Установка приборов и устройств на велосипед

Привет, Geektimes! Сегодня хочу поделиться опытом общения с такой штукой, как велокомпьютер. Модельки бывают разные, как дешёвые, так и дорогие, но почти все они, во-первых, одинаково устроены и работают по одному принципу, а во-вторых, имеют схожий набор функций.

Установка приборов и устройств на велосипед

Так что если не смотреть в сторону дорогих моделек с GPS и всякими биометрическими датчиками – что одна модель, что другая непрофессионалу – разницы почти не будет.

Как это устроено

Начать стоит, как водится, с теории. Измерять расстояние и скорость можно двумя способами. Первый, самый простой с точки зрения реализации, требует от нас знания радиуса или диаметра колеса (и числа Пи), подсчитать количество оборотов за единицу времени. Дальше немного школьной арифметики (вычисляем длину окружности, умножаем на обороты и делим на время) и результаты у нас в кармане. Собственно, так почти все современные спидометры и работают: что в машине, что на велосипеде.

Второй способ – использовать GPS, по которому всё также определять пройденное расстояние за единицу времени. Способ дороже, имеет некоторые ограничения и недостатки, но совершенно не зависит от технического состояния ТС и его механических частей. Все неточности измерения зависят только от приёмника и вычислительной системы. Сейчас почти у каждого есть смартфон (а у некоторых – и по два), так что такой способ измерения тоже допустим, тем более что всё необходимое вы и так носите с собой в кармане.

Велокопмьютеры, естественно, делаются максимально дешёвым, надёжным и неприхотливым способом (то есть первым), и состоят из магнита, закрепляемого на колесе, датчика, который закрепляется на вилке рядом с магнитом и срабатывает при приближении магнита, и выносного модуля, который и ведёт все подсчёты + отображает результаты.

Практика

У меня на тесте было две модели. Производитель, конечно, не самый популярный, но сути это не меняет. Внутри коробок набор примерно одинаковый: стяжки, крепления, сам модуль, батарейка, геркон на вилку, магнит на колесо. Установка приборов и устройств на велосипед В некоторых моделях есть ещё дополнительный комплект датчиков для установки на шатуны и раму – такие велокомпьютеры могут вдобавок к скорости и расстоянию определять каденс (скорость вращения педалей) и выдавать рекомендации по уменьшению/увеличению текущей передачи. Установка приборов и устройств на велосипед Установка приборов и устройств на велосипед Установка на велосипед не вызывает трудностей. Маленькими стяжками крепим магнит на спицах, геркон и провод к самому компьютеру закрепляем на вилке. Вставляем батарейку в вычислительный модуль. Установка приборов и устройств на велосипед Прокладываем проводок так, чтоб он не был уязвим для случайных веток, камней и прочих неприятностей (то есть по задней стороне вилки), цепляем дисплейный модуль куда-нибудь на руль. Некоторые любят вешать велокомпьютер на вынос руля, мне же такое размещение не подходило – вынос не позволял. Установка приборов и устройств на велосипед Далее переходим к изначальной настройке всего этого великолепия. Установка приборов и устройств на велосипед

Настройка

При включении велокомпьютер попросит ввести размер вашего колеса. Колёса велосипедов (если, конечно, у вас не какой-нибудь дикий самострой с нестандартными колёсами от мотоцикла) давно стандартизированы, и длины окружностей для них рассчитаны. Установка приборов и устройств на велосипед Подсказка может быть расположена как в инструкции к велокомпьютеру, так и на коробке. Смотрим на боковую поверхность шины, ищем заветные цифры. В моём случае (покрышки 26″ x 2.25″ в велокомпьютер следовало ввести цифры 2115). Установив на обоих компьютерах одинаковые значения и удостоверившись, что каждый срабатывает только от своего магнита (оба были поставлены с разных сторон и на разной высоте) я выкатился на тесты.

Велокомпьютер vs. GPS

Прежде чем доверять показаниям этих шайтан-коробок из поднебесной необходимо было проверить их показания на какой-нибудь дистанции, которая заранее известна.

В парке была найдена соответствующая дорожка, по ней отмерено контрольное расстояние (4 раза по 300 метров), показания компьютеров сброшены в ноль, GPS-трекер и спидометр на телефоне также приведены в соответствующие режимы.

Тестовый заезд показал, что, во-первых, оба компьютера брешут (причём один больше другого), а во-вторых, GPS + другие методы определения скорости и расстояния на телефоне если и ошиблись, то на грани погрешности, обусловленной как принципами работы GPS, так и моей неидеальной траекторией.

Для внесения корректировок в работу велокпомьютера мне предстояло пересчитать «правильную» для полученных данных длину окружности колеса: используя простую пропорцию Svelo / SGPS = Lискомое / Lвведённое. Рассчитанные поправки были введены в компьютеры, после чего проведён ещё один тестовый замер. На этот раз все три показателя (GPS и двух компьютеров) совпадали с погрешностью в 2%, на чём я и остановился.

Повседневное использование

Две недели я усиленно катался то с одним компьютером, то с другим, а иногда и с двумя сразу, проверяя, не уехала ли погрешность измерений, и как точно они измеряют относительно GPS. Очевидные плюсы велокомпьютера, на самом деле, не очень-то и нужны.

Да, ты всегда знаешь пройденное расстояние, общий пробег за сезон и текущую скорость. Нужно ли это в парке? При спуске с моста или при активном увлечении каким-нибудь кросс-кантри? Возможно, но не критично.

Из неочевидных плюсов – велокомпьютер долгое время «подогревает» интерес к поездке: «ага, сколько я там накрутил?» и всякие «ух ты, 29 км/ч, надо попробовать сделать 30+».

В принципе, банальный score’ing, так нежно любимый многими игроделами из азии в качестве «писькомерки» заставляет ездить больше, быстрее, техничнее.

Минусы, кстати, тоже есть. Во-первых, эти девайсы просто яростно бликует на солнце, а под «комфортным» для чтения информации углом ещё и отражает лучи точно в глаз. Как минимум это неприятно, а как максимум – ещё и опасно с точки зрения кратковременного ослепления. И от этих бликов не спасают ни матовые плёнки, ни «кривой» угол установки. Рано или поздно подлый солнечный зайчик вас настигнет. К слову, этот же минус отметили многие знакомые велолюбители. Решается он покупкой спортивных очков, которые эти самые блики и отражения гасят. Второй минус сложно назвать очевидным, и, по сути, он является продолжением того же «неочевидного» плюса: в погоне за красивыми показателями, большими цифрами и прочими прелестями некоторые забывают о безопасности и это приводит к печальным последствиям.

Велокомпьютер vs. смартфон на руле

Основной вопрос лично для меня заключался в том, нужен ли велокомпьютер вообще, если у тебя и так с собой и навигатор, и спидометр и GPS-трекер в кармане. Быть может, проще закрепить на руле смартфон? Собственно, по функционалу и точности измерений любой smart-девайс уделывает простейшие велокомпьютеры. Вопрос в надёжном креплении и размерах устройства.

Если у вас что-нибудь компактное, вроде iPhone 4s / 5 — пользоваться такой штукой будет удобно. Ну а лопаты вроде Galaxy Note, Lumia 1520 и iPhone 6+ и крепить сложнее, и управлять ими не так удобно.

Если небольшой смартфон весом в 120-140 грамм можно повесить на одну из сторон руля, и он будет практически незаметен, то 170-210-граммовые лопаты уже ощутимо изменяют как баланс рулевого управления, так и просто мешаются, а повешенные на вынос (то есть в центр руля) становятся не очень удобными в управлении на ходу.

Кроме того, при любом падении или ощутимой кочке есть шанс потерять девайс, который стоит в 15-50 раз дороже велокомпьютера. Хорошо если отделаетесь парой царапин на задней панели или разбитым экраном, а то ведь может и вообще разлететься на запчасти так, что частей не соберёшь.

Подводим итоги

Велокомпьютер штука приятная, но не без минусов. Крутые модельки, с GPS и всякими датчиками сердечного ритма стоят немало и нужны, наверное, заядлым велолюбителям, которые и на работу на велике гоняют, и зимой по парку рассекают.

Недорогие же варианты почти наверняка потребуют калибровки (к тому же с износом покрышки показания будут «уплывать» в большую сторону). Установка приборов и устройств на велосипед

Велокомпьютер Смартфон
Цена Недорого (от 500 до 2 000 рублей за нормальные модели); Скорее всего уже имеется;
Простота установки Всё необходимое есть в комплекте, может потребоваться калибровка; Требуется поиск и покупка подходящего крепления;
Автономность 1 батарейка CR2032 ~ на год работы; Напрямую зависит от модели смартфона и сценария использования;
Всепогодность Практически полная, ограничена всепогодностью велосипеда и пользователя; Боится холода и сильных дождей;
Удароустойчивость Повредить сложно, т.к. масса низкая, а крепление надёжное / без быстрого съёма гаджета; Легко уронить при падении, ненулевые шансы «словить камень» из-за размеров девайса;
GPS-трек Только в дорогих моделях, требуется подключение к ПК или смартфону для скачивания информации; Есть на любой платформе и на самых дешёвых девайсах, возможна автоматическая публикация;
Работа в тёмное время суток Подсветка имеется далеко не во всех моделях; Без проблем.

При аккуратной езде в городе и парке у смартфона миллион преимуществ, дело за малым, найти нормальное крепление на руль. Например, такое. В случае же экстрима… Пожалуй, велокомпьютер будет предпочитетельнее, как из-за массы и размеров, так и из соображений потенциального ущерба при падении. На этом у меня всё, а своим опытом применения таких девайсов вы всегда можете поделиться в х. Хорошей вам погоды в эти выходные!

Читайте также:  Путешествия на велосипеде по России, длительное кругосветное путешествие в одиночку, туризм на велосипеде

GPS маяк для велосипеда — принцип работы трекера, лучшие модели

С недавнего времени появилось такое средство сигнализации об угоне, как GPS маяк. Это своего рода противоугонная система для велосипедов.

И в нашей статье мы постараемся дать вам как можно больше информации о том, что это такое, какие функции выполняет этот аппарат, разберем, какие модели пользуются большей популярностью среди пользователей, и какая их стоимость и где их можно приобрести.

  • Установка приборов и устройств на велосипед
  • GPS маяк – это простое с виду приспособление, которое используется для предотвращения возможной кражи, а если ваш велосипед все-таки украли, то с его помощью вы сможете найти вашего железного зверя, так как вы можете проследить за сигналом, который подает этот аппарат.
  • Он состоит из корпуса, в котором располагается контрольная плата управления, а также встроенная GPS и GSM системы.
  • Маяки GPSмогут обмениваться при необходимости сигналами в четырех направлениях:
  1. От маяка к персональному компьютеру (это когда передача сигнала производиться с помощью сети интернет).
  2. От маяка к серверу ( передача сигнала происходит с помощью GPRS-сигнала).
  3. От маяка к сотовому телефону (сигнал передается с помощью сотовой сети).
  4. От спутника к маяку (передача сигнала производиться с помощью GPS).

Принцип работы

Установка приборов и устройств на велосипедЭтот прибор работает по довольно по обычной схеме:

  1. Его необходимо спрятать в такое место, чтобы его не было видно посторонним, и о его расположении знали бы только вы.
  2. Через некоторые определенные периоды времени или по запросу владельца велосипеда, этот прибор включается и анализирует полученные им сигналы и определяет свое место расположения.
  3. Пользователь получает эту информацию в виде смс-сообщения.
  4. Если ваш прибор более дорогостоящий, то одной из его функций также может быть запоминание маршрута и при необходимости он может выкладывать маршрут в интернет.

Так как сигнал со спутника не всегда доступен, то маяк может использовать сигнал, который он получают из вышек мобильных операторов. Но в этом случае может искажаться точность определения расположения приблизительно до двухсот метров.

Для чего нужен этот прибор?

Самой главной целью, для которой придумали это приспособление – это определение расположения вашего средства для передвижения, и это помогает в случае угона вашего велосипеда. Он нужен для того, чтобы вы не боялись больше оставлять свое средство передвижения на улице, возле магазинов или любых организаций без присмотра. Это гарантия безопасности вашего велосипеда.

Что же нужно учитывать при выборе этого средства защиты для велосипедов:

  • какие способы питания маяка;
  • какие доступны режимы слежения;
  • какими дополнительными возможностями обладает;

По своему способу питания они могут быть автономные и комбинированные.

Давайте рассмотрим особенности каждого из типов таких маяков:

  1. Автономные маяки – это те, которые работают от батареек или аккумулятора, который заряжается; им не нужен постоянный источник зарядки, но в то же время он может отключиться, если вовремя его не зарядить.
  2. Комбинированные – это те, которые работают от аккумулятора транспортного средства, но они не предназначены для велосипедов, а обычно используются владельцами мопедов.

Режим слежения – это, пожалуй, один из самых важных элементов при выборе этого приспособления. Почему? Именно сейчас узнаете.

Можно выделить два основных режима слежения:

  • первый – это режим мониторинга, который позволяет определить не только место, где находится велосипед, но также следить за его перемещением. В устройствах с таким режимом чаще всего есть внутренняя память, что позволяет запоминать координаты с некоторой периодичностью, по типу видеорегистраторов и при необходимости можно за ним проследить на компьютере.
  • второй – это режим маяка, который позволяет определить текущее положение велосипеда. Обычно он находится в спящем режиме, что экономит заряд, и включается при получении соответствующего сигнала, когда велосипед начинает передвигаться.

Лучшие модели

Ассортимент маяков достаточно разнообразный. Можно выделить несколько довольно популярных среди пользователей моделей. И сейчас мы с вами рассмотрим их, и разберем в чем же их особенности. Вообще, они все похожи по принципу работы и отличаться могут либо формой, либо дополнительными функциями, которыми они обладают.

SPY BIKE Coban GPS-305

Установка приборов и устройств на велосипед

Самое популярное среди пользователей приспособление. Он незаметен, имеет спящий режим, который позволяет экономить энергию, но также автоматически выходит из этого режима при любом передвижении велосипеда.

При малом количестве заряда, устройство отправит смс с просьбой зарядить его. Вы можете использовать ваш гаджет с андроидом, чтобы с помощью приложений с картами следить за месторасположением велосипеда.

ProCycler 1 AntiTheftBicycle GPS Tracker

Установка приборов и устройств на велосипед

Это приспособление идет в виде «стопа». То есть, все кто будут видеть его, не смогут догадаться, что это антиугонное приспособление. Особенностью данной модели является возможность включения на расстоянии, вам достаточно будет только позвонить на сим-кару, расположенную в маяке.

АвтоФон Альфа Маяк

Установка приборов и устройств на велосипед

Он может проработать в режиме «автономно» до 1000 дней. А это достаточно много. Вам не нужно будет пополнять сим-карту в данном устройстве.

StarLine M15 GPS/ГЛОНАСС

Установка приборов и устройств на велосипед

Также, как и предыдущие разновидности оснащен сим-карточкой, с которой отправляются смс-сообщения на сохраненные в ней номера.

Pandora NAV-07

Установка приборов и устройств на велосипед

Оборудован тревожной кнопкой и может проработать автономно до 30 дней. Это в принципе, как любое-другое приспособление такого типа.

Покупка

Где же можно приобрести такое устройство?

Самый простой способ приобрести это устройство – интернет-магазины. В них вы найдете довольно большое разнообразие маяков для велосипедов, которые будут отличаться своим ценовым диапазоном и своими функциями и видом.

Заказать это приспособление в интернете очень просто, не нужно прикладывать больших усилий, и подождав недельку-две, вы получите его посылкой. Но также вы можете пойти в магазины, специализирующиеся на продаже таких приспособлений, там вы сразу сможете приобрести это приспособление, и вам не нужно будет ждать долго, пока его вам пришлют.

Цены будут отличаться в зависимости от функций и разновидностей маяка, чем больше дополнительных функций, тем дороже будет стоить это противоугонное оборудование. Если вы посмотрите в интернете, то цены будут варьироваться от 3 до 6 тысяч рублей.

Установка устройства

Противоугонный маяк для велосипедов довольно легко и просто устанавливать. Вам необходимо будет только взять этот аппарат, выбрать место, куда вы хотите его запрятать, например руль или же рама под сиденьем и поместить его туда. Или же, если вы прикупили маяк в виде стопа, то просто примонтировать его к заднему крылу велосипеда или же на раму за сиденьем.

Дополнительные возможности

Установка приборов и устройств на велосипед

Модуль Глонасс

Чем выше цена антиугонного маяка, тем большим количеством дополнительных функций он обладает.

Более дорогостоящие модели этого устройства могут иметь такие дополнительные функции, а именно:

  1. Маяк может быть оборудован дополнительно микрофоном, который позволит прослушивать все, что происходит вокруг вашего средства передвижения.
  2. Глонасс-модуль – позволяет более точно определить место расположения велосипеда.
  3. Датчик движения – может пробудить маяк, при любых движениях.

10 самых нужных гаджетов для велосипедиста

Фитнес и здоровье Зима наконец-то отступает и к нам приходит весна. Это значит, что скоро люди сбросят куртки и начнут заниматься активными видами спорта. В частности, на улицах городов появятся велосипедисты, которые будут беззаботно крутить педали, объезжать пешеходов и избегать автомобилей.

А есть ли способ как-то усовершенствовать своего “железного коня” и добавить ему различных функций? Разумеется, это возможно, достаточно лишь оснастить его гаджетами, о которых сегодня мы и расскажем.

Пожалуй, самым популярным устройством для велосипедов является велокомпьютер, то есть, усовершенствованный спидометр. Как правило, эти гаджеты умеют замерять скорость передвижения, высчитывать расстояние и показывать время. В принципе, для своей стоимости (от 1000 рублей) функций в них достаточно. Но существуют и более продвинутые модели. Стоят они, конечно, в разы дороже, зато и возможностей будет побольше. Некоторые устройства уже имеют встроенный GPS-модуль, какие-то могут подключаться к датчикам с помощью технологии ANT+. Например, если у вас есть измеритель мощности на педали, то информация с него будет отображаться на экране велокомпьютера.

Благодаря GPS-приёмнику такие велокомпьютеры могут отслеживать пройденную дистанцию, скорость, местоположение и высоту. Как и в велотренажёрах, с помощью такого прибора можно рассчитать сожжённые калориии. Но за удовольствия всегда надо платить. Такие модели стоят уже от 10 тысяч рублей и выше.

Так, за O-synce Navi2Coach нужно выложить 12 тысяч рублей, за SIGMA 08171 ROX 8.1 с пульсометром – 17 тысяч, а за Garmin Edge 510 с сенсорным придётся отдать уже около 30 тысяч рублей.

Если вы занимаетесь велоспортом профессионально, то такой велокомпьютер вам наверняка пригодится, ну а любителям стоит присмотреться к чему-то более простому.

Велокомпьютер SIGMA 08171 ROX 8.1 с пульсометром

Сейчас на рынке есть устройства, которые стоят недорого, но также обладают внушительной функциональностью. Конечно, никакого GPS-трекера в них нет, но считать скорость и измерять расстояние они умеют. В некоторых моделях даже есть термометр, мелочь, а приятно. Зато цена на подобное устройство будет в районе 1-3 тысяч рублей.

Читайте также:  Какой должна быть одежда для велосипедистов? - всё о велоспорте

Этот гаджет пригодится не только в автомобиле, но и на руле велосипеда. С той лишь разницей, что карты нужны немного другие. Как минимум, на них должны быть нанесены пешеходные и велосипедные дорожки.

Так что просто взять гаджет из машины и прикрепить на своего двухколёсного друга не получится. На сегодняшний день навигаторами для велосипедов занимаются не очень много компаний.

Но у той же Garmin есть пара интересных моделей.

В этих навигаторах специальные карты, на которых есть велосипедные маршруты. Кроме того, там есть база данных точек POI, собранная специально для велосипедистов. В принципе, особых отличий, по сравнению с автомобильным, здесь практически нет.

Разве что эти навигаторы сделаны вертикальными, а не горизонтальными, на велосипеде так удобнее. Ну и ещё некоторые модели могут работать как велокомпьютер, так что подключать сразу несколько гаджетов не нужно.

А вот стоят устройства дорого, причём даже дороже автомобильных аналогов. Так, самый недорогой Garmin Touring обойдётся в 20 тысяч рублей. Однако, если вы любите путешествовать на велосипеде, то без такого гаджета не обойтись.

Но если нужно проложить простой городской маршрут, то достаточно и телефона, далее мы расскажем, как его прикрепить на руль.

Сейчас все автомобильные компании заботятся о безопасности, в том числе и о том, чтобы машины спокойно сосуществовали на дороге с велосипедами.

В некоторых автомобилях уже есть системы радаров, но что насчёт такого же прибора для велосипеда? Риск возникновения аварии на дороге зависит как от водителя автомобиля, так и от спортсмена на «железном коне».

Для того, чтобы велосипедист тоже был в курсе, есть ли вокруг него автомобили, был создан велорадар Backtracker.

Он крепится на велосипед сзади и засекает приближающиеся автомобили на дистанции до 140 метров, о чём и предупреждает.

На руле размещается светодиодный индиактор, который показывает расстояние до автомобиля и скорость его приближения.

В комплекте с локатором также есть задний фонарь, который начинает ярче светить при приближении автомобиля. На видео ниже есть наглядная демонстрация работы устройства.

В этой категории сложно выделить какой-то один гаджет, так как их сейчас существует огромное множество. Расскажем лишь про самые интересные. Вот, например, амбициозный проект Revolights.

Команда этого стартапа задалась целью сделать велосипед заметным ночью на дороге, так как эту задачу, по их мнению, обычные фонари практически не решают. На колёса устанавливается специальная конструкция, которая стоит из четырёх ободов со светодиодными лампами.

На втулку колеса ставится аккумулятор, работы которого хватает на 4 часа.

Благодаря программному обеспечению, при езде на велосипеде, оснащённом Revolights, у него будут ярко светиться половинки колёс. Сзади, разумеется, красным цветом, а спереди – белым.

Выглядит это очень футуристично и чем-то напоминает мотоциклы из фильма «Трон». Стоит такой набор недёшево, аж $199, зато велосипед с ним будет смотреться потрясающе.

Помимо этого, существует необычнная бесконтактная динамо-фара Magnic Light, которая работает от тока, генерируемого от вращения металлических ободов колёс. Стоит присмотреться и к стильному заднему фонарю Blink/Steady, который сам включается при наступлении темноты. Он полностью алюминиевый и крепится под седло велосипеда.

Фонарь Blink/Steady под сиденьем

Ну и, пожалуй, самым необычным гаджетом является шарик Personal Energy Orb. Но это не только яркий индикатор для велосипеда, но ещё и своеобразный фитнес-трекер.

Дело в том, что это устройство учитывает, сколько времени вы сидите за компьютером и постепенно замедляет скорость мыши. В какой-то момент работать становится невозможно.

А чтобы PEO вернул прежнюю скорость, нужно покататься на велосипеде, пока индикатор не станет зелёным. Вот так этот простой с виду и сложный внутри гаджет следит за здоровьем и помогает заниматься.

Зачем устанавливать какие-то гаджеты, если можно просто заменить обычный руль на Helios Bars. Он делает любой велосипед современным, ведь в нём используется множество технологий. Это алюминиевый руль, который выпускается с различными типами хвата, но во всех вариантах есть система освещения и модуль GPS. Кроме того, в ручки встроены лампочки, которые работают как поворотники. 

Но это не единственное назначение этих ламп. Дело в том, что встроенный GPS работает не только как трекер маршрута, а ещё и как навигатор.

Достаточно в приложении задать нужный маршрут и начать движение, а руль будет подавать вам сигналы поворотниками о том, что нужно повернуть. Кроме того, руль можно использовать и в качестве охранной системы.

В нём есть слот для SIM-карты, так что вы всегда сможете отправлять GPS-координаты велосипеда себе на смартфон по SMS.

К сожалению, кражи велосипедов – это не такое уж и редкое явление. Но технологии не стоят на месте и сегодня, если вы не хотите лишиться своего двухколёсного друга, стоит задуматься о сигнализации.

Сейчас есть несколько различных моделей, разница у них, как правило, только в том, куда они крепятся. Есть устройства, которые устанавливаются на крепление для фляги с водой.

А вот, к примеру, система SpyBike монтируется в руль и совершенно незаметна со стороны.

https://www.youtube.com/watch?v=qx9SSRfVXWk

Если после того, как вы включили сигнализацию, датчик движения зафиксирует перемещение велосипеда, то система активирует GPS-модуль и отправит SMS-сообщение с координатами владельцу. Кроме того, можно следить через веб-сайт за перемещениями велосипеда. В более дешёвых системах нет GPS и они просто включают громкую мелодию при попытке угона.

Сейчас смартфон уже заменяет множество гаджетов, например, фотоаппарат, электронную книгу, диктофон, плеер и другие. В автомобиле телефон часто используют как навигатор и даже как видеорегистратор.

Так почему же не использовать этот гаджет и для велосипеда? Уж функции навигатора и спидометра он точно умеет выполнять. Для того, чтобы установить смартфон на руль, потребуется специальное крепление, благо, сейчас их продаётся очень много. Конечно, больше всего выбора у владельцев iPhone.

Тут есть и влагозащищённые крепления, и противоударные, что важно, ведь велосипед может упасть, а разбить свой телефон никому не хочется.

Чехол Runtastic для iPhone

Компания Runtastic, известный производитель спортивного софта, выпустила для iPhone и для устройств на Android как раз защищённый чехол с велосипедным креплением. Пользоваться экраном будет не слишком удобно, так как его будет закрывать толстая плёнка, но можно включить навигатор и следовать его указаниям.

Есть и совсем универсальные решения, если у вас гаджет нестанадртных размеров. Но тут всегда следует сначала протестировать, крепко ли держится смартфон. А ещё лучше заранее приобрести защитный чехол и уже в нём устанавливать телефон в крепление. Пусть это будет дороже, зато вы точно не разобьёте своё устройство.

Устанавливать смартфон на велосипед мы уже научились, но что же делать с его зарядкой, ведь при постоянно включенной навигации редкий телефон проживёт больше нескольких часов. Конечно, можно возить с собой мобильный аккумулятор, но мы же на велосипеде, так что можно воспользоваться динамо-машиной. 

Таких гаджетов сейчас выпускается довольно много. Чаще всего встречается конструкция с динамо-втулкой, которая просто вставляется в колесо, а провод USB выводится через рулевую трубу наверх.

Разница между всеми устройствами такого типа заключается в том, есть ли в комплекте аккмулятор, который затем позволит заряжать смартфон и во время стоянки.

Есть также решения, в которые интегрированы системы освещения.

Некоторые варианты крепятся на заднюю ось, например, Siva Cycle. Это стильный и миниатюрный гаджет со съёмным аккумулятором. Не очень удобно лишь то, что USB-разъём будет под сиденьем, а не на руле, но это решаемо. Стоит такой прибор около $100. Разумеется, все подобные гаджеты водонепроницаемые и работают практически в любых условиях.

Ещё одно средство защиты велосипеда от угона – это замок. Если байк у вас дорогой и потерять его не хочется, то о безопасности стоит думать в первую очередь.

Замки сейчас бывают разные, но мы обратили внимание на инновационное решение с названием Skylock. Он выполнен из стали и представляет собой жёсткую конструкцию.

В нём нет механического ключа, что самое интересное, открывается этот замок с помощью приложения на смартфоне или после правильного последовательного нажатия клавиш на торцах. 

Но на этом его особенности не заканчиваются. На замке есть солнечные панели, которы за 12 часов поездки подзарядят устройство для 6 месяцев работы. В крайнем случае можно зарядить через USB.

Встроена тут антенна и Bluetooth-модуль для отправки данных о попытках взлома и дорожных авариях. Стоит такой гаджет немало, аж $159, а продаваться начнёт уже этим летом. Пока что это самое интересное решение, которое я видел.

Жаль только, что пилой этот замок всё равно могут срезать и вы лишитесь как велосипеда, так и самого устройства.

Данный гаджет нужен скорее не для удобства, а для безопасности. Очень часто дорожные аварии с участием велосипедистов случаются ночью. А всё из-за того, что велосипед недостаточно освещён.

Читайте также:  Как правильно установить и отрегулировать седло на велосипеде - всё о велоспорте

Поэтому, можно повесить побольше фонарей на байк или же приобрести шлем Torch T1, который уже имеет свою подсветку. У него водостойкие белые светодиоды спереди и красные сзади. Работать они могут в постоянном или мигающем режимах.

Аккумулятора хватает на 5 часов работы, а зарядка занимает 1,5 часа.

Этот шлем появился на Kickstarter и разработчики собрали в 1,5 раза больше денег, чем нужно было для начала производства. Сейчас уже идёт кампания по новому шлему Torch T2 на Indiegogo, к которой ещё можно присоединиться. Версия T1 сейчас стоит около $90, но это уже распродаются остатки. Новый T2 пока что доступен для предзаказа по цене от $110.

Существует ещё одно интересное решение для шлема – ICEdot (In Case of Emergency).

Это маленький датчик, который крепится на любой шлем и, если человек попадает в аварию, он тут же соединяется со смартфоном по Bluetooth и подаёт сигнал о помощи выбранному ранее контакту.

Кроме того, он может переслать GPS-координаты, чтобы вас можно было быстро найти. Впрочем, если вы упали с велосипеда и никаких тяжёлых травм нет, вы можете прервать автоматический звонок. 

Велокомпьютер своими руками на МК

После покупки нового велосипеда решил я его оснастить велокомпьютером, но китайские поделки покупать не стал по трём причинам:
1. Высокая цена
2. Отвратительное качество сборки

3. Ну, я же радиолюбитель!

И поэтому я поступил как настоящий радиолюбитель – собрал желаемый прибор самостоятельно.

В данной статье я расскажу вам, как самому собрать велокомпьютер  на микроконтроллере. Данный велокомпьютер выполнен на микроконтроллере Attiny2313, в качестве дисплея использован однострочный ЖК индикатор на контроллере HD44780.

Прибор умеет отображать текущую скорость, общее и промежуточное расстояния (отображаются в метрах). Общее расстояние, в отличии от промежуточного сохраняется в энергонезависимой памяти EEPROM.

Схема велокомпьютера очень проста и не содержит дорогостоящих компонентов:

Дисплей подключён к микроконтроллеру по распространенному 4-х битному интерфейсу. Кнопки S1,S2,S3 (подтянуты десяти килоомными резисторами к плюсу питания) управляют прибором. Подстроечный резистор R6 регулирует контрастность дисплея.

Светодиод HL1 индицирует подачу питания. В качестве динамика Ls1 можно использовать пьезоизлучатель. Транзистор VT1 – можно ставить любой биполярный n-p-n структуры, например КТ315 (я применил BC546B).

Микроконтроллер Attiny2313 можно использовать с любыми буквенными индексами.

Зачем нужен внешний кварц микроконтроллеру, у которого есть свой тактовый генератор?
Наверное, у каждого из вас появился такой вопрос, и я на него постараюсь ответить.

Без кварца работа устройства будет крайне не стабильна (неточность измерения, крякозяблики на дисплее и т.п.) потому, что встроенный тактовый генератор в микроконтроллере имеет большую “плавающую точку” и его частота постоянно колеблется.

Если у вас нет такого кварца, не расстраивайтесь! Просто измените программу под тот кварц, который у вас есть. Впишите, в строчку $crystal= частоту своего кварца и всё будет ОК.

Но на “худой конец”, если у вас нет никакого кварца, используйте встроенный тактовый генератор (пример установки фьюз-битов внизу), конечно работать будет не совсем точно и стабильно.

После того как я нарисовал схему и подумал каким будет велокомпьютер, сел на свой любимый велик и поехал по городу – покупать радио детали по следующему списку:

  1. Микроконтроллер Attiny2313 1шт.
  2. Кнопки тактовые (без фиксации) 3шт.
  3. Резисторы номиналом 10 кОм 5шт.
  4. Резисторы номиналом 1 кОм 2шт.
  5. Резистор номиналом 100 Ом 1шт.
  6. Панелька под микроконтроллер DIP-20 1шт.
  7. Транзистор биполярный BC546B 1шт.
  8. Пьезоизлучатель 1шт.
  9. Кварц 4 МГц 1шт.
  10. Светодиод (синего свечения) 1щт.
  11. Построечный резистор номиналом 10 кОм 1шт.
  12. ЖК индикатор (дисплей) на контроллере HD44780 1*16 1шт.
  13. Керамические конденсаторы 18 пФ 2шт.
  14. Керамический конденсатор 0.1 мкФ 1шт.
  15. Электролитический конденсатор 100 мкФ 1шт.
  16. Штекер 2.5 1шт.
  17. Гнездо для штекера 2.5 1шт.
  18. Гнездо MiniUSB 1шт.
  19. Пластмассовый корпус 85x60x35мм 1шт.
  20. Крепёж на руль велосипеда 1шт.
  21. Кнопка с фиксацией 1шт.
  22. Геркон 1шт.

Корпус, который я купил для велокомпьютера:

Макетная плата, термоусадка, АКБ и метр провода у меня были.
Приехавши домой сразу взялся за сборку велокомпьютера. Первым делом взялся за корпус. В корпусе надо сделать прямоугольную дыру размером 15×60мм.

Возможно, вы спросите, а как ты делал такую дыру? Да очень просто! Сначала размечаем карандашом, где будем делать дырку, потом сверлилкой сверлим по контуру отверстия когда весь контур высверлили выламываем кусок пластмассы и обрабатываем всё напильником. Вот что получилось у меня:

Кстати, все остальные отверстия я делал по ходу сборки. Изнутри корпуса на дыру приклеил кусочек органического стекла, чтобы пыль и влага не попадали на дисплей.

Далее спаял плату поставил кнопки, дисплей и всё остальное. Монтаж делал на макетной плате.

Вид сзади (без крышки):

Плата:

Зарядка через MiniUSB:

У меня прибор питается от аккумулятора телефона Nokia на 3.7v. Зарядка осуществляется через MiniUSB порт, подключённый прямо к аккумулятору.

Возможно, вы скажете, это же не правильно! И будете правы, для этого дела есть специальные микросхемы но я таковой микрухи не нашёл и пришлось довольствоваться тем что было.

Но как-никак зарядка идёт, и за два часа заряда мой аккумулятор заряжается полностью. В рабочем режиме с включенной подсветкой дисплея велокомпьютер потребляет ~30мА.

Установка велокомпьютера на велосипед

Чтобы считать, расстояние и скорость велоспидометру нужен, так сказать “орган восприятия”. Геркон — это и есть этот “орган”, устанавливается он на раме велосипеда рядом с колесом, на спицах колеса устанавливается магнит.

Чтобы когда колесо делало полный оборот, магнит “проходил” напротив геркона и “замыкал” его, тем самым формируя импульс который нужен велокомпьютеру для расчёта расстояния и скорости. На схеме указано, где подключать геркон к прибору.

Я геркон припаял на небольшой кусочек макетной платы, припаял к нему провода и усадил на него термоусадку. И закрепил это всё на раме велосипеда с помощью пластмассовых стяжек.

Пример установки магнита на спицы колеса:

Велокомпьютер я закрепил посредине руля велосипеда:

Описание устройства

При включении устройства на дисплее появляется приветствие и информация о версии и авторе, потом в левой части дисплея отображается промежуточное расстояние, а в правой скорость (главный экран).

Загрузка велокомпьютера (приветствие):

Информация о версии:

Информация об авторе:

Главный экран:

Кнопка S1 – при нажатии сохраняется общее расстояние в энергонезависимой памяти EEPROM, в течение секунды на дисплее отображается надпись “All:” а после её общее расстояние и надпись “Save”, звучит звуковой сигнал, после чего велокомпьютер возвращается к подсчёту расстояния и скорости (главный экран).

Да, да! Вы не ошиблись (смотря на фотографию выше), за несколько дней я проехал 191км! Потому что сегодня (21.08.2012), до школы осталось 11 и дабы проводить лето решил сделать “небольшую” покатушку за город.

Кнопка S2 — при нажатии обнуляется промежуточное расстояние, на дисплее отображается сообщение “Total clear!”, звучит звуковой сигнал, после чего велокомпьютер возвращается к подсчёту расстояния и скорости (главный экран).

Кнопка S3 — при нажатии в течение секунды на дисплее отображается надпись “All:” а после её общее расстояние и звучит звуковой сигнал, после чего велокомпьютер возвращается к подсчёту расстояния и скорости (главный экран).

Настройка велокомпьютера

Чтобы велокомпьютер отображал правильное расстояние, и скорость он должен знать, какое расстояние проезжает велосипед за один оборот колеса (иначе прибор будет просто неправильно считать расстояние и скорость), это расстояние хранится в константе Coleso (у меня по умолчанию 2.08 метра). Для настройки велокомпьютера, измерьте длину колеса своего велосипеда в сантиметрах полученное значение переведите в метры и впишите его в константу Coleso, перекомпилируйте программу с новыми значениями и прошейте ею велокомпьютер.

Если кто это сделать не в состоянии, присылайте мне на e-mail длину своего колеса, сделаю прошивку под ваш велосипед.

Прошивка МК велокомпьютера

Прошивка для велокомпьютера находится в файлах к статье и называется t2313veloC.HEX, прошивку писал в среде BASCOM-AVR (исходник прилагается).
Пример установки фьюз-битов на внешний кварц 4МГц:

Пример установки фьюз-битов на внутренний тактовый генератор 4 МГц:

В файлах к статье есть проект данного девайса в симуляторе Proteus. Но предупреждаю, что в симуляторе прибор работает очень медленно! В протеусе разве что светодиодами мигать можно (без глюков).

Видео работы велоспидометра:

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что велокомпьютер вышел отличный и не дорогой, затраты составили 113400 бел/руб. Для примера: самый дешёвый китайский велокомпьютер стоит не менее 200000 бел/руб, который я видел.

Да и вообще своё – это сделанное для себя, качественно и с любовью, а не китайское г…но, которое на следующий день после покупки сломается.

Сборка своего велокомпьютера мне доставила удовольствие, а его эксплуатация доставляет мне ещё большее удовольствие.

  • И смотрите больше на дорогу чем на велокомпьютер, всяко бывает… И удачи вам на дороге и в электронике!
  • Ниже вы можете скачать исходники, прошивку, проект в Proteus
  • Скачать список элементов (PDF)

Прикрепленные файлы:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector