Являются ли велосипеды транспортным средством — всё о велоспорте

Правильны ли действия эксперта и почему велосипед не рассматривается как транспорт? — вопрос №2812247 от 26.10.2013

В части, касающейся велосипедного транспорта, отмечено:

Установленные в настоящее время законодательством Российской Федерации и подзаконными нормативными правовыми актами, регламентирующими общественные отношения в сфере транспорта, транспортной деятельности практически не учитывают велосипед (веломобиль) как вид транспортного средства, в то время как во всем мире и в Российской Федерации данный альтернативный экологический вид транспорта стал крайне популярным и востребованным. Вопросы развития велотранспорта в крупных городах Российской Федерации, развития инфраструктуры и совершенствования законодательства Российской Федерации о велотранспорте приобрели настоятельную необходимость, учитывая острые проблемы мегаполисов в части транспортной доступности и популяризации здорового образа жизни.

В настоящее время общественные отношения в сфере велосипедного транспорта на федеральном уровне напрямую не регулируются. Частично отношения в сфере велосипедного транспорта регламентируются нормативно-техническими документами (СНиП и ГОСТ) и ведомственными нормативными правовыми актами Минтранса России, МВД Российской Федерации, ряда субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Вместе с тем, отсутствие законодательного регулирования вопросов велотранспорта на федеральном уровне затрудняет широкомасштабное и обязательное развитие региональной нормативно-правовой базы.

Общей проблемой действующих документов в области велосипедного транспорта являются неразвитость и противоречивость используемого понятийного аппарата, действующие документы практически не содержат общих определений используемых терминов.

Это относится, например, к определению самого понятия «велосипедный транспорт», подмене понятий «велополоса» и «велодорожка», которые уже определены дополнением к Венской конвенции от 2003 года, но в российских нормативно-правовых актах они не закреплены, что фактически переводит велосипед из разряда транспортных средств в разряд спортивных снарядов для активного отдыха в пределах велодромов, оставляя в стороне этот вид транспорта как альтернативный, предназначенный для поездок в пределах населенных пунктов и прилегающих к ним территорий.

Действующее законодательство Российской Федерации в области велосипедного транспорта практически не содержат и норм, регулирующих порядок оказания платных услуг, организации веломаршрутов, велопроката, получения и обслуживания велосипедного транспорта на возмездной основе, что мешает полноценному развитию соответствующей инфраструктуры.

Источник: https://www.9111.ru/questions/q2812247-pravilni-li-deystviya-eksperta-i-pochemu-velosiped-ne.html

Памятка немецкого велосипедиста

Правила дорожного движения для велосипедиста

Казалось бы, в правилах дорожного движения урегулированы все проблемы и нюансы, которые могут волновать любых участников дорожного движения, включая велосипедистов. Однако судя по письмам, поступающим в нашу редакцию, у многих читателей, любящих езду на велосипеде, накопились тематические вопросы.

К примеру: «Что на самом деле разрешено велосипедистам: могут ли они передвигаться по проезжей части, несмотря на наличие велосипедных дорожек?», «Позволяют ли правила слушать музыку во время езды на велосипеде и разговаривать по телефону?», «Могут ли велосипедисты обгонять автомобили, остановившиеся на красный свет?», «Есть ли специальное положение в ПДД для так называемых электробайков?».

Вопросов, как видим, накопилось предостаточно, а ответы на них, подробно поясняя, какими правами обладают велосипедисты в ФРГ, даёт Гилберт Хэфнер (Gilbert Häfner), президент Земельного суда в Дрездене (Landgericht Dresden).

Какое наказание грозит велосипедистам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения? 

Тот, кто ездит на велосипеде нетрезвым, с содержанием алкоголя в крови от 1,6 промилле и выше, совершает преступление. Возможные наказания для такого беспечного ездока – от присуждения ему денежного штрафа и начисления штрафных баллов в Центральном регистре дорожного движения (т.н.

Фленсбургской картотеке), лишения удостоверения на право управления транспортным средством (например, при наличии у любителя велопрогулок подшофе автомобиля), в крайних случаях – лишение свободы.

Кроме того, ему может быть назначено медико-психологическое обследование (Medizinisch-Psychologische Untersuchung, MPU), при неудачном прохождении которого ему, в принципе, может быть запрещено управление велосипедом.

Отметим: лишение права управления транспортным средством грозит и в том случае, если «фленсбургский счёт» – независимо от того, начислены ли пункты за нарушение правил дорожного движения на велосипеде или нет – достиг более 8 баллов.

Следует помнить, что и при меньшем содержании в крови алкоголя (от 0,3 промилле) велосипедисту, совмещающему приятное (выпивку) с полезным (ведение активного образа жизни), может быть присуждён штраф – в случае, если он совершает нарушения ПДД, обусловленные алкогольным опьянением. Кроме того, если следствием означенного нарушения ПДД станет дорожно-транспортное происшествие, велосипедисту грозит гражданско-правовая ответственность.

Являются ли электробайки автотранспортным средством? Действуют ли в отношении их владельцев такие же правовые положения, как и в отношении владельцев обычных велосипедов, или всё же на них распространяются более строгие предписания по использованию автотранспортных средств?

Согласно законодательству, в данном случае реализованному на практике в формате ПДД, так называемые электробайки, несмотря на наличие у них интегрированного электромотора, который может быть приведён в движение при помощи акселератора (ручки газа), не являются автотранспортными средствами. Вследствие этого к электробайкам применяются такие же правовые предписания, как и к обычным велосипедам. Проще говоря: если вы управляете электрическим велосипедом, то должны придерживаться тех же самых правил, которых придерживается при езде владелец традиционного велосипеда.

Должен ли велосипедист придерживаться правой крайней части дороги?

Велосипедисты должны ехать по проезжей части как можно ближе к правому краю дороги, но при этом не прижимаясь к бордюру. Как правило, расстояние от него должно составлять 50−80 см.

Если же на пути велосипедиста будут припаркованные автомобили, то тогда, объезжая их, ездок должен совершать соответствующий манёвр на расстоянии больше одного метра от автомобиля, чтобы не пострадать в том случае, если сидящий в салоне машины её владелец решит открыть дверь.

Обязан ли велосипедист пользоваться велосипедной дорожкой?

Если велосипедная дорожка обозначена дорожным знаком с белым велосипедом на синем фоне (Zeichen 237-Radweg), то велосипедист обязан передвигаться по такой дорожке. Но есть и велосипедные дорожки с другими обозначениями, например, табличка с чёрным велосипедом на белом фоне. Такая маркировка не обязывает велосипедиста передвигаться исключительно по этой дорожке.

Читайте также:  Разновидности звонков на велосипед: их достоинства и недостатки - всё о велоспорте

Обладают ли велосипедисты теми же правами, что и пешеходы, когда находятся на пешеходном переходе?

Водитель автотранспортного средства, приближающийся к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть для осуществления перехода.

Велосипедист, так же как и водитель любого другого транспортного средства, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов и людей на инвалидных колясках.

Если велосипедист не соблюдает указанное правило, то несёт за это ответственность, предусмотренную законом (наказание особенно сурово, если в результате несоблюдения правила произошёл несчастный случай).

Если же нарушение на пешеходном переходе совершил как водитель велосипеда, так и пешеход, то речь идёт уже о совместной ответственности (Mitverschulden) этих участников дорожного движения.

Персональная доля ответственности каждого такого нарушителя определяется по обстоятельствам конкретного случая.

Могут ли велосипедисты ездить по дороге вдвоём, параллельно друг другу?

Если указанная модальность перемещения по дороге не создаёт помех для движения других транспортных средств, то велосипедисты могут передвигаться параллельно друг другу. Если же вследствие такого типа езды будут созданы помехи и препятствия в движении, то каждому велосипедисту – любителю параллельной езды грозит денежный штраф в размере 15 евро.

Если велосипедисты едут группой, состоящей более чем из 15 человек, то они в любом случае могут передвигаться попарно, по двое. Автомобилисты в таком случае должны ехать сзади такой группы до тех пор, пока им не представится возможность для обгона.

Может ли велосипедист быть обвинён в сопричастности к дорожно-транспортному происшествию только потому, что на нём не было шлема?

В Германии на сегодняшний день велосипедистам не вменяется в обязанность носить шлемы.

Согласно решению Верховного федерального суда (Bundesgerichtshof) от 2014 года (Az. VI ZR 281/13), велосипедист, имеющий право на возмещение ущерба от другого участника дорожного движения, совершившего дорожно-транспортное правонарушение, не может быть лишён указанного права лишь по той единственной причине, что в момент ДТП на нём не был надет шлем.

Совсем другое дело, если речь идёт о спортсменах-велосипедистах: маунтинбайкерах (Mountainbikern) или велогонщиках (Rennradfahrern). Здесь – в зависимости от обстоятельств каждого конкретного случая (происшествия) – спортсмену-велосипедисту может быть вменено в вину нарушение правил безопасности, например, при намеренном отказе от шлема.

Разрешается ли велосипедисту во время езды слушать музыку в наушниках?

В принципе, прослушивание музыки во время езды на велосипеде не возбраняется. Но при соблюдении следующего условия: громкость музыки не должна препятствовать тому, чтобы велосипедист отчётливо слышал шумы транспортных средств, клаксоны или звонки.

Если велосипедист послужит причиной несчастного случая из-за того, что в связи с высоким уровнем громкости музыки он не смог вовремя и адекватно отреагировать на дорожную ситуацию, то ему грозит такая же ответственность, как и велосипедисту, не слушавшему музыку и ставшему причиной ДТП.

Разрешено ли перевозить на руле велосипеда сумки с покупками?

В принципе, это не запрещено. Но если из-за своей тяжести сумки попадут во время езды в переднее колесо, что повлечёт за собой небезопасное движение или даже несчастный случай, то штрафа не избежать. Если при этом вред будет нанесён и другим участникам дорожного движения, то велосипедист будет обязан возместить его.

Могут ли велосипедисты на красный свет светофора обогнать очередь из машин и проехать вперёд?

Согласно § 5 абзац 8 Правил дорожного движения (§ 5 Abs. 8 StVO), велосипедисты могут обгонять транспортные средства, которые стоят на правой полосе движения, с умеренной скоростью и особой осторожностью, например, в пробках или на красный свет светофора. И, напротив, не разрешается проезжать между двух колонн транспортных средств. При непрерывном движении обгон справа запрещён.

Верно ли, что лишь приводимое в работу генератором освещение на велосипеде считается удовлетворяющим требованиям безопасности движения?

Раньше это было действительно так – только освещение с использованием генератора соответствовало установленным законом предписаниям. Сегодня можно использовать генератор с мощностью 3 ватта и напряжением 6 вольт, батарею с напряжением 6 вольт (батареи с большой продолжительностью работы), аккумуляторы (§ 67 Abs. 1 StVZO).

Какие штрафы грозят велосипедистам, если они едут на красный свет?

За езду на красный свет велосипедистам грозят не только значимые денежные штрафы, но и начисление штрафных баллов во Фленсбургской картотеке. Если конкретней, то езда на красный свет карается штрафом в размере 60 евро и одним соответствующим пунктом.

Если же это нарушение повлечёт за собой создание опасности для других участников дорожного движения или приведёт к несчастному случаю, размер штрафа возрастает до 180 евро. При определённых условиях наложению такого штрафа сопутствует вменение обязанности возместить убытки потерпевшему (потерпевшим).

Источник: https://ru.exrus.eu/Pamyatka-nemetskogo-velosipedista-id59fc490abf064503ff4e5a91

Правила дорожного движения для велосипедистов

Что такое велосипед?

Казалось бы ответ на вопрос «что такое велосипед?» знает даже маленький ребенок, однако нас интересует формулировка понятия велосипед из пункта 1.2. правил дорожного движения:

В данном пункте нас в первую очередь интересует фраза «транспортное средство», т.к. именно она подчеркивает, что все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, относятся в том числе и к велосипедам.

Также хочу обратить Ваше внимание, что с апреля 2014 года велосипеды могут обладать электродвигателем небольшой мощности (до 0,25 кВт), автоматически отключающимся при скорости 25 км/ч.

Читайте также:  Сколько весит велосипед - всё о велоспорте

Второе понятие, которое следует рассмотреть в рамках этой статьи — пешеход:

Обратите внимание, водитель велосипеда не является пешеходом во время движения. Однако человек, ведущий велосипед, пешеходом является.

В связи с этим у владельцев велосипедов появляется достаточно интересная возможность — становиться пешеходом при необходимости.

Так что в случае необходимости велосипедист может слезть с велосипеда и руководствоваться пунктами правил, предназначенными для пешеходов (например, переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу).

Правила дорожного движения для велосипедов

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедов. При беглом просмотре текста правил дорожного движения может показаться, что ПДД для велосипедистов сосредоточены исключительно в 24 разделе правил «24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». Однако на деле все обстоит совершенно по-иному.

В правилах дорожного движения существует несколько типов участников дорожного движения, к которым может относится конкретный пункт правил. В числе прочих это механическое транспортное средство, транспортное средство и водитель. Велосипед не является механическим транспортным средством, однако все пункты относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам.

Внимание! Пункты правил, относящиеся к пешеходам, не относятся к водителям велосипедов. Они относятся лишь к лицам, ведущим велосипед.

Таким образом большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов, включая и специальный 24 раздел. Разбирать и объяснять абсолютно все ПДД для велосипедистов в этой статье я не буду. Интересующийся читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь лишь на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушаются водителями велосипедов.

Техническое состояние велосипеда

Итак, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда, у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления.

Соответственно любители уменьшения веса велосипеда, путем удаления тормозов и прочих элементов конструкции являются нарушителями правил дорожного движения.

Наказания для них предусмотрены кодексом об административных правонарушениях и будут рассмотрены в конце статьи.

Алкогольное опьянение велосипедиста

Пункт 2.7 правил дорожного движения запрещает управлять велосипедом лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а также передавать управление лицам, находящимся в состоянии опьянения. Таким образом, если пьяный товарищ слезно умоляет Вас дать ему велосипед для поездки к ближайшему киоску «за добавкой», ему нужно в этом настойчиво отказать.

Сигналы поворота

Водитель велосипеда должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой. Поскольку световыми указателями поворота велосипеды не оборудуются, сигналы необходимо подавать рукой. Соответственно, сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота — вытянутая правая рука.

На практике я рекомендую использовать в качестве сигналов именно руку, вытянутую в сторону поворота. Обычно водители легко понимают значение этого сигнала. Что касается руки, согнутой в локте и вытянутой в другую сторону, то данный сигнал может ввести окружающих в заблуждение.

Сигналы поворота необходимо подавать заблаговременно до начала поворота. Вернуть руку на руль можно непосредственно перед началом поворота.

С каждым годом на улицах становится все больше и больше велосипедистов, которые грамотно ведут себя на перекрестках и своевременно подают сигналы поворота.

Со стороны может показаться, что выполнение этого маневра может вызвать затруднения или проблемы, однако на практике это не так. Достаточно лишь немного потренироваться на ровной поверхности.

Обратите внимание, что во время подачи сигнала поворота нельзя, во-первых, нажимать на ручку тормоза, во-вторых, въезжать в ямы. И то и другое может привести к падению.

Где можно ехать на велосипеде?

Начиная с апреля 2014 года движению велосипедистов посвящены сразу 6 пунктов раздела 24 правил дорожного движения (24.1 — 24.6).

Движение велосипедистов старше 14 лет возможно в порядке убывания:

  1.     По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
  2.     По правому краю проезжей части.
  3.     По обочине.
  4.     По тротуару или пешеходной дорожке.

Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют. Например, по обочине (пункт 3) можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожки или полосы, а также отсутствии возможности движения по правому краю проезжей части.

Кроме того, есть и несколько исключений:

  •     По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
  •     По проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
  •     По тротуару или пешеходной дорожке можно ехать, если Вы сопровождаете велосипедиста возрастом до 7 лет или перевозите ребенка в возрасте до 7 лет.

При движении по проезжей части следует иметь в виду следующие пункты правил:

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Обратите внимание, что «велосипедисты-школьники» не имеют права ездить по велосипедным полосам, проезжей части дороги и обочине.

Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).

Таким образом в настоящее время движение велосипедистов возможно в том числе и по тротуарам и обочинам. При этом правила велосипедиста предъявляют дополнительные требования:

Отмечу, что при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам и пешеходным зонам велосипедист не должен создавать помехи движению иных лиц. В случае необходимости велосипедист должен слезть с велосипеда и продолжить движение в качестве пешехода.

Рассмотрим интересный пример. Предположим, по тротуару едет автомобиль (в некоторых случаях это разрешено правилами) и велосипедист. Если произойдет столкновение (ДТП), то виноваты в нем будут оба участника дорожного движения. Если же велосипедист будет идти по тротуару пешком, то в ДТП он виноват не будет (не будет оплачивать ремонт автомобиля).

Таким образом, пункт 24.6 подчеркивает, что в случае ДТП на тротуаре одним из его виновников в любом случае будет велосипедист.

Читайте также:  Подготовка велосипеда велопоходу - всё о велоспорте

Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах

Велосипед, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

Световые приборы для велосипедов

В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари, а в светлое время суток ближний свет фар или дневные ходовые огни:

До сих пор мне не доводилось встречать ни одного велосипедиста, который бы использовал ближний свет фар или дневные ходовые огни при движении днем. В связи с этим сотрудники ГИБДД могут наложить штраф практически на любого водителя велосипеда.

Возраст для управления велосипедом

Начиная с апреля 2014 года управлять велосипедом разрешается в любом возрасте. Однако в зависимости от возраста правила движения на велосипеде различаются (речь об этом шла выше).

Движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет.

Запреты для водителей велосипедов

Из этого перечня нужно отметить следующие пункты:

1. Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Т.е. поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически на всех крупных улицах.

На практике можно предложить следующий выход из сложившейся ситуации. Водитель велосипеда покидает свое транспортное средство и становится пешеходом. Затем он пересекает перекресток в требуемом направлении по пешеходному переходу. После этого он вновь садится на велосипед и продолжает движение по проезжей части или обочине.

2. Запрещается буксировка велосипедами и мопедами, а также велосипедов и мопедов. Я неоднократно становился свидетелем нарушения этого пункта правил.

3. При управлении велосипедом не требуется специальный велошлем, однако я бы порекомендовал его приобрести всем веловладельцам. Однажды я был свидетелем того, как в достаточно безобидной ситуации мой товарищ упал с велосипеда и ударился головой (о землю, не об асфальт). Вследствие этого он получил сотрясение мозга и потерял память за последние несколько недель.

Думаю не стоит напоминать, что в случае ДТП с участием автомобиля велошлем может сохранить Вам жизнь. Так что не экономьте на собственном здоровье.

Распространенные нарушения правил водителями велосипедов

Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов — это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. Скорее всего водители таких транспортных средств попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.

Оба перечисленных маневра чрезвычайно опасны, однако особенно сильно это относится к пересечению дороги по пешеходному переходу велосипедистом. Очень часто в подобных ситуациях погибают дети, причем водители автомобилей виноватыми не являются (они должны пропускать исключительно пешеходов, к которым велосипедисты не относятся).

Кроме того, учитывая тот факт, что велосипед может без проблем развивать скорость до 30-40 км/ч, велосипедисты появляются на проезжей части весьма стремительно и неожиданно. Управляя автомобилем в теплое время года необходимо внимательно следить за передвижениями велосипедистов по дороге и прилегающим к ней территориям.

Штрафы за нарушение правил дорожного движения водителями велосипедов

Для начала хочу отметить, что в отличие от действующих правил дорожного движения, в главе 12 кодекса об административных правонарушениях велосипед не рассматривается как транспортное средство. Об этом свидетельствует примечание 1 к статье 12.1:

В соответствии с этим примечанием к велосипедистам не могут быть применены положения статей главы 12, относящиеся к транспортным средствам.

Тем не менее для велосипедистов предназначена особенная статья КоАП, предусматривающая штрафы за нарушение правил:

Таким образом, практически любое нарушение правил дорожного движения, допущенное велосипедистом, должно быть наказано штрафом в размере 800 рублей. Единственное исключение — нарушение, допущенное в состоянии опьянения. Оно наказывается штрафом в размере 1 000 — 1 500 рублей.

Однако есть в КоАП и еще одна статья, действие которой также распространяется на велосипедистов:

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

Согласно статье 12.30, если велосипедист создаст помехи в движении транспортных средств, то он получит штраф 1 000 рублей (вместо 800, рассмотренных выше).

Ну а самое суровое наказание для велосипедиста — это штраф в размере 1 000 — 1 500 рублей, который может быть наложен в случае причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения. Для получения этого штрафа нужно сильно постараться (на большой скорости не поделить дорогу с пешеходом).

Так что штрафы для водителей велосипедов в настоящее время не идут ни в какое сравнение со штрафами для водителей автомобилей (30 000 рублей за управление автомобилем в состоянии опьянения).

Кроме того, преимущество велосипедистов на дороге состоит и в том, что за нарушение требований ПДД их штрафуют крайне редко.

А это в свою очередь ведет к тому, что большинство «двухколесных» ведут себя на дороге непредсказуемо, провоцируя возникновение опасных ситуаций.

На этом рассмотрение особенностей ПДД для велосипедистов закончено. Еще раз напоминаю, что каждому велосипедисту необходимо хотя бы раз прочитать полную версию правил дорожного движения. Удачи на дорогах!

Источник

Источник: http://veloclub.su/stati/item/9-pravila-dorozhnogo-dvizheniya-dlya-velosipedistov

Ссылка на основную публикацию