Велосипедный туризм от а до я — всё о велоспорте

Велосипедный туризм от А до Я

Для современного жителя велосипед является настоящим подарком: это самое надежное транспортное средство, когда-либо изобретенное человеком. Всего лишь на 20-25% увеличивая вес тела человека, он позволяет увеличить скорость передвижения как минимум вдвое в таком же спокойном темпе.

Велосипед позволяет поддерживать физическую форму, он мобилен и при случае байк можно вручную переносить через ручьи, его можно положить в надувную резиновую лодку и перевезти через реку, а потом лодку положить в рюкзак и снова путешествовать по суше. Кроме того, велосипед можно даже навьючить себе на спину и преодолеть обрывистый склон и каменистую осыпь. Все эти преимущества способствовали тому, что велосипедный туризм стал не только средством отдыха, но для некоторых стал и образом жизни.

Велосипедный туризм настолько демократичный вид здорового времяпрепровождения, что можно выбрать как семейный маршрут выходного дня в городском парке, так и настоящий многодневный поход, после прохождения которого можно получить настоящую категорию.

Каким бывает велосипедный туризм

Российская Федерация во многом уступает экономически развитым государствам. Но в чем ей нет равных во всем мире, так это красота природных богатств, которые сосредоточены на одной седьмой части всей суши.

В России одновременно может существовать и знойный день под пальмами и магнолиями и одновременно – снежная ночная вьюга за Полярным кругом.

Поэтому к такому явлению, как велосипедный туризм, должно быть проявлено особое внимание, поскольку существуют разные виды этого увлечения.

Классический велотуризм

С него лучше всего начинать. Это, как правило, неторопливая поездка в дружеской компании куда-нибудь за город, на природу, на шашлыки у костра, с палатками, как правило, на 2-3 дня, не больше. Смело можно считать такой маршрут удвоенным или утроенным походом выходного дня с ночёвкой на природе.

Экстремальный велотуризм

Не так страшен чёрт, как его малюют. Слово «экстремальный» здесь применяется в значении «побывать в не слишком заезженных местах». Для такого продвинутого туризма можно использовать горные велосипеды, например, Merida и GT.

Иногда целью подобного занятия является борьба с препятствиями, и, изрядно выпачкавшись в грязи, затратив массу сил, но очень довольные, байкеры-экстремалы спокойно останавливаются на ночь в комфортабельной гостинице.

Вторая часть туристов желает полностью «слиться» с природой, в таком случае место ночлега обычно бывает очень похоже на самые красивые и желанные обои для рабочего стола.

Цивилизованный велотуризм

Этот вид туризма хорош тем, что для участия в нём можно легко пригласить понравившуюся девушку. Как известно, большинство девушек с не очень большим энтузиазмом узнают о том, что в походе придется обойтись без душа, если только не встретится по пути речка. При цивилизованном туризме перерывы для ночлега запланированы в гостиницах, а средний пробег за сутки не превосходит 50-60 км.

Плюсы очевидны: не нужно таскать палатку, топорик или ножовку, чтобы заготовить дрова, котелок, коврик. Поклажа существенно уменьшается. Запас пищи тоже не очень большой. Кроме того, каждый вечер – свежая постель, хороший ужин, который в «цивилизованном месте» кажется еще вкуснее.

Минусами является постоянная неуверенность в наличии свободных мест в гостинице с разработкой «запасного варианта», а иногда и двух, и, конечно, большая затратность по сравнению со «спартанскими условиями», когда ночуют в палатке.

Серьезный туризм: покоряем «категории сложности»

Для тех, кто решил, что велотуризм – это серьезно, тоже нет никаких преград. Современная система категорирования велосипедных маршрутов достаточно гибкая и демократичная.

Существуют 6 категорий сложности, которые подразделяются по суточному и суммарному пробегу, набору высоты за сутки, количеству дней пути, а также по преодолению особых препятствий: водных преград, каменистых осыпей, участков бурелома и прочих.

Что касается высших категорий сложности, то за поход нужно набрать не менее 800 км пробега, но количество километров в день даже меньше: 40. Другое дело, что из этого количества 500 км должно пролагаться по труднопроходимой местности, где твердая тропинка – большая удача.

Как выбрать байк для туризма

Велосипед для туризма выбрать совсем не просто. Если кто-то рекомендует дорожный байк, то нужно иметь в виду, что в таком случае придется дышать выхлопом на обочинах шоссе по той причине, что дорожные велосипеды созданы для поездок с прямой спиной и отсутствием распределения веса на руки.

Это значит, что вне дорог с гравийным покрытием и на пересеченной местности при езде под уклон он уязвим.

Кроме того, как правило, именно потому, что дорожный велосипед используется для прогулки по парку и для поездки на дачу за молоком, он или не имеет вообще передач, или имеет их недостаточное количество, как в случае с Ашан-байками.

Как подбирается одежда для велоспорта?

Велосипед для велотуризма должен обладать следующими качествами:

  • Быть надежным, при техобслуживании узлов должен подходить универсальный инструмент, сталь, которая идет для гаек и болтов должна быть настоящей, инструментальной, твердой, а не китайской, мягкой. В противном случае можно посреди природы оказаться в ситуации, когда руль торчит не «рогами вверх», а «рогами вниз». А закрепить его в кронштейне никак невозможно, так как гайка из шестигранника превратилась в цилиндр. Прежде чем выбирать себе и друзьям велосипеды для туризма, поищите о производителе отзывы на сайтах.
  • Иметь крепкую и легкую раму, желательно алюминиевую, идеальный вариант – с пожизненной гарантией, как у велосипедов GT, которая позволяет поднять достаточный вес, кроме хозяина байка.
  • Однозначно нельзя сказать, каков должен быть лучший велосипед. Ясно, что он должен обладать значительной грузоподъемностью и иметь места для помещения объемного велосипедного рюкзака, лучше по классической схеме компоновки, при которой максимальная масса находится сзади и внизу. Она может достигать 20 – 25 кг.
  • Такой байк должен иметь сильную переднюю вилку с воздушным и гидравлическим амортизатором.

Существует понятие «экспедиционного велосипеда». Это гибрид между дорожным байком и горным велосипедом, который имеет более широкие покрышки, грузоподъемность, и при этом хорошую проходимость горного велосипеда. Выбрать велосипед такого класса в нашей стране почти невозможно. Они производятся в основном в Европе и США небольшими партиями.

Все велосипеды для туризма могут поднять столько вещей, сколько могут потянуть его владельцы. В конце концов, источником байка является мускульная сила велосипедиста. Классическое снаряжение для велотуризма (предполагается полная автономная ночевка на открытой местности при передвижении в одиночку) включает набор следующих предметов:

Палатка. Именно наличие палатки придает уверенность при наступлении сумерек: как-никак, свой дом всегда рядом. Старайтесь приобрести лёгкую, непромокаемую и прочно крепящуюся палатку.

Несколько квадратных метров полиэтиленовой ткани с уголками, подшитыми «кармашками». В случае сильного дождя сверху можно накрыть палатку, положив в уголки камни, чтобы импровизированный тент не унесло. Если у вас куплена легкая палатка, то это нужно сделать обязательно. Она может быстрее промокнуть.

Спальник. Хороший спальный мешок обязательно имеет маркировку нижней температуры, которая различается для мужчин и женщин в силу разного строения репродуктивной системы.

Пенка, или каремат. Представляет собой мягкий полиуретановый коврик из вспененной пластмассы, который сохраняет тепло. Его используют в качестве матраса под спальным мешком.

Но некоторые очень любят возить с собой легкий надувной матрас, на котором с большим комфортом можно выспаться.

Кроме того, если палатка для велотуризма по ошибке установлена в низине, то сон на возвышенном надувном коврике может помочь проснуться сухим, если в палатку попала вода.

Герметичный мешок. В нем нужно хранить примус, деньги, документы, средства связи и смену теплого белья, а также спички.

В том случае, если вы забрались очень далеко, то всегда имейте бумажную карту местности, компас и механические или кварцевые часы. В этом случае гораздо легче найти правильное направление, а велотуризм предоставляет лучшие скоростные возможности.

Медицинская аптечка. В ней всегда должны быть нитроглицерин для купирования сердечной боли, средства от диареи, стерильный бинт и антисептики при травмах, жгут, препараты от гриппа и лихорадки. Можно добавить капли альбуцида (конъюнктивит при попадании пыли в глаза), йодантипирин при укусе клеща (средство профилактики энцефалита), спазмолитики (Но-Шпа).

Важно иметь средства от аллергии (Супрастин, Диазолин), трубчатый бинт и стерильные салфетки. Можно иметь кровоостанавливающую гемостатическую губку, а также порошок стрептоцида для присыпки ран. Велотуризм иногда чреват падениями.

Не лишней будет упаковка активированного угля на случай отравления, а также упаковка регидрона (в случае потери электролитов при развитии рвоты и поноса при отравлении).

В довершение всего можно положить назальный спрей для купирования насморка, а также сосательные леденцы при боли в горле.

Из средств гигиены очень нужна детская присыпка или тальк для потертостей, крем от солнца, гигиеническая помада для губ. Можно иметь влажные салфетки для умывания и жидкий шампунь.

В этот перечень не вошли всегда возимые с собой в обязательном порядке насос, камера, ремонтный набор (монтажки, велоаптечка, ключи, средство для смазывания цепи и другие «мелочи»).

Особняком стоит светодиодный налобный фонарь, примитивный сотовый телефон без наворотов, который держит заряд не менее недели.

Хорошие аппараты становятся бесполезными, если три дня нет доступа к розетке. В том случае, если посчастливится поставить динамо-колесо, источник зарядки будет всегда у вас на руле в виде USB-разъема.

Такие велосипеды для туризма не продаются, но можно их модифицировать.

Также нужна туалетная бумага и рулон пакетов для мусора. Нужно помнить, что люди не свиньи.

Одежда и обувь

Велосипеды для туризма, кроме вышеперечисленного, как правило, везут на себе запас одежды. Одежда и обувь, в зависимости от сезона, планируется следующая:

  • Кроссовки, лучше из натуральной кожи, шлепанцы, шерстяные носки и две пары хлопчатобумажных.
  • Велосипедный шлем и подшлемник приветствуются любителями довольно агрессивной езды, а также при наличии затяжных спусков на пересеченной местности. Степенным и пожилым велотуристам шлем и подшлемник, как правило, не требуется. Велосипеды для туризма в этой возрастной категории, как правило, не предназначены для прыжков.
  • Велоперчатки с гелевыми вставками очень желательны.
  • Пара термобелья, дождевик. Велотуризм в сыром виде – не очень приятное занятие.
  • Хорошо иметь легкую вязаную шапочку – «менингитку». Даже летом рано утром в горах могут мерзнуть уши, а при затяжных спусках можно «доездиться» до отита и даже менингита.
  • Куртка. Главная одежда. Выбирайте куртку, которая хорошо впитывает пот, является легкой, теплой и хорошо заметной водителям транспорта. Хорошо нашить на нее узор из светоотражающей ленты.
Читайте также:  Гудок для велосипеда - всё о велоспорте

Из кухонных принадлежностей всегда имейте КЛМН: кружка, ложка, миска, нож. Нож лучше иметь в чехле, а кружку для удобства взять с двойными стенками. Они хорошо сохраняют тепло.

Если путешествуете в группе, может потребоваться газовая горелка, так как не везде разрешается разводить костры. В России лучше иметь ножовку или топорик, котелок и спички. Спички нужно обмакнуть в расплавленный парафин, и они никогда не отсыреют. Для верности хорошего розжига можно взять несколько таблеток сухого горючего.

Моток алюминиевой проволоки. Может понадобиться где угодно, но чаще всего – для подвешивания котелка над костром.

Не забудьте емкость для воды (5-литровую пластиковую бутылку), а также ухватку для горячего котелка и консервный нож.

В том случае, если остаются вскрытые консервные банки, то прежде, чем их закопать, нужно бросить их в костер. Слой олова выгорает, это помогает банкам очень быстро разложиться в земле.

Мы охватили в этом обзоре почти все необходимые вещи, которые должны нести на себе велосипеды для туризма, кроме самих байкеров.

Источник: http://VeloFans.ru/sovety/velosipednyy-turizm-do-ya

Подготовка к велопутешествию

ПодробностиПросмотров: 9990

  Планируя своё первое велопутешествие, передо мной встало множество вопросов: какие книги о велотуризме прочитать и где их взять? Где достать нужные карты? Какое снаряжение и инструменты брать с собой? Где стоят новые отели? О чём в первую очередь задумываться при поездке на дальнее расстояние?

  Универсальных ответов на эти вопросы нет, многое в подготовке зависит от конкретного человека, его знаний, опыте, физической подготовке и т.д. Но я постараюсь описать общие правила.

Книги по велосипедному туризму

  Существует множество книг в которых рассказывается о туризме, как о пешем так и о велосипедном. Их можно легко найти в библиотеках или в интернете. В книгах про пеший туризм более подробно рассказано о походном быте, чем в книгах про велотуризм. Но будьте внимательны при прочтении книг, не все они полезны.

Некоторые авторы могут иметь мало опыта в этом вопросе, а другие хотят чтобы всё делалось по их лекалу. Некоторые книги могут быть написаны только как реклама и имеют своей целью продажу товара. Так что читая книгу не забывайте про здравый смысл. Я могу порекомендовать прочесть книгу «Велосипедный туризм» А. Булгакова 1998 г.

Но ни одна книга вам не заменит опыт и светлую голову.

Цель велопутешествия

 Главные вопросы на которые вы должны ответить:

  1. Сколько проезжать за день?
  2. На сколько подходит велосипед для быстрой езды?
  3. По каким дорогам лучше путешествовать, грунтовым или асфальтовым, но с множеством маши?
  4. Ночевать в лесу или отелях и гостиницах?
  5. Готовить еду самому или покупать в дороге?
  6. Ехать одному или в группе?

  Все эти вопросы взаимосвязаны между собой. Путешествие в группе подразумевает согласие с их графиком и бюджетом. Езда по пересечённой местности предполагает ночёвку в лесу в палатке, а езда на гоночном велосипеде с малым запасом снаряжения, наоборот привязывает к гостиницам.

Дневной пробег

  Правильно распланировать дневное расстояние вам поможет только опыт. Можно предположить, что это обычные две дневные дистанции. Возможно проехать и больше, но это трудно и организм не успеет нормально восстановиться до следующего утра.

Любое велопутешествие это повышенная физическая нагрузка, поэтому к ней нужно хорошо подготовиться, во время подготовки и можно определить то расстояние которое вы сможете проезжать за день и успевая восстанавливаться.

При планировании маршрута лучше закладывать меньшее расстояние и останавливаться на ночлег когда силы еще остались, чем запланировать большую дистанцию и не успевать проезжать её.

Тут надо учитывать и психологическую сторону вопроса, если вам придется постоянно себя подгонять, чтобы успеть преодолеть запланированное расстояние, некогда будет получать удовольствие от путешествия.

Снаряжение

  Так как я планирую свои ночёвки устраивать на природе, я беру с собой в походы полную экипировку. Но часто встречаю людей которые берут с собой столько же вещей, но спят в гостиницах и отелях.

Определитесь точно где вы будите ночевать и готовить пищу, от этого и исходите при выборе экипировки. Не следует с собой возить лишний груз.

Но и обратная сторона неприятна, когда люди забывают взять с собой, что-то необходимое, а потом всю дорогу страдают без этого. Например едут в поход на 5000 километров без дождевика.

  Если вы решили ночевать в палатке, тогда лучше набраться опыта до первого велопохода. Во время подготовки проведите несколько коротких суточных заездов. В стандартное снаряжение входит:

  • Палатка;
  • Спальный коврик;
  • Спальный мешок;
  • Горелка;
  • Горючее;
  • Топор;
  • Большой котелок;
  • Открывалка для консервов;
  • Спички;
  • Нож, вилка, ложка, миска, кружка;

  Это не точный список, что-то можно будет заменить, что-то добавить.

Например, если вы останавливаетесь в местах где много дров и можно разводить костер, тогда горелку можно не брать, а если костер разводить нельзя, тогда не пригодится топор.

Повторю, главное опыт, не важно на сколько хорошая у вас палатка, главное  где вы её поставите. Вообще можно взять с собой минимальный столовый из ложки, ножа и вилки, покупать готовую еду в столовых и есть её на стоянках.

  Минимум нужно взять с собой:

  • Чистую велосипедную одежду. Три комплекта верхней одежды, шесть пар носков и шесть трусов;
  • Хороший непромокающий костюм, от дождя;
  • Две-три бутылки чистой воды. Наполнять их постоянно на остановках;
  • Ножницы, иголку, нитки;
  • Фонарик;
  • Инструменты для ремонта велосипеда и запчасти;
  • Умывальные принадлежности, крем от загара;
  • Аптечку;
  • Бандана или кепка.

Инструменты

  Главный критерий при выборе инструментов — вы должны уметь ими пользоваться. Бессмысленно брать с собой спицевой ключ, если не умеете исправлять восьмёрку.

Все инструменты всё-равно взять с собой не получится, но желательно, чтобы их хватало на подтяжку всех гаек и болтов на велосипеде.

Как минимум набор шестигранников, спицевой ключ, отвертки (крестовая, плоская), разводной ключ, ключ для выжимки цепи, для снятия кассеты, каретки, шатунов, набор монтажек, набор для заклейки камеры. Взять с собой несколько запасных спиц, камеры или заплатки, запасные винты и гайки.

Питание в пути

  Велотурист должен питаться часто, но помногу. Вы сами можете выбирать себе режим питания.

Если не умеете или не хотите готовить, можете покупать готовую еду в кафе, а можете покупать готовые продукты и устраивать пир каждый вечер. Желательно употреблять как можно меньше жирной пищи.

Больше ешьте фруктов, овощей и злаков меньше мяса и жиров. При планировании режима дня не забывайте про еду:

  • Завтрак;
  • Перекус;
  • Обед;
  • Перекус;
  • Ужин.

  Учтите, что если вы питаетесь в столовых, чтобы во время обеда, на маршруте она была. Если ваш путь пролегает по малонаселённым местам, тогда мало шансов встретить по дороге кафе и еду придётся запасти заранее. Устраивайте перекусы, конфеты, бутерброды, халва и т.д. Хорошо если во время перекусов есть горячий чай.

Карты

  При планировании маршрута я стараюсь не привязываться к определённой дороге. Я выбираю направление, а с дорогой определяюсь на месте.

Старайтесь избегать главных дорог между крупными городами, на них слишком большой трафик, выбирайте второстепенные дороги между небольшими городами.

В дороге можно пользоваться как электронными картами, так и обычными, подходящий масштаб 1:200000 (в 1 см 2 км). Можно найти очень подробные карты на которых указанна информация о  ландшафте, лесистости, гористости и т.д.

  Также можно при подготовке маршрута спросить совета у опытного велотуриста. Уточнить путь, места ночёвок или другие особенности велопутешествия в нужной области.

  К любому длительному велосипедному путешествию нужно подготавливаться. Помимо занятий по общей физической подготовке нужно постоянно ездить на велосипеде, провести несколько выездов на природу с ночёвками. Это поможет легче войти в режим во время самого похода, проверить на качество свое снаряжение, улучшить технику езды с грузом, определиться с необходимостью того или иного снаряжения.

  Хорошая физическая форма позволит получать больше удовольствия во время путешествия. Можно войти в форму и во время самого путешествия, но это доставит дискомфорт.

Чем лучше подготовлен к походу тем легче будешь переносить трудности, неожиданности и сюрпризы погоды.

В период подготовки постарайтесь несколько раз проехать расстояние дневного перехода и каждый день старайтесь проезжать не меньше 20 километров, а лучше больше.

Велосипед

  Велосипед также необходимо подготовить. Перед началом похода необходимо провести технический осмотр, смазку всех подвижных узлов, замену изношенного оборудования. Если вы не уверенны, что сами сможете провести качественную подготовку велосипеда к путешествию, лучше обратиться к профессионалам.

Здоровье

  Следите за своим состоянием во время подготовки и похода. Лучший совет который я слышал: «отдыхай, прежде чем устал, ешь, прежде чем проголодался, и т.д.». Главное позаботиться о себе и поддержать присутствие духа.

Читайте также:  Первая помощь при порезах, вывихах, обморожениях - всё о велоспорте

Выясните свой нормальный пульс во время нагрузки, постоянно следите за ним. Велосипедист, сосредотачиваясь на определенной задаче, может не обратить внимание на мелкие трудности (солнцепёке, боли в спине, трещине в ступне и др.), однако в будущем они могут перерасти в большие неприятности.

Решайте проблемы пока они не большие и тогда не придётся решать крупные.

Проявляйте гибкость

  Очень часто бывает ситуации когда человек требует от себя слишком многого, а в итоге перегорает и сдаётся. Самые трудные первые три дня путешествия. Не хочется сдаваться, стараешься выжать из себя по полной.

Но порой бывает легче скорректировать свои планы. Например если вам надоело ехать по пустыне, а рядом стоит лес бывает лучше свернуть в него, чем продолжать движение ради посещения какого-либо города.

В результате можно получить гораздо больше удовольствия от путешествия, чем от посещения этого города.

  Самое опасное в путешествии это скука, чаще всего люди бросают из-за неё. Устройте себе перерыв, остановитесь на днёвку, займитесь другим делом, езжайте по другой дороге, главное не сдавайтесь.

  Удачи в путешествии. Не забывайте, что взобравшись на гору, весь остальной путь вы будете по ней спускаться.

Источник: http://velosreda.ru/podgotovka-k-pervomu-veloputeshestviyu

Велотуризм — прекрасный вариант для активного отдыха

Велотуризм — популярное направление среди любителей активного отдыха. В зависимости от сложности маршрута, его относят к спортивному или экстремальному подвиду.

Хотя велосипедный туризм очень созвучен с велоспортом, на самом деле это разные вещи. Последний подразумевает серьезные нагрузки и хорошую физическую подготовку. А вот велотуристом может стать абсолютно любой здоровый человек, у которого есть велосипед, независимо от возраста.

Как проходит поход на велосипедах?

Велотуры — это организованное спортивное направление, со своими правилами. Если вы впервые хотите отправиться в подобное путешествие — обратитесь в любой велоклуб или туристическую компанию. По длительности такие поездки делятся на:

  • Однодневные. Тут все понятно — утром выехали, доехали до определенной точки, поели, передохнули и вечером обратно.
  • Походы выходной дня. Двухдневная поездка с одной ночевкой. Идеальный вариант для короткого отдыха, чаще всего группа выезжает в субботу утром и возвращается в воскресенье вечером. Для стоянок обычно выбирают живописные места с интересной историей.
  • Многодневный. Здесь уже нет никаких ограничений. Маршрут может длится и три дня, и три месяца, а длина маршрута достигает нескольких тысяч километров. В таком путешествии участники могут жить и в палатках и в отелях — все сильно зависит от конкретного маршрута.

Что касается направлений, то они не ограничены ничем. Можно кататься вокруг собственного города, можно по стране, а можно и между странами — все определяет только выбранный маршрут и бюджет.

Когда маршрут выбран, вам надо подготовить все необходимое для поездки и приехать в условленное место. В зависимости от тура, старт может быть как в вашем городе, так и в другой стране. В последнем случае все дружной компанией грузятся в поезд или самолет. На стартовой точке все участники еще проверяют регулировку велосипеда, крепления на рюкзаках и отправляются в путь.

На любом уровне группа периодически делает остановки. На первом-втором интервал примерно от получаса до пятидесяти минут. Это время отдохнуть, выпить воды и подождать отстающих. Группа движется не растягиваясь и стараясь придерживаться одинаковой скорости.

Что нужно велотуристу?

  • Все веломаршруты имеют свой уровень сложности. Всего их шесть, где первый — самый простой. Эти уровни регламентированы, нормы одинаковые в любом клубе. Велотурист, который прошел шестой уровень, может претендовать на звание Мастера спорта или Инструктора по велотуризму. Определитесь, какой уровень вам подходит.
  • Вопреки сложившемуся стереотипу, велотуризм — довольно дорогое направление. Чтобы проехать большую дистанцию с разнообразным ландшафтом, надо иметь профессиональный велосипед для туризма: легкий, и надежный. Стоят такие недешево, как и различные аксессуары.
  • Кроме велосипеда, вам понадобится удобная одежда, качественный рюкзак, некоторый запас еды и воды.
  • Не забывайте о безопасности — не отправляйтесь в дальнюю дорогу с абсолютно незнакомыми людьми, читайте отзывы о клубах, спрашивайте знакомых и обязательно расскажите близким куда именно вы отправляетесь.
  • Независимо от дальности поездки соберите с собой аптечку с самым необходимым — противовоспалительное, обезболивающее и абсорбирующее. И не забудьте взять средства от комаров.

ВЕЛОТУРИЗМ обновлено: Февраль 21, 2018 автором: GlonassTravel

Источник: https://glonasstravel.com/destination/vidy-turizma/sport-ekstrim/veloturizm/

5 ответов на самые популярные вопросы о велоспорте. Ликбез для новичков

В последнее время во всём мире наблюдается всплеск интереса к шоссейному велоспорту.

В шоссейных велогонках есть всё: скорость, бескомпромиссная борьба гонщиков и команд, победы и поражения, триумфы и трагедии, и наконец, самые современные и продвинутые байки, которые эксплуатируют в «боевых условиях» лучшие велогонщики мира. В этой статье мы ответим на наиболее часто задаваемые вопросы новичков шоссейного велоспорта.

Когда и как появился шоссейный велоспорт?

Шоссейный велоспорт зародился ещё в середине 19 века. Официально днём рождения шоссейного велоспорта считается 31 мая 1868 года.

В этот день на старт в Сен-Клу, близ Парижа вышли любители, чтобы проехать на «костотрясах» (тогда ещё не было шин) дистанцию в 2 км. Победу в первой гонке праздновал представитель Туманного Альбиона Дж. Мур.

Через год этот же мистер Мур выиграл и гонку Париж – Руан, протяженность которой составила 120 км. Для того чтобы преодолеть такую дистанцию победителю пришлось потратить почти 11 часов.

Любопытно, что официальная первая гонка также была проведена во Франции. Произошло это в 1891 году, когда гонщики – пионеры проехали 600 км из Парижа в Бордо. Крупная гонка впервые состоялась в 1892 году.

Это была гонка Льеж-Бастонь-Льеж (Liège-Bastogne-Liège). Тогда победил местный гонщик, бельгиец Леон Уа. Кстати, через 2 года на этой гонке состязались уже профи, и вновь там был первым Леон Уа.

Чемпионат мира для спринтеров впервые прошёл в 1895 году, а первая веломногодневка – в 1896 году.

Что такое Гран Туры, и какие виды гонок есть в велоспорте?

Гранд Туры или супервеломногодневки – это самые престижные, приоритетные гонки шоссейного велоспорта. Да простят меня поклонники Олимпийского движения, однако победа в Тур де Франс, Джиро д’Италия и Вуэльта Испании считается наиболее весомой, наиглавнейшей в велоспорте. Здесь выступают лучшие велогонщики мира.

https://www.youtube.com/watch?v=RI92_7XhoAo

Даже победа хотя бы на одном этапе Гранд Тура считается важнейшим достижением для гонщика, значимой страничкой в его спортивной биографии.

Хотя формально все эти супервеломногодневки и равны, в мире велоспорта Тур де Франс, или как ещё именуют эту гонку «Большая петля», считается наиболее престижной.

То есть, получается, что Тур де Франс — главная многодневка в велоспорте, кульминация карьеры спортсмена.

Тур де Франс

Гранд Тур проводится на протяжении трех недель, чем отличается от обычной многодневки, которая, в основном не превышает недели. Супервеломнодневки проходят в середине сезона: Тур де Франс – в июле (с 1903 года), Джиро д’Италия — в мае (с 1909 года) и Вуэльта Испании – в сентябре (с 1935 года).

Помимо Гранд Туров, на протяжении всего сезона, проводятся также многодневки, которые также считаются очень престижными. Например, Париж – Ницца, Тиррено – Адриатико, Тур Швейцарии, Вуэльта Каталонии и другие не менее важные гонки.

В шоссейном велоспорте важное место занимают классические однодневки. Они проводятся в начале и в конце сезона. За один день гонщики проходят дистанцию более чем в 200 километров, причём им не всегда приходится ехать по гладкому шоссе.

Напротив, там их ждёт самое разное покрытие, в том числе у них на пути может оказаться разбитая дорога.

Самые известные монументальные однодневки: Париж – Рубе, Милан – Сан-Ремо, Льеж-Бастонь-Льеж (старейшая), Тур Фландрии и Джиро ди Ломбардия.

Следует отметить, что победителям всех вышеперечисленных гонок начисляются очки, которые идут в зачёт Мирового тура. В конце сезона определяется лучший гонщик сезона. В 2016 году первым стал словак Петер Саган. Кстати, на данный момент он также лидирует в общем зачёте.

Что такое призовые майки, и за что их можно заработать?

Майки считаются трофеями в велоспорте, которые каждый пытается заполучить во время гонок. Они разыгрываются в самых различных классификациях многодневок. После каждого этапа велогонки тот или иной гонщик награждается майкой, соответствующей классификации.

А может майка сохраниться у её обладателя и на следующем этапе, и даже до конца гонки. Бывает, что у успешного велогонщика имеется в наличии сразу несколько маек, понятно, что одновременно в две джерси он облачиться никак не сможет, и в этом случае лидер будет красоваться в самой приоритетной.

Главная майка – майка лидера генеральной классификации

Главная майка – майка лидера генеральной классификации, потом идёт – лучшего спринтера, далее — горного короля, затем – лучшего молодого гонщика, после чего – майка чемпиона мира (радужная, «проклятая»), и последняя – майка национального чемпиона.

Победа «в генералке» – это самое главное. На каждом этапе суммируется время, и тот, кто меньше всех его тратит при прохождении этапов, тот (генеральщик) и лидирует в генеральной классификации.

Победитель в генеральной классификации является триумфатором веломногодневки.

На Гранд Турах лидеры в генеральной классификации получают разные по цвету майки: на Тур де Франс – жёлтую, Джиро д’Италия – розовую, Вуэльта Испании – красную.

Какие бывают специализации велогонщиков?

В велоспорте особое значение имеет специализация велогонщиков. Она зависит от многих факторов: мастерства и навыков, физических данных.

Читайте также:  Осанка - растяжка мышц таза - всё о велоспорте

Генеральщик – спортсмен, который на всех этапах велогонки сражается за викторию в генеральной классификации. Главная персона в каждой команде, её капитан.

Горняки – миниатюрные и лёгкие гонщики, которые в горах отрываются от своих преследователей. Поскольку горные этапы превалируют на большинстве многодневок, то горняк, уверенно справляющийся с разделкой, является генеральщиком.

Раздельщики – те, кто имеют отличный ход на протяжении всего этапа, не исключая даже горных. Также часто бывают генеральщиками, если хорошо себя чувствуют в горах.

Спринтеры – крепкие, рослые, физически одаренные ребята, которые могут совершить мощный, кратковременный рывок, причём, что важно, на самом финише, когда силы всех покидают. Главное не отстать в горах и удержаться на удобном плацдарме для финишной атаки. Тоже они могут быть генеральщиками. К примеру, действующий чемпион мира Петер Саган является спринтером.

Грегари (итал.) или доместик (француз.) – личная гвардия капитана команды, генеральщика. Одна из самых уважаемых специализаций в современном велоспорте. Работают на командный результат в ущерб личному.

Оказывают помощь капитану, который бьётся за победу в генеральной классификации, или содействуют партнёрам по команде, претендующим на высокие результаты.

Помощь заключается в том, что они закрывают от встречного ветра своего лидера, ведут пелотон в удобном для капитана темпе, кормят и поят его, а если надо, то до подъезда технички могут отдать колесо со своего велосипеда.

Какие бывают команды в велоспорте?

Практически все профессиональные команды в велоспорте являются интернациональными. Набрать сильных гонщиков из одной страны очень сложно. Все команды имеют спонсоров, поэтому в их названии включено имя титульного спонсора. Цель команды – победа и высокие места её спортсменов в генеральной классификации либо в других номинациях.

Команды могут иметь лицензию ПроТура, дающую право их спортсменам соревноваться на всех гонках данной категории. Также есть команды континентальных дивизионов, которые могут попасть на веломногодневку, получив приглашение от организаторов или же попасть туда по вайлд-кард.

Команда Katusha Alpecin, Швейцария

До последнего времени в Мировом туре выступала российская команда «Катюша», однако сейчас она принадлежит швейцарцам и называется Katusha Alpecin.

К сожалению, команде не удалось найти спонсоров в России, в связи с чем пришлось перейти под крыло швейцарцам.

В настоящее время проходит престижная многодневка «Вуэльта Каталонии», и там за команду Katusha Alpecin выступают три российских гонщика: Ильнур Закарин, Павел Кочетков и Максим Белков.

Источник: https://liketobike.ru/5-otvetov/

Как выбрать велосипед для туризма?

Я много путешествую и вопрос, который я постоянно слышу, звучит почти одинаково: каким должен быть велосипед для похода? Накатав много километров на различных велосипедах, я сделал подборку параметров на которые нужно обратить внимание, приобретая велосипед для путешествий. Если же у вас уже есть велосипед и вы не хотите его менять, тогда просто посмотрите на отдельные компоненты, возможно, что просто сделав небольшой апгрейд, вы значительно улучшите свои результаты.

Итак, байк для велопохода должен быть, прежде всего, надежным. Это его главный, если не единственный показатель. Начну типов, а потом перейду уже к компонентам, так как они практически полностью универсальны.

Для похода по Европе или России, без съезда с дорог с твердым покрытием, лучше всего подойдет туринг, но это очень редкий для России велосипед, поэтому широко распространенной альтернативой ему является гибрид. Отличный выбор, если не катать по бездорожью и горам, подробнее можно прочитать в нашей классификации. Для пересеченной местности лучше подойдет горный велосипед, хардтейл.

Рама для туристического велосипеда

Она должна быть прочная. Идеальным вариантом является классический «диаманд». Желательно наличие отверстий для крепления багажника на верхних задних перьях, но это не обязательный параметр, так как существуют багажники, для которых это не важно, например, у фирмы topeak, а так же любой контактный багажник.

Материал изготовления рамы: сталь, алюминий, хромомолибден, титан. От наименее пригодного для туризма к максимально пригодному. Подробнее о каждом материале читайте в нашей статье о материалах изготовления велосипедных рам.

Трансмиссия для туризма

Переключатель должен быть максимально надежным, но и переплачивать не стоит. Например, в линейке Shimano не имеет смысла покупать для туризма переключатель уровня Deore LX.

Среди велотуристов считается самым оптимальным Deore по соотношению цена/качество в линейке Shimano, и переключатель X5 в линейке Sram. Количество передач зависит от ваших предпочтений, в велопоходе стоит иметь запас, но вот 2х10 или 3х8-10 не играет большой роли.

Я даже не могу сказать, что лучше, так как если переключатели настроены и за ними ухаживают, то все будет работать. А вот с количеством задних звезд все не так просто.

Учитывая, что ширина задней втулки стандартная, то количество звезд на барабан увеличивается путем уменьшения ширины металла, что не может не сказаться на их износостойкости. Даже у самых дорогих моделей этот показатель растет не пропорционально. На мой взгляд 3х8 или 3х9 самые оптимальные соотношения для велотуризма.

Тормоза для велопохода

Если вы не в курсе, какие вообще бывают велосипедные тормоза — ознакомьтесь с этой статьей. Мы сразу отбрасываем V-brake, хоть их и используют начинающие велотуристы, со временем все приходят к дискам. Дисковые делятся на два типа: механика и гидравлика.

Тут я не берусь ответить, ибо по этой теме ведутся просто бесконечные «холивары» среди адептов той или иной системы. Приведу лишь сухие факты.

Гидравлика: большой вес, возможность перегрева системы при длительной работе, высокая модуляция при торможении, маленькое тормозное усилие, слабая ремонтопригодность в полевых условиях, не требует постоянной настройки, требует аккуратного обращения при снятии колеса и транспортировке, а так же для ремонта часто необходимы специальные инструменты. Механика: меньший вес, ремонтопригодность в полевых условиях, низкая модуляция, тормозное усилие зависит от силы нажатия на рукоятку, требуется постоянная подстройка, неприхотлив при транспортировке. Мой личный выбор – механика.

Каретка для велотуризма

Она должна быть обязательно на картридже с промышленными подшипниками. Ось подойдет любая, но лучше все же octalink, он надежнее. Использование hollowtech довольно спорно, ибо она хуже защищена от грязи, но многие все же используют ее за счет повышенной торсионной жесткости.

Вилка. Вопрос её типа остается открытым, но для походов многих категорий сложности, кроме самых высоких, подойдет и хорошая пружинно-эластомерная вилка, но лучше, конечно, масло. Главное за ней ухаживать – регулярно чистить и смазывать. Длина хода может быть совершенно разной, но не рекомендуется ставить более 100 миллиметров и 40-60 для гибрида.

Педали для велопутешествий

«Контакты» или «топталки»? Вопрос в ваших предпочтениях, я начинал, как и все, с «топталок», но сейчас перешел на «контакты».

Практика показала, что для сложных походов с большим количеством бездорожья и грязи, или сложного горного рельефа, двухсторонние контактные педали не лучший выбор.

Если вы предпочитаете использовать «контакты», тогда советую для походов посмотреть на комбинированные педали, например SHIMANO M324 SPD Pedal. Если ваш выбор «топталки», то тут все просто – алюминиевая платформа с хорошим сцеплением и большой площадью, и промышленные подшипники.

Колеса для велотуризма

Точнее вилсет – обод, спицы, втулка. Тут важна надежность, поэтому обода двойные, а самый идеальный вариант – двойное пистонирование. Спицы DT Swiss Champion или аналогичные, не тянущиеся. Втулка на промышленных подшипниках, фирма не так важна, но стоит обратить внимание на защиту от грязи и ресурс, а вот вес не так важен.

Покрышки для велопохода

Тут все просто – надежность превыше всего. Можно пожертвовать высоким значением TPI – количеством нитей на дюйм, но не стоит рисковать снижением веса ради фолдинговой покрышки или skinwall tipe.

Поэтому – gumwall tipe, двойной компаунд, низкое значение TPI и стальной борт.

Протектор стоит выбирать для каждого похода в зависимости от условий, но среди бюджетных универсалов для похода могу отметить Kenda Small Block, Kenda Slant Six или Kenda Karma.

Руль для туризма

Чем он шире, тем меньше усилий нужно для поворота колеса. Материал может быть любым, но карбона я бы избегал. Если так важно гашение поглощение мелких вибраций, то лучше выбрать сталь или титан, в зависимости от финансовых возможностей.

Седло для туристического велосипеда

Оно должно быть не самое жесткое, но и не самое мягкое. Мы уже писали о том, как правильно выбирать седло. Среди велотуристов принято считать, что седло должно быть пожестче, а «памперс» помягче. Важен баланс и удобство, следует не бросаться в крайности: целиком карбоновое или широченное прогулочное – не лучший выбор.

Итоги

На чем можно экономить, а на чем нельзя? Нельзя экономить на желании путешествовать. Пример тому — мой друг, который проехал более двух тысяч километров по Европе на одном из самых бюджетных горных велосипедов фирмы Trek с дисковыми тормозами.

Но если серьезно, то для Европ с их развитой велоструктурой – такой велосипед довольно неплох, а вот для России… Поэтому возвращаемся к экономии.

Заднее колесо, куда приходится основной вес, лучше поставить качественное, а вот переднее можно оставить стоковым, главное, чтобы обод был двойным. Тормоза – дисковые, но какие именно, выбор за вами. Каретка и педали на промах, рама хромомолибденовая или алюминиевая.

Такая сборка позволит вам начать осваивать азы велотуризма, а потом, с опытом, вы придете к собственному «кастому» – ведь стоковых туристических велосипедов, увы, не выпускают.

Благодарю за внимание,
Алексей Евдокимов

Для тех кто дочитал до конца видео-бонус!

Источник: http://outdoortime.info/archives/2591

Ссылка на основную публикацию