, делайте это также шаг за шагом. Будьте внимательны и не упустите какие-либо детали.

Но стоит отметить, что если вы не уверенны в своих силах и знаниях относительно разбора кареточного узла, и не знаете, сможете ли потом собрать все обратно правильно, лучше всего обращаться к профессионалам в веломастерские, которые точно не откажут в помощи. Возможно, что эти люди смогут помочь вам определиться с кареткой, и дадут важные советы.

Принимаясь за выбор данной детали с желанием ее приобрести, делайте это исключительно в магазинах занимающихся продажей товаров для велосипедов.

Если вы решили заказывать деталь в онлайн-магазине можно предварительно прочитать отзывы других покупателей.

Также рекомендуется проконсультироваться с теми, кто точно разбирается в данной сфере и может порекомендовать тот или иной вариант каретки для вашей модели велосипеда.

Наш магазин предлагает качественные детали для велосипедов, а специалисты, которые уже на протяжении не одного года предоставляют услуги и обслуживают клиентов всегда рады вам помочь.

Для этого вам нужно лишь обратиться к нам рассказав о том, что вам точно необходимо, а наши работники быстро определят тип кареточного узла вашего железного коня и подберут вам тот вариант каретки, который точно подойдет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector