Разновидности велосипедных тормозов и их устройство — всё о велоспорте

Разновидности велосипедных тормозов

Тормоза – необходимый компонент для велосипедов, которые обеспечивают человеческую безопасность на дороге. На сегодняшний день тормоза установлены на всех велосипедах, кроме трековых, где торможение происходит за счет педалей.

В настоящее время существуют различные виды тормозов, которые отличаются друг от друга силой торможения, ремонтоспособностью и долговечностью. Рассмотрим ниже несколько видов тормозов.

Барабанный (ножной) тормоз

Ножной тип тормозов активно использовался людьми еще в советскую эпоху. Сегодня тормозную систему можно встретить у односкоростных велосипедов. Барабанный тормоз размещается в тулке, которая имеет корпус барабана. При торможении велосипедные колодки притесняются к барабану, отчего происходит замедление.

Существует 2 типа барабанных тормозов, которые имеют разные типы приводов:
1. Ручной, когда торможение происходит за счет троса.
2. Ножной, который обеспечивает торможение с помощью кручения педалей назад.

Плюсы использования тормозов:

  • Мощность
  • Долговечность, обусловленная отсутствием склонности к загрязнению
  • Не приводят к изнашиванию обода, а колесные восьмерки не воздействуют на функционирование тормозной системы.

Минусы использования тормозов:

  • Пригодны для транспорта с планетарной втулкой (односкоростные велосипеды, скоростные байки)
  • При размещении шатунов в вертикальном положении торможение становится сложным для выполнения
  • Обеспечивают нагрузку на велосипедные спицы и втулку
  • В случае спадания цепи, тормоза перестают работать
  • Сложность в маневрировании и одновременном торможении.

Ободные тормоза

В современном мире ободные тормоза являются самыми распространенными в использовании среди остальных типов тормозов. Здесь замедление происходит за счет трения колодок тормоза о дорожку колесного обода.Существует 4 вида ободных тормозов, каждый из которых мы рассмотрим ниже.

Клещевые – название получили из-за того, что их форма рычагов похожа на клещи. Шоссейные велосипеды зачастую имеют клещевой тип тормозов. Они состоят из одного крепления, которое не обеспечивает долгую службу тормозной системы.

Гидравлические – при нажатии на ручку сила передается на рычаги, после чего совершается торможение.
Кантилеверные – прежде чем на рынке появились V-brake, кантилеверные тормоза являлись самым используемым типом тормозов.
V-brake – самый популярный и распространенный в использовании тип тормозов.Тормозные рычаги имеют V форму, при этом тросик скрепляет оба рычага, что обеспечивает тормозную систему мощностью.

Плюсы использования V – brake:

  • Небольшая нагрузка на работоспособность спиц и втулок
  • Маленькая стоимость
  • Не нагреваются при долгом пользовании
  • Небольшая масса тормозных дисков
  • Легко настраиваются и ремонтируются.

Минусы использования V – brake:

  • При попадании любого загрязнения между ободом и колодкой, торможение становится менее эффективным
  • Тормозная система воздействует на геометрию рамы, что может повлечь раздвижение перьев
  • Если велосипед предназначен для экстрима, то в нем может быстро протереться обод
  • Быстрое изнашивание колодок
  • Геометрия обода воздействует на функциональность тормозной системы.

Дисковые тормоза

Это самый новейший и современный вид тормозов, который применяется в автомобильном транспорте и мотоциклах. Тормозная система включают в себя ручку, ротор, трос, калипер и колодки. Ротор держится на велосипедной втулке, который зажимают колодки. Это происходит за счет напряжения от ручки к калиперу.

Плюсы использования тормозов:

  • Ротор и колодки не предрасположены к загрязнению
  • Плавное торможение
  • Отсутствие влияния обода и восьмерки на функциональность тормозов
  • Долговечный обод.

Минусы использования тормозов:

  • Трудность выбора дисковых тормозов в магазине за счет большого количества колодок
  • Сильная нагрузка на велосипедные спицы, втулки и вилку
  • Трудный уход и ремонтирование в походах
  • Большой вес дисковых тормозов
  • Высокая цена тормозов. Зачастую комплект дисковых тормозов является менее долговечным и хорошим, чем набор ободных тормозов
  • Калипер тормозной системы может стать преградой для установления багажника.

Источник: http://osamarket.ru/sovety/raznovidnosti-velosipednyh-tormozov

Виды велосипедных тормозов

Вскоре после создания велосипеда стало ясно, что помимо педального привода для движения, необходим механизм для эффективного замедления и остановки. Первые велосипедные тормоза появились в середине XIX века, спустя некоторое время после создания первых велосипедов. Со временем тормозные системы усовершенствовались и в итоге пришли к своему нынешнему виду.

Наиболее известные виды тормозов: барабанные, роллерные, ножные, ободные, дисковые.

Барабанные тормоза.

Это один из первых видов тормозов. Механизм тормоза находится внутри втулки колеса и приводится в действие тросиком. Заметное преимущество у него только одно: независимость от погодных условий. Зато недостатки более существенны:

— Слабая износостойкость;

— Слабая эффективность торможения;

— Создание значительной нагрузки на втулку и спицы;

— Большая масса.

Сейчас такие тормоза встречаются редко, так как появились более совершенные виды тормозов, которые по всем характеристикам превосходят барабанные.

Роллерные тормоза.

Существенно доработанная разновидность барабанных тормозов. Механизм размещается во втулке колеса, в действие приводится тросиком. Ввиду нагревания при интенсивном торможении, тормоза иногда оснащают внешним охлаждающим диском.

Преимущества:

— Независимость от погодных условий;

— Малая требовательность к обслуживанию.

Недостатки:

— Большой вес;

— Недостаточная эффективность торможения.

Интересная особенность роллерных тормозов – наличие антиблокировочной системы. С одной стороны это нововведение может быть полезно для новичков, с другой – не позволяет использовать такой тип тормозов опытными велосипедистами во время соревнований и просто активной езды . Наибольшее распространение роллерные тормоза получили среди городских байков, не предназначенных для жесткой езды.

Ножные тормоза.

Эти тормоза приводятся в действие вращением педалей в противоположную сторону движения, поэтому механизм такого тормоза может располагаться только во втулке заднего колеса.

Преимущества:

— Независимость от погодных условий;

— Малая требовательность к обслуживанию.

Недостатки:

— Недостаточная эффективность торможения;

— Если цепь слетит или оборвется – тормоза такого типа не работают;

— Неудобство использования, так как не из любого положения педалей возможно осуществить экстренное торможение;

— Возможность использования только на односкоростных велосипедах и на велосипедах с планетарными втулками.

Такой тип тормозов был популярен до восьмидесятых годов XX века. С развитием горных и шоссейных велосипедов постепенно терял свою актуальность. Тем не менее, в наше время ножной тормоз можно встретить достаточно часто на односкоростных городских и подростковых велосипедах, а так же на велосипедах с планетарными втулками.

Ободные тормоза.

Один из самых распространенных типов велосипедных тормозов. Ободные тормоза приводятся в действие при помощи ручки, размещаемой на руле. При нажатии на ручку передается усилие на механизм, который приводит в движение колодки, расположенные на нем. Колодки, в свою очередь, сжимают с двух сторон обод колеса, тем самым замедляя его вращение.

Существуют как механические, так и гидравлические варианты. Отличаются они тем, что в первом случае усилие от ручки передается с помощью тросика, а во втором по гидролинии с помощью тормозной жидкости. Так же есть несколько подвидов ободных тормозов:

кантилеверные – тормоза с центральной тягой, были распространены в 90-х годах прошлого столетия. Ввиду недостаточной эффективности торможения, в наше время используются все реже;

клещевые тормоза («крабики») – слабо распространенная и устаревшая модель, однако остаются популярными в BMX;

V-brake «вибрейки» (Векторные тормоза) – сейчас эта модель более востребованая.

Преимущества:

— Простота конструкции, и, как следствие, простота ремонта и настройки;

— Небольшая масса;

— Незначительная нагрузка на спицы и втулку.

Недостатки:

— Ощутимое влияние погодных условий на эффективность торможения (грязь, вода, снег, попавшие на колодки или обод заметно снижают эффективность торможения);

— Негативное воздействие на обод колеса;

— Невозможность использования при сильной «восьмерке» на ободе.

Несмотря на некоторые недостатки, тормоза V-brake обеспечивают достаточное качество за разумные деньги. Такой вид тормозов сейчас можно встретить на шоссейных, горных, гибридных, городских и других велосипедах.

Дисковые тормоза.

Существуют механический, гидравлический и гибридный вариант таких тормозов. Как и в ободных тормозах, различие между первыми и вторыми в использовании тросика или гидролинии. Гибридные тормоза сочетают в себе гидравлическую часть, которая приводится в действие с помощью тросика.

По конструкции имеют сходство с дисковыми тормозами, используемыми на мотоциклах: на втулке колеса, обычно с левой стороны, закреплен диск (ротор), на вилке или пере рамы крепится калипер (суппорт), внутри которого находятся тормозные колодки.

При нажатии на тормозную ручку колодки приводятся в движение и зажимают ротор, тем самым обеспечивая замедление движения.

Преимущества:

— Высокая эффективность торможения;

— Работают даже, когда на ободе есть «восьмерка»;

— Погодные условия не страшны;

— Достаточно долгий срок службы.

Недостатки:

— Создание нагрузки на втулку, спицы, и вилку;

— Сложное техническое обслуживание.

Сегодня системы дисковых тормозов, особенно гидравлических, можно назвать самыми эффективными. Наибольшее распространение такие тормозные системы получили среди маунтинбайков, где нагрузки порой бывают запредельными. Также их можно встретить на кроссовых и гибридных велосипедах.

Выбирая тормозную систему помните, что фраза «тормоза придумали трусы» – шуточная. К выбору тормозов следует подходить серьезно.

Задумали как купить квартиру? Если жилищный вопрос не дает вам покоя, то заходите на сайт и вы узнаете множество способов приобретения жилья. Реальные истории людей, купивших квартиру совсем недавно.

Источник: http://www.velotut.ru/2010/07/24/tormoz/

Велосипедные тормоза. Как выбрать тормоз для велосипеда | Веломагазин VeloGO

Как и любому другому скоростному транспортному средству, велосипеду нужны тормоза. От качества работы тормозов зависит безопасность велосипедиста.

Нужно упомянуть, что трековые и некоторые другие модели обходятся без механической тормозной системы.

Педали через цепь жестко связаны со втулкой заднего колеса, и торможение выполняется замедлением вращения педалей или резким переносом веса велосипедиста на одну педаль с последующей блокировкой ведущего колеса.

Любому понятно, что блокировка отрицательно сказывается на состоянии покрышки, а движение колеса юзом усложняет управляемость велосипеда.  Для спортивного велосипеда отсутствие тормоза — способ снизить вес и повысить надежность конструкции, но езда на таких велосипедах требует особой техники и обычному человеку не добавит комфорта.

Вообще, тема выбора тормозов — одна из самых запутанных и скандальных тем, касающихся выбора велокомпонентов. Тормоза отличаются по эффективности торможения, по ремонтопригодности, по долговечности. Множество людей с разным опытом и потребностями являются сторонниками той или иной конструкции.

Читайте также:  Что делать, если сломался переключатель скоростей на велосипеде - всё о велоспорте

В статье мы дадим понятие об устройстве тормозных систем и упоминанием о преимуществах и недостатках каждой, начнем обзор с наименее распространенных. Даже если вы не планируете обслуживать велосипед самостоятельно, знания будут нужны вам, чтобы выбрать тормоза взамен износившихся или если старые тормоза перестанут вас устраивать.

Стремянные и роллерные тормоза велосипеда

Стремянные тормоза напоминают тормоза поезда: тормозная колодка прижимается непосредственно к протектору колеса. Много говорить об особенностях данной системы не нужно, поскольку на новых велосипедах такую конструкцию давно не встретишь. Стремянный тормоз до сих пор устанавливают на велосипеды Индии и Китая. К счастью, эти модели не поступают на наш рынок.

Роллерные тормоза появились вследствие желания одного крупного производителя велокомпонентов сделать идеальный тормоз, убрав недостатки барабанных тормозов (о них поговорим ниже).

Тормозную втулку заменили роликами, а тормозной барабан снабдили радиатором для лучшего охлаждения и вынесли из ступицы колеса. Роллерная система не требует частого обслуживания и обеспечивает эффективное торможение при обычной езде.

При неспешной езде такие тормоза служат годами без каких-либо регулировок. В то же время, в тяжелых условиях эксплуатации, роллерные тормоза не имеют преимуществ.

Недостатки роллерных тормозов:

  • Самый большой вес среди всех тормозных систем.
  • Сложность конструкции и немалая цена.
  • Большинство амортизационных вилок не поддерживает данный тип тормоза.
  • Тормоз не блокирует вращение колеса в обратную сторону.
  • Эксклюзивность конструкции затрудняет поиск запчастей, а дешевых расходников нет.

Достоинства роллерных тормозов:

  • Геометрия обода не сказывается на работе тормозов. «Восьмерки» и «яйца» не снижают эффективность торможения
  • Отличная защита от грязи, пыли и хорошая защита от воды.
  • Требуют минимум регулировок и, при правильном обслуживании, вечны.
  • Почти самые эффективные тормоза.

Барабанный тормоз для велосипеда

Ножной тормоз велосипеда знают все — это самый популярный тормоз на велосипедах советской эпохи. Даже сегодня это самый популярный тормоз для односкоростного велосипеда.

Барабанный тормоз расположен в задней втулке, корпус такой втулки играет роль барабана, а колодки размещены внутри.

При срабатывании тормоза, колодки прижимаются к внутренней поверхности втулки и обеспечивают торможение.

Привод тормоза может быть ручной, тросиком, или ножной, вращением педалей в обратную сторону. Ручной привод практически не применяется. 

У барабанных тормозов есть существенные плюсы и не менее заметные минусы конструкции.

Достоинства барабанных тормозов:

  • Мощные тормоза с плавной регулировкой замедления.
  • Практически герметичны, требуют минимум обслуживания.
  • Не изнашивают и не предъявляют особых требований к ободу колеса.

Недостатки барабанных тормозов:

  • Основным недостатком является несовместимость с системами переключения передач с задним переключателем. Поэтому применяются на односкоростных или велосипедах с планетарной втулкой.
  • Плохо охлаждаются и даже на небольших затяжных спусках теряют эффективность.
  • Усилие торможение зависит от положения шатунов педалей относительно дороги. Если шатуны перпендикулярны дороге, тормозное усилие стремится к 0.
  • Значительно нагружают втулку и спицы колеса.
  • Если у вашего велосипеда слетела цепь, то вы лишаетесь тормозов. Это очень опасно и барабанный тормоз должен дублироваться ободным тормозом.
  • Очень сложно активно крутить педали и при этом пользоваться тормозом.

Ободные тормоза

Торможение обеспечивается прижимом тормозных колодок к специальной дорожке на ободе колеса. Самый популярный на сегодня вид тормозов. Достаточно эффективные тормоза с отличной ремонтопригодностью.

Отличаются способом приведения тормозных колодок к ободу, а вот принцип действия разных вариантов ободных тормозов одинаков. Идеальный выбор для новичков: легко устанавливаются, легко регулируются и очень просто ремонтируются в полевых условиях.

Существуют четыре типа ободных тормозов: клещевые, кантилеверы, гидравлические и V-brake (вибрейки). Подробнее о каждом типе:

  • V – brake. При максимально сомкнутом состоянии, рычаги тормоза образуют букву V. Лучшая эффективность среди всех ободных тормозов. Самый востребованный тип и по популярности обгоняют даже дисковые.
  • Кантилеверы – прообраз V-brake тормозов.  Были популярными в прошлом.  Более сложные в настройке, с появлением V-brake, потеряли актуальность.
  • Клещевые — называются так из-за рычагов, которые по виду напоминают клещи. Сегодня используются только на шоссейных моделях из-за самой маленькой массы. Менее прочные, чем другие типы, из-за всего одной точки крепления к вилке.
  • Гидравлические — усилие от тормозной ручки на тормозные колодки передается гидролинией, заполненной специальной жидкостью. 

Преимущества и недостатки у всех типов ободных тормозов одинаковые.

Недостатки ободных тормозов:

  • Любые частички или жидкость, попавшие между поверхностью обода и тормозными колодками, снижают эффективность торможения, ускоряют износ колодок, а в тяжелых случаях снимают стружку и протирают обод.
  • Могут погнуть или раздвинуть перья вилки велосипеда.
  • Тормозные колодки изнашиваются довольно быстро. Благо, они недорогие.
  • Погнутый обод сильно снижает эффективность работы тормоза и вызывает неравномерный износ колодок.

Достоинства ободных тормозов:

  • Небольшая нагрузка на спицы и обод велосипеда.
  • Невысокая цена по сравнению с дисковыми тормозами.
  • Позволяют длительное использование тормоза, хотя могут перегревать обод.
  • Очень легкие, если сравнивать с дисковыми тормозами.
  • Простой уход и настройка.

Дисковые тормоза велосипеда

Дисковые тормоза — самые современные тормоза, стремительно вытесняющие все остальные типы. Состоят из тормозной ручки, тормозного троса или гидролинии, тормозного диска (ротора) и тормозной машинки (калипера).

Усилие от тормозной ручки через тросик или гидролинию передается на тормозную машинку — калипер, закрепленный на вилке возле оси колеса. Калипер передает усилие на тормозные колодки и сжимает ротор, установленный на втулке колеса.

Преимущества дисковых тормозов:

  • Ротор и колодки находятся высоко от дороги и слабо загрязняются.
  • Дисковый тормоз позволяет точно настроить усилие торможения.
  • Геометрия обода колеса не влияет на эффективность торможения.
  • Обод не изнашивается, при правильной регулировке большой срок службы механизма.

Недостатки дисковых тормозов:

  • Тормозные колодки разных фирм не совместимы между собой.
  • Чрезмерно нагружают ступицу и спицы колеса при торможении.
  • Ремонт требует квалификации и специнструмента и в полевых условиях почти невозможен.
  • Вес больше, чем у ободных систем.
  • Хорошие дисковые тормоза дороги. А дешевые дисковые уступают по эффективности равным по цене или более дешевым ободным
  • Калипер может мешать установке на велосипед заднего багажника.

При всем разнообразии тормозных систем, основная конкуренция происходит сегодня между V-brake и дисковыми тормозами. V-brake занимают нижнюю ценовую нишу, а также спортивный сегмент с жесткими требованиями к весу велосипеда. Хотя считается, что будущее за дисковыми тормозами, для обычной неагрессивной езды ободные тормоза все еще очень хороши.

Купить велосипедные тормоза в Киеве с доставкой по Украине можно у в VeloGO.

Источник: https://velogo.com.ua/blog/velosipednye-tormoza

Велосипедные тормоза: обзор, виды, характеристики и отзывы

Спорт и Фитнес 8 ноября 2016

Вряд ли кто-то станет спорить с тем фактом, что тормоза являются одной из важнейших частей любого транспортного средства. И, в частности, велосипеда. На велосипедные тормоза возлагается большая ответственность.

Они отвечают за здоровье, а иногда даже за жизнь человека. Поэтому приобретая велосипед, стоит обратить внимание на их качество. Неопытный велосипедист, придя в магазин, может запутаться в разнообразии систем.

Поэтому для начала нужно разобраться, какими бывают тормоза и чем они могут отличаться друг от друга.

Типы тормозов

Велосипедный рынок быстро растет и развивается. С каждым годом появляется все больше новых технологий, решений и запчастей. Поэтому некоторые детали устаревают и не выдерживают конкуренции. Сегодня мы обсудим те виды велосипедных тормозных систем, которые активно применяются в наше время.

Итак, велосипедные тормоза бывают таких видов:

  1. Барабанные.
  2. Ободные (в свою очередь делятся на: кантилеверные, клещевые, гидравлические, и Ви-брейковые).
  3. Дисковые (бывают: механическими и гидравлическими).

По народной классификации первый тип называют педальным тормозом, а остальные – ручными. Теперь разберем каждый из видов отдельно.

Барабанные тормоза

Этот тип известен многим с детства. Именно такие тормоза устанавливались на легендарный велосипед «Украина», а также детские велосипеды «Орленок», «Ласточка» и другие. Его часто называют задним или педальным. Это верно, ведь он располагается во втулке заднего колеса и приводится в действие вращением педалей в сторону, противоположную ходу.

В результате вращения каретки в обратном направлении тормозные колодки, установленные внутри барабана, разводятся в стороны и прижимают барабан. Торможение происходит благодаря силе трения между колодками и барабаном. На сегодняшний день данный вид используется в детских моделях велосипедов, а также в бюджетных моделях взрослых городских велосипедов.

Достоинства барабанных тормозов:

  1. Долговечность. Обусловлена она главным образом тем, что в механизм закрытого типа практически не попадают влага, пыль и грязь.
  2. Барабанный тормоз не изнашивает обод колеса.
  3. Простота. Такие тормоза не нуждаются в постоянном обслуживании.
  4. Работают даже в случае искривления колеса, не требуют тонких регулировок.

Недостатки:

  1. Большой вес.
  2. Чтобы затормозить, нужно приложить большие усилия.
  3. Невозможность использования на многоскоростных моделях велосипедов.
  4. Наличие мертвой зоны. При вертикальном положении шатунов торможение невозможно.
  5. Если цепь спадет со звездочки, тормоз перестанет работать.
  6. Барабанные велосипедные тормоза не дают возможности затормозить резко. Когда на счету каждая секунда, это очень важно.

Барабанные тормоза применяют на простых прогулочных велосипедах. На тот случай, если спадет цепь, для пущей безопасности, многие ставят на переднее колесо дополнительный тормоз другого типа.

Читайте также:  Разновидности спидометров для велосипеда и их особенности - всё о велоспорте

Видео по теме

Ободные велосипедные тормоза

Втулка барабанных тормозов постепенно изживает себя. А лидирующие позиции на рынке занимают ободные и дисковые тормоза. Ободные на сегодняшний день пользуется наибольшей популярностью, так как они практичнее барабанных и дешевле дисковых.

Принцип действия данного механизма довольно прост: когда велосипедист жмет ручку, расположенную на руле, натягивается тросик, который передает усилие тормозным рычагам, а они, в свою очередь, прижимают колодки к ободу колеса. Здесь, опять же, работает сила трения.

Теперь поговорим подробнее о каждом виде ободных тормозов.

Кантилеверные тормоза

Механизм состоит из двух рычагов, на каждом из которых расположены тормозные колодки. Рычаги крепятся к пивотам на вилке. С помощью двух тяг трос передвигает рычаги, которые прижимают колодки. Устройство надежное и простое, но оно встречается на современных велосипедах все реже. Другие типы, с более эффективным механизмом, постепенно вытесняют его.

Клещевые тормоза

Велосипедные тормоза данного типа чаще всего применяются на шоссейных моделях байков. Их название отлично характеризует конструкцию: колодки прижимаются к ободу посредством изогнутых рычагов, внешне очень напоминающих клещи. Клещевые тормоза, так же как и кантилеверные, постепенно изживают себя.

Гидравлические ободные тормоза

В отличие от двух предыдущих видов, в конструкции таких тормозов нет вращающихся рычагов, на которые крепятся колодки, и тросов, которые приводят эти рычаги в действие. Принцип работы здесь немного иной. В ручке тормоза, расположенной на руле, находится цилиндр с жидкостью.

При нажатии он по специальным трубкам передает давление в два цилиндра, установленных на вилке. Эти цилиндры выталкивают колодки в перпендикулярном направлении по отношению к ободу, в результате чего возникает трение и происходит торможение.

Велосипедные тормоза данного вида очень эффективны, поэтому их используют в триале.

Из-за большого веса, трудностей в обслуживании, плохой модуляции (возможность дозировать тормозное усилие ручкой) и ремонтонепригодности в сложных погодных условиях ободные гидравлические тормоза не прижились в других видах велоспорта.

V-brake тормоза

Как показывает практика и отзывы, это наиболее распространенный на сегодняшний день вид ободных тормозов. По принципу работы они очень напоминают кантилеверные. Тросик подводится сбоку, к верхней части одного из тормозных рычагов.

При нажатии рукояти рычаги, на которых установлены картриджные колодки, сдвигаются друг к другу и останавливают колесо. Благодаря параллельному прижиманию колодок торможение получается очень эффективным.

Картриджные колодки велосипедных тормозов легко заменяются с помощью простого шестигранника.

https://www.youtube.com/watch?v=Wni8TYve85U

Так как данный вид ободных тормозов наиболее распространен на современном рынке, остановимся подробнее на его достоинствах и недостатках, отмеченных пользователями.

Итак, достоинства:

  1. Простая и очень эффективная конструкция, обеспечивающая хорошее тормозное усилие.
  2. Малый вес по сравнению с барабанными и дисковыми тормозами.
  3. Невысокая стоимость.
  4. Долговечность механизма.

Без недостатков также не обошлось:

  1. Снижение эффективности при попадании на обода влаги и грязи.
  2. Ускорение износа обода в случае попадания на него загрязнений.
  3. Невозможность использования широких покрышек.
  4. Если колесо неровное (имеет «восьмерки»), тормоза такого типа сложно настроить на качественную работу.

Дисковые велосипедные тормоза

Дисковые тормоза перекочевали в велосипедостроение с автомобильной и мотоциклетной индустрии. Как показывают отзывы спортсменов и простых обывателей, данный вид наиболее практичен.

В зависимости от привода, дисковые тормоза могут быть механическими и гидравлическими. В механическом варианте усилие от ручки до тормоза передается через тросик, а в гидравлическом – через систему, заполненную жидкостью.

В обоих вариантах тормозов усилие в конечном итоге попадает на колодки, которые прижимают специальный диск, закреплённый на втулке.

Итак, дисковый тормоз состоит из ротора (диска) и калипера (тормозной машинки). Роторы могут иметь диаметр от 140 до 220 мм. Чем выше этот показатель, тем больше плечо рычага и тем эффективнее работает тормоз. Калипер крепится на раме или втулке.

Внутри него установлены колодки, которые приводятся в действие с помощью специальных поршней. Велосипедные колодки для дисковых тормозов выполняются из органических материалов или металлических опилок.

Первый вариант дает возможность плавного торможения и быстро притирается, а второй долго притирается и дольше изнашивается.

Механические

Механические дисковые тормоза, судя по отзывам, имеют такие достоинства:

  1. Обеспечивают гораздо более мощное торможение, нежели ободные.
  2. Позволяют контролировать тормозное усилие.
  3. Работают при любой погоде. Пыль, грязь и влага практически не сказываются на качестве торможения.
  4. Не изнашивают обод.
  5. Не мешают использованию широких покрышек.
  6. Эффективно работают на искривленном ободе.
  7. Долго служат.
  8. Не нуждаются в особом обслуживании.
  9. Ротор ровняется гораздо легче, чем в гидравлических тормозах.
  10. Тросы не нуждаются в особой эксплуатации, в отличие от гидролиний.

Конечно, отзывы отмечают и недостатки:

  1. Не ремонтируются в полевых условиях без особого инструмента.
  2. Из-за разнообразия моделей и модификаций поиск запчастей немного затруднен.
  3. Во время перевозки разобранного велосипеда велика вероятность искривления ротора при каком-либо механическом воздействии.
  4. Иногда мешают креплению велобагажника.
  5. Имеют большой вес относительно ободных тормозов.
  6. Стоят дороже, чем ободные модели.

Гидравлические

Дисковые гидравлические велосипедные тормоза имеют те же преимущества, что и механические, плюс несколько своих:

  1. Наиболее мощное тормозное усилие среди всех видов.
  2. Отличный контроль тормозного усилия.
  3. Работают в любых погодных условиях.
  4. Легкий ход тормозной ручки.

Недостатки гидравлических тормозов:

  1. Ремонт гидролинии довольно проблематичен.
  2. В случае искривления ротора его сложно выровнять.
  3. Самая высокая цена относительно других видов.

Кроме того, гидравлические дисковые тормоза обладают теми же недостатками, что и механические.

Выбор тормозов

Как правило, велосипеды продаются уже с тормозами. Поэтому ломать голову над их выбором обычному покупателю не приходится. Профессионалы же любят собирать байк из наиболее понравившихся им деталей. В первом случае стоит учитывать несколько моментов. Во-первых, производителем велосипеда считается фирма, которая сделала его раму и колеса.

Остальные детали, и в том числе тормоза, покупаются на других предприятиях. Многие фирмы, выпускающие велосипеды, ставят на них не очень хорошие комплектующие, чтобы занизить себестоимость готового велосипеда. Учитывайте это при покупке. Во-вторых, вид тормозов зависит от вида велосипеда. К примеру, на недорогих дорожных байках стоят, как правило, барабанные тормоза.

К ним могут прилагаться передние велосипедные тормоза ободного типа. На дешевые горные велосипеды ставят Ви-брейковые тормоза, а на дорогие, как правило, — дисковые. В-третьих, компании, занимающиеся велосипедными запчастями, могут выпускать товар в широком ценовом диапазоне.

К примеру, если вы попросите продавца в магазине показать велосипедные тормоза Shimano, он может вынести целый ящик изделий, различных по конструкции и цене.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Автомобили
Как выбрать ходовые огни на авто? Обзор, виды, характеристики и отзывы

Тема дневных ходовых огней довольно актуальна среди автолюбителей. Многие водители в целях экономии собирают эти системы своими руками. Существует множество таких самодельных вариантов, которые являются скорее элемент…

Домашний уют
Линейные светодиодные светильники для кухни: обзор, виды, характеристики и отзывы

Одно из условий комфортного времяпрепровождения и работы на кухне – функциональное и продуманное освещение. Давно кануло в Лету то время, когда кухня была лишь местом приготовления пищи. В настоящее время кухня …

Домашний уют
Автоматический выключатель трехполюсный: обзор, виды, характеристики и отзывы

Автоматические выключатели предназначены для отключения электрических сетей при превышениях рабочего тока и коротких замыканиях. Они предохраняют электропроводку и подключенные к ней потребители от перегрузок и содерж…

Домашний уют
Машинка для приготовления пасты и равиолей: обзор, виды, характеристики и отзывы

Вкусная и красивая еда не оставит равнодушным ни одного человека, ведь при созерцании аппетитного блюда с потрясающим ароматом очень тяжело устоять, чтобы не дать волю эмоциям и не насытить блаженной пищей свой органи…

Домашний уют
Пика для отбойного молотка: обзор, виды, характеристики и отзывы

С древних времен в процессе своей хозяйственной деятельности человечеству нередко приходилось использовать такие прочные материалы, как осадочные горные породы, асфальт и бетон. Как показал опыт, их очень трудно раска…

Домашний уют
Деревообрабатывающие станки «Муравей»: обзор, виды, характеристики и отзывы

Универсальные деревообрабатывающие станки «Муравей» займут центральное место в любой столярной мастерской. С их помощью можно выполнять ряд операций, начиная с распиловки и заканчивая фрезерованием и рейсм…

Домашний уют
Бензиновые генераторы мощностью 5 кВт. Бензиновый генератор: обзор, виды, характеристики и отзывы

Бензиновые генераторы представляют собой автономные компактные силовые установки, которые используются для производства электроэнергии. Их применяют в роли резервного или основного источника электроснабжения в разных …

Домашний уют
Водонагреватель с сухим теном: обзор, виды, характеристики и отзывы

Из-за частых отключений централизованной подачи горячей воды многие люди задумываются о приобретении водонагревательных баков. Их преимущества неоспоримы. Современные накопительные модели производятся в красивом дизай…

Домашний уют
Цветной кладочный раствор: обзор, виды, характеристики и отзывы

Кладочные растворы используются в строительстве уже очень давно, а вот цветная их разновидность является инновационной разработкой и уже успела обрести свою популярность. Если вы хотите придать дому неповторимый колор…

Домашний уют
Ультрафиолетовый обогреватель: обзор, виды, характеристики и отзывы

Достаточно часто сегодня можно услышать заблуждение о том, что инфракрасные обогреватели являются ультрафиолетовыми. Это мнение можно назвать в корне неправильным. Всё дело в том, что ультрафиолетовый обогреватель не …

Источник: http://monateka.com/article/216267/

Велосипедные тормоза

«Тормоза придумали трусы» — такое заявление приходится слышать как от велосипедистов, так и от мотоциклистов и автомобилистов, иногда в шутку, иногда почти всерьез.

Читайте также:  Кто и когда изобрел велосипед: от первых до современных моделей - всё о велоспорте

Но для безопасной езды любое транспортное средство должно иметь исправные эффективные и надежные тормоза. И велосипед не является исключением, особенно, когда предполагается движение по сложной трассе.

Типы тормозных механизмов и их приводов

На велосипедах применяется несколько разнообразных по конструкции типов тормозных механизмов. Причем, часть из них может иметь еще и различные приводы. Рассмотрим их чуть-чуть подробнее.

До начала восьмидесятых годов, когда в мире начался велосипедный бум, на большинство велосипедов устанавливались тормозные системы встроенные во втулку заднего колеса. Весь механизм таких тормозов скрыт внутри. Примером является всем известная втулка «торпедо», устанавливавшаяся ранее на большинство велосипедов советского производства.

Тормоз такого типа приводится в действие вращением педалей в обратную сторону. Соответственно, может быть установлен только на заднее колесо велосипеда. Сейчас подобные системы часто встречаются не только на односкоростных городских велосипедах, но и на велосипедах с многоскоростными планетарными втулками, такими как Shimano Nexus или SRAM Spectro.

Достаточно экзотический вариант — барабанный втулочный тормоз наподобие автомобильного. Он может быть установлен как на переднем колесе, так и на заднем. Привод — тросиковый. Сейчас такой тип тормозов встречается редко. Может также быть установлен на многоскоростные планетарные втулки.

На многоскоростных велосипедах с внешними переключателями передач, в силу их конструктивных особенностей, невозможно установить тормоза с цепным приводом, так как задний переключатель требует наличия значительной свободной длины в нижней ветви цепи.

Поэтому появились ободные тормоза. В них тормозные колодки прижимаются прямо к тормозным дорожкам на боковых поверхностях обода.

Для увеличения мощности торможения, исключения влияния загрязнения и неровности ободов, в последнее время стали применяться дисковые тормоза. Другим положительным эффектом их применения стало отсутствие изнашивания ободов в процессе торможения.

На современных велосипедах для передачи усилия от управляющих рычагов к тормозам применяется как механический привод в виде цепи или тросика в оплетке, так и гидравлический в виде системы шлангов заполненных специальным маслом или тормозной жидкостью.

Область применения

Втулочные тормоза применяются в основном на городских велосипедах (citybike), в том числе и на многоскоростных с планетарными втулками, а также на подавляющем большинстве других односкоростных велосипедов, например, складных. Иногда это единственный тормоз на велосипеде, иногда на переднем колесе устанавливается тормоз другого типа.

Ободные тормоза сейчас обрели огромную популярность по причине широкого распространения многоскоростных велосипедов. Они устанавливаются на шоссейные велосипеды и туринги, гибриды, вседорожные и горные велосипеды, а так же на часть многоскоростных городских велосипедов. Часто присутствуют как дополнительные тормоза, на многих односкоростных велосипедах.

Дисковые тормоза в данный момент встречаются в основном на горных велосипедах относительно высокого уровня, не считая некоторых китайских «поделок», хотя по мере снижения цены, вероятно, получат более широкое распространение. В том числе, можно ожидать их распространение на некоторые другие типы велосипедов. Например, на гибриде дисковый тормоз смотрелся бы вполне уместно.

Привод тормозов

Привод тормоза, это — набор деталей соединяющий управляющий рычаг (тормозная ручка) с исполнительным механизмом (тормозные рычаги, калипер дискового тормоза).

Втулочные тормоза типа «торпедо» приводятся в действие вращением педалей назад на угол в 20-40°. Соответственно, приводом служит сама цепь. Барабанные втулочные тормоза — тросиком.

Ободные тормоза могут приводиться как механически (тросиком), так и гидравлически (системой трубок заполненных маслом или тормозной жидкостью).

Дисковые тормоза также могут иметь механический и гидравлический привод. Встречается и комбинированный вариант привода.

Так как при малых скоростях течения сопротивление движению жидкости почти отсутствует, а при давлениях в несколько атмосфер она практически несжимаема, то в случае использования гидравлического привода тормозное усилие можно регулировать более четко, чем в случае применения тросика: минимальному изменению усилия на тормозной ручке соответствует почти такое же изменение момента торможения на колесе.

Но гидравлический привод немного тяжелее, чем тросиковый, более сложен в конструкции, менее ремонтопригоден в полевых условиях. Тормозные жидкости ядовиты, агрессивны к лакокрасочным покрытиям, пластикам и резинам. Кстати, Shimano в своих тормозах с гидравлическим приводом именно по этой причине использует вместо тормозной жидкости минеральное масло.

Некоторые велосипеды, например трековые, вообще не имеют тормозов в традиционном понимании. Торможение производится за счет создания противодавления на педалях — ведомая звездочка постоянно жестко связана с колесом велосипеда.

Особенности конструкции. Достоинства и недостатки

Барабанные тормоза. Фактически такие же тормоза, как и те, что применяются на автомобилях и мотоциклах. Состоят из барабана, вращающегося со втулкой, и неподвижной внутренней части, на которой закреплены тормозные колодки.

Как было сказано ранее, на велосипедах сейчас применяются крайне редко. Устанавливаются как на приводные втулки, так и не на приводные.

Главное их достоинство — хорошая грязезащищенность: механизм скрыт внутри втулки. Недостаток — относительно большой вес и громоздкость.

Втулочные тормоза. Этот тип тормозов характерен именно для велосипеда. Главными достоинствами являются высокие грязезащищенность и износостойкость при работе в умеренных условиях.

Недостатки: могут быть установлены не на любой велосипед и только на заднее колесо. При длительных торможениях, например при спуске с перевала, возможен перегрев тормоза и его выход из строя.

При заметных износах деталей возможны резкие проскоки («прокруты») педалей без появления тормозящего усилия. Для замены изношенных деталей приходится выполнять довольно сложную работу по разборке-сборке втулки заднего колеса.

Ободные тормоза. Наиболее распространенные на данный момент. Состоят из подвижных рычагов с закрепленными на них тормозными колодками. Ответной частью, в соответствием с названием, является обод колеса. Встречаются нескольких различных видов.

·   Первыми ободными тормозами были клещевые тормоза с одним поворотным шарниром на оба рычага(single pivot brake), расположенным на коронке вилки или перемычке рамы . Более продвинутой конструкцией, появившейся позже, стали тормоза с двумя шарнирами, разнесенными по сторонам (double pivot brake).

Клещевые тормоза сейчас устанавливаются на шоссейные велосипеды, а так же, как дополнительный тормоз, на городские, складные и дешевые вседорожные велосипеды. Направление движения колодок на них оптимизировано по сравнению с одношарнирными: оно стало перпендикулярным тормозной поверхности обода.

Существуют модификации как с центральным подводом тросика, так и с боковым.

·   На горных велосипедах, а позже на гибридах, стали применяться консольные тормоза (cantilever brake), в которых тормозные рычаги крепятся на перьях вилки ниже обода и направлены вверх.
В случае подвода раздваивающегося приводного тросика сверху, это то, что обычно и называют кантилеверным тормозом.

·   Более продвинутой модификацией консольных тормозов стали тормоза типа V-brake или linear-pull, где за счет формы и размеров тормозных рычагов и направления подвода приводного тросика перпендикулярно рычагам, было существенно снижено усилие на управляющей ручке. Но ход тормозных колодок стал меньше: такие тормоза критичнее относятся к восьмеркам колеса, чем традиционные кантилеверные.

Тормоза такого типа сейчас выпускают Shimano, Tektro, Promax, Avid, Alhonga и многие другие компании.

·   Недостатком тормозов консольного типа является движение колодок не перпендикулярно ободу, а под углом в 30-40°, что связано с невозможностью размещения шарнира на оной вертикали с тормозной дорожкой обода.

Такая ситуация приводит к необходимости частой регулировки тормозных колодок по мере их износа. Выходом из этой ситуации стала разработка механизмов параллельного хода колодок.

В исполнении Shimano и Tektro — это параллелограмный механизм тормозных рычагов, который применяется на ободных тормозах групп Deore LX, Deore XT, XTR ; в исполнение Avid — тормозные рычаги с направляющей «аркой».

·   Колодки ободных тормозов могут иметь резьбовой (обычно для V-brake) или безрезьбовой крепеж. Колодки могут быть как цельными, так и картриджного типа, в которых накладку можно заменять, не заменяя саму колодку.

·   Специфическим для триала типом тормозов являются так называемые U-образные тормоза. Эти консольные тормоза внешне сильно напоминают клещевые тормоза.
Суть их применения — блокировка колеса при надавливании на них ногой сверху (при выполнении различных трюков).

·   Наиболее продвинутыми ободными тормозами можно считать гидравлические ободные тормоза. Характерным представителем этого класса стала продукция компании Magura.

В этих тормозах тормозные рычаги отсутствуют напрочь: тормоза состоят из «бустера», гидроцилиндров и тормозных колодок, движущихся в них поступательно в перпендикулярном ободу направлении.

Качество и мощность их работы много выше, чем у традиционных ободных тормозов, но на такие тормоза можно установить лишь специальные колодки, стоимость которых весьма высока.

Дисковые тормоза. По конструкции близки к авто и мото дисковым тормозам. Состоят из ротора (диска), закрепляемого на втулке колеса, и калипера (суппорта), устанавливаемого на вилку или перья рамы. Применяются там, где необходимо особо эффективное торможение — их мощность выше, чем у ободных тормозов. Могут иметь как гидравлический привод (весьма дорогие), так и механический.

Другие достоинства дисковых тормозов: Они не боятся восьмерок на ободе, так как закреплены прямо на втулке колеса. Работа в более чистых условиях (грязь меньше попадает на диск, чем на обод) позволяет увеличить срок службы колодок.

К тому же, обода не истираются тормозными колодками. Дисковые тормоза практически не требуют настройки, комплекта тормозных колодок хватает на достаточно длительный период.

Недостатки же следующие: по сравнению с ободными тормозами дисковые тормоза тяжелее. Стоимость их эксплуатации, не говоря о стоимости самих тормозов, заметно выше, чем у ободных.

Ремонтопригодность гидравлических дисковых тормозов невысока, особенно в полевых условиях.

Источник: http://trenager.com/publ/stati_o_velosipedakh/velosipednye_tormoza/6-1-0-205

Ссылка на основную публикацию