Как показывает практика, привод на современных велосипедах изнашивается относительно быстро. Наверное, цепь – это второй элемент, который будет нуждаться в замене на новом велосипеде после тормозных колодок.
Быстрее всего в приводе изнашиваются цепи, медленнее ведомые звезды (кассета) и ролики заднего переключателя, еще медленнее ведущие звезды (звезды системы).
Состояние роликов переключателя менее критично – их можно заменить в любой момент вне зависимости от прочих компонентов. Поэтому обсуждаться будут только цепи и звезды.
По мере работы цепь удлиняется. Это происходит из-за износа щечек в зонах соприкосновения с соединительными штифтами и самих штифтов. Скорость износа цепи в общем случае не изменяется на всем протяжении ее службы. Но вытянутая цепь, в свою очередь, начинает быстро изнашивать звездочки.
И чем сильнее вытянута цепь, тем на меньшее количество зубьев звездочек распределяется нагрузка от натянутой цепи. В результате чего, скорость износа зубьев звезд – смятие и стачивание – существенно возрастает по мере износа цепи.
Даже самая дорогая кассета с сильно вытянутой цепью проработает совсем недолго.
Наиболее часто используемые звезды изнашиваются заметно быстрее, чем остальные. Для выравнивания износа стоит пользоваться разными передачами: если вы не используете весь диапазон кассеты, возможно, стоит вместо горной кассеты (11-34, например) взять шоссейную (12-25).
Кроме того, велосипедная трансмиссия обладает одной неприятной особенностью. Если вы меняете заметно изношенную, но еще работающую цепь, на новую, то та может начать срываться на некоторых (самых используемых) звездах. В итоге придется менять ее целиком.
Для минимизации затрат на замену комплектующих, стоит применить одну из следующих стратегий замены привода.
Необходимо учесть, что приведенные цифры приблизительны – они сильно зависят от веса велосипедиста, интенсивности и условий использования велосипеда, класса оборудования.
- Это самый простой вариант. Если вовремя не заменить цепь, то через 3000-5000 км (для горных и гибридных велосипедов) придется менять не только ее, но и кассету, а в худшем случае и звезды системы. Способ удобен тем, что не требует регулярной проверки состояния привода. При появлении срывов цепи вы просто сразу меняете цепь и кассету и, возможно, 1-2 звезды системы. Этот способ имеет смысл применять при использовании дешевых звезд и дорогой цепи.
- Можно купить пару дополнительных цепей и через каждые 500-1000 км менять их местами так, чтобы износ всех цепей был равномерным. Равномерность износа следует оценивать измерительными инструментами, а не пройденным километражем, так как цепи могут работать в разных условиях (грязь, смазка) и вообще быть разными (дешевая цепь может растягиваться значительно быстрее дорогой). Если инструментов нет, то просто прикладывать все три цепи и выбирать ту, что наименее изношена, то есть, короче всех (с поправкой на количество звеньев, если оно разное). Круговая замена цепей позволит существенно продлить срок службы звездочек, сохраняя общий срок службы цепей примерно на том же уровне, что и в первом случае. Т. е. кассета и звезды системы проходят 10000-12000 км, а каждая цепь за несколько «кругов» 3000-4000 км. Эту стратегию стоит применять в случае использования цепей и звезд примерно одного уровня. Причем, желательно с системами со стальными звездами, т. е. начального и среднего уровня.
- Если же на вашем байке стоит дорогая кассета и дорогая система с алюминиевыми звездами, которые подвержены более быстрому износу, чем стальные, стоит поступить по-другому. Так как звезды в этом случае стоят существенно дороже цепей, а даже самая дорогая цепь на горном велосипеде не проходит 10000 км, имеет смысл регулярно менять цепи. Причем, можно брать и не самые дорогие, но и не дешевые. Например, через каждые 1000-2000 км ставить новую цепь, а старую выкидывать или дарить своим заклятым друзьям. Главное, внимательно следить за состоянием цепей и не допускать их критического износа. Вы потратите лишние деньги на цепи, но существенно продлите жизнь кассете. Ориентировочно до 15000-20000 км. Алюминиевые звезды системы могут в этом случае работать до 8000-15000 км, а стальные еще больше.
Еще один момент. По мере износа кассеты и вытяжки цепей заметно падает четкость переключения передач, а, устанавливая новые цепи и сохраняя кассету в хорошем состоянии, вы получите четкую работу в течение длительного времени.
Скомбинировав 2-й и 3-й способы, на 7 цепях и сменив по пути алюминиевые 2-ю и 3-ю звезды системы, я проехал около 26000 км на одной кассете.
Выводы
При своевременной замене цепей второй и третий способы могут дать заметную экономию средств по сравнению с первым. Заметной разницы между вторым и третьим не будет, но третий способ может обеспечить более длительную четкую работу привода. В то же самое время, первый способ не требует контроля состояния цепи.
Регулярная чистка и смазка цепи может существенно продлить жизнь трансмиссии вашего велосипеда. Использование привода состоящего из дорогих комплектующих не принесет большого увеличения срока службы – расходы на километр пути будут заметно выше, – но позволит снизить вес байка и увеличить четкость работы привода.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Борьба со спадающей цепью
Для читателей нашего блога действует скидка 10%по промокоду blog-BB30 на все товары, представленные в нашем магазине
Когда цепь спадает, это всегда раздражает, не так ли? Вот велосипедная индустрия все время, что существует, борется с этим досадным недостатком цепного привода.
Ну то есть недостатков то у него и без этого, конечно, хватает, но этот наиболее бросающийся в глаза.
В ход идут различные приспособления, начиная от успокоителей цепи, заканчивая досконально проработанными технологическими приспособлениями вроде планетарной втулки или карданного вала.
Рассмотрим в этой статье разные способы борьбы за сохранение стабильности цепи.
Почему спадает цепь?
Основная причина, по которой цепь покидает свое насиженное место это, разумеется, неконтролируемая дикая тряска. При езде, например, по ступенькам цепь болтает так, что стандартный размер зубца просто не в состоянии ее удержать, вот тут то она и спадает, доставляя кучу ненависти незадачливому райдеру.Еще одна причина, по которой цепь ну никак не хочет оставаться на звездах — грязь. Есть особенные виды грунта, типа суглинка, которые моментально залепляют комком все, что только можно залепить. Ну и понятно, что на грязевой диск вместо звезды цепь ложиться будет без особого энтузиазма. В случае с НВ-звездами имеет место быть противоположная проблема, когда цепь приклеивается к звезде и не хочет с нее сниматься. Эффект тот же, а то и более неприятный.
Ну и третья причина это износ звезд и неправильно настроенные переключатели. Когда вы ставите новую цепь, а передние звезды при этом остаются изношенными, то при каждом мало-мальски сильном нажатии на педаль цепь с хрустом проскакивает, а может и вовсе слететь. Ну, а если ваш переключатель неправильно настроить, то он может скидывать цепь с кассеты в крайних положениях.
Длина лапки переключателя
Кассеты большой емкости, как нетрудно догадаться, требуют длинной цепи и соответственно длинной лапки переключателя, чтобы ее хватало на работу как на самой большой, так и на самой маленькой звездах кассеты, не допуская при этом провисания или чрезмерного натяжения цепи. Но, в качестве неприятного бонуса, длинная цепь, разумеется, болтается гораздо сильнее, чем короткая и, соответственно, вероятность что она слетит намного выше.
Ограничители подвижности переключателя
Чтоб решить проблему излишней амплитуды движений цепи при тряске, велосипедные механики пришли к гениальному и, вместе с тем, простому решению. Почему бы не ограничить подвижность лапки переключателя, отключив тем самым одну из самых подвижных частей в системе и существенно уменьшив колебания цепи. Это работает и помогает, однако, разумеется, имеет и неприятные побочные явления в виде уменьшения четкости переключения и отзывчивости манетки.
Успокоитель цепи
Второй способ уменьшить свободу движения у цепи — установить успокоитель. Это специальная рамка, сквозь которую проходит цепь сверху передней звезды и ролик, который натягивает ее снизу. При использовании этой системы вероятность потерять цепь падает в разы, однако ложка дегтя, конечно, есть. Все это изобилие дополнительных роликов и рамок создает дополнительную нагрузку на цепь и несколько негативно сказывается на педалировании.
Верхняя рамка
Иногда, для НВ-звезд и велосипедов не предназначенных для совсем уж экстремального катания достаточно установить одну лишь верхнюю рамку, это намного легче и не мешает крутить педали. Если вы используете передний переключатель, то в качестве верхней рамки успокоителя прекрасно подойдет верхняя рамка собственно переключателя.
Нв звезда
От английского narrow-wide, то есть узкий-широкий. Как понятно из названия, это звезды с длинными зубцами переменной ширины. Дело в том, что четные и нечетные отверстия между звеньями цепи имеют разную ширину. Длинные зубцы НВ-звезды точно в размер заходят в соответствующее отверстие в цепи. Такая конструкция обеспечивает крайне надежную посадку цепи на звезде, и соскочить она может только в совсем уж экстремальных ситуациях. Для таких ситуаций система оснащается еще и верхней рамкой успокоителя, чтоб совсем уж наверняка. Имеют эти звезды и минусы, во-первых, это невозможность оснастить велосипед передним переключателем, а, во-вторых, при эксплуатации в грязевых условиях система может забиться грязью и цепь будет отказываться со звезды сниматься.
Резюме
В разных дисциплинах и стилях катания разные требования к фиксации цепи.
Так в кросс-кантри достаточно просто переднего переключателя или нв-звезды, а даунхилл уже будет требовать полный набор успокоителей для надежной фиксации цепи на звезде.
Что до всяких нестандартных решений, вроде планетарной втулки, то они не нашли широкого применения и не прижились, потому что, либо не обладали достаточной надежностью, либо очень дороги, либо требуют постоянного обслуживания и замены деталей.
Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары, представленные в нашем магазине
Считаете ли вы перекос цепи большой проблемой? | Сайт Котовского
Интересный вопрос поднял зарубежный велосайт road.cc: последнее время кассеты становятся всё более многоскоростными, из-за чего иногда приходится ехать с перекосом цепи, особенно, если спереди только одна звезда. На форумах новичков учат работать передним переключателем (если он есть), чтобы избежать длительной езды с перекосом.
Считается, что причин не допускать перекоса цепи на велосипеде две:
- Резко повышается износ цепи и звезд, из-за неравномерной нагрузки.
- Увеличиваются потери в трансмиссии из-за повышения трения в сочленениях цепи.
Тем не менее замечено, что многие велосипедисты, особенно те, кто катает серьезно и в спортивном стиле, плюют на правило не перекашивать цепь и ломят так, как этого требует ситуация — вплоть до использования большой передней звезды с большой задней.
Был задан соответствующий вопрос представителям производителей велотрансмиссии — Shimano, SRAM, FSA и Campagnolo. Речь шла в большей степени о шоссейных велосипедах с трансмиссией с двумя передними звездами, но суть можно экстраполировать и на горные байки.
Ответ Shimano
Shimano предсказуемо сказали, что перекос является негативным явлением — наибольшая эффективность трансмиссии достигается при прямом положении цепи. Цепь быстрее изнашивается, и чем перекос сильнее, тем больше износ. Шимано рекомендует адекватно подбирать передачу и избегать экстремального перекоса.
Ответ Campagnolo
Кампа признает, что езда с перекосом является привычным делом в пылу гонки, но предостерегает от плохой привычки делать то же самое при обычной езде, из-за более быстрого износа.
Кампа рекомендует не ездить с перекосом, несмотря на то, что они делают самые стойкие цепи — скорее всего на вашем велосипеде стоит Шимано или SRAM, рекомендую следить за износом цепи, и заменить её вот на эту, трансмиссия прослужит в два-три раза дольше, проверено опытом многих велосипедистов.
Ответ FSA
Вот тут уже немного интереснее. Представитель компании говорит, что последнее время люди стали чаще катать на перекошенных цепях, особенно при использовании электронной трансмиссии.
Когда загоняешь цепь на дальние звезды посредством тросика, то пальцем чувствуешь сопротивление, а с электроникой такой обратной связи нет и люди не заморачиваясь, едут в гору на большой звезде спереди и большой сзади.
Поэтому нужно больше внимания уделять разработке более износостойких цепей, чем они в FSA и занимаются. Мне понравился такой подход, потому что действительно, вместо того, чтобы настоятельно рекомендовать пользователям подбирать передачу без перекоса, лучше делать более прочные цепи.
Посмотрим, если всё так, как они говорят, может быть, FSA одарит нас такими же долгоживущими цепями, как и Campagnolo.
Ответ SRAM
Лучший ответ пришел от американской компании, я его процитирую целиком:
«Мы в SRAM обожаем перекос цепей, большая звезда с большой звездой — отлично! Среди механиков NORBA и Mountain Bike World Cup мы называли сочетание «большая-большая» профессиональной передачей, потому что гонщики постоянно используют её при необходимости, что бы механики им не говорили. Они просто едут на большой звезде спереди как можно дольше.
Есть несколько причин оставаться на большой передней звезде:
- Стабильное натяжение цепи на плохой дороге
- Доступ к низким передачам без работы передним переключателем
- Передний переключатель срабатывает медленнее и требует больше усилий для переключения
Так что мы бы только поощрили пользователей ехать на перекошенной цепи вплоть до положения «большая звезда с большой звездой», если только цепь не начала скрести о рамку переднего переключателя. Передний переключатель SRAM Yaw разработан таким образом, чтобы цепь не задевала рамку при крайних положениях.
Что касается потерь в трансмиссии из-за перекошенной цепи, то эти потери настолько малы, что постоянное натяжение цепи и возможность быстро перейти на низкие передачи перевешивает все гипотетические потери на трение.
Несколько слов об измерении этих потерь. Огромная разница в том, как измерять: на нагруженной трансмиссии или не нагруженной.
Если цепь в положении «большая-большая» прокрутить педалями при помощи руки на вывешенном велосипеде, то вы ощутите заметное сопротивление.
Но когда велосипед едет по дороге и педали вращаются ногами, то доля этого сопротивления настолько ничтожна, по сравнению с сопротивлением качению покрышек и сопротивлением воздуха, что говорить о нем просто не имеет смысла.
В свете сказанного, SRAM не считает перекос цепи причиной преждевременного износа (при условии, что она не скребет по рамке переднего переключателя).»
Заявление, согласитесь, неожиданное. Если вы последуете данному совету и ваша цепь убьется быстрее, чем обычно, то лучшие пожелания можете отправлять этому гражданину: JP McCarthy, Road Product Manager, SRAM. ????
Моё мнение
Я, конечно, ни в коем случае не рекомендую загонять цепь в крайние положения, несмотря на беспечное отношение SRAM к этому вопросу, но тем не менее и не советую слишком заострять внимание на том, чтобы постоянно соблюдать самое лучшее положение. При обычной езде я уже автоматически подбираю оптимальную передачу, но на сложных участках даже не вздумаю трогать передний переключатель — буду спускаться по передачам до упора на той передней звезде, на которой еду в данный момент.
Причина — боюсь, что сбросит цепь с самой малой передней звезды и вообще не дай бог закусит. Еще причина — просто задний переключатель быстрее и не нужно думать, что и в какую сторону переключать. Поэтому некоторая доля пробега, конечно, идет с перекосом, и иногда даже с большим, но в целом, я не думаю, что это вносит ощутимый вклад в износ цепи.
Ближайшее будущее
Не могу сказать точно про шоссейную трансмиссию, но то, что в MTB через несколько лет стандартом станет одна звезда спереди — это точно. И тогда вопрос перекоса потеряет всякий смысл — его просто не избежать. Мысль FSA о том, что надо делать более износостойкие цепи кажется мне наиболее правильной.
PS. Обратите внимание: теперь можно получать на емейл извещение, что кто-то ответил на ваш комментарий — просто поставьте галочку:
Расскажите, как вы относитесь к езде с перекосом, замечаете ли повышенный износ цепи и как вам понравился ответ SRAM?
Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.
Когда нужно менять передние звезды и кассету на велосипеде? | ВелоЖурнал
Цепь и звезды на велосипеде имеют свойство изнашиваться, после чего требуют замены. Увы. Но как определить тот самый момент, когда замена необходима?
Что ж, у нас есть собственное мнение и мнение специалистов из компаний Shimano и SRAM.
Однако, пока всё не началось, предлагаю вам ознакомиться со статьёй, где освещается исследование выносливости и долговечности цепей разных производителей.
“Важно понимать, что с течением времени ваша цепь изнашивается и растягивается, а звёзды теряют точность и скорость.”, говорит Бен Хилдсон из Shimano. “Растянутая цепь изнашивает передние звезды и звезды кассеты. Самое главное — менять вовремя цепь. Можно сэкономить много денег, продлевая срок службы кассеты и звезд, если так делать.”
Технический эксперт компании SRAM, Крис Маккенни, солидарен со своим коллегой.
“Кассета, передние звезды и цепь изнашиваются вместе. Если райдер ездит слишком долго на грязной и несмазанной трансмиссии – обслуживание впоследствии обойдется очень дорого.”
Постоянное отслеживание износа цепи — лучший способ пролонгирования срока службы звезд. SRAM рекомендует использовать специальный измерительный инструмент, чтобы отслеживать необходимость обслуживания. Как только инструмент показывает значительный износ цепи, следует произвести замену. Содержание цепи смазанной и чистой, значительно повышает её срок службы.
Простой инструмент, для определения износа цепи велосипеда. Измеряет расстояние между звеньями цепи. Купить
Рано или поздно, даже если вы придерживаетесь самых жестких правил эксплуатации и чистоты, цепь и звезды, всё равно, придется менять. Так уж устроен этот мир.
“Вы можете рассмотреть возможность одновременной замены цепи и звезд.”, говорит представитель японской компании. Это даст вам гарантию того, что вы не используете новую цепь на изношенных звездах, которые уже не в состоянии обеспечить точные переключения.”
Конечно, тут не имеется в виду, что при каждой замене цепи требуется менять все звезды. Просто рекомендуется проверять работоспособность трансмиссии с новой цепью.
Как определить износ кассеты?
“Изменение формы зубцов звёзд и проскакивание цепи на кассете или передних звездах является явным признаком износа.”, говорит представитель теперь американской компании.
“Довольно сложно заметить невооруженным глазом признаки износа зубцов звёзд прежде, чем они исчерпают свой срок службы, но довольно многие сталкивались с проскакивающей новой цепью на изношенных зубцах.
Феномен этот широко известен.”
Самый простой способ определения износа кассеты заключается в установке новой цепи. Если под нагрузкой новая цепь на старой кассете проскакивает, то пришло время установить новую кассету.
Конечно, осуществляя такую проверку с проскакиванием цепи важно не повредить райдера! В магазинах можно найти измерительные инструменты для кассеты, но они очень ограничены в применении.
Используют они тот же принцип приложения нагрузки новой цепью к старым зубцам кассеты, так что простая проверка около дома даст тот же результат.
Замена кассеты является относительно простой процедурой, занимающей всего пару минут. Однако придется приобрести необходимый для этого инструмент: хлыст (рукоятка с фрагментом цепи) и съемник кассеты. Последний должен подходить именно под вашу кассету, любой не подойдет.
Хлыст для снятия кассеты. Купить
От себя хочется тоже добавить пару слов. Работа в мастерской была сопряжена с частой заменой цепей и кассет. В большинстве случаев даже очень дорогие кассеты приходилось менять, когда цепь проскакивала всего на одной звезде. Да, износ кассеты происходит неравномерно. Быстрее всего стирается и сминается та звезда, на которой чаще всего ездите.
Вроде бы информация очевидная, но понятна она далеко не всегда и не всем.
Казалось бы, что можно обойтись заменой всего одной звездочки на кассете. И с наборными кассетами так действительно можно поступать. Остается только найти кого-то, кто ездил на другой, отличной от вашей любимой, передаче.
Забегая наперед скажу, что пойти и купить новую кассету получается быстрее и проще.
Что там с передними звездами?
“Шумная и неровная работа является верным признаком необходимости замены передних звезд. Определить износ визуально довольно сложно, но по мере износа зубцы принимают форму акульего зуба.”, говорит Крис из компании SRAM.
“Малая звезда спереди считается изношенной, если новая цепь плохо с неё снимается (прошедшая по звезде цепь как бы прилипает и не сразу отходит от звезды), а большая звезда считается изношенной, когда работа очень неровная и переключение на неё происходит с трудом. Это всего лишь вариант. Однако, если между зубьями и новой цепью можно увидеть просвет, то эта звезда изношена совершенно точно.”
“Изношенная цепь на новой кассете или передних звездах в значительной мере ускорит износ,” добавляет Крис. “Учитывая, что цепь является самым дешевым элементом трансмиссии, то имеет смысл её заменить при установке новых звезд и кассеты. В любом случае, новая цепь определит наверняка износ старых звезд.”
Примечательно, что компании не сообщают о приблизительном пробеге звезд, ведь здесь играют роль слишком много переменных.
Да, ребята из SRAM и Shimano всё верно говорят) С ними спорить, всё равно, что против ветра… ну, вы понимаете.
Хочется сделать акцент на чистоте трансмиссии. Ага, снова. На своем опыте я убедился, что цепь, для которой заявлен пробег в 5000 км, пройдёт свои 5000 км. Надо просто регулярно ухаживать за трансмиссией. Разумеется, если велосипед МТБ-шный используется сугубо в МТБ-шных условиях с обилием влаги и грязи, то тут долго жить ничего не будет. С этим придется мириться.
Если же велосипед используется в городских условиях, то следить за чистотой проще. Блестящая кассета и цепь должны блестеть, а не прятаться под пылью, смешанной с загустевшей смазкой, что, по сути, является абразивом.
Конечно, всё это не правила, а лишь рекомендации, которые позволяют экономить реальные деньги. Не уверен вообще, стоит ли мне что-либо говорить, вы же прекрасно знаете стоимость 12 скоростной, например, кассеты и цепи.
Цифры просто шепчут — помой трансмиссию)
Велосипедная цепь — Евгений Образцов
Оказалось, что у меня собралось так много вопросов и ответов о цепи велосипеда (горного), что решил их выделить в отдельную статью. Говоря об износе и обслуживании цепи, я имею в виду цепь на восьмерик или девятерик (уже появился 10-к для горного велосипеда, но я не пользовался).
Сколько служит велосипедная цепь?Для самого распространённого дорожного велосипеда, с одной зубчатой звездой впереди и сзади – почти вечность. Скорее всего – весь срок службы велосипеда.
Однако, с увеличением количества передач используют более тонкие цепи, которые должны точнее подходить к звёздам. Система цепь-кассета становится менее живучей и более критичной к износу. Чем больше в кассете звёзд — тем менее живучая цепь.
Ресурс цепи для велосипедов с 6-ю звёздами на трещотке – примерно 4,5 – 6,5 тыс км, после чего цепь лучше заменить и можно продолжать ездить на той же кассете и системе. Для велосипедов с 8-9 звёздами менять цепь нужно после 1,2 – 1,7 тыс км пробега.
Что более важно, цепь для 8-10 звёдной кассеты можно полностью износить за несколько сот километров езды по жидкой грязи или мокрому песку. Берегите цепь, цепей берегитесь!
Нужно ли чистить и смазывать цепь?Да. Начинать всегда следует с чистки цепи, а смазывать, по возможности, только чистую цепь.
Как часто нужно смазывать цепь?Через каждые 50-150 км, в зависимости от условий. После дождя и/или при езде по грунту – чаще, на сухом асфальте – реже. После каждой грязевой покатушки или под дождём. Перед смазкой, цепь нужно очистить от старой смазки и грязи.
Чем и как лучше чистить цепь?Цель чистки — вымыть пыль и мелкий песок из цепи. Самый простой способ – чистка обычной тряпкой пропитанной в керосине. Вместо керосина можно воспользоваться например, WD-40 или аналогом. Большего эффекта можно достичь, чистя цепь при помощи старой зубной щетки. Очистка при этом получается всё равно неважная.
Довольно удобно и качественно можно чистить цепь при помощи специальных машинок для чистки цепи.
Лучше всего иметь замочек на цепи, снимать её для мойки в баклаге с керосином или подобным растворителем. Потрясти минуту, заменить растворитель (слить в другую баклажку), повторить два раза.
Чистая цепь не должна трещать при поперечном изгибании (песок в цепи). Не стоит мыть водой — её потом трудно удалить из звеньев.
Чтобы достать цепь из баклаги, бутылку можно разрезать, альтернатива — бутылки с широким горлом.
Алгоритм:
Снять цепь с велосипеда, для этого цепь должна быть с замочком. Если нету — купите, он дешёвый, но полезный.
- Положите цепь в бутылку/баклажку с широким горлом.
- Залете в бутылку ~100-150 мл растворителя, хорошо — бензин «калоша«. Идеально — без запаха и чтобы быстро испарялся (низкая температура кипения). Закройте её крышкой и трясите минуту.
- Аккуратно вылейте грязный растворитель в другую бутылку.
- Повторите процедуру ещё два раза.
- Никуда не выливайте грязный растворитель. Оставьте его стоять в закрытой бутылке. Грязь осядет на дно, его можно будет использовать десятки раз.Достаньте из бутылки цепь (широкое горло!) или разрежьте, вытрите её сухой тряпкой либо бумажным полотенцем. Лучше это делать на открытом балконе или на улице.
- Чем чище растворитель — тем меньше воняет. Самый вонючий — уайтспирит. Чем чище растворитель и меньше ароматики/гетероциклов, тем меньше воняет: уайтспирит > дизельное топливо > керосин > низкооктановый бензин > бензин «Калоша». Идеально — гексан: не воняет и быстро сохнет.
- Не пользуйтесь высокооктановым бензином — он более токсичен (ГОСТЫ и ТУ соблюдаются не всегда и это трудно контролировать).
Многократно использованный для чистки цепи бензин: песок осел через день после последней мойки
Чем можно смазывать цепь?Почти всё равно, чем, намного больше на её ресурс влияет качество мойки. Смазка в цепи должна быть внутри роликов и на осях, снаружи цепь должна быть сухой. Для того, чтобы смазка попала внутрь, она должна быть жидкой, а для того, чтобы там долго удерживалась – густой.
Лучше смазывать цепь двухкомпонентной смазкой: тефлоновой или керамической в легколетучем расворителе. Аэрозоли не рекомендую — попадает куда надо и куда не надо. На индустриальное масло сильно налипает пыль. Мне нравятся Finish Line (Dry или Wet — в зависимости от условий). Силиконовые смазки менее подвержены налипанию пыли, но сильнее вымываются водой.
Как смазывать цепь наиболее эффективно?Перед смазкой необходимо очистить и высушить цепь. Саму цепь стоит смазывать по зазору между боковыми пластинами и роликами с обеих сторон.
Если вы используете аэрозольный баллончик – оденьте на распылитель насадку-трубку, и удерживая конец трубки вплотную к цепи, вращайте педали назад и распыляйте смазку. Достаточно одного полного оборота цепи. Подождите 3-5 минут пока испарится эфир и вытрите сухой чистой тряпкой смазку с поверхности цепи.
Если вы смазываете цепь обычным жидким маслом, удобно использовать одноразовый медицинский шприц – расход 0,5…1 куб. см. на одну смазку. Можно смазывает каждый пин отдельно или просто держать иглу около зазора, крутя цепь педалями.
После смазки стоит прокрутить цепь полминуты и вытереть насухо. Многие дополнительно вытирают цепь после нескольких километров движения.
Не стоит заливать цепь огромным количеством масла, не вытирая его – дольше цепь от этого работать не будет, но соберет на себе много грязи.
Как ржавчина на поверхности влияет на ресурс цепи?Hикак (в разумных пределах). Это эстетическая проблема. Цепи комплектов ХТ и ХТР не ржавеют.
Надо ли смазывать звёзды кассеты и системы?Нет, не надо. При набегании цепи на звезды, ролики цепи обкатывают зубья звезд. Трение между ними минимальное, поэтому смазывать звезды нет никакого смысла, исключая случай консервационной смазки для длительного хранения.
Как определить, нужно ли смазывать цепь?На слух. Если цепь начала «стрекотать» при вращении педалей под нагрузкой, значит, она нуждается в смазке (либо изношена), если идет мягко и тихо, смазка не нужна.
Почему цепь должна быть чистой и сухой сверху?На замасленную цепь очень быстро налипает много пыли и грязи, которая смалывается и, перемешиваясь с маслом, превращается в хорошую притирочную пасту, быстро изнашивающую цепь. Сухая снаружи цепь вовсе не обязательно будет сухой изнутри.
Нужно ли смывать с новой цепи заводскую смазку?Я бы не смывал, она хорошая и долго проходит (километров 200-300 по асфальту). Только с поверхности, чтобы не налипала пыль.
Как просто и быстро узнать, не износилась ли цепь?Ставим цепь впереди на 3-ю звезду (самую большую) и пытаемся оттянуть цепь от звезды, взявшись кончиками пальцев. Если полностью видно 2 зуба на звезде, то цепь изношена, видно 3 зуба – цепь убита.
Если смазанная цепь продолжает издавать «стрекотание» при движении, это является признаком изношенности цепи или кассеты. Если цепь смазанная издаёт такой звук даже без нагрузки, то она крайне изношена.
- Более точный способ: натягиваем цепь легким давлением на педали, беpём линейкy и меpяем цепь от центpа любого пина до центpа 24-го пина после него. Если результат составляет:
- 304,8-306,4 мм – цепь в норме,306,4-307,9 мм – цепь изношена и требует замены,
- > 307,9 мм – цепь, кассета, а возможно и система изношены.
Линейка — слишком неудобно, лучше использовать специальный калибр или цепемер (не дискретный), например, Park Tool CC-2 или СС-3. Если не ездить в «три цепи», а менять последовательно, то самое время это делать при 50% износе. Если ездить дальше, цепь заметно износит кассету и новая цепь будет быстро «подогнана» к увеличившемуся шагу зубцов (изношена) или будет проскакивать при нагрузке.
Зачем менять цепи «по кругу»?Если вы проезжаете в сезон больше 3-4 тыс.км, то вам приходится менять цепи. Ресурс кассеты в 2-3 раза больше ресурса цепи, но изношенная цепь очень быстро губит кассету. Достаточно проехать 300-500 км на изношенной цепи и, возможно, её придётся выкинуть вместе с кассетой.
Чтобы повысить ресурс кассеты и цепей, не дожидаются износа цепи, когда цепь начнёт «есть» кассету, а меняют цепь на новую раньше, потом ещё раз, а потом опять устанавливают первую цепь, и т.д. по кругу.
Как менять цепи «по кругу»?Покупатся 3 цепи и замочки к ним. Цепи меняются по очереди каждые 500-600 километров по кругу. После первого круга следующая цепь выбирается меркой износа цепи — самая короткая (или повесить, на крючёк и выбрать, если одинаковое количество звеньев). И так далее.
Когда 3 цепи по 3 раза поменяли, выкидываем все 3 цепи вместе с кассетой, и любимой звездой шатунов. Обычно это порядка 5-6 тыс не шоссейных километров для девятерика.
Конечно, можно ездить и дальше, пока не начнутся прострелы цепи, но задумчивые переключения и стрекот будут раздражать.
Проблемы с цепью велосипеда и их утсранение
Одним из основных элементов трансмиссии считается цепь велосипеда, которая, при условии содержания в достойном состоянии, обеспечивает нормальную работу механизма. Покупая байк, искать новую не будет никто. Однако, она приходит в негодность поздно или рано, и требует замены. Вот тогда актуальным становится вопрос о том, какую цепь велосипеда выбрать.
Уход за цепью велосипеда
Люди старшего возраста не забыли велосипеды «Салют», в которых цепь велосипеда не меняли, потому что служила она дольше, чем сам велосипед. Им странно слышать предложение, касающееся замены цепи велосипеда.
«Старые» велосипеды верой и правдой служили много лет, потому что предусмотрена на них была единственная скорость, что находящейся постоянно в спокойном положении детали помогало не изнашиваться. Современные же велосипеды могут только позавидовать такому сроку ее эксплуатации.
В свою очередь, раритетные средства передвижения не сравнить с байками наших дней по количеству скоростей. Даже бюджетные модели оснащены переключателями скоростей, что сопровождается скорым износом деталей современных велосипедов. Нельзя сказать, что они некачественные.
Напротив, если такие нагрузки они выдерживают, это свидетельствует об их надежности и прочности.
И все же, время замены когда-то приходит. Чтобы деталь выбрать правильно, нужно познакомиться с производителями. Из них выделяются компании: SRAM, Shimano, КМС. Линейки перечисленных производителей предлагают цепи велосипеда разного качества и стоимости. Детали эти взаимозаменяемые, поэтому велосипедист при желании может перебирать их сколько угодно, пока не встретится та, которая устроит.
Важно: цепь под восемь передач приобретается для 7-8 звездочных кассет, под девять — для кассет из 9 звездочек.
Выбирая новую деталь, важно познакомиться с маркировкой. В числовом обозначении производитель сообщает данные о качестве изделия. К примеру, модель CN-HG53 более низкого качества, чем модель CN-7701.
Чтобы работа байка была адекватной, велосипедист не должен пропустить момент, когда требуется замена этого элемента или ремонт, пока не повреждена трансмиссия остальная. Если момент пропущен, то изношенная цепь велосипеда создает проблемы при езде и медленно «убивает» звездочки. В этом случае потребуется заменить и ее, и дорогостоящую кассету, а то и систему полностью.
Износ определяют не по «пройденным» километрам, т.е. километражу, а по длине 24 звеньев. Это происходит по той причине, что нередко, прогулки за городом, где грязь и бездорожье, протяженностью в 100 км соответствуют по износу 1000 км поездок по городским улицам.
Возвращаясь к длине звеньев: если состояние этого элемента оценивается как нормальное, то она соответствует 304,8 миллиметрам. Если эта цифра увеличилась до 306,5 – 307,5 мм – требуется замена, хотя еще ездить можно.
Когда же значение это составляет 308 мм – это говорит не просто об изношенной цепи велосипеда, но об имеющихся проблемах в звездочках.
Если ее не поменять, показатель превысит значение 308 мм, а это указывает уже на проблемы с ней, кассетой и в целом с системой.
Другой метод, помогающий определить «на глаз» уровень изношенности:
цепь велосипеда накидывают на большую звезду, оттягивают пальцами, чтобы увидеть зубья. Если видно два, то хотя она изношена, но продолжать езду можно. Когда же их 3 – она полностью изношена и требует замены немедленной.
Иногда нехарактерный звук появляется от смазанного элемента. Он тоже сигнализирует, что цепь изношена. Советуют купить три цепи, на каждой из которых проезжать не больше 600 км. После этого, производить замену, выбирая из всех наиболее короткую.
Этим цепям и трансмиссии увеличивают жизнь.
Как произвести замену цепи
Кажется все просто: снять и правильно установить. Но есть свои нюансы, которые облегчат эту работу:
- на передачах перекошенных ездить не следует;
- от поломки цепь убережет своевременная смазка;
- не применять для смазки слишком густых средства (WD40);
- пользоваться несколькими цепями, чтобы продлить срок их эксплуатации.
Замок велосипедной цепи
Если без замены цепи не обойтись, нужно произвести ее грамотно. Начать следует с проверки цепи, которая стоит на велосипеде, чтобы узнать с замком она или без. Обычно замок есть на байках недорогих и детских. Снять ее не составит труда, когда найден замок, снимающийся отверткой.
Цепь с пином
Выжимка
Посложнее справиться с цепью с пином, т.е. не имеющей замка. Чтобы работать с ней, нужен специальный инструмент, называемый выжимкой. Он поможет деталь снять быстро, не деформируя звенья.
Снимают ее в следующей последовательности:
- определяют для разборки сегмент. Но, чтобы из-за многочисленных разборок его не расшатать, для каждой последующей разборки выбирается новый;
- в приспособление поместить цепь, используя посадочное место инструмента, которое расположено рядом с фиксирующим винтом. Ось в нем легко выпрессовать и запрессовать, или во втором положении отрегулировать внутреннюю область втулки;
- в сторону винта, который заворачивается с помощью рукоятки, выдавить ось.
Старайтесь не повредить ось, которая используется вновь при сборке звена.
Установка цепи
Прежде требуется выверить, потому что чрезмерно длинная, начнет спадать, а короткая не даст передачам свободно переключаться.
Определив длину, приступайте к установке — процедуре несложной и легко выполняемой, при наличии опыта:
- переключатели установить на звездочке маленькой;
- учитывая положение натяжительных роликов, надеть цепь (верхний ролик находится справа, нижний – слева);
- совместив и зафиксировав звенья винтом, зажать цепь в выжимке;
- вращая рукоять выжимки, запрессовать ось;
- проверить работу оси, которая не должна заедать и выступать.
Наиболее часто встречающиеся проблемы
Первое место среди поломок занимает провисшая цепь. Вызвано это с износом. Процесс предотвратить невозможно, поэтому, при возникновении проблемы, нужно лишние звенья удалить.
Работу выполняют плоскогубцами и выжимкой:
- разъединив цепь и убрав выжимку, определяют число лишних зубьев;
- по описанному выше принципу, ненужные звенья удаляют;
- цепь вновь соединяют, затем, проверяем подвижность.
Другая проблема – провисшая цепь. Велосипедист, в зависимости от степени давности проблемы, при езде испытывает дискомфорт или сталкивается со сложностями, которые приводят к травмам, даже авариям и потери деталей.
Причины проскакивания:
- неправильно отрегулированы суппорты. Цепь перескакивает по звездочкам, если суппорты в среднем положении, или заклинивает между звездочками и рамой, если они в крайних положениях. Чтобы этого не допускать, регулируют суппорты своевременно, помня о редко используемых передачах (3-9 и 1-1);
- износ составляющих или самой цепи. Соскальзывания начинаются после критического пробега, который лежит в пределах 2-8 тысяч километров. Для устранения потребуется устранить нехарактерную для звездочек заостренность или разболтанность цепи;
- вызвать неадекватную работу может образование ржавчины на поверхности цепи или попадание в цепь частичек грязи, земли, травы, льда. Достаточно очистить и смазать цепь, чтобы устранить проскоки;
- разрыв или скручивание цепи. Последнюю проблему решают, найдя и выпрямив поврежденное звено. С разрывом усилий потребуется больше, чтобы заменить испорченные звенья или цепь.
Для чего нужен успокоитель цепи
Спадание вызвано нагрузкой при езде. Закончиться это может травмами. Чтобы предотвратить неисправность используют успокоитель цепи велосипеда, под которым подразумевают ряд аксессуаров. Чаще конструкция собой представляет два ролика и рокринг. Такую конструкцию крепят к раме спереди вместо переключателя, чтобы не «улетела» цепь и была защищена от ударов (рокринг) передняя звездочка.
Выполняющую функцию успокоителя деталь делают в виде круга, диаметром большим, чем размер звездочки. Крепится он стандартно, а эксплуатироваться может с переключателем передач. Главной деталью «успокоения» является поддерживающий ролик.
Но, встречаются и другие варианты успокоителей:
- безроликовые, т.е. деталь удерживается рамкой;
- с двумя роликами – снизу и сверху;
- с широкими роликами – для моделей спортивных.
- Креплений тоже несколько:
- тремя винтами к раме – ISCG;
- передовой стандарт — ISCG 05;
- к каретке – ВВ. Успокоитель притягивается к раме байка.
Выпускают еще монтируемый сзади успокоитель на кассету, чаще встречающийся на велосипедах классических и реже – на профессиональных, поскольку он мешает переключать передачи и требует дополнительного расхода энергии. Стоимость устройства зависит от престижа производителя и лежит в пределах 1000-5000 рублей. Признанными компаниями являются: SRAM, Hope (Британия), Funn и Shimano, рассчитанная на российского потребителя.