Как нужно тормозить на велосипеде — всё о велоспорте

Как правильно тормозить на велосипеде? Техника, ошибки, советы

Вопросы вроде: «как ехать быстро на велосипеде?», «как проехать 100 километров?», «как правильно переключать передачи?» волнуют многих начинающих велосипедистов. При этом не так много тех, кто задаётся вопросом: «как же правильно тормозить на велосипеде?», хотя это я бы назвал одной из основ и считаю, что торможение нужно осваивать первым делом.

Когда я посещаю массовые велосипедные мероприятия, то нередко наблюдаю, как люди, катающиеся уже не первый год, очень плохо владеют техникой торможения.

Это подтверждают и споры на некоторых интернет-форумах, где вполне опытные велосипедисты говорят о том, что на дисковой гидравлике они ездят без проблем, а на механике или v-brake’ах много раз делали «через руль». Конечно, опыт езды может быть большим, но это не даёт гарантии того, что техника со временем станет безупречной.

Без всякого хвастовства могу сказать, что мой первый и последний «через руль» был, когда мне купили велосипед «Пионер-турист» с ручными тормозами лет в 7 и я, разогнавшись, зажал передний тормоз что есть сил. Считаю, что освоить технику торможения мне помогли гонки кросс-кантри, в которых я довольно плотно участвовал несколько лет подряд.

Но, конечно, никто не обязывает вас ехать на гонки и посвятить этому долгие часы тренировок. В этой статье я постараюсь доступно донести свой опыт и мысли, касающиеся техники торможения на велосипеде.

Говорить мы будем на примере самого обыкновенного горного (МТБ) велосипеда. Вначале я рассмотрю самые распространённые ошибки, после дам некоторые рекомендации и в конце поговорим о разных типах тормозов и особенностях их использования.

Распространённые ошибки при торможении на велосипеде

Неисправность или отсутствие одного из тормозов

Довольно часто приходится наблюдать людей, ездящих на велосипеде, тормоза которого находятся в плачевном состоянии, а то и вообще нет переднего или заднего тормоза. Думаю тут говорить не о чем.

У велосипеда должны быть исправные тормоза с хорошими тормозными колодками, за состоянием которых вы должны следить и своевременно заменять. Если речь идёт о дисковой механике или v-brake, то следите за состоянием тросиков и рубашек.

В случае использования гидравлики, следите за состоянием гидролиний, проверяйте тормозную систему на наличие течей тормозной жидкости и своевременно устраняйте неисправности.

Преимущественное использование одного тормоза

Очень частая ошибка начинающих велосипедистов. Исходит она от того, что по началу довольно сложно скоординировать все движения. Здесь без тренировки никуда и пока все действия не дойдут до автоматизма, вы должны постоянно держать в уме то, что необходимо работать обоими тормозами.

Задний тормоз — основной?

Ещё одна распространённое заблуждение. Если понаблюдать за новичками, можно сразу заметить, что большинство тормозит преимущественно задним тормозом, а передний тормоз трогать боятся из-за страха сделать «через руль».

Здесь сразу скажу, что основной тормоз — передний, задний лишь обеспечивает дополнительный контроль. Наверняка кто-то захочет поспорить, но всё же прошу поверить на слово. А если не на слово, то обратиться к законам физики.

В случае экстренного торможения больший вес оказывает на передней части велосипеда, зад же, напротив, разгружается и при торможении задним тормозом блокируется колесо, оно уходит в юз, тем самым обеспечивая дальнейшее скольжение.

Но здесь стоит отметить, что зимой, на скользкой дороге, передним тормозом нужно пользоваться очень осторожно и хорошо чувствовать велосипед.

Работа только тормозами

Велосипед — не автомобиль, где для остановки достаточно просто нажать на педаль тормоза. В нашем случае, в торможении, помимо самих тормозов, принимает участие всё ваше тело.

Ведь как получается «через руль»: едет человек, вдруг возникает необходимость быстро остановиться, он сильно зажимает тормоз и дальше, во многих случаях, следует полёт.

О том, как этого избежать, поговорим подробнее далее.

Как правильно тормозить на велосипеде

Не провоцировать ситуации, когда приходится прибегать к экстренному торможению

Первым делом хочется сказать про скоростной режим. Велосипед — не автомобиль и не мотоцикл, превысить скорость на нём, в большинстве случаев, довольно сложно, но всё же можно.

Особенно это касается передвижения на велосипеде в крупных городах, где большие пробки являются неотъемлемой частью дорожного движения. У вас огромное преимущество — все стоят, а вы летите между рядами.

Всегда есть вероятность, что кому-то придёт в голову высадить пассажира посреди проезжей части или просто выйти из автомобиля размять спину. Если в двух метрах от вас открывается дверь, то тут уже как ни тормози, но контакт неизбежен.

Привычка использовать оба тормоза

При этом чётко понимая их назначение. Основной тормоз — передний. Именно на него ложится основная нагрузка при торможении. Задний тормоз — дополнительный и обеспечивающий контроль. Чтобы научиться слаженно пользоваться тормозами, необходима тренировка.

Вы просто должны понять для себя, что правильное использование тормозов — это ваша безопасность. Тренироваться лучше вне проезжей части.

Прочувствуйте оба тормоза, сравните эффективность торможения одновременно двумя и каждым по отдельности, определите порог, после которого уже не долго до «через руль».

Работа всем телом

«Через руль» и прочие нелепости при торможении случаются тогда, когда человек на велосипеде сидит словно мешок с картошкой. Мастерство езды, в первую очередь, заключается в том, что вы должны научиться чувствовать велосипед, а он должен стать своего рода продолжением ваших рук и ног.

Если вы бежите бегом и тут перед вами возникает препятствие, перед которым нужно остановиться, вы инстинктивно наклоняете корпус в обратную сторону. Это так потому, что ходите вы уже давно и все движения кажутся естественными.

Также и с велосипедом, с той лишь разницей, что движения по началу не такие естественные и к ним нужно привыкать. Поверьте, вы никогда не сделаете «через руль» даже при самом резком торможении, если будете смещать корпус назад, за седло, и наклоняться, тем самым смещая центр тяжести.

Особенно это важно при передвижении по гористой местности или при необходимости экстренного торможения.

Торможение во время манёвра

Если понаблюдать за не очень опытными велосипедистами, то можно заметить, что многие избегают торможения во время прохождения поворотов или при других манёврах и предпочитают тормозить, когда  курс стабилизирован. Это также относится к согласованности действий и очень важно научиться пользоваться тормозами в разных условиях, независимо от манёвра, предпринимаемого в данный момент.

Торможение падением

Сразу вспоминаю себя в детстве. Когда был куплен уже упомянутый выше «Пионер-турист», для меня он был несколько велик, покупали же его, как и многое другое в том время, на вырост. Так вот нормально останавливаться у меня получалось только если рядом был поребрик, в остальных случаях я просто был вынужден заваливаться на бок. Видимо здесь играло роль, что я после первого «через руля» боялся активно пользоваться тормозами. Один раз рядом со мной бежала и лаяла небольшая собачка, я не придумал ничего лучше как грохнуться на неё вместе с велосипедом и тем самым остановиться

Источник: https://rideabike.ru/bezopasnost/kak-pravilno-tormozit-na-velosipede-texnika-oshibki-sovety.htm

Как правильно тормозить на велосипеде

Известна пословица: «тормоза придумали трусы». Поэтому некоторые велосипедисты стараются беречь тормозные колодки и прибегают к их услугам только в особых случаях. Тормозной путь зависит от нескольких факторов: времени года, характеристики дорожного покрытия, навыков велосипедиста и состояния тормозов.

Понятно, что резко тормозить не надо: в зависимости от скорости движения, показав едущим сзади (путем поднятия правой руки вверх), за 30-40 метров до намеченного места вы прекращаете крутить педали.

Потом с помощью кратковременных небольших нажатий на тормоза (сначала на задний тормоз) вы постепенно снижаете скорость до минимума и на маленькой скорости окончательно останавливаете велосипед. Это идеальная ситуация. Чаще бывает не так, и приходится тормозить экстренно.

Самое опасное последствие экстренного торможения — падение через руль. Другой, не менее «приятный», результат — занос с падением набок. Чтобы этого избежать, надо уметь тормозить правильно.

Отметим два момента:

Первый: тормоза должны быть всегда полностью исправны, и за этим надо следить.

Второй: передний тормоз более эффективен при торможении, а задний — более безопасен.

Из-за воздействия сил инерции при торможении нагрузка увеличивается на переднее колесо и уменьшается на заднее. По этой причине заднее колесо проигрывает по эффективности торможения переднему, и оно проще идет юзом.

Поэтому передний тормоз лучше тормозит, но если не рассчитать тормозное усилие, то можно перелететь через руль, или при попадании на тонкий слой песка или на мокрый грунт, переднее колесо может занести, что приведёт к падению.

Что же можно рекомендовать велосипедисту, чтобы его «железный конь» был безукоризненно подвластен?

Важно учитывать особенности поведения переднего и заднего колес при заносе. Например, вы переборщили с торможением, слишком сильно нажали на тормоз и заблокировали заднее колесо. Начался занос. Заднее колесо уходит в занос как бы нехотя, против своей воли.

Если вы разблокируете колесо (слегка отпустите тормоз), то вращающееся колесо будет стремиться вернуться в нормальное положение. Другое дело — занос на переднем колесе. Если переднее колесо попало в занос, то само оно назад, в исходное положение не вернется. Оно наоборот стремится «уйти» от вас как можно быстрее в сторону.

В чем же мораль? Она состоит в том, что если занесёт переднее колесо, то выйти из него без падения крайне сложно.

Рекомендации по правильному торможению на велосипеде:

  • тормозите так, чтобы переднее колесо не блокировалось (заднее тоже нежелательно);
  • сохраняйте спокойствие и хладнокровие: если вы видите, что колеса блокируются, найдите силы немного отпустить тормоза до начала вращения колес. Это поможет избежать заноса;
  • при торможении перенесите массу тела как можно дальше назад, чтобы догрузить заднее колесо, повысить эффективность работы заднего тормоза и снизить вероятность перелета через руль;
  • помните, что торможение не единственный способ избежать, скажем, ДТП;
  • наконец, ездите «по-человечески»: экстренное торможение чаще всего бывает следствиям излишне «крутой» езды.
  • пытайтесь совмещать торможение с маневром;
  • тормозить преимущественно задним тормозом в плохих условиях (дождь, лед, грязь). На скользком грунте, на льду тормозить надо прерывисто, дробно, часто нажимая рукоятку заднего тормоза — это поможет избежать юза и заноса колеса.
  • наиболее эффективно торможение обоими тормозами;
  • задний тормоз нажимать чуть-чуть раньше, чем ручку переднего тормоза;
  • не допускать юза, регулировать нажатие на тормозные ручки так, чтобы колеса крутились — в этом случае можно наиболее эффективно тормозить без утраты контроля за велосипедом;
  • на велосипедах, оборудованных амортизационной вилкой, тормозить передним тормозим легче;
Читайте также:  Катание в экстремальных погодных условиях - всё о велоспорте

Источник: http://velofun.ru/cycling-technique/kak-pravilno-tormozit-na-velosipede.html

Техника правильного торможения на велосипеде

Многие люди выросли и воспитывались своими родными, близкими и друзьями, от которых переняли жизненные основы, установки и даже принципы, а также абсолютное неумение и непонимание техники безопасного и правильного торможения на велосипеде.

Особенно это касается многих девушек и новичков велоспорта, которые и не задумываются о совершенствовании своего уровня катания и не вникают в вопрос. К сожалению, люди часто подвержены стадному инстинкту и слепо идут за толпой по пути наименьшего сопротивления. Женщинами часто движет обострённое чувство самосохранения, что берёт верх над любой логикой.

С помощью этой статьи можно наконец-то научиться правильно, безопасно и эффективно останавливать свой велосипед, а уровень катания вырастет многократно.

Чтобы техника правильного торможения на велосипеде не вызывала страх и недоумение, обратимся к теории: как известно и ни для кого не секрет, что большинство современных велосипедов (даже самых дешёвых), оснащаются ДВУМЯ тормозными механизмами — передним и задним.

Сделано этот вовсе не из соображений злого умысла или желания подшутить над нерадивым велосипедистом, а наоборот, подразумевает повышение эффективности торможения с учётом правильного и своевременного использования ОБОИХ тормозов.

Итак, прописная истина правильного и безопасного торможения звучит так: для замедления движения велосипеда НЕОБХОДИМО использовать только ПЕРЕДНИЙ тормоз, задний же тормоз призван ПОМОГАТЬ переднему в случае недостаточной его эффективности в силу тех или иных внешних факторов.

Простыми и доступными словами это же изречение будет звучать так: тормозить следует всегда ПЕРЕДНИМ тормозом, но иногда помогать ему задним, стараясь по возможности им не пользоваться лишний раз.

Эта информация у многих вызовет противоречивые чувства удивления и потребует объяснения, которое имеется, и прячется оно в учебниках многими забытой физики.

И напрасно, поскольку почти любой манёвр или даже трюк на велосипеде строго подчиняется физическим законам, знание и понимание которых совершенно необходимо для более менее серьёзного катания на велосипеде (а что может быть серьёзнее и ответственнее тормозов?).

Обратимся к физике и постараемся объяснить раз и навсегда, почему формула торможения передним тормозом самая правильная, чтобы развеять любые сомнения. Представим велосипедиста в движении, его вектор направленияи приложения силы направлен вперёд (можно условно и схематично представить стрелочкой).

На велосипедиста так же действует сила тяжести (стрелочка вниз) и встречное сопротивление потока воздушных масс (стрелочка назад). Во всех этих взаимодействиях человек однако удерживает баланс «золотой середины», а точнее равновесия: он не падает вперёд через руль, но и не заваливается назад.

Удержанию этого положения способствует геометрия рамы, которая с минимальными отклонениями (зависит от предполагаемой дисциплины катания) рассчитывается таким образом, чтобы точка равновесия находилась примерно посередине рамы. Остальное контролирует сам райдер путём смещения массы своего тела вперёд или назад.

Однако при чём тут тормоза? А всё при том, что тормозные механизмы можно рассматривать в качестве инструмента, способного сместить этот центр баланса, в большей степени этому способствует конечно же передний тормоз.

Итак, что же происходит, когда велосипедист пытается остановиться передним тормозом? В этом случае переднее колесо начинает замедляться под действием трения тормозных колодок о некую поверхность (обод колеса или тормозной диск), а масса тела райдера в этот момент стремится по инерции всё так же вперёд, по ходу изначального движения (та самая стрелочка вперёд, которая в первом примере означала просто движение и наездника и велосипеда в этом направлении). Теперь же получается картина, что человек относительно велосипеда продолжает двигаться вперёд по инерции, в то время как «двухколёсный друг» продолжает замедляться под действием тормоза. Таким образом наглядно смещается центр тяжести велосипедиста вперёд, а его масса тела в это время воздействует по диагонали вниз в сторону переднего колеса и вперёд, нагружая колесо и аммортизированую вилку. Тем самым, тело человека во всей этой веренице сил ПОМОГАЕТ тормозному механизму, нагружая переднее колесо и увеличивая эффективное КПД процесса торможения. Конечно степень и скорость процесса зависит от силы и «резкозти» нажатия на тормозную ручку. Ещё раз подчеркну, что происходит в случае использования ТОЛЬКО переднего тормоза: вес райдера в совокупности с инерционнным моментом создаёт лучшее сцепление переднего колеса с поверхностью дорожного покрытия, прижимая его и создавая идеальные условия для качественного замедления.

Если же мы пользуемся исключительно задним тормозом (игнорируя передний), то вес велосипедиста в этом случае вместе с самим байком по-прежнему будут направляться вперёд (соответствующая стрелочка), задняя часть велосипеда становится неизбежно разгруженной (меньше сцепления с дорогой), и торможение теряет свою эффективность.

Более того, если нажать на ручку заднего тормоза ещё сильнее, то на фоне сниженной КПД замедления велосипеда ещё произойдёт блокировка заднего колеса, однако инерционный момент по-прежнему сохраняется, и велосипед поедет «юзом» (многие знакомы с этим эффектом, я уверен), теряя контроль над управлением.

И если кому-то эффект блокировки заднего колеса когда-то казался забавным и эффектным «понтом», к которому часто прибегали детишки в детстве, чтобы сражать наповал и заставлять завидовать своих сверстников, то будучи в здравом и трезвом взрослом сознании я настоятельно советую забыть об этом как о страшном сне по вышеназванным причинам.

Просто хотя бы потому, что это действительно опасно, как для велосипедиста, так и для окружающих, особенно на больших скоростях.

Получается, что задействуя передний тормоз мы легко можем погасить инерционный момент напрямую, а в случае использования заднего тормоза инерцию почти ничто не гасит, поскольку в этом случае торможение малоэффективно сзади при воздействии на совокупность возникших сил. На основании этого можно сделать смелый вывод: эффективность переднего тормоза составляет 75% или примерно 2/3 всего тормозного усилия!

Итак, поняв наконец физику процесса, вывод об использовании переднего тормоза становится понятен и очевиден, а техника правильного торможения на велосипеде наконец становится доступной.

Стоит отметить, что торможение любого автосмобиля происходит по такой же схеме и роль задних тормозов часто вспомогательная, первыми в дело так же вступают тормозные механизмы передних колёс. Чтобы не быть голословным, приведу пример из жизни, который приключился со мной прошлым летом.

Во время очередной поездки на дачу на своей старенькой «Ниве», на большущей кочке вырвало задний аммортизатор, который в свою очередь повредил гидротрубку заднего тормозного контура. Тормоза в машине пропали совсем.

Кое как добравшись до дачи, мне удалось восстановить работоспособность переднего контура, а задний я полностью заблокировал, закрутив разветвитель «колдун» двумя болтами. В итоге машина осталась только лишь с передними тормозами.

Когда настало время ехать обратно в город, удивлению не было предела, поскольку эффективность тормозов субьективно совсем не изменилась! Машина тормозила точно так же, как если бы в ней был рабочий задний контур. Выводы об эффективности и важности переднего тормоза делайте сами.

Но понять физику процесса торможения велосипеда мало, ещё необходимо научиться правильно её использовать и учесть некоторые нюансы. При торможении передним тормозом существует известный риск, что велосипедист перелетит через руль и серьёзно травмируется.

Но весь этот риск сводится «на нет», если байкер умеет пользоваться тормозом, «чувствует» момент замедления тонко, ни в коем случае не доводя до блокировки переднего колеса. Просто необходимо владеть отточенной до автоматизма техникой.

Как избежать падения через руль, пользуясь передним тормозом? Тут важно помнить два момента, способных привести к этому исходу, и не допускать их сознательно!

  1. Нужна правильная настройка тормозных машинок (как передних, так и задних), чтобы достигался баланс — не наступала преждевременная блокировка колеса при слабом нажатии на тормозную ручку, но при этом чтобы тормоза не теряли свою эффективность и всё-таки блокировались в конечном положении, когда тормозная ручка выжата до упора. Только такая тонкая настройка гарантирует правильное, контролируемое, эффективное и безопасное торможение. Остальное дело техники.
  2. Необходимо научиться «чувствовать» работу тормоза на всём протяжения нажатия ручки, от начала замедления до полной блокировки колеса. Это звучит сложнее, чем есть на самом деле и достаточно быстро нарабатывается в результате практического опыта. В какой-то момент навык переходит в разряд «действия на автомате» и велосипедист сам перестаёт замечать за собой и контролировать правильность своих действий.

Именно такой уровень можно считать профеcсиональным, увереннным и конечно же безопасным.

Вообще следует запомнить ещё одно золотое правило грамотной езды — в любых ситуациях избегать блокировки колёс, как переднего так и заднего! Когда трение переходит в скольжение (велосипед едет «юзом»), неминуема потеря эффективности торможения и управляемости велосипеда.

Если по аналогии посмотреть на устройство автомобиля (как более опасного и ответственного транспортного средства), то можно увидеть, что инженеры уже давно и практически повсеместно решили эту проблему за счёт внедрения системы ABS или «антиблокировочная тормозная система».

Как следует из названия: эта технология в автоматическом режиме контролирует работу тормозной системы и не допускает блокировку колёс, чтобы предотвратить малейшее снижение эффективности (КПД) торможения! Имеет смысл запомнить раз и навсегда, что допускать блокировку колёс не стоит ни в каких ситуациях (кроме разве что исполнения специфических трюков на велосипеде, когда равновесие удерживается на одном переднем или заднем колесе).

Но какова тогда роль заднего тормоза, когда и зачем его использовать? Тут всё просто, как и говорилось выше — роль его вспомогательная, но при этом довольно существенная в ряде ситуаций. Как мы уже неоднократно убедились, основной тормоз у нас передний, им пользуемся 90% времени для замедления и остановки велосипеда.

Читайте также:  Велосипедные прицепы: предназначение и виды - всё о велоспорте

Однако бывают ситуации, когда силы и эффективности переднего тормоза недостаточно.

Например, вовремя спуска с крутой горы вниз «на тормозах» (в этом случае баланс сил и центр тяжести райдера смещаются вперёд, больше провоцируя вероятность падения через руль); или во время сложных погодных условий (дождь, снег, особенно лёд) влияющих на сцепление колёс с дорожным покрытием: или в ситуации экстенного торможения (в котором всё-равно желательно использовать передний тормоз, но момент блокировки наступает гораздо быстрее, и это необходимо учитывать). Во всех перечисленных случаях, когда эффективности переднего тормоза оказывается мало — на помощь приходит задний тормоз, и включаться в работу он должен в момент близкий к блокировке переднего колеса. На практике это выглядит так: велосипедист, уже уверенно чувствуя диапазон торможения и нажатия ручки тормоза, пользуется только передним тормозом, но если момент блокировки колеса становится опасно близким (опять же на ощущениях, наработанных опытом), то он помогает себе задним тормозом, при этом не отпуская ручку переднего, удерживая её на грани. С освоением этих приёмов всё будет происходить интуитивно и быстро, не придётся задумываться о последовательности действий.

Только такая техника правильного торможения на велосипеде может считаться правильной и эффективной. Владея ей, любой желающий сможет сократить риск возникновения опасной ситуации или даже аварии на дороге.

Освоение этой техники крайне важно, поскольку велосипед наравне с мото и автомобильным транспортом представляет собой средство повышенной опасности (если кто-то считает иначе — ошибается), и может причинить немалые повреждения обычным пешеходам.

Как научиться этой технике новичку и довести её до автоматизма? Как и во многих сферах жизни человека, самым действенным методом освоения станет постоянная и систематическая, осознанная практика.

На первое время необходимо контролировать свои действия намеренно, не бояться пользоваться передним тормозом вопреки сложившемуся стереотипному ошибчному мнению, и стараться избегать заднего тормоза. В самом начале освоения техники стоит нажимать на ручку плавно, пытаясь прочувствовать её ход и реакцию велосипеда на замедление.

Никаких резких движений и паники! Лучше сначала тормозить чуть дольше чем следует, чтобы выработать навык и полностью ввести эту привычку в зону комфорта. Это конечно же не касается экстремальных ситуаций, когда действовать нужно молниеносно.

В этом случае нельзя в панике выжимать ручку переднего тормоза до упора, а лучше держать в голове наличие заднего тормоза, и первое время можно по старой привычке использовать его, если ситуация того требует.

Полезно для новичков в рамках практики выбрать ровную площадку и потренировать правильную технику на ней, чтобы усвоить, что она действительно работает как и дОлжно. И не стоит забыватьпро правильную регулировку тормозных механизмов и своевременную замену колодок (а так же прокачку гидравлических тормозов, если у вас установлены именно они). От хороших тормозов часто зависит чья-то жизнь и здоровье! Всем удачи на дорогах и мудрости в голове!

Источник: http://nopoint.ru/tehnika-pravilnogo-tormozheniya-na-velosipede/

Правильное и безопасное торможение на велосипеде

Пожалуй, все велосипедисты согласятся с мыслью, что основным на велосипеде является передний тормоз, а не задний.

В этой статье речь пойдёт о том, как тормозить на велосипеде, чтобы добиться максимального эффекта

Ведь хорошего, опытного велосипедиста сразу можно отличить от новичка по его умению виртуозно владеть тормозным устройством, что обеспечивает активную и безопасную езду.

Пусть не виртуозно, а просто хорошо тормозить должны уметь не только велолюбители, но и самые обычные велосипедисты, разъезжающие по городу. Ведь иногда ситуация на дорогах поворачивается в такую сторону, что даже ничего не успеваешь сообразить.

Маневренность на инстинктивном уровне – вот что может спасти в такое мгновение.

Поэтому необходимо знать определённые правила, по которым совершается торможение, чтобы научиться применять их не только в обычной размеренной езде, но и в экстренных случаях, когда нужна быстрота реакции.

Куда направлять взгляд

Неоднократно подмечено, что новички, которым нужно совершить торможение или объезд, напряжённо смотрят прямо под колесо велосипеда, внимательно следя за траекторией движения своего транспорта. Так быть не должно.

Дело в том, что если в человека уже заложены основа и навык определённых действий, руление и торможение происходит подсознательно. Внимание же нужно направить на то место, где байк будет через несколько секунд.

На первый взгляд, это непростая задача. На самом же деле это почти то же самое, что переключать автомобильные передачи. Если бы водитель постоянно сосредотачивался на ручке скоростей, у него вряд бы осталось время, чтобы следить за дорогой.

Что такое точечное торможение

Маневренность вслепую будет лучше получаться, если торможение будет очень кратким. Дисковые тормоза, которые обладают сверхмощным потенциалом, помогут сократить время торможения. Но и сам велосипедист должен научиться чувствовать свои тормоза “шестым” чувством и предвидеть место блокировки колеса.

Если же нужно не только замедлить, но и одновременно поменять направление транспорта, то резкое и быстрое торможение как раз подходит для такой ситуации. Данный манёвр можно даже выразить в такой формулировке: поворот велосипеда – это запас сцепления с поверхностью дороги, который зависит от скорости передвижения, веса ездока и велосипеда, качества и рисунка протекторов.

Когда байк тормозит вместе с поворотным движением, запас сцепления сильно растрачивается, вследствие чего велосипедист может упасть.

Поэтому падения чаще всего и случаются именно в тот момент, когда происходит резкое торможение наряду с изменением траектории езды. Вследствие этого переднее колесо просто заносит.

А значит, сброс скорости должен быть завершён ещё до входа в процесс поворота. Для этого тормозить надо мощно и точечно, а при повороте просто подправить траекторию с помощью заднего тормоза.

Что такое развесовка

Торможение будет неправильным и неловким, если нет баланса переднего и заднего колеса. Когда торможение только начинается, вес оказывается впереди. Тем самым заднее колесо становится легче, и задний тормоз становится малоэффективным при резких замедлениях.

Если катание происходит в отличных условиях – на ровном асфальте, с качественными покрышками и при высокой концентрации внимания, транспортное средство можно в один миг остановить с помощью только одного тормоза на переднем колесе. Главное – почувствовать, когда это можно сделать, ощутить грань движения “черезруль”.

Если же условия покатки не идеальны, то для оптимальной развесовки придётся вовсю пользоваться задним тормозом. Если сцепление с дорогой не очень высокое, то и на переднее колесо должна приходиться меньший вес. Если вес на него больше, тогда вы можете легко упасть.

Торможение на скользкой дороге

Если дорога скользит, следует облегчить нагрузку на переднее колесо, а заднее, наоборот, утяжелить. Если занос переднего колеса происходит сильно и в процессе его невозможно предотвратить, то задний занос более длительный по времени и более контролируемый.

Для того, чтобы затормозить на скользкой дороге, следует центр тяжести сместить в заднюю часть велосипеда. За седло свешиваться не нужно, также не стоит и упираться в руль руками.

Лучше всего слегка согнуть спину (она должна быть похожей на дугу), отклониться назад и упереться в педали ногами.

Таким образом начинает действовать система человек-велосипед, которая помогает эффективно пользоваться тормозами на скользкой дороге.

Руки в процессе торможения необходимо полностью расслабить. Но пусть они держат под контролем интенсивность торможения и траекторию движения. Если же упереться руками в руль, при этом замедляя движение, развесовка опять нарушится, весь вес сместиться вперёд. Чтобы этого не произошло, в велосипед надо упираться задницей и ногами.

Когда велосипедист спускается с крутой горки, зад свешивается за сиденье и нависает над задним колесом. Упираться в руль руками при этом не стоит.

Нужен ли АВS велосипедисту

Известно, что отличное торможение получается, когда колесо находится на грани блокировки. Такой принцип АВS используется в машинах и мотоциклах. Велосипеду антиблокировочное устройство не нужно совсем. Всё, что изобрели в этом направлении, здесь совершенно не подходит по своим параметрам и даже увеличивает тормозной путь.

Торможение с горы

Осуществляется точечно: скорость резко замедляется, ручка отпускается, чтобы велосипед снова набрал скорость, потом снова торможение, и так далее. И так всю дорогу.

Источник: https://velorally.ua/pravilnoe-i-bezopasnoe-tormozhenie/

Регулировка тормозов на велосипеде

Регулировка тормозов на велосипеде должна осуществляться регулярно – такое обслуживание будет гарантией безопасности эксплуатации транспортного средства.

  На современных велосипедов встречаются два основных типа тормозов – ободные и дисковые, но дисковые могут быть механическими или гидравлическими.

От того, какой вид тормозной системы установлен на конкретном велосипеде, будет зависеть процесс их обслуживания.

Оглавление: 1. Как проверить и настроить тормоза — Настройка ободных тормозов — Настройка дисковых тормозов

Как проверить и настроить тормоза

Существует четкая инструкция по проверке и настройке тормозной системы велосипеда. Если ее придерживаться, то весь процесс займет мало времени и будет результативным.

Порядок действий при проверке и настройке тормозной системы велосипеда:

  1. Проверка тормозов вхолостую. Нужно поднять переднее колесо и, раскрутив его, нажать на левую тормозную ручку. Если в ходе такого испытания колесо резко остановилось, то тормозная система находится в порядке и никакого обслуживания не требуется. Стоит учесть один нюанс – если тормозная ручка касается руля, то понадобится просто натянуть трос. В таком же порядке проверяется работоспособность тормозной системы заднего колеса. Чтобы натянуть трос, нужно воспользоваться фигурными болтами – достаточно их немного подкрутить и, если требуется лишь незначительная регулировка, это исправит положение. Часто бывает, что такая минимальная регулировка не дает результата – в таком случае, смотрим, где на велосипеде находится конец троса (он всегда заранее длиннее, чем нужно), откручиваем болтик, который его держит. Осталось лишь подтянуть часть тросика плоскогубцами и затянуть болт, приложив возможное усилие.
  2. Проверка тормозных колодок. После того, как прошли проверку тормозные ручки, следует внимательно обследовать состояние тормозных колодок. Впрочем, порядок действия можно изменить – сначала поработать с колодками, а затем с ручками.
Читайте также:  Плюсы и минусы лазерного велосипедного габарита - всё о велоспорте

Настройка тормозной системы при ободном и дисковом типе отличается, так как используются различные вращающиеся механизмы и колодки.

Настройка ободных тормозов

На горных велосипедах используется v-brake тормозная система – на ее примере и будем рассматривать принципы настройки, так как она же имеется и на других велосипедах с ободными тормозами. Отличие может состоять лишь в разном расположении болтов и винтов, которые нужно будет подкручивать/подтягивать.

Обратите внимание: важно соблюсти три главных правила:

  • колодки должны располагаться параллельно ободу;
  • зазор между ободом и колодкой не должен быть больше или меньше 1 мм;
  • колодки должны располагаться симметрично пот отношению друг к другу.

Как достигнуть указанных правил при настройке ободных тормозов на велосипеде:

  1. Нужно найти гайку с шестигранником – она фиксирует колодки. Чтобы ослабить ее и выставить тормозные колодки в нужное положение, понадобится нажать на ручку тормоза и посмотреть, как колодка касается обода. Отпустив ручку тормоза, колодку можно выставлять в нужное положение – она двигается вверх, вниз и на угол.
  2. Расстояние между колодкой и ободом колеса не должно быть больше 1 мм, хотя в некоторых моделях велосипедов встречается и 2-3 мм — точную информацию о конкретном транспортном средстве можно получить либо от инструкции к нему, либо в сети интернет по техническим характеристикам. Следует учесть, что торможение колеса должно происходить даже при минимальном нажатии на ручку тормоза. То есть, если колесо останавливается только при полном нажатии ручки тормоза «до упора», то это неверно.

После проведения всех указанных работ, обязательно нужно проверить работу тормозной системы. Сначала это делается на холостом ходу – поднимите переднее колесо вверх, раскрутите его и резко нажмите ручку, затем то же самое проделайте с задним колесом.

Следующий этап – проверка работы тормозной системы «в действии» — сядьте на велосипед и прокатитесь  3-5 метров, резко затормозив. Если велосипед остановился даже при минимальном нажатии на ручку тормоза, то обслуживание системы было выполнено правильно.

Настройка дисковых тормозов

Как правило, регулировка дисковых тормозов заключается в периодическом подтягивании троса. Но нередко приходится заменять и колодки, правда, на дисковых тормозах они стираются дольше, чем на ободных. Сначала нужно выяснить, какие конкретно дисковые тормоза установлены на велосипеде – регулировка тормозных колодок при гидравлической и механической системе будет различаться.

Специалисты рекомендуют принять к сведению следующие моменты:

  1. Если стоят на велосипеде дисковые тормоза гидравлического типа, то замена колодок может и не понадобиться – они способны самостоятельно это делать. Но следует учесть один нюанс – если гидравлическая система закрытого типа, то придется регулировать колодки в ручном режиме – для этого предусмотрены специальные вентили.
  2. Если предстоит настройка дисковых механических тормозов, то нужно будет натянуть трос по вышеуказанной инструкции и проверить расположение колодок – расстояние между ними и диском должно быть в пределах 0,2-0,4 мм.
  3. Для того, чтобы настроить колодки при дисковых механических тормозах, нужно воспользоваться специальными болтами – подтягивая их, можно увидеть, как движется колодка. Особенно внимательным нужно при выставлении расстояния между колодкой и диском – 0,3 мм слишком мало, ошибиться легко.

Обязательно после проведения работ нужно проверить работу тормозной системы в действии – прокатитесь на велосипеде несколько метров и попробуйте затормозить.

Если трос был сильно перетянут, либо колодки расположились слишком близко к диску, то произойдет слишком резкое торможение – это «сюрприз», при котором велосипедист начинает двигаться вперед, но уже без своего транспортного средства.

Поэтому при проверочной езде нужно быть предельно внимательным и аккуратным, при необходимости регулировка дисковой тормозной системы проводится повторно с учетом предыдущих ошибок.

(86

Источник: https://sportzoom.ru/regulirovka-tormozov-na-velosipede/

Торможение на велосипеде

Во время торможения при езде на велосипеде, главное сохранять равновесие. Торможение не менее важный момент, чем сама езда, а скорей всего самый важный, потому что от этого зависит здоровье велосипедиста.

Устойчивость велосипеда при торможении

Если знать теорию поведения велосипеда в момент торможения можно намного уменьшить количество синяков и шишек (к сожалению без этого всё равно не обойтись).

Что такое торможение?

С определением всё понятно. В энциклопедиях написано, что “тормозить – это замедлять движение с помощью тормоза”. Но ведь вся штука заключается в том, что обычно всех не очень интересует чем замедлять (хотя и об этом надо бы упомянуть), Обычно всех интересует, как замедлять движение (давишь на рычаг и всё), а не чем его замедлять в определённой конкретной ситуации на дороге.

Можно попытаться расписать много теоретических советов на все возможные ситуации на дороге, но всегда есть исключения из правил и рано или поздно велосипедист оказывается в той ситуации, когда рекомендаций не хватает. Самое главное, чтобы торможение при езде на велосипеде было доведено до автоматизма, ведь в экстренных случаях размышлять как сделать правильно и вспоминать теорию просто нет времени.

Принять правильное решение помогает интуиция, но также надо знать некоторые теоретические правила поведения велосипеда в момент торможения.

Прочитать дальше Устойчивость велосипеда при торможении

Использование переднего тормоза велосипеда

Максимально эффективное торможение происходит тогда, когда передний тормоз действует так сильно, что заднее колесо велосипеда оказывается в таком положении, что готово оторваться от земли. В этом случае, даже небольшое нажатие на задний тормоз может привести к заносу задней части велосипеда.

На обычном велосипеде, чтобы чувствовать себя уверенней при езде по улицам города, можно попрактиковать применение переднего тормоза на площадке, где нет другого транспорта или препятствий, то есть по любому безопасному пространству.

При торможении зажимайте оба тормоза, но намного большие усилия прикладывайте к переднему. При этом надо продолжать педалировать, тогда ваши ноги сразу сообщат о том, что начался процесс заноса заднего колеса.

Тренироваться прийдется много и долго, пока вы не начнете чувствовать тот момент, когда передний тормоз действует на грани отрыва заднего колеса.

Прочитать дальше Использование переднего тормоза велосипеда

Использование заднего тормоза на велосипеде

Как правило в 95% случаев опытные велосипедисты при торможении используют только один передний тормоз велосипеда. Но, очень часто возникают ситуации, когда использовать задний тормоз велосипеда все-же предпочтительней.

Скользкое покрытие

Если дорожное полотно представляет собой сухую хорошую поверхность, то практически невозможно возникновение ситуации при торможении, когда переднее колесо может уйти в занос.

А вот на скользком покрытии такая ситуация наиболее вероятна. Когда такое происходит, то почти нет возможности вывести из заноса переднее колесо.

Риск падения и получение травмы очень велик, поэтому в таком случае контролировать скорость велосипеда предпочтительней с помощью заднего тормоза.

Прочитать дальше Использование заднего тормоза на велосипеде

Одновременное использование переднего и заднего тормоза

Одновременное использование переднего и заднего тормоза на велосипеде не рекомендуется. Как известно при резком торможении передний тормоз наиболее эффективен, чем задний. Однако, как и во всем, здесь есть исключения.

Если передний тормоз не создает достаточно мощное усилие, чтобы обеспечить полноценное торможение, то задним тормозом можно помогать переднему, но все же лучше передний тормоз быстрей отремонтировать.

При езде в мокрую погоду из-за влаги на ободах эффективность тормозов v-brake уменьшается, поэтому совместное использование переднего и заднего тормозов сможет намного уменьшить тормозной путь.

Если крепления колодок передних тормозов имеют люфт, из-за чего также уменьшается эффективность торможения, дополнительно можно притормаживать задним тормозом. Опять же, необходимо как можно быстрей отремонтировать передний тормоз.

Прочитать дальше Одновременное использование переднего и заднего тормоза

Остановка на велосипеде

Остановка на велосипеде для большинства велосипедистов не является сложным приемом, но у многих вырабатываются вредные привычки и навыки, которые неприемлемы, когда надо остановить велосипед и от них необходимо избавляться, а также существуют хорошие и полезные приемы, которые надо знать.

Понижение передачи

На велосипеде со стандартной системой передач, она работает только когда происходит движение цепи.

Важным моментом является взять за привычку перед торможением переключаться на более нижнюю (ближайшую) передачу, в таком случае у вас будет заранее удачно подобранная передача, чтобы возобновить движение.

Как правило передний переключатель ставят на среднюю звезду, а задний переключатель переключают на большую звездочку.

В экстренных ситуациях вы конечно не думаете о передачах, а только тормозите, но в обычной спокойной обстановке торможения можно научиться автоматически переходить на передачи для последующего старта.

Прочитать дальше Остановка на велосипеде

Выбор стороны тормоза на велосипеде

Существует много разногласий в плане, с какой стороны на руле размещать рычаги управления тормозами.

Одни велосипедисты считают, что на стороне сильной правой руки (у правши) надо размещать рычаг менее эффективного заднего тормоза. На мотоциклах всегда справа находится рычаг управления передним тормозом.

Поэтому, велосипедисты, которые одновременно являются и мотоциклистами предпочитают именно такое расположение.

Выбор стороны тормоза на велосипеде также зависит от того, какие стандарты присущи отдельной стране. В странах, где принято правостороннее движение передний тормоз управляется рычагом слева. А в тех регионах, где левостороннее движение, наоборот. В Европейском Союзе это является стандартом, хотя в Европе только Ирландия и Великобритания имеют левостороннее движение.

Прочитать дальше Выбор стороны тормоза на велосипеде

ABS для велосипеда Slidepad

Система торможения Slidepad была признана ISPO, как один из лучших стартапов в велосипедной индустрии. Была разработана в г. Пало-Альто, штат Калифорния.

Slidepad является интеллектуальной системой распределения тормозного усилия между передним и задним тормозом. Система исправляет ошибки, которые совершает велосипедист при экстренном или обычном торможении и хорошо подходит особенно для начинающих с небольшим опытом вождения.

Предотвращает блокировку колес велосипеда, при котором чаще всего происходит падение и получение травмы. Интегрируется с v-brake тормозами и имеет однорычажную систему управления тормозами. То есть один рычаг – два тормоза.

Прочитать дальше ABS для велосипеда Slidepad

Источник: https://velomasterclass.ru/tormozhenie-na-velosipede/

Ссылка на основную публикацию