Почему велосипед не падает при езде — всё о велоспорте

Велосипед не падает из-за центробежной силы

ПодробностиПросмотров: 13366

  Если задавать вопрос «почему велосипед не падает?» всем подряд, то большинство, скорее всего, не смогут ответить на него. Просто пожмут плечами.

Меньшая часть, считающая себя технически грамотными людьми, ответит, что это, вероятно, из-за эффекта гироскопа.

И, наверно, будут удивлены, узнав, что гироскоп не имеет к этому никакого отношения, это показал эксперимент в котором нивелировали этот эффект, а велосипед продолжал ехать. И лишь незначительное меньшинство ответит правильно. Итак, почему не падают велосипедисты?

  Для сохранения равновесия любого тела необходимо, чтобы перпендикуляр, опущенный из центра его тяжести, не выходил за площадь опоры. Чем меньше последняя, тем менее устойчиво положение.

  Площадь опоры велосипеда предельно мала – по сути, она представляет собой прямую линию, проведенную между точками касания колесами земли. Поэтому велосипед (с велосипедистом или без него) не может стоять, находясь в неподвижном положении. Но при движении устойчивость чудесным образом возвращается к нему. Почему это происходит?

  Все дело в центробежной силе, которая возникает при подруливании. Если движущийся велосипед начинает наклоняться в какую-нибудь сторону, велосипедист слегка поворачивает руль в сторону наклона, заставляя машину поворачиваться.

При этом возникает центробежная сила, направленная в сторону, противоположную наклону. Она-то и возвращает велосипед в вертикальное положение. Двухколесный велосипед не способен ехать строго по прямой.

Если его руль зафиксировать в неподвижном положении, он обязательно упадет, потому что исключается возможность подруливания.

  Этот процесс – отклонение от вертикали и возвращение к ней – происходит непрерывно. Велосипедист даже не задумывается о том, что происходит. Его руки автоматически совершают подруливание, которое необходимо для сохранения вертикального положение. К слову сказать, именно в приобретении автоматизма подруливания и состоит обучение езды на велосипеде.

Конструкция велосипеда и поддержание равновесия

  Конструкция рулевой колонки и передней вилки велосипеда облегчает автоматическое поддержание равновесия. Ось рулевой колонки (передней вилки) проходит не вертикально, а наклонно к земле.

Точка ее пересечения с грунтом располагается впереди того места, где переднее колесо соприкасается с дорогой.

Такая схема способствует тому, что если переднее колесо случайно отклоняется от среднего положения, сразу возникает момент реактивных сил, который возвращает его на место.

  При наклоне велосипеда реакция опоры переднего колеса, которая приложена в точке его касания с землей и направлена вверх, автоматически поворачивает колесо в сторону наклона. Возникает центробежная сила и велосипед возвращается в вертикальное положение.

  Для лучшего понимания этого процесса, нужно просто принять во внимание, что схема сил, действующих на переднее колесо велосипеда, является примерно такой же, как и у тележек с вращающимися колесами.

В какую сторону тележку не толкать, колеса автоматически поворачиваются в нужном направлении. Кстати, именно эта особенность  конструкции велосипеда обеспечивает возможность езды, не держась руками за руль. Велосипед самостоятельно поддерживает равновесие.

А чтобы выполнить поворот, достаточно сместить центр тяжести своего тела в сторону.

  Степень способности конкретного велосипеда поддерживать динамическое равновесие определяется конструкцией его рулевой колонки и вилки.

Главный параметр здесь – расстояние от точки соприкосновения переднего колеса с землей, до точки пересечения оси рулевой колонки (передней вилки) с грунтом. Как уже говорилось, последняя находится впереди первой.

Реактивный момент, действующий на колесо при его повороте, будет тем выше, чем больше это расстояние. Для оптимальных динамических характеристик велосипеда требуется не самый большой, а строго определенный реактивный момент.

Слишком малый уменьшит автоматическое поддержание равновесия, чрезмерно большой – приведет к возникновению «шимми». Поэтому наклон оси рулевой колонки и параметры передней вилки при проектировании велосипеда выбираются очень тщательно.

Что такое «шимми»

  При высокой скорости (выше 30 км/час) переднее колесо велосипеда может начать самопроизвольно вилять вправо-влево. Это явление, которое, кстати, имеет место и в авиации, называется «speed wobbles» или «шимми».

Причина  его заключается не в неисправности велосипеда (плохой сборке или ослаблении креплений), а в том, что возникает резонанс переднего колеса. «Шимми» очень опасно в том случае, когда велосипедист едет «без рук», то есть не держится за руль.

Чтобы погасить возникший резонанс, нужно снизить скорость или изменить позу.

Велосипед – энергоэффективней

  По затратам энергии на единицу преодоленного расстояния велосипед эффективней не только ходьбы, но и езды на автомобиле. При движении велосипеда со скоростью 30 км/час тратится 15 ккал на 1 км. Ходьба со скоростью 5 км/час приводит к сжиганию 60 ккал на 1 км. То есть по энергозатратам на единицу расстояния движение на велосипеде в 4 раза эффективнее ходьбы.

… и функциональней

  Если рассматривать езду на велосипеде с точки зрения спортивной нагрузки, то она тоже оказывается предпочтительней ходьбы. Катание на велосипеде отнимает 450 ккал в час, в то время как при ходьбе тратится только 300 ккал.

Конечно, физическую нагрузку можно увеличить, перейдя с шага на бег. Но в этом случае возрастает нагрузка на колени и голеностопные суставы, что нежелательно, поскольку со временем может привести к травме этих проблемных мест.

Когда женщины быстрее

  Тренированный мужчина, даже не будучи профессиональным спортсменом, может длительное время развивать мощность 250 Вт или 0,33 л. с. При езде на велосипеде по ровной дороге это примерно соответствует скорости 30 км/час.

Женщины не могут развивать такой мощности, как мужчины, но в расчете на единицу веса их энергетические показатели превосходят мужские. При езде по ровной дороге, когда вся мощность тратится в основном на преодоление сопротивления воздуха, женщины едут медленнее, чем мужчины.

Зато при езде в гору, когда энергия тратится на преодоление силы тяжести, они способны ехать быстрее сильной половины.

Источник: http://velosreda.ru/fizika-velosipeda-pochemu-velosiped-ne-padaet

Почему велосипед не падает

Почему велосипед не падает, не вполне понятно, особенно на первый взгляд. Площадь его опоры очень мала, даже если шины весьма широкие и слабо накачаны. Поставленный вертикально, он долго не простоит. Обычно он падает на бок через 2 — 4 секунды, но если его удачно толкнуть вперед, падение случится через 10 — 15 секунд.

Именно этим велосипед решительно отличается от трёхколесного велосипеда и четырехколесного автомобиля. Даже если отбросить влияние велосипедиста на устойчивость, то во время езды велосипед гораздо устойчивей, чем во время остановки. Управляться он может также по-разному, и не только поворотом руля.

Если вспомнить езду «без рук», то становится понятно, что факторов, обеспечивающих устойчивость велосипеда, несколько. Рассмотрим главные. Но прежде, еще одно короткое замечание: у велосипеда существуют две устойчивости и одна управляемость.

Первая устойчивость — это вертикальная, вторая — продольная, или курсовая устойчивость, а управляемость — только продольная (курсовая). Само собой, чем лучше продольная устойчивость, тем хуже управляемость, и наоборот. Сложность заключается во взаимосвязи этих трех важных параметров.

Один влияет на другой, другой на третий и рассказать, положим, о вертикальной устойчивости, не упоминая продольную, затруднительно. Но в любом случае, каждому практикующему велосипедисту важно сохранить равновесие, или баланс и катить в правильном направлении.

Равновесию на малой скорости или даже стоя на месте, как лихо демонстрируют некоторые умельцы, помогает геометрия вилки и рулевой колонки. Поворачивая руль, мы сдвигаем центральную линию велосипеда, проходящую через точки контакта с поверхностью переднего и заднего колес.

Так мы подстраиваем ее под слегка сдвинувшийся в сторону центр тяжести велосипедиста и его верного двухколесного коня. Балансирование на месте всем хорошо известно и знакомо — это сюрпляс.

Подробно о полезных свойствах вилок и их влиянии на устойчивость можно посмотреть чуть ниже.

Вид сверху показывает, как эту линию шин можно сдвинуть в сторону поворачиванием руля из стороны в сторону. Это очень важно для баланса на низкой скорости.

  1. Ось поворота на уровне земли
  2. Линия через пятна контакта шин
  3. Центральная линия
  1. Вылет
  2. Ось рулевой колонки на уровне земли
  3. Боковая сила из-за угла скольжения
  4. Наклон
  5. Пятно контакта шины с дорогой
  6. Отклонённое колесо
  1. 1/2 дюйма
  2. Ось рулевой колонки на уровне земли
  3. Передний вылет
  4. 7 — 10 грудусов
  5. Задний вылет
  6. 1/2 градуса
  7. Линия движения

Какую скорость считать малой, а какую — большой? Это нетривиальный вопрос. Но все-таки можно получить приблизительную оценку минимальной скорости устойчивого движения велосипеда.

Помогает этому теория движения твердого диска (обруча, колеса) по плоскости без проскальзывания.

Согласно ней, для обеспечения устойчивости такого диска, близкого к диаметру велосипедного колеса, достаточно скорости около 1 м/сек, или 3,6 км/час.

Скорость ниже минимальной — это уже искусство балансирования, или сюрпляс на треке.

Система, составленная из велосипеда и велосипедиста, конечно, очень далека от простого катящегося диска или обруча, но данное значение показывает порядок величины минимальной скорости, необходимой, чтобы устойчиво держаться на велосипеде. И, как каждому хорошо известно, имеет приближенное согласие с повседневным опытом.

Но ведь велосипед — это вам не какой-нибудь «Харлей». Велосипедист весит гораздо больше, чем велосипед, на котором он сидит. Поэтому чтобы держать равновесие на велосипеде в некоторых ситуациях, например, на узкой колее, тропинке, лыжне можно перемещать центр тяжести как вправо, так и влево, меняя положение тела велосипедиста относительно велосипеда.

Нужно, как бы отталкиваясь от него в сторону, противоположную первоначальному отклонению, сохранять равновесие, продолжая неуклонное движение вперед. При этом более высокий центр тяжести велосипедиста сильнее воздействует на общий баланс системы велосипедист — велосипед и дает больший контроль над положением и движением велосипеда.

Еще один полезный способ движения корпусом при рулении рассмотрим ниже.

Представим себе обычный случай: велосипедист поворачивает со скоростью v по кругу с радиусом R. Для сохранения равновесия велосипедист должен наклониться на угол α от вертикали или, что тоже самое, на угол φ=90° — α от горизонтали, чтобы компенсировать центробежную силу (смотрите рисунок выше).

Условия равенства сил приводят к известной еще со школы элементарной формуле ctg α=(v2/gR)=tgφ≤μ (1), где μ — максимально возможный в данный момент коэффициент сцепления шины с дорогой.

Читайте также:  Педали велосипеда - виды, устройство контактные педали велосипеда

Для реальной оценки его надо уменьшать на 20 — 25% по сравнению с многочисленными табличными значениями, g — ускорение свободного падения, равное 9,81 м/сек. Велосипедист поворачивает благодаря силам трения между дорогой и передним колесом.

Если дорога скользкая или покрыта льдом, то контролируемый поворот становится затруднительным или невозможным. Вместо поворота может произойти занос переднего колеса, потеря равновесия и падение.

Пусть теперь велосипедист, спокойно катясь по прямой, ровной и гладкой дороге и любуясь проплывающим мимо пейзажем, случайно отклонился от вертикали на небольшой угол αl. Чтобы не упасть, велосипедист старается повернуть руль в сторону наклона велосипеда на угол β.

Спрашивается, на какой угол надо повернуть руль, дабы не упасть? Для ответа достаточно посмотреть на рисунок выше и вспомнить любимую теорему синусов G=2R2sinβ (2), где G — расстояние между осями колес (база велосипеда), R2 — радиус, по которому начинает двигаться велосипед после поворота переднего колеса. Он должен быть меньше, чем радиус, по которому спокойно и уверенно поворачивает велосипедист, отклонившись от вертикали на угол αl, согласно формуле (1). Иначе выправить равновесие не удастся. Теперь подставим формулу (2) в формулу (1). И получим: sin β=(gGtgαl/2v2) (3). Эта очень простая формула может рассказать много полезного.

Первое. Велосипедисту, катящемуся со скоростью v и отклонившемуся от вертикали на угол αl, нужно повернуть руль на угол больший или равный углу β, который легко подсчитать по формуле (3).

Второе. Чем больше скорость велосипедиста, тем на меньший угол надо повернуть руль и для восстановления равновесия и для прохождения виража. Из этого следует, что велосипедом намного легче управлять на высокой скорости, чем на маленькой. И это хорошо известно всем, кто садился на велосипед.

Третье. Чем больше база велосипеда — G, тем на больший угол надо поворачивать руль, дабы восстановить равновесие или вписаться в поворот. И так же интуитивно ясно, что по узким, лесным извилистым дорожкам легче катить на велосипеде с малой базой.

Четвертое. Навык правильного поворота руля быстро становится автоматическим, подсознательным, и многие велосипедисты не подозревают, что даже при беззаботной езде по прямой им нужно постоянно поворачивать руль. Достаточно посмотреть на след, оставленный колесами велосипеда.

Легко увидеть, что относительно прямая колея, оставленная задним колесом, всё время пересекается извилистым следом переднего.

А это значит, что переднее колесо во время движения постоянно поворачивает из стороны в сторону, велосипед все время «въезжает» под регулярно падающего велосипедиста и, благодаря этому, сохраняет равновесие.

И, наконец, пятое. Если руль не поворачивается, если рулевая колонка, положим, по каким-то причинам заклинена, ездить практически нельзя (в современном понимании этого слова). Двухколесные самокаты начала XIX века, не имевшие рулевого управления, могли катить только по прямой.

И это приводит нас к любопытной аналогии между сохранением равновесия на велосипеде и удержанием швабры, бильярдного кия или авторучки («Паркер» с золотым пером, например) на раскрытой ладони.

Действительно, как удержать кий? Сначала он стоит на ладони вертикально, а затем начинает отклоняться, и ладонь быстро перемещается в сторону наклона. Опора кия смещается, и он начинает наклоняться в другую сторону.

Ладонь снова перемещается, и такое балансирование может длиться весьма долго.

То же самое делает и велосипедист. Но возникает естественный вопрос: чем проще балансировать — шваброй или авторучкой? Ответ не вполне очевиден, но, твердо освоив школьный курс на «хорошо», получить правильный результат несложно. Прежде всего, на что похожи стоящая швабра, авторучка и катящийся велосипед? Правильно! На перевернутый физический маятник.

Вместо точки подвеса есть точка опоры. И такие перевернутые маятники всем хорошо знакомы — например, механический метроном, которым задают ритм при изучении музыки. Чем выше поднимают грузик на планке, тем больше период колебаний, и тем медленнее качается маятник метронома.

А если грузик опустить вниз, к точке опоры, то период колебаний уменьшится, и маятник быстро-быстро зачастит.

С некоторыми оговорками и при малых отклонениях от вертикали его можно рассмотреть как математический маятник и написать крайне простую формулу для периода колебаний. T≈2π√l/g, где l — расстояние от точки опоры до центра масс (ЦМ).

Время отклонения от вертикали на малый угол α1 равно: t=T/4≈(π/2)√l/g. Оно не зависит от массы швабры и «откормленности» велосипедиста. Прикинем: швабра имеет l=1м, 1=1,6*0,32=0,5 с. У авторучки же l=0,1 м, t= 1,6*0,1=0,16 с.

А высокий велосипед — l=1,2 метра, t= 1,6*0,35=0,56 с. Результат прост и нагляден.

Точно так ведет себя и любой предмет: чем он выше, чем больше расстояние от точки опоры до центра масс (центра тяжести), тем медленнее он отклоняется от вертикали на малый угол, и тем легче им балансировать или удерживать на нем равновесие.

И тут вне конкуренции велосипед «Паук», у которого центр масс располагался на высоте около двух метров. Но падать с такой высоты было больно и опасно, и «Пауки» не выжили. Поэтому намозолившее глаза выражение «низкий устойчивый силуэт» справедливо только для трех или четырех колесных экипажей.

Если так говорят о двухколесных велосипедах или мотоциклах, то это нонсенс и техническая безграмотность.

Источник: http://velofun.ru/cycling-technique/pochemu-velosiped-ne-padaet.html

Ошибки при езде на велосипеде

Многие из начинающих велосипедистов заходят в социальные сети и youtube, где смотрят на то, как ездят профи, и начинают слепо копировать все их приемчики, даже близко не понимая, зачем спортсмены так делают. Одна из таких ошибок – слишком низко опущенное седло.

Тут все просто – на велосипеде вы не только ездок, а и двигатель, поэтому неправильная посадка может существенно снизить вашу максимальную мощность. Раза так в два. Поэтому, поставив низко седло, не удивляйтесь, что вас легко уделывает дистрофик, который просто все сделал по уму.

Ставим педаль в нижнее положение, становимся на нее пяткой и выставляем правильную высоту. Многие боятся ездить на велосипеде так, чтобы ноги не касались земли. В таком случае стоит продать велосипед, ибо если вы любите ходить, то можно обойтись и без железного коня.

Для определения точной высоты седла измерьте расстояние от верхней точки берцовой кости до пола и умножьте его на 0,883 – это и будет расстояние от центра каретки до верхней части центра седла.

Полегче с тормозами

Могу точно сказать, что на вашем велосипеде нет системы ABS, поэтому вы всегда можете заблокировать колесо тормозами. Это годится, если вам 12 лет и вы хотите показать, кто главный во дворе. Но если вы хотите хорошо ездить, то стоит научиться правильно тормозить.

Во-первых, нужно правильно держаться за ручку тормоза. Для этого проверьте, как они стоят. Когда вы сидите на велосипеде и кладете ладони на ручки руля, рукоятки тормозов должны быть ровно под вытянутыми пальцами. При этом руки и ладонь должны быть в одной плоскости.

Жать на тормоз нужно только двумя пальцами – указательным и средним (если тормоза механические) либо только указательным (если тормоз гидравлический).

Если жать всей рукой, то выше шанс заблокировать колесо, что означает потерю контроля, при этом вы практически не держитесь за руль, что только усугубляет ситуацию.

Во-вторых, нужно научиться пользоваться передним тормозом. Поначалу вам немного будет страшно и непривычно, но позже вы поймете, что передний тормоз – самая важная деталь в велосипеде. И ваш самый лучший друг.

При торможении сначала замедляется велосипед, а лишь потом – вы сами, и за этот небольшой промежуток времени вы успеваете существенно сместиться вперед, поэтому основное усилие всегда прикладывается на переднюю часть. Поэтому для лучшего торможения следует немного смещать ваш центр масс (да, именно тот самый) назад, что позволит быстрее остановиться.

Ну, и невзирая на весь ваш опыт, всегда нужно бояться при торможении одного – заблокировать колесо, так как пока оно вертится, вы контролируете ситуацию, а не наоборот.

Одежда

К сожалению, ваша мама тут не права, шапку брать не стоит. Подбор правильной одежды для катания – это залог 80% удовольствия от процесса. Да, поначалу это будет лишней морокой, но немного опосля вы будете всегда правильно подбирать одежку на автомате.

Свитер и джинсы нам точно не подходят, так как слишком быстро набирают влагу (в качестве оной может выступать как ваш пот, так и внезапный дождь), что приводит к замерзанию. Да и тяжелые они, зараза! Используйте легкие прохладные ткани, которые прекрасно впитывают пот и защищают от ветра (такие, как нейлон) или лучше специальные материалы (Gore-Tex и иже с ними).

Не стоит понимать мой совет как однозначный приказ купить себе специальную крутую велоодежду. Брендированные футболки стоят около 100 долларов, и если можно закрыть глаза на просто дурную цену, то на их раскрас не удастся. Порой создается впечатление, что их рисовали стадо одержимых обезьян, которые вымазали лапы в разных красках.

Альтернативу нам создают наши прекрасные китайские друзья. Футболка за десятку, велосипедные шорты, которые выглядят, как обычные, – за 20. Да, качество не будет самым топовым, но вашу любимую спортивную форму такая одежда разнесет в пух и прах.

Плюс китайцы еще не доросли до использования дорогих дизайнеров, поэтому часто есть что-то очень адекватно выглядящее.

Вода

Спортсмен, организм которого хорошо снабжен водой, может ехать около двух часов (в прохладную погоду) перед тем, как он начнет страдать от обезвоживания. Начинающие редко пьют, даже если вода у них есть. Чтобы не чувствовать себя после езды разбитым, нужно пить по крайней мере каждые 15 минут, даже в холодную погоду.

Я лично использую комбинацию фляги (объемом 0,75 л) и бутылки простой воды на 1,5 л. Такого запаса хватает почти на полдня не очень активной езды. Можно попробовать использовать гидратор – небольшой мешок для воды, который кидается в рюкзак и трубка от которого выводится на одну из шлеек.

Плюсом гидратора будет больший объем (как правило, от 1,5 до 3 л), постоянная доступность. В минусах – вы всегда возите его у себя на спине, а каждый лишний грамм в хорошей поездке чувствуется добротным килограммом. И помните – пить стоит только простую воду (без газа), Fanta достаточно плохо утоляет жажду.

Летом на привалах можно попить квасу – он не настолько хорош, как вода, но всяко лучше остальных жидкостей.

Читайте также:  Как снять педали с велосипеда без съемника на горном велосипеде Стелс: видео

Не гони!

Даже если вы не были в седле около месяца, то сев на велосипед, вы сможете легко нагнать ваших товарищей. Но только сначала. А в конце длительной поездки без нужных подготовок вас будет подбирать скорая. Зачем вам нужны эти хлопоты?

Наращивайте дистанцию постепенно, начните с заездов на 30-40 км. Этой дистанции хватит, что доехать до интересного места и при этом не помереть от усталости. Следующий этап – 50-70 км. Это серьезная дистанция, и к ней нужно хорошо подготовиться.

Лучше всего ехать в такие поездки в компании с более опытным товарищем, который, если что, сможет вас довезти до ближайшего населенного пункта. Ну, и последний этап – 100 км. Такое расстояние является психологическим лимитом для каждого человека, после которого кажется, что любая дистанция по плечам.

В таких случаях спесь легко сбивается предложением принять участие в самом простом бревете на 200 километров. Ну, или небольшой поездкой в горах с набором высоты под 2 км.

Сейчас упаду!

Как гипнотизируют человека? Машут перед глазами чем-то. В случае велосипедиста это «что-то» чаще всего оказывается корягой или камнем.

Поэтому при езде на велосипеде нужно понимать простую вещь – вы должны концентрировать внимание (читай – взгляд) на месте, через которое вам нужно проехать, а не наоборот. Заставляйте себя смотреть на безопасные пути.

Смотрите за поворот, а не на его крутые края. Если и вправду хотите свалиться с горы, взгляните вниз – и вы свалитесь!

Но иногда падения не избежать. В этом случае нужно уметь правильно падать. Навык этот натренировать довольно трудно, но он нужен. Падать стоит не вперед или назад, а всегда вбок.

Именно так ваши шансы выжить самые большие, так как вы почти всегда приземляетесь на руки, которые амортизируют удар, пусть даже ценой перелома. Неплохим окажется умение отскакивать в падении от велосипеда, всегда жалейте только себя, а не кусок железа.

С велосипедами на рынке проблем нет, а вот достать новую почку или берцовую кость немного сложней.

Источник: http://veddro.com/2015/07/oshibki-pri-ezde-na-velosipede/

Почему велосипед не падает при езде

Задавали ли вы себе вопрос почему, пока вы не умеете ездить на велосипеде – он падает, но как только научились кататься, держится под нами.

Многие списывают удержание равновесия на эффект гироскопа, но это не совсем верно. Эффект гироскопа не имеет к этому феномену никакого отношения.  

Почему велосипед под нами не падает?

После того, как вы поняли,  как правильно ездить на велосипеде, ваш мозг постоянно включен в работу над тем, чтобы удержать равновесие. Знаете ли вы поговорку британцев, о несложной задаче: Это столь же просто, как ездить на велосипеде.

Так как именно мы удерживаем велосипед под собой?

При езде на велосипеде, вращающееся колесо стремится к продолжению вращения вокруг своей оси.  По такому же принципу вращается планета Земля. Мотоциклистам проще понять этот принцип, за счёт быстроты и массивности колёс.

Велосипедисты же почти не сталкиваются с ним, так как колёса лёгкие, и на малой скорость крутятся медленно. Если бы здесь имел место эффект гироскопа, то любой человек, даже не умеющий ездить на велосипеде мог бы просто оттолкнуться ногой.

За умение кататься на велосипеде так же, отвечает исключительно ваш мозг. 

Проведите эксперимент попробуйте проехать по начерченной абсолютно прямой линии на ровной поверхности.  Это практически не возможно. Так же как и пройти по ней тоже вряд ли получится.

А вот если вы встанете на одну ногу на цыпочки и попробуете удержать равновесие при помощи рук – это будет очень сложно, но чтобы удержать равновесие попробуйте прыгать с ноги на ногу.

Велосипед сделан таким образом, что удерживать равновесие можно при помощи наклонов вправо и влево.  Если вы понаблюдаете, то же происходит при ходьбе и беге. Мозг управляет вашим телом и его движениями.  Если вы наклоняетесь вправо, то при следующем шаге наклонитесь влево.  При езде на велосипеде вы делаете то же самое.

При падении вы бессознательно поворачиваете руль в ту же сторону, чтобы изменить положение колеса, а после автоматически возвращаетесь  на прежнюю траекторию движения. Особенно сильно такие движения заметны у новичков, а почти не проявлены у опытных велосипедистов.

Конструкция велосипеда содержит несколько элементов, помогающих при езде на велосипеде: наклон рулевой колонки при помощи него переднее колесо касается земли в точке, находящейся сзади от точки проекции рулевой оси на землю. Расстояние между этими точками называется выкатом.

Существуют велосипеды с обратным рулём, в основном их используются в цирке.  Но для того, чтобы научиться ездить на нём, нужно переучить мозг и разучиться ездить на обычном велосипеде.

На детские велосипеды часто ставятся дополнительные колёсики по бокам.  Но при этом навык равновесия утрачиваются, и при их снятии потом приходится снова приучать мозг отслеживать процесс езды и контролировать его.

Ваш мозг должен научиться контролировать равновесие, для более быстрого обучения лучше сразу снять  тренировочные колесики и научиться «вилять», удерживая равновесие.  И ещё один полезный навык умение правильно падать, об этом мы писали в статье Как правильно падать с велосипеда.

Тренируйтесь, если вы ещё не умеете кататься на велосипеде, и помните за умение удерживать равновесие отвечает только ваш мозг.

Источник: https://www.velosiped.kz/news/pochemu-velosiped-ne-padaet-pri-ezde

Основные ошибки при езде на велосипеде

Ошибка 1. Подними седло!

Сколько раз вы видели маунтин-байкера с опущенным, как у гонщика BMX, седлом? Горный велосипедист — частично ездок, частично мотор. Слишком низко опущенное седло может снизить мощность вашего мотора вдвое! Контролировать байк легче не станет, но чем сильнее вы будете нажимать, тем чаще начнут болеть колени.

Установите седло достаточно высоко, чтобы ваше колено было согнуто лишь слегка, когда нога находится в самом низком положении цикла педалирования. Если необходимо, опустите седло на 1-1,5 см от этого положения, не более. Ноги должны касаться земли для ходьбы, а не для езды на велосипеде.

Для определения точной высоты седла измерьте расстояние от верхней точки берцовой кости до пола и умножьте его на 0,883 — это и будет расстояние от центра каретки до верхней части центра седла.

Ошибка 2. Полегче дави на тормозные ручки!

Держите на тормозе два пальца (мизинцем и безымянным, а не указательным!), а не руку. Очень важно каким пальцем вы нажимаете на тормозную ручку: нажатие крайними пальцами значительно легче, так как рычаг там больше, а следовательно и момент силы мизинца больше, чем указательного пальца у основания ручки.

Начинающие часто хватаются всей рукой за тормозные ручки при малейшей опасности. Кроме того, что это верный способ перелететь через руль, при этом теряется контроль над велосипедом, так как не остается пальцев на ручках руля. Держите на руле, по крайней мере, мизинец и безымянный палец — оставшихся двух пальцев вполне достаточно для торможения.

К тому же, современные тормозные ручки частенько так и разрабатываются, чтобы на них помещалось только два пальца.

Ошибка 3. Используйте оба тормоза!

Не верьте тому, кто говорит, что передним тормозом небезопасно пользоваться. Многие новички часто используют только задний тормоз, куда бы они ни ехали.
Надо же пользоваться обоими равно эффективно.

Однако на бездорожье передний тормоз — основной игрок. Почти весь вес велосипеда перемещается на переднее колесо при торможении, на спуске.

Для начала научитесь пользоваться передним и задним тормозом одинаково хорошо.
Приучитесь чувствовать ход ручки.

Обратите внимание, что ход тормозных ручек должен быть настроен одинаково или, для переднего тормоза ход должен быть чуть больше.

Защититесь от передавливания переднего тормоза в случае опасности, держа на заднем тормозе два пальца, а на переднем — один.

Вслушивайтесь в звук, издаваемый покрышками о землю, как только колесо оказывается заблокированным, немножко отпускайте тормоз, чтобы колесо вращалось.

Не важно как медленно: пока колеса вращаются, вы можете управлять велосипедом. На зажатых (заблокированных) колесах повернуть почти невозможно.

Ошибка 4. Слезайте назад!

Одна из распространенных причин падений на спусках заключается в том, что велосипедист неожиданно пугается, зажимает тормоза, подается вперед седла и пытается зацепиться ногами за землю. Обычно продолжение сценария таково: велосипедист ударяется ногами о руль и дальше «спускается» отдельно от велосипеда, кувырком.

Когда вы проходите спуск и понимаете, что теряете контроль над байком, нужно, оставляя одну ногу на педали, сместить корпус тела назад, лечь животом на седло и попытаться остановиться другой ногой. В этом положении можно слезть с велосипеда и спускаться дальше на ногах (а не на спине).

Ошибка 5. Не переборщите с одеждой!

Многие начинающие велосипедисты любят кататься в джинсах, свитерах, теплых спортивных костюмах и т.д.

Полегче! Теплая одежда быстро доведет велосипедиста до «точки кипения». Свитера и джинсы быстро впитывают пот, становятся мокрыми, и поэтому вы в них можете еще и замерзнуть, если остановитесь, да и не очень приятно кататься в насквозь промокшей от пота одежде.

Используйте легкие прохладные ткани, которые прекрасно впитывают пот тела и защищают от ветра, такие как нейлон или лучше специальные хай-тен материалы (Gore-Tex и др.).

Лучше всего, чтобы вам было прохладно, когда вы выезжаете, иначе есть опасность свариться уже через 20 минут прогулки.

Лично я в холодное время года использую термобелье под низ, джерси сверху. При необходимости сверху специальную ветрозащитную, но не жаркую велокуртку. На ноги — велочулки (они не пропускают ветер) или велошорты с удлинителями ноги.

Читайте также:  Велоинструменты: компактный набор ключей и шестигранников для велосипеда

Ошибка 6. Пьем и не писаем

Спортсмен, организм которого хорошо снабжен водой, может ехать около двух часов (в прохладную погоду) перед тем, как он начнет страдать от обезвоживания. Начинающие редко пьют, даже если вода у них есть.

Чтобы не чувствовать себя после езды разбитым, нужно пить, по крайней мере, каждые 15-30 минут, даже в холодную погоду. Это спасет вас от болезненных ощущений в мускулах и от ненужных страданий в конце поездки.

Ошибка 7. Полегче в начале!

Велосипедист, который более месяца не катался, может ехать довольно быстро, даже если он в плохой физической форме на запасах организма.

Не пытайся всех победить, если вы в первый раз за долгое время выехали на тропу! Катание на байке доставляет так много удовольствия, что мы все хотим сразу же гнать со всей дури.

Осторожно! Если вы сожжете все запасы своего тела в начале дня, потом будет не так весело. Езжайте спокойно, пока вы не проехали большую часть пути.

Ошибка 8. Эй, я сейчас упаду!

Ваши глаза — это продолжение вашего мозга. Новички часто страдают от фиксации на различных объектах, встречающихся на пути. Если на тропинке появляется здоровый камень, корень или яма, они смотрят на это, думая, что делать, и едут прямо в центр препятствия.

Почему? Глаза так влияют на ваш мозг, что неосознанно ведут вас туда, на чем вы их фокусируете. Заставляйте себя смотреть на безопасные пути. Смотрите за поворот, а не на его крутые края. Если и вправду хотите свалиться с горы, взгляните вниз — и вы свалитесь!

Если вы маневрируете среди людей или препятствий, смотрите на следующее препятствие, а не на ближайшее.

Источник: http://spbvelo.ru/content/osnovnye-oshibki-pri-ezde-na-velosipede

Причины падения с велосипеда

По какой причине или стечению обстоятельств можно упасть с велосипеда?

Содержание статьи

Падение при ухудшении сцепления колес с дорогой

Когда вектор сил, действующий на колесо в месте касания его с грунтом направлен по его плоскости, колесо нормально катиться. При плохом сцеплении, любая боковая сила вызывает скольжение колеса, а не качение. Как правило такое явление наблюдается на песке, при гололеде или на мокром асфальте.

При поворотах, на переднее колесо начинает действовать боковая сила, велосипед начинает терять управляемость и падает. Объективная оценка скользкости грунта, правильно выбранная скорость движения, а также подходящая резина снижает вероятность падения в определенных условиях.

Падения от потери скорости

Причины падения с велосипеда как известно, равновесие велосипеду обеспечивает его движение. При езде по мягким грунтам, грязи или песку, скорость велосипеда падает если не хватает сил ее поддерживать и велосипед заваливается.

Если выставить ногу, то падения не произойдет. Когда ноги пристегнуты контактными педалями или туклипсами, быстро освободить ногу порой не получается и происходит падение. Поэтому на плохих дорогах ноги к педалям лучше не фиксировать.

Падение при неправильном торможении

Нормальное положение вещей, когда колеса велосипеда крутятся. Слишком сильное усилие приложенное к тормозам вызывает переход колес с качения на скольжение (юзом). Об этом необходимо помнить и стараться избегать слишком резкого торможения, чтобы не упасть.

Читайте также  Велосипедисты и собаки

Почему падают с велосипеда — при его технической неисправности

Такие вещи случаются в основном у велосипедистов, которые не желают регулярно ухаживать за велосипедом, осматривать его и выбирают принцип сломается поменяю. Хотя, иногда падение от неисправности велосипеда происходит и у правильных и аккуратных велосипедистов, которые хотят и следят за велосипедом.

Происходит это когда компоненты велосипеда имеют брак или скрытые дефекты, которые нельзя обнаружить при визуальном осмотре. Во время зимних поездок при низких температурах компоненты велосипеда, изготовленные из пластмассы и даже из алюминия утрачивают пластичность и при больших нагрузках могут разрушится.

Падения от неправильного маневрирования

Происходит это у тех, кто пренебрегает физическими законами. Все силы, которые действуют на переднее колесо в пределах его плоскости позволяют преодолевать препятствия на дороге путем качения колеса.

Если въехать на невысокий бордюр или рельсу, когда колесо находится перпендикулярно препятствию, то можно без последствий преодолеть его. Но, пересечение такого препятствия под острым углом, руль поворачивается и колесо соскальзывает, что приводит к падению.

Все невысокие препятствия по возможности лучше проезжать под прямым углом.

Причины падения с велосипеда причин, чтобы упасть с велосипеда предостаточно, все не перечислишь. Сюда также входят чисто человеческие факторы неправильное закрепление груза на велосипеде, невнимательная езда в группе, расслабленность и т. д.

Читайте также  Противоугонный шлем Head-Lock

Еще почитать на эту тему:

Как правильно упасть с велосипеда. Как правильно упасть с велосипеда, когда на принятие решения остаются доли секунды? Очень важный момент. Некоторые соображения на эту тему

Устойчивость велосипеда при торможении. Во время торможения при езде на велосипеде, главное сохранять равновесие. Торможение не менее важный момент, чем сама езда, а скорей всего самый важный, потому что от этого зависит здоровье велосипедиста…

Езда на велосипеде в дождь. Как правило велосипедист попадает под дождь уже в дороге. Летом попасть под дождь не так страшно, а вот в холодную погоду это доставит много неприятностей. Поэтому, по возможности надо быть готовым к такому стечению обстоятельств и знать элементарные правила…

Опасности на дороге для велосипедистов. На дороге всегда появляются различные вещи, представляющие опасность для велосипедистов. Это погибшие животные, выпавшие из автомобилей предметы, разлитое машинное масло…

Езда на велосипеде по тротуарам. При движении по тротуару велосипед с юридической точки зрения ничем не отличается от автомобиля, который движется по тротуару и ответственность за это нарушение одинаковая для обоих водителей. Но как говорят в Одессе – это две большие разницы…

Сохрани, чтобы не потерять

zetwin 2015-09-28 2015-09-28 zetwin

Источник: http://variable.pp.ua/prichiny-padeniya-s-velosipeda/

Почему велосипедист не падает?

ПодробностиКатегория: ПочемучкаОпубликовано 07.01.2013 07:59Автор: АдминистраторПросмотров: 1757

Попробуй-ка сесть на неподвижный велосипед, а потом поднять обе ноги над землей! Ты и трех секунд не продержишь ноги на весу! Но стоит только попробовать поехать, как твой велосипед немедленно превратится в очень устойчивое средство передвижения.

Выходит, во время движения появляются силы, удерживающие велосипед в равновесии. Что же это за силы?

Версия первая

От падения велосипед удерживает гироскопический эффект, возникающий при вращении колес. Этот же эффект, кстати, не дает упасть вращающемуся волчку.

Что же касается волчка — давай превратим в него велосипедное колесо. Для этого, расположи, снятое с велосипеда колесо, горизонтально, поставив ось на твердую поверхность. Чтобы, подобно волчку, заставить колесо стоять на своей оси, колесо придется очень сильно раскрутить. А ведь на велосипеде можно ездить, не падая, даже когда его колеса вращаются гораздо медленнее!

Версия вторая

Велосипед не падает, потому, что велосипедист рулит им. Как только велосипед начинает падать, велосипедист тут же, невольно повернет руль в сторону, куда падает. Велосипед начинает поворачивать, и возникающая центробежная сила выравнивает его, не давая упасть.

Что ж, версия неплохая! Ведь обучение езде на двухколесном велосипеде и заключается в том, чтобы научиться поворачивать рулем на нужный угол. Но почему же тогда не падают те, кто умеют ездить «без руля», то есть, не держась за руль?

Версия третья

Если колесо наклонить, оно покатится не по прямой, а по окружности, центр которой находится в той же стороне, куда наклонено колесо. Падая, велосипед наклоняется, а значит, вместе с ним наклоняются и колеса. Наклоненный велосипед поворачивает, и центробежная сила стремится компенсировать падение — точно так же, как это объяснялось в предыдущей версии.

С наклоненным колесом все верно. Но согласно этой версии, выравнивание велосипеда происходит само собой, значит, чем меньше ты будешь вмешиваться в процесс, тем лучше. Давай сведем твое участие к минимуму, лишив возможности рулить, для этого наглухо приварим переднюю вилку велосипеда к раме. Далеко ли ты уедешь?

Версия четвертая

Все дело в конструкции велосипеда. Наклоним велосипед, держа его за седло. Мы увидим, что передняя вилка автоматически повернется в сторону наклона. Значит, как только велосипед начинает падать, его переднее колесо начнет само поворачиваться в сторону падения. Ну, а дальше, вступает в работу все та же центробежная сила.

Этот вариант вполне подошел бы для объяснения того, каким образом удается управлять велосипедом при езде «без рук»! Может, тогда не нужны ни руль, ни умение ездить? Но почему же тогда велосипед падает, если на нем никто не сидит, когда, например, ты толкаешь пустой велосипед с горки?

Выходит, ни одна из предложенных версий не подходит полностью? Но велосипедист, тем не менее, не падает! Как ты думаешь — почему?

В качестве возможных ответов мы изложили четыре версии, правда, для каждой версии можно найти соображение, ставящее под сомнение ее правильность.

Итак, где истина: велосипед не падает из-за возникающего гироскопического эффекта, из-за того, что им рулит велосипедист, из-за наклона колеса или из-за свойств собственной конструкции?

Правильный ответ — все эти четыре фактора удерживают велосипедиста от падения, но, в зависимости от условий езды, влияние этих факторов меняется.

Так, при очень медленной езде, главное, что помогает держать равновесие,— это работа рулем. На большой же скорости, руль можно вообще отпустить, в этой ситуации небольших наклонов будет достаточно для управления велосипедом.

Источник: http://atz-box.ru/stati/pochemychka/2220-pochemy-velosipedist-ne-padaet414.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector