Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

Для читателей нашего блога действует скидка 10%по промокоду blog-BB30 на все товары, представленные в нашем магазине

Вибрейки не теряют популярности. Простота обслуживания, дешевые расходники и неприхотливость при эксплуатации – отличный вариант для тех, кто использует велосипед в первую очередь для перемещения, без экстрима и сверхнагрузок.

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

Принцип работы элементарен – тормозная ручка при нажатии тянет трос (G), который сдвигает рычаги тормоза (I), прижимая закрепленные на них колодки (J) к ободу колеса. При отпущенной ручке рычаги возвращаются в исходное положение, установленными на них пружинами. В статье разберем, как настраивать и регулировать ободные тормоза:

1. Проверяем состояние тормозов

В первую очередь «расстегиваем» тормоз, как показано на фото.

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

Проверяем, как ходит тросик (G) в рубашке (A), нажимая и отпуская тормозную ручку и подтягивая тросик обратно пальцем – движение должно быть свободным, без задержек.

Если тросик вытягивается тяжело, возможно, он, рубашка или его направляющая (C) повреждены, либо внутри рубашки или направляющей скопилась грязь.

Их необходимо снять и почистить, либо заменить.

Проверяем состояние колодок (J). На них должны быть видны канавки для стока грязи (колодка не должна быть гладкой). Изношенные колодки без канавок необходимо заменить. Проверьте укомплектованность колодок шайбами и правильность их установки.

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

При установке новых колодок соблюдайте очередность шайб.

Рычаги тормоза (I) должны свободно поворачиваться на своих посадочных местах и раздвигаться пружинами после сжатия. Если движение затруднено, тормоз при работе может застревать в закрытом положении и тереть колодкой об обод. В этом случае можно снять рычаги с посадочных мест, почистить и смазать места контакта и установить обратно.

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

При установке обратите внимание, чтобы выступающий пин на рычаге попал в отверстие на раме, и чтобы на левом и правом рычаге отверстие было одно и то же.

2. Регулируем положение колодок

«Застегиваем» тормоз, сжав рычаги и уложив направляющую тросика (С) в упор (D). Шестигранником ослабляем болт, фиксирующий колодку (K). Прижимаем рычаг с колодкой к ободу и выставляем колодку так, чтобы она:

  • прилегала к ободу всей поверхностью
  • не касалась покрышки
  • располагалась параллельно ободу

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

В этом положении колодку необходимо зафиксировать, закрутив болт. При затяжке болта колодка может сдвигаться, и её нужно поправлять. Проще будет, если вы найдете ассистента, который зажмет и подержит ручку тормоза, пока вы затягиваете болт.

Если ваши тормоза «визжат», попробуйте сделать следующее.

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

Перед затяжкой болта подложите под заднюю (по направлению движения) часть колодки сложенный вдвое лист бумаги, затем затяните болт. Так колодки будут плавнее прижиматься к ободу при торможении (сначала передней частью, затем задней) и не будут «скрипеть».

Аналогичные операции проделываем со второй колодкой.

3. Выставляем рычаги симметрично

Чтобы левая и правая колодка изнашивались равномерно, они должны находиться на одинаковом от обода расстоянии. Регулируется натяжением пружин на рычагах тормоза. Чтобы выровнять усилие, возвращающее левый и правый рычаги тормоза в исходное положение, воспользуемся регулировочными болтами, находящимися в основании рычагов.

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

Закручивая болт по часовой стрелке мы натягиваем пружину, выкручивая – ослабляем. Нажимая и отпуская тормоз, проверяем равномерность удаления колодок от обода. Подкручивайте болты с левой и правой сторон, пока колодки не будут отходить на одинаковое расстояние при отпущенной ручке тормоза.

4. Настраиваем положение тормозной ручки и натяжение тросика

Чтобы приблизить ручку тормоза к рулю (например, чтобы не приходилось сильно тянуться за ней пальцами), закручиваем болт на тормозной ручке.

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

При этом учитывайте, что слишком близко ручку к рулю подводить не стоит. Она не должна касаться грипсы при полном зажатии.

Когда положение ручки тормоза выставлено, остается настроить натяжение тросика. Задача — подвести колодки максимально близко к ободу, оставив между колодкой и ободом расстояние в 2-3 миллиметра.

Для этого можно подтянуть тросик двумя способами:

  • Для грубой настройки, если тросик совсем слабо натянут, и колодки далеко от обода: ослабляем болт, фиксирующий тросик в рычаге тормоза, подтягиваем тросик, закручиваем болт. Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде? Ослабляя болт, придерживайте рычаг и тросик, чтобы тросик не «убежал», и не пришлось его заново заправлять в посадочное место. 
  • для тонкой подстройки используем регулировочный винт на месте выхода рубашки с тросиком из ручки тормоза. Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде? Чтобы винт крутился свободно, ослабляем стопорную гайку, выкрутив её против часовой стрелки. Закручивая винт по часовой стрелке, мы ослабляем натяжение тросика (колодки отходят от обода), выкручивая против часовой – усиливаем натяжение (колодки ближе к ободу). Когда колодки будут в нужном положении, закручиваем стопорную гайку.

Вот и всё! Проверяем, как всё работает. При необходимости еще раз подрегулируйте пружины рычагов (пункт 3).

 

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары, представленные в нашем магазине

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде, полезные советы

С каждым годом количество любителей катания на двухколесном транспорте только растет. Исправность и долговечность конструкций зависит от качества обслуживания. Вопрос о том, как отрегулировать тормоза на велосипеде, возникает довольно редко, но требует своевременного решения. Правильно работающая система обеспечивает комфортную, безопасную езду.

Виды тормозов

Выбор подходящих тормозов велосипеда зависит от режима эксплуатации и финансовых возможностей. Так, дисковые считаются самыми дорогими, v-brake – более экономичный вариант. Гидравлика и ободная система тоже отлично выполняют свои функции. Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки.

Дисковые

Дисковый механизм изначально был прерогативой автомобилей и мотоциклов. Со временем эта система перекочевала в веломир.

Состоит она из тормозного диска, колеса, прикрепленного к втулке и калипера, внутри которого располагаются колодки. Самые распространенные размеры элемента: 140, 160, 180, 185, 203, 220 мм.

Чем больше диаметр ротора, тем более эффективной будет работа всей конструкции.

Дисковые велосипедные тормоза могут быть механическими или гидравлическими. К преимуществам механизма относят:

  • мощное, быстрое торможение;
  • эффективность работы в любых условиях;
  • возможность установки на широких покрышках;
  • долговечность колодок;
  • механизм не влияет на износ обода.

Среди недостатков отмечают сложный ремонт в полевых условиях при отсутствии специального инструмента. Кроме того, дисковая система характеризуется большим весом, имеет высокую стоимость.

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?Механический
Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?Гидравлический

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

V-brake

При установке механизма тормозной тросик подводят сбоку к верхней части рычага. Последний сжимает обе части элемента с картриджными колодками. Благодаря параллельному прижиманию обеспечивается быстрое торможение. К преимуществам системы относят:

  • простота и эффективность конструкции;
  • небольшой вес по сравнению с барабанными и дисковыми механизмами;
  • доступная стоимость.

Среди недостатков тормозов v-brake отмечают снижение результата при попадании на обод грязи или воды. В связи с повышенным трением о частицы пыли, песка механизм быстрее изнашивается. Еще один минус – невозможно установить такую систему на велосипед с широкими колесами.

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

Гидравлические

Принцип действия гидравлических тормозов такой же, как у ободных и дисковых. Единственное отличие заключается в том, что в действие элемент приводят не тросики, а специальная гидролиния, соединяющая механизм с тормозными ручками. К преимуществам конструкции относят:

  • самое мощное торможение в отличие от других типов;
  • высокий уровень контроля тормозного усилия;
  • эффективное функционирование при любых погодных условиях;
  • возможность использования с широкими колесами;
  • механизм не влияет на износ обода.
Читайте также:  Где взять велосипед напрокат в Санкт-Петербурге: популярные точки проката и условия аренды велосипеда в СПб

Среди недостатков гидравлического тормоза для велосипеда отмечают сложность ремонта, поиска подходящих запчастей, выпрямления погнутого ротора. Механизм имеет большой вес, стоит дорого.

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

Ободные

Данный механизм является самым популярным в настоящее время. Действует он непосредственно на поверхность ободьев, приостанавливая их вращение. Приводные ручки располагаются на руле, прижимные элементы – в непосредственной близости от колес. Все детали соединяют при помощи тросиков.

Существует несколько разновидностей механизма: клещевые, кантилеверные, v-brake. К преимуществам ободных тормозов относят:

  • простота конструкции;
  • ремонтопригодность как в домашних условиях, так и поездках;
  • высокая эффективность торможения;
  • универсальность;
  • небольшой вес.

Ободные тормоза не лишены недостатков. Изделия характеризуются невысокой модуляцией, чувствительностью к искривлению ободьев. Влага и грязь ухудшают работу механизма, при длительном использовании конструкция нагревается, что приводит к истиранию колодок.

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?Клещевой
Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?Кантилеверный
Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?V-brake
Схема

Проверка работоспособности тормозной системы

Определить состояние тормозов на велосипеде можно при помощи визуального осмотра либо наблюдений во время езды. К наиболее распространенным неполадкам механизма относят:

  1. Специфические звуки. Это могут быть периодические постукивания, гул на скорости, скрип или свист. Подобные признаки свидетельствуют о неисправности колодок либо механических элементов.
  2. Слабая реакция на усилие. Если тормоза плохо работают, не сразу замедляют обод, – это признак проблем с гидравликой или тросиками.
  3. Механическое повреждение тросиков, деталей механизма. Обычно такие поломки можно обнаружить при визуальном осмотре.

После приобретения нового велосипеда в обязательном порядке проводится обкатка и регулировка тормозов, которую выполняют несколько раз после катания. Если байк не использовался на протяжении нескольких месяцев, особенно в холодное время года, колодки и механизмы нуждаются в полноценном сервисном обслуживании.

Поверхностные осмотры велосипедных тормозов необходимо осуществлять перед каждой поездкой. Следует удостовериться, что все элементы чистые, занимают свои места.

При умеренной эксплуатации раз в полгода рекомендуется проходить проверку у квалифицированного специалиста. Существует ряд проблем, которые неопытный человек не сможет вовремя заметить и устранить.

При интенсивном использовании придется проводить диагностику чаще – раз в 2–4 месяца.

Людям, которые столкнулись с проблемой настройки системы впервые, лучше прибегнуть к помощи мастера, который подскажет, как правильно отрегулировать тормоза на велосипеде.  

Какие инструменты понадобятся при регулировке и установке

Забота о тормозной системе – основная обязанность каждого велосипедиста. От состояния механизмов зависит удобство катания, безопасность спортсмена и окружающих его людей. Полноценное обслуживание конструкции невозможно без специальных инструментов:

  • отвертки – потребуются крестовые и с плоским шлицем;
  • набор гаечных ключей либо специальные велосипедные приспособления;
  • шестигранники;
  • прокладка-клин – служит для настройки зазора, актуальна при наличии тормозных колодок мягкого типа без металлических элементов;
  • кусачки;
  • калипер велосипеда, переходники, колодки, рычаг;
  • тросики;
  • ротор, набор метизов;
  • хомуты для фиксации троса на раме.

Идеально для установки и последующей регулировки тормозного механизма подходят специальные наборы велосипедистов. Если их нет, придется подбирать инструменты отдельно. Перед началом работ нужно найти подходящее свободное место, поставить байк в удобное положение, подготовить все необходимое, разложить рядом. В таких условиях монтаж и настройка займут гораздо меньше времени.

Отвертки
Набор гаечных ключей
Шестигранники
Кусачки
Калипер
Тросик
Ротор
Метизы

Как самостоятельно установить на велосипед

Установка тормозной системы на велосипед не вызывает сложностей у мужчин, которые разбираются в технике. Работа состоит из нескольких этапов:

  • с байка снимают все навесные элементы в том числе и колеса;
  • ручки тормоза надежно фиксируют, калипер необходимо натянуть шестигранниками, гидролинию – хомутами;
  • колеса и все остальные части конструкции устанавливают на прежние места.

Регулировке подлежит задний, передний и ручной механизм. Корректировка системы v-brake подразумевает изменение натяжения тросика, а также геометрии крепления колодок. Ободные тормоза настраивают очень просто в связи с тем, что их конструкция является открытой. В большинстве случаев процесс заключается в замене испорченных элементов.

Регулировка дисковых систем проводится довольно редко. Подразумевает проверку состояния ручки, передачи, колодки. Если ротор поврежден, на его поверхности присутствуют сколы, трещины, настраивать механизм бессмысленно, придется заменить.

Гидравлические тормоза пользуются популярностью среди профессиональных спортсменов. Процесс регулировки будет таким же, что и у механических. Единственное отличие – работа с тормозной жидкостью, которую необходимо стравливать в холода для улучшения хода колодки.

Механические виды тормозных систем порой нуждаются в регулировке угла прижимания колодки. Элемент должен располагаться параллельно ротору. Это поможет увеличить срок эксплуатации механизма.

Особенности регулировки на детских моделях

Детские велосипеды всегда оснащают ножным тормозом, который срабатывает при вращении педалей в обратную сторону. Такое устройство считается наиболее безопасным и простым в использовании по сравнению с ручными аналогами. Механизм располагается в задней втулке, внутри находятся колодки.

На подростковые велосипеды устанавливают те же системы, что и на взрослые модели. Чаще всего это ободные либо дисковые тормоза.

Ножной либо барабанный тормоз долговечен, устойчив к износу, однако, осматривать и регулировать его необходимо систематически. Для проверки работоспособности механизма нужно подтянуть педали в обратном направлении.

При полной исправности системы тормоз срабатывает после совершения четверти оборота колеса. Если этого не происходит, конструкция функционирует неправильно.

Элемент находится в закрытой втулке, поэтому самостоятельно ремонтировать его не рекомендуется.

Тормозная система – один из важнейших технических узлов велосипеда. Встречаются разные виды механизмов, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Регулировка деталей проводится не слишком часто, при наличии соответствующих навыков можно выполнить работу самостоятельно.

Видео

Как отрегулировать тормоза на велосипеде

Типы тормозов и необходимость их регулировки

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

рис 1.

Тормозная система на велосипеде относится к одной из самых важных, особенно это касается горных велосипедов. От качества регулировки данной системы напрямую зависит безопасность, а порой и жизнь велосипедиста. В зависимости от воздействия на колесо тормоза делятся на ободные и дисковые. Первый тип считается самым распространенным.

Как проверить тормозную систему

Перед тем как приступать к регулировке тормозной системы необходимо пройти процедуру ее проверки. Для этого необходимо:

  • Переднее колесо приподнять таким образом, чтобы оно не касалось поверхности. Вращайте колесо и обратите внимание на то: касается ли колесо тормозных колодок кратковременно, есть ли посторонние звуки. Если колесо касается тормозных колодок, то колесо скорее всего имеет восьмерку. Требуется устранение данной неисправности.
  • Регулировка тормозной системы необходима в том случае, если при нажатии ручки тормоза колесо проскальзывает, либо заметна задержка торможения.
  • Необходимо проверить внешний вид тросов и колодок тормозной системы, так как они практически постоянно контактируют с окружающей средой. Обратите внимание на целостность тросов, даже разрыв одной жилы может привести к выходу из строя всей системы. При обнаружении разрыва меняйте весь тросик.Очистите всю систему тормозов от грязи.

Когда требуется настройка и регулировка тормозов

Настройка и регулировка тормозной системы велосипеда необходима в следующих случаях:

  • После того как вы купили велосипед, необходимо проверить его работу под повышенной нагрузкой. Затем требуется осмотр транспортного средства (ТС) и регулировка всех его систем, включая тормозную систему.
  • После падения или удара велосипеда требуется регулировка тормозов.
  • Если байк хранился в не отапливаемом помещении, то требуется регулировка тормозов.
  • При работе тормозов ощущается скрежет или другие звуки.
  • При нажатии на ручку изменилась реакция тормозной системы, ощущается задержка срабатывания.
Читайте также:  Велосипед Formula - история бренда, модельный ряд, особенности велосипедов

Этапы регулировки

Транспортное средство необходимо разместить в вертикальном положении, для этого предусмотрены специальные опоры-стойки. Также необходимо подготовить инструмент, он должен быть постоянно под рукой. В состав инструментов преимущественно входят:

  • Ключи-шестигранники.
  • Специальный велосипедный ключ, либо набор гаечных ключей.
  • Набор отверток, в том числе отверток с плоским шлицем.
  • Если тормозная колодка без твердого основания, то потребуется прокладка-клин.
  • Ветошь для протирки от грязи.

Первый этап

Регулируется положение тормозных ручек на руле велосипеда

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

рис 2.

Прежде всего необходимо отрегулировать положение ручки на руле велосипеда. Это может на первый взгляд показаться странным, но от положения ручки будет зависеть последующая регулировка всей тормозной системы в целом.

Винт крепления ручки необходимо отпустить на несколько оборотов, затем установите ручку в удобное положение. Ручка тормозов должна нажиматься вторыми фалангами пальцев. Прежде всего необходимо отрегулировать основное положения рычагов.

Используется винт регулировки.

Этап второй

Непосредственно регулировка тормозных колодок

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

рис 3.

Колодки должны качественно прилегать к ободу колеса, это самое важное условие, которое необходимо обеспечить. Прежде всего нужно обеспечить требуемый зазор колодок, находящихся в нерабочем положении. Наиболее оптимальное расстояние от колодки до обода должно быть в пределах одного мм. Если же у вас колодки мягкие, то необходимо использовать клин-прокладку. Последовательность регулировки:

  • прежде всего отпускаем гайку, при помощи которой крепится колодка. Она должна стать подвижной;
  • если колодка жесткая, то ориентируем ее параллельно ободу;
  • колодки не должны касаться резины колеса;
  • зажимаем гайку крепления, используя фиксирующие шайбы.

Этап третий

рис 4.

Установка рычагов тормоза

Рычаги установлены с двух сторон обода. Для их правильной работы, необходимо сделать центровку. Касание с ободом должно происходить одновременно. На каждом рычаге имеется винт натяжения.

В том случае, когда колодка прикоснулась к ободу быстрее противоположной, необходимо увеличить или уменьшить натяжение пружины.

Регулировка будет закончена в том случае, если касание колодок слева и справа будет одновременным.

Этап четвертый

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

рис 5.

Регулируем жесткость тормозной системы

Заключительный этап состоит в том, чтобы тормозная система срабатывала надежно и комфортно. Еще в начале были установлены ручки в удобное положение. Теперь необходимо отрегулировать длину тросиков и их натяжение.

Нажмите просто на тормозной рычаг, тормоза должны срабатывать при минимальном нажатии. При помощи гайки натяжения регулируйте величину хода рычага.

Старайтесь установить его не слишком большим, специалисты не рекомендуют это делать.

После проведения всех этапов регулировки необходимо проверить функционирование тормозной системы. Прямо на стенде проверьте работу тормозов.

При нажатии на рычаги колесо должно остановиться практически мгновенно. Затем сделайте своего рода тест-драйв. Тормозная система должна срабатывать практически мгновенно после нажатия на рычаг.

Качественная регулировка тормозов обеспечит вам нужную безопасность и уверенность.

Регулировка дисковых тормозов

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

рис 6.

Устройство дисковых тормозов велосипеда

Кинетическая энергия велосипеда при использовании дисковых тормозов преобразуется в тепловую. Это происходит посредством трения тормозных колодок о тормозной диск. Дисковые тормоза в ТС могут быть механическими или гидравлическими.

Большинство велосипедистов, которые впервые сталкиваются с механическими или гидравлическими дисковыми тормозами не знают как их настроить и что с ними делать. Особенно важно знать как заменить расходные материалы.

Устройство дисковых тормозов, особенно гидравлических, более технологичное, по сравнению с тормозами типа V-brake.

Они более надежные, однако следует помнить, что такие узлы и механизмы не являются в плане цены бюджетными.

Дисковые механические тормоза велосипеда

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

рис 7.

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

рис 8.

Конструкция дисковых механических тормозов следующая:

  • Тормозная ручка. Монтируется на руль. В качестве крепежа используется хомут.
  • Регулятор троса. Используется для регулирования силы натяжения троса.
  • Регулятор тормозной ручки. Устанавливается ручка с учетом длины пальцев велосипедиста.
  • Для защиты троса от возможных загрязнений и повреждений используется рубашка троса.
  • Место крепления троса называется фиксатором.
  • Для приведения в действие тормозных колодок используется калипер.
  • Тормозные колодки. Изготавливаются из металла, на их поверхность наносится вещество органического происхождения. Колодки монтируются в калипер.
  • Адаптер. Монтируется в качестве прослойки между рамой велосипеда и калипером.
  • На втулку колеса монтируется ротор.

Дисковые гидравлические тормоза велосипеда

Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде?

рис 9.

Гидравлические тормоза работают так же как и механические. Отличие заключается в том, что усилие передается при помощи тормозной жидкости, а не при помощи троса. В таких тормозах как Avid, Hayes, Helix применяется тормозная жидкость DOT4.

Также в качестве альтернативы может применяться масло Shimano. Важной составной частью гидравлических дисковых тормозов является мастер-цилиндр. В нем хранится тормозная жидкость.

Для соединения матер-цилиндра с калипером используется шланг, получивший название гидролиния.

Процесс регулировки и настройки

Дисковые тормоза, которые уже некоторое время эксплуатировались, требуют дополнительной подготовительной работы. Необходимо:

  • Проверить работу ротора. Устройство демонтируется и проверяется на механические повреждения. При наличии деформации следует ротор выровнять. В том случае, если деформация не существенная, то устранение деформации можно провести при настройке тормозов.
  • Определение износа тормозных колодок. Колодки снимаются по очереди. Демонтаж производится быстро. Также следует проверить тормозные колодки на наличие механических повреждений. Если повреждения существенные, то колодку необходимо заменить.
  • Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде? рис 10.

  • Требуется проверить состояние тросиков. Даже при повреждении одной жилы тросик необходимо заменить. Только после того как будут заменены все поврежденные тросы, можно настраивать тормоза. Новый трос в обязательном порядке необходимо смазать. Следует тщательно осмотреть рубашку троса. При наличии трещин и других механических повреждений рубашку нужно заменить.
  • рис 11.

  • Проверить на утечку гидролинию. Данную проверку производят исключительно для гидравлических дисковых тормозов. Если имеются даже незначительные механические повреждения, то гидролиния подлежит полной замене.
  • Требуется с ротора и тормозных колодок удалить масло и грязь. Скопившаяся на тормозных колодках и роторе грязь и масло уменьшает эффективность работы тормозной системы в целом. Ротор демонтируется и производится очистка поверхности с использованием преимущественно мелкой наждачки. Точно также обрабатываем тормозные колодки (безусловно с одной стороны).

После проведения регулировки, необходимо удостовериться в том, что колесо установлено правильно. Исключен любой перекос в правую или левую сторону. Для этого ставим велосипед на колеса, ослабляем эксцентрик и, надавливая рукой на седло (при этом велосипед должен быть сориентирован ровно), затягиваем эксцентрик.

Заключение

Тормозная система в таком транспортном средстве как велосипед должна подвергаться регулировке на постоянной основе. Это даст возможность эксплуатировать велосипед безопасно в самых сложных условиях.

Самостоятельная настройка и регулировка требует определенных навыков. Если грамотно настроить ободные тормоза, то они будут работать длительное время, причем не хуже, чем дисковые тормоза.

Читайте также:  Аккумуляторы для велосипедов - всё о велоспорте

Некоторые модели работают даже лучше.

Как проверить тормоза: советы от профессионалов — Все о велосипедах

Катание на велике – это не только приятное и веселое занятие, но и опасное. Езда на высокой скорости требует мастерства и навыков, поскольку неправильные маневры могут стать причиной падения и получения травм.

Перед началом поездки важно оценить состояние всех навесных элементов, среди которых самой важной считается тормозная система. Если она не будет работать, то это может стать причиной падения или аварийной ситуации.

Поэтому целесообразно пользоваться простыми методами проверки тормозов.

Разновидности систем

Велосипедист во время катания должен быть уверен, что он сможет резко затормозить в любой момент времени. От этого зависит безопасность и удобство езды. Поэтому перед покупкой велосипеда рекомендуется изучить все виды тормозов, а также подобрать самый оптимальный вариант.

Дисковые тормоза

Они могут быть механическими или гидравлическими. Перед тем, как проверить тормоза, важно разобраться в их составных элементах. Гидравлическая тормозная система состоит из следующих частей:

  • гидравлическая линия;
  • тормозной роток;
  • рычаг, который необходимо нажимать для остановки велика;
  • калипер.

На байке устанавливается специальный механизм, соединяющий тормозные колодки. Он запускается при нажатии рычага, находящегося на руле. Эффективность торможения зависит от давления, которое распределяется равномерно по всей конструкции.

Механическая система обладает некоторыми сходствами по строению с гидравлической, но отличие состоит в том, что вместо гидравлической линии используется тросик. Он тянется во время нажатия на рычаг, что приводит к подтягиванию калипера.

Это действие предназначено для зажима колодок и создания трения, необходимого для торможения велика. При наличии механических тормозов резко остановиться довольно сложно.

Поэтому при изменении системы важно действовать аккуратно, чтобы привыкнуть к новым условиям езды.

К плюсам гидравлических тормозов относится:

  • для остановки велика не приходится прикладывать существенные усилия;
  • процедура торможения осуществляется оперативно и безопасно;
  • допускается пользоваться системой в любую погоду;
  • диски не надо менять слишком часто за счет низкого износа, обусловленного принципом действия гидравлической линии.

К недостаткам гидравлики относится чрезмерно высокая стоимость оборудования, а также возникают трудности с самостоятельным обслуживанием. Если потребуется сложный ремонт, то нелегко найти оригинальные запчасти.

Если же выбирается механическая система, то она обладает многими плюсами:

  • невысокая стоимость;
  • возможность осуществления ремонта в любую погоду;
  • при необходимости легко заменятся тросик или ручки для торможения;
  • система не замерзает при минусовой температуре.

Вам будет интересно  Почему скрипят дисковые тормоза: проблемы и решения

Но дисковая механика отличается наличием существенных недостатков. К ним относится возникновение зазоров между элементами, а также трос быстро растягивается, что требует его периодической замены. Приходится много внимания уделять регулировке и корректировке тормозной системы. При торможении могут возникать сложности за счет того, что трос немного пружинит.

Ободная тормозная система

Она работает за счет прижатия колодок к наружной стороне колеса, что приводит к полной остановке велосипеда. К преимуществам таких тормозов относится:

  • оперативное и безопасное торможение;
  • небольшая масса;
  • доступная стоимость оборудования;
  • легкость обслуживания.

Велосипедист легко самостоятельно меняет колодки или подтягивает трос при необходимости, причем для этого достаточно пользоваться шестигранником. Но такая система обладает значительными минусами:

  • сложно тормозить во время дождя;
  • если на колодку попадает влага, то ее нужно подсушить, для чего несколько раз нажимается тормозная ручка;
  • приходится раз в несколько недель регулировать трос, для чего он подтягивается;
  • если долгое время тормозить, то это приводит к нагреву обода колеса, что негативно влияет на срок эксплуатации покрышек.

Внимание! Колодки заменить очень просто, поэтому данная процедура легко выполняется самим велосипедистом в любое время.

Правила проверки и регулировки тормозной системы

Процесс изучения состояния тормозов зависит от их вида и имеющихся инструментов. Чтобы определить наличие каких-либо проблем или поломок, важно знать, из чего состоит конструкция, а также в каком состоянии должны находиться те или иные элементы.

Ободные тормоза

Они считаются наиболее популярными за счет быстрого торможения, невысокой стоимости и легкости обслуживания. Тормозные колодки располагаются напротив друг друга, а параллельно им фиксируется колесо.

Между ними располагается специальный обод. Ручка устанавливается на руле, причем при ее нажатии передается сигнал рычагам, регулирующим состояние колодок, которые подходят к колесу и останавливают байк.

Внимание! Работоспособность системы зависит от состояния троса, поэтому важно проверять его целостность перед каждым сезоном, причем его нужно заменять при малейших трещинах или дефектах.

Проверка ободной тормозной системы проводится с учетом правил:

  • тросик должен легко передвигаться в рубашке;
  • оценивается степень прижатия колодки к ободу, причем данный параметр легко изменяется качественными крепежными элементами, поэтому при необходимости легко ослабляются колодки, чтобы они легко передвигались руками;
  • во время езды не допускается, чтобы колодка соприкасалась с покрышкой;
  • если устанавливаются мягкие резиновые колодки, то во время их фиксации рекомендуется, чтобы задняя часть была ближе задней к ободу примерно на 1 мм, а точная настройка возможна с помощью прокладки, причем такие действия предотвращают быстрый износ оборудования;
  • если применяются жесткие колодки, то они должны быть параллельны ободу;
  • после монтажа колодок профессионалы советуют надавить на рычаг тормоза, что позволит правильно настроить гайки.

Вам будет интересно  Регулировка тормозных колодок велосипеда: как выполнить

Важно оценить и состояние рычагов, которые должны одинаково работать, причем их регулировка выполняется с помощью винтов.

Дисковые механические тормоза

Для настройки такой системы учитываются правила:

  • сначала проверяется надежность фиксации адаптера к вилке или раме;
  • оценивается ровность монтажа ротора;
  • колесо должно быть надежно закреплено;
  • выполняется центрирование калипера, который располагается в центре диска, причем для этого ослабляются болты;
  • ротор следует подогнать к центру, что гарантирует равномерное истирание колодок со всех сторон;
  • к колодке, стоящей неподвижно, настраивается зазор, для чего она подвигается с помощью ключа к ротору;
  • настраивается ручка, так как крутилка должна находиться на удобном расстоянии от руки велосипедиста.

Внимание! Для проверки работоспособности системы целесообразно прокатиться со средней скоростью.

Дисковые гидравлические тормоза

Для проверки и регулировки требуется шестигранник 5 мм. Процесс делится на этапы:

  • велосипед надежно фиксируется;
  • изучаются особенности движения диска, для чего нужно осторожно поворачивать колесо;
  • если колесо дотрагивается до колодок, то проверяется ровность расположения диска, а также при необходимости снимаются крепежные болты, что позволит подправить калипер;
  • после регулировки диска затягиваются болты;
  • если не удается выровнять и настроить тормоза, то это свидетельствует о кривизне ротора, поэтому его нужно выровнять специальным ключом.

Внимание! Во время работы необходимо наблюдать и настраивать ротор с помощью калипера.

Заключение

Велосипедисты должны разбираться в правилах проверки и настройки тормозных систем. Это позволяет поддерживать их в оптимальном состоянии, а также выполнять своевременное обслуживание. Грамотный уход за оборудованием гарантирует долгий срок его службы, а также безопасность использования велосипеда.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector