Важные моменты по настройке велосипеда — всё о велоспорте

Выбор велосипеда для триатлона

Все чаще и чаще сталкиваюсь с тем, что люди покупают шоссейный велосипед для соревнований по триатлону, который не очень-то и подходит, особенно в контексте длинных дистанций ironman. Поэтому решил и написать про выбор велосипеда для триатлона.

Пишу её скорее как человек, который настраивает эти все велосипеды под гонщика. Поэтому особое внимание уделено не надписям на компонентах, а техническим и функциональным особенностям.

Выбор рамы велосипеда

Самое важное в велосипеде не задняя перекидка и не профиль колес, а именно рама. Она больше всего влияет на ходовые качества, на удобство и возможности по настройке посадки, а как следствие, на комфорт и вашу скорость.

Существует 2 типа рам, шоссейные и триатлонные. Основное отличии в геометрии.

Шоссе – угол подседельной трубы 73 градуса, эффективная длина верхней трубы (ЕТТ) соответствующая размеру рамы, то есть для размера 52 ЕТТ будет 520-530, для 54 размера ЕТТ 540-550.

Триатлон – угол подседельной трубы 77 градусов, ЕТТ меньше на 2-3 сантиметра.

Есть ещё такой подвид, как велосипед для раздельного старта (TT — Time Trial).

Он внешне очень схож с велосипедом для триатлона, но зачастую имеет более низкий рулевой стакан (head tube length), что сильно сказывается на посадке… Дело в том, что на ТТ велосипедах редко ездят соревнования длительностью более часа. Они рассчитаны на 15-минутные прологи и часовые разделки, но никак не на 3/6 часов ironman.

Поверьте, это очень важно, так как геометрия влияет на посадку. Это как выбор размера. Если не правильно подобрать размер, то толку от того велосипеда будет немного…

Размер рамы практически всегда очень легко подобрать. У производителей на сайтах, либо у дилеров в магазинах, существуют таблицы подбора размеров велосипеда. Смотрим на рост, попадаем в какой-то определенный размер. Наука не хитрая. В случае, если рост попадает на границу двух размеров, всегда рекомендую брать меньший.

У продавцов велосипедов из гаражей, харьков-туриста и продай2колеса этих таблиц данных обычно нет, да и там важнее продать и забыть, а как вы на нем будет ездить, продавцов не волнует. На репутацию там никто не работает.

Другое дело, что этих шоссейных рам тоже развелось много разных 🙂

В контексте этой статьи я бы разделил их на 2 типа.

  1. Рамы, на которые можно установить лежак и настроить посадку.
  2. Рамы, на которые лежак лучше не ставить, так как посадку нормальную настроить все равно не получится.

Тут мы затрагиваем вопрос аэробара/рогатки/лежака/клипонов. Это отличное приспособление, которое при правильном использовании дает прирост средней скорости на 10-15%. А при неправильном только утяжеляет ваш велосипед 🙂

Посадка для шоссе и триатлона отличается значительно. Наши локти «уходят» вниз и вперед на подлокотники, при этом таз не может оставаться на том же месте, его надо сдвинуть вперед. А при простом сдвиге седла вперед, уменьшится расстояние от каретки до седла (высота седла), так что седло надо будет поднимать вверх.

Посмотрите на эти несколько фото… Без боли я на них смотреть не могу.

И сравните их с этими. Одна гонка, один город.. Но кто-то настроил посадку, а кто-то не очень…

Так вот, чтобы приблизить наш шоссейный велосипед по геометрии к триатлонному с правильной установкой аэробара, нам надо изменить угол подседельной трубы с 73 до 77 градусов, хотя бы виртуально.

Это можно сделать сместив седло вперед на 5-10 сантиметров, в зависимости от ростовки рамы.

Это можно сделать с помощью сдвига седла вперед, если рамки позволяют и установки подседельного штыря со смещением вперед.

Рамы с симметричной подседельной трубой – круглой и овальной подойдут. В идеале, когда штырь сразу будет иметь смещение 20-30мм.

Большинство шоссейных рам как раз имеют круглое сечение подседельной трубы. Они то нам и подходят! Ещё есть рамы с овальным штырем как у Specialized Venge и у некоторых моделей Kuota.

Либо, где крепление сиденья можете ставить в разные посадочные места в штыре.

Пример: Merida Reacto, Cervelo разные.

При выборе рамы я бы не рассматривал рамы с несимметричным подседельным штырем и рамы с интегрированным штырем, которые не предусматривают значительное изменение смещения седла.

Примеры: Scott Foil, BMC TMR, Giant Propel и другие.

На этих рамах вы не сможете сместить седло вперед на нужное расстояние. Справедливости ради, у Giant и BMC можно менять смещение 0-30мм, но диапазон не достаточен для нашего применения.

Дальше пошел производитель Redshift, придумав подседельный штырь с параллелограммной системой изменения офсета и высоты одновременно. Гениальная идея! Но всегда есть «но». Кому-то с определенным ростом (скорее всего небольшим) подойдет это, но кому-то (большинству) нет.

Ещё обратите внимание и подумайте где вы будете везти воду, питание и запаску с насосом. Производители стали делать триатлон-специфик велосипеды со специальными отделениями под этот багаж. Либо сразу смотрите куда вы будете устанавливать сумочку/фляги/бокс и есть ли на раме/седле места, специально для этого предназначенные.

После рамы, по приоритету важности оборудования, идут точки контакта – руль с лежаком, седло и обувь.

Выбор насадки/клипона/лежака и руля

Они тоже бывают разные 🙂 Очень разные!

Я советую обращать внимание на количество настроек для подгонки под себя. На хороших лежаках можно настраивать:

  1. Расстояние между подлокотниками. И круто, когда оно регулируется независимо от ширины самих удлинителей-рогаток (~150-260мм)
  2. Расстояние от центра подлокотника до конца удлинителя ( ~200-350мм)
  3. Расстояние между самими удлинителями (~70-130мм)
  4. Смещение всего лежака назад относительно центра руля

Это основное. Есть ещё 5-6 других настроек, которые уже не так важны.

Хороший пример распространенных у нас лежаков — profile design в алюминиевом исполнении, в карбоновых версиях нет 4-й настройки.

Форма удлинителей тоже бывает разной. Наиболее эргономична J-bend или Ski-bend. Я бы разместил их в таком порядке. Сверху самая удобная форма, снизу самая неудобная. Хотя это субъективно, но все-таки есть статистика и отзывы.

А ещё есть такая картинка из статьи, после которой становится понятно в какой позиции рукам будет более комфортно 🙂

Помимо лежака смотрим и на сам руль, на который мы хотим на какие-то гонки ставить лежак. Руль должен иметь круглое сечение не только в месте крепления выноса, но и по бокам от этого места. Хотя бы по 3-4 сантиметра круглого сечения. К счастью, нам подходит большинство шоссейных рулей.

Но есть и исключения – аэрорули, которые пользуются определенной популярностью. Ещё интереснее — комбинация руль+вынос.. Это не для триатлона.

Примеры на фото.

Выноса. Отличаются длиной и углом. Нужные параметра определяются во время настройки посадки. Жесткость и вес прочувствовать непросто. Подбирайте по длине/углу/дизайну/стоимости.

Ещё встречаются разные нестандартные выноса, вроде конструктора у BMC TimeMachine. При выборе велосипеда c нестандартным выносом следует очень тщательно подойти к подбору размера (reach и stack рамы). И все равно есть вероятность, что нормально посадку с ним вы не настроите. Так как тот же BMC ТМ — это велосипед, в первую очередь, для TimeTrial, а не для триатлона на длинную дистанцию.

При выборе стандартного выноса, лучше чуть сэкономьте, и купите хорошую толстую обмотку. И не забывайте её менять время от времени. Ладони скажут спасибо.

Выбор седла

В целом седла для аэро-посадки отличаются длиной, они короче обычных. Помимо этого у них совсем другая форма, иногда достаточно непривычная.

Бывает и такое, что шоссейное седло от шоссейной посадки подойдет и для аэро, но это 50/50. Модели вроде Specialized Romin с вырезом и наклоном задней части частенько подходят.

Подбирать седло нужно только пробуя его лично. Не покупайте седло через интернет по картинке, по совету товарища, по дизайну или ещё чему-то. Нужен тест, хотя бы 20-30 минут на станке. Лучше седло подобрать сразу во время настройки посадки, можно сразу протестировать и настроить все под нужное седло, а не менять по 10 раз потом при смене седел.

Обувь для триатлона

Хорошая статья про выбор велообуви есть у Юры Ганусяка.

Чем же отличается обувь для триатлона?

Возможностью быстро одеть туфли «на ходу», запрыгнув на велосипед, выбежав из транзитной зоны.

Для этого на триатлонной обуви на пятке есть петля, за которую можно потянуть.

Застежка обычно одна широкая липучка. Быстро можно затянуть.

Ещё есть специальные зацепы для канцелярских резинок, с помощью которых мы фиксируем обувь в горизонтальном положении, когда туфли пристегнуты к велосипеду, ожидающему вас в транзитке.

Все это здорово, но на практике одна липучка не так здорово держит ногу как хотелось бы. И если на олимпийке велоэтап редко что-то решает, то на длинных дистанциях удобство, комфорт и хорошая фиксация стопы играют более весомую роль.

Поэтому не списывайте шоссейные туфли, особенно, если у вас в приоритете только длинные дистанции.

Отдельный абзац хочу посвятить уникальным туфлям Specialized S-Works Trivent. Уникальность их заключается в откидывающейся пятке и системе затяжки BOA. Пятка откидывается назад и держится там с помощью магнита, запрыгнув на велосипед, можно сразу «с разгону» вставлять стопы в обувь и остается лишь покрутить колесико BOA, пятка поднимется, а стрепа над подъемом затянется. Это крутой продукт!

Ещё абзац педалям. Тут просто мнение опытного фитера. Берите Shimano SPD-SL. Look, Mavic имеют меньший диапазон регулировок. В остальном функционал педалей примерно одинаков.

Особняком стоят педали Speedplay, на которых можно легко настроить угол свободного хода и подобрать оси нужной длины, при необходимости.

Но они достаточно не популярны из-за цены и неудобства ходьбы, в случае установки на туфли с 3-дырочным стандартом крепления шипа.

Шипы с ненулевым свободным ходом пятки! Колени скажут спасибо! Подробнее в моей статье про контакты.

Колеса

Хорошие колеса (стоимостью от 1500$) сэкономят вам 2-3 минуты на 90км, столько же, сколько и хороший аэрошлем (200-350$).

Если все-таки решились на такое вложение средств, смотрите на Roval, Zipp, Mavic, Enve, Corima, Reynolds, Easton, HED, Vision, Campagnolo (Fulcrum). Вроде никого не обидел ))

Трансмиссия

Напишу лишь два коротеньких момента.

  1. Рассчитывайте ваши силы. Если на дистанции есть холмики, либо ФТП меньше 350, то можно обойтись системой-компактом с набором звезд 50-34 спереди.
  2. Di2 стоит того. Благодаря возможности кнопок переключение и на лежак и на сам руль.
Читайте также:  Bmx-велосипеды и советы по их выбору - всё о велоспорте

Группу можете выбирать исходя из религиозных соображений и толщины кошелька. Когда оборудование хорошо смазано, чистое, а цепь/кассета менялись вовремя, то все будет работать. Разницу в работе новой перекидки 105 и дюра-ейс почувствовать труднее, чем кажется.

Информации много, постарался написать самое важное. Надеюсь, вы нашли что-то полезное. Сэкономите время и деньги при выборе своего гоночного друга 🙂

До встречи на стартах 🙂

Источник: http://dimapetrov.com/vybor-velosipeda-dlya-triatlona/

Настройка посадки по технологии Retul

Чтобы восполнить пробел знаний в области подгонки посадки на велосипеде и точно знать, какой размер рамы и другие параметры шоссейного велосипеда мне заказывать, я отправился к ребятам из Velosport Lab — Центра тестирования спортсменов.

Задачи настройки посадки:

  • Повышение комфорта при езде на велосипеде
  • Профилактика травматизма
  • Увеличение мощности
  • Улучшение аэродинамики
  • Рационализация энергозатрат
  • Повышение качества педалирования

В этом процессе три основных этапа:
Предварительные опрос — основные вопросы про возраст, стаж/стиль катания, километраж, предпочтения, цели или ожидания от настройки конкретно для меня.

Предварительная оценка индивидуальных особенностей — делаются тесты на гибкость, приводится оценка расстояния между седалищными буграми, подъема свода стопы, положение таза, формы спины, определение уровня мышечной массы спины, уровня гибкости, нейтральной позиций шипа, длины ног и разница длины ног и других параметров, необходимых для настройки посадки.

Непосредственно сама настройка посадки — снимаются все основные параметры с моего велосипеда, далее настраивается велоэргометр, на котором можно в режиме реального времени (не слезая с велосипеда) менять разные параметры посадки и смотреть изменения.

Далее о каждом этапе подробнее и в картинках:

Оценка индивидуальных особенностей

После небольшого вводного интервью (Ф.И.О., уровень катания, возможные прошлые травмы, отклонения и т.д.), определяем ширину седла. Оптимальная ширина подбирается индивидуально, учитывая расстояние между седалищными буграми таза (условно назовем их седалищные кости).

Для этого садимся на измеритель — BG Saddle Measuring Tool — и смотрим на отпечаток.

Оцениваем структуру стоп, проверяем на асимметрию и гибкость.

Определяем среднее положение между костяшками большого пальца и мизинца для установки нейтрального положения шипа, что поможет верной работе суставов.

Чтобы перейти к самому главному, на фотографиях изображены не все этапы оценки индивидуальных особенностей (например, опущены оценка изгиба, гибкости и мускулатуры спины, оценка гибкости шейного отдела и плеч и т.д.).

Оцениваем гибкость ног и бедер

Для максимальной эффективности с помощью «пистолетика» определяем, какой из клиньев и стелек будут наиболее удобными (далее это все еще раз проверится непосредственно на велосипеде)

Переходим к подготовке Muve

Подготовка и настройка Retul Müve Dynamic Fit Bike

Этот аппарат представляет собой велоэргометр с регулировкой седла и руля во всех направлениях,

систему датчиков (wireless harness),

устройство для приема сигнала со встроенной камерой (motion capture),

беспроводной зин (Zinn) для снятия замеров,

и монитор, который показывает все замеры и данные.

Заносим все базовые данные (отправные), измеряем длину ног для нейтральной высота установки седла (ВУС)

Для наглядности изменений «до» и «после» мы загняем в систему показатели посадки, которая у меня была ранее (из магазина еще 🙂

Устанавливаем липучки для датчиков

Соединяем провода датчиков
Датчиков всего 7: на плечо, локоть, запястье, бедро, колено и голеностоп и на вело туфлю. Каждый датчик закрепляется строго на оси вращения сустава, что помогает минимизировать погрешности. Retul заявляет о погрешности в 10%.

Крутим педали и смотрим на монитор (все пестрит красным 🙂

Посмотрели, записали, обработали данные. Теперь будем устанавливать велоэргометр, чтобы найти идеальную посадку.

И переносим полученные данные на велосипед. Переносили долго и кропотливо, поэтому про съемку забыли 🙂

В текущих условиях (неверный размер рамы) и в отсутствии дополнительных деталей (нужен был более длинный вынос и подседел) мы смогли подогнать более удобную посадку и получить данные

Было

Стало

В завершении могу сказать, что без правильной посадки я бы никогда не проехал таких расстояний, как например 300км:

или 200км

До этих тестов я едва проезжал 100-150км, после чего боль мышц становилась критической.

После всех тестов вы получаете финальные данные по всем настройкам на бумаге и 2 отчетных видео (до и после).

Полученные данные я успешно использовал в дальнейшем при настройке моего Colnago:

Напоследок немного фото из шоу-рума VelosportLab

Источник: http://www.vladimirantonov.ru/2014/01/nastroyka-posadki-po-tehnologii-retul/

Настройка велосипеда своими руками

2016-05-12 Обслуживание и уход за велосипедом 3471

Содержание:

Каждого велосипедиста волнует вопрос о том, как сделать, чтобы велосипед служил долго. Секрет прост – байку нужно ваше внимание, т.е. необходимо следить за его состоянием и вовремя проводить настройку велосипеда.

Регулируем тормоза

Тормоза ободные имеют поверхность тормозную и снабжены колодками. Выступает этой поверхностью в случае V-brake — обод (см. рисунок), а для дисковых ею является поверхность диска.

Настройка велосипеда считается грамотной, если отрегулированы тормоза: чтобы передавалось усилие, предусмотрены рубашка и тросик, как и в варианте с трансмиссией. От велосипедиста требуется вовремя заметить, что колодки износились и нуждаются в замене.

Важно обращать внимание на синхронность износа: к поверхности тормозной они прижиматься должны одновременно. Если условие нарушено, требуется центровка. Предназначены для этих целей пружины и регулировочные винты.

В дисковом тормозе устанавливается калипер. Он параллелен диску, поэтому на вращение колеса сопротивления ощутимого не создается. Чтобы провести настройку велосипеда с такими тормозами, шестигранник подкручиваем, пока не станет трения между колесом и диском или колодками. Усилие тормозное проверяют по ручке, до грипсы имеющей достаточный интервал.

Переходите к покрышкам: проверьте, чтобы они не были спущены. Среднее рекомендованное давление в них – 3-3,5 атмосферы. Значение будет большим для покрытия твердого и асфальтового, поменьше – для местности пересеченной и грунтов мягких. Следуя изложенным рекомендациям, помогающим произвести правильную настройку велосипеда, байк при езде не пробьет камеру.

Регулируем манетки

Манетки на руле является продолжением предплечья. Другими словами, направлена манетка так, чтобы быть продолжением реки велосипедиста, сидящего на байке. При отклонении от этого направления, придется настроить ее правильно, ослабив болты крепежные.

Затягивать слишком сильно их не нужно: можно перетянуть, даже сорвать резьбу. То есть, ключ держат в руке малым рычагом (короткой стороной шестигранника, а не длинной). Если выполнено все, как рекомендуется – настройка велосипеда (манеток) закончена.

Что нужно знать, чтобы настроить руль, рулевую колодку и вынос

Дойдя до этого этапа настройки велосипеда, проверяют функционирование регулировок и, если в их работе что-либо вызывает сомнение, обращаются к специалистам.

Исследовать требуется затяжку этих элементов, в случае необходимости подкручивают шестигранник. Чтобы проверить настройку рулевой, байк колесом передним нужно упереть в угол, чтобы он не двигался назад и вперед. Место крепежа удерживают одной рукой, а другой начинают слегка раскачивать его вперед-назад.

При обнаружении люфта, регулируют, ослабив регулирующие болты: верхний и два боковых (возможно иное их расположение в некоторых моделях). Закончив с этим, начинайте затягивать якорь верхним болтом, пока зазор не исчезнет.

Настраивая велосипед, найти нужно положение, в котором нет люфта, но двигается рулевая свободно.

Настройка руля. Руль закручивают по диагонали крест- накрест, чтобы зажим выноса рулевого хомута был равномерным: затягиваем вначале левый верхний болт, за ним — нижний правый, затем, переходят к правому верхнему, последним регулируют — левый нижний. После этого, считается, что рулевая зажата.

Настройка велосипеда (заднего переключателя передач)

Настройка по правилам начинается с перекидки задней. Освобождают ее тросик, что разрешает на единицу сбросить манетку.

Вращая верхний болт, выставляют ролик перекидки верхний в положение, совпадающее с маленькой звездочкой (последней). Возвращают на место тросик.

Проверяют манетку: если она ослаблено стоит, тросик в этой позиции фиксируют с помощью инструмента. Не нужно сильно затягивать во избежание повреждения тросика и резьбы – ручной достаточно.

Немного повернув болт нижний против часовой стрелки, переключают на подъем передач манетку, следя, чтобы с большой звездочки не слетела цепь, которая может повредить спицы.

Настройка переключателя велосипеда переднего

Чтобы настроить переключатель передний, освобождают тросик, устанавливают перекидку рамы переднюю в правильное положение. Для этого находят такое положение для рамки этой перекидки, в котором расстояние до зубьев звездочки лежит в пределах 1-2 миллиметра, а сама она параллельна наибольшей звездочке.

Перекидки выпускаются с верхней и нижней тягой. Хомут может находиться снизу или сверху.

Если он вверху, а ближе к раме расположен болт регулировочный ее дальней части, (соответственно ближе к вам находится болт дальней части), сначала регулируют расположение части рамы дальней, чтобы она к цепи была на максимально близком расстоянии, но цепь не цепляла.

Вращение цепь совершают по звезде малой. Затем, натягивая трос одной рукой, второй выполняют фиксацию болта. Чтобы тросик не испортить и не повредить резьбу, затягивать нужно не сильно.

Видео: Настройка переднего и заднего переключателей

Интересные материалы:

Источник: https://motocarrello.ru/obsluzhivanie-i-uhod/1360-nastrojka-velosipeda.html

10 мифов о настройке велосипеда

Во всех вопросах, касающихся велосипедов, у каждого из нас есть свое мнение, в результате чего возникло множество мифов, которые мы попытаемся развеять. Не исключением является и вопрос о настройке велосипеда, на эту тему мы часто слышим множество слухов или же откровенно ложных утверждений.

По теме: Как настроить новый велосипед?

1.Существует идеальная позиция для езды

Это один из самых больших слухов; говорят, что посредством регулировки рамы и седла любой велосипедист может достичь идеальной посадки, которую можно выразить в длинах и углах, и что эта позиция является идеальной для катания.

На самом деле все люди разные. У нас разные тела с неодинаковыми пропорциями, различной подвижностью и силой – не говоря уже о том, что у нас могут быть разные велосипеды и разные цели при езде. Хороший настройщик велосипедов примет все это во внимание и найдет позицию, которая обеспечит оптимальный комфорт, эффективность и производительность.

2.Профессиональная настройка нужна только «хардкорным» наездникам

Профессиональная настройка велосипедов настоятельно рекомендуется наездникам шоссейных велосипедов, которые проводят много времени в фиксированном положении, повторяя одни и те же движения много раз.

Читайте также:  Что такое ашанбайки и стоит ли их покупать - всё о велоспорте

Однако, правда в том, что настройщик может помочь гораздо большему числу различных наездников. Очевидными примерами являются горные велосипедисты или люди, добирающиеся на работу из пригорода на велосипеде.

Кроме того, грамотная настройка велосипеда сделает поездку наиболее комфортной и безопасной.

С одной стороны может показаться, что услуги настройщика – всего лишь пустая трата денег, так вы и так уже отдали приличную сумму за новый велосипед. Однако, даже банальная регулировка седла по высоте уже даст почувствовать разницу, и вы начнете кататься больше, забыв о болезненных ощущениях, которые провоцировали убрать велосипед в гараж и никогда больше о нем не вспоминать.

Все больше и больше магазинов предлагают эту простую услугу, и это абсолютно стоящее вложение, вне зависимости от того, на каком велосипеде вы будете ездить. Потом, когда вы поймете, что нужна дальнейшая профессиональная настройка, вы уже будете знать всю пользу, которую она принесет.

3.Нужна только одна настройка велосипеда

Большинство людей пользуются услугами настройщика только при покупке велосипеда или же при подготовке к соревнованиям, в дальнейшем забывая об этом совсем.

Настройка велосипеда рекомендуется при значительных изменениях тела: травмы, изменения подвижности тела при занятиях йогой, набор или снижение веса, беременность и так далее.

4.Все настройки велосипедов одинаковые

Существует несколько разных подходов к настройке. Некоторые настройщики полагаются на средние длины и углы, другие предпочитают работать непосредственно с заказчиком, чтобы подобрать ему оптимальную позицию для езды.

Вам следует искать человека, который выслушает цели, которые вы преследуете при езде, примет их во внимание и вместе с вами будет работать над тем, чтобы их достичь.

5.Чем ниже позиция, тем больше скорость

Позиция при езде действительно влияет на аэродинамику наездника, и, в конечном счете, на его скорость – это прекрасно продемонстрировал нам Летучий Шотландец Грэм Обри со своей нашумевшей «позицией супермена», в дальнейшем запрещенной.

Однако, лучше всего искать компромисс между аэродинамикой и эффективностью – возможно, у вас будет большее лобовое сопротивление, однако вы затратите меньше усилий.

6.Настройка велосипеда позволит ездить на неподходящей раме

Грамотная настройка велосипеда позволяет обрести уверенность, что вы будете ездить с наибольшим комфортом и эффективностью. Однако, есть очень много нюансов, которые вы можете упустить из виду еще до настройки. Один из важнейших моментов – выбор рамы правильного размера, и именно с этого нужно начинать.

Каждый размер рамы спроектирован с определенным запасом гибкости, чтобы велосипедист, который не может сидеть ровно посередине, мог пользоваться велосипедом без ущерба удобству.

Как правильно подобрать велосипед — видео

7.Неотъемлемая часть велосипеда – страдания

Если вы испытываете дискомфорт во время поездки, это значит, что что-то, возможно, не так. Хороший настройщик велосипеда сможет помочь определить, является ли причиной сам велосипед или же ваше состояние здоровья.

Ключевой момент настройки велосипеда — предварительная оценка велосипедиста, включающая в себя оценку гибкости тела, ширины тазовых костей, структуры ступни и так далее. Разговор с наездником крайне важен, т.к. помогает выяснить его проблемы со здоровьем, замечания по поводу удобства, ощущает ли он боль во время поездки.

8.Сменные детали, например, седло, не влияют на удобство

Думаете, что замена такой маленькой детали, как седло, не повлияет на удобство езды? Подумайте еще раз. Размер велосипед актуален только с определенным набором экипировки. Думаю, в этом вопросе люди нередко ошибаются, меняя какую-то одну деталь, например, седло, и не задумываясь о том, что это повлияет и на остальные параметры. В велосипедной настройке все взаимосвязано.»

Разница между моделями и брендами особенно заметно в случае велосипедных сидений – изменение длины седла всего лишь на несколько сантиметров произведет большой эффект на ощущения от езды. Если заменить руль или педали, изменения также будут значительными.

9.Настройка заканчивается, когда я выхожу на улицу

Вам следует думать о настройке велосипеда как о непрерывном процессе, а о настройщике – как о своем путеводителе. После того, как вы купили велосипед и привезли его домой, вы неизбежно начнете кататься на нем, и тут же почувствуете пользу от грамотной настройки велосипеда – хотя у вас все еще могут остаться замечания. В этом случае позвоните настройщику, и он будет рад помочь.

В идеале настройщик сам позвонит через неделю после покупки и спросит, все ли у вас в порядке. Если он этого не сделал, а у вас есть претензии, не стесняйтесь сами позвонить, возможно, неисправность легко устранить, а возможно ваш звонок поможет выявить новые проблемы.

Советуйтесь с настройщиком раз в год, чтобы ваши замечания были услышаны, а проблемы решены до того, как приведут к серьезным последствиям.

10.Настройка велосипеда занимает весь день

Существует миф о том, что на настройку велосипеда нужно потратить целый день, хотя на самом деле требуется несколько часов.

Опытный настройщик может осуществить предварительную оценку и большую часть работы по настройке за два часа или меньше. Конечно, есть причины, которые замедляют процесс, к примеру, если шипы оказались прогнившими, но в нормальных условиях вы сможете выйти из магазина с настроенным велосипедом через два часа.

Есть вещи, из-за которых настройка будет происходить дольше обычного, но в среднем вы сможете забрать велосипед тем же утром или к обеду – в зависимости от того, как сильно занят настройщик. Имеет смысл забронировать настройку заранее, чтобы избежать сильно загруженных периодов работы.

Источник: https://velosmak.ru/10-mifov-o-nastroyke-velosipeda

Настройка посадки на велосипеде с помощью Bike Fast Fit

Вне зависимости от типа велосипеда: шоссейный, для триатлона, горный, трековый и прочих, первое, о чём необходимо позаботиться после покупки является настройка правильной посадки. Хорошо, если у вас есть знакомый, сведущий в данном вопросе или вы сами обладаете солидными познаниями в теории и практике касательно подгонки велосипеда под седока и задачи, которые он преследует.

Или вы планируете посетить специалиста Body Geometry Fit или Retul и им подобных профессиональных систем по настройке. А если по тем или иным причинам всё это вам не доступно, как быть? Можно поискать в Интернете. Эта кладезь выдаст массу материала со стандартами, руководствами и прочей полезной и не очень информацией, которая сможет вам помочь.

Да и какого-либо сложного инструмента не потребуется: уровень, угломер, рулетка да отвес. Но как часто бывает, Интернет содержит зачастую не полные или трудно удобоваримые сведения, переварить которые и осмыслить доступно далеко не каждому. Но прогресс не стоит на месте, с ростом спроса рождается и предложение.

Хотим представить вам удобную и простую в использовании систему выставления посадки на велосипеде с помощью программы Bike Fast Fit для iOS.

С чего начать

Кроме велосипеда вам будут необходимы:

  • iPhone с установленной программой Bike Fast Fit
  • Рулетка, пяти- или десятирублёвую монету, ножницы и ручка
  • Небольшой лист яркой цветной бумаги с клеящим слоем
  • Вело станок под заднее колесо для надежной фиксации велосипеда
  • Фото штатив с приспособлением для крепления iPhone.
  • Набор шестигранников для регулировки велосипеда

Помещение, где вы будете экспериментировать, должно позволять установить iPhone на расстоянии 3 — 3,5 метрах от велосипеда и желательно с хорошим освещением. В нашем тесте обычной люстры было не достаточно, что отражается на качестве видео и потом при анализе могут возникнуть с идентификацией меток.

Установив велосипед на станок, не забудьте подставку под переднее колесо, чтобы расстояние от втулок колес до пола было одинаковым. Запустив программу, отрегулируйте положение телефона. В идеале, камера должны быть на высоте верхней трубы велосипеда, а пунктирные линии, обозначающие колеса максимально точно совпадать с вашим велосипедом, как и крестики, обозначающие втулки колес.

Замеряем рулеткой расстояние между центрами втулок, оно пригодиться позже для калибровки.

Закончив с установкой телефона и велосипеда, займитесь маркировкой контрольных точек на теле седока. Для этого берем цветную бумагу, обводим ручкой по периметру монетку, нам потребуется пять маркеров. Вырезаем. Готово! Клеим маркеры на тело.

Плечо (shoulder) — точка наклеивается на акромиальный отросток (конец лопатки). Данная точка расположена на внешней стороне примерно в 2,5 сантиметрах от верха плеча. Акромиальный отросток подвижен (при движении рукой вверх или в сторону), поэтому для выставления посадки на велосипеде для гонок с раздельным стартом или триатлона, приклейте маркер при положении рук в аэро позиции.

Бедро (hip) — клеим маркер на шейке бедра, то есть на выпячивании, образованном большим вертелом. Для того, чтобы не ошибиться, на ощупь найдите верхнюю точку бедренной кости. Следуйте вниз примерно на ширину ладони, пока вы не нащупаете отчетливый бугорок. Часто это весьма не просто и нажимать придётся сильно, т.к. мышцы бедра могут быть достаточно плотными

Локоть (elbow) — маркер должен быть на наружной стороне локтя на мыщелке плечевой кости. Он похож на отросток или шишку, к которой крепятся связки мышц плеча и предплечья.

Лодыжка (ankle) — на костном выпячивании на внешней стороне лодыжки.

Колено (knee) — на наружной стороне колена на мыщелке (плотная костная шишка сбоку от коленной чашечки).

Съемка тестового видео

Итак. Всё готово. Можем приступать к съемке видео, анализируя которое мы потом будем производить измерения. В программе в верхнем левом углу нажимаем на иконку выбора режима работы. На открывшейся панели слева — пункт Capture. Настраиваем видео так, чтобы пунктирные линии, обозначающие колеса и втулки, максимально чётко совпадали с реальным положением велосипеда.

В режиме видеосъемки есть четыре простые настройки: звук/подсветка, таймер включения, длительность записи и выбор положения велосипеда (фас, профиль) в зависимости от тестов, которые вы потом сможете провести. Выбираем длительность записи 30 секунд.

Если вы всё делаете один, то воспользуйтесь таймером задержки включения записи на то время, за которое вы сядете на велосипед, встегнётесь в педали и начнёте крутить. Педалируйте мягко, без рывков и с невысоким каденсом. Если вы будете крутить слишком быстро, видео получится смазанным, что затруднит распознавание маркеров при последующем анализе стоп-кадра.

По окончанию записи телефон подаст сигнал. Можете слезать с велосипеда, далее вся работа будет производиться непосредственно на телефоне.

Читайте также:  Велосипедные колеса - крайне важный узел байка - всё о велоспорте

Подготовка к анализу

Итак. У нас есть видео. Выбираем в верхнем левом углу режим Analyze. Там мы видем наше видео. Нажимаем, видим стопкадр. Рекомендую промотать видео ближе к концу, т.к. в начале вы скорее всего не успеете принять привычную позицию, в которой педалируете. Справа вы увидите две кнопки.

Для начала нажмите нижнюю. Это карточка видео. Впишите название видео в строке Title, например «До регулировки», а в строке Rider — имя тестируемого. Позже, когда у вас накопиться солидный архив с видео, так вам будет легче в них ориентироваться. Верхняя кнопка позволяет формировать сами тесты.

Известно, что есть ключевые особенности, отличающие посадку на шоссейном велосипеде, на велосипеде для гонки с раздельным стартом, на горном велосипеде. На это работает геометрия рамы.

Но и на одной и той же раме можно выставлять различное положение и высоту седла, регулировать длину рулевого выноса, высоты и наклона руля и прочее.

Будем исходить из того, что размер велосипеда соответствует вашему росту и индивидуальным особенностям (длине туловища, рук, ног). Так же не плохо, для выставления идеальной посадки, знать уровень гибкости своего тела.

Это особенно важно для нахождения оптимального варианта подгонки, при котором сохранятся комфорт и мощность. В нашем обзоре мы опустим моменты, связанные с особенностями настройки в зависимости от степени вашей гибкости. Для этого вам всё же придётся пройти тест у профессионала.

Наша же цель оценить и исправить грубые ошибки, которые неизбежны при отсутствии опыта вообще.

Для проведения тестов вам необходимо пользоваться прокруткой видео, для установки стоп-кадра в то или иное положение, при котором надо проводить измерения. Для этого используется шкала в левой части экрана для анализа. Двигайте её пальцем вверх для прокрутки вперед или вниз для прокрутки назад.

Шоссейный велосипед

Для выставления посадки на шоссейном велосипеде рассмотрим четыре основных теста программы. Тесты выбираются нажатием на верхнюю кнопку справа и далее кнопкой «+». Названия их на английском языке. Мы приведём перевод.

Углы при выпрямлении и сгибании ноги. На данные параметры влияет высота установки седла. Для большинства велосипедистов оптимальными считаются углы в пределе от 141 до 145 градусов при распрямлении ноги и минимальный угол в 70 градусов при сгибании.

Правильная установка седла критически влияет на эффективность и мощность педалирования. Угол распрямления ноги ниже 141 градуса может привести к болям спереди и по бокам коленного сустава.

Наоборот, угол выше 145 градусов может приводить к болям в задней части коленного сустава и ахилловых сухожилий.

Выберите тест «Knee angle max». Для корректного измерения угла при распрямлении ноги по остановите видео на том кадре, при котором шатун находится в самой нижней части цикла, на шести часах.

Перетягивая за зеленые круги, установите угломер на контрольные точки таким образом, чтобы сгиб угломера был на точке на вашем колене. По окончании снова нажмите на кнопку выбора теста.

Данные запомнятся, а вы сможете перейти к следующему измерению «Knee angle min», в котором остановите видео на кадре, в котором шатун находится в положении на ноль часов. Повторите расположение угломера на контрольных точках согласно предыдущему тесту.

Угол сгибания рук. Тест «Arm angle». Этот параметр должен быть в пределах от 150 до 160 градусов.

При таких значениях вам обеспечена лучшая управляемость и распределение веса вашего тела, а так же позволяет эффективно гасить колебания, связанные с  дефектами дорожного покрытия.

Для измерения данного значения установите угломер на точки на плече, локте, а так же запястье, при условии, что вы держите руль за верх тормозных ручек.

Вынос колена за педаль. Тест «Knee Over Pedal». Рекомендуется, чтобы линия от передней части вашего колена по отвесу проходила через ось педали. У высоких велогонщиков, а так же при заездах на длинные дистанции на шоссейном велосипеде, возможно сдвигание колена до 2см назад.

Для данного теста вам будет необходимо откалибровать расстояние между втулками колес велосипеда. Остановите видео на стоп-кадре, при котором шатун расположен на три часа. Установите красные линии на оси педали и внешней границе колена. Так же при прочих правильных настройках, взгляните вниз через поперечную трубу руля.

В идеале, вы не должны видеть втулку переднего колеса.

Настройка посадки на велосипеде после измерений

После описанных в предыдущем пункте измерений, в памяти программы останутся параметры, которые были до настройки. Теперь время, когда понадобится инструмент.

Для регулировки высоты седла, ослабьте механизм, крепящий подседельный штырь и двигайте его вверх или вниз соответственно для увеличения или уменьшения углов сгиба колена. Для регулировки выноса колена за руль, двигайте седло вперед или назад.

После этого если вы всё еще будете недовольны углом сгибания рук, скорее всего вам требуется вынос другого размера. Сделав все необходимые корректировки, повторите процесс измерений.

Возможно, вам потребуется это сделать несколько раз, пока вы добьетесь выставления всех параметров, удовлетворяющих рекомендациям по выставлению посадки на велосипеде. Закончив, сравните то, что было раньше и на чём вы остановились.

На замерах слева — то, что было до измерений. Справа — итог после. Во время тестов мы подняли сидение на 1см вверх и сдвинули его на 1см назад, поменяв вынос руля на 2см короче.

Благодаря этому исчезло ощущение, что тестируемый тянулся к рулю, излишне растягивая спину и давая лишнюю нагрузку на руки. Так же в исходном положении было повышенное давление на пах, поэтому нос седла был слишком завален вперед.

После выставления посадки с помощью программы-уровня мы изменили угол наклона седла на менее агрессивный 1 градус. Хотя рекомендуется выставлять седло строго по горизонту, это может быть индивидуальной особенностью каждого.

При горизонтальной установке седла вес тела лучше распределяется на седло. Если вы завалите вперед — можете сползать на руки, давая тем самым ненужную нагрузку. При наклоне назад возможны боли в паху.

Велосипед для гонок с раздельным стартом или триатлона

При выставлении посадки на велосипеде для гонок с раздельным стартом или триатлона, мы так же проводим серию тестов в следующей последовательности: высота седла, положение седла по горизонтали, высота руля и длинна его выноса. В тесте Knee Angle Max для триатлона рекомендуется выставлять угол в диапазоне 145-150, хотя есть мнение, что это значение должно быть в пределах 153-155.

В отличии от классической шоссейной посадки, со значением теста Knee Over Pedal равным нулю, для посадки на велосипеде для триатлона седло смещают вперед, выставляя данное значение 4-6см. Тем самым вы бережете мышцы ног для последующего бега.

Специфическим тестом для триатлона будет Hip Angle. Его идеальные значения 90-95 градусов. В принципе, и 100 градусов допустимо, а вот всё, что выше свидетельствует о неэффективной посадке с точки зрения аэродинамики. Обращаю ваше внимание и на то, что идеальная аэродинамическая посадка требует гибкости.

Как минимум, вы должны доставать ладонями до пола, делая наклон вперед с прямыми ногами вместе. Если вы это сделать не можете, занимайтесь растяжкой. Вторая фотография иллюстрирует измерение угла в локте, используя тест Angle Horizontal. Стремитесь к значению 90 градусов.

Если угол больше — вы слишком тянитесь вперед, тем самым давая излишнюю нагрузку на верхний плечевой пояс.

Рекомендуем так же обращать внимание на расстояние от седла до подушек на лежаке. Измеряем его с помощью инструмента Vertical distance. Для проверки данного значения измеряем расстояние от центра каретки до седла инструментом Distance. В нашем случае это 80см. Назовём эту величину D.

Возводим D в квадрат и умножаем на 0,005. В нашем случае получаем значение 32. Далее подсчитываем по формуле (32 — D*0,2) — 1,5. Получилось 14,5. Ваше оптимальное расстояние от седла до подушек лежака должно лежать в диапазоне 14,5 плюс минус 1,5см.

Данная формула хороша для подседельной трубы с углом 80-81 градус, что обычно предусмотрено геометрией рам велосипедов для гонок с раздельным стартом. Если же у вас шоссейный велосипед, на котором вы выставляете посадку «для триатлона», то формула будет (32 — D*0,2225) — 1,5.

Стоит заметить, что уровень комфорта, который вы будете ощущать с такой высотой руля, на прямую зависит от гибкости вашей спины. Поэтому не опускайте руль слишком вниз для агрессивной, аэродинамической посадки. Покатайтесь.

Если чувствуете дискомфорт после езды на лежаке во время поездок от 2 часов — поднимайте руль вверх. Для длинной дистанции, выбирая между аэродинамикой и комфортом, на первом месте должен быть комфорт.

На уровень горизонтали седла при настройке посадки велосипеда для гонок с раздельным стартом и триатлона так же распространяется рекомендация ноль градусов. Если вы всё же испытываете дискомфорт, повышенное давление на пах, наклоните сидение чуть чуть вперед. Старайтесь не превышать этот угол более чем в 4 градуса. Чем больше наклон, тем большую нагрузку будут испытывать ваши плечи и руки.

Заключение

Мы разобрали лишь несколько основных тестов, которые позволяет делать программа выставления посадки на велосипеде Bike Fast Fit. С её помощью можно проверять еще несколько параметров как для шоссейных, так и для велосипедов, предназначенных для гонок с раздельным стартом и триатлона.

Безусловно, приведенный материал не может считаться полноценным аналогом профессионального специалиста по подгонке посадки. Слишком высока вероятность, что ввиду отсутствия опыта вы ошибетесь с наклейкой контрольных маркеров, что неминуемо исказит измерения.

Немаловажную роль при комплексном подходе специалиста к вашей посадке играют тесты на оптимальную ширину и форму седла, необходимость специальных корректирующих стельках и как мы уже писали гибкости вашего тела. При кажущейся простоте процесса и рекомендациях по значениям, сформировавшихся годами в отрасли, данный метод не является окончательным.

Любые изменения посадки необходимо долго и тщательно проверят реальными поездками, причём желательно длительными. Никогда не делайте изменения настроек посадки велосипеда непосредственно перед соревнованиями, это может привести к ухудшению ваших результатов и появлению травм.

Источник: https://temptraining.ru/bikefastfit/

Ссылка на основную публикацию