Как правильно ухаживать за своим велосипедом

Сейчас велосипед является наиболее доступным транспортным средством, не требующим никаких документов на право управления.

А навык езды и покупка двухколесного друга иногда оборачивается большим путешествием, наполненным приключениями и впечатлениями.

Также важны аспекты грамотного содержания, поэтому дальше мы расскажем, как правильно ухаживать за велосипедом и дадим инструкцию по пунктам.

Зачем ухаживать за велосипедом

Велосипед очень часто называют двухколесным конем, а рачительный хозяин знает, что чем лучше ухаживаешь за техникой, тем лучше она работает. Это касается и ухода за велосипедом.

Его необходимо мыть, смазывать, регулировать и выполнять ряд других процедур. Да и место для стоянки тоже нужно.

Если не ухаживать за велосипедом регулярно или делать это неграмотно, это приведет в необходимости скорого ремонта, который стоит часто немалых денежных средств.

Кстати, как и с покупкой коня, велосипед необходимо проверить. Только если первому в зубы смотрят, то у второго необходимо смотреть на: звездочки, педали, колеса, тормоза.

Общий осмотр технического состояния велосипеда

Моделей велосипедов существует великое множество, но для всех существуют единые правила по их обслуживанию. То есть на их основании можно понять, как ухаживать за велосипедом правильно.

Прежде всего, каждодневный осмотр: перед выездом необходимо убедиться в исправности механизмов. Это делается визуально. Необходимо осмотреть:

  • колеса (они должны быть накачанными и не кривыми),
  • руль (не болтаться и стоять прямо),
  • педали (не скрипеть и не заедать),
  • тормоза (их наличие и работоспособность).

Если велосипед эксплуатируется круглый год, настоятельно рекомендуем проводить более детальный осмотр с небольшим промежуточным техническим обслуживанием.

Смазка агрегатов трансмиссии, управления и протяжка крепежных болтиков и винтиков. Такой уход за велосипедом позволят выявить тенденции износа и поломок.

А при проведении ежегодного технического обслуживания (а такое тоже есть) устранит все выявленные недостатки.

Ежегодное техобслуживание и уход за велосипедом

Что же такое ежегодное обслуживание? К сожалению, эксплуатировать велосипед зимой нереально в средней полосе и северных широтах России. Конечно, есть фанаты, но их немного. Основная масса веловладельцев зимой не ездят. Зато в это время можно хорошо подготовиться к сезону.

Провести двухколесному другу большое техническое обслуживание. А мы помним, что проводя еженедельное ТО, мы тщательно готовились к долгим зимним вечерам, которые прекрасно проведем, готовя велосипед к открытию сезона. Ниже распишем инструкцию по пунктам, как ухаживать за велосипедом в это время.

Разделим большое ТО на несколько этапов.

Очистка/мытье велосипеда

Велосипед, как и автомобиль, перед заездом в сервис необходимо вымыть.

Мыть необходимо тщательно и правильно. Просто загнать на мойку не получится.

Дело в том, что современные велосипеды — это не просто рама и два колеса с педалями, это высокотехнологичный агрегат, в котором используются современные материалы, требующие особого подхода.

Недаром, компании производители авто и мотохимии в своем ассортименте обязательно предлагают покупателям специальные средства по уходу за велотехникой.

Применение агрессивной автохимии может негативно сказаться на внешнем виде велосипеда, а в некоторых случаях способно привести к поломке. Химия для мойки должна отвечать требованиям к лакокрасочным покрытиям и материалам.

Кроме мойки необходим уход за велосипедом (в том числе, за горным). Как и автомобилисты, использующие различные полироли, велосипедисты также могут воспользоваться специальной полиролью.

Это позволяет значительно дольше сохранять хороший внешний вид.

В случае выбора продукции для ухода за велотехникой компания LIQUI MOLY предлагает целую серию продуктов для обслуживания и ухода.

Для очистки деталей: очиститель велосипеда Bike Cleaner. Высокоэффективное, биологически разлагаемое средство. Для сильно загрязненных велосипедов. Растворяет и быстро удаляет биологические загрязнения, грязь, пыль, грунт, листья. Не оставляет жировых остатков и не влияет на эффективность тормозных механизмов.

Как правильно ухаживать за своим велосипедом

Чтобы ухаживать за ЛКП можно использовать: полироль для велосипеда Bike Glanz-Spruhwachs. Она обновляет застаревшую краску и скрывает мелкие царапины и потертости. Очень легко располировывается на лаковых поверхностях всех типов и даёт хорошую глубину цвета. Образованный воском защитный слой выравнивает легкие царапины и консервирует лак, защищая от атмосферных воздействий.

Как правильно ухаживать за своим велосипедом

Очистка и смазка велосипедной цепи

В автомобиле периодически принято менять масло в двигателе, коробке, редукторах. Это позволяет значительно увеличить срок службы агрегатов. Велосипед двигателем не оснащен, зато у него есть привод от педалей на заднее колесо. В 99% этим приводом будет цепь. Классический вариант изделия будет однорядным на первый взгляд без каких либо технических ноу-хау.

Как правильно ухаживать за своим велосипедом

Раньше, во времена Советского Союза, велосипедную цепь, чем только не смазывали:

  • масло моторное,
  • трансмиссионное,
  • нигрол,
  • графитка,
  • солидол,
  • литол…
  • …список можно продолжать и дальше.

Но вывод один — смазывали тем, что было под руками.

Как правильно ухаживать за своим велосипедом

В итоге неправильная смазка приводила к преждевременному износу и поломкам, а еще такие средства очень притягательны для песка и грязи.

Как правильно ухаживать за своим велосипедом

Современные велосипеды такого издевательства не терпят, так как оснащается системой передач и требует более скрупулезного подхода.

Как правильно ухаживать за своим велосипедом

Сегодня выбор смазок огромен. Средства для ухода за велосипедом от различных производителей позволяют обслужить цепь и сохранить ее ресурс.

Но следует понимать, что, прежде, чем смазывать, необходимо ее правильно подготовить к процедуре.

  1. Предварительно цепь нужно очистить.

    Следует понимать, что для этой цели необходимо выполнять чистку средствами, нейтральными к пластикам ЛКП и уплотнителям. Использование агрессивных очистителей запрещено, это может привести к дорогостоящему ремонту.

    Для безопасной и эффективной очистки цепи рекомендуем использовать очиститель цепей велосипеда Bike Kettenreiniger. Быстро испаряется, не оставляет следов, хорошо удаляет грязь, остатки смол и смазок. Обладает отличным проникающим действием.

    Как правильно ухаживать за своим велосипедом

    В случае если загрязнения сложные, можно использовать мягкие щетки, либо машинку для очистки. Ни в коем случае не пытайтесь сделать это металлическими щетками.

  2. Высушить цепь.

  3. Нанести специальную смазку.

    Смазки бывают универсальные и для погодных условий. Первый вариант предназначен для тех, кто не хочет слишком углубляться в особенности конструкции при уходе за транспортным средством и использует велосипед в качестве средства для отдыха.

    Рекомендуем в данном случае использовать: универсальную, цепную смазку для велосипеда Bike Kettenspray для велосипедных цепей в сухих и влажных условиях эксплуатации. Вытесняет влагу, отталкивает воду, обеспечивает ровный ход цепи без рывков. Отлично проникает в зазоры. Защищает металлические части от коррозии. Изготовлена на растительной основе, экологически безвредна.

    Как правильно ухаживать за своим велосипедом

    Но в случае, когда от велосипеда хотят получить чуть больше, выбирают смазки по погоде. Существуют для сухой и пыльной погоды и для дождливой прогулки. Такой подход даст понимание, как правильно ухаживать за велосипедом и тоже входит в пункты нашей инструкции.

    В первом случае средства не загрязняются пылью и не пачкаются. Bike Kettenoil Dry Lube для смазки цепей велосипедов, работающих в присутствии сухой пыли. Содержит специальную комбинацию компонентов, которые наряду с их высокой проникающей способностью и липкостью обеспечивают наивысшую защиту от износа благодаря нанокомпонентам. Трение цепи заметно снижается и обеспечивается плавный ход.

    Как правильно ухаживать за своим велосипедом

    Во втором — средство, стойкое к вымыванию водой и также не пачкает предметы одежды. В плане стоимости она обычно дороже, но очень эффективна.

    Bike Kettenoil Wet Lube для смазки и ухода за вело цепями в условиях влаги, снега и грязи. Вытесняет влагу, отталкивает воду, обеспечивает особую плавность хода.

    Защищает все металлические части приводной цепи от коррозии. Изготовлена на растительной основе, экологически безопасна.

    Как правильно ухаживать за своим велосипедом

    Расход таких смазок ниже, чем универсальных.

Уход за тормозами велосипеда

Хоть тормоза и «придумали трусы», но на велосипеде они тоже есть. Наиболее популярные — это барабанные, ободные и дисковые тормозные элементы.

Вне зависимости от типа конструкции, за тормозами велосипеда необходим правильный уход.

Инструкция

  1. Наиболее непритязательный вид велосипедного тормоза — барабанный, чаще всего, его называют ножным.

    Данный тип изделий практически не требует ухода, так как защищен от внешнего воздействия. Но при проведении большого ежегодного ТО, необходимо проводить инспекцию механизма и удалять продукты износа.

  2. Ободные тормоза — наиболее популярные.

    Обусловлено это простотой конструкции и легкостью обслуживания в уходе за велосипедом. Главное — ежедневно осматривать механизм, производить его регулировку и смазывать тросики привода. Для смазки тросиков последнего рекомендуется использовать проникающие средства, неагрессивные к оболочке тросиков.

    Таким требованиям отвечает универсальная смазка для велосипеда Bike LM 40. Очищает от загрязнений, коррозии и обеспечивает длительное смазывающее действие. Отлично подходит для смазывания тросиков, резьбовых соединений, шарниров, замков, переключателей скоростей и прочего. Средство вытесняет воду из самых труднодоступных мест.

  3. Дисковые тормоза пришли в велотематику из мотоциклетной среды.

    Отличает такой тип тормоза более высокая эффективность и дороговизна. Но, при обслуживании велосипеда необходимо больше обращать внимание на состояние колодок и систему привода. Часто, последний компонент таких тормозов бывает гидравлическим, и для его обслуживания требуется специальная жидкость.

Читайте также:  Фара для велосипеда: виды, назначение, особенности, правила выбора и установки

Обслуживание и уход за трансмиссией велосипеда (переключением передач)

Сейчас встретить велосипед с одной передачей довольно сложно. В большинстве случаев он будет оснащен трансмиссией с несколькими передачами и будет содержать следующие механизмы:

  • внешний кассетный,
  • внутренний планетарный,
  • комбинированный.
  1. Чаще всего выбирают внешний набор кассет с механизмом переключения. Требует постоянного ухода и смазки, так как постоянно подвергаются воздействию внешней среды. Кроме того, механизм переключения очень часто оснащается пластиковыми деталями. Пластик менее стоек к износу и не терпит агрессивных очистителей и смазок. Для обслуживания лучше использовать специальные средства.
  2. Планетарные механизмы более сложные и дорогие, но при этом требуют меньше внимания к уходу. Однако при его поломке, стоимость ремонта несоизмерима по сравнению с кассетным типом. В качестве смазки в таких механизмах используют специальные трансмиссионные масла.
  3. Есть также комбинированные схемы. Они в себе совмещают оба принципа, но не очень распространены из-за дороговизны.

Уход за амортизационной вилкой велосипеда

Вилка велосипеда — это не только комфорт и удобство. От ее типа и состояния зависит управляемость, а также разные виды предназначены для эксплуатации в разных условиях местности, где планируется использовать велосипед.

Обычная классическая вилка велосипеда не имеет каких-либо изысков, но при этом выполняет функцию управления. Обязательно необходимо проверять подшипники изделия в рулевой колонке. Заклинивание может привести к аварии. Для продвинутых моделей вилок в конструкцию закладываются следующие требования:

  • удержание переднего колеса;
  • принятие на себя нагрузок, возникающих при торможении велосипеда;
  • гашение вибраций, вызванных неровностями дорог.

Основная задача передней и задней вилки – быть амортизатором (демпфером), то есть устройством, гасящим колебания и вибрации во время езды на велосипеде. От того, насколько эффективно вилка выполняет свою функцию, зависит ее стоимость и сложность конструкции. В зависимости от применяемых пружин и демпферов и их сочетания, существуют следующие конфигурации амортизаторов:

  1. Пружинные амортизационные вилки.
  2. Пружинно эластомерные.
  3. Воздушные.
  4. Масляно-пружинные.

В принципе современная вилка не требует отдельного ухода в велосипеде, главное — это состояние перьев и отсутствие подклинивания. Исключением являются масляно-пружинные вилки. В них требуется производить замену масла и менять уплотнители.

Особенности эксплуатации и ухода за велосипедом зимой

Зимой в нашей стране довольно сложно ездить на велосипеде. Обусловлено это такими факторами, как гололед, сугробы, постоянные снегопады и нечищеные велосипедные дорожки.

Для здоровья велосипедиста это чревато травмой, скользко. Да и окружающие могут не понять.

Но если вы используете велосипед зимой, необходимо понимание, что в городе на дороги льют реагенты, а они очень агрессивны к материалам велосипеда.

И владелец должен обязательно правильно ухаживать за велосипедом после каждой поездки, мыть его и использовать защитные средства для снижения вредного воздействия реагентов.

Консервация велосипеда и хранение

Для владельцев, использующих велосипед по сезону, возникает вопрос консервации. Дело в том, что если этого не сделать, то возможны проблемы при открытии велосезона. Рекомендуется при проведении ежегодного ТО подготовить его к хранению. Смазать все механизмы и поместить в чистое сухое место. Этого будет достаточно.

Итог

Все вышеописанное представляет собой подробную инструкцию, как по пунктам правильно ухаживать за велосипедом. Ведь это не только транспортное средство, но и хобби, комфорт и экономия.

Мало иметь навык работы с инструментом, необходимо понимание, что современный велосипед требует и современного подхода к уходу. Средства для смазки и обслуживания необходимо приобретать у профессионалов.

Компания LIQUI MOLY имеет богатейший опыт в производстве средств для обслуживания авто и мототехники. Но помимо этого компания разработала специальную линейку для обслуживания именно велотехники. Ассортимент позволяет качественно ухаживать за велосипедом.

Ознакомиться с линейкой и ее особенностями можно здесь.

LIQUI MOLY BIKE. Сложные технологии — простой уход!

Как ухаживать за велосипедом?

Велосипед — комфортный вид транспорта, который доставляет положительные эмоции и помогает поддерживать спортивную форму. Все плюсы езды достигаются не только благодаря качеству модели и марки, но и исправного состояния конструкции.

Как правильно ухаживать за своим велосипедом

Уход за велосипедом включает в себя очищение и смазку в течение всего периода катания. Только внимательный подход ко всем составляющим позволит наслаждаться каждой поездкой.

С большим выбором велосипедов различных типов можно ознакомиться на нашем сайте:

Как правильно ухаживать за своим велосипедом

Для чего необходимо ухаживать за велосипедом

Своевременный осмотр ключевых узлов, замена износившихся деталей и сохранение в рабочем состоянии всех составных частей позволит владельцу не тратить большие суммы на ремонт и продлит срок службы модели. Опытный велосипедист знает, что ходовая часть двухколесного транспорта не терпит грязи, песка и грунта.

Грязь, которая смешалась со смазкой на цепи, превращается в опасный абразив. Со временем он приводит в негодность цепь и затрудняет движение. Во втулку при несвоевременной очистке может забиться песок, что становится причиной скорого износа подшипников. Поэтому все подвижные составляющие байка требуют тщательной смазки и регулярной чистки.

Своевременное затягивание необходимо для втулок, резьбовых болтов и шатунов, так как любая неподвижная часть велосипеда со временем разбалтывается. Следить стоит и за полым пространством под болтом — туда может забиться пыль и грязь, из-за чего велосипед начнет громко скрипеть.

Как правильно ухаживать за своим велосипедом

Что стоит проверять

Чтобы поездки на велосипеде радовали, а в пути не случалось непредвиденных ситуаций, конструкция требует своевременной проверки. Она не занимает много времени, но здесь важна регулярность. Правильный уход за велосипедом включает серии осмотров: ежедневные, перед поездкой, а также еженедельные и ежемесячные.

Проверка до выезда обязательно включает осмотр тормозов и руля. Первые должны четко срабатывать при нажатии рычага и иметь неизношенные колодки. Тормозная поверхность всегда должна быть сухой и чистой.

Во втором важно правильное расположение. Перед поездкой также важно проверять устойчивость крепежей.

Руль регулируется на подходящую для велосипедиста высоту, но не может подниматься выше ограничительной линии.

Как правильно ухаживать за своим велосипедом

В инструкции, как ухаживать за велосипедом, говорится и о проверке давления в шинах. Достаточно накаченные колеса позволяют обеспечить удобство катания, но и перекачивать их не стоит — рекомендуется придерживаться установленного для вашего типа шин показателя давления.

Как правильно ухаживать за своим велосипедом

Более тщательный еженедельный осмотр включает следующие этапы:

  • Проверка регулировки тормозов. Слежение за качеством их срабатывания гарантирует меньший износ и длительную службу.
  • Подтягивание шатунов к каретке. От их крепления зависит точность передачи крутящего момента на звезды. Чаще проверка работы требуется высокоскоростным шоссейникам.
  • Проверка болтовых и эксцентриковых креплений. Все крепления колес, руля, седла, крыльев, тормозов и навесов должны быть плотно затянуты и не двигаться при сильном нажатии.
  • Смазка деталей при необходимости. Еженедельно нужно осматривать составные части велосипеда на наличие смазки для легкости хода.

Как правильно ухаживать за своим велосипедом

До и после сезона к обязательным мероприятиям добавляются проверки следующих частей:

  • втулки на наличие дефектов и неисправностей;
  • целостность ободьев и спиц;
  • отсутствие повреждений в звездочках;
  • измерение степени износа цепи.

Как правильно ухаживать за своим велосипедом

Как ухаживать за цепью велосипеда: регулярность и правила

Смазка цепи проводится только при чистой конструкции. После мытья должно пройти примерно несколько часов, чтобы узлы просохли. Чаще всего в велосипеде смазывают ходовую часть.

Очищение и смазка цепи — один из важнейших этапов ухода. Все потому, что загрязненная цепь уменьшает четкость переключения передач, при этом повышая трение в звеньях цепи и усложняя передвижение.

Для очищения цепи достаточно иметь обычную щетку, но предпочтительнее купить машинку. Пользоваться можно той же смывкой, что и для велосипеда. При помощи машинки со смывкой уход за цепью велосипеда занимает 2-3 минуты. Главное преимущество машинки в том, что она тщательно убирает грязь внутри звеньев.

Как правильно ухаживать за своим велосипедом

После чистки все протирается сухой тряпкой, а затем обрабатывается тефлоновой смазкой. Благодаря ее полимерному составу, после высыхания жидкости остается основа, которая отвечает за плавное скольжение. Смазки на других основах лучше не выбирать — в них жидкость не высыхает до конца, собирая грязь и пыль даже при сухой погоде. Тефлоновые растворы такого не допускают.

Читайте также:  Какие тормоза для велосипеда лучше – дисковые или ободные - всё о велоспорте

Уход за тормозами

Ухаживать за тормозами — не так сложно, как может показаться на первый взгляд. При осмотре важно уделять внимание только двух моментам: очищению и замене колодок.

  • Нужно регулярно заниматься чисткой тормозов, особенно колодок. После езды по загрязненной местности в углублении между колодками и ободом или диском скапливается песок, пыль и другая грязь. Все это нужно убрать, а после протереть составные части. Попадание воды на них нежелательно. Но при необходимости, например, если на покрытие попало масло и другим способом его не очистить, допустимо и средство ухода за велосипедом на водной основе.Как правильно ухаживать за своим велосипедом
  • Нельзя оставлять без внимания замену колодок. Они быстро изнашиваются, особенно если велосипедом часто пользуются. Это актуально как для ободных, так и для дисковых моделей. Гидравлика выходит из строя еще быстрее, так как плотность соприкосновения с диском или ободом сильнее. Многие производители советуют проводить замену колодок, когда толщина уменьшится до 2 мм и менее.

Но одного правильного ухода для качественного торможения недостаточно. На это также влияет погода: в дождь и снег тормоза работают намного хуже.

Таким образом, верно установленные и настроенные тормоза велосипеда смогут прослужить долго, особенно при регулярном уходе и своевременной наладке.

Как правильно ухаживать за своим велосипедом

Уход за переключением передач

Велосипед с одной передачей — явление сейчас очень редкое. В большинстве моделей предусмотрена трансмиссия с несколькими передачами, которая включает внешний кассетный, внутренний планетарный или комбинированный механизмы.

Разберем особенности каждого вида:

  1. Обычно предпочтение отдают внешнему набору кассет с системой переключения. Он нуждается в регулярном уходе и смазке, потому что подвергается негативному воздействию внешней среды. Также механизм часто оборудуется деталями из пластика, который не отличается прочностью и плохо переживает соприкосновение с агрессивными составами. Для обслуживания лучше позаботиться о наличии специальных щадящих очищающих составов.
  2. Планетарные механизмы встречаются реже, так как они обычно дороже и сложнее. Но ухаживать за такими проще. При этом в случае поломки стоимость ремонта будет очень высокой. Для смазки механизмов этого типа применяют трансмиссионные масла.
  3. Комбинированные типы объединяют в себе качества первого и второго механизма, а стоят дороже. Из-за этого увидеть их в велосипедах можно очень редко.

Как ухаживать за вилкой велосипеда: частота и рекомендации специалистов

Правила обслуживания вилок обычно расписываются в инструкциях, которые прилагаются к покупке. Если вы приобрели велосипед и не нашли там инструкций, то рекомендации можно найти на сайте фирмы-изготовителя. Но внутрь вилки самостоятельно заглядывать не стоит, лучше обратиться в мастерскую или сервисный центр.

Мероприятия по уходу за вилкой велосипеда должны проводиться регулярно:

  • После каждой поездки необходимо протирать поверхности около сальников от пыли и грязи.
  • Каждые 100 км пробега и перед сезоном смазывать детали в районе сальников.
  • Каждые 500 км пробега проводить осмотр деталей на целостность, смазывать или менять сальники на новые.
  • Ежегодно или раз в полугодие (в зависимости от частоты езды) заменять масло в масляной ванне.

Как правильно ухаживать за велосипедом зимой

Основа зимнего ухода должна концентрироваться на ходовой части, так как степень ее износа из-за низкой температуры, высокой влажности, смеси снега с реагентами сильно повышается.

Больше всего в зимний период достается цепи. Для ее сохранения в нормальном виде она нуждается в очистке и смазке после каждого заезда или как минимум каждые 50 км. Регулярнее, чем летом, смазывается и рулевая колонка, и втулки колес. Несколько раз за зиму требуется разобрать и покрыть смазочным раствором подшипники.

Если при поездке зимой вы ощущаете, что переключение скоростей затруднено, то это повод задуматься о попадании в коробку воды.

Чтобы предотвратить это, обслуживание должно включать обработку аэрозольной смазкой, которая не дает влаге попадать внутрь механизмов.

Тросы требуется смазать густым средством еще до зимней езды, а места, где они помещаются в рубашки, каждый день обрабатывать аэрозолем.

Важно затронуть и вопрос, как ухаживать за велосипедом, если в зимнее время вы им не пользуетесь.

Чтобы минимизировать риск воздействия перепадов температур на двухколесный транспорт, специалисты рекомендуют зимой ставить его в прохладное помещение. Например, на застекленный балкон. Это убережет камеры от перепадов давления, а сам велосипед от влияния конденсата.

Жилые помещения, застекленный балкон или гараж — самые удачные места для хранения до начала сезона. В гараже, например, допускается повесить его на стену при недостатке места. То же самое можно сделать в коридоре многоквартирного дома.

Чего стоит избегать, так это хранения под открытым небом. Ветер, дождь, снег, перепады температур не лучшим образом отразятся на функционировании механизмов, которые потом трудно будет восстановить.

Хранить конструкцию можно как в собранном, так и в разобранном виде:

  • Собранный. Если вы планируете держать его в таком виде, то желательно подвесить, чтобы колеса не доходили до пола и не деформировались при падении давления в шинах. Об этом нельзя забывать при хранении велосипеда в неотапливаемых комнатах — забывчивость может обернуться трещинами на шинах;
  • Разобранный. При выборе этого способа с конструкции снимают колеса и седло. Первые оборачивают в ткань или полиэтилен, который защищает от пыли и грязи. Второе желательно разместить дома, так поверхность не будет деформироваться.

Внимательное соблюдение этих правил дает гарантию, что двухколесный транспорт без перебоев прослужит вам десятки лет.

Как ухаживать за велосипедом

Как правильно ухаживать за своим велосипедом

Если у вас еще нет велосипеда или вы хотите новый, читайте статью о том, как его выбрать.

Велосипед нуждается в круглогодичном уходе — чистке и смазке — не только перед открытием сезона. Чем чаще используется велосипед, тем больше внимания он требует:

Ходовая часть должна быть чистой.

Цепь, кассета, звезды и переключатели необходимо регулярно смазывать.

В шинах нужно поддерживать правильное рабочее давление.

Важно следить за состоянием ходовой части. Грязь смешивается со смазкой и становится абразивом — она может затруднить движение и даже повредить механизм. Песок во втулке усиливает износ подшипников.

Капитальную чистку проводят в начале и конце велосезона, а также после экстремальной езды по бездорожью или в непогоду.

Для этого могут понадобиться:

Как правильно ухаживать за своим велосипедом Теплая вода с порцией велошампуня , который предназначен для использования на окрашенном металле и/или карбоне; очищающий спрей для удаления сильных загрязнений, его наносят и оставляют на пару минут, а затем смывают водой или счищают щеткой; обезжириватель для очистки цепи и других подвижных деталей трансмиссии.

Облить раму и обода водой, чтобы размягчить наиболее устойчивые загрязнения, и смыть налипшую пыль. Резиновые грипсы снимать не нужно: их сложно надеть обратно.

СОВЕТ ЭКСПЕРТА

Не нужно сразу тереть раму губкой: жесткие частицы могут поцарапать краску, такие мелкие повреждения приведут к коррозии металла. Стоит понимать, что сильный напор легко вымывает смазку из цепи, при этом подшипники накапливают воду, которую сложно слить

Велосипедная смазка вымывается из цепи при любом взаимодействии с водой, будь то катание под дождем или мойка. Главный признак ее нехватки — скрип. Обычно смазку обновляют через каждые 250 километров.

Выпускаются в удобной упаковке со специальной насадкой, подходят для любых погодных условий. Излишки легко удалить с помощью тряпки.

Продаются в бутылках со специальным носиком для более удобного нанесения. При желании такую смазку можно нанести с помощью обычного медицинского шприца.

Удобные в использовании, экономичные и эффективные. С помощью таких смазок можно защитить велосипед от воды и избытка пыли.

Содержат антистатик и обладают повышенной изностойкостью: уменьшают налипание пыли и максимально долго сохраняются на велосипедной цепи.

Самые дорогие из списка, но при этом самые стойкие. Благодаря своим свойствам эти смазки устойчивы к перепадам температур и коррозии. Отличаются зеленым или желтоватым цветом.

Смазки с большим процентом лития и солидола не подходят для велосипедов. Литий разъедает алюминий, а солидол тяжело отмыть, к тому же он буквально притягивает загрязнения. Литиевая смазка может подойти для разовой экстремальной поездки

Любая деталь рано или поздно изнашивается, может возникать люфт. В случае с велосипедами в зоне риска — цепь и тормоза.

Люфт возникает, когда между плотно прилегающими друг к другу деталями появляется пространство. Чаще всего — в кареточном узле, колесах и подшипниках.

Велосипедная цепь со временем растягивается и теряет силу натяжения. Если она часто слетает или провисает, ее стоит заменить, чтобы не повредить кассету или трещотку. В городе цепь выдерживает до 10 000 км пробега, однако в случае с горным байком замена может потребоваться уже через 500 км.

Читайте также:  Подножка для детского велосипеда - предназначение, материал, фирмы-производители, отзывы

Для замены цепи нужен инструмент — выжимка, с помощью которой можно легко вытащить цепь из пазов, — либо съемник замка цепи, если та с замком

После установки новой детали нужно надежно закрепить ее, отрегулировать и смазать специальным составом. При загрязнении цепь можно чистить с помощью специальной машинки.

При появлении трения колодок следует проверить тормозную систему. Неполадки могут возникать из-за сильных загрязнений.

Если после промывания дефект не исчезнет, стоит обратить внимание на другие элементы: подкрутить винты на тормозных колодках, отрегулировать пружины тормозного рычага, проверить состояние колесного обода и тормозного диска. Деформированные детали лучше сразу заменить на новые.

Для успешной замены изношенных деталей пригодятся пассатижи, набор шестигранников , выжимка для цепи и универсальный ключ для спиц

Трансмиссия передает усилия с педалей на колеса. Ее важной частью является переключатель скоростей: этот механизм помогает перекидывать цепь. Слаженная работа системы напрямую влияет на комфорт управления велосипедом.

СОВЕТ ЭКСПЕРТА

Даже исправный переключатель требует проверки, например, при первом тесте нового велосипеда или после долгого перерыва в катании

Манетка — это механизм на руле для переключения скоростей.

Когда трос натягивается, лапка переключателя скоростей сдвигается на большие звезды, а когда уменьшается — на маленькие. Важно регулярно проверять целостность троса

Петух — элемент, на который устанавливается задний переключатель скоростей.

Он может деформироваться при ударах по переключателю, и его можно выпрямить вручную, однако лучше произвести полную замену.

Если ручка касается руля, нужно натянуть тормозной трос, который провис. Для этого достаточно немного затянуть фигурные болты. То же самое нужно сделать с задним колесом.

 — V-образные тормоза;  — дисковые тормоза;  — гидравлические тормоза

Ободные тормоза (v-brake) в норме следует проверять не реже одного раза в сезон. Также их настраивают после ремонта, длительного простоя или при некорректной работе.

Настройка V-образных тормозов:

Задайте положение колодок. Оптимальное расстояние составляет 2–3 мм от края колодки до обода. Обе колодки должны быть ровными и симметричными.

Зажмите тормоза и натяните трос.

Проверьте колодки: они должны срабатывать при сильном нажатии.

Дисковые тормоза настраивают, если они задевают колесо и издают неприятные звуки.

Настройка дисковых тормозов:

Ослабьте гайку и заверните регулятор, если рукоять тормоза при выжимании касается руля.

Проверьте тросик на повреждения.

Проверьте диск и колодки. Если они стоят криво, отрегулируйте винты, на которых держится тормоз.

Ими стоит заняться, если при езде появляется скрип или шуршание.

Настройка гидравлических тормозов:

Крепежные болты калипера, сжимающего тормозной диск колодками, ослабьте так, чтобы калипер двигался свободно.

Полностью прижмите колодки к ротору и зажмите тормоз.

Проверьте положение колодок и затяните крепежные болты так, чтобы колодки оказались на минимальном расстоянии от тормозного диска, но не касались его.

Консервация велосипеда на зиму предусматривает тщательную мойку, чистку и смазку ключевых элементов — ходовой части, цепи и втулок. Его можно отправлять на хранение только после того, как он полностью высохнет, а смазка впитается.

Жилые помещения, застекленный балкон или гараж — обычное место для хранения велосипеда вне сезона. Для удобства его можно повесить на стену.

Не стоит хранить велосипед на улице: осадки и перепады температур могут негативно сказаться на работе всех механизмов, и даже тщательная консервация не поможет

Хранение в собранном виде

Велосипед подвешивают так, чтобы колеса не соприкасались с полом и не деформировались при низком давлении в шинах. Это особенно актуально при хранении в неотапливаемых помещениях (резина может потрескаться при перепадах температур).

Хранение в разобранном виде

В этом случае с велосипеда нужно снять колеса и седло. Колеса упаковывают в полиэтиленовые или тканые мешки для защиты от пыли и подвешивают, а седло хранят при комнатной температуре, чтобы его покрытие не деформировалось.

Как ухаживать за велосипедом

Велосипед, как и любое транспортное средство, имеет свой срок эксплуатации, его элементы изнашиваются и приходят в негодность. Для того, чтобы максимально продлить этот срок, необходимо следить за своим двухколесным другом и вовремя менять изношенные части.

Основными частями, подверженными износу, являются: покрышки, подшипники колёс и каретки, тормоза и трансмиссия (цепь, задние и передние звёзды). Здесь мы научим вас ухаживать за ними правильно.

Покрышки для велосипеда

Для того, чтобы покрышки служили долго, нужно просто ездить по поверхностям, для которых они предназначены. Старайтесь избегать торможения с помощью полной блокировки колеса на твёрдых поверхностях.

Тормоза

Первое правило – вовремя меняйте тормозные колодки. Как узнать, когда пора поставить новые? На велосипеде есть индикатор “wear line” — линия износа колодок.

Второе – следите за натяжением тормозного тросика или давлением жидкости в тормозах. Тормозная ручка при полном нажатии всегда должна блокировать колесо. Если этого не происходит, обращайтесь в мастерскую.

Подшипники

Каждый раз перед использованием велосипеда проверяйте наличие люфта в колёсах –попробуйте пошатать колесо из стороны в сторону, перпендикулярно велосипеду. Если вы чувствуете даже небольшой свободный ход, необходимо срочно его устранить, иначе колесо придёт в негодность. Обратитесь к мастеру либо переберите втулку самостоятельно.

Трансмиссия

Трансмиссия – это совокупность механизмов, соединяющих педали с колесами. Ее основные элементы – цепь, задние и передние звезды (или кассеты). Трансмиссия подвержена наибольшему износу при использовании в грязи, воде и без смазки, потому очень важно вовремя чистить и смазывать цепь.

Чистить трансмиссию необходимо сразу, как только вы заметили грязь. Проведите по цепи пальцем – если он грязный, значит, настало время чистки.

Смазывать цепь необходимо каждые 100 км пути, либо каждый день, если вы ездите по мокрой поверхности или под дождём, либо раз в две недели, если велосипед почти не используется. О том, как проводить чистку и смазку, мы расскажем ниже.

Как чистить велосипед?

Чистка велосипеда занимает от пяти до десяти минут. Прежде чем начать, подготовьте всё необходимое: стойку для велосипеда, ведро воды, две губки-спонж (одну для рамы и колёс, вторую для трансмиссии), обезжириватель, щётку для чистки трансмиссии и скребок велосипедной цепи.

Внимание! Мыть трансмиссию мойкой высокого давления запрещено! Большой напор воды пробивает защиту подшипников и вымывает смазку, что приведет только к большему износу.

Готовы? Установите велосипед на стойку. Если такой нет, можно поставить его на руль и сиденье вверх колёсами. Не забудьте подложить что-то под сиденье и грипсы, чтобы не повредить их.

При помощи губки, воды и обезжиривателя или пены для чистки велосипеда устраните грязь с рамы, колёс и тормозов. Особенно тщательно обработайте обезжиривателем тормозные колодки.

Переключите передачи в крайнее положение. При помощи щётки для чистки трансмиссии устраните всю крупную грязь с передних и задних звёзд.

Теперь смочите губку в обезжиривателе и очистите звёзды от смазки.

Присоедините скребок к велосипедной цепи, наполните его бензином или обезжиривателем и начинайте прокручивать педали против часовой стрелки. Смените бензин или обезжириватель в скребке два-три раза до полного очищения цепи.

Если у вас нет скребка для чистки цепи, вы можете использовать спрей ALL in ONE или проникающую смазку WD-40 для устранения грязи. После данного этапа очистки обязательно пройдитесь по цепи губкой для устранения остатков грязи.

Как смазывать цепь?

Смазка цепи занимает около двух минут. Для смазки цепи вам понадобится стойка, жидкое велосипедное масло в маслёнке, бумага или ткань для очистки.

Внимание! Смазывать можно только чистую цепь! В противном случае, масло с грязью превращаются в абразив – шлифующую смесь – и многократно увеличивают степень износа.

Установите велосипед на стойку. Если стойки нет — переверните велосипед, подложив что-то под седло и грипсы.

Прокручивая педали против часовой стрелки, лейте масло на цепь из маслёнки. Чтобы не израсходовать масло слишком быстро, можно капать по капле на каждое звено цепи. Сделайте два-три полных оборота цепи под маслом.

Теперь, для максимально эффективного проникания смазки в цепь прокручивайте педали против часовой стрелки, одновременно переключая скорости от первой до максимальной и обратно. Цепь будет изгибаться, и масло проникнет внутрь. Сделайте не менее десяти полных оборотов цепи.

Вместо стандартной смазки вы можете использовать смазку-спрей – в таком случае можно пропустить предыдущий пункт.

Завершив смазку, удалите остатки масла снаружи цепи при помощи бумаги или ткани. Цепь должна быть сухой и чистой на ощупь. Вся смазка остаётся внутри.

Относитесь к своему велосипеду бережно, вовремя меняйте изношенные части, регулярно мойте и он прослужит вам очень долго!

Артём Андреев

Сопутствующие товары:

Велосипедные покрышки 

Тормозные колодки 

Насколько полезным был этот материал?

Войдите, чтобы оставить комментарий

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector